А.А. Половцов Захарьин, Петр Михайлович Захарьин , Петр Михайлович, писатель, однодворец, родился в селе Никольском Козловского уезда, Тамбовской губернии. Отец его, по показанию самого З. («Арфаксад, халдейская повесть» 1793 г. М., т. I, стр. XVII), происходил из татар, был взят в плен русскими и, приняв православие, остался жить в России. Занявшись торговлею, он довольно скоро приобрел значительное состояние, доходившее до 100000 рублей, которое по смерти перешло к его сыну. В помянутом сочинении З. говорит, что «российской грамоте он обучался у сельского дьячка», между тем как из письма поэта Державина к Гудовичу видно, что З. «в детстве своем воспитывался в доме статского советника Луки Никифоровича Волкова в Саратове вместе с сыном его, Петром Лукичом, что ныне генерал-майором, учился немецкому языку, арифметике и правописанию и, имея натуральную способность к словесным наукам, упражнялся в оных с самой своей молодости». Во всяком случае, З. образовал себя скорее чтением книг, к которым с детства питал страсть, чем учением; об этом он, впрочем, сам говорил своим знакомым, что все сведения, какие он имел, почерпнул из книг. В молодости З. служил на военной службе и даже участвовал в Турецком походе, «но – читаем дальше в том же письме Державина к Гудовичу – «получив развращение в своем поведении и сильное пристрастие к пьянству, не сделал в оной своего счастья». Неизвестно, был ли он исключен из службы или же по истечении срока, установленного для однодворцев, возвратился на родину, но бесспорно то, что он, предавшись необузданному пьянству, вскоре промотал весь капитал своего покойного отца. Впрочем, по словам самого З., имение отца его было расхищено, а самому наследнику достался только дубовый ящик, «заключавший в недрах своих разные ни к чему ненадобные и без разбору набросанные бумаги». Как бы то ни было, З. вынужден был «препровождать жизнь свою на прежнем своем жилище в крайней бедности, обучая, между прочим... детей у бедных дворян российской грамоте и немецкому языку».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Воспоминание об авторе Окружного Послания (Письмо к редактору «Брат. Слова») Вы напечатали в своем журнале воспоминания об Иларионе Георгиевиче и о вашем с ним знакомстве. Это опять побудило и меня написать несколько строк о моем с ним знакомстве и о моих с ним разговорах по некоторым важным вопросам, даже касающимся пресловутого Окружного Послания, им написанного. Первый раз я увидал Илариона Георгиевича в 1862 году, в доме покойного Ивана Никифоровича Горюнова 116 , который жил тогда у Москворецкого моста: там происходила у меня беседа с Семеном Семеновичем, на которой и присутствовал Иларион Георгиевич. На беседе, когда он увидел бессилие Семена Семеновича оправдать законность Австрийской иерархии, он сам вступил в беседу и с ревностью начал доказывать от божественного Писания необходимость священства, привел также многие изречения, из старопечатных книг. С моей стороны дан был ему следующий ответ: Вы привели от божественного Писания много доказательств необходимости священства. Но я и сам сознаю его необходимость, ищу его, желаю быть при нем; и моя с вами беседа не о том, необходимо ли священство, или нет в нем необходимости, но о вашем священстве: есть ли оно то самое, от Христа уставленное в трех чинах иерархии и таковым вечно долженствующее пребывать, которое необходимо нужно для спасения, – или не есть? Вот о чем я требую доказательств. Если вы докажете, что ваше священство истинное, от Христа уставленное, по преемству от Апостолов до вас дошедшее: тогда мы к нему приступим; а если не докажете, то приступить к нему, как не истинному, не согласимся, и будем искать, где есть священство истинное 117 . Все беспоповцы, подтвердив мои слова, говорили: докажите истинность вашего Австрийского священства, и мы пристанем к нему. Эти мои слова, как вода огонь, залили всю ревность Илариона Георгиевича. Он замолчал, предоставил вести беседу опять Семену Семеновичу, и во все время беседы ничего уже не говорил. Его молчание и уклонение от оправдания Австрийской иерархии тогда же дало мне понять, что сам он в правоте Австрийской иерархии не весьма твердо убежден, или по крайней мере находит себя не в силах защищать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Реферат этот был прочитан в заседании 22 марта 1902 года в Императорском Обществе любителей древней письменности. Кроме отрывков, принадлежащих к источникам греческим, в состав древнейших наших летописных сводов входят известия двоякаго рода: краткия погодныя записи (о военных и других событиях) в отдельныя сказания (в извлечениях). Известия перваго рода были, вероятно, первоначально приписками к переводной хро­нике Георгия Амартола, или летописца патр. Никифора, или еллинскаго летописца, и подобными готовыми записями могли пользоваться сводчики значительно позже самих со­бытий для целей спецально русскаго летописания. Другаго рода известия состоят из более связных и обширных разсказов, которые в летописных сводах распределяются иногда под разными годами и восходят к отдельным произведениям. существовавшим в русской письменности ранее «Повести временных лет». Появление таках сказаний нравоучительнаго характера легко поддается обяснению. Жития и назидательные разсказы, назначавшиеся для церковнаго употребления, должны были предшествовать летописям, как памятникам более сложным. Несколько наблюдений над источниками летописных известий последняго вида, относящихся к жизни св. Владимира, и имеет в виду настоящая заметка. Центральное место в летописном разсказе о св. Владимире занимает сказание о крещении князя, начинающееся под 6494 годом известием об испытании вер и о беседе св. Владимира с философом. При изучении этого сказания в том виде, в каком оно сохранилось под 986–1015 гг. в Новгородской пер­вой летописи и в «Повести временных лет », нельзя не придти к выводу, что оно содержать разсказ, составленный при помощи нескольких источников уже в то время, когда сложились разноречивыя известия об этом событии. О месте крещения св. Владишра сам летописец под 988 годом замечает: «Се же не сведуще право, глаголют, яко крестился есть в Киеве; инии же реша в Василеве; друзии же инако скажют» (Лавр. 3 , 109). Ясно, что летописец из противоречивых разсказов об одном и том-же событии выбирал сведения наиболее достоверныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВИКЕНТИЙ (НИКОЛЬСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Викентий (Никольский) ( 1888 - 1937 ), монах , преподобномученик Память 28 ноября , в Соборе Архангельских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской В миру Никольский Виктор Александрович, родился в 1888 году в городе Санкт-Петербурге . Его дед был священником в бедном сельском приходе, но отец его, Александр Петрович Никольский, окончив духовную семинарию, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, по окончании которого служил в Министерстве фи­нансов. Мать его была дочерью помещика Феодосия Никифоровича Северьянова, владельца имения в Новосильском уезде Тульской губернии. По собственным словам о. Викентия, " вышел я болезненным и слабым ребенком и в детстве часто болел. Десять лет от роду поступил в гимназию, которую и окончил со средними баллами. Потом хотел поступить на военную службу вольноопределяющимся, но меня забраковали по хроническому болезненному моему состоянию. Тогда пожил я некоторое время дома у родителей. Как хронически больной не интересовался я ни политикой, ни обычными житейскими делами, пробудилось во мне влечение к духовной жизни " . В мае 1913 года поступил послушником в Оптину пустынь. Нес послушание на кухне, а также читал правило ослабевшему настоятелю монастыря о.Ксенофонту. Позднее трудился в монастырских пекарне, просфорне, канцелярии и как почтальон. В духовной жизни был руководим духовником обители прп. Нектарием , от которого приобрел навык постоянной молитвы Иисусовой . После 1918 года был пострижен в монашество с именем Викентий. Настоятель монастыря предложил ему принять священный сан, но монах Викентий ответил, что за послушание он, может быть, и принял бы сан, но если бы спросили его пожелания, то он бы хотел остаться монахом. Желающему подвизаться в монашестве это куда более сподручно, нежели священнику-иноку, несущему тяготу и общественного служения.

http://drevo-info.ru/articles/13675777.h...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 2 Портал «Богослов.Ru» продолжает публиковать воспоминания Никифора Александровича Ильинского, основная часть которых посвящена Вологодской духовной семинарии. Это ценнейший источник сведений о семинарии, о вологодском духовенстве и о вологодском обществе конца XIX — начала XX в. Статья «Из далекого прошлого». Воспоминания Никифора Ильинского Л. 31 Гл. II Лето 1871 года я провел в занятиях, готовясь к поступлению в дух[овное] училище . Главным предметом моих занятий была арифметика, по которой занимался со мной диакон Влад[имир] Ив[анович] Попов . К нему ходил я еженедельно почти до самого отъезда в Никольск. Наступил август месяц. Назначен был и день выезда. Это было 4 августа. Утром в этот день мы – я и брат – сходили в церковь к литургии, после которой отслужен был напутствующий молебен. Когда, по возвращении из церкви, я увидел, что наш ямщик уже подвел лошадей к тарантасу, я не мог удержаться и заплакал. Еще более заплакал я, когда вошел в дом и заметил, что моя мать постоянно подносила платок к глазам — значит, тоже плакала. Подали Л. 31 об. обед, но к нему, кажется, никто не прикоснулся. Вошел дед, благословил нас, сел и сделал нам несколько наставлений. Предложено было нам одеться и сесть на места. Еще наставления, еще слезы. Помолились Богу и, простившись со всеми присными, мы вышли из дома. Я забрался в угол кибитки и заплакал. Наконец мы уселись и тронулись в путь. В этот день мы проехали только 16 в[ерст]. Имели ночевку в с[еле] Лапшинском у родственника, свящ[енника] Н. Ф. Кудрявцева . Следующая наша остановка на другой уже день была в селе Вочевском у родственника же, в то время диакона Колосова , впоследствии священника Флоро-Лаврской Вохомской ц[еркви]. От с[ела] Вочевского до Никольска оставалось проехать 70 верст, и этот путь мы проехали быстро. 6 августа в 9 ч[асов] утра, когда соборы благовестили к обедне,

http://bogoslov.ru/article/6174136

Званка, урочище. Званский Знаменский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты ... Званский Знаменский монастырь Новгородской губернии, основанный в 1869 г. по завещанию вдовы русского поэта Гаврилы Романовича Державина Дарьи Алексеевны в память мужа на месте державинского имения Званка. Имение на Званской горе было приобретено Дарьей Алексеевной у своей матери в 1797 г. на средства, полученные в приданное. Усадебный ансамбль был создан другом и родственником Г.Р. Державина, одним из крупнейших мастеров усадебного строительства XVIII в., архитектором Николаем Александровичем Львовым. Это уединенное тихое место так понравилось Гаврилу Романовичу, что он проводил в имении каждое лето, здесь он и скончался 8 июля 1816 г. При усадьбе первоначально не было церкви, и все жители окрестных деревень ездили за 5 верст в Никольскую церковь в селе Спасская Полисть. Судя по воспоминаниям, Гавриил Романович очень любил церковные службы и часто приглашал священника Никольской церкви послужить в доме молебен или всенощную. Об этом пишет автор путевых заметок, скрывшийся под инициалами «В.С.»: «... Я проезжал через Новгород. Здесь я вспомнил рассказ званского священника, что в девяти верстах от Новгорода в монастыре Варлаама Хутынского живет девяностолетний священник, отец Никифор, который погребал Державина. На другой день утром я был в келье отца Никифора, но к несчастью нашел его больным; он был так слаб, и от болезни, и от старости, что с трудом мог говорить. Отец Никифор был священником какого-то села, недалеко от Званки; в последствии его перевели в самую Званку, когда, после смерти Державина, супруга его построила там церковь. Державин часто приглашал к себе отца Никифора, просил его служить в своем дому всенощные, молебны...». Священник А. Ваучский, описавший историю Званского монастыря, сообщал, что Державин еще при жизни своей заготовил в своем имении материал для постройки храма во имя Обновления храма Воскресения Христова, но Дарья Алексеевна не хотела строить церковь по какому-то предрассудку, и построен храм был уже после кончины Г.Р. Державина, но согласно его желанию. Строительство было начато в 1817 г., а в 1821 г. церковь была освящена архимандритом Новгородского Юрьевского монастыря Фотием и была сделана приходскою для жителей всех деревень, принадлежащих Державиной, Дымно, Залозье, Антушево и Званка. Приход назывался Званка или Воскресенско-Тож, о чем свидетельствует церковная печать, оттиск которой хранится в Новгородском архиве. На содержание Званской церкви и священника при ней Дарья Алексеевна еще при жизни внесла капитал в 50 тысяч, а также выделила на содержание Никольской церкви 5 тысяч. Как писал А. Ваучский, храм отличался изящной архитектурой и художественной живописью (особенно хороша икона, изображающая Воскресение Христово).

http://sobory.ru/article/?object=37796

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января «Из далекого прошлого». Воспоминания Никифора Ильинского Мы начинаем публикацию воспоминаний Никифора Александровича Ильинского, основная часть которых посвящена Вологодской духовной семинарии. Это ценнейший источник сведений о Вологодской семинарии, о вологодском духовенстве и о вологодском обществе конца XIX — начала XX в. Обладая прекрасной памятью и прибегая по мере необходимости к доступным письменным источникам, Никифор Александрович составил необыкновенно достоверную и вместе с тем живую летопись событий, свидетелем которых он был. Статья Предисловие Мы начинаем публикацию воспоминаний Никифора Александровича Ильинского, основная часть которых посвящена Вологодской духовной семинарии. Н. А. Ильинский родился в 1861 года в селе Вознесенье-на-Вохме Никольского уезда Вологодской губернии в семье священника Вохомской Вознесенской церкви Александра Алексеевича Ильинского и его жены Елизаветы Никифоровны, в девичестве Троицкой. После окончания Никольского духовного училища в 1876 году он поступил в Вологодскую духовную семинарию, которую окончил в 1883 году студентом по I разряду (под 7). Вся жизнь Никифора Александровича была тесно связана с родной семинарией, где на протяжении 33 лет, с 1885 года до момента ее закрытия в 1918 году, он прослужил сначала надзирателем, а с 1889 года — в должности помощника инспектора семинарии. После Октябрьской революции Н. А. Ильинский остался в Вологде и начал работать секретарем в отделении рабоче-крестьянской инспекции, а потом перешел в среднюю школу и медицинское училище, где преподавал русский язык. В 1934 году он с женой Верой Кирилловной (Бабушкиной) переехал в Ленинград к детям. Вместе с женой Никифор Александрович остался в блокадном Ленинграде, где они оба погибли от голода в январе 1942 года и были похоронены на Серафимовском кладбище.

http://bogoslov.ru/article/6173070

Гридинская (Григорово). Церковь Николая Чудотворца. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Никольская церковь 1790 – 1792 гг. в деревне Гридинская (Григорово) отдалена от Вельска примерно на 60 км. Деревня находится в стороне от основных дорог на берегу маленькой речки Елюги. Общее архитектурное решение памятника по существу такое же, как и церкви в Никифорове, но вся постройка поднята на подклет. В связи с этим было устроено высокое крыльцо, расположенное по продольной оси с западной стороны. От него сохранились только выпуски бревен, поддерживавшие верхнюю площадку, один резной столб, а на стене – следы от двухскатного покрытия. Широкий вход в церковь обрамлен пятью массивными колодами. Стены здания имеют обшивку; кровли алтаря, трапезной, полиц – металлические, но на луковицеобразном завершении сохранилось старое покрытие лемехом со следами окраски в зеленоватый цвет. Имеются старые фотографии, сделанные во второй половине ХХ в., где церковь запечатлена с утраченными ныне деталями крыльца. В тех местах, где утрачена обшивка стен, видно, что высокие окна имеют косящатое обрамление с выразительными крутыми затесками. Похоже, что окна не растесывались. При обследовании чердака трапезной выяснилось, что на верхних венцах имеются следы куриц, и в качестве основы для металлической кровли использовано много кровельных дороженых досок, окрашенных суриком. Несомненно, близко к первоначальному покрытие основного объема. Видно, что оно ремонтировалось, т.к. в верхней части лемех более поздний с гладкими краями, а в нижней части, защищенной от прямого попадания осадков, более старый – с городковой порезкой. Обращает на себя внимание решение завершающей части церкви в Гридинской. На большинстве деревянных храмов шея под главкой является обязательным элементом. Здесь же под главкой шеи как таковой нет, луковицеобразная восьмигранная пучина плавно подходит к основанию главки. Примерно так же, но с чуть более выраженной шеей был устроен верх церкви в Никифорове. Эту особенность мы в дальнейшем отметим и на некоторых других объектах.

http://sobory.ru/article/?object=16265

Новолуговое. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь, Свято-Никольский храм Карта и ближайшие объекты В 1914 году деревня Новолуговая входила в состав Барышевского прихода. В деревне имелась церковно-приходская школа. В середине 1920-х годов верующие Новолугового решили строить собственный храм. Пока неизвестны фамилии всех, кто трудился на строительстве храма, но некоторые имена уже сегодня можно назвать. Это Степан Александрович Сбоев, Иван Корлыханов и Прохор Павлович Проскоряков. Прохор Павлович позднее был председателем церковного совета Новолуговского храма. Около 1926 года храм был уже построен и освящен во имя святителя и чудотворца Николая. Первым настоятелем стал священник Андрей Бирюков. Бирюков Андрей Владимирович родился в 1881 году в Пермской губернии. Окончил 4 класса Тобольской духовной семинарии. Рукоположен во священника около 1920 года, перед назначением в Новолуговскую церковь был священником церкви села Барышевского. В 1930 году о. Андрей был в первый раз арестован, но через полтора месяца выпущен на свободу. После ареста в Новолуговом, видимо, не служил. В 1937 году он стал вторым священником Успенской церкви Новосибирска. 20 ноября был арестован, а 2 декабря 1937 года расстрелян в Новосибирске. Реабилитирован в 1956 году. С 1935 по май 1937 года настоятелем Никольского новолуговского храма был архимандрит Сергий (Скрипалыциков). Архимандрит Сергий (Степан Захарович Скрипалыциков) родился в селе Балахта Ачинского уезда Енисейской губернии 28 декабря 1896 года в крестьянской семье. Окончил Красноярскую духовную семинарию, ректором которой в то время был протоиерей Николай Асташевский - будущий митрополит Новосибирский Никифор. В начале 1920-х годов иеромонах Сергий служил в Покровской церкви Новониколаевска. Осенью 1924 года в Новониколаевск прибыл назначенный Патриархом Тихоном епископ Никифор (Асташевский). Иеромонах Сергий стал келейником владыки Никифора. В списках священнослужителей Новосибирской епархии 1928 года отец Сергий значится игуменом, настоятелем Вознесенской церкви Новосибирска - кафедрального храма. В 1932 году архимандрит Сергий был арестован и осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР, приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Вернулся из лагеря в Новосибирск в 1935 году и был назначен настоятелем Никольского храма села Новолугового Новосибирского района. В ночь с 4 на 5 мая 1937 года архимандрит Сергий вновь арестован и доставлен в новосибирскую тюрьму, где находился до расстрела 29 июля 1937 года.

http://sobory.ru/article/?object=13925

Ножкино. Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Четырёхуголный одноглавый надвратный Никольский храм с приделами во имя преподобного Димитрия Прилуцкого и во имя великомученицы Параскевы появился в Авраамиево-Городецком монастыре в эпоху каменного строительства. Более или менее точная дата возведения церкви (1650 год) была установлена по подписи на Евангелии XVII века, хранившемся до революции в богатой монастырской ризнице. Эта надпись гласила: " 7159 (то есть 1650) года, сентября в 20-й день, положил сию книгу Евангелие напрестольное вкладчик Тарх, Никифоров сын, уставщик, в дом Пречистые Богородицы Покрову и чудотворцу Авраамию, в Городецкий монастырь, и положил на престол Николе Чудотворцу в новую церковь, что на святых воротах, в каменную церковь, при келаре Авраамие Пименове " . Под храмом, на нижнем этаже, имелись кельи. Имеются они и сейчас. При этом паломники в наши дни идут в монастырь не через Святые ворота, а через ворота в колокольне. Никольский надвратный храм был восстановлен в возвращённой Церкви Авраамиево-Городецкий обители первым - уже 18 апреля 1992 года его главу увенчал крест, а 22 мая, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая, в нём начались богослужения. Журнал " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . 38, 2009. Первое доступное нам упоминание о Никольской церкви Авраамиево-Городецкого монастыря относится к 1650 г. и содержится в надписи на одном из двух Евангелий, хранившихся в монастырской ризнице: «159 (1650) года, сентября в 20 день, положил сию книгу Евангелие напрестолное вкладчик Тарх, Никифоров сын, уставщик, в дом Пречистые Богородицы Покрову и Чудотворцу Аврамию, в Городецкой монастырь, и положил на престол Николе Чудотворцу в новую церковь, что на святых воротах, в каменную церковь, при келаре старце Аврамие Пименове». Никольская церковь на Святых воротах представляет собой двухэтажное кирпичное здание, стоящее вдоль западного склона монастырского холма; имеет внизу два разновеликих арочных проезда и примыкающую к ним с юга келью; наверху – собственно помещение церкви, перекрытое сомкнутым сводом с распалубками (северная часть её со скошенными по углам стенами занималась алтарями), и небольшая трапезная под цилиндрическим сводом с распалубками, отделённая от неё стеной с тремя арочными дверями; трапезная располагается с юга от церкви, над кельей нижнего этажа, и имеет наружу, на восток, внутрь двора, хорошо сохранившийся арочный дверной проём со следами закладной коробки. Междуэтажное перекрытие над трапезной с самого начала было плоским деревянным.

http://sobory.ru/article/?object=05160

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010