Исихазм после Паламы Христианский Восток с XIV в. по сей день В Византии XIV столетия Палама не был единственным учителем мистики. Рядом с ним стоит притягательная личность преп. Григория Синаита . Мы уже говорили об этом строгом учителе, не принимавшем участия в вероучительных спорах с Варлаамом и ему подобными. Но, живя в Болгарии, он очень много сделал для распространения исихастской мистики в странах славянского языка. В области духовной жизни его влияние было даже сильнее, чем влияние Паламы. Егонебольшие труды о молитве в их целом дают нам подробный исихастский Устав. Их бесчисленные указания основаны на тщательном наблюдении за психологическими состояниями, переживаемыми монахами; с ними соседствуют предписания для «чистой молитвы» и использования психофизического метода Никифора. Сочинения Григория Синаита систематизируют всю исихастскую традицию, включая и умозрительную, интеллектуалистскую мистику Евагрия и пророческий дух Симеона Нового Богослова , и духовное учение о сердце, восходящее к Макарию. Эта систематизация Григорием Синаитом исихастской духовности одновременно и облегчила Паламе его богословский синтез, и сделала его более нужным. Хотя Григорий Синаит и Палама жили на Афоне одновременно, мы не знаем, каковы были отношения, возможно, существовавшие между ними. Это отсутствие сведений может навести на предположение, что поначалу между двумя представляемыми ими тенденциями было некоторое соперничество. Во всяком случае, если между двумя учителями и были расхождения, они не повлияли на их учеников; Марк, Исидор, Каллист и другие близкие к Синаиту люди в Константинополе становились самыми ревностными сторонниками богословия Паламы. Более того, болгарские ученики Григория настояли на подтверждении постановлений константинопольского Собора 1351 г. Тырновским патриархатом. Так выработанное Паламой и утвержденное Церковью богословское догматическое построение было принято всей исихастской традицией в целом. В самых широких слоях византийского монашества «чистая молитва» отождествлялась исключительно с «молитвой Иисусовой» и мистикой Имени. «Метод» Никифора, хотя и очень распространенный, играл лишь подчиненную роль; а если исихастская духовность проникала в богослужебные уставы монашеских общин, она расширяла и обогащала их, но не стремилась их заменить. По этому поводу мы приведем здесь текст, который позже стал широко известен: «Сотницу» Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, двух афонских монахов второй половины XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Сортировать по Исключить новости Кто такие святые? Неуместно ставить вопрос о канонизации преуспевшего полководца или государственного мужа на том лишь основании, что его труды и подвиги принесли державе и народу большие геополитические или экономические блага 14 июня, 2014 Неуместно ставить вопрос о канонизации преуспевшего полководца или государственного мужа на том лишь основании, что его труды и подвиги принесли державе и народу большие геополитические или экономические блага Византийский богослов и церковный историк XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул в синаксаре Недели Всех святых пишет, что в «первое воскресенье по Пятидесятнице совершаем празднование всем святым по всей вселенной – в Азии, Ливии и Европе, на севере и юге. Настоящий праздник божественнейшие отцы определили совершать после схождения Всесвятого Духа, как бы указывая, что все это произведено чрез апостолов Его пришествием, которое умудрило и просветило происшедших от нашего смешения, восстановило их в [прежнем достоинстве человека] для восполнения отпавшего ангельского чина и чрез Христа к Богу привело: одних –мученичеством и кровью, других – добродетельной жизнью и обычаями». Немногими словами выражена суть не только праздника, но и святости, зачастую превратно понимаемой и ошибочно отождествляемой как с героизмом, так и с наивностью (балансирующей на грани глупости и безумия), но чаще все же с героизмом, а канонизация воспринимается как посмертное признание заслуг и награждение почетным званием или орденом. Из-за этой путаницы и возникают поползновения канонизировать «за заслуги перед Отечеством» не только вполне обычных (в плане своей духовной жизни) людей, но даже таких прославленных изощренной безнравственностью знаковых в своей одиозности фигур, как, например, «оклеветанные» Иван Грозный, Григорий Распутин, Иосиф Сталин. Попытаемся внести некоторую ясность. Святость «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев.19; 2). Если смысл человеческой жизни в богоуподоблении, а Бог – свят, святость можно назвать всеобъемлющей добродетелью. Это природное свойство Божие, которому человек приобщается по благодати, в стремлении уподобиться своему Первообразу, своему Небесному Отцу. Происходит это через труды и скорби не потому, что святость чужда человеку (она была ему по дару присуща от сотворения как богоподобному существу), но потому, что человек через грехопадение утратил ее и как бы пророс тернием страстей.

http://pravmir.ru/kto-takie-svyatyie/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Никифор Каллист Ксанфопул. " Церковная история " . Издание 1630 года Никифор Каллист Ксанфопул (греч. Νικηφρος Κλλιστος Ξανθπουλος, кон. XIII - перв. пол. XIV в.), византийский писатель-богослов, агиограф, поэт и гимнограф, последний церковный историк Византии О его жизни известно мало . Вероятно, он был клириком при храме св. Софии в Константинополе . Его сочинения выдают в нем образованного человека. Его нередко называют монахом, но твердых оснований для этого нет. Некоторые памятники, сохраненные рукописной традицией, приписываются Нилу Ксанфопулу: в этой связи считается, что в конце жизни Никифор стал монахом под именем Нил. Скончался в первой половине XIV века, по разным источникам - ок. 1312 , 1317 , 1335 или 1350. Труды Наибольшую известность получила его пространная " Церковная история " (Εκκλησιαστικ Ιστορα), сохранившаяся в 18 книгах, - первое после многовекового перерыва (после церковной истории Евнапия Сардского , написанной в начале V в.) произведение этого жанра в византийской традиции. В указанном тексте повествование доведено до смерти императора-узурпатора Фоки в 610 году, однако оглавление памятника перечисляет 23 книги, из обзора содержания которого следует, что еще пять книг " Церковной истории " завершались событиями 911 года, связанных со смертью Льва Философа. Выполнил ли автор высказанное в предисловии намерение довести изложение до современного ему периода, неизвестно, так как находок такого продолжения не последовало: единственная рукопись этого сочинения найдена в Афинской библиотеке, откуда она перенесена в Константинополь, а затем в Венскую библиотеку. Издано в латинском переводе Иоанном Ланжем (Иоанн Ланге, нем. Lange) в 1553 году; греческий текст опубликовал в Париже в 1630 году Фронтон ле Дю, с издания которого его перепечатал Минь в 145-147 томах Патрологии .

http://drevo-info.ru/articles/13678469.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР КАЛЛИСТ КСАНФОПУЛ [Греч. Νικηφρος Κλλιστος Ξανθπουλος] (50-70-е гг. XIII в.- ок. 1335, К-поль), визант. церковный историк, агиограф, поэт, гимнограф, писатель. О его жизни известно крайне мало. Даты рождения и смерти Н. К. К. неизвестны и устанавливаются предположительно. Н. К. К. учился и большую часть жизни работал в патриаршей школе при соборе Св. Софии, был священником соборного клира; здесь же пользовался богатой б-кой (PG. 145. Col. 609). Расцвет его творчества приходится на 2-ю половину правления визант. имп. Андроника II Палеолога (1-я четв. XIV в.), к-рому Н. К. К. посвятил свой главный труд - «Церковную историю». Как преподаватель риторики для своей работы Н. К. К. составил прогимнасмы, сборник учебных упражнений ( Glettner. 1933) и др. Он был дружен с ученым и политиком Феодором Метохитом , к-рый посвятил Н. К. К. одну из своих поэм ( Cunningham, Featherstone, Georgiopoulou. 1983). Н. К. К. также состоял в переписке с крупными деятелями визант. культуры - Михаилом Гаврой, Никифором Хумном; ок. 1300 г. ему было отправлено письмо от Каллиника, архимандрита мон-ря Кузина в Иерусалиме. Визант. ритор Мануил Фил посвятил Н. К. К. неск. похвальных слов, Феодор Метохит - одно. Вероятно, незадолго до смерти Н. К. К. принял монашеский постриг с именем Нил. Писательское наследие Н. К. К. весьма значительно. Наряду с «Церковной историей» сохранилось много небольших сочинений Н. К. К., отражающих широту его профессиональных и научных знаний. Вместе с тем труды Н. К. К. изучены далеко не в полной мере: нет научно-критического издания «Церковной истории», многие прочие труды оценены фрагментарно, ряд работ не издан. Остается во многом неясным, существовала ли у Н. К. К. некая идея, объединяющая столь разнородные произведения, насколько их материал отражает личное мировоззрение автора, или же он работал, в основном лишь ориентируясь на вкусы своих заказчиков из ведомства К-польской Великой ц. и имп. двора. Сочинения « Церковная история»

http://pravenc.ru/text/Никифор Каллист ...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " Источник еси воистинну воды живыя, Владычице " 24 апреля, в пятницу Светлой седмицы, Православная Церковь отмечает праздник иконы Божией Матери " Живоносный источник " . Икона Божией Матери " Живоносный Источник " По материалам статьи из т. 19 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г.    " Живоносный Источник " [ " Живоприемный Источник " ], образ Божией Матери. Иконография связана с прославлением целебного источника за городской стеной Константинополя поля у Силиврийских ворот, на месте к-рого, по преданию, в V в. имп. Лев I основал Живоносного Источника мон-рь. Текст анонима X в. о чуде обретения источника и 47 случаях исцеления от него (лат. De sacris aedibus... P. 878-889) стал основой для пересказа визант. церковным историком Никифором Каллистом Ксанфопулом между 1306 и 1328 г. В добавлении к тексту анонима мон. Никифор Каллист сообщил о прекращении чудес от источника в годы лат. управления Константинополем (1204-1261) и Лионской унии (1274), заключенной имп. Михаилом VIII Палеологом (1259-1282), и их возобновлении (15 чудес) по вступлении на престол имп. Андроника II Палеолога (1282-1328). Пересказывая источник X в., Никифор Каллист упоминает 2 чудотворных образа Божией Матери. Один из них находился в главном нефе монастырского храма и, очевидно, являясь частью композиции " Благовещение " (у колодца?), был парным изображению арх. Гавриила. Другой помещался в крипте, рядом с источником. По преданию, именно от этого образа получила исцеление от бесплодия жена имп. Льва VI Мудрого Зоя Карвонопсина: " Отмеренный моток шелка, равный по длине образу Богоматери, что справа (от образа) Спасителя нашего в Катапиги (крипте), опоясан был вокруг (ее лона), по милости (Богоматери) она зачала славного императора Константина (VII Багрянородного) " (цит.

http://sedmitza.ru/text/679877.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» [греч. Ζωοδχου Πηγ; «Живоприемный Источник»], образ Божией Матери. Иконография связана с прославлением целебного источника за городской стеной К-поля у Силиврийских ворот, на месте к-рого, по преданию, в V в. имп. Лев I основал «Живоносный источник», с предстоящими праведными Иоакимом и Анной. Роспись ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион в Мистре. Ок. 1322 г. «Живоносный источник», с предстоящими праведными Иоакимом и Анной. Роспись ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион в Мистре. Ок. 1322 г. «Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастырь . Текст Анонима X в. о чуде обретения источника и 47 случаях исцеления от него (De sacris aedibus… P. 878-889) стал основой сочинения византийского церковного историка Никифора Каллиста Ксанфопула, написанного между 1306 и 1328 г. (Λγος διαλαμβνων…). В добавлении к тексту Анонима Никифор Каллист сообщил о прекращении чудес от источника в годы латинского управления К-полем (1204-1261) и Лионской унии (1274), заключенной имп. Михаилом VIII Палеологом (1259-1282), и об их возобновлении (15 чудес) после вступления на престол имп. Андроника II Палеолога (1282-1328). Пересказывая источник X в., Никифор Каллист упоминает 2 чудотворных образа Божией Матери. Один из них находился в главном нефе монастырского храма и, очевидно, являясь частью композиции «Благовещение» (у колодца?), был парным изображению арх. Гавриила. Другой помещался в крипте, рядом с источником. По преданию, именно от этого образа получила исцеление от бесплодия жена имп. Льва VI Мудрого Зоя Карвонопсина: «Отмеренный моток шелка, равный по длине образу Богоматери, что справа (от образа) Спасителя нашего в Катапиги (крипте), опоясан был вокруг (ее лона), по милости (Богоматери) она зачала славного императора Константина (VII Багрянородного)» (цит. по: Тэлбот. 1996. С. 118). Из описаний неясно, в какой технике (мозаика? рельеф?) было выполнено изображение.

http://pravenc.ru/text/182259.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ ЕВАГРИЯ СХОЛАСТИКА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru " Церковная история " Евагрия Схоластика , одно из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви " Церковная история " была завершена в 594 году в Антиохии (ныне Антакья, Турция). Сочинение состоит из 6 книг, охватывает более 160 лет, от возведения Нестория на Константинопольский престол в 428 году до 593/4 г., и представляет собой продолжение " Церковной истории " блж. Феодорита, еп. Кирского , написанной в 450-х годах. " Церковная история " Евагрия Схоластика сохранилась в четырех рукописях: Laurent. LXIX 51 (XI в.); LXX 23 (кон. XII в.); Patm. 688 (XIII в.); Baroc. 142 (XIV в.). Наиболее ценными считаются два древнейших кодекса, которые и используются как основа для изданий. " Церковная история " была известна свт. Фотию Константинопольскому и описана им в «Мириобиблионе» . В Византии ею пользовались автор Жития прп. Симеона Столпника (Младшего) (VII-VIII вв.) и историк начала XIV века Никифор Каллист Ксанфопул . Первое печатное издание «Церковной истории» было подготовлено Р. Стефаном и появилось в Париже в 1544 году . На русский язык " Церковная история " впервые была переведена и издана в 1853 году (переводчик неизвестен), новый комментированный перевод опубликован И. В. Кривушиным (СПб., 2006). Источники Источники, использованные в сочинении Евагрия Схоластика , многочисленны. Он опирался как на устную традицию, так и на письменные памятники, в т. ч. на исторические произведения Прокопия Кесарийского , Приска Панийского , Зосима; на истории Церкви Сократа Схоластика , Захарии Ритора ; на хроники Иоанна Малалы , Евстафия Епифанийского ; на Жития прп. Симеона Столпника (Младшего) , мц. Голиндухи Персидской ; на многочисленные официальные послания церковных деятелей (напр., св. Кирилла, архиеп. Александрийского , св. Льва I Великого , папы Римского, Нестория , Петра III Монга , патриарха Александрийского, Севира, патриарха Антиохийского ); на постановления императоров (Льва I, Василиска Флавия, Зинона, Юстина II); на акты Соборов (в т. ч. III, IV и V Вселенских).

http://drevo-info.ru/articles/13676622.h...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24     Личность писателя Евангелия Происхождение Евангелия от Луки Повод и цель, место и время написания Евангелия О подлинности и целости Евангелия от Луки Содержание Евангелия План Евангелия Источники и пособия при изучении Евангелия от Луки     Личность писателя Евангелия Евангелист Лука, по сказаниям, сохранившимся у некоторых древних церковных писателей ( Евсевия Кесарийского , Иеронима, Феофилакта, Евфимия Зигавина и др.), родился в Антиохии. Имя его, по всей вероятности, представляет собой сокращение римского имени Луцилий. Был ли он по происхождению иудей или же язычник? На этот вопрос отвечает то место из Послания к Колоссянам, где апостол Павел отличает Луку от обрезанных ( Кол.4:11–14 ) и, следовательно, свидетельствует о том, что Лука был родом язычник. Можно с уверенностью предположить, что, прежде чем вступить в Церковь Христову, Лука был иудейским прозелитом, так как он очень хорошо был знаком с иудейскими обычаями. По своей гражданской профессии Лука был врачом ( Кол.4:14 ), а церковное предание, хотя и довольно позднее, говорит, что он занимался и живописью (Никифор Каллист Ксанфопул. «Церковная история»). Когда и как он обратился ко Христу – неизвестно. Предание о том, что он принадлежал к числу 70 апостолов Христовых (Epiphanius. Adversus haereses, LI, 12 и др.), не может быть признано заслуживающим доверия ввиду ясного заявления самого Луки, который не включает себя в число свидетелей жизни Христа ( Лк.1:1 и сл.). Он выступает в первый раз спутником и помощником апостола Павла во время второго миссионерского путешествия Павла. Это имело место в Троаде, где, может быть, до этого и жил Лука ( Деян.16:8 и сл.). Затем он был с Павлом в Македонии ( Деян.16:10 и сл.) и, во время третьего путешествия, в Троаде, Милете и других местах ( Деян.24:23 ; Кол.4:14 ; Флм.1:24 ). Он сопровождал Павла и в Рим ( Деян.27:1–28 ; ср. 2Тим.4:10 ). Затем сведения о нем прекращаются в Писаниях Нового Завета и только сравнительно позднее предание ( Григорий Богослов ) сообщает о его мученической кончине; его мощи, по свидетельству Иеронима («De viris illustribus», VII), при императоре Констанции перенесены были из Ахеи в Константинополь. Происхождение Евангелия от Луки

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иоанн Лествичник [греч. ωννης τς Κλμακος] (VI–VII века), преподобный (день памяти 30 марта и в 4-ю Неделю Великого поста), игумен Синайского монастыря, автор классического произведения византийской аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения». Житие. Основным источником сведений о жизни Иоанна Лествичника является «краткое житие» (βος ν πιτομ), составленное Даниилом Раифским 1 . В Житии содержится немного фактических данных, поскольку оно является не столько жизнеописанием, сколько панегириком. Некоторые сведения об Иоанне Лествичнике приводятся в «Различных повествованиях о святых отцах, подвизавшихся на Синае» преподобного Анастасия Синаита 2 . Менее надежные сведения об Иоанне Лествичнике имеются в схолиях на текст «Лествицы». Происхождение Иоанна Лествичника неизвестно. В толковании на «Лествицу» Никифора Каллиста Ксанфопула указано: «Сей, как говорят некоторые, является сыном святого Ксенофонта. У него был и брат Аркадий» 3 . Из замечания следует, что Иоанн Лествичник родился в Константинополе в VI веке, однако это свидетельство не подтверждается никакими другими источниками. Семья Иоанна Лествичника была, по всей видимости, обеспеченной, поскольку до ухода в монастырь он получил образование, преуспев «во внешней мудрости» (ν γκυκλ σοφ) 4 . Согласно Житию, Иоанн Лествичник принял монашеский постриг на Синае в 16-летнем возрасте 5 . По небезосновательному предположению современного исследователя У.Дахари, в конце VI – начале VII века в Синайском монастыре подвизалось не более 100 монахов 6 . Опираясь на археологические данные, он полагает, что в районе Синайской горы всего существовало несколько десятков монашеских поселений 7 . Избрав для себя «средний путь» монашеского делания – путь послушания, Иоанн Лествичник вверился духовному руководству аввы Мартирия. В то время некто, именуемый Великий Анастасий, в беседе с Мартирием предсказал, что Иоанн Лествичник станет игуменом Синайского монастыря: «Ты постриг игумена Синая» (γομενον το Σιν κορευσας) 8 ; также Иоанн Савваит, подвизавшийся в пустыне Гуда, когда принял Мартирия с учеником, омыл Иоанну Лествичнику ноги как будущему игумену 9 . Вскоре после пострига (в 19-летнем возрасте или на 19-м году после пострига, в Житии говорится об этом недостаточно отчетливо) 10 , по смерти Мартирия, Иоанн Лествичник стал подвизаться в уединении в долине Фола (Θολς) у подножия горы Синай в 5 «знаках» (около 8км) от главного храма монастыря – на краю долины Святых Бессребреников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИНИЯ МЛАДШАЯ [греч. Εφροσνη Να] (ок. 854, Пелопоннес - 8.11.923, К-поль), прп. (пам. греч. 8 нояб.). Сведения об этой святой дошли до нас в 2 агиографических сочинениях, составленных приблизительно через 400 лет после ее кончины: в Житии (в заглавии оно приписано Никифору Каллисту Ксанфопулу (BHG, N 627)), появившемся между 1295 и 1320 гг., и в Энкомии Константина Акрополита († ок. 1324), ранее в научной литературе фигурировавшем как Энкомий прп. Евфросинии Александрийской (BHG, N 626m). Совпадающая внутренняя хронология обоих текстов, в основе которых предположительно лежит некое более раннее сочинение, позволяет с большой точностью датировать основные события жизни Е. М. В источниках исторического характера имя Е. М. не упоминается, ее память не была включена в Синаксарь К-польской ц. Согласно Житию, Е. М. происходила с Пелопоннеса. Ее отец 5 раз назначался стратигом Пелопоннеса, был очень богат и благочестив. Родители долгое время молились о рождении ребенка, к-рого обещали посвятить Господу. Благодаря этим молитвам у них родилась Е. М. Вскоре она была отдана на воспитание в монастырь. Когда она подросла, родители отправили ее для дальнейшего воспитания в К-поль к родственникам, принадлежащим к роду Агеластов (об этом роде см.: Cheynet J.-Cl. Pouvoir et contestations à Byzance, 963-1210. P., 1990. P. 229 f.). Через нек-рое время дядя Е. М. решил выдать ее замуж и нашел для нее хорошего жениха из знатного рода. Но когда все приготовления к свадьбе были почти завершены, Е. М. ночью сбежала из дома и спряталась на мельнице. Там она прожила 3 месяца, питаясь только хлебом и водой и проводя все дни в молитве. Мельнику трижды снился один и тот же сон, в к-ром голос приказывал ему найти рабу Божию Евфросинию. Тогда мельник и его жена начали поиски и обнаружили святую в хижине, где она молилась. Они дождались конца молитвы, а потом вошли и попросили остаться жить у них. Однако Е. М. тайно покинула их ночью и отправилась в порт. Взойдя на корабль, направлявшийся в Анапл (местность на азиат. берегу Босфора, о ней см.: Mango C. Bosporos//ODB. T. 2. P. 312-313), Е. М. переоделась в муж. одежду и пришла в один из находившихся в районе Анапла муж. мон-рей (по версии Энкомия, в один из монастырей на горе св. Авксентия в Вифинии), назвавшись Иоанном (согласно Энкомию, Иоанникием).

http://pravenc.ru/text/187894.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010