преподобный Никита Стифат ЕГО ЖЕ третья умозрительных глав сотница любви и совершенстве жизни 1. Бог есть ум бесстрастный паче всякого ума и всякого бесстрастия, – свет и источник света благого, – премудрость, слово и ведение, и податель премудрости, слова и ведения. Кому даны сии дары чистоты ради, и в ком они усматриваются, в тех сохранным пребывает и еже по образу; так что они являются чрез то сынами Божиими, водимыми Духом, как написано: «елицы Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии» ( Рим. 8, 14 ). 2. Которые трудами подвижническими сделали себя чистыми от всякой скверны плоти и духа, те стали приятелищами бессмертного естества чрез дарования Духа. До сего же достигшие полны суть света благого, от коего исполнены будучи в сердце тихим миром, отрыгают благие словеса и премудрость Божия течет из уст их в ведении божеских и человеческих вещей, и слово их чистое вещает о глубинах Духа. «На таковых несть закона» ( Гал. 5, 23 ), так как они однажды навсегда соединились с Богом и благим изменились изменением. 3. С усердным тщанием притрудно простирающийся к божественному бывает отображением образа Божия добродетелями душевными и телесными; поскольку тогда он в Боге и Бог в нем упокоевается, по срастворению, так что он от сего есть и видится образом божественного блаженства по богатству даров Духа, и по внутреннему устроению богом, Бог же – совершителем его совершенства. 4. Не по органическому устроению тела человек есть образ Божий, но по мысленному естеству ума, не описуемого телом, долу тяготеющим. Ибо как Божеское естество, вне всякой твари суще, не описуется, как неопределимое и нетелесное, некачественное, неосязаемое, неколичественное, невидимое, бессмертное, необъемлемое и отнюдь нами не разумеемое: так и данное от Него нам мысленное естество, как неописуемое, не телесно есть, невидимо, неосязаемо, необъемлемо, и есть образ бессмертной и присносущной Его славы. 5. Первый Ум сый, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, ни без Слова и Духа никогда не бывая, по причине нераздельности естества, не сливаясь с ними, по причине неслиянности сущих в Нем ипостасей. Почему и естественно рождая из существа своего Слово, Сам не отделяется от Него, несеком будучи в Себе. Имеет же соприсносущное Слово соестественным Себе собезначального Духа, предвечно от Отца исходящего, – и от родителя своего не отсекается. Ибо у них едино есть и нераздельное естество, хотя по различью ипостасей разделяется на лица, и троично воспевается – Отец, Сын и Дух святой. Лица сии, как единое естество и Бог един, никогда не отделяются от соприсносущего существа и естества. Сего-то триипостасного и единичного естества образ виждь в созданном Им человеке, но по части его мысленной, а не по видимой, по бессмертной, а не по смертной и разлагающейся.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Разделы портала «Азбука веры» Ум – разумная (мыслительная, познавательная) сила души . Выделяется святыми отцами наряду с вожделевательной (желательной) и раздражительной (чувствующей) силой в трехчастном строении души, принятой в православной аскетике и антропологии . Следуя святым отцам, ум есть владычественное начало души, царь и владыка человеческого естества. Он призван господствовать над остальными частями души и всем естеством, подчиняясь при этом Царю всего тварного бытия – Богу . Именно к уму святые отцы, прежде всего, относят Образ Божий в человеке. Священное Писание и святые отцы именуют ум «оком души». Подобно телесному оку, душевному оку также присуще зрение. Зрение ума называется созерцанием или ведением (познанием). Ум может созерцать как вещественный мир, так и невещественные и невидимые предметы. Созерцание ума может быть естественным, например, научное размышление и философствование, но может быть и сверхъестественным. Именно в сверхъестественном созерцании человек познает Бога. Сверхъестественное созерцание осуществляется при помощи и содействии Божественной благодати Святого Духа. Для него недостаточно одних усилий тварного человеческого ума. В сверхъестественное созерцание человеческий ум вводится Самим Богом, объединяясь с Самим Божественным Умом, по Образу Которого он создан. По своей природе человеческий ум ищет Бога, «с Тем ищет соединиться, от Кого получил начало, Кем движется и к Кому устремляется по естественным своим свойствам» (св. Никита Стифат ). До грехопадения человеческий ум был здоровым и бесстрастным, поскольку созерцал Святого Бога и не подвергался воздействию разрушительных страстей. После грехопадения ум, как способность непосредственного, интуитивного познания стал работать страстям, потерял способность созерцать Бога и подменился рассудком. После грехопадения ум стал «плотским» ( Кол.2:18 ), суетным ( Еф.4:17 ), превратным ( Рим.1:21, 1:28 ), поврежденным и развратным ( 1Тим.6:5 , 2Тим.3:8 ), оскверненным ( Тит.1:15 ). После падения человеческий ум отпал от созерцания Бога и впал в неестественное (противоестественное, нижеестественное) состояние.

http://azbyka.ru/um

Содержание а. Сколькими способами мы видим божественный рай чувственно воспринимаемым при благочестивом созерцании б. С другой стороны, сколькими способами мы видим рай умопостигаемым через логосы созерцания и какие в нем насаждения в. Каковы плоды обоих насаждений умопостигаемого рая? г. Иначе: божественный поворот из созерцания в созерцание д. Через аллегории, иное, более возвышенное, созерцание поручения и заповеди Бога для Адама е. Другое самое мудрое и возвышенное созерцание умопостигаемого рая и каковы врата, вводящие в него, каковы выводящие и какие в нем божественные насаждения ж. Каково делание и хранение умопостигаемого рая и ходатаем чего становится причастие ею плодам для различно возделывающих в нем? з. Каким образом Слово установило (только) двое, а не много врат в этом раю, обращающихся так же, как и Херувимы, и что за различие действия каждых из этих (врат)?     1. Итак, давайте поразмышляем о рае! Ибо это цель нашего трактата 1 , ради которой я и погрузился в труды 2 над ним после трактата, написанного мною о душе. Однако, если угодно, давайте так [и] рассмотрим все, сообразно цели, согласно исходному значению 3 , ибо сначала нам необходимо исследовать: – каким образом божественный рай создан осязаемым для нас и одновременно умопостигаемым; – каковы плоды обоих божественных насаждений умопостигаемого рая; – что такое возделывание и хранение умопостигаемого рая; – и ходатаем 4 чего становится причастие его плода для различно 5 возделывающих в нем; – каким образом Слово установило (только) двое, а не много, врат в этом раю, обращающихся так же, как и Херувимы ( Быт.3:24 ); – и что за различие действия каждых из этих (врат); – затем (нам необходимо) также поразмышлять о Древе Жизни и точно так же о Древе знания, которое называется «Познанием добра и зла» ( Быт.2:9 ). Ибо, таким образом, насколько нам доступно, мы сами узнаем, согласно божественному апостолу, каково «богатство благости» Божией на нас ( Рим.2:4 ), и каковы благодеяния нам свыше от Него ( 1Кор.2:12 ; Иак.1:17 ), и почему мы отпали и отпадаем 6 от божественных даров 7 дурным расположением воли 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

преподобный Никита Стифат Догматическое богословие Жития святых Нравственно-аскетические труды Письма Труды на иностранных языках преподобный Никита Стифат Пресвитер Студийского монастыря. Богослов, полемист и писатель, приверженец исихазма. Биография Преподобный Никита, пресвитер Студийской обители, искреннейший ученик св. Симеона Нового Богослова, родился около 1005 года. 14 лет он поступил в Студийскую обитель, где посвящен был св. Симеоном во все таинства духовного любомудрия, усвоив у него приверженность к исихазму. После смерти учителя написал его житие. Своё прозвище «Стифат» («отважный») Никита получил за обличение Константина Мономаха за его связь с Марией Склиреной.  В 1054 году по поручению патриарха Михаила Керулария в рамках усиливающейся полемики между Восточной и Западной Церквями, которая вскоре после этого привела к расколу, Никита принял участие в споре об опресноках и написал ряд сочинений против латинских обычаев: поста в субботу, целибата и особенно опресноков. Сочинения эти получили известность не только среди греков, но и на Западе. Кардинал Гумберт написал против них трактат-опровержение, и когда, в рамках поездки с делегацией в Византию, посетил Студийский монастырь, между ним и Никитой был устроен коллоквиум, по итогам которого Никита вынужденно признал себя проигравшим и отказался от своего трактата, который был сожжен на монастырском дворе. «Противники Никиты оказываются сильнее его по полемическому таланту, но далеко уступают ему в чувстве приличия, обрушиваются на несчастного монаха потоком ругательств, которые оставляют невыгодное впечатление относительно благовоспитанности сановников Римской «Легаты имели одно только утешение – видеть унижение бедного студийского монаха, достигнутое с помощью светской власти. 24 июня они прибыли в Студийский монастырь, куда явился также император со своими приближенными, и потребовали, чтобы Никита Стифат анафематствовал свою книгу «Об опресноках, субботе и браке священников». Поскольку император поддержал требование, то Никита не посмел отказаться, а затем книга была торжественно сожжена и все разошлись. На другой день эта трагикомедия доиграна: Никита отправился из Студийского монастыря во дворец Пиги, местожительство легатов, получил от них объяснение недоумений, о которых он писал в книге, опять анафематствовал все им написанное и был принят легатами в церковное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/

Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат : Аскетические сочинения в новых переводах Источник Содержание От составителя Преподобный Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические Сто глав богословских и практических Его же другие двадцать пять глав умозрительных и богословских Его же другие сто глав богословских и практических Преподобный Симеон Новый Богослов. Послание об исповеди Преподобный Никита Стифат. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка     От составителя В настоящей книге под одной обложкой собраны произведения двух византийских богословов, ученика и учителя, – преподобного Симеона Нового Богослова (X–XI вв.) и преподобного Никиты Стифата (XI в.). Первую часть книги составляют «Главы богословские, умозрительные и практические» преподобного Симеона Нового Богослова . Главы преподобного Симеона представляют собой сборник, состоящий из трех частей: 100 глав «практических и богословских», 25 «умозрительных и богословских», и еще 100 «практических и богословских». Сборник представляет собой свод всего святоотеческого богословия и аскетики. Важнейшие догматические, нравственные и практические вопросы изложены в Главах с предельной ясностью и краткостью. Жанр глав, объединенных в группы по сто (так называемые «сотницы»), является традиционным для монашеской письменности со времен Евагрия, Марка Подвижника и других ранних аскетических писателей. «Главы» преподобного Симеона являются наименее личным и субъективным по содержанию, наиболее традиционным по форме из всех его произведений. Тем не менее и в них ясно прослеживается новизна его богословской мысли: это особенно относится к 25 главам, помещенным в середине сборника и являющимся его духовной сердцевиной. Далее публикуется «Послание об исповеди» преподобного Симеона Нового Богослова . В некоторых рукописях это послание приписывается авторству преподобного Иоанна Дамаскина , однако большинство рукописей называют его автором именно преподобного Симеона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист НИКИТА ВИЗАНТИЙСКИЙ [Никита Византиец] (IX в.), богослов, автор полемических сочинений, направленных против зап. христиан, армян-антихалкидонитов и мусульман НИКИТА МАРОНИЙСКИЙ (60-70-е гг. XII в.), визант. богослов, участник греко-лат. полемики, вероятный автор ряда канонических и агиографических сочинений НИКИТА МИРСИНИОТ Никита Мирсиниот, мирское имя митр. Нила Родосского (рубеж XIV и XV вв.), визант. богослова и полемиста - см. Нил, митр. Родосский НИКИТА СЕИД (2-я пол. XI - нач. XII в.), визант. богослов, автор 2 сочинений против латинян и др. богословских и научных трудов НИКИТА СТИФАТ (нач. XI в.- после 1081 и до 1092), иером. и игум. Студийского монастыря в К-поле, автор Жития св. Симеона Нового Богослова, аскетических, богословских и полемических сочинений и писем НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКИФОР ГРИГОРА (между 1290 и 1295 (вероятно, июнь 1293) - между осенью 1358 и кон. 1361), визант. богослов, историк, ученый, агиограф, представитель поздневизант. гуманизма, противник учения свт. Григория Паламы НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель НИКОЛАЙ ДЕ ЛИРА (Никола Лирский) (ок. 1270 - 1349), франц. богослов, выдающийся средневек. экзегет, член ордена францисканцев НИКОЛАЙ КАВАСИЛА Хамаэт (между 1319 и 1323 - после 1397), визант. богослов, литургист, церковный и общественный деятель, св. прав. (пам. греч. 20 июня) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов

http://pravenc.ru/rubrics/122394_6.html

Бесчестие Какое бесчестие может возмутить тех, кои пред лицем Божиим всегда видят грехи свои (прп. авва Исаия , 60, 83). Это еще не добродетель – быть обесчещенным и не чувствовать сего; напротив того, вот добродетель – сознавать сие и презирать ради благочестия (прп. Ефрем Сирин , 30, 174). Источник. ...Позор и бесчестие является только тогда, когда человек делает то, что запрещает Бог (свт. Иоанн Златоуст , 50, 163). Если кто добр в себе, а его считают худым, то он ничего от того не теряет, оставаясь таким, каким он есть; напротив, кто питает безрассудные, пустые подозрения, подпадает крайней гибели (свт. Иоанн Златоуст , 51, 866). Веруй, что бесчестия и укоризны суть лекарства, врачующие гордость души твоей, и молись об укоряющих тебя, как об истинных врачах (души твоей), будучи уверен, что тот, кто ненавидит бесчестие, – ненавидит смирение, и кто избегает огорчающих его, тот убегает кротости (прп. авва Дорофей , 29, 184). Источник. ...Не переносить бесчестие – есть дело неверия (прп. авва Дорофей , 29, 250). Источник. Не будешь... много лет трудиться для приобретения блаженного покоя в душе, если сначала от всей души предашь себя терпению бесчестия (прп. Иоанн Лествичник , 58, 43). Источник. Небольшой огонь смягчает много воска: часто и малое бесчестие, нанесенное нам, вдруг смягчает, услаждает и истребляет всю свирепость, бесчувствие и ожесточение сердца (прп. Иоанн Лествичник , 58, 47). Источник. Во всех случаях, когда бесчестие падает на одних нас, должно молчать (ибо это время духовного приобретения), а когда обвинение касается другого лица, тогда должно говорить в защиту, ради союза любви и ненарушимого мира (прп. Иоанн Лествичник , 58, 58). Источник. порошок – есть уязвляющее бесчестие, врачующее гнилость возношения (прп. Иоанн Лествичник , 58, 254). Все к бесчестию нашему с нами случающееся, от людей или от демонов, праведным судом Божиим, по Его Домостроительству случается к смирению наших душ. Цель у Бога, правителя жизни нашей, та, чтобы мы были всегда смиренны, не мудрствовали паче, еже подобает мудрствовати, но мудрствовали в целомудрии (ср.: Рим. 12, 3 ) и не думали о себе много, но на Него взирали и Его блаженному смирению подражали, ибо Он кроток и смирен сердцем ( Mф. II, 29 ), каковыми и нам желает быть Он, претерпевший за нас смерть неправедную и бесчестную (прп. Никита Стифат , 89, 105).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Монах Симеон Афонский Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Ваша корзина     товаров: корзина пуста Увещание ко спасению или Время созидать самих себя «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры». 1 Тим. 1. 5.   Книга, которую вы держите в руках, представляет собой увещание ко Спасению, изложенное в стихотворной форме. Она написана старцем Симеоном, подвизающимся на Святой Горе Афон.   Проводя исторические параллели, конечно, сразу напрашивается аналогия с «Гимнами» прп. Симеона Нового Богослова, часть из которых, по сути дела, является увещанием к братии монастыря или даже обращением к определенным лицам.   Не стоит забывать, что когда прп. Симеон писал свои послания, это были самые обычные письма братьям, духовно близким людям или молитвы к Богу. «Гимнами Божественной Любви» их назвал впоследствии ученик Святого, прп. Никита Стифат. Он же пространно озаглавил каждое письмо, создав таким образом «Корпус Гимнов». Но первоначально это были самые обычные увещания ко Спасению и письма в стихах к конкретным людям, написанные популярным в то время метрическим стихом.      Подобно посланиям прп. Симеона Нового Богослова,  старец Симеон Афонский  соединяет письма реальным лицам с общими наставлениями ко Спасению, излагая это в стихотворной форме. Некоторые увещания адресованы конкретным людям, с их особенностями характера, предпочтениями, привычками, а некоторые – раскрывают трудности духовной жизни, свойственные целым группам, например, престарелым монахам.   Таким образом,  старец Симеон  охватывает различные типы душевного устроения людей и  обобщает их ошибки в основные закономерности. В одних случаях, поучения изложены рифмованным стихом (Увещание братии), а в других – рифма соединяется с метрическим стихотворным размером (О постижении). Именно поэтому произведение обращает на себя внимание прежде всего живостью изложения.   Книга состоит из трех частей. Первая часть включает в себя общие наставления, раскрывающие важнейшие духовные понятия. Интересно заметить, что язык автора апеллирует к мистическому богословию Ареопагитского Корпуса, к весьма оригинальной и непревзойденной по глубине терминологии  св. Дионисия Ареопагита. Так что подчас речь идет не только о типологическом сходстве образов, понятий и толкований, но и о прямом заимствовании (Например, 1 ч. О сердце).

http://isihazm.ru/1/?id=1&sid=0&pid=3&ii...

Разделы портала «Азбука веры» «Ареопагитики» (Ареопагитический корпус – лат. Corpus Areopagiticum) – собрание восточно-христианских богословских трактатов и посланий на греческом языке, приписываемых св. Дионисию Ареопагиту , который, согласно преданию, был обращен св.  апостолом Павлом в 51 г. во время проповеди в Афинах. «Ареопагитики» должны быть отнесены к самым таинственным памятникам древней христианской богословской литературы. Вопрос об авторстве текста ставился уже таким православным богословом и святым как Константинопольский патриарх Фотий. Вместе с тем, критическая линия в отношении автора окончательно возобладала только в эпоху Реформации, весьма тенденциозно относившейся к христианству. С XVI–XX вв. осуществлялись многочисленные попытки определить автора «Ареопагитик». Однако все попытки поиска нового автора окончились неудачей. На пороге XXI-oro столетия исследовательская традиция вынуждена была оставить вопрос о личности автора открытым. В то же время важно отметить, что в авторстве св. Дионисия не сомневался ни первый комментатор его сочинений еп. Иоанн Скифопольский, ни интерпретировавший его сочинения св. Максим Исповедник , ни большинство отцов Православной Церкви, среди которых – св. Иоанн Дамаскин , св. Никита Стифат , св. Григорий Палама . Роль «Ареопагитик» в истории богословия объясняется уникальным синтезом, осуществленным их автором. Будучи образованным греком, он использовал философские категории в целях раскрытия неисчерпаемой глубины христианского откровения о сверхъестественном бытии нетварной Божественной Личности. Представляя высокообразованному античному обществу «всеобщую и все превосходящую Первопричину» мира как «пресущественную, пребожественную и преблагую Троицу», он убедительно показывал превосходство христианства над всей античной мудростью, обезличивавшей онтологическое первоначало, усматривавшей его в ряду изменчивых природных стихий и элементов. В «Ареопагитиках» образованный человек античности открывал доселе неизвестный ему мистический опыт, призывающий его «к соединению с Тем, Кто выше всякой сущности и познания». При этом новый мистический опыт излагался языком философии. Таким образом, изучающий «Ареопагитики» язычник не должен был рвать с философской мыслью, но усваивал христианское откровение на сложном и возвышенном языке философских категорий.

http://azbyka.ru/areopagitiki

Разделы портала «Азбука веры» Каким образом соотносятся слух с богомыслием, обоняние с молитвою и осязание с безмолвием? 185 18.12.2023 Аскетика Преподобный  Никита Стифат  описывает способ очищения ума. У нас есть пять подвигов, соответствующих пяти чувствам: бдение, богомыслие ( μελτη), молитва, воздержание и безмолвие ( ησυχα). Необходимо сочетать зрение с бдением, слух с богомыслием, обоняние с молитвою, вкус с воздержанием, осязание с безмолвием. Таким образом человек «скорее очистит ум свой и, утончив его ими, соделает его бесстрастным и зрительным» (Добр. Т.5. С.107–108). (цит. по: Митр. Иерофей (Влахос) “Православная психотерапия” М., ТСЛ, 2005, с.141). Каким образом соотносятся слух с богомыслием, обоняние с молитвою и осязание с безмолвием? 1 Ответ Это все реминисценции на сочинения прп. Никиты. В частности, вот из его глав : 7. Из чувств одни, – именно зрение и слух, – словесны суть и паче других любомудреннейши и владычественнейши; а другие, – именно вкус, обоняние и осязание, – бессловесны и животны, назначенные служить словесным. Ибо сначала видим и слышим, а потом, движимые помышлением, осязаем предлежащий предмет и по обонянии предаем вкусу. Таким образом три последние чувства более скотны и беспрекословнее раболепны, чем два первые; и преимущественно над удовлетворением их трудятся те из скотов и зверей, которые более чревонеистовы и более похотливы, день и ночь, или пищей ненасытно себя наполняли, или неудержимо ища соития. 8. Кто действие внешних чувств заменяет внутренними, – зрение – устремлением ума к зрению света животного, слух – вниманием душевным, вкус – разумным рассуждением, обоняние – умным постижением (ощущением, чувством), осязание – бодренным трезвением сердечным: тот Ангельскую на земле проводит жизнь; – для людей он и есть и видится человеком, для Ангелов же и есть и понимается Ангелом. 9. Умным зрением приемлем свет божественный, ведение сокровенных тайн Божиих; душевным вниманием восхождение (возникновение) в сердце помыслов располагаем с разумом (или распоряжаемся ими, различая хорошие от худых; разумным рассуждением, как вкусом, распознаем виды разумений, и те, которые произрастают из горького корня, или преобразуем в сладкую для души пищу, или совсем отбрасываем, а которые от былий добрых и злачных отраждаются, те приемлем, «пленяюще всяк разум в послушание Христово» ( 2Кор. 10, 5 ); умным постижением обоняем мысленное миро благодати Духа, исполняясь веселием и радованием сердечным; бодренным трезвением сердца благоумно ощущаем, как свыше Дух орошает пламя наших добрых вожделений, или согревает наши силы, охладевшие под действием хлада страстей.

http://azbyka.ru/vopros/kakim-obrazom-so...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010