Никита Стифат



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

[Рецензия на:] Труды Нижегородской духовной ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Этот предмет то вводили, то упраздняли. И до сих пор академические и семинарские программы по Патрологии отличаются заметным разнообразием. Нет единства даже в том, какой период церковной письменности должен охватывать этот курс. Кто-то настаивает на том, что верхним пределом классической патристики следует признать время жизни преподобного Иоанна Дамаскина, кто-то принципиально призывает продлить курс до исихастских споров XIV века и заканчивать изучение патрологии богословским наследием святого Григория Паламы! При этом такие церковные писатели как святой Николай Мефонский, преподобный Никита Стифат, святитель Геннадий Схоларий, как правило, и вовсе не изучаются в курсе патрологии. Статья преподавателя Нижегородской семинарии — замечательное явление в области методологии. Самое главное, что А. А. Пешков старается реализовать творческий подход к изучению святоотеческого наследия и направляет усилия студентов не на заучивание, а на понимание пройденного материала, что в результате гораздо плодотворней. Однако такой подход требует и большого количества часов, и, главное, небольших групп студентов. Ведь проводить дискуссии, представляя аргументацию отцов и их оппонентов (как ... далее ...
О звездном небе очищенного ума / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... [8], и молитвы святого Андрея Критского пусть помогут нам эти сокровища обрести. Сергей Комаров 27 марта 2018 г. [1] Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского [2] Добротолюбие. Том пятый. Святого Григория Синаита главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, и еще – о безмолвии и молитве. Пункт 60. [3] Цит. по: митрополит Иларион (Алфеев) . Православие, Том I. Тело, душа и ум. [4] Цит. по: митрополит Иларион (Алфеев) . Православие. Том 1: Грехопадение и предопределение ко спасению [5] Там же. [6] Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письмо 6. [7] Добротолюбие. Том пятый. Преподобный Никита Стифат. Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума. Пункт 67. [8] «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая…», – такие слова произносит епископ, возлагая при рукоположении на будущего диакона или священника свои руки. Квитанция Реквизиты для юридических лиц Реквизиты для переводов из-за границы Оплата с банковской карты Visa, MasterCard и Maestro Оплата наличными через кассы и терминалы Пожертвование через Сбербанк ... далее ...
Святейшее Таинство Евхаристии | Кафедральный ...Искать в Источникеchurch.ua
... Богом. Этого не будет с ними никоим образом, и никогда не будет! Потому что только одни удостаиваемые причастия Божественной Плоти Господней, Откровения, умным прикосновением невидимого Божества в умных очах и устах видеть и вкушать – познают, что благ Господь. Ядущие и пьющие не только чувственный хлеб, но и Бога вместе с тем в нем (т. е. в хлебе) , в достойных чувствах, одинаковым образом питаемые одним (т. е. хлебом) – видимо, а другим (т. е. Богом) – невидимо. Они соединяются двойному по природам Христу двояким образом, становясь Ему сотелесными и сообщниками славы и Божества». Преп. Никита Стифат (ученик преп. Симеона Н. Богослова) : «Что такое насущный хлеб, как не то, что он (хлеб) – единосущный с нами. А хлеб, единосущный с нами, есть ни что иное, как Тело Христа, Который стал единосущным с нами через плоть Своей человечности». Св. Григорий Палама: «Сей хлеб является как бы некоей завесой скрытого внутри Божества». Он же: «Он (Христос) посредством сего хлеба даровал нам соединение с Ним». – как точно выражает мысль. Прот. Иоанн Мейендорф дает такой комментарий к этим словам Григория Паламы: «Византийцы не считали, что в таинстве Евхаристии субстанция хлеба ... далее ...
Еще немного о Божественной литургии...Искать в Источникеazbyka.ru
... в Византию… После того как входные двери храма не стали затворять, возглас Двери, двери!) стали понимать символически, как призыв затворить двери своего сердца для всего постороннего, суетного и всецело сосредоточиться на предстоящем священном действии. Несомненно, именно поэтому этот возглас и остался в чине Литургии, как бы перейдя из категории технического требования в категорию нравственного. Как пишет св. Герман Константинопольский: «Двери нашего ума, нашего сердца будем беречь, чтобы ничто дурное не входило в них, вникнем в церкви Божией в премудрость божественного символа…». Преп. Никита Стифат (XI век) знает, что когда-то этот возглас служил призывом закрыть двери в храм. «…Но не только: это, однако, и призыв ко всем верным запереть врата чувств от блуждания вне и не вникать без страха в совершаемое со трепетом иереями в алтаре». Интересно, что во 2-м тысячелетии христианской эры, во время формирования «символического богословия» Литургии, этот возглас стал пониматься и как указание на… Воскресение Христово. Слова Двери, двери! как бы указывают на то, что двери Гроба Христова – огромный камень – были сокрушены. Двери отверсты, стража бежала, Воскресший Христос, ... далее ...
Симеон Новый Богослов и Николай Кавасила: ...Искать в Источникеpravmir.ru
... жизни на шесть или семь лет, в течение которых он хоть и ходил к старцу Симеону, но был не в силах следовать его советам. Затем во втором «Слове» он рассказывает, как Христос вынул его из смрадного болота греха, «вытащив за волосы». Этим ознаменовался решительный поворотный момент, и в 977 году в возрасте двадцати восьми лет он стал послушником в Студийском монастыре в Константинополе. Здесь игумен Петр вверил Симеона его старому духовнику – Симеону Благочестивому. Сильная привязанность послушника к своему духовному наставнику вызвала негативное отношение со стороны настоятеля, а Никита Стифат пишет о ревности со стороны других монахов. В уставе общежительного монастыря особо подчеркивается необходимость дисциплины, особенно – подчинение настоятелю, как сам Симеон утверждал позднее, когда стал старше. Он отказался уйти от своего духовника и был выдворен из Студийского монастыря. Старец Симеон представил его Антонию, настоятелю монастыря Маманта Кесарийского в Константинополе. Здесь он был пострижен в монахи и в 980 году посвящен в духовный сан. Через три года, после смерти Антония, Симеон стал настоятелем. Он продолжил перестраивать монастырь и укреплять дисциплину, ... далее ...
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -Искать в Источникеprihod.ru
... Веры оно обозначается как: «свет от света». Как свеча, зажигая другую свечу, сама не уменьшается в сиянии, так и Отец, рождая Сына, не уменьшился ни в чём. Кроме термина «Сын» для Второй ипостаси Священное Писание использует также термин «Слово»: «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин. 1: 1 ) . С этим «Словом» связано и другое подобие, которое указывали святые отцы. Каждый человек имеет ум. В уме же всегда присутствует мысленное слово. Пока слово не сказано, оно существует только в уме. Оно неразрывно связано с умом, но при этом не является умом. Святой Никита Стифат говорил: «Человек есть образ Божий не по органическому устройству тела, а по мысленному составу ума... Ибо как Божеское естество вне всякой твари суще... так и данное от Него нам мысленное естество: ... не видимо, не осязаемо, не объемлимо и есть Образ Бессмертной и Присносущной Славы Его». Святитель Игнатий (Брянчанинов) : «Образ Троицы Бога – троица человек... Ум наш – образ Отца; слово наше – образ Сына; дух – образ Святого Духа... Ум без мысли существовать не может, и мысль без ума. Потому-то всякая мысль имеет свой дух». «Нравственная сила человека – дух его» ( Т. 2, ... далее ...
Библиография: Богословие : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... В этом сочинении автор развивает учение о власти " вязать и решать " , которая, по его мнению, принадлежит не только рукоположенным священникам, но и монахам, наделенным духовным опытом. Сборник завершает сочинение преп. Никиты Стифата " Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка " . Текст " Жития преп. Симеона " представляет особый интерес прежде всего потому, что автором его является человек, лично знавший святого и бывший его верным учеником. Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические сочинения в новых переводах Москва: Перервинская православная духовная семинария, 2017 Перервинская духовная семинария предлагает благочестивому читателю перевод с древнегреческого языка «Богословских и нравственных Слов» преподобного Симеона Нового Богослова. Корпус из трех богословских и пятнадцати нравственных Слов преподобного Симеона является внутренне цельным произведением, составленным по определенному плану. От фундаментальных догматических вопросов автор постепенно переходит к учению о Промысле Божием, домостроительстве спасения рода человеческого, ... далее ...
Библиография: История : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... раскрывается жизненный подвиг двух великих святых русского Средневековья - преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Авторы сборника убедительно доказывают, что разделение на партии " нестяжателей " и " иосифлян " было сделано в историографии искусственно, исходя из политической конъюнктуры. На самом деле деятельность и писания " заволжских старцев " оказали определяющее значение на формирование отношений между Церковью и Властью, помогая выстроить их в симфонию. Сергиев Посад: Издательство Московской Духовной Академии, 2008 Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические сочинения в новых переводах Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические сочинения в новых переводах, Преподобный Никита Стифат Издательство Олега Абышко, 2011 В настоящей книге под одной обложкой собраны произведения двух замечательных византийских богословов, учителя и ученика, - преп. Симеона Нового Богослова ( X-XI вв. ) и преп. Никиты Стифата (XI в.) . Первую часть книги составляют " Главы богословские, умозрительные и практические " преп. Симеона Нового Богослова: 100 глав " практических и богословских " , 25 " ... далее ...
Терапия психических болезней. Опыт христианского ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... психических болезней. Опыт христианского Востока первых веков. Часть 2 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга известного французского психолога и богослова Жан-Клода Ларше «Терапия психических болезней». Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. Жан-Клод Ларше ГЛАВА 1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ: СОСТАВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ДУША И ТЕЛО Отцы Церкви часто настаивали на том, что человеческое естество не есть только душа или только тело, но оба они вместе и нераздельно составляют человека. . Божественное Слово, уточняет преподобный Никита Стифат, «не поставило вперед одну из двух природ в поддержку второй, так что она предшествовала другой, либо была причиной, либо следствием, будь то тело по отношению к душе или душа по отношению к телу, а напротив, объединило без смешения обе природы в единую субстанцию…». Это объединение, которое Бог осуществляет, при создании человека, одинаково повторяется при замысле каждой личности. Святитель Григорий Нисский утверждает: «При сотворении каждой части не появлялось одно раньше другого — ни душа раньше тела, ни наоборот…» Преподобный Максим подчеркивает, что части обязательно к ... далее ...
Пост в семье / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Пост в семье Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. Рим. 13, 14 Святые Иоаким и Анна Пост и воздержание воспитывают навык управлять своим телом и желаниями через их ограничения; это, по словам святителя Иоанна Златоуста, «опора целомудрия, его надежный страж». «Девство и брак – не для всех, но целомудрие – для всех», – пишет преподобный Никита Стифат. Целомудрие – это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть. Лишаясь целомудрия, человек следует скотской похоти и становится плотяным. «Не поддаваться плотским удовольствиям – это есть целомудрие, а поддаваться удовольствиям – это называю распутством», – говорит святитель Григорий Богослов. Святая Церковь в своих правилах о соблюдении постных дней, в частности, дней Великого поста, указывает женатым людям от супружеских отношений «воздерживаться», потому как иначе они «весь пост обезчествова». Это относится ко всем многодневным постам, постам среды и пятницы всего года, накануне воскресных дней, праздников двунадесятых, храмовых и великих, а также в день перед принятием Святых Таин Церкви (Причащение, Крещение, Венчание) . Венчание в Церкви не ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Никита Стифат
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"