архиепископ Иоанн (Шаховской) Содержание Диалог первый Диалог второй Диалог третий Информация о первоисточнике Диалог первый     Мирянин. Я задумывался, но мне трудно до конца понять иночество. Есть в этом явлении церковном что-то таинственное... Это какая-то книга, если не за семью, то во всяком случае за несколькими печатями... Я рад поговорить на эту тему именно с вами, иноком, прошедшим грань отделения от мира и даже, собственно, от общества христианского. Не правда ли, вы же себя отделили и от общества христианского?     Священноинок. Что вы считаете христианским обществом?     Мирянин. Всех верующих в Богочеловечество Господа Иисуса Христа.     Священноинок. Но ведь таких же очень мало!     Мирянин. Не думаю, что «очень» мало... Все же десятки и даже сотни тысяч церквей стоят во всех концах мира и наполняются народом, признающим Иисуса Христа — Богочеловеком. Миллионы людей поклоняются Ему, читают Евангелие, творят добро по заповедям, освящаются Таинствами... Сколько книг, журналов, ученых трудов посвящается во всех концах мира и на всех языках Царству Божию, Царству Творца над человечеством!..     Священноинок. А я думаю, что все же христиан мало. Меньше, чем мы даже можем думать.     Мирянин. Вы хотите сказать, что вообще никто не христианин, что все мы предаем Господа в сердце своем и что вы сами не знаете, можете ли называться христианином...     Священноинок. Нет, я имею в виду нечто другое. Конечно, и это правильно, что все мы недостойны называться христианами и не можем сказать определенно, кто окажется христианином на Последнем Суде, но я думаю сейчас о другом. Поверьте, что христиан мало. Давайте кратко разберемся, что означает это определение: «христианин». Означает ли оно, как вы сказали то, что человек «признает» Иисуса Христа — Богочеловеком, или нечто большее? Разницы между «признающими» — вообще — и не признающими может и не быть, ибо, страшно сказать, и бесы не могут уклониться теперь от «признания» Сына Божия. «Веруют и трепещут», как говорит о них апостол Иаков. Прочтите в Евангелии 2-й стих 3-й главы от Марка, как нечистые духи исповедали Господа Иисуса Христа сыном Божиим, а в Деяниях рассказано, как злые духи исповедали имя апостолов Христовых, набросившись на сыновей первосвященника Скевы... А что сатана знает Священное Писание, это мы видим на примере искушения им Господа, да и люди, распявшие Господа, знали очень хорошо Священное Писание... Есть множество верующих, которые веруют такой же верой, лишенной любви к Богу, и не трепещут ни ангельским святым трепетом радости, ни даже демонским трепетом мучения. О, это страшное и грозное явление в человечестве! Исчезла трепетность христианства. Если хотите знать, что такое монашество, то я его определяю новым для меня самого сейчас термином; трепет. Трепет по Богу. Трепет перед Богом. Ангельский, святой трепет сердца, духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3293...

ЦВ 18 (391) октябрь 2008 /  " Видех сатану яко молнию с небесе спадша … " Далеко не всё в нашей духовной жизни обрело свое подлинное место и значение. Главное и второстепенное нередко тесно переплетаются, причем второстепенное берет верх, умаляя важнейшие задачи христианской жизни. Одной из таких проблем стала «отчитка», получившая в последние годы широкое распространение. Какое место она занимает в нашей церковной жизни? Публикуемая статья стала итогом серьезных дискуссий, в которых приняли участие священники и монашествующие известных русских монастырей. В последние два десятилетия жизнь нашего общества существенно изменилась. Государственная идеология, неотъемлемой частью которой был атеизм, ушла в прошлое, и на волне общего подъема интереса к духовным вопросам многие люди обратили свои взоры к Церкви, стали в ее лоне искать решения своих духовных проблем. Вполне объяснимо, что человека, только пришедшего в Церковь, очень впечатляет открывшаяся реальность существования духовного мира, в котором, по слову Достоевского, «борются дьявол с Богом, а поле битвы — сердца людей». Но, к сожалению, человек, не имеющий духовного опыта, не всегда может отделить главное в духовной жизни от второстепенного, распознать за внешней формой ее духовное содержание. Годы безбожия сделали свое дело, и зачастую представления у людей о религии, вере и Церкви весьма поверхностные и искаженные. Не всегда люди, именующие себя христианами, ясно осознают, что главная цель христианской жизни — это спасение души, соединение человека с Богом, вхождение в Царство Небесное, а не что-то другое. В последнее время довольно широко распространилась практика «отчитки бесноватых», которая привлекает очень многих. Представления о ней и раньше были сильно искаженны и мифологизированы, и сегодня они во многом остаются такими. Что же такое отчитка и как к ней относиться? Отчитка, если сказать кратко, это молитвенная помощь, которую предлагает Церковь одержимым нечистыми духами. Именно Церковь является обладательницей благодатного дара, врученного ей Самим Господом Иисусом Христом, Который, «призвав двенадцать учеников Своих, ...дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их» (Мф. 10, 1). Но Господь также предупреждает: «Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 20).

http://e-vestnik.ru/church/videh_satanu_...

  разделы   рассылка  распечатать Диакон Михаил Першин " Мастер и Маргарита " : глазами " очевидца " Источник:  Собрание Вот уже несколько лет, как роман Булгакова включен в школьную программу. Его проходят в 11 классе где-то в марте-апреле, то есть, в канун Пасхи, и уделяют ему 4 часа. Правда, роман можно и выпустить из программы, причислив его к тем 20% произведений, которые учитель отбирает по своему усмотрению. Некоторые педагоги так и поступают, ссылаясь на то, что роман окарикатуривает Евангелие, а стало быть, небезвреден для детей. Но умолчать не значит защитить. Если не начать говорить об этом романе всерьез, о нем будут говорить шутя. Телеэкран донесет до наших детей бульварное прочтение этой книги. Таким образом, " Мастер и Маргарита " станет школой пошлости и оккультизма... Итак, попытаемся несколько иначе, нежели масс-медиа, взглянуть на этот текст. Быть может, это позволит нам пройти между Харибдой пошлости и Сциллой отрицания к тем культурным и религиозным горизонтам романа, которые все же озарены светом Христова Парадокс " лжеца " В логике известен " парадокс лжеца " : два человека указывают друг на друга, один говорит: " Он говорит правду " , другой: " Он лжет " . Свидетельство каждого из них опровергает само себя (если первый сказал правду, то правдой является то, что сказал про него второй, а второй сказал про него, что он лжет и т.д.). Со стороны невозможно решить, где правда и кто лжет. Этот парадокс известен и Библии. Но в надчеловеческой, духовной реальности библейского текста парадоксальная логика " правдивой лжи " имеет практические следствия. Дело в том, что правду иногда говорят бесы... Так, духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий (Мк 3:11). Но поэтому Христос и запрещал им исповедывать Его Сыном Божиим (Мк 3, 12) и изгонял. По слову Паскаля: " И[исус] Х[ристос] не хотел свидетельства ни от бесов, ни от тех, кто не имел призвания, но от Бога и от Иоанна Крестителя " Истина в устах лжеца неразличима ото лжи. Более того, ложь может в нее маскироваться, как это было со словами Писания, которыми диавол искушал Спасителя в пустыне. Как отмечал преподобный Иоанн Дамаскин, демоны " знают Писания " и могут иногда " говорить истину " , но поэтому-то им и " не должно верить " Отсюда ясно, почему Библия запрещает любые контакты с миром падших духов, в том числе и любые вопрошания, и доверчивость к информации " оттуда " .

http://religare.ru/2_24776.html

Библия, изложенная для семейного чтения. Избрание апостолов и Нагорная проповедь Избрание двенадцати Нагорная проповедь. Фра Анжелико «Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве. И сказал Он ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его. Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным. Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть “сыны Громовы”, Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его». (Мк. 3, 6–19) «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших. Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

http://pravoslavie.ru/3067.html

Валдай. Иверский монастырь. Собор Иверской иконы Божией Матери. Бывший Успенский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты На самом красивом и высоком месте Валдайского острова в 1656 году было возведено первое кирпичное строение — собор Иверской Богоматери, позднее получивший название Успенского. Собор является главным сооружением Иверского монастыря. Он отличается большими размерами и монументальностью. Это одна из самых крупных построек XVII века в России. Он задумывался Патриархом Никоном, как архитектурный образец. Избрав место для постройки каменного соборного храма, патриарх Никон освятил его молитвою. 14 мая 1655 года началось строительство. Руководил строительством «подмастерье каменных дел» Аверкий Мокеев, присланный из Калязинского Свято-Троицкого монастыря. Помощником был плотнический мастер Иван Белозер, а приставом при постройке боярский сын Артемий Токмачев. Через год строительство завершилось. В 1652 году царь Алексей Михайлович (по настоятельному совету самого Никона) повелел перенести в кремлёвский Успенский собор мощи митрополита Филиппа (Колычёва), убитого по приказу Ивана Грозного и погребённого в Соловецком монастыре. Отправиться за останками святителя определено было митрополиту Никону в сопровождении большой свиты. Согласно преданию, во время этого путешествия " туда и обратно " митрополит Филипп явился Никону в сонном видении и благословил его намерение устроить монастырь на Валдайском озере. Надо сказать, что Валдайское озеро издавно пользовалось у окрестных жителей дурной славой. Рассказывали, что временами над озёрной гладью поднимаются нечистые духи, принимая вид омерзительных чудищ, а в окрестных лесах слышен то посвист, то хохот. Страхования приходилось переживать и первым строителям монастыря. Патриарх взялся за валдайскую нечисть со свойственной ему энергией. В один из своих приездов в строящийся монастырь он вышел на берег со всем причтом, отслужил молебен, погрузил на дно озера крест и Евангелие и переименовал его в Святое озеро. Монастырь обустраивался стремительно. В 1654 году Патриарх повелел перенести сюда мощи праведного Иакова Боровичского из сравнительно недальнего села Боровичи и тогда же переправил на Валдай серебряные ковчежцы с частицами мощей святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. А в 1656 году в обители торжественно встречали Иверскую икону Божией Матери. К этому моменту на острове уже достраивали великолепный каменный собор, посвящённый Иверскому образу Пресвятой Богородицы. Строительство шло поистине " никоновыми " темпами.

http://sobory.ru/article/?object=05291

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Кому мы всё-таки служим – Богу или дьяволу? О том, стоит ли православным праздновать Хеллоуин 30.10.2020 1093 Время на чтение 4 минуты Конец октября свидетельствует о приближении Хеллоуина – праздника, который отмечают в западных странах. В последнее время этот праздник празднуют и в наших широтах. И возникает вопрос, а нужен ли он нам, православным? Современное празднование Хеллоуина ничего общего с христианством не имеет. Этимология слова Halloween происходит от словосочетания “ All Hallow Even”, что в переводе означает «канун дня всех святых». Истоки этого праздника связаны с кельтской языческой культурой и культом смерти в Ирландии до принятия христианства. Но когда христианство было принято, Церковь всегда стремилась поместить рядом с языческим праздником церковный праздник для того, чтобы искоренить в народе языческий дух. И когда Ирландия стала христианской, тогда же и появился День Всех Святых, который в современной католической церкви по григорианскому календарю ежегодно празднуется 1 ноября. Именно поэтому в эти дни у католиков принято поминать усопших. В западном мире принято считать, что в ночь с 31 октября на 1 ноября выходят все нечистые духи. И поэтому, когда человек одевался в костюм чудовища, он якобы тем самым помогал успокоить нечистых духов. Поэтому дети одевались в костюмы чудовищ, вырезали тыкву как главный символ этого праздника и ходили по домам, выпрашивая сладости со словами trick- and- treat. Эту традицию западная церковь скопировала у праздника Рождества Христова, который сопровождается пением колядок – рождественских песнопений, прославляющих рождение Иисуса Христа. То, что происходит сегодня в ночь с 31 октября на 1 ноября, ничего с христианством общего не имеет. Все увеселительные заведения, вроде дискоклубов, используют все средства, рекламу и разные технологии для того, чтобы привлечь как можно больше детей и получить максимальное количество прибыли. Более того, этот праздник празднуется даже в некоторых школах. В результате дети и подростки с разрешения своих же родителей и учителей одеваются в костюмы страшных монстров и идут в школу или клуб, крича и прыгая под тяжелую музыку в стиле Heavy Metal.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/30/ko...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О многозаботливости 28.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 2-я по Пятидесятнице Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Господь говорит в сегодняшнем Евангелии о тайне простой жизни — о том, чтобы мы среди наших печалей, среди испытаний, среди всех лишений не заботились ни о чем. «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). «Не заботьтесь ни о чем, а живите легко, свободно, чтобы не быть рабами всего того, что хочет поработить вас и лишить вашу жизнь радости» — вот что значат Его слова. Тогда око наше будет простым, детским, светлым, доверчивым к Богу, потому что светильник для тела есть око. «Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Если же око твое будет худо, — говорит Господь, — то все тело твое будет темно». Все тело твое будет темно, если око твое будет помрачено каким-нибудь грехом. Если оно лишится той простоты, целостности видения жизни, к какой призывает Господь. Какие сегодня нечистые, темные глаза у многих людей! Такая же темная жизнь и темные пути, которые не видят ясно того, что открывает Господь. Они рассуждают так: «Конечно, Богу хорошо служить, но мы же не духи, у нас есть тела, земная жизнь и о ней нужно позаботиться». Служение двум господам, говорит Спаситель, неизбежно приводит к такому состоянию, когда мы начинаем одного господина ненавидеть, а другого любить: об угождении одному прилагаем все заботы, а к другому относимся все с большим нерадением. Чем больше люди начинают любить «другого господина» — маммону — бога земного богатства, тем больше они ненавидят Господа и Церковь. Их ненависть доходит до того, что они, отвергая Бога, делают все, чтобы ничто не мешало им обогащаться и быть уверенными, что все под их контролем, что они — в полной безопасности. Когда жизнь уходит из-под власти человека, на кого ему надеяться? Только на Бога, обретая другую безопасность — реальную, непоколебимую, истинную — в Самом Господе.

http://moral.ru/о-многозаботливости/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — январь 2019 г. 01.01.2019 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " В книге Деяний святых апостолов рассказывается, что после Пятидесятницы апостолы продолжали ходить в Иерусалимский храм. Так глубоко и сильно было исповедание веры христиан, что «никто из посторонних не смел пристать к ним». Что это значит? Л. Безрукова, г. Иваново Апостолы в первое время ходили с проповедью в Иерусалимский храм, во-первых, потому что в этом храме собиралось множество верующих во Единого Бога. И апостолы понимали, что одно дело — улавливать человеческие души для спасения по одному, а другое — сразу многих. Когда закидывают сети, улов бывает несравненно большим, чем при ловле рыбы удочкой. Из посторонних никто не смел пристать к обществу верующих, ощущая отталкивающую неверных благодатную силу. Так и нечистые духи боятся благодатной силы святыни. Наша вера должна быть настолько свободна от каких-либо заблуждений, чтобы всякое заблуждение не имело ни силы, ни власти присоединиться к нашей Церкви. Такова была благодатная сила молитвы апостолов, что она защищала христиан от смешения с иудейским обществом. Что такое «литургия слова»? И почему прежде пения Херувимской, после молитвы об оглашенных мы слышим: «Оглашенные, изыдите»? После этого, насколько мне известно, часть молящихся в храме должна выйти из него. Едва ли это правило исполняется сегодня. Понятно, что Церковь в наше время находится в других условиях, практически невозможно контролировать, кто входит в храм и выходит из него во время богослужения. Но в чем все-таки смысл этого правила? И еще один вопрос: что такое престольный праздник? Как связано это именование с престолом, находящемся в алтаре? Г.И. Новиков, г. Саратов «Литургией слова» называется первая часть Божественной литургии, целью которой является просвещение верующих словом Божиим. «Оглашенные, изыдите» означает, что в древней Церкви те, кто готовился к принятию святого крещения, должны были быть «оглашены» знанием главных тайн веры. Без этого они не могли участвовать с верными в таинстве Тела и Крови Христовых. Подготовка к принятию крещения обычно проходила в течение всего Великого поста.

http://moral.ru/dom_01_2019/

Разделы портала «Азбука веры» 22 июня лета 2001-го от Рождества Христова. День летнего солнцеворота. Шестьдесят лет назад началась Великая Отечественная война. За городом, на берегу реки собралась группа людей, среди которых выделяется плотный бородач с тяжелым взглядом в длинной белой рубахе с вышитыми по подолу красивыми свастиками. Тут же несколько юношей устанавливают идола, похожего на отесанный придорожный столбик. Это языческий бог-громовник Перун. Община неоязычников готовится ныне ритуально раскрестить Русь. Вечереет. Разжигают большой костер, около которого жмутся, поеживаясь от налетающего прохладного ветерка, несколько человек. Они явно нервничают. Наконец бородатый волхв взмахивает посохом. “Слава роду нашему!” — басовито восклицает он. Из мешка достают белого петуха, он квохчет и бьется, ему отрубают голову. Обезглавленная птица бросается наутек и падает в траву. Кровь брызжет фонтанчиком. Белый шаман подставляет горсти и мажет кровью деревянного божка. С ревом рвется к небу огонь. К волхву подходят те, что были подле костра. Их обступают со всех сторон. “Долой физкультурника с креста!”, “Смерть быдлу!”, “Сварог! Слава волку!” — кричат со всех сторон. Те, кого предстоит раскрещивать, срывают с себя нательные кресты, швыряют и топчут их, выкрикивая ругательства. “Нарекаю Богуславом, нарекаю Велемиром, нарекаю Рославом”, — смачно басит волхв, звучно шлепая каждого по лбу мокрой от крови пятерней. “А сейчас всем в воду — смывать жидовскую скверну!” — командует бородач и бьет в землю посохом с набалдашником в виде оскаленной волчьей головы. Новообращенные, раздеваясь на бегу, бросаются в воду, следом к ним присоединяется вся община. “Чище, чище три, смывай жидовское клеймо! — подбадривает с берега шаман. — Мы — староверы, слава русскому херу!” После купания все рассаживаются вокруг костра, идет по кругу круглая чаша-братина с пивом. Звучат тосты. Бренчит гитара. Глухо бьет бубен. Пляшут блики пламени на оскаленной морде идола, перепачканной в крови. Пока петушиной. Но — кумир жаждет великой жертвы. Крови сына человеческого. Густеют лиловые сумерки. Тонко зудят тучи кровососущей нечисти. Вьются над костром алчные духи ночи. Где-то в чаще ухает филин.

http://azbyka.ru/neoyazychestvo-suvorov

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 7 Октября, Другий канон Глас 2 Песнь 1 Ирмос: Во глубине постла иногда/фараонитское всевоинство преоруженная сила,/Воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть,/препрославленный Господь, славно бо прославися.  Припев: Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас. Тленная яже на земли оставив, востече к Небесным обителем,/Престолу всех Владыки предстоиши,/Емуже о нас молися, преподобне Сергие, восхваляющих присно память твою.  Припев: Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас. От юности Богови освятися, преподобне,/и к Нему приближаяся добродетельми, полки бесовския потребил еси,/но и ныне отгоняеши нечистыя духи от человек, молящихтися с верою.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Яко крин, в пустыне Давидски процвел еси, преподобне,/обитель явися Пресвятому Духу и сего ради славна показа тя вселенней,/у Негоже нам испроси оставление прегрешением нашим, тя, преподобне, восхваляющим.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Всесвятая Богородице, Содетеля и Спаса всех рождши, поющим Тя,/спаси град Свой и обитель Свою,/не престай молящи за ны Сына Своего и Бога нашего.  Песнь 3 Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи,/языческая неплодящая Церковь/пришествием Твоим,/в нейже утвердися мое сердце.  Припев: Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас. Яко финик, процвете во юдоле плачевне,/в месте, идеже источники слез проливая,/возрастая Духом Святым,/от Него же независтная чудеса подаваеши нам.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Не восхоте славы сия тленныя, но взыскуя Небесныя/и сего ради оставль вся, в пустыню вселися,/постом и молитвами угождаше Богови/и сего ради прият от Него нетленную почесть трудов своих.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Тесный и прискорбный путь на земли шествовавшее Богомудре,/пространствия онаго Небеснаго достигл еси,/отнюдуже с верою приходящим ти источаеши чудеса преславная.  Седален, глас 4 Житейских молв удалися в пустыню, Господа, избавльшаго тя от лют, преподобне, присно чая,/и Тому прилепися, жизнь Ангельскую на земли поживе с плотию/и сего ради приял еси нестареющееся блаженство,/в немже ныне водворяяся, поминай нас, чтущих пресвятую память твою.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010