Никифора Каллиста Ксанфопула

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Обзор истории православной литургической науки до ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... византийского богослужения западными учеными намеренно оставлена за рамками настоящей публикации) до конца ΧΧ века. I. Истоки Основоположниками литургики как церковной науки в византийской и, затем, православной традиции можно назвать таких авторов XIV–XV вв., как Никифор Каллист Ксанфопул († после 1328) Толкование св. Николая Кавасилы на Божественную литургию и его трактат «О жизни во Христе» являются примером создания целой сакраментологической системы [6]; сочинения свт. Симеона Солунского образуют подробнейшую энциклопедию поздневизантийской литургической традиции; перу Никифора Каллиста Ксанфопула принадлежат трактаты, объясняющие происхождение ряда гимнографических жанров, а также серия толкований на различные памяти церковного года, раскрывающих содержание праздников и комментирующих обстоятельства их установления. Сочинения каждого из этих трех авторов оказали самое существенное влияние н а развитие православной литургики и доныне пользуются широкой известностью и большим авторитетом в Православной Церкви. Литургические вопросы вошли в число тем латино-греческой полемики на Ферраро-Флорентийском Соборе, имевшей место в 1438–1439 гг. [7]. Определяющей ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Агиография : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... более ранних периодов, написаны в возвышенном стиле с пространными лирическими отступлениями. Некоторые авторы были достаточно эрудированными, несмотря на монастырское образование; Филофей Коккин был учеником Фомы Магистра, Макарий Хризокефал — профессором, а Феоктист Студит имел доступ к превосходной библиотеке в студийском монастыре. В эпоху Палеологов также наблюдался интерес к составлению отдельных описаний чудес, таких как чудеса святых Космы и Дамиана (ок. 1300 г.) , написанные Максимом Дьяконом, или описание чуда в Пегском монастыре ( ок. 1308-1320гг. ) в изложении святого Никифора Каллиста Ксанфопула, также описание Феоктистом Студитом посмертных чудес святого патриарха Афанасия I ( 1330-е гг. ) и принадлежащее Иоанну Лазаропулосу собрание чудес святого Евгения в его монастыре на Требизонде (1360 г.) . Для последних трех характерно необычное увлечение этиологией и перечисление симптомов человеческих заболеваний, что наводит на мысль о близком знакомстве автора с медицинской литературой [xvii]. Еще одной отличительной особенностью агиографии в эпоху Палеологов был интерес к воспроизведению житий святых предыдущих лет [xviii]. Около 80% агиографических ... далее ...
Традиция масленицы или сырной седмицы в Византии ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... началом Четыредесятницы. Следующие слова о посте прп. Симеона Нового Богослова подтверждают, что впоследствии в Византии помнили о начальных этапах становления поста: «Сему, братья мои, не возможно совершиться ни в один день, ни в течение одной седмицы, но за многое время и с большим трудом в соответствии с намерением и произволением каждого» [8]. В целом, традиция проведения Великого поста, предшествующего событиям Страстной Седмицы, проникнута стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. В Древней Церкви этот пост мог длиться 3, 6, 7 или даже 8 недель. Так, по описанию Никифора Каллиста Ксанфопула, в Риме постились 3 недели, в Элладе и Александрии – 6 недель, наконец, в Константинополе - 7 недель [9]. Страстная седмица или включалась в число постных дней, как, например, в Палестине [10], месте появления традиции святой 40-цы, или исключалась, как например у Михаила Пселла, который насчитывал 48 дней [11], или у прп. Неофита Затворника, который исчислял общее время поста 47 днями [12]. При этом в выходные дни или не постились, или делались определенные послабления. По схеме, предложенной И. Мансветовым, за вычетом субботы и воскресенья или только ... далее ...
Миссия синаксарей — священник Антоний СемилетИскать в Источникеazbyka.ru
... противоречивых частных мнений. Тему синаксарей мало кто изу­чал в русской дореволюционной литургической школе. Она оказалась в таком забвении, что даже перевод синаксарей с греческого на русский, сделанный в XIX веке священником Михаилом Покровским, стал библиографической редкостью. Среди ученых того периода доминирующим было отрицательное мнение о синаксарях. Но что же на самом деле представляют собой синаксари и почему их неофициально забыли? От издания к изданию Сложно сказать однозначно, кто автор синаксарей (эта тема нуждается в отдельном исследовании) . Сама Триодь называет имя Никифора Калиста Ксанфопула, богослова, историка и гимнографа первой половины XIV века, жившего и трудившегося в Константинополе. В этом столетии богослужение грекоговорящих Церквей уже регулируется Иерусалимским типиконом. Афон же становится центром переводов богослужебных книг на славянский язык. Синаксари были переведены афонским иноком Закхеем Философом. При мит­рополите Киприане (выходце с Афона) синаксари с приходом Иерусалимского устава становятся частью церковного богослужения на Руси. Таким образом, к концу XIV — началу XV века богослужение Русской Православной Церкви знает ... далее ...
ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... извлечения из схолий Е. П. на кн. Левит) схолии 1-16 (и Книгу Притчей) схолии 17-33 (, в к-рых на примере телесных болезней и диких животных описываются основные страсти или пороки человеческой души, такие как неведение, нерадивость, леность, неверие, неблагодарность, нечестие, беззаконие и т. п. «Слово к Евлогию монаху») Λόϒος πρὸς Εὐλόϒιον μοναχόν, Tractatus ad Eulogium monachum PG. 79. Col. 1093-1140; CPG, N 2447; рус. перевод: Творения прп. Нила. 2000. С. 133-158 (; cохранилось в греч. рукописной традиции под именем прп. Нила, что подтверждается также свидетельством визант. историка Никифора Каллиста Ксанфопула) Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 54 PG. 146. Col. 1256 (; однако в нек-рых греч. рукописях оно помещается между 2 трактатами Е. П. - «Словом об аскетическом делании» и «К монахам», а в сир. и арм. переводах приписывается Е. П.) см. : Muyldermans. 1932. P. 62-65; Guillaumont A. et C. 1960. P. 1736 (. Слово состоит из 34 глав, в к-рых более пространно развиваются основные темы, намеченные Е. П. в «Основах жизни монашеской»: удаление от мира, отречение от имущества, духовная брань, бдение, молитва, псалмопение, различение помыслов и др. «О пороках, ... далее ...
«Источник жизни во гробе полагается» ...Искать в ИсточникеИсточник
... в похвальной речи Феодора святому Феодосию, в которой говорится, что в палестинских монастырях с большой торжественностью празднуют память Богородицы – Θεοτόκου μνήμη [9]. Сообщение относится к 500 году. Однако Иоанн Дамаскин передает, что когда в Константинополе императрица Пульхерия строила в 451 году во Влахерне церковь Богородицы, она спросила патриарха Ювеналия, где находится тело Богоматери, чтобы перенести его в этот храм. Патриарх изложил ей предание, по которому тело Приснодевы было вознесено на небеса, и передал царице ризы Девы Марии, найденные во гробе [10]. По сообщению Никифора Каллиста Ксанфопула, благоверный император Маврикий установил праздник Успения 15 августа (вероятно, речь идет об установлении общеимперского празднования) [11]. Определенно можно сказать, что праздник Успения засвидетельствован в чтениях Синайского Евангелия 715 года, и в VIII веке Иоанн Эвбейский упоминает его среди других двунадесятых праздников [12]. Имеются свидетельства, что этот праздник существовал до 431 года: он есть у несториан, празднуется, как у православных, 15 августа и называется «Прохождение Девы». Он есть и у монофизитов, в армянской традиции это переходящий ... далее ...
«Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует» ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... еси» на хвалитех и евангельской стихиры перед 1-м часом) полностью отменяется и не переносится на понедельник, в день Антипасхи поется служба только праздника (однако катавасия и задостойник Пасхи) , вечером в праздник совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. На трапезе в день праздника полагается «утешение велие». Гимнографические тексты и указания чтений праздника в используемых ныне Цветной Триоди и Типиконе те же, что и в студийских Триодях и Типиконах (с незначительными дополнениями) , т. о., они восходят к V–XII вв. С XIV в. в Триодях помещается Стишной синаксарь Никифора Каллиста Ксанфопула («В сей день, в неделю вторую после Пасхи, обновление празднуем Христова воскресения») . С недели Антипасхи (включительно) и до отдания Пасхи все службы начинаются с пасхального тропаря «Христос воскресе», на утренях ежедневно поется «Воскресение Христово видевше», литургия имеет особое окончание. Относительно порядка службы Антипасхи поздние редакции Иерусалимского устава различаются расстановкой стихир, а также некоторыми частными особенностями – напр., в первом печатном русском Типиконе 1610 г. есть праздничная стихира по 50-м псалме (глас 6-й «Дверем ... далее ...
"Путеводитель" преподобного Анастасия Синаита как ...Искать в Источникеazbyka.ru
... школьно-богословское образование. Затем он был насельником монастыря вмч. Екатерины на Синае, где одно время находился под духовным руководством преп. Иоанна Лествичника, бывшего в то время настоятелем этой обители. После преп. Иоанна и брата его Георгия преп. Анастасий предположительно сам был игуменом Синайской горы. Последние исследования говорят, что дата смерти святого отца произошла не ранее 701 г. Память преп. В параграфе 1. 2 описываются творения преп. Анастасия. Вопрос о выявлении подлинных творений святого отца долгое время осложнялся из-за ошибки Константинопольского патриарха Никифора Каллиста Ксанфопула (1350–1353, 1355– 1364) , который отождествил преп. Анастасия Синаита с Анастасием I патриархом Антиохийским (559–598) и его преемником на антиохийской кафедре – сщмч. Анастасием II (599–609) . Только в последние годы, благодаря публикации различными исследователями критических изданий, вопрос об идентификации трудов преп. Анастасия Синаита близок к окончательному разрешению. Самыми значительными творениями преп. Анастасия Синаита, кроме «Путеводителя», являются «Вопросы и ответы на разные темы» 7, «Три слова об устроении человека по образу и по подобию ... далее ...
Полный месяцеслов Востока. Том I. Восточная ...Искать в Источникеazbyka.ru
... оснований к очень древним временам, конечно некоторые стихословия в честь святых восходят даже до 4 века до Григория Назианзена 367, но они не вошли в синаксари и по характеру и по числу строк (есть четырехстрочные и двенадцатистрочные) отличны от стихословий Христофора митиленского. Стихословияего состоят из двух стихов ямбических или из трех: двух ямбических и третьего героического. В стишной пролог взошли весьма немногие, довольно пространные жизнеописания в стихах, напр. муч. Евгении 24 дек. и муч. Сосанны 15 дек. 368. Несправедливо также некоторые 369 автором сего синаксаря называют Никифора Каллиста Ксанфопула, софийского монаха, около 1333 г. жившего. Он написал только триодные синаксари с недели о мытаре и фарисее до недели всех святых и весьма краткий месяцеслов греч. церкви 370. Патриарх иерусалимский Досифей 371 и Никодим святогорец, новый переводчик и исправитель синаксаря 372, называют автором стаксаря Маврикия, диакона Великой церкви. Никодим говорит: Я следовал священной книге Маврикия, диакона великой церкви, которая названа синаксарист (????????????) , Поелику он собрал в ней в сокращении из различных источников священные и пространнейшие жития всех ... далее ...
Введение в историю Церкви - Часть 1 - Обзор ...Искать в Источникеazbyka.ru
... До 20 в. слово «Суда» считалось именем автора энциклопедии и читалось как Свида. Сейчас его возводят к греко–византийскому слову, обозначающему некое укрепление (тын или ров) . Суда включает многочисленные цитаты из античных источников, многие из которых утеряны к нашему времени, и более поздних компиляций, дает краткие биографии известных писателей, софистов и политических деятелей. Этот словарь послужил основой для ряда более поздних сочинений и неоднократно переиздавался в Европе начиная с 1499 г. 96 После Евагрия греческая церковная историография прерывается вплоть до 14 в. – до Никифора Каллиста Ксанфопула ( ок. 1256 – ок. 1317, 1335 или 1350 ) , каким–то образом связанного с константинопольской Св. Софией (возможно, он был одним из священников Великой церкви и даже монахом; его часто смешивают с патриархом Никифором Ксанфопулом, управлявшим Константинопольской кафедрой в 1350–1362 гг.) 97. Причину столь внезапного и длительного перерыва часто видят в усилении перихоресиса, взаимопроникновения Церкви и государства в Византии, начиная с 6 в. Общество Византии становится целиком христианским, церковным. В результате стало сложно отделить в описании истории ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Никифора Каллиста Ксанфопула
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера