Аврам Аврам (отец высокий), Авраам (отец множества), ( Быm. XI, 27 ) – сын Фарры, родился в халдейском городе Уре. Еще живя в доме своего отца, он получил призвание Божие оставить свою землю, родных и дом отца своего и идти в страну, которую Господь обещал указать ему ( Быm. XII, 1 и Ebp. XI, 8 ). Это Божее повеление сопровождалось обещанием, что его потомство сделается великим народом и что в нем благословятся все племена земные ( Быm. XII, 3 ). Повинуясь Божественному призванию, Аврам с Сарой, своей женой, и Фаррою, своим отцом, и прочими родными отправился из Ура в Ханаан, но остановился на некоторое время в Харране, лежавшем на с.-в. от Месопотамии. Здесь Фарра умер ( Быm. XI, 31 , Дeяh. VII, 4 ). Авраму было тогда семьдесят пять лет от роду. Он продолжал свое путешествие по направлению к земле Ханаанской и, пришед в оную, дошел до Сихема, одного из древнейших городов Палестины, и раскинул свой шатер в дубраве Море, где снова было повторено ему обетование, что земля сия будет отдана его потомству ( Быm. XII, 1–6 ). По случаю голода в земле Ханаанской Аврам был вынужден отправиться в Египет. Опасаясь, что красота Сары может обратить на себя внимание египтян и что они, узнав о том, что она жена его, могут убить его для завладения ею, он выдал ее за свою сестру. Случилось именно так, как он предполагал: слуги фараона, царя египетского, так много говорили о ее красоте, что он послал за нею, и взял ее в свой дом, и осыпал Аврама знаками своей милости; но скоро фараон узнал правду, что она не сестра, а жена Авраму, и отпустил он Аврама и жену его, и все, что у него было (и Лота с ним) ( Быm. XII, 17–20 ). Разбогатев скотом, золотом и серебром, он возвратился из Египта в Ханаан. Лот, его племянник, был вместе с ним и также имел мелкий и крупный скот и шатры; и между пастухами скота Аврамова и Лотова происходили нередко споры. Так как, очевидно, их собственность была слишком большой для совместного жительства, то Аврам благородно предложил своему племяннику прекратить раздоры полюбовным разъединением. Не вся ли земля пред тобою? – сказал он ему, отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево ( Быm. XIII, 9 ). Лот согласился и избрал себе всю окрестность Иорданскую, орошаемую водой и цветущую, как сад Господень, на которой стояли города Содом и Гоморра. По разлучении с Лотом Авраму явился Господь и снова повторил ему обещание о том, что даст ему и его потомству навеки в наследство ту землю, которую он видит пред собою ( Быm. XIII, 15 ). И двинул Аврам свой шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне, и создал там жертвенник Господу (ст. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Библейская география и топография. Наименование и границы Палестины При изучении географического положения различных стран древней и новой истории, наша мысль особенно останавливается на изучении географии Палестины. Эта страна имела и имеет несколько разных наименований, – то Обетованной земли, как земли, обещанной Богом и занятой, некогда, Израильтянами, земли, кипящей млеком и медом, вследствие необыкновенного плодородия и благосостояния оной, то Святой земли, как места земной жизни и общественного служения Господа нашего, Иисуса Христа, роду человеческому. Из слов кн. Бытия ( Быт. 15:18 ) явствует, что пространство земли, обещанной, некогда, Богом Израилю, простиралось от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата, тогда, как в действительности, за исключением, разве, небольшого периода времени, в царствование Соломона, оно оказалось, не точно соответствующим, указанным в Свящ. Писании, границам. Быть может, заметим со своей стороны, что обетование, отчасти, не исполнилось и по маловерию народа, которому было дано оное. Постоянными границами св. земли служили: к северу – Ливанские горы, к югу – Мертвое (Соляное) море и пустыня по ту сторону Вирсавии, к востоку – Сирийская пустыня, к западу – Средиземное, море, с Филистией на юго-западе и Финикией на северо-западе. Эта страна, бывшая много обширнее земли Ханаанской Ветхого Завета, лежавшей, всецело, на запад от Иордана, известна в настоящее время под названием Палестины (т. е. Филистия). Название Палестина прилагалось первоначально только к известной части приморского берега, а, вскоре после начала христианской эры, оно распространилось на всю страну. Крайние границы оной означены в Библии под двумя выражениями: 1) от входа в Емаф до реки Египетской ( 3Цар. 8:65 ) и 2) от Дана до Вирсавии ( 3Цар. 4:25 ). Первое выражение много точнее, и оным значительно объясняется последнее. Вход в Емаф, по всей вероятности, есть тот проход в северном конце Ливанской долины, который ведет к долине Оронта, т. е. к стране Емафской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Виноград Виноград , виноградный сад или виноградник, вино ( Чuc. XVI, 14 ; Uc. VII, 23 ; Ucx. XXII, 4 ; Ueз. XXVIII, 26 и др.). Виноградники и добываемое из них вино всегда весьма высоко ценились в каждой стране. В первый раз о винограднике и виноградном вине упоминается в кн. Бытия ( Быm.IX, 20 ), в истории патриарха Ноя. Цитированное место Свящ. Писания, между прочим, служит указанием на то, что возделывание винограда было неизвестно до потопа. Виноградные лозы доселе еще растут в диком состоянии в Армении, в Араратской области. Уже в первобытные времена культура винограда, по-видимому, достигала некоторой степени развития. В повествованиях о Мельхиседеке, который вынес хлеб и вино навстречу Аврааму; о Лоте, который был напоен вином своими дочерьми; о престарелом Исааке, которому сыновья его, Иаков и Исав, предложили в пищу хлеб, дичь и вино; в пророчестве умирающего Иакова и в книге Иова мы находим самые ранние указания на вино как на общераспространенный напиток ( Быm. XIV:18, XIX:32, XXVII:25, XLIX:12 ; Uob. I, 18 ; Npumч. XXIII, 30, 31 ; Uc. V, 11 ). Виноградники вообще разбивались на горах и крутых утесах ( Uep. XXXI, 5 ), на которых иногда оказывалось необходимым строить стены для укрепления почвы. Способы посадки виноградных лоз были различны, но самый обычный – посредством отводков. Они обыкновенно разрастались скоро и густо, подобно смоковницам. Потому-то приточное выражение: сидеть под своей виноградной лозой и под своей смоковницей ( Mux. IV, 4 ) служит эмблемой домашнего мира и спокойствия. Виноградники, обработанные подобным образом, находились в Хевроне и давали виноградные кисти иногда в 10 фунтов весом. Известно, что еврейские соглядатаи одну виноградную кисть несли вдвоем на шесте по причине тяжести оной. Да и в настоящее время в Палестине можно видеть виноградные кисти весом по 12 фунтов, ягоды которых походят на сливы. Часто виноградные лозы вились по бокам и внутри дома ( Nc. CXXVII, 3 ). Виноградники окружались оградой или стеной для защиты их от диких полевых зверей, нападениям которых они часто подвергались. В виноградных садах строилась также сторожевая башня (или столб), на которой помещался страж для надзора за виноградниками ( Mф. XXI, 33 ). Евреи столько же заботились о виноградниках, сколько и о своих нивах. Пр. Исаия, предсказывая нашествие ассириян, говорит: и будет в тот день на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребренников, будет терновник и колючие кустарники ( Uc. VII, 23 ); представляя грядущие бедствия, он говорит так: Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; воздыхают все веселившиеся сердцем ( Uc.XXIV, 7 ). Пр. Захария в своем пророчестве о наступающем благосостоянии народа еврейского восклицает: посев будет в мире, виноградная лоза даст плод свой и пр. ( Зax.VIII, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Война, войско Война, войско . – О войне, вооружении и воинах впервые упоминается в книге Бытия ( Быm.XIV, 14, 15 ). Авраам, услышав, что Лот, сродник его, взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста осьмнадцать и преследовал неприятелей до Дана. И разделившись напал на них ночью... и поразил их, так гласит книга Бытия. Из сего явствует, что Авраам имел в своем распоряжении отряд мужей, приспособленных к военному делу, и что сам он в означенном деле выказал сколько мужество, столько же и военную практику. У евреев каждый мужчина свыше 20 лет делался воином ( Чuc. I, 3 ). Во II кн. Паралипоменон ( II Nap.XIII:3, XI:1, XVII:14–18 и др.) мы читаем о громадной численности войск, содержавшихся в пределах Палестины во времена царей. Принимая во внимание качество боевых орудий и нравы древних, можно без преувеличения сказать, что войны евреев были поистине жестоки и убийственны. Число убитых в сражениях часто простиралось до громадной цифры, иногда до 500 000 человек ( II Nap. XIII, 17 ), причем павшие герои и полководцы оплакивались всем войском и торжественно погребались ( II Цap. III, 31 ). Навстречу возвращающемуся победителю обычно выходил народ и особенно женщины с пением, хороводной пляской и игрой на музыкальных инструментах ( Cyд. XI:34 ; IЦap.XVIII:6 ). Хотя военное искусство у евреев было сравнительно просто, но, несмотря на то, ими придумывались и практиковались различные остроумные воинские хитрости и приспособления. В то время, как по большей части и в настоящее время, врагов поражали и устрашали неожиданным разъединением сил, засадами и фальшивыми отступлениями ( Быm. XIV, 15 , Hab. VIII, 12 , Суд. ХХ, 36–39 , 4Цap. VII, 12 ). До изобретения огнестрельных орудий находили необходимым прибегать к помощи различных легких и тяжелых стенобитных орудий, из которых бросали большие камни и другие разрушительные снаряды. В конце IX или в начале VIII столетия до Р. X. Озия придумал в Иерусалиме особые машины, которые ставились на башнях и углах для метания стрел и больших камней ( II Nap. XXVI, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Вооружение Вооружение ( I Цap. XVII, 54 ). – К числу военного, а частью и охотничьего оружия у евреев вообще принадлежали следующие: а) Щит ( III Цap. X, 17 , Ueз. XXVI, 8 ), несомненно, был одной из древнейших принадлежностей вооружения, потому что образное указание на оный делается уже в кн. Бытия ( Быm.XV, 1 ) и часто в других местах. Как защитительное оружие, щиты упоминаются в первый раз в песне Деворы пророчицы ( Cyд. V, 8 ). Они употреблялись для отвода неприятельских ударов. В отношении к форме щиты были частью овальные, частью круглые, изготовлялись они иногда из дерева ( Ueз. XXXIX, 9 ) или из ивовых плетенок, покрытых кожей, жестью или медью; иногда делались из толстой воловьей или верблюжьей кожи, которая обильно смазывалась маслом ( II Цap. I, 21 ). В исключительных случаях щиты делались из меди и золота или покрывались тонкими пластинками этих металлов ( I Цap. XVII, 6 ; IIIЦap. X, 16, 17 ). Впрочем, нужно думать, эти щиты употреблялись более для украшения, чем для употребления на войне, и носились только главными начальниками на военном поле. На таких металлических щитах часто вырезались различные фигуры. Прекрасное описание Гомером щита Ахиллесова, без сомнения, хорошо известно всем читателям классических писателей. Во время похода они были носимы на плече, а в сражении привязывались к левой руке ремнем; б) Большой щит ( I Цap. XVII, 6 ) по размерам и по весу был больше обыкновенного щита и упоминается свящ. писателями в связи с тяжелым оружием ( III Цap. X, 16, 17 ), тогда как об обыкновенном щите говорится наряду с легкими, как, напр., мечом, копьем и пр., по форме, вероятно, походил на большой римский щит, имевший иногда 4 фута в длину и 2,5 ф. в ширину, и так был сделан, что прикрывал все тело воина. Потерять этот щит в сражении считалось крайними бесчестьем. Потеря щита в Спарте считалась уголовным преступлением. Спартанские матери, отправляя сыновей на войну, обыкновенно говорили: или с сим, или на сем, т. е. принеси обратно этот щит, или пусть обратно принесут на нем твое тело;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Давид Давид (возлюбленный) ( I Цap. XVI, 13 ) – был младший сын Иессея, из колена Иудина, правнук благочестивых Вооза и Руфи. Он родился, по мнению большинства историков, в 1085 г. до Р. X. в г. Вифлееме. Господь отверг Саула за непокорность и противление слову Божию и вместо него царем над Израилем избрал одного из сыновей Иессея и повелел Самуилу отправиться в Вифлеем для помазания избранника на престол израильский. Старшие семь сыновей Иессея, представленные Самуилу, не были избранниками Божиими. Избранником оказался младший сын – это был Давид, который среди братьев его и был помазан Самуилом на царство. Ему тогда было только еще 19 лет, и он пас стада овец на полях отца своего. Он был весьма красивой наружности, имел белокурые волосы и, подобно своему племяннику Азаилу, отличался быстротой бега и крепостью мускулов ( Nc. XVI, 33–35 ). Его рассказ Саулу о том, как он убивал льва или медведя, нападавших иногда на овец ( I Цap. XVI, 34–36 ), пастушеский посох в руке и сумка на шее, с которыми не расставался он при исполнении своих пастушеских занятий (ст. 40), и особенно многочисленные указания на пастушескую жизнь, которые мы находим в кн. Псалмов ( Nc.XXII:16, LXXVII:70, 72 ), – все это прямо говорит в пользу того обстоятельства, что Давид большую часть своей юношеской жизни провел среди величественной природы Палестины, при обстоятельствах, наиболее способствующих развитию благочестивых размышлений и благоговейному созерцанию творений Божиих, где он всюду видел неизгладимые следы Его премудрости, всемогущества и благости. Давид не вдруг вступил на престол, но сначала сделался оруженосцем Саула ( I Цap. XVI, 21 ). Затем он удалился в Вифлеем, но вскоре снова возвратился для единоборства с филистимлянином-исполином, Голиафом, которого и убил ( I Цap. XVII ), поразив в лоб камнем из пращи, и затем отсек ему его же мечом голову. Эта победа очень прославила Давида. Когда он возвращался с Саулом с поля единоборства, то выходившие им навстречу женщины, с пением и плясками, с торжественными тимпанами и кимвалами, восклицали: Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч ( I Цap. XVIII, 7 ). Она же доставила ему высокое положение при дворе и войске Саула.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Дом, дома Дом, дома ( Ucx. XII, 7 , Лeb. VII, 26 ). Самыми общими жилищами или домами в глубокой древности, несомненно, были шатры или палатки, хотя в Свящ. Писании неоднократно упоминаются и пещеры (см. Пещеры ), как места временного жительства или укрывательства. Господствующий в те времена простой образ жизни, бродячая пастушеская жизнь и благоприятный климат в первоначально населенных частях земного шара делали наиболее удобными для жительства шатры, которые разных размеров и видов строились обыкновенно таким образом: в землю вбивались столбы или колья и над ними натягивалась покрышка из полотна или кожи, прикрепляемая к шестам посредством веревок. Распространи место шатра твоего, говорит пр. Исаия, расширь покров жилищ твоих! не стесняйся, пусти длинные верви твои, и утверди колья твои ( Uc. LIV, 2 ). Иногда они разделялись занавесками на несколько отделений, а пол в них устилался коврами или рогожами. Вместо двери прикреплялся к верху кусок полотна или холста, который можно было поднимать и опускать, смотря по надобности. Домашний очаг находился в углублении земли среди палатки, и в нем обыкновенно разводился огонь. Кухонные принадлежности того времени были очень немногочисленны и легко переносились с места на место. Иногда палатки богато украшались как внутри, так и снаружи. Шатры и палатки доселе еще составляют обычное место жительства некоторых диких восточных народов, как, напр., арабов, бедуинов. Наружным своим видом настоящие восточные палатки напоминают несколько нижнюю часть корабля, опрокинутого вверх дном. В древности подобные шатры устроялись иногда под тенью деревьев, как то видно из истории патриарха Авраама, имевшего свой шатер у дубравы Мамре ( Быm. XVIII, 1–4 ), или близ какого-либо ручья, или источника. В городах и домах евреи стали жить лишь по занятии Земли Обетованной, будучи до того времени по преимуществу народом не оседлым, но пастушеским; и, не без основания, можно думать, что искусство строения, или архитектура, было небезызвестно евреям еще с очень древних времен. Построение Ноева ковчега, независимо от Божественных указаний, конечно, требовало немало архитектурных сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Жертвоприношения у евреев Жертвоприношения у евреев . Еще с незапамятных времен мы находим обычай приносить жертвы господствующим почти у всех тогда известных народов. Еще в первобытные времена человеческого рода мы видим из Свящ. Писания, что сыновья наших прародителей приносят Богу жертвы (минхаг): Каин от плодов земли, которую он возделывал, а Авель от тука первенцев стад, кои он разводил ( Быm. IV, 3 ). Патр. Ной после потопа в благодарность Богу за свое спасение приносит жертву всесожжения от всякого чистого скота и от всякой чистой птицы ( Быm. VIII, 20 ). Точно так же патриархи сооружали жертвенники на местах Богоявлений для принесения жертв и призывания имени Божия ( Быm. XII:7, XIII:4, XXVI:25 и др.). До времен Моисея побуждением и основной мыслью жертвы является не столько чувство виновности или греха, удаляющего человека от Бога, сколько влечение любви и благодарности к Богу за полученные от Него благодеяния. В первый раз с грехозаглаждающим значением жертвы мы встречаемся при принесении всесожжения Иовом за его детей ( Uob. I, 5 ) и за его трех друзей ( Uob.XLII, 8 ). Такое же значение жертвы встречаем в словах Моисея фараону о жертвах в пустыне ( Исх. Х, 25 ). Вообще же ветхозаветные жертвы служили великим прообразом той высшей жертвы, которую некогда Сын Божий имел принести на земле за грехи людей. Закон определял не только материал для жертв и обращение с ними, но и уставлял различные роды и виды жертв для различных отношений израильтян. Материалом для жертв служили частью животные, частью произведения царства растительного. Жертвенными животными обоих полов были: рогатый скот (бык, вол, теленок) и мелкий скот (козы и овцы), причем между овцами особенно определенно указан агнец или овен ( Чuc. XV:5, 6, XVIII:11 ); затем птицы, именно горлицы и молодые голуби ( Лeb. I, 14 ). Относительно качеств жертвенных животных требовались: известный возраст ( Лeb. XXII, 27, 29 ) – из мелкого скота он должен быть однолетним ( Ucx. XII, 5 ), а из крупного трехлетним; а в особенности требовалась телесная беспорочность: они долженствовали быть без всяких недостатков и не могли быть жертвенными животными слепые, изувеченные, с переломанными членами, кастрированные и т. п. ( Лeb. XXII, 20–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Иаков Иаков : а) ( Быm. XXV, 26–34 и др.) – патриарх, родоначальник народа израильского, младший сын Исаака, называемый иначе Израиль. Его история излагается в кн. Быт. (XXV, XXVII-L). Иаков был сын Исаака и Ревекки и брат Исава. Оба они были близнецы. И настало время родить ей (т. е. Ревекке), говорит бытописатель, и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый и нарекли имя ему Исав. Потом вышел брат его, держась рукой своей за пяту Исава, и наречено имя ему Иаков. Дети выросли, и стал Исав искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Иаков был любимый сын Ревекки, своей матери, и ее наставления оказывали на него иногда сильное влияние в некоторых важных случаях его жизни. Первое проявление его самостоятельной жизни, о котором повествует кн. Бытие, указывает как бы на некоторую хитрость в его характере. Однажды Исав возвратился домой с охоты голодный, и Иаков предложил ему продать свое первородство за хлеб и кушанье из чечевицы ( Быm. XXV, 29–34 ). При другом случае, следуя внушению своей матери, он предвосхитил у отца своего Исаака благословение, предназначенное для его первенца, Исава ( Быm.XXVII, 1–40 ). Впрочем, вследствие сего последнего поступка он должен был бежать и, согласно с желанием своей матери, удалился в Месопотамию, в Харран, к своему дяде Лавану. Перед отправлением в путь Исаак благословил Иакова и указал ему искать себе жену из дочерей Лавана ( Быm.XXVIII, 1 5). На пути в Харран Иаков имел чудесное видение, именно он видел во сне таинственную лестницу, соединяющую небо с землей, и ему были обещаны благословения Божии, данные Аврааму, и особенное покровительство в жизни ( Быm.XXVIII, 10, 22 ). По прибытии Иакова в Харран Лаван принял его благосклонно, и он согласился служить у него семь лет за младшую дочь его, Рахиль. Но по прошествии семи лет Лаван хитростью выдал за него старшую дочь свою, Лию, вместо младшей. Иаков согласился служить еще семь лет за Рахиль, получил ее себе в жены и потом еще несколько времени оставался в услужении у Лавана за условленную плату из скота и весьма разбогател; помимо Лии и Рахили, Иаков взял себе еще в жены двух служанок, Валлу и Зелфу, и, таким образом, от четырех он имел 12 сыновей и одну дочь, Дину ( Быm.XXIV , Быт.ХХХ, 1 , Быm.XXXV, 16–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Иеровоам Иеровоам (народ умножается) – имя двух царей израильских: а) ( III Цap. XI, 26 ) – первый царь десяти колен (975–954 до Р. X). Его отец был Нават, ефремлянин из города Цереды, лежавшего в равнине Иорданской ( II Nap. IV, 17 ). Энергия и деятельность молодого Иеровоама обратили на него особенное внимание Соломона, возобновлявшего в то время г. Иерусалим. Соломон поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова ( III Цap. XI, 28 ). В этот период жизни Иеровоама пророк Ахия, силомлянин, встретил его на поле, вне Иерусалима, и, разодрав на 12 частей новую одежду, бывшую на нем, дал ему десять частей и предсказал, что Бог поставит его царем над десятью из 12 колен Израилевых. Иеровоам возмутился против Соломона. Соломон же хотел умертвить Иеровоама, но Иеровоам встал и убежал в Египет к Сусакиму, царю египетскому и жил в Египте до смерти Соломоновой. Заметим при этом, что Египет уже и прежде сего служил убежищем для Адера ( III Цap. XI, 17–48 ). Когда Ровоам отправился в Сихем вступить на престол, Иеровоам был вызван из Египта израильтянами и вместе с ними просил Ровоама облегчить тяжкое иго, наложенное на них Соломоном. Суровый отказ Ровоама раздражил 10 колен, которые разошлись после того по шатрам своим, призвали Иеровоама в собрание и воцарили его над Израилем. Ровоаму остались подвластны только два колена, Иудино и Вениаминово. Укрепляя Сихем на западной границе своего нового царства и Пенуил на восточной, Иеровоам сначала имел пребывание в первом городе, но затем, как кажется, избрал своей резиденцией г. Фирцу ( III Цap. XIV, 17 ). Первое действие царствования Иеровоама состояло в том, что он поставил в Дане и Вефиле, на двух противоположных концах своего царства, двух золотых тельцов, с явной целью лишить народ возможности ходить в столицу враждебного ему царства для жертвоприношения в Доме Господнем. Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из Египта, сказал он, указывая на идольские изваяния ( III Цap. XII, 28 ). Город Дан долгое время был центром идолопоклонства на севере ( Cyд. XVIII, 30, 31 ), и народ охотно отправился туда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010