А.Н. Надеждин Перемещение С. Петербургской семинарии и ее преобразование Окончательное решение о выведении семинарии из Александроневского монастыря и построении для нее отдельного здания последовало в 1837 году. Граф Пратасов представил Государю Императору особую докладную записку, которая докладывала была в Комиссии дух. уч., 16 авг. 1837 года и сообщена митрополиту Серафиму, с выпискою из журнала Комиссии, следующего содержания. «С. петербургская семинария с состоящими при ней низшими училищами помещается ныне в зданиях, принадлежащих Александроневской Лавре с большим стеснением, как для училищ, так и для Лавры. «Для отвращения сих неудобств с давнего времени предполагалось построить для семинарии новое здание в другом месте, оставив в Лавре одни низшие училища. «Озабочиваясь приведением в исполнение сего предположения, он (обер-прокурор) по личным объяснениям с Его Высокопреосвященством, избрал под семинарию место из принадлежащих Лавре в весьма близком расстоянии от оной 188 . Поставив долгом довести о сем до сведения Его Императорского Величества, он имел счастие представить на Высочайшее благоусмотрение общий план Александроневской Лавры, на котором место, избранное под постройку здания для семинарии, показано под лит. С. Т. П. О. «На сей записке сделана Его Сиятельством следующая надпись: «Доложено Его Императорскому Величеству в Александрии, близ Петергофа 26 июля 1837 года. Государь Император изволил одобрить избранное место с тем, чтобы здание построено было лицем к Обводному каналу, несколько отступив от дороги». Митрополит сообщил выписку из журнала Комиссии в канцелярию Александроневской Лавры, которая должна была покончить условия с содержателем огородов на предположенной для семинарии земле, мещанином Мих. Ивановым и землю передать в ведение семинарии, в количестве 8024 квадр. сажен. Земля принята от казначея лавры Никанора и архитектора Комарова ректором семинарии, архимандритом Макарием и инспектором, соборным иеромонахом Антонием, в декабре 1837 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово в неделю двадцать четвертую 91 В чтенном ныне Евангелии слышали мы, братия, о двух необыкновенных явлениях в жизни человеческой, Одно произошло с кровоточивою женою и состояло в чудесном исцелении ея от неизлечимой болезни, другое – с умершею дщерию князя Иаира и заключалось в воскрешении ее из мертвых. Рассмотрим сии сверхъестественные события подробнее для нашего назидания. Упоминаемая в Евангелии жена страдала течением крови двенадцать лет. Можете представить, как она была измучена болезнию и озабочена исцелением от оной. Все, что имела она, истощила на лекарства и врачей, – и что же?–не возможе ни от единого исцелети ( Лк. 8, 43 ). Слово Божие не запрещает нам употреблять в болезнях естественные средства и прибегать ко врачам: ибо мудрый Сирах свидетельствует, что Господь созда врачевания, и муж мудрый не возгнушается ими ( Сир. 38, 4 ). Но тот же Сирах и преподает наставление всем болящим прибегать прежде к Богу с молением, потом не делать грехов, за сим принести жертву Богу, и наконец уже обратиться и ко врачу. Чадо, говорит он, в болезни твоей не презирай, но молися Господеви, и той тя исцелит. Отступи от прегрешения, и направи руце, и от всякаго греха очисти сердце твое: даждь благоухание и память семидала, и умасти приношение. И даждь место врачу, Господь бо его созда: и да не удалится от тебе, потребен бо ти есть ( Сир. 38, 9–12 ). Наставление божественное! Какой больной не воспользуется им? и какой врач не одобрит его? – Но воспользовалась ли им жена кровоточивая? Молилась ли Богу? Уповала ли на Его всесильную помощь? Очищала ли сердце свое от грехов? – Нет. Она молилась врачам и уповала на их искусство и знание. И потому болезнь ее становилась день ото дня неисцельнее, опаснее: паче же в горшая прииде. Когда все надежды на помощь человеческую уже исчезли: тогда страдалица обращает мысленный взор свой на помощь небесную. Не поздно ли? – Нет, братия: можно опоздать только надеждою на врачей, но надежда на Бога никогда не поздня. Слух о чудесах Христовых производит в душе болящей жены веру; вера возстановляет надежду на исцеление; вера и надежда влекут и мысль ее, и чувства к Спасителю, утешая, что, если только прикоснется риз Его, спасена будет. Так и сделалось: и приступивши созади, коснуся края риз его: и абие ста ток крове ( Лк. 8, 44 ), и ощути телом, яко исцеле от раны ( Мк. 5, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Ангелы суть служебные духи ( Евр. 1:14 ), слуги Господа Вседержителя, творящие волю Его ( Пс. 102:21 ). Они не только провозвестники милостей Его, но и исполнители судов Его. Они защищают обидимых, помогают поборникам веры и правды, и по мановению Божию, карают обидящих; для богобоязненных ангелы – их хранители, для нечестивых они иногда и губители. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его ( Пс. 33: 8 ). «Как городские стены, изъясняет святой Василий Великий 1 , вокруг облегая город, отовсюду отражают вражеские нападения; так и ангел служит стеною спереди, охраняет сзади, и с обеих сторон ничего не оставляет не прикрытым. Посему падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится ( Пс. 90:9 ) удар кого-либо из врагов; яко ангелом своим заповест о тебе сохранити тя» (ст. 12). Псалмопевец и царь Давид, в борьбе со врагами, не полагаясь на свои силы, возвергал надежду на Господа: «Побори борющихся со мною, и восстань на помощь мне. Да будут они, как прах пред лицом ветра, и ангел Господень да прогоняет их. Да будет путь их темен и скользок, и ангел Господень да преследует их» ( Пс. 34:1, 2, 5, 6 ). Неоднократно являлись ангелы на защиту Божия народа и на погубление врагов его. Ангел поразил некогда первенцев египетских по повелению Божию за то, что притеснители египтяне не хотели освободить из рабства и отпустить евреев. Во дни благочестивого царя Езекии сделал нашествие на иудеев Сеннахирим, царь ассирийский. «И воззвали они ко Господу милосердому, простерши к Нему руки свои. И Святый скоро услышал их с неба». Порази полки ассирийские и сокруши я ангел Его ( Сир. 48:22–24 . 4Цар. 19:35 ). Сие чудесное событие служило и впоследствии ободрением для иудеев, ополчавшихся против врагов веры и отечества. Подступил к Иерусалиму сирийский военачальник Никанор; с богохульством и превозношением уже он думал одержать всеобщую победу над иудеями. Их вождь Иуда Маккавей убеждал своих сподвижников не страшиться врага, воспоминал им прежде бывшие опыты помощи свыше, и, видя наступление многочисленного войска, простер руки свои к небу и воззвал: «Ты, Господи, при Езекии, царе иудейском, послал ангела, и он поразил из полка Сеннахиримова сто восемьдесят пять тысяч. И ныне, Господи небес, пошли доброго ангела на страх и трепет врагам». Началась битва. Не много было воинов у Иуды; но, руками сражаясь, а сердцем молясь Богу, они избили не менее тридцати пяти тысяч, и сам неприятельский полководец найден мертвым после дела. Тогда все, обращаясь к небу, прославляли Господа: «Благословен сохранивший неоскверненным место Свое» (2 Макк. 15:6–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Беседа, сказанная Преосвящ. Никанором, Епископом Архангельским и Холмогорским, к окончившим курс Епарх. женского училища, пред отправлением их на учительские должности, 23 Августа 1894 года. Содержание I. Дух и характер церковной школы по её истории II. Дух и характер церковной школы, по духу Православия     I. Дух и характер церковной школы по её истории „Державная воля возлюбленного Монарха (нашего) подтверждает ныне Православному духовенству возложенную на него долгом звания обязанность учительства к просвещению народа в истинах Православной веры и в правилах благочестия. Слово Монарха, обращенное к пастырям и учителям церкви, послужит новым для них возбуждением к ревности о священном их служении, дабы совокупленным их трудом и примером собственной жизни воспитывать в детях страх Божий, преподавать им знание веры, вселять в сердца их любовь к Св. Церкви и преданность Царю и Отечеству”. Так писал Святейший Синод, обнародывая Высочайше утвержденные правила о церковно-приходских школах, в Указе от 21 Июня 1884 года. Здесь же далее говорилось: Святейший Синод питает надежду, что Архипастыри Всероссийской Церкви со тщанием и любовию приложат труд свой к утверждению в народной школе церковного начального образования в духе благочестия, что священники, руководствуясь 10 правилом Седьмого Вселенского Собора, будут помнить, что им. «паче всего подобает учить отроков, читая им Божественное Писание, ибо для сего и священство получили, и что вообще все члены клира, служа по мере сил народному просвещению, оправдают то высокое доверие к православному духовенству, которое Государь Император благоволил выразить при утверждении настоящих правил”. А Его Величеству благоугодно было Собственноручно начертать: „Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле”. В § 1 правил о церковно-приходских школах говорится, что „школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания”. В § 9: „Приходские школы нераздельно с церковью должны внушать детям любовь к церкви и богослужению, дабы посещение церкви и участие в богослужении соделалось навыком и потребностью сердца учащихся”. В § 22 говорится о представлении Епарх. Архиерею Епарх. Училищным Советом соображений о мерах, кои могут способствовать распространению в народе просвещения в духе православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Глава II. Раскол старообрядчества в первое время своего существования до конца XVII века 1. Взгляд раскольников-старообрядцев на переживаемое ими время В первое время существования раскола большинство его последователей думало, что церковные исправления – единоличное дело патр. Никона, который обманом склонил на свою сторону царя и властей, а потому следует лишь раскрыть обман и царь со властями станут на их сторону, новизны прекратятся и будут восстановлены старые церковные порядки. Отсюда в сочинениях Аввакума нередко можно встретить мысль, что нужно ждать «поправления о Христе Исусе». «Я надеюсь, говорил он, что Господь «прекратит дни сии»; Он ждёт лишь «обращения» заблудших; поэтому нужно молиться – иначе не пособить – чтобы Господь «привлек» их к истине, особенно же царя. Диакон Феодор, рассказывая о двух своих видениях, служивших ответом на его моление: «будет ли конец никонианской прелести»? хотя оставляет вопрос открытым, но, очевидно, едва ли хотел дать ответ отрицательный. Подобные надежды не чужды были также Лазарю и Авраамию. Первому казалось даже, что начало уже положено: Никон «изриновен», – остаётся лишь «следы» его «загладить». 15 лет такими надеждами жили последователи раскола в первое время его существования. Однако надежды не исполнялись: исправление богослужебных книг и церковных обрядов продолжалось и после падения патр. Никона; противники церковных исправлений были подвергнуты осуждению на соборе, состоявшем из восточных и русских святителей, а упорные расколоучители – Аввакум, Феодор, Лазарь и Епифаний сосланы в Пустозерск и заключены в тюрьму. Сомнение невольно западало в душу. Основываясь на эсхатологических чаяниях и приняв во внимание, что замена «старых» книг и обрядов новыми произошла в восьмой тысяче или «восьмом веке», когда по представлению наших предков, должна была последовать кончина мира, многие стали опасаться, как бы не случилось «присвоения к антихристу», потому что в «последнее время», по Писанию, не «исправление веры» будет, а отступление от неё: восстанут лжеучители, чтобы уготовать путь противнику Христа. За разъяснением обратились к вождям раскола. Но и для тех вопрос оказался затруднительным, и они решили его неодинаково.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Копыто консультанта О новом фильме «Мастер и Маргарита» 12.03.2024 1126 Время на чтение 8 минут Правду, видимо, говорят, что у каждого, кто прочитал книгу Михаила Афанасьевича, в голове сложился собственный фильм по мотивам. В молодости нам нравилось, как Воланд наказывал порочных людей. С возрастом нас интересуют вечные темы. Совпадает наше мнение с задумкой писателя или нет, мы не можем сказать с уверенностью. Часто можно услышать подобные претензии: — Надо не так. — А как надо? — Я не знаю как, но не так... В первой же сцене новой экранизации зрителю намекают — скучать не будешь. Невидимая Маргарита старательно пыхтит и стонет, громя квартиру критика Латунского. Мы уже привыкли, что наши творцы переиначивают классику. Главное — чтобы изменение сюжета и внешние эффекты не выхолащивали суть. А вот с сутью плохо. Авторы заново переписали роман: практически убрали евангельские сцены, в других сместили акценты и дали волю своей фантазии. В итоге фильм не имеет никакого отношения к Булгакову. Нет юмора, нет Никанора Ивановича, почти нет Кота Бегемота, много чего нет. Чего не хватишься, того и нет. Претензии излишни, — написано же, что по мотивам. И отстаньте, — художник так видит. Так часто бывает. Не могут раскрыть замысел автора — лепят отсебятину. Название оставляют без изменения, чтобы зрителя привлечь. А замысел в романе есть. Тёмные силы имеют власть только над людьми, забывшими Бога. Но даже для тех, кто хоть задумался о Нём, остаётся надежда. Как у Пилата в лунном свете. Кто внимательно читал роман, с этим согласятся. Булгаков описывает похождения и хулиганства свиты, а главный посыл надо искать между строк. Правда, отношение Булгакова к христианству не совсем правильное, как говорят. Ну да гении почти все с прибабахом, но, тем не менее, поцелованы Богом. Чем и ценны для нас, обычных людей. Я лично читал «Мастера и Маргариту» в перепечатке, — мне дали на два дня увесистую книжку с помятой обложкой. И чуть позже, — в начале 80-х, — мне устроили экскурсию к «нехорошей» квартире под В саму квартиру не попали, там было какое-то учреждение. Мы поднимались по лестнице до четвёртого этажа. Вся стена вплоть до нужной двери была испещрена рисунками и цитатами.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/12/ko...

(По поводу мнения проф. Соболевского) I II III IV V VI VII VIII Праздновавшееся 15 июля 1888 года всероссийское торжество, в воспоминание 900-летия крещения Киева и земли русской, создало довольно значительную юбилейную литературу, побудило некоторых ученых к исследованию тех вопросов, которые находятся в самой тесной связи с воспоминаемым событием. Точное, обстоятельное и всестороннее исследование эпохи св. Владимира было несомненно желательно, так как не мало вопросов, имеющих отношение к ней, не только решалось разноречиво, но и представляло область для неопределенных и неясных гаданий. Едва ли не первый, стоящий, так сказать, на очереди, вопрос, самым тесным образом связанный с юбилейным торжеством, касался хронологии воспоминаемого события, – того, когда (и где) принял христианство св. Владимир и когда начато им крещение земли русской. Вопрос этот издавна, – даже с XII века, от которого записаны в летописи несогласные показания о месте и, следов., времени крещения св. князя Владимира (тесная связь между вопросом о месте крещения просветителя Руси христианством и вопросом о времени этого события достаточно, полагаем, выяснена в нашей статье) 1 , составлял предмет разногласия и спора. Таким остается этот вопрос и „до сего дне“. Понимая важность точного разрешения его на основании известных теперь исторических данных, принимая во внимание важный и удобный случай к этому – 900-летний юбилей крещения Руси, – мы, заканчивая свою статью в „Христианском Чтении“ („К вопросу о времени крещения св. Владимира и Руси»), и высказывали надежду, что, может быть, в юбилейной литературе появятся такие почтенные и ученые труды, которые дадут возможность порешить возникший спорный вопрос утвердительно и окончательно. 2 Но, к крайнему сожалению, наши надежды решительно не оправдались!.. Даже самая мысль о пересмотре и проверке исторических данных для решения вопроса о времени крещения св. Владимира и Руси была встречена некоторыми неодобрительно и недоброжелательно. Когда возник об этом предмете ученый спор в обществе препод. Нестора летописца, то редакция «Странника» нашла этот спор „весьма несвоевременным“ 3 . После этого трудно определить, какое же время более удобно для разрешения и пересмотра спорного вопроса!..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Скачать epub pdf Различные взгляды на любовь человека к себе самому. – Общие принципы христианского нравоучения, как основание для правильного определения сущности и характера любви человека к себе самому. – Виды этой любви. – I. Попечение христианина о своей телесной жизни (сохранение ее и пожертвование ею; самооборона и самоубийство). – II. Долг сохранения личной чистоты и нравственной самостоятельности. – III. Имущество христианина (богатство и бедность). – IV. Честь христианина (дуэль). – V. Забота христианина о просвещении своего ума, воли и сердца, как высшее выражение его любви к себе самому. Должен ли человек любить себя самого? На этот вопрос человеческая мысль, далекая от надлежащего усвоения спасительного христианского учения, дает различные и совершенно противоположные ответы. Люди односторонне религиозного направления, как, напр., квиэтисты, полагающие единственной задачей земного существования человека непрестанное созерцание Божества, отвергают любовь человека к самому себе. Они говорят: «Любовь есть такое расположение духа, в котором человек всем существом своим погружается в созерцание Бога. По своему началу она есть плод одной покорности воле Верховного Существа, Которое хочет, требует от нас Себе любви. В своем выражении она есть чистая бездейственность, совершенная недвижимость, всецелое умерщвление жизни собственно человеческой. Любящий этой любовью ничего не представляет себе, ни о чем не размышляет, ничего не обдумывает, ничего не предпринимает. Желания и страсти в нем засыпают так же, как и его деятельные силы; он ничего не ищет, ко всему равнодушен; посему ни страх, ни надежда, ни скорбь, ни радость не доступны его сердцу. Он представляет из себя существо чисто страдательное. Его бытие есть такое, в котором чистейшим образом может отражаться деятельность единой Самосущей силы. Он делается ничем, чтобы Бог был всем. Его существо, как капля воды, сливается с неизмеримым океаном Бесконечной субстанции, свое личное единство он поглощает в пучине Беспредельного всецелого. Чистая любовь есть совершенное самоотвержение и всецелое самопогубление».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Слово в неделю св. жен Мироносиц 83 Кто отвалит нам камень от дверей гроба ( Мк. 16, 3 )? Так говорили между собою св. Жены, спеша ко гробу возлюбленного Учителя своего с ароматами! Вход в пещеру, где было положено пречистое тело Иисусово, был завален камнем. Св. Жены спешили покрыть благоуханными мастями тело Его; но как войти в пещеру? Камень бе велий зело. Они хотели излить в погребальной пещере свое горе, слезы, сокрушение, и изнести оттуда для себя хотя искру утешения; но кто отвалит камень от дверей гроба? С такою заботою и безпокойством приблизившись к пещере, вдруг видят они камень отваленным, гроб праздным, во мраке свет, на гробе сидящего юношу в белой одежде и вещающего: воста, несть зде. Возможно ли было им, слабым женам, при таком неожиданном событии не испытать в то же время внезапной перемены в своих помыслах и чувствах? – И изшедше скоро из гроба, говорит Евангелист, со страхом и радостию велиею, текосте возвестити учеником Его ( Мф. 28, 8 ). Что произошло с св. Мироносицами, то происходит и с нами, христиане, на путях шествия к небу. Не часто ли, идя к царствию Божию, мы встречаем на пути огромные камни затруднений и препятствий? Вникнем в тайный голос собственного сердца, и мы услышим жалобный вопль, подобный воплю св. жен Мироносиц. Грехи для многих бремя нечувствительное и ноша легкая; но для того, в ком чувство нравственное не завяло и совесть жива, для того они составляют бремя тяжкое. Чем более размышляет кто, сколько его обидами исторгнуто вздохов, сколько его несправедливостями выжато слез, сколько раз его неразумие, зависть, суетность, злоба, гордость бывали причиною соблазна или несчастия для ближних, тем сильнее чувствует бремя, тяготеющее над ним, тем заботливее ищет способов к облегчению себя от сердечной скорби. Кто отвалит ему сей камень? – Но успокойся, отягченный сознанием своим грешник! С камнем, отваленным от дверей гроба отвален и тот камень, который лежит на твоей совести и душе. Внимай, что говорят св. Апостолы: Иисус Христос предан бысть за прегрешения наша и воста за оправдание наше. Имамы избавление кровию Его и оставление грехов. Кровь Его очищает нас от всякаго греха. – Можно ли после сих Апостольских утешительных удостоверений вопиять: кто отвалит нам камень? Шествуй, возлюбленный собрат, безбоязненно во врата царствия Божия: только неси в сосуде сердца своего слезы покаяния, проникнутые благоуханием веры, надежды и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в первую неделю св. Великого поста 48 Приидите, ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы ( Мф.11:28 ). Как утешительно слышать этот успокоительный призыв во дни поста и покаяния! Какой подвижник не ободрится и не усугубит усердия и ревности в подвигах поста и молитвы! Одно обещание: и Аз упокою вы, – уже много облегчает тяжести и трудности, сопряжённые с делами веры и благочестия; одна надежда уже радует и возносит мысль к Успокоителю. Если сердце наше, братия, находит утешение в призыве: то разум должен находить убеждение. Как не идти, когда зовут? И можно ли не получить, что обещают? поскольку убеждение достигается размышлением, то, хотя каждый из нас нимало не сомневается в обязанности идти к Призывающему, и каждый уверен в несомненности получения обещанного блага; но, для большего утешения и большего убеждения, употребим несколько минут на размышление. Призывающий к успокоению есть Господь наш Иисус Христос. Как Он призывал Иудеев, во время земной жизни, так и ныне призывает всех труждающихся и обремененных. Чтобы отстранить недоумение насчёт всеобщего призывания, приведём в утверждение истины слово одного из учеников и апостолов Христовых, так свидетельствующего: Бог Отец посла Его Спасителя миру; следовательно не одному народу, или времени, а всем народам всех времен и стран. Мало сего: Сам Господь сказал: небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут ( Мф.24:35 ). Какие словеса? Это глаголы живота вечного, это словеса спасения, между которыми читаем мы и утешительные словеса призывания к успокоению. Что значит: не прейдут? То, что как Господь вчера и днесь, тойжде и во веки ( Евр.13:8 ), так и словеса Его всегда были и будут неизменны и непреложны, живы и действенны. Не удивляйтесь же, что и теперь глаголет Христос, что и теперь призывает: приидите! Что это за люди, – труждающиися и обремененнии ( Мф.11:28 )? На земле греха и смерти, в мире скорбей и страдании, не трудно найти призываемых к успокоению: это все те грешники, которые чувствуют тяжкое бремя грехов и не знают, как сложить его; все те страдальцы, которые, кроме бремени грехов, ещё страдают под бременем скорбей и бедствии; все те подвижники добродетели, которые стараются быть добродетельными, но изнемогают под благим и лёгким игом заповедей Христовых. Скажите, было ли время, в которое бы не было таких людей? Не было и не будет времени, в которое бы Спаситель не взывал к людям: приидите.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010