Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Случайность и промысл Библия и церковная письменность говорят о всеохватности Промысла Божия и неслучайности всего происходящего. Данные современных наук свидетельствуют о том, что многие явления подчинены воле случая. Неизбежен ли по данному вопросу конфликт теистического и естественнонаучного мировоззрений? Оказывается, его можно избежать, если изучить проблему глубже. Ученые находят в случайностях определенные закономерности — и их вполне можно описать математически, — приводящие к рождению порядка из хаоса. Богословы признают, что Творец наделил творение определенной степенью творческой автономии — способностью к соучастию в Его деяниях, которая находит свое предельное развитие в свободной воле разумных существ. Статья ВВЕДЕНИЕ Всеохватность Промысла Божия — аксиома библейской картины мира. Господь сохраняет все созданное Им в бытии и устанавливает законы, по которым оно существует (Пс. 103:19; Деян. 17:25, 28). Он по-отечески заботится обо всем мире (Сир. 43:28): о неодушевленных созданиях (Пс. 146:4, 8; Откр. 16:5), о растениях (Пс. 103:16, Лк. 12:27-28), о каждом животном и каждой птице (Пс. 103:11; Мф. 10:29) и, конечно, о человеке (Пс. 103:15; Лк. 12:24-30). То же учение мы находим в церковной письменности. Афинагор Афинский пишет: «Как на небе, так и на земле ничто не изъято из провидения и управления Божия» . По словам прп. Иоанна Дамаскина, «Бог промышляет обо всех творениях» . И число подобных цитат можно значительно приумножить.

http://bogoslov.ru/article/6026071

Закрыть itemscope itemtype="" > О доброте человеческих рук, или Культурный код Ольги Власовой 11.10.2019 467 Время на чтение 12 минут Источник: Прихожанин Разными путями и в разное время человек приходит к вере. Никому неведомы пути, какие выбирает Господь, чтобы состоялась встреча человека и Бога. Вот и Ольга Александровна Власова долгое время жила обычной жизнью, как и многие люди в советское время: работа, дом, семья и снова работа. Более 20 лет проработала она на телевидении в Детской редакции на Шаболовке. Жизнь изменил случай, или Провидение. Как-то раз, когда все сотрудники ушли на обед и Ольга Александровна случайно осталась в редакционной комнате одна (но случайности неслучайны), зазвонил телефон. Звонивший интересовался одной детской программой, которая не так давно прошла в эфире, и спросил, нельзя ли записать эту программу для него на кассету. «Конечно, можно, – отозвалась Ольга Александровна. – Когда сможете подъехать на Шаболовку?» Звонивший сказал, что будет через час и позвонит ей с проходной. Через час он позвонил… По словам Ольги Власовой, хотя с того дня прошло более 30 лет, ту встречу она помнит так ярко, словно это было вчера. – Он ведь не назвал мне себя, и я не знала, к кому иду на встречу, – рассказывала мне Ольги Александровна. – Помню, открываю дверь проходной и вижу: в закатных лучах солнца, как в оранжевом ореоле, стоит монах в черной рясе, на груди – крест. «Здравствуйте, – улыбнулся монах. – Это я вам звонил, меня зовут отец Товия». Эта встреча стала для Ольги Власовой встречей с большой буквы, и с этого момента ее жизнь изменилась кардинальным образом: Ольга Александровна не только окрестилась (как говорится, в довольно зрелом возрасте) и пришла к Богу, но и стала активной прихожанкой Данилова монастыря. С руководителем культурных программ Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре Ольгой Александровной Власовой мы сидели и беседовали в большой и тихой комнате. Так сложилось, что сегодня, кроме нас, здесь никого нет, хотя в обычные дни не смолкает гул голосов и ведутся обсуждение и планирование всяческих дел и мероприятий.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/11/o_dobr...

Разделы портала «Азбука веры» Епископ Клинский Стефан " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Епископ Клинский Стефан: В жизни каждого человека встреча с Богом – это, наверное, самое счастливое, что человек может пережить в жизни. И с этой встречи начинается все по-другому: по-другому складывается жизнь; по-другому ты видишь то, что происходит с твоими родными и близкими; по-другому ты осознаешь вообще мироздание как таковое – по-другому, всё по-другому В.: В юности он мечтал стать офицером, а когда получил заветное звание, оказалось, что Господь ему приготовил другое служение. В жизни владыки Стефана встреча с Ним произошла около тридцати пяти, когда крестился . Тогда офицер ракетных войск Сергей Привалов ничего и не знал про православие. Мой приход к Богу совершенно случайный, он для меня даже был случайный, потому что, практически, оказался участником крещения другого человека, то есть младенца, но при этом сам был не крещён. И когда священник стал допытываться, крещён ли я вот после этого состоялась беседа, и он решил, что и мне можно в этот момент креститься. Крестная мама держала на руках младенца, а я с другой стороны, с другими людьми был крещён в Господа Иисуса Христа. Сейчас он понимает: случайность была неслучайной. Друзей, через которых состоялось его крещение , привел Сам Господь. К этому времени Сергей Привалов прошел службу в Вооруженных силах и проходил обучение в Академии ракетных войск имени Петра Великого . «Сергей, ты обязательно должен быть крёстным родителем у моего новорождённого младенца!» я про это вообще ничего не знал, в нашей семье о церкви, о таинствах никто не заговаривал: советское время, папа был руководителем, был депутатом, поэтому для него всё, что касалось церкви, наверное, было в то время неприемлемо. Мама, будучи крещённой, но, во всяком случае, и папа тоже крещеный, но тоже в семье не принято было как-то свою веру демонстрировать. И вот это воцерковление такое уже, наверное, было забыто. И в тот момент я согласился, причем не понимая до конца, что должно быть.

http://azbyka.ru/way/ot-oficera-do-monah...

Разделы портала «Азбука веры» Чудеса все-таки существуют и случаются совсем рядом. В преддверии Рождества мне повезло ближе узнать очень интересного человека – молодого православного священника Антония Скрынникова, миссионера, ученого, писателя, общественного деятеля, настоятеля храма в честь воина Димитрия Донского в Ставрополе, редактора сайта Ставропольской митрополии, руководителя двух отделов епархии – по делам молодежи и миссионерского, члена общественного совета ГУВД по СК, следственного комитета СК, минюста СК… А также кандидата наук, любимого мужа Анны, любящего отца четырехлетнего сынишки Никиты. Честно говоря, с трудом могла себе представить человека, способного управиться со столькими – и немалыми – обязанностями. К тому же человека, отнюдь не отягощенного грузом лет, отцу Антонию всего 32 года! А сколько ему удалось и удается сделать – хватило бы на пятерых. По слову пастыря Его дорога к храму была удивительной – случайно-неслучайной. Он жил тогда с мамой Ольгой Анатольевной в родном городе Элисте. До 16 лет был далек от церкви, как многие сверстники, что было, в общем-то, типично для того времени. И вот однажды Антон оказался у храма, ждал человека, а к нему подошел сам епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима, поинтересовался, что паренек здесь делает. Разговорились, а потом владыка неожиданно предложил: приходи завтра, будешь помогать на службе. Так же неожиданно для самого себя Антон согласился, правда, признался, что еще не крещен. Да и не знал ничего о сути богослужения. Владыку это не смутило, вопрос о крещении был быстро решен. Видимо, что-то очень важное смог разглядеть в пареньке архиерей. – Сейчас понимаю, что то был промысл Божий, – размышляет отец Антоний. – Человек светский может сказать: совпадение, случайность… Но ято уверен, что, если бы тогда владыка просто прошел мимо, возможно, и вся жизнь моя сложилась иначе. А владыка проявил такое участие, и я стал ему искренним помощником. Удивительным было все: и отеческое внимание епископа к абсолютно незнакомому юноше, и то, как быстро и органично вошел Антон в особый мир жизни церкви. Хотя родственники и друзья поначалу восприняли это как новое увлечение. Оказалось, судьба. И когда уже стал студентом Северо-Кавказского технического университета, избрав новую для вуза специальность «социология», Антон сохранил в себе желание продолжать делать полезное для церкви. По благословению тогдашнего владыки Гедеона он организовал молодежный православный клуб, собрал группу студентов, тянувшихся к вере. Старались организовать встречи неформально, собирались не просто поговорить, а приглашали и священников, и много других интересных людей – известных спортсменов, деятелей культуры, историков-краеведов, путешественников, вместе совершали различные паломнические поездки. Клуб существует до сих пор, уже с новыми поколениями студентов. А владыка Феофан в 2005 году поощрил его работу недельной поездкой в Иерусалим. Миссия – каждый день

http://azbyka.ru/way/antonij-skrynnikov-...

     Меня зовут Солнцев Александр Геннадьевич. Мне 60 лет, я живу в Нижнем Новгороде. Однажды я решил проанализировать свою жизнь с духовной точки зрения. И вот что у меня получилось. (Некоторые случаи я опустил, как очень личные). Принято считать, что старость — трудное время в жизни человека. Но среди неприятностей пожилого возраста имеются и приятные моменты. Понемногу начинаешь осознавать, что жизнь состоит не только из материальных, видимых событий. Появляется возможность посмотреть на жизнь совершенно по-другому, другим зрением, которые наши святые старцы называли «духовным». И тогда открывается главное: в тех, кажущихся сейчас случайных поступках, открывается другой — скрытый, сакральный смысл. Приходит понимание того, что многое случалось помимо твоей воли, и это предохраняло тебя не только от каких-то невзгод, но даже сохраняло твою жизнь. Присмотревшись, обнаруживаешь целую цепочку таких событий, которые неверующие люди объясняют случайностями. Спору нет, случайностей в жизни хватает. Но не зря один умный человек сказал: «Один случайслучайность, два — система, три — закономерность». Вот такую закономерность я и выявил недавно в своей жизни, присмотревшись к ней с самых малых лет. Такую закономерность верующие называют чудом. Но что такое чудо? Прислушаемся к голосу величайшего авторитета в русском языке — составителю словаря русского языка В.И. Далю : «Чудо — всякое явление, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы. Богу все чудеса доступны. Христос являл чудеса, исцелял чудесами. Диво, необычайная вещь или явление, случай; нежданная и противная предвидимой возможности, едва сбыточное». Запомним эти слова: «Явление едва сбыточное». То есть, говоря современным языком, чудо — это такой случай, вероятность наступления которого, согласно теории вероятности, ничтожно мала. Оглядывая свою жизнь с высоты прошедшего времени, удивляюсь тому, что «явлений едва сбыточных» оказалось великое множество, в частности, таких, когда жизнь висела на волоске, но, тем не менее, приходило спасение.

http://pravoslavie.ru/69815.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Дьявол примеряет кипу, и это должно вызвать тревогу, прежде всего, служителей синагоги 08.07.2014 2573 Время на чтение 7 минут Учишь, учишь себя толерантности, но вдруг появляется какой-нибудь очередной Коломойский, и вся учеба насмарку. Отвратительно выглядит тот факт, что практически все руководители майданной Украины – этнические евреи. Спонсирующие и организующие массовые убийства славян, разжигающие гражданскую войну на Украине, якобы правоверные иудеи, прихожане синагоги, типа Игоря Коломойского, не могут не понимать, что именно славяне - предки тех, кого они сегодня хотят уничтожить, уберегли их, Коломойских, от поголовного холокоста. Так сегодня выглядит благодарность за тридцатимиллионные жертвы, которые понесли славяне во Второй мировой войне… А может быть движущей силой безпрецендентной жестокости к славянам является память о разгроме хазарского каганата князем Святославом, отцом равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. И почему именно маленький городок Славянск подвергается лютой ненависти жидобандеровцев? В нем нет стратегически важных объектов, в нем нет военных баз или какой-либо серьезной промышленности, без которой Украине не обойтись. Нет ничего угрожающего, кроме, пожалуй, главного – Имени. Академик, народный художник России Вячеслав Михайлович Клыков еще в 1991 году, узнав о подписании в Беловежской пуще документа о разрушении Советского союза, пророчески заявил: «Следующим шагом перестройщиков будет попытка стравить в братоубийственной гражданской войне три братских народа – России, Белоруссии и Украины». Тогда его слова казались фантазией творческого человека, художника. Сегодня – это невероятная действительность. О том, что хазары будут мстить русскому миру, Клыков говорил постоянно. Неслучайно последним памятником великого скульптора был памятник Святославу Храброму, сокрушающему Хазарию. Да, и в самом деле Белая вежа на Дону, один из сокрушенных военно-политических центров хазарского каганата, очень похож по имени с Беловежской пущей. В СССР тысячи представительских центров, достойны для подписания государственных актов любого уровня, но выбрано почему то именно Беловежье, случайность или мистическая необходимость?

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мировая запрограммированная война К 106-й годовщине начала Мировой войны 14.08.2020 2440 Время на чтение 76 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 В память миллионов обманутых, убитых, оклеветанных, оскорбленных и униженных Крушение таких размеров – результат долголетней и усердной подготовки Лично у меня осознание «метаисторического значения» Мировой войны 1914-1918 годов пробудило в памяти слова адмирала светлейшего князя Александра Александровича Ливена, взятые в качестве одного из эпиграфов к трилогии «Цусима – знамение конца русской истории»: «Крушение таких размеров как наше, не может быть делом рук одного человека. Оно так же, как и победа, есть результат долголетней и усердной подготовки». Но тогда шла речь о причинах неудач Российской Империи в общем-то локальной войне на дальней ее окраине. А применительно к Мировой войне в означенном ее значении гибели двухтысячелетней цивилизации ясно, что « крушение таких размеров не может быть делом рук» не только «одного человека», но, пожалуй, что и группы лиц. Что же касается временных сроков « усердной подготовки», то речь может идти уже о десятилетиях и даже столетиях с тысячелетиями. Князь мира сего не вчера родился. Конкретизации или вычленению некоторых этапов и аспектов этой « усердной подготовки» убийства христианской цивилизации с момента ее рождения, а также выявлению усилий помянутого выше князя мира сего по недопущению самого факта рождения такой цивилизации, посвящено историческое расследование под названием, пока условным, «Трилистник Русской геополитики». Возможно оно будет представлено на суд читателей грядущими осенью или зимой. А в настоящем расследовании по выявлению основных действующих лиц непосредственной « усердной подготовки» Мировой войны, ограничимся все же десятилетиями. Спецоперация «Русская пустыня» Вопрос об истинных причинах, о случайности или неслучайности Первой мировой войны, несмотря на целые библиотеки трудов ей посвященных, остается до сих пор затемненным как в массовом, так и в «историческом» сознании. Настала пора приоткрыть завесу, скрывающую от нас действительную картину величайшей катастрофы прошедшего столетия, с которой, по словам поэта, начался не календарный, настоящий двадцатый век.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/14/...

О Толстых, об этнолингвистике, о своем родном институте и неслучайных случайностях Светлана Толстая всю жизнь проработала в Институте славяноведения РАН. Вместе со своим мужем, академиком Никитой Толстым, стояла у истоков нового направления в филологии – этнолингвистики. Сегодня она – заведующая Отделом этнолингвистики и фольклора Института славяноведения, глава Московской этнолингвистической школы. Младшая дочь, Фекла Толстая – известная телеведущая, а вот старшая, Марфа, пошла по стопам родителей. Никита Ильич ушел из жизни в 1996-м, но до сих пор всё в доме дышит его присутствием. Это сразу чувствуешь, стоит только переступить порог… О Толстых, об этнолингвистике, о своем родном институте и вообще обо всём, что близко и любимо, – в нашем интервью со Светланой Михайловной. Избушка в Лосинке и смерть Сталина – Папа у меня был журналистом и литератором, всю войну провел на фронте в качестве военного корреспондента «Правды». А мама всю жизнь проработала на Метрострое – пошла туда, только окончив школу, с первым призывом молодежи на строительство метро. Работала в шахте, но получила какую-то не очень серьезную травму и была переведена в газету «Ударник Метростроя», где мой папа с ней и познакомился. Когда началась война (я родилась за два с половиной года до этого), то из Москвы всех матерей с маленькими детьми отправляли в эвакуацию. Мы попали в Ашхабад, где жили с 41-го по 43-й год, пока папа был на фронте. А когда однажды он приехал в отпуск нас проведать, то я его не узнала, сказала: «Мой папа на фронте» и не пошла к нему на руки. Я немножко помню Ашхабад, какие-то яркие картинки остались – верблюды, арыки, маленький домик, в котором жило несколько семей эвакуированных… Но отчетливой памяти об этом у меня нет. А вот приезд, возвращение в Москву в декабре 43-го я запомнила хорошо – сам этот день. Мы чуть ли не десять суток ехали из Ашхабада в пассажирском поезде. Приехали ранним декабрьским утром к бабушке в Лосинку, где жили до войны. Это давно уже район Москвы, а тогда был еще пригород. И эта картинка – голубой утренний снег, который я увидела по существу впервые, осталась очень отчетливым пятном в моей памяти. По скрипучему снегу дошли до избушки, где на крыльце стояла бабушка и плакала. Я даже помню, как говорила: «Бабушка, что ты плачешь, мы же вернулись!»

http://pravmir.ru/etnolingvist-svetlana-...

Разделы портала «Азбука веры» Очень давно интересуюсь этой темой. Я атеист, но к верующим отношусь абсолютно лояльно и уважительно. Хочется просто узнать чем вы для себя или для окружающих доказываете существование Бога и подискутировать на эту тему. Похожие вопросы 6 Ответов Спасибо за лояльность! Вера это внутренее состояние, она натыкается на мир, но тем не менее, она сильнее мира, и она выходит за границы мира, вызывая трудности. Вера сложна тем, что трудно фрагментируется, отчего те, у кого она есть знают о вере, но не видят нужным её раскладывать по словам и фразам. Только вызовы от мира требуют давать ответы об основах нашего верования. Вот что наблюдаю я, и что могу пояснить  имея скудный на то ум. 1. Всё, что есть видимого и невидимого в мире опирается на чёткие законы. Сами законы имеют особые соотношения, и даже константы, обуславливающие то состояние мира, который наблюдаем. Изменение некоторых физических констант на 5–10% лишает стабильности вселенную, попросту лишает её возможности к существованию. Разумное состояние констант не даёт шанса для случайности, даже если предположить крайне малую случайность. Математически, минимальная вероятность одного события, говорит о неслучайности обратного события. Либо, событие имеет сумму всех шансов. Например, в системе x+y=1, x — Бог всё создал, y — случайность зарождения особой вселенной, 1 — факт вселенной и жизни. Когда случайность самостоятельного зарождения вселенной с нужными константами близка к (именно так и просчитали), а факт вселенной и жизни имеется, то уравнение оставляет одну причину — Бога. Если мир материи подчиняется законам, то Кто-то их установил, и мир вынужденно подчиняется своими действиями на эти правила. Мы можем наблюдать движение электрички по путям, но кто-то создал условия и правила её движения. 2. Нравственность, как доказательство Бога и факта творения. Человек судит о себе и о других по некоему стандарту, желая того, чтоб каждый соответствовал идеалу. Но все мы знаем, что идеала нет. Тогда откуда это “опция”, Кто заложил это в людях.

http://azbyka.ru/vopros/mozhete-li-vy-do...

Часть 1. Неслучайные случайности Мы не видим и не осознаём Божией заботы о нас, как и вынашиваемый мамой малыш не представляет, что вся его жизнь – от матери, ибо сам он – в ее лоне. Еще не родившемуся малышу и в голову не придет, что со временем он появится на белый свет и увидит родную маму. Так и нас вынашивает Бог, Он нянчится с нами всю жизнь, как мать нянчится с капризным ребенком, и Он очень ждет, что мы, духовно созрев за время земной жизни, перейдем к истинной жизни и увидим Его. Иногда Господь проявляет Себя очевидно и явно, а иногда – таинственно и для мелкого ума человека непостижимо. В том и другом случае человек еще здесь, на земле, прозревает Божие присутствие. Явное вмешательство – всем известное обращение ко Христу гонителя Савла. Яростный враг Христа, одобрявший убиение Стефана Первомученика , ставил целью искоренить едва зародившуюся веру Христову. Не удовлетворившись жесткой зачисткой в пределах Иудеи, он направился в Дамаск с заверительными письмами, позволявшими хватать христиан. Неожиданно с неба его осиял свет – ибо «Бог есть Свет» (1 Ин. 1: 5), – и раздался голос: «Савл, Савл… Я Иисус, Которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9: 4–5). Непосредственное вмешательство Божие соделало Савла искренним учеником Спасителя, первоверховным апостолом Павлом . Но явное чудо дается не всем. Господь участвует в нашей жизни, сплетая нить вроде бы естественных событий самым непредсказуемым для нас образом. Очень близкий мне диакон Вадим, занимаясь социальным служением, как-то пересекся с пожилой женщиной Валентиной Кронидовной. На тот момент ей было 76 лет. Она являлась ветераном войны, имела орден за то, что после бомбежки спасла из-под завалов какого-то высокопоставленного человека, о чем сохранилась заметка в газете от тех давних лет, где говорилось, что ее наградил сам Сталин. Валентина чем-то болела, отец Вадим предложил ей исповедоваться и причаститься, сказал, что рядом храм, и пытался напомнить: «Вы же ветеран войны, в окопах-то неверующих нет», но Валентина Кронидовна засмеялась и решительно ответила: «Молодой человек, не морочьте мне голову, никакого Бога нет. Я ветеран войны, прошла войну без каких-либо ранений, пережила голод в Ленинграде … И что вы мне об этом можете рассказать? Мне ничего не надо». Еще Валентина добавила, что ее удивляет, как люди вообще идут причащаться, почему у них нет брезгливости вкушать «с одной ложки».

http://pravoslavie.ru/97263.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010