25–26. Сотрудник Братства св. Гурия. 15 мая 1910 года Высочайшая телеграмма Его Высокопреосвященство, архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий в первый день Св. Пасхи осчастливлен был следующей Всемилостивейшей телеграммой Государя Императора: ,,Их Величества и Я благодарим вас, владыко, за поздравления, всецело сочувствуем и желаем дальнейшего успеха Камчатской миссии и иеромонаху Нестору. Николай II . " Означенная телеграмма последовала в ответ на всеподданейшую телеграмму архиепископа Евсевия, отправленную из Владивостока в великую субботу в 7 ч. вечера, следующего содержания: „Царское Село. Его Императорскому Величеству Государю Императору. Милостивое внимание Вашего Императорского Величества и Их Императорских Величеств Государынь Императриц к Камчатскому миссионеру иеромонаху Нестору и к Камчатской миссии вообще усугубили для меня радость праздника Пасхи. Всепочтительнейше приветствуя Ваше Императорское Величество и всё Августейшее Семейство с сим светлым праздником и повергая к стопам Вашего Величества свои верноподданнические чувства, дерзаю принести Вам, Всемилостивейший Государь и Их Величествам Государыням Императрицам безграничную благодарность за Царские милости, излитые на Камчатскую миссию. Вашего Императорского Величества верноподданный и богомолец Евсевий, архиепископ Владивостокский и Камчатский». Такое известие принёс 88 газеты „Дальний Восток». И это известие лучшая награда Казанским Миссионерским Курсам, потому что иеромонах Нестор (Анисимов) был учеником этих курсов, по окончании которых и уехал в Камчатку проповедовать Христово Евангелие камчатским дикарям. Воистину нет большей радости, как видеть учеников своих „ходящих в истине», а отец иеромонах Нестор своей любовью к святому делу миссии, своей самоотверженной работой даёт своим учителям полную радость... Сам благоверный и боголюбивый Царь наш обратил внимание на отца Нестора и удостоил его Своими милостями, а вместе с ним и всю Камчатскую миссию. И как трогательны и величественны эта Царская ласка и это внимание любвеобильного Царя к смиренному труженику на ниве Божией!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27.03.2024 В советское время о Первой мировой войне было принято отзываться как о чуждой народу и неудачной. Имена героев сознательно замалчивались: им не ставили памятники, об их подвигах не говорилось в учебниках. Был забыт и подвиг военного духовенства. Только в последние годы стали известны имена военных священников, выполнявших на войне свой пастырский долг, и совершенные ими подвиги. Ярких священнослужителей, прошедших по дорогам войны, было немало. Так, в рядах военного духовенства некоторое время находились архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе) и епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов). В качестве военных пастырей и проповедников на войне побывали архимандрит Нестор (Анисимов) и иеромонах Николай (Ярушевич), впоследствии митрополиты, а также известные философы иереи Павел Флоренский, Валентин Свенцицкий и др. Как и в мирное время, задача военных пастырей состояла прежде всего в совершении таинств и в проповеди Евангелия. Во время сражения, в соответствии с инструкцией, местом пребывания военного священника был передовой перевязочный пункт(1). Сюда доставляли раненых, которых нужно было исповедовать и причащать. Священники должны были иметь и медицинские навыки, чтобы в случае необходимости помочь врачам и санитарам в их работе. В перерывах между боями пастырь служил молебны на позициях и беседовал с воинами. В задачу священника входило также и погребение убитых. Удивительно, но примеры подлинного героизма имели место всюду — и в тыловых госпиталях, и на передовой. Подвиг, но не обязанность Представление о подвигах военного духовенства часто сводится к стереотипу, что священнослужители на войне в случае необходимости вели воинов в атаку. Но с пастырской точки зрения, этот подвиг вызывал споры. Протопресвитер Георгий Шавельский, признавая в таком проявлении героизма высшую любовь к ближнему, всё же был против того, чтобы вводить подобный подвиг в обязанность, ибо это превратило бы служение пастыря в воинское служение (2). Однако патриотический подъем был столь велик, что таких случаев было немало.

http://old.pobeda.ru/i-mirovaya-voyna/po...

Часть 3. Слово архипастыря Воззвание 438 Чтобы Камчатская область не была забыта, заброшена Россией, чтобы она не была одинока и беспомощна в своей внутренней тяжелой жизни, чтобы на краю русской земли не раздавались упреки о русской христианской бессердечности, да будет у Камчатки свой попечитель – святое Православное братство. Но мы должны еще в кратких словах выразить нужду Камчатской области. Камчатская область нуждается в даровании тех же средств, какими три века просвещалось и покорялась Сибирь, т. е. в умножении храмов, приходов, походных миссий, школ с ремесленными, слесарными, столярными отделениями и с общежитиями для детей бродячих инородцев. Является нужда в больницах, в благоустройстве лепрозорных колоний для несчастных мучеников прокаженных, – вот, каков должен быть труд камчатских братчиков. Конечно, нужна для дикарей туземцев и вообще камчадалов точка опоры в нравственной, трудолюбивой, богоугодной христианской жизни, нужна молитвенная купель для православного просвещения всей области, нужна духовная врачебница – мирная, святая иноческая обитель. Пусть же устрояется, по благословению нашего благостного архипастыря Владыки Евсевия – печальника о благоустройстве Камчатки, на самом краю русского севера Камчатская Спасская Братская обитель, как бы залог христианского торжества и света над сидящими в стране и сени смертной. Если громче, убедительнее кликнуть клич по святой Руси, то найдутся смиренные добрые люди, ищущие иноческого подвига, жаждущие и равноапостольной, миссионерской службы Богу и ближним, и будут эти люди просвещать дикий необработанный край светом Божественного Евангелия и орошать неприветливую землю молитвенными слезами, а Бог поможет им в их полезных трудах. Дорогие Братия! Так я дерзаю назвать решительно всех вас, православных русских людей, без различия звания, состояния, пола и возраста, как братьев или братчиков отдаленной Русской Камчатской окраины. Итак: Братья! Позвольте же больше не сомневаться в том, что уже коснулась Вашего сердца леденящая даже душу совокупность бед и печалей многострадальной земли забвенной. Если все вы верите, любите и жалеете Камчатку, если не желаете, чтобы Русское Охотское море и весь Тихий океан, в котором нашли себе вечное упокоение многие русские самоотверженные воины, было подчинено Желтому Востоку, то вы, хотя ради этих самоотверженных подвигов своих братий, отстаивавших Русское море за Россией, даже до мученической смерти, – ради их, вы все должны прочно водворить русское братство в Камчатке, представляющей собою передовой оплот против коварного языческого Востока и тем выдворить иностранное своевольное хищное лукавое братство, обращающее Камчатку в рабство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Часть 4. Мои воспоминания 1. Заря моей жизни 1 В забытой тетради забытое слово! Я все прожитое в нем вижу опять; Но странно, неловко и мило мне снова Во образе прежнем себя узнавать... Так путник приходит чрез многие годы Под кровли отеческой милые своды. А. Н. Майков Молись, дитя! Тебе внимает Творец бесчисленных миров, И капли слез твоих считает, И отвечать тебе готов!.. И. С. Никитин Когда я обращаю свой взор в далекое, далекое прошлое и вспоминаю пору раннего детства, мне всегда кажется, что я настежь открыл окно ранним теплым солнечным утром. Воспоминания о детстве ослепительно ярки, и распахнувшийся в памяти мир чист, сверкающ, заманчив, словно омытый летним дождем сад. «...Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». 2 Я вспоминаю эти слова Льва Толстого сейчас, когда мысленно возвращаюсь к истокам своих дней. Родился я в 1885 году, 9 ноября (ст. ст.), в г. Вятке в исконно русской, православной семье. Мои прадеды и деды по отцовской линии были русскими воинами в различных чинах и званиях. Они верой и честью не за страх, а за совесть служили любимому Отечеству, были боевыми участниками войн против иноземных захватчиков, не раз нападавших на Русь, а также освободительных войн за избавление братьев-славян от турецкого ига. Мой отец и его братья были первыми в нашей родословной, получившими среднее и высшее военное образование. Я вспоминаю своего отца, Александра Александровича, в должности чиновника Котельнического батальона, квартировавшего то в Вятке, то в Казани. Впоследствии Котельнический батальон в связи со столетием своего существования был преобразован в Свияжский полк, где отец, и мой единственный брат, Иларий, о котором речь будет дальше, прослужили до 1917 года. Отец принимал участие в русско-турецкой войне, происходившей в 70-х годах минувшего столетия, а также во всех последующих войнах. В боях он неоднократно был ранен и контужен, имел орденские боевые знаки отличия. Скончался отец в 1921 году в г. Вятке в чине статского советника в отставке. Брат мой Иларий по окончании реального училища обучался в московском Алексеевском военном училище. После окончания военного училища и производства в офицеры служил в Свияжском полку (как я уже упоминал об этом выше), где, помимо военных качеств, проявил себя моралистом по призванию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НЕСТОР (АНИСИМОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митрополит Нестор (Анисимов). 1956 г. Нестор (Анисимов) ( 1885 - 1962 ), митрополит Кировоградский и Николаевский , Камчатский миссионер. Митрополит Нестор (в мире Николай Александрович Анисимов) родился 9 ноября 1885 г. в г. Вятке в семье военного чиновника Свияжского полка Александра Александровича Анисимова (статского советника) и Антонины Евлампиевны, дочери протоиерея-настоятеля Вятской кладбищенской церкви (Ахтырского кладбища). С раннего детства отличался глубокой религиозностью. После окончания реального училища становится послушником Казанского Спасо-Преображенского монастыря , а затем поступает на миссионерские курсы при Казанской духовной академии по калмыцко-монгольскому отделению. 17 апреля 1907 г. принимает монашеский постриг с именем Нестора в честь прп. Нестора Летописца . 6 мая 1907 г. возводится в сан иеродиакона, а спустя три дня, 9 мая, посвящается в иеромонахи. В июне 1907 года , по благословению о. Иоанна Кронштадтского , отправился миссионером на Камчатку к архиепископу Евсевию Владивостокскому и Камчатскому. В 1907 - 1909 гг. иеромонах Нестор добросовестно, часто с риском для жизни, исполняет свой пастырский долг, проповедуя слово Божие и обращая в веру Христову тысячи язычников - камчадалов . Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь больным, немощным и обиженным снискали иеромонаху Нестору глубокую любовь и доверие паствы в самых отдаленных уголках огромного Камчатского края. В первые же годы своего пребывания в Камчатской области, ознакомившись с жизнью и бытом населения Камчатской области, иеромонах Нестор отметил, что на Камчатке нет духовной миссии и никакой миссионерской работы. Но по камчадальским селениям были кое-где приходы. Также и среди оседлых и кочующих народностей: тунгусов, чукчей, коряк, алеутов и др. не было никакой работы духовного и культурного просвещения, не было для детей этих народностей и школ. Население жило жизнью доверчивых детей природы ничего не знавших на свете, кроме своей камчатской примитивной жизни среди суровой природы. Их эксплуатировали жестоким хищническим образом наезжавшие туда всевозможные торговцы, которые за мишуру, за бесценок, или за водку и спирт обогащались, а население бедствовало. Также жестокий ущерб причиняли населению Камчатско-Чукотского края американцы и японцы. Американцы десятки лет безнаказанно обирали население, навязывая всякий хлам, привозимый из Америки на своих шхунах. Японцы, пользуясь ничтожной охраной дореволюционного времени - двумя военными кораблями Охотского моря и Великого океана, легко и безнаказанно вылавливали нашу рыбу, имея сотни пароходов и шхун в русских водах.

http://drevo-info.ru/articles/3154.html

Митрополит Нестор (Анисимов)      Митрополит Нестор (Анисимов; 18851962) — удивительный человек, ревностный пастырь и великий миссионер, просветитель народов Камчатки. В своей жизни он никогда не заботился о собственном благополучии, проявляя редкостное самопожертвование и полагая душу свою за ближних. Николай Анисимов, будущий митрополит Нестор, родился 9 ноября 1885 года в Вятке, в семье статского советника Александра Александровича Анисимова и Антонины Евлампиевны, дочери протоиерея. Николай любил молитву и богослужение и с детства мечтал стать священником. Владыка вспоминал: «Меня и брата с детских лет приучали молиться по утрам и на сон грядущий. Стоя в детской комнате на коленях перед образом, озаренным светом лампады, я молился вслух так: “Боженька, сделай меня архиереем… Боженька, дай здоровье маме, папе, брату Ларичке, крестной бабушке и… моей собачке Ландышке”. Такова была моя наивная детская молитва». Николай окончил Казанское реальное училище и поступил на калмыцко-монгольское отделение миссионерских курсов при Казанской духовной академии. В 1905 году он поступил в число братии Казанского мужского Спасского монастыря. В 1907 году послушник Николай принял постриг с именем Нестор, был рукоположен во диакона и через несколько дней — в иерея. В мае того же года молодой и ревностный пастырь начал собираться в долгий путь на Камчатку. Отец Нестор так писал о коренных народах Камчатки: «Отрадным явлением среди убогого, дикого бытия этих забытых всеми людей было отсутствие всякой ругани и сквернословия. Камчатские народности не знали никакой брани, воровства и обмана. Это были доверчивые, как дети, чистые сердцем, но нищие духом люди. Среди них я чувствовал себя без малейшего напряжения, спокойно и радостно, словно жил там постоянно». Отец Нестор полюбил народ Камчатки и стал относиться к коренным жителям этого края как к собственным детям. Труды ревностного пастыря можно было воистину назвать апостольскими. Ему приходилось постоянно разъезжать на оленьих и собачьих упряжках по обширной, совершенно дикой территории, рискуя жизнью, попадая в многодневные снежные бураны, терпя холод и голод, совершая богослужения даже во время землетрясений. Местные жители прозвали его «Майгу-поп Нестор» (большой батюшка Нестор) и под этим именем он стал известен всему Камчатскому краю.

http://pravoslavie.ru/sm/94940.htm

В.К. Караулов Митрополит Нестор (Анисимов) – просветитель народов Камчатки (к 50-летию со дня блаженной кончины) Источник Скачать epub pdf 50 лет назад, 4 ноября 1962 года, отошёл ко Господу митрополит Нестор (Анисимов) , один из величайших миссионеров XX века, просветитель Камчатки, смиренный архипастырь, отсидевший за веру Христову более 8 лет в мордовских лагерях. Портал публикует заметку об этом замечательном человеке, присланную нам его крестником Александром Кирилловичем Карауловым. Митрополит Нестор (Николай Александрович Анисимов) родился в Вятке 9/22 ноября 1885 года, в день празднования иконы Божией Матери «Скоропослушница». С раннего детства он отличался глубокой религиозностью. Окончив реальное училище, он поступает на миссионерские курсы при Казанской духовной академии. В 1907 году по влечению души и воле Божией, получив благословение святого праведного Иоанна Кронштадтского , Николай Анисимов решается на подвиг миссионерства. 17 апреля 1907 года в Казанском Спасо-Преображенском монастыре он принимает монашеский постриг с именем Нестора, 6 мая того же года рукополагается в сан иеродиакона, а спустя три дня посвящается в иеромонахи. 2 июня 1907 года отец Нестор выезжает на место своего миссионерского служения – на Камчатку. Два года иеромонах Нестор в суровых природных условиях добросовестно, часто с риском для жизни, исполняет свой пастырский долг, проповедуя слово Божие и обращая в веру Христову тысячи язычников-камчадалов. Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь больным, немощным и обиженным снискали иеромонаху Нестору горячую любовь и доверие паствы, проживавшей в самых отдаленных уголках огромного края. Однако молодой пастырь не чувствовал полного удовлетворения от своей деятельности. Он понимал, что своими малыми силами он никогда не сможет решить проблем всеми забытой Камчатки. Нужно было привлечь к ним внимание сильных мира сего, духовенства, всех честных людей, желающих помочь ближним, страдающим от нищеты, болезней, пьянства, невежества и своеволия самодуров-начальников. Так возникла идея создания Камчатского благотворительного православного братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

А.И. Белашов Духовное перерождение (митрополит Нестор (Анисимов) и иеромонах Кириак) Скачать epub pdf К 220-летию со дня рождения Святителя Иннокентия (Вениаминова) – епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, митрополита Московского. К 110-летию приезда на Камчатку иеромонаха Нестора (Анисимова) – достойного наследника святых дел Апостола Сибири и Америки Иннокентия (Вениаминова) .  Начало этой удивительной истории ведет нас в начало ХХ в. – в 1907 год. В Петропавловск-на-Камчатке, а потом в Гижигу 110 лет назад приехал молодой иеромонах Нестор (Анисимов) . Среди первых аборигенов Чукотки и Камчатки у него был крестник (о. Нестор называет его коряком и гижигинским камчадалом), которому миссионер дал имя Илия. Спустя полвека, уже митрополиту Нестору, Илия открыл  свой грех , совершенный им в момент Таинства Святого Крещения. Из письма  иеромонаха Кириака: «Когда Вы приехали к нам, разговору у нас инородцев было много о Вас. Особенно ненавидели Вас шаманы. И я, окаянный, захотел над Вами посмеяться – ради забавы принять от Вас крещение. Вы дали мне имя Илья. И это мое надругательство над Вами перевернулось взаправду. Что-то светлое осенило весь мой разум. Буквально я переродился духовно в несколько дней и мне так сильно захотелось быть таким же, как Вы». И по воле Божией Илия (Илья) стал таким же, как его воспреемник при крещении, иеромонах Нестор. Он прожил жизнь, похожую на жизнь Владыки Нестора. Илья со знакомым купцом в 1908 г. оказался в Благовещенске. Там рассказал, что крестился от о. Нестора и исповедался перед епископом Приамурским Владимиром в грехе кощунства и просил его постричь в монахи. Епископ Владимир отправил его в Казань учиться на миссионера. Определили его, как и послушника Николая Анисимова на монгольское отделение. В монахи постриг Илью с именем Кириак Преосвященный Алексий (Дородницын) – ректор Духовной академии.  Да, тот самый  архиерей, который рукоположил в 1907 г. иеродиакона Нестора в сан иеромонаха. В том же самом Казанском мужском Спасо-Преображенском монастыре. После окончания курсов о. Кириак был направлен миссионером к епископу Николаю (Касаткину) Японскому , будущему Святителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Скачать epub pdf Митрополит Нестор (Николай Александрович Анисимов) родился в городе Вятка 9/22 ноября 1885 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», и с раннего детства отличался глубокой религиозностью. После окончания реального училища он обучался на миссионерских курсах при Казанской духовной академии. В 1907 году по влечению души и воле Божией, получив благословение праведного Иоанна Кронштадтского , Николай Анисимов решается на подвиг миссионерства. 17 апреля 1907 года в Казанском Спасо-Преображенском монастыре он принимает монашеский постриг с именем Нестор, 6 мая того же года возводится в сан иеродиакона, а спустя три дня посвящается в иеромонахи. 2 июня 1907 года отец Нестор отправляется на Камчатку. Здесь иеромонах Нестор в суровых природных условиях добросовестно, часто с риском для жизни исполняет свой пастырский долг, проповедуя Слово Божие и обращая в веру Христову тысячи язычников-камчадалов. Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь немощным и обиженным снискали иеромонаху Нестору глубокую любовь и доверие паствы в самых отдалённых уголках огромного края. Однако молодой пастырь не чувствовал полного удовлетворения от своей деятельности. Он понимал, что своими малыми силами он никогда не сможет решить проблем всеми забытой Камчатки. Нужно было привлечь к ним внимание сильных мира сего, духовенства, всех честных людей, желающих помочь камчадалам, страдающим от нищеты, болезней, пьянства, невежества и своеволия самодуров-начальников. Так возникла идея создания Благотворительного православного камчатского братства. В начале 1910 года, получив благословение правящего архиерея, отец Нестор отправляется в Санкт-Петербург, где сталкивается с чёрствостью и даже враждебностью бюрократов Святейшего Синода и его обер-прокурора. Это не останавливает молодого иеромонаха. Ценой больших усилий ему удаётся привлечь к идее создания Братства православную общественность и депутатов Государственной думы. Однако решающую роль сыграло личное участие государя Николая Александровича, государыни Александры Фёдоровны и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Митрополит Нестор (Анисимов) и российские духовные миссии на Дальнем Востоке В статье прослеживается жизненный путь митрополита Нестора (Анисимова) . Читателю представ­лены противоположные оценки его личности и деятельности. Церковные источники рисуют светлый образ владыки Нестора. Органы советской власти характеризовали Нестора (Анисимова) как человека, чье поведе­ние аморально. Несмотря на это противоречие, его заслуги в трудах на благо Церкви и нуждающихся людей несомненны. Ключевые слова: Христианство , миссионерство, Российские духовные миссии, Дальний Восток, Камчатка. In the article the course of life of the mytropolit Nestor (Anisimov) is traced. Opposite estimates of his personality and activity are presented to the reader. Church sources draw a light image of the lord Nestor. The Soviet power characterizes Nestor (Anisimov) as a person whose behavior is immoral. Despite this contradiction, his merits in works for the benefit of Church and the needing people are undoubted. Keywords: Christianity, missionary work, Russian spiritual missions, Far East, Kamchatka. Николай Александрович Анисимов родился 9 ноября 1885 года в Вятке, в семье военного чиновника Александра Александровича Анисимова и дочери на­стоятеля Вятской кладбищенской церкви Антонины Евлампиевны с.7]. Он окончил Казанское реальное училище и по­ступил на миссионерское монгольско-калмыцкое от­деление при Казанской Духовной Академии, тогда же был принят в число послушников Казанского Спасо-Преображенского монастыря. В эти годы он дружен с отцом Андреем (Ухтомским), оказавшим на юношу большое влияние. Когда отцу Андрею пришло письмо от архиепископа Владивостокского Евсевия (Никольского) с просьбой прислать на Камчатку миссионера, он благо­словил Николая на это служение. 17.04.1907 г. 22-лет­ний Николай Анисимов принял монашеский постриг с именем Нестор (в честь мученика Нестора Солунского). Постригал его архимандрит Андрей. 6 мая 1907 г. епи­скопом Благовещенским и Приамурским Иннокентием (Солодчиным) он был рукоположен во иеродиакона, а через несколько дней (9 мая) епископом Чистопольским Алексием (Дородницыным) во иеромонаха с.8].

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010