...Он поставил пред ними Свое творение, которое, при посредстве одного созерцания красоты всего видимого, научало и мудреца, и необразованного, и скифа, и варвара возноситься мыслию к Богу (свт. Иоанн Златоуст , 52, 511). Что скажут язычники в день Суда? Мы не знали Тебя? Но разве вы не слышали голоса неба, воспринимаемого взором, и стройной во всем гармонии, звучащей громогласнее трубы? Разве вы не заметили законов дня и ночи, всегда остающихся неизменными, твердого и непоколебимого порядка зимы, весны и остальных времен года, величия моря во время великой бури и среди волнений? Неужели вы не заметили, что все пребывает в порядке и своею красотою и величием возвещает Творца? (свт. Иоанн Златоуст , 52, 511). Бога знаем мы не по существу Его, но по великолепию творений Его и Его о них Промыслу. В них, как в зеркале, видим мы беспредельную Его благость, премудрость и силу (прп. Максим Исповедник , 91, 176). Из творений, сотворенных Богом, может он увидеть и познать Творца, т. е. неба, земли, моря и прочих тварей, особенно же самого человека, который есть животное разумное, зачинающееся так невзрачно, и потом бывающее таким дивным существом, которое мнится быти Богом всего видимого, в силу разумности, его отличающей (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 323). ...Как чувственные, должны мы добре воспринимать чувствами впечатления от чувственных вещей, и чрез красоту их востекать к созерцанию Создателя их... (прп. Никита Стифат , 93, 155–156). ...Весь этот чувственный мир является как бы каким-то зеркалом того, что находится сверх мира, дабы чрез духовное созерцание сего мира, как бы по некой чудесной лествице, нам востечь к оному высшему миру (свт. Григорий Палама , 26, 33). Источник. ...Всякий раз, как почувствуешь в творениях Божиих что привлекательное и услаждающее, не останавливайся вниманием на них одних, но, минуя их, перейди помыслом своим к Богу и скажи: «Если творения Твои, Боже мой, так прекрасны, так радостотворны и усладительны, сколь же безмерно прекрасен, сколь безмерно радостотворен и сколь безмерно сладостен Ты Сам, Творче всяческих!» Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Они не могут равнодушно видеть, как человек прелагается в ангельское естество; почему не ленятся тайно пускать в него стрелу самомнения... (прп. Никита Стифат , 93, 136). Ничто другое поистине так не расстроивает состояния безмолвия и не лишает его Божественной помощи, как следующие главные страсти: дерзость, чревоугодие, многоглаголание и суетная забота, надмение и госпожа страстей – самомнение. Кто охотно попускает себе с ними свыкаться, тот с продолжением времени омрачаясь все более и более, делается наконец совсем обуморенным (прп. Григорий Синаит , 93, 202). ...Без вступивший в безмолвие будет всегда совоспитанницею своему нерадению иметь самомнение, от коих размножаются пленения и парения, ввергающие нас в расслабление (прп. Григорий Синаит , 93, 203). Горе, в Царские Божественные Чертоги, нет другого кратчайшего пути восхождения малою лествицею добродетелей, как умерщвление пяти противных послушанию страстей, именно: преслушания, прекословия, самоугодия, оправдания и пагубного высокого о себе мнения (прп. Григорий Синаит , 93, 209). Источник. Ведать подобает, что и сам дух гордостного самомнения дает предсказания иногда в тех, кои не тщательно внимают сердцу (прп. Григорий Синаит , 93, 215). Если же кто мечтает достигнуть высокого с самомнением, не истинное, а сатанинское имея желание, то такого удобно опутывает он сетями своими, как раба своего (прп. Григорий Синаит , 93, 225). ...Кто право живет и безукоризненно обращается со всеми, удаляясь от человекоугодия и высокоумия, тому, хотя бы и бесчисленные против него поднял искушения весь бесовский полк, это не повредит, как говорят святые отцы. Которые же самонадеянно и самовольно действуют, эти вреду удобно предаются. Почему безмолвствующий должен всегда держать царский путь. Ибо излишество во всем сопровождается обычно самомнением, а за этим последует прелесть (прп. Григорий Синаит , 93, 226). Прекословие и спорливость происходят от самомнения, сожительницы неверия и высокоумия; как напротив, непрекословие и неспорливость происходят от верного и смиренномудрого настроения (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 318–319). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

По словам Н. С., уже в старости он написал трилогию «О душе», «Созерцание рая» и «Созерцание и священное собрание небесной и церковной иерархии». Рукописная традиция трилогии изучена Даррузесом. Многочисленные отрывки из нее были включены в «Диоптру» Филиппа Монотропа (написана в 1097), где они были объединены составителем по своему усмотрению (Η Διπτρα. III 3, 5; IV 7, 8, 10, 11//Ο Αθως. Αθναι, 1920. Τχ. 1/2). В ряде рукописей (Angel. 90; Ath. Vatop. 531; Vindob. Suppl. 15) трилогии предшествуют 2 посвящения, первое из к-рых адресовано синкеллу и хартофилаксу Никите, сыну Корониды, а второе - «дорогому ближнему». После сочинений «О душе» и «Созерцание рая» в этих рукописях расположены письмо Н. С. к тому же синкеллу и хартофилаксу Никите, сыну Корониды, ответ синкелла Никиты на обращенное к нему посвящение и отрывок др. его письма, в котором он отвечает на письмо Н. С., ответное послание Н. С. к тому же Никите и 4 «опровержительных» (ντιητικα) послания к «софисту» Григорию. Далее в этих рукописях находится сочинение об иерархии, за которым следуют послание к Н. С. и стихи диакона и философа Алексея - очевидно, автора одной из эпиграмм к «Гимнам» прп. Симеона Нового Богослова. По наблюдениям Даррузеса, «Созерцание и священное собрание небесной и церковной иерархии» написано вскоре после составления Н. С. «Гимнов св. Симеона» и еще до написания им сочинений «О душе» и «Созерцание рая». По мнению исследователя, философ Алексей мог подготовить указатель, предшествующий трилогии Н. С., и даже сам текст трилогии под наблюдением автора ( Darrouz è s J. Introd.// Nic é tas St é thatos. 1961. P. 18-19). В письмах Н. С. к «софисту» Григорию упоминается соч. «О пределах жизни», которое появилось до написания трилогии. В рукописях Bodl. Clark. 2 и Bresc. Quer. A. IV. 3 перед этим произведением расположено принадлежащее Н. С. «Слово против иудеев и обвинение их непокорности и неверия». Письмо Н. С. к Афанасию, игумену мон-ря Всесвятого, о канонах, ответ Афанасия и следующее письмо Н. С. к Афанасию, посвященное икономии канонов, являются сохранившимся в рукописи Vindob. Hist. gr. 7 (Fol. 204v - 207v) извлечением из 3-й «Сотницы» писем Н. С. Т. о., имело место собрание из по меньшей мере трех сотен писем Н. С. Не исключено, что к этому собранию принадлежало и сохранившееся в рукописи Baroc. 27 извлечение из письма Стифата к игум. Филофею.

http://pravenc.ru/text/Симеон Новый ...

Под влиянием силы благодати это содержимое приходит в движение и беспокойство, сбрасывает покрывало, разоблачается и оголяется, предстает в своем подлинном виде. Судьба его различна в зависимости от силы действующей благодати, которая всегда индивидуальна, действует то сильнее, то слабее. Часть этого содержимого получает свободу и искупление, а другая просто выбрасывается и возвращается в инфернальные депо. Новое рождение Обновление человека, как основная предпосылка апокатастасиса, носит в новозаветной литературе название рождения. В отличие от первого естественного появления на свет человека это есть новое его рождение. У ап. Павла это носит название палингенеза, то есть вновь-рождения. В беседе с Никодимом Христос называет его «рождением свыше» ( Ин. 3, 3 ), причем это рождение является необходимым условием для того, чтобы «увидеть царствие Божье» (Ст. ж.). Беседа Христа с Никодимом – один из центральных пунктов всего евангельского изложения, и неудивительно, что она изложена у божественного апостола любви Иоанна, первого богослова христианской Церкви. Христос говорит о «рождении от воды и Духа» и поясняет: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин. 3, 6 ). Дальше идет удивительная, ни с чем не сравнимая характеристика духа и духовно рожденного: «Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин. 3, 8 ). Недоуменный вопрос Никодима: «Как это может быть?» обнаруживает всю бездну человеческого невмещения и непонимания. Никодим, как и его соотечественники и современники из иудейской элиты, утратил «ключ к Царству», как в том упрекает Христос в другом месте. Ап. Иоанн в 1-м своем послании говорит еще яснее: «Рожденный от Бога хранит себя» (от зла и страстей) ( 1Иоан. 5, 18 ). Ап. Павел говорит о «бане возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит. 3, 5 ), имея в виду крещение как источник возрождения. О рождении от Бога говорит Иоанн и в начале своего Евангелия – о тех, кто «от Бога родился» (1,13). С исключительной духовной проницательностью говорит о новом рождении Никита Стифат :

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Примечательно, что в этом вопросе преп. Никита Стифат наиболее оригинален (хотя трудно сказать, чтобы был совсем уж самостоятелен), он приводит мнение, отличное даже от позиции св. Иоанна Дамаскина , который, следуя античной традиции, считает человека малым миром (микрокосмом). Так, в «Точном изложении православной веры» читаем: εν μεγλω μικρν 28 . В то время как у св. Григория Богослова в «Слове 38:11» читается: εν μικρω μγαν 29 . Это разночтение ясно показывает, что относительно терминов «малый» и «великий мир» в христианском богословии не было устоявшейся и разделяемой всеми позиции. Поэтому интересно проследить отражение этой идеи в святоотеческой письменности со многими нюансами и переходами. Итак, есть два варианта при характеристике человека – малый в великом εν μεγλω μικρν) или великий в малом εν μικρω μγαν). Речь не только о терминах, а о точке отсчета, т.е. с чем соотносится человек? В двух словах: язычество, включая и современное язычество – атеизм и его производные, всегда соотносило человека с миром. А христианство соотносит человека с Богом. Это две принципиально разные позиции. Надо их не затушевывать, а, наоборот, наиболее ясно и четко представлять Это есть точка начала расхождений в разговоре о человеке. Многовековое развитие античной традиции прочно утвердило в самосознании человека простую мысль, что человек это отражение мира. Есть космос – внешний мир и есть его малая, но довольно точная и полная копия – это человек. Здесь исходным пунктом для размышлений служил тезис о стихиях мира. Из этих же стихий состоит и человек. Итак, есть великий мир – этот мир, и есть малый мир – это человек. Название разумеется не по размерам, но главное – по иерархии бытия Такая позиция сразу же определяет и соподчиненность в рассматриваемой паре. Великий – разумеется исходный, главный, первый. Малый – подчиненный, производный, второй. Уже в этом чувствуется слабость данной концепции. Но античность, не имея опоры в Богооткровении (которое с максимальной полнотой дано человечеству в факте Боговоплощения), не могла подняться выше идеи одухотворенного космоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Святой Серафим Саровский выразил это более кратко, заметив, что через болезнь «человек обретает самого себя» 216 . По мере того как болезнь овладевает человеком, она заставляет его пересмотреть прежние ошибочные взгляды и задаться вопросом о принципах своего существования. Она ослабляет его привязанность к этому миру 217 , выявляя всю его тщету и суетность, и побуждает как бы выглянуть за его пределы. «Болезни, – замечает святой Никита Стифат , – ослабляют приземленность души» 218 . Разум, освобожденный от всех упомянутых влияний, сосредотачивавших его на нуждах плоти, и очистившийся через страдание 219 , открывает для себя новый мир, духовный, к которому стремится и возносит душу раскрепощенная воля. Ф.М. Достоевский писал: «Здоровый человек есть наиболее земной человек... Ну а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме – тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновений с другим миром больше» 220 . Болезнь, воспринимаемая и переносимая таким образом, не угрожает, что человека раздавит его тело смерти ( Рим.7:24 ), а, напротив, обращает его к Богу, воссоединяет с Ним, приближает к Нему как единственному Закону и Истине, наделяя разум человека мудростью, то есть истинным знанием о мире, о себе самом и о Боге, и направляя его волю согласно воле Творца. «Не для унижения нашего Господь попускает болезнь, – утверждает святой Иоанн Златоуст , – но потому, что Он хочет сделать нас лучше, мудрее и послушнее Его воле, что есть основа спасения» 221 . Знак провидения Таким образом, болезни попускаются Божественным Промыслом, и воспринимать их философски – значит приблизиться к пониманию и принятию воли Божией в отношении нас самих. Каждая болезнь – это Божие напоминание о спасении, Его соизволение помочь нам в его достижении. Святые отцы неоднократно подчеркивали, что болезнь – это знак Божия научения 222 . Это средство исправления, искупления человеком его прегрешений 223 . Этот термин следует понимать не в негативном смысле, как наказание или расплату, но, напротив, скорее в положительном, заложенном в латинском глаголе corrigere (исправлять), от которого произошел французский глагол corriger, означающий также «восстанавливать», «обновлять», «улучшать», «исцелять» 224 . В таком контексте болезнь предстает средством если и не желательным, то, во всяком случае, используемым Всевышним во благо человека 225 , для исправления в нем того, что извращено грехом, для врачевания его духовных немощей 226 . Таким вот парадоксальным образом Божественное Провидение обращает недуги плоти в лекарство для души. Святой Исаак Сирин , обращаясь к человеку, «угнетенному недугами и страданиями телесными», пишет: «Следи за собой и принимай то множество целительных средств, что ниспосылает тебе истинный Врачеватель для оздоровления твоего внутреннего “я”» 227 . Также он утверждает: «Господь попускает болезни для здоровья души» 228 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Слова: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» — в буквальном смысле относятся, как сказано, к чадородию, о котором святой Псалмопевец упомянул, так как оно у евреев почиталось самым вожделенным благом. В духовном же смысле чрево означает сердце. А мзда плода чревняго есть сыноположение, которое даруется тем, которые блюдут свое сердце от всего неугодного Богу, молясь: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс.50:12); и непрестанно прибегая к Тому, о Ком сказано (Пс. 109: 3–4): «из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается». «Сыновья молодые (оттрясенные — слав. перев.), которые, по вышеприведенному толкованию, относятся к Иудеям, в христианском смысле имеют иное значение, то есть, как говорит Никита Стифат, означают людей изнуренных добровольными подвигами и стрясших с себя ветхого человека покаянием, и чрез то получивших силу поражать мысленно врагов, как стрелами. «Блажен, иже исполнит желание свое от них (Блажен человек, который наполнил ими колчан свой»), то есть блажен, кто будет подражать им, то есть стрясшим с себя ветхого человека: и он получит такую же силу от Бога, и не постыдится, когда будет отвечать мысленным своим врагам во вратех, то есть в дверях сердца своего. 3. Изъяснение слов 127-го псалма Что означают слова в 127-м псалме: «Труды плодов твоих снеси?» (ст. 2) Ответ: Слова эти означают следующее: Кто особенно, с самого начала, проводит жизнь добродетельную, со страхом Божиим и хранением своей совести, согласно заповедям Божиим, тот, в свое время, достигает плодов духа, как говорит апостол: «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5: 22–23). По достижении таких плодов человек-христианин хотя и несет труды и подвиги благочестия по-прежнему, но эти труды для него легки и отрадны, по причине благой надежды, и по причине помощи свыше от благодати Божией. И с другой стороны, кто живет худо и нерадиво, и вопреки заповедям Божиим, тот стяжавает плоды злые, то есть злые привычки и разные душевредные навыки; после чего, если и захочет обратиться к Богу и жить добродетельно, то злые привычки не дают ему полной свободы, а делают всякое к тому препятствие, и потому для такого человека труды благочестия бывают большей частью тяжелы и до времени безотрадны, по причине сомнительной надежды и по причине противодействия злых навыков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Сохранились 5 противоармянских «Слов» Н. С. Последнее из них автор расширил и переделал в обращенное к зап. христианам «Слово об опресноках, субботнем посте, браке иереев и совершенном возношении всесвятым и священным постом». (В рукописях Vat. gr. 680 и Laurent. IX 24 оно несет краткий заголовок «Об опресноках».) А. Михель называл этот памятник «Сборником» (Συλλογ), а его выполненную тем же Н. С. сокращенную редакцию - «Антидиалогом». Однако эти названия не имеют обоснования в рукописной традиции. Не позже XIII в. краткая редакция антилат. сочинения Н. С. была переведена на древнерус. язык (РНБ. Кир.-Бел. 76/1153. Л. 205-215). В разных рукописях сохранилось принадлежащее Н. С. «Понятное очертание суточного последования часов» (Υποτπωσις εσνοπτος το μερονυκτου τς κολουθας τν ρν), написанное им для Студийского мон-ря и изданное в патрологии Миня среди произведений прп. Феодора Студита. Также к монашествующим обращено соч. «О посте по средам и пятницам» (Περ νηστεας τς τετραδοπαρασκευς). Обычаям студийских монахов посвящены небольшие сочинения Н. С. «О поясе студийских диаконов», «О приветствии руками» и «О [пении] «Но аллилуия позволила» [при исполнении] степенных». Пять противоармянских «Слов» Н. С., сочинения «О душе» и «Созерцание рая» вместе с обращенным к синкеллу Никите посвящением, переписка Н. С. с синкеллом Никитой, письма к «софисту» Григорию (названному в груз. переводе Василием) были переведены на грузинский и в кон. XI в. включены прп. Арсением Икалтойским в его «Догматикон». В том же сборнике под именем Н. С. сохранились не встречающиеся в греч. рукописях сочинения «О ступенях добродетелей», толкование отрывка Рим 8. 29 и обращенное к Василию толкование отрывка 1 Кор 6. 18, согласно к-рому прелюбодействующий грешит против собственного тела. Этот последний текст Н. С. упоминается в сохранившемся отрывке 2-го письма синкелла Никиты. М. Касрадзе представила доводы в пользу того, что соч. «Об образцах добродетелей» действительно было написано Н. С. ( Kasradze M. La traduction géorgienne ancienne des écrits («Sur les Échelons», «Sur l " âme», «Sur Paradis») de Nicétas Stéthatos dans le «Dogmatikon» d " Arsène d " Iqalto XIe siècle//Dogmatikon. 2013. P. 193-209).

http://pravenc.ru/text/Симеон Новый ...

Такие мысли вызвал тропарь Великого канона. И подобных стихов в нем – сотни, а разного рода аскетических идей, вшитых в текстовую ткань, – тысячи. Бессмертное творение преподобного Андрея ждет нашего внимания, обещая открыть уникальные смысловые сокровища Великого поста. Благодать Святой Четыредесятницы, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая» , и молитвы святого Андрея Критского пусть помогут нам эти сокровища обрести. Рейтинг: 10 Голосов: 1090 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Среда, песнь 1, тропарь 4.  Добротолюбие. Том пятый. Святого Григория Синаита главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, и еще – о безмолвии и молитве. Пункт 60.  Цит. по: митрополит Иларион (Алфеев). Православие, Том I. Тело, душа и ум.  Цит. по: митрополит Иларион (Алфеев). Православие. Том 1: Грехопадение и предопределение ко спасению  Там же.  Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письмо 6.  Добротолюбие. Том пятый. Преподобный Никита Стифат. Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума. Пункт 67.  «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая…», – такие слова произносит епископ, возлагая при рукоположении на будущего диакона или священника свои руки. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр Бутов 2 апреля 2018, 22:34 Георгий: " Интересно, как это уловить при прочтении этого тропаря в числе 100 прочих в храме. " Уловить очень просто. Но не в храме, а дома, неторопливо читая канон. Георгий 29 марта 2018, 09:43 Интересно, как это уловить при прочтении этого тропаря в числе 100 прочих в храме. Вот хорошо бы делать паузы или чтобы хор припев пел подлиннее. Правда часа три получится... тамара 28 марта 2018, 22:55 Батюшка,спаси Бог Вас за Ваши труды во спасения наших душ.Божией Вам помощи во всём. Анна 28 марта 2018, 19:31 Спаси Вас Господи, Сергей, за такую глубокую замечательную статью! Полностью согласна. Осталось только исполнить это в жизни!

http://pravoslavie.ru/111793.html

Таким образом, причина неприятия и видимой неприменимости призывов святого Симеона в жизни «обычных христиан» лежит даже не столько в большой духовной ревности Нового Богослова, сколько в неспособности людей, погруженных в мирской образ бытия, «переварить» насыщенное благодатью слово харизматического проповедника 7 . А ведь преподобный Симеон не говорил ничего противного Евангелию. Наоборот, он старался доказать его применимость в любую эпоху. Но требование точного соблюдения заповедей Евангелия всегда встречалось без энтузиазма. Среднестатистический христианин может и правда начать искренне унывать, прочитав многие из нравственных максим преподобного Симеона, вырванные из общего контекста его сочинений. Однако и от нравственной высоты Евангелия тоже можно прийти в уныние. Следует также помнить, что в западной культуре религиозные мистики чаще всего воспринимались как фанатики, даже бунтари, поставляющие свой личный мистический опыт выше любых общепризнанных вероучительных формул и авторитетов. Если в восточной православной среде пламенное наследие преподобного Симеона многим его современникам казалось следствием духовной «прелести», то тем более оно непонятно в мире западной гуманистической культуры. Однако церковное Предание еще в древности признало Симеона воистину «новым богословом», принимая подлинность его духовно-нравственных посылов. Новым богословом его именуют автор его Жития преподобный Никита Стифат , а также и другие церковные писатели XII–XIV вв. Святитель Григорий Палама , живший на два с небольшим века позднее, также упоминает Симеона как «нового богослова», называя при этом творения Преподобного «писаниями жизни» (συγγρμματα ζως) 8 . Здесь, конечно же, речь идет о жизни евангельской, вечной (ζω ανιος), которая отражает посвященность Богу и, одновременно, освященность Его божественными энергиями. Особенное внимание изданию рукописных трудов преподобного Симеона уделили греческие святые XVIII в. святитель Макарий Коринфский (1731–1805), и преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). Кроме того, преподобный Никодим составил замечательную службу преподобному Симеону. Святой всегда почитался в православном мире и никогда не был совершенно забыт. Рукописи его Слов и Гимнов переписывались и сохранялись (особенно на Афоне в эпоху исихастских споров XIV в., но и не только) до времени их печатного издания. Некоторые особенно «смелые» мистические тексты Преподобного при печати были опущены во избежание неправильного их понимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010