Никита Стифат

  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026
Современная практика православного благочестия. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... песнопений, и те нежные струны души, которые звучали бы в унисон с мелодиями рая, окажутся неразвитыми, несуществующими. Вот как об этом пишет еп. Феофан Затворник, выражая святоотеческое учение: «Удел блаженства каждому присудится и дан будет такой, сколько кто вместить может в себя сего блаженства; вместимость же сия определяется тем, как кто раскрыл свое естество для принятия небесных благ, а раскрытие это зависит от трудов над собой. Если разны сии труды - разно раскрытие естества; если раскрытие сие разно - разна вместимость; если разна вместимость, разна и степень блаженства». Прп. Никита Стифат говорит, что «стяжавшие внутреннее Царство Божие в жизни сей, имеют свободный переход в Царство Небесное, а для не стяжавших его в этой жизни переход в будущее бывает со страхом. Блажен тот, кто приготовил себя здесь к свободному переходу в Царство Небесное». А прп. Исаак Сириянин пишет: «Спаситель многими обителями у Отца называет различные меры духа водворяемых в Царство Небесное, т. е. отличия и разность духовных дарований, какими наслаждаются по мере духа. Ибо не по разности мест, но по степени дарований назвал обителями многими. Как чувственным солнцем ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
О происхождении человека, первородном грехе и ...Искать в Источникеazbyka.ru
... чувственное: по несмысленной любви или к яствам, или к женам, или к имению, или к преходящей славе, или к иному чему-нибудь чувственному, или ради сего; по ненависти несмысленной, когда ненавидят, как выше сказано, без рассуждения что-либо из вышесказанного или кого-либо по причине того» (преподобный Максим Исповедник. Цит. по 71: 179) . «Слово “страсть”, как легко видеть, происходит от глагола “страдать” и обозначает внутреннюю болезнь... необходимо подчеркнуть тот факт, что страстью называется какой-либо грех, если он повторяется часто и таится в душе долгое время. Преподобный Никита Стифат поясняет разницу между страстью и грехом следующим образом: “страсть в душе движется, а делание греховное телом видимо совершается”» ( цит. по 68: 248 ) . Вот как дает определение страстям древний подвижник преподобный авва Исаия: «Страстями называются свойства человеческие в их болезненном состоянии, произведенном падением. Так способность питаться превращается в наклонность к объедению и лакомству; сила желания – в прихоти и похоти; сила гнева или душевная энергия – в вспыльчивость, ярость, злобу, ненависть; свойство скорбеть и печалится – в малодушие, уныние и отчаяние; ... далее ...
Основы древнецерковной антропологии Том I. Сын ...Искать в Источникеazbyka.ru
... может она привести 837. Автономная «своя воля» является одним из главных препятствий на пути к освобождению, совершенству, исихии (покою и миру) и спасению. Все попытки автономной воли к добру и к истине собственными силами тщетны. Упорство в своей воле приводит в лагерь, «противления»: «Кто воли своей не Покоряет Богу, тот покорится противнику Его» 838 (Исаак) . Таков катастатический закон, сформулированный Христом: «Кто не со Мною, тот против Меня» ( Лук. 11, 23 ) . Отсюда – древнецерковная религиозно-аскетическая заповедь об отказе от своей воли (Авва Дорофей, Симеон Благоговейный, Никита Стифат и др.) 839. Кто отказался от своей воли и предал себя воле Божьей, тот ощущает вселение в него новой, божественной силы: «Тогда вселится в тебе оная неведомая сила… которую ощутив в себе, многие идут в огонь, и не боятся, и ходя по водам, не колеблются в помысле своем опасением потонуть» 840 (Исаак) . Это в то же время – сила исцеляющая, и ее действие распространяется на всю тримерию. Своя воля ведет к рабству чувствам, страстям, желаниям и влечениям и становится «волей немощной плоти» 841. Как ум, привязавшись к чувствам, становится эмпатическим, так и воля обнаруживает свои ... далее ...
Основы древнецерковной антропологии. Том II. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... интуиция, наоборот, держит душу в плену психизма и стабилизирует ее в противоестестве. Интеграция души есть в то же время процесс сублимации души, ее упрощения и унификации в ее общей первозданной интеллигибельности. Реинтеграция души есть в то же время восстановление активности души, освобождение от пассивности страстей и условно-рефлекторной деятельности. Активность души восстанавливается через осознание всех душевных движений, вынесение всего подсознатльного мрака души и бездны сердца на свет разума. Для брака с Небесным Женихом она, как мудрая дева, должна возжечь свой светильник. Никита Стифат говорит: «Душа, решительно отвергшая лукавство и непотребное мудрование, и обогатившаяся незлобивым сердцем всегда бывет вся сама в себе и в Боге» 517. Он говорит об интегрирующей силе божественного эроса: «Безмолвие чистотою сердца и сладостью умиления распаляет любовью к Богу, разрешает душу от уз чувств, силы ее возводит в естественные их состояния и им возвращает первобытное их устроение» 518. Каллист Катафигиот говорит о возвращении души к простоте: «Несмотря на наличие неразумных частей в душе, от разумна, и ее ум при содействии слова (внутреннего) и духа возвращает ее к ... далее ...
Преподобный и Богоносный отец наш Нил, подвижник ...Искать в Источникеazbyka.ru
... – говорит святой Иоанн Лествичник. А когда кто-либо станет нас хвалить, и своей похвалой, при содействии врага невидимого и собственного нашего ослепленного сердца, породит в нас мысль, что мы достойны чести и повышения, и способны к занятию высоких мест, тотчас же вспомним себе множество и тяжесть согрешений наших, или одно только из них, наиболее гнусное, вообразим в уме нашем и скажем себе: суди, достойны ли похвалы и чести так поступавшие!.. Тогда вдруг увидим себя совершенно нестоющими никакой и ничьей похвалы, и внушения бесовские отразятся и смущать нас более не станут, – сказал Никита Стифат. Если же нет в тебе больших и студных грехов, то помысли о том, сколь широка, совершенна и многообъемлюща всякая заповедь Господня, и увидишь, что все твое подвижничество – капля в сравнении с обширным морем. Так, всегда заботясь, будем всячески хранить себя от тщеславия. Если же не будем трезвиться, но часто склоняться к тщеславным помыслам, то, укоренясь, они породят в нас презорство и гордость – начало и конец всякому злу. 8. Восьмой помысл – гордости Что сказать о презорстве и гордыне? Имена у них различны, а, в сущности, они – одно и тоже: и гордыня, и презорство, и ... далее ...
Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси, Часть ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Синаит, – да ведает, что он строит фантазии, а не созерцания имеет в мечтательном духе, будучи опутываем фантазиями и сам себя обманывая». И далее: «Сам от себя не строй воображений, а которые сами строятся, не внимай тем и уму не позволяй напечатлевать их на себя. Ибо все сие со вне будучи печатлеемо и воображаемо, служит к прельщению души»... «Ум и сам по себе естественную имеет силу мечтать и может легко строить призрачные образы того, что вожделевает... Тогда испытывающий сие бывает уже мечтателем, а не безмолвником». Прекрасное определение того, что такое безмолвие дает нам преп. Никита Стифат (XI в.) . «Безмолвие есть состояние ума нестужаемого (помыслами) , тишина свободы (от страстей) и отрады душевной, стояние сердца в Боге, нетревожимое и неколеблемое, светлое созерцание, ведение Божиих тайн, слово премудрости из чистого ума, беседа Божия, неусыпное око, молитва умная, безтрудный в великих трудах покой и, наконец, единение и совокупление с Богом». Заканчивая речь о безмолвии, скажем словами Лествичника, что « к истинному безмолвию способны только те, которые стяжали Божественное утешение к поощрению в трудах и Божественное содействие в помощи при бранях». Иначе ... далее ...
Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и ...Искать в Источникеazbyka.ru
... всех других добродетелей настраивает душу к истинной молитве. «Послушание, которое доставляет болезненное сокровище смирения, признано единодушно отцами за основную монашескую добродетель, за дверь, вводящую законно и правильно в умную и сердечную молитву», - пишет еп. Игнатий. Инок, исполняющий с усердием и истинным смирением возложенные на него монастырские послушания, может в короткое время преуспеть в молитвенном подвиге. Многие святые отцы, великие делатели и учители Иисусовой молитвы, начали путь умного делания, живя в монастырях. Так, святой Симеон Новый Богослов, преподобный Никита Стифат обучались этому деланию в обителях, находившихся в многолюдном Константинополе, святой патриарх Каллист, как уже было сказано, обучался умному деланию, проходя послушание повара в Лавре св. Афанасия Афонского, препп. Дорофей и Досифей - в общежитии св. Серида, святейший патриарх Фотий обучался умному деланию уже в сане патриарха, при многочисленных и многотрудных занятиях, связанных с этим саном. Еп. Игнатий пишет, что в дни его новоначалия один старец в искренней беседе поведал ему: «В мирской жизни по простоте прошедших времен и господствовавшему тогда благочестивому ... далее ...
Преподобный Симеон Новый Богослов, Часть 2 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... не убоялись … впасть в гордость от этой пустой и суетной славы и стать преступниками этой Моей заповеди» , но всегда изолированное от других его произведений в аскетических сборниках, оно никогда не включается в большие рукописные собрания творений пр. Симеона вплоть до XVIII века, когда «Метод» был в первый и единственный раз помещен в рукопись Syll. 18, датированную 1729-ым годом ( См. : Catecheses, т. I, стр. 86 ) . Отсюда заимствовал его Дионисий Загорейский, чтобы включить в свой новогреческий перевод творений пр. Симеона, как 68-ое Слово. А от него взял его епископ Феофан (Говоров) в свой русский перевод. Однако ни сам пр. Симеон, ни Никита Стифат в жизнеописании пр. Симеона (или в других духовных произведениях) не говорят о нем ни слова, ни прямо, ни в виде намека. Вообще, как по стилю, так и по манере писать и цитировать св. отцов, так и по общей духовной настроенности, «Метод» значительно отличается от других, несомненно, подлинных творений пр. Симеона. В частности, в нем находятся предупреждения против ложных видений света, то, чего мы никогда не встретим в подлинных произведениях пр. Симеона, никогда не ставившего под сомнение свои видения света. 3 Cat 26. ... далее ...
О литургии Преждеосвященных Даров - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... св. Афанасия». Предание о написании св. Афанасием одной из молитв в чиноположении Преждеосвященных свидетельствует, что им оставлены и удержаны были прочие молитвы, и только одна введена новая соответственно требованиям благоговейного чувства в одно из важнейших времен в службе Преждеосвященных. Как св. Афанасию Церковное предание усвояло написание одной из молитв Литургии Преждеосвященных, так cв. Василию Всликому, от которого Православная Церковь приняла чиноположение полной Литургии, тоже предание приписывало и утверждение всего состава молитв Литургии Преждеосвященных. В таком смысле Никита Стифат и Иоанн Клавдиопольский, описывая образ совершения великопостной Литургии, о молитвах оной говорили; «после чтения Пророков, мы совершаем молитвы, установленные Василием Великим » 67. Сие свидетельство о св. Василие подтверждается и надписаниями самой Литургии, перешедшими с греческих списков оной в переводы сирские и славянские. У православных христиан сирских сия самая Литургия употреблялась как преданная св. Василием. По описанию Ассемана, в сирском переводе греческого служебника Литургия Преждеосвященных надписана именем Василия Великого 68. Многочисленные славянские ... далее ...
Основы древнецерковной антропологии. Том II. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... преобразованием всего строя… Такова этическая задача каждого христианина в здешнем земном странствовании, чтобы все мирское трансформировать влиянием благодати» 182. Христианское отношение к миру, поднимая человека выше мира, способствует его трансформации, его преображению. Буддийское отрицание мира ведет, по учению брамано-буддизма, к его растворению и исчезновению; Брама проглатывает созданный им мир без остатка. Неудивительно, что такой неизмененный мир возвращается и повторяется, по учению того же брамано-буддизма. И брамано-буддийская сказка начинается сначала и так до бесконечности. Никита Стифат поясняет сущность монашеского отрешения: «Быть монахом не то есть, чтобы быть вне людей и мира, но то, чтоб, отрекшись от себя, быть вне пожеланий плоти и уйти в пустыню страстей (то есть в бесстрастие) » 183. Есть и другая сторона христианского отрешения: «Дружба с миром есть вражда против Бога» ( Иаков. 4, 4 ) . Исаак поясняет это положение: «Без удаления от мира никто не может приблизиться к Богу. Удаление есть устранение от мирских дел. Добродетель удаления от мира состоит в том, чтобы не занимать ума своего миром» 184. Феолипт говорит, что «Удаление от мира дарует ... далее ...
  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Никита Стифат
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера