Никита Стифат



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Училище покаяния: Схолии на полях Великого ...Искать в Источникеazbyka.ru
... для спасения. Естество не зло, зло только «чрезъестественное», то есть то, что не принадлежит естеству и находится вне его. «Несть ничтоже в творении непотребно, ниже зло, но и вне воли Божией бывающая, во благая претворяет Бог чудесне» (Петр Дамаскин, I Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 90—91) . Зло — то состояние, которое искажает естество души. Зло, грех — противоестественны человеку (см. : Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры, 2, XII; Иоанн Карпафийский. Главы, 22 Доброолюбие славянское. Т. 2. С. 265) , греховное желание есть «противу естества желание» (Никита Стифат. Первая сотница, 64 Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 382; Макарий Египетский, 50, 1, 9; Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию ХlVІІ) уже потому, что зло — не самостоятельное качество, оно не имеет собственной природы (Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. С. 22) и никоим образом не связывается с Творцом всего сущего (см. : Антоний Великий, 89 Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 28) . 898 Комментаторы, вполне определенно говоря об историчности Иова, о «земле Уц» замечают: «Где именно находилась данная местность, с определенностью сказать нельзя» (см. : Толковая Библия. ... текст полностью ...
Слово Патриарха / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... а незнание греха происходит от неспособности познавать самого себя. А как же человек познает самого себя? Василий Великий говорит о том, что невозможно увидеть самого себя обычным зрением, и даже ум наш медлит, когда рассматривает свои собственные недостатки, в то время как становится проницательным при рассмотрении слабостей других. Ум наш проницателен и силен, когда мы всматриваемся в погрешности других людей, и медлит, по слову святителя, когда нужно разобраться в своих собственных грехах. Значит, средством познания самого себя является человеческий ум, но не только ум. Преподобный Никита Стифат учит нас в «Добротолюбии», что нужно делать для того, чтобы человек умом своим мог разобраться в собственной внутренней духовной жизни. Он говорит о двух очень важных условиях. Первое – это отстраненность от повседневной суеты. Второе – это испытание своей совести. Из проповеди по окончании уставного богослужения в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре в понедельник первой седмицы Великого поста 3 марта 2014 г. Печаль греховна, потому что иссушает человеческое сердце В течение Великого поста каждому христианину, сознательно относящемуся к своей вере, надлежит ... текст полностью ...
Три периода христианской жизни / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Исаака Сирина, констатирует: «Три этапа или три момента можно различить в духовном процессе: покаяние, очищение, совершенство. Раскаяние в грехах, очищение от страстей и совершение в любви и восторге. Так расчленяет духовный путь сам преподобный» (Флоровский Георгий, протоиерей. Византийские отцы V-VIII вв. — Минск. : Изд-во Белорусского Экзархата, 2006. — С. 236) . «Три есть степени в преуспевающих в восхождении к совершенству: очистительная, просветительная и таинственная, или совершительная. Первая свойственна новоначальным, вторая — средним и третья — совершенным» (Преподобный Никита Стифат. Третья умозрительных глав сотница Добротолюбие: в 5-ти т. — Изд. репринт. — М. : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. — Т. 5. — С. 151) . Известный греческий богослов митрополит Иерофей (Влахос) в связи с этим проводит любопытную аналогию: «Учение святых отцов также выражает взгляд, что спасаемые разделяются на три чина. Во-первых, это рабы, которые хранят волю Божию, чтобы избежать ада; во-вторых — наемники, которые хранят заповеди, чтобы обрести рай; в третьих — сыны, которые делают все из любви к Богу, ибо чувствуют себя Его чадами. Эти три чина в действительности ... текст полностью ...
Преподобный Максим Исповедник о единовременности ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... душ. Как пишет святой император Юстиниан в Послании к Мине, «Бог вместе и образовал тело, и сотворил душу, создав таким образом полного человека; ибо ни тело без души, ни душа без тела не составляют человека» [5]. Исходя из такой богословской позиции, и преподобный Иоанн Дамаскин также решительно настаивает: «Тело и душа сотворены совместно, а не так, как пустословил Ориген, что одно сначала, а другое потом» [6]. Эту идею об одновременности сотворения Богом тела и души Адама более подробно развивает в своем трактате «О душе» ученик преподобного Симеона Нового Богослова преподобный Никита Стифат. По его мысли, Бог «творит человека необыкновенным образом как границу между умопостигаемыми существами и чувственными, одновременно тело и одновременно душу, ни одну из этих природ не утвердив раньше другой, когда одно было бы старейшим или причиной или следствием другого, или душа тела, или тело души, но в одной ипостаси соединив неслиянно две природы – как умопостигаемую души, так и чувственную сложенного из разных частей тела, – в то же самое время и в то же самое мгновение получения бытия сотворил человека единым лицом по образу Своему и по подобию» [7]. Преподобный Никита ... текст полностью ...
Еще немного о Божественной литургии...Искать в Источникеazbyka.ru
... в Византию… После того как входные двери храма не стали затворять, возглас Двери, двери!) стали понимать символически, как призыв затворить двери своего сердца для всего постороннего, суетного и всецело сосредоточиться на предстоящем священном действии. Несомненно, именно поэтому этот возглас и остался в чине Литургии, как бы перейдя из категории технического требования в категорию нравственного. Как пишет св. Герман Константинопольский: «Двери нашего ума, нашего сердца будем беречь, чтобы ничто дурное не входило в них, вникнем в церкви Божией в премудрость божественного символа…». Преп. Никита Стифат (XI век) знает, что когда-то этот возглас служил призывом закрыть двери в храм. «…Но не только: это, однако, и призыв ко всем верным запереть врата чувств от блуждания вне и не вникать без страха в совершаемое со трепетом иереями в алтаре». Интересно, что во 2-м тысячелетии христианской эры, во время формирования «символического богословия» Литургии, этот возглас стал пониматься и как указание на… Воскресение Христово. Слова Двери, двери! как бы указывают на то, что двери Гроба Христова – огромный камень – были сокрушены. Двери отверсты, стража бежала, Воскресший Христос, ... текст полностью ...
Радость и разочарованиеИскать в Источникеazbyka.ru
... этой жизни каждой личности на своем месте удастся реализовать себя как образ Божий, соответственное положение займет она и в Царствии будущего века, которое также иерархично: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе ( 1 Кор. 15: 41 ) . (Эти слова –совсем о другом! Здесь речь не идет о иерархичности! Апостол говорит о разных природах существ, что давно исследовано и доказано! – прот. К. П.) ... Иерархия предусматривает для каждого чина иную степень ответственности и иной тип обязанностей, а не все ширящийся круг прав и привилегий. Преподобный Никита Стифат говорит: «Цель иерархии состоит в том, чтобы люди, насколько это возможно, Уподобились Богу и соединились с Ним» ( Никита Стифат, прп. Об Иерархии. ) . Иерархия — это «образ Божественной красоты» (Дионисий Ареопагит, сщмч. О небесной иерархии) . Иерархия – это такое устройство мира, в котором, с одной стороны, сохраняется неповторимость каждой личности, а с другой — не разрушаются органическая и гармоничная взаимосвязь ее с другими личностями и их всеобщее единство. Иерархия - это выход из тупика сектантского коллективизма, так и из тупика релятивисткого индивидуализма. О ... текст полностью ...
История содержимогоИскать в Источникеazbyka.ru
... этой жизни каждой личности на своем месте удастся реализовать себя как образ Божий, соответственное положение займет она и в Царствии будущего века, которое также иерархично: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе ( 1 Кор. 15: 41 ) . (Эти слова –совсем о другом! Здесь речь не идет о иерархичности! Апостол говорит о разных природах существ, что давно исследовано и доказано! – прот. К. П.) ... Иерархия предусматривает для каждого чина иную степень ответственности и иной тип обязанностей, а не все ширящийся круг прав и привилегий. Преподобный Никита Стифат говорит: «Цель иерархии состоит в том, чтобы люди, насколько это возможно, Уподобились Богу и соединились с Ним» ( Никита Стифат, прп. ) О небесной иерархии (. Иерархия – это такое устройство мира, в котором, с одной стороны, сохраняется неповторимость каждой личности, а с другой — не разрушаются органическая и гармоничная взаимосвязь ее с другими личностями и их всеобщее единство. Иерархия - это выход из тупика сектантского коллективизма, так и из тупика релятивисткого индивидуализма.) О месте в православной иерархии мужчины и женщины в Писании сказано многократно и вполне ... текст полностью ...
Нива нашего сердцаИскать в Источникеazbyka.ru
... человека ( Мк. 7: 21-23 ) . Поэтому Господь также увещевает фарисеев: Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их ( Мф. 23: 26 ) . Следуя этим призывам и начиная трудиться над нашим внутренним «я», мы должны помнить, что мы очищаем наше сердце не ради нас самих. Не ради себя мы чистим и убираем комнату для гостя, но чтобы гость чувствовал себя хорошо. «Будет ли ему хорошо? – спрашиваем мы себя. – Останется ли он? » Все наши мысли только о нем, мы же отходим, не ожидая себе никакой награды. Есть три начала в природе человеческой, как ясно определяет Никита Стифат: плотское – когда человек живет для угождения себе, не думая о том, что это может принести ущерб другому, душевное – когда живет для угождения и себе, и другим, духовное – когда человек живет для угождения Господу, не заботясь о том, что это может принести ущерб ему самому. Первое – ниже человеческого естества, второе – обыденное, третье – выше естества человеческого, это и есть жизнь во Христе. Духовный человек думает духовно, он надеется когда-нибудь услышать ангелов, радующихся о грешнике кающемся ( Лк. 15: 10 ) , и что этим грешником будет он сам. Так ты должен ... текст полностью ...
Познание Бога и место богослова в ЦерквиИскать в Источникеpravmir.ru
... чтобы познать Христа, не нужна диалектика, нужно прозрение души”. Понятое таким образом “богословие” может иной раз принимать форму гимна, оно раскрывает себя во вдохновенном пении, вещая о чудесах Божиих. В этой связи можно процитировать два текста, сравнительно близкие друг другу по времени — один принадлежит XI, а другой — XII веку, но один из них — из мира византийского, другой — из латинского; их близость свидетельствует, что в эпоху, еще мало удаленную от состоявшейся схизмы, между этими двумя полюсами христианства существовали точки совпадения. В первом из этих текстов преподобный Никита Стифат рисует духовный портрет своего учителя преподобного Симеона, именуемого Новым Богословом. В последние годы своей жизни, сообщает Стифат, «Симеон весь погрузился в созерцания и в привычные для него озарения. Преодолевая вещество и вес тела, он был уже независим от них; никогда не разлучавшийся с Богом, Симеон соединился с Ним более тесно разумом и духом; язык его стал огненным языком и он, богословствуя, начал писать “Гимны Божественной Любви”. Не своевольно, но повинуясь сильному наитию Духа, он возвещает то, чт о явлено было ему Божественным откровением, чт о созерцал он в ... текст полностью ...
Симеон Новый Богослов и Николай Кавасила: ...Искать в Источникеpravmir.ru
... в том мире, в котором влияние Рима среди христиан было безоговорочным. Но наряду с этим существовал и другой аспект окружавшей святого Симеона жизни, который более всего влиял на него – христианская традиция, как она понималась в монашеской среде. Эта традиция не была пуританской, а была тесно связана с культурой Византии. Литература, живопись, богословие, духовность, церковные песнопения основывались на ее традиции, обеспечивая преемственность и одновременно являя творческую новизну. Это было особенно характерно в тот период, когда жили святой Симеон Новый Богослов и его друг и ученик Никита Стифат. В области литературы издавалось большое количество разнообразных светских произведений, труды по христианской метафизике и почти все виды богословской и религиозной литературы – полемика толкования, изложения доктрин христианского учения, жития святых, служебники, церковная поэзия и музыка. Сразу после смерти святого Симеона труды его ученика Никиты Стифата вызвали полемические споры с латинской Церковью и, что важнее, другие его работы послужили развитию традиций православной духовности, особенно его издания непревзойденных творений его учителя. В живописи мы встречаем ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Никита Стифат
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"