А.А. Половцов Дерябин, Андрей Федорович Дерябин , Андрей Федорович, обер-берггауптман, директор Департамента Горных и Соляных Дел. Сын бедного священника в Гороблагодатском округе Пермской губ., Д. родился в 1770 г., первоначальное воспитание получил в доме отца, затем был отдан в Тобольскую семинарию, где выдающимися способностями успел обратить на себя внимание епархиального начальства. Однако духовное образование и предстоявшая ему скромная карьера приходского священника где-нибудь в глуши его родной губернии мало привлекали молодого Д., а пытливый ум и обнаружившееся еще в детстве влечение к изучению природы заставляли его стремиться в столицу, в какое-нибудь высшее светское учебное заведение, где бы можно было найти удовлетворение своим склонностям. Ни слезы отца, ни настойчивые убеждения епархиального архиерея не могли заставить его отказаться от принятого решения, и, по окончании семинарии, молодой Д. с трудом пробирается в Петербург и пытается поступить в Медико-хирургическую академию. Получив отказ за неимением вакансий, он в 1778 г. поступает в Высшее горное училище (впоследствии Горный кадетский корпус, ныне Горный институт), которое блестяще оканчивает, и немедленно получает место на Нерчинских горных заводах. Как способный и подающий надежды горный инженер, Д. после непродолжительной службы на заводах, в числе немногих других был послан по рекомендации начальника Нерчинских заводов за границу для обозрения английских, французских и немецких горных заводов и фабрик и для изучения там горного дела. Не ограничиваясь исполнением возложенной на него задачи, он основательно ознакомился с геологией Западной Европы и во время пребывания за границей собрал богатую коллекцию минералов и полезных ископаемых, которую позднее, в 1801 г. пожертвовал в минералогический кабинет Горного корпуса. В 1798 году он возвратился на родину и был назначен членом Берг-Коллегии, а в 1800 г. в чине берг-гауптмана – управляющим экспедицией и конторой разделения золота от серебра. Пользуясь громкой известностью образованного техника и администратора, Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Забайкальская епархия Забайкальская епархия . I. Исторический очерк . – Со времени присоединения к России, Забайкалье входило в состав единственной епархии сибирской – Тобольской. С 1727 г., когда учреждена была Иркутская епархия, оно вошло в состав этой последней, и с 1861 г. числилось в составе учрежденного в этом году Селенгинского викариатства. Самостоятельная «Забайкальская» епархия учреждена 28 января 1894 г., с кафедрою в г. Чите. При учреждении, в епархии было менее 200 церквей («З. Е. В.» 1900 г. 19). Инициатива учреждения самостоятельной Забайкальской епархии принадлежит бывшему в 1885 г. в г. Иркутске Собору сибирских преосвященных. Первым епископом «Забайкальским и Нерчинским» был преосвященный Георгий (Георгий Поликарпович Орлов), сын диакона Пензенской епархии, который – по окончании Томской семинарии в 1860 г. был с 1861 г. священником; овдовев, поступил в 1870 году в Московскую дух. академию, по окончании которой был учителем Томской семинарии, в 1881 г. назначен инспектором Благовещенской семинарии, с 1883 г. был в сане протоиерея; в 1885 г. назначен ректором Благовещенской семинарии; 6 апреля 1889 г. принял монашество, с возведением в архимандрита, 24 января 1893 г. хиротонисан во епископа Селенгинского; 27 сентября 1898 г. переведен в Тамбов, с 1902 г. святительствует в Астрахани. Ныне святительствует в Чите преосвященный Мефодий (Маврикий Герасимов), уроженец Томской епархии; по окончании семинарского курса в Томске в 1878 г. он поступил в Казанскую дух. академию; из академии вышел по болезни с званием действительного студента; в конце 1882 г. был принят в Алтайскую миссию, здесь в 1885 г. принял монашество и 22 декабря рукоположен в иеромонаха, с назначением заведующим Алтайским катехизаторским училищем; в 1892 г. удостоен степени кандидата богословия, в 1893 г. возведен в сан архимандрита и назначен начальником Алтайской миссии; 2 июня 1894 г. хиротонисан во епископа Бийского и 24 декабря 1898 г. назначен епископом Забайкальским. Огромные расстояния между жилыми местами, необеспеченность духовенства и отсутствие среди него лиц с высшим богословским образованием, наличность язычников-дикарей, и рядом с этим, нахлынувшая в самое последнее время волна культуры, имеющей своим богом мамону, – все это придает Забайкальской епархии совершенно необычный среди других, исконно-русских епархий, облик.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Сортировать по Исключить новости “Добро пожаловать в каторжный край”. Архиепископ Аксий (Лобов) — о Сахалине, смирении и главной проблеме епархии Отличаются ли островитяне от жителей материка и чем можно удивить епископа, служившего в Сибири 22 октября, 2019 Отличаются ли островитяне от жителей материка и чем можно удивить епископа, служившего в Сибири Вернулся в келью, увидел смс: «Ой владыка, вас на Сахалин». Что чувствует епископ, когда его внезапно отправляют на край земли, чем отличаются жители “каторжного края”, какие проблемы предстоит решать?  Что делал будущий епископ, когда ровесники дразнили его “попом” и как отреагировали родители на решение стать монахом — рассказывает архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Аксий (Лобов). —Жить в центре Москвы с видом на Васильевский спуск – это прекрасно, а уехать на край земли скорее страшно. Насколько назначение в Забайкалье было для вас неожиданностью, трагедией? —Меня пригласили на собеседование с управляющим делами, тогда этот пост занимал митрополит Варсонофий (Судаков). Он спросил: «Поедешь в Сибирь?» А я ответил: «Конечно!» Понимаете, никакая это не моя заслуга, скорее природная черта: сказали, надо ехать. Ну зачем мне отказываться? Конечно, поеду. В Нерчинской епархии двадцать четыре района на площади в 321 тысячу км². Там живут другие, чем в центральной России, люди. Не говорю, что хуже или лучше, просто другие. Особенность сибиряков в том, что они сначала присматриваются к тому, кто к ним приехал. А можно ли с тобой на медведя? Думаю, такой вопрос они себе тоже задают. Я обнаружил, что религиозная жизнь, особенно в отдаленных районах, недостаточно развита. Не поверите, до сих пор там крестят взрослых людей, причем многих в преклонном возрасте. Для центральных регионов России это уже редкость. Помню крестил, — надеюсь, они еще живы, — стареньких родителей одного прихожанина. Оба плохо передвигались. Муж перенес инсульт, жена ослепла. Я крестил этих людей, вместе проживших больше 50 лет, в маленькой  квартирке. Во всем они были вместе. И в этом было что-то невероятно светлое и радостное.

http://pravmir.ru/dobro-pozhalovat-v-kat...

Рубрики ЯКУТИЯ: ТОЛЬКО ФАКТЫ 5 мин., 01.01.2008 Поделиться Более 3 миллионов квадратных километров — такова территория Якутской епархии, едва ли не самой большой в мире. Огромная часть ее лежит за Полярным кругом или находится в зоне вечной мерзлоты. Здесь начинались полярные экспедиции, здесь открывали месторождения руд и алмазов, здесь прославились великие христианские миссионеры. Три столетия назад якуты, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи и другие народы Севера стали исповедовать Христа. В наши дни православная вера разгорается здесь с новой силой. Республика Саха (Якутия) занимает площадь в 3 млн 103,2 тыс. квадратных километров — то есть примерно шесть Франций или тринадцать Великобританий. Якутия лежит в трех часовых поясах. Республика Саха — демократическое, правовое государство в составе Российской Федерации. Государственные языки — якутский и русский, а эвенкийский, эвенский, юкагирский, долганский и чукотский имеют статус местных официальных языков. 601 из 676 населенных пунктов Якутии — сельские, однако 65% якутян проживают в городах и рабочих посёлках, из них 25% — в столице. В улусах, расположенных в самых экстремальных природно-климатических условиях, плотность населения — всего 0,01-0,08 человека на один квадратный километр. Этнический состав населения, по данным переписи 2002 года: 45,5% — саха (якуты), 41,1% — русские, 3,6% — украинцы, 1,9% — эвенки, 1,2% — эвены, 1,1% — татары, 0,7% — буряты. Более 2/5 территории республики находится за Северным полярным кругом. Почти вся материковая территория Якутии — зона сплошной вечной мерзлоты с резкоконтинентальным климатом. Температура воздуха летом достигает +40°С, а зимой –50°. В районе Оймякона, где находится полюс холода в Северном полушарии, температура опускается до –70°С. В нынешнем году Якутия отмечает 375-летие присоединения к Российскому государству. Датой вхождения Якутии в состав России считается 1632 год, когда енисейский казачий сотник Петр Бекетов основал на правом берегу реки Лены острог, из которого впоследствии вырос Якутск. В городе есть маленькая улочка, названная в честь Бекетова. Им были также основаны города Жиганск, Чита, Нерчинск, открыты серебряные месторождения на Нерчи.

http://foma.ru/yakutiya-tolko-faktyi.htm...

Сортировать по Исключить новости Паника растет, люди друг друга пугают, скупают баллоны с питьевой водой, консервы Наводнение в Забайкалье: 11-12 июля ожидаются новые дожди, о том, кто и как помогает населению — рассказ с места событий 10 июля, 2018 Наводнение в Забайкалье: 11-12 июля ожидаются новые дожди, о том, кто и как помогает населению — рассказ с места событий «Ситуация двоякая: домой вернуться невозможно, потому что там ни спать, ничего нельзя – все мокрое, и в то же время оставить дом нельзя, уже выявлялись случаи мародёрства. Люди спасаются у своих родственников, спят на улице, в машинах. Помогают друг другу и рассчитывают на свои силы и на добрых людей, властям особого доверия нет», — как епархия помогает потерпевшим при наводнении в Забайкалье, и чего ждать людям. Проливные дожди с 4 июля идут в Забайкальском крае, 7-8 июля они привели к резкому подъему воды в реках, синоптики объявили штормовое предупреждение. К вечеру 8 июля разлившаяся река Кия уничтожила все автомобильные мосты в небольшом 12-тысячном городе Шилка. За сутки в районе затопило 560 домов, несколько были разрушены. Около 2000 человек были эвакуированы, часть жителей отказались покидать свои дома. Информации о погибших во время наводнения нет. Самая сложная ситуация в Шилкинском районе,  также затоплены дома в Читинском, Карымском, Нерчинском и Тунгокоченском районах. «Ничего мы не спасли, только компьютер наверх забросили» «Всё произошло очень-очень быстро. Как увидела, что по улице вода пошла — я залезла в подполье картошку выбирать. Муж одёрнул. […] Вода моментально наполнила, и скоро крышки от подполья всплыли. Ничего мы не спасли, только компьютер наверх забросили», — рассказала  жительница Шилки журналистам. В группе Читы в социальных сетях местные жители делятся информацией и предлагают помощь пострадавшим. «О потопе никто не предупредил, затопило весь огород и дом за 10 минут. Сидели на крыше, вода везде. Позвонили в МЧС, ответа нет. В 4 утра написала в Регион-75 ( группа города в социальных сетях ). Оттуда и прибыла помощь, на лодке с мотором нас эвакуировали! Спасибо вам огромное», — пишет в группе Анастасия Гуддасарова

http://pravmir.ru/panika-rastet-lyudi-dr...

Никодим (Преображенский Николай Иванович), еп. Забайкальский и Нерчинский Родился в 1856 году в семье священника Калужской епархии. Первоначальное образование получил в доме родителей. В 1879 году окончил Калужскую духовную семинарию и постуил в Московскую духовную академию. 7  ноября 1882 года пострижен в монашество, а 6 декабря рукоположен во иеродиакона. I мая 1883 года рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия и 27 августа был назначен смотрителем Коломенского училища· 28 янв.1885 года – смотритель Звенигородского училища. 4 мая 1888 года – инспектор Томской духовной семинарии. 14 авг.1889 года – ректор Иркутской духовной семинарии. 8  сент. того же года возведен в сан архимандрита. 10 мая 1893 года хиротонисан во епископа Киренского, вик. Иркутской епархии. Хиротония состоялась в Вознесенском монастыре г.Иркутска. С 14 окт.1896 года – епископ Якутский и Вилюйский. С 27 сент.1898 года – епископ Забайкальский и Нерчинский. 24 дек.1893 года уволен на покой в Мещовский монастырь Калужской епархии. Скончался в 1905 году. Литература: «Церк. Вед.” 1893, 36, стр.285. -“- 1896, 43, стр.389. -“- 41, стр.379.· -“- «Приб. к “ЦБ” 1894, I, стр.20–22. -“- 1897, 14, стр.534. -“- 50,стр.1966. Булгаков, стр.1400, 1401, 1417.· БЭС т.1, стб.955. БЭЛ m.V, стб.1032–1033. «Состав Св.Прав.Всер.Спи. и Рос.Церк.Иерархии на 1905 год», стр.258. «Списки архиереев Иерархии Зсерос.» СПБ, 1896, 544, стр.83. Никодим(Ротов Борис Георгиевич), митр.Ленинградский и Ладожский Родился в 1929 году в д.Фролово, Кораблинского района Рязанской области. По окончании средней школы поступил в Рязанский педагогический институт. В 1947 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. 20 ноября 1949 года рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем церкви Рождества Христова в с.Давыдове, Ярославской области. С 7 авг.1950г. – настоятель Димитровского храма в г.Угличе и благочинный округа. В 1950 году поступил на заочный сектор Ленинградской духовной семинарии, по окончании семинарии поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1955 году со степенью кандидата богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Читинская епархия Дата создания: 1894 г. Описание: Входит в состав Забайкальской митрополии Важнейшим этапом распространения христианства на восток от Урала стало создание в 1620-1621 гг. в Тобольске первой Сибирской епархии, в состав которой входило Забайкалье. Православие в Забайкалье появилось вместе с отрядами казаков в начале XVII в. при присоединении Сибири к Российскому государству. Первым опорным пунктом при продвижении русских на восток стал Баргузинский острог, основанный русскими казаками и землепроходцами на севере Байкала в 1648 г. Задачей первой в истории Сибири духовной миссии (1681 г.) было распространение христианства среди местного населения. В это время были основаны Свято-Троицкий Селенгинский и Спасо-Преображенский Посольский монастыри. Последнему отводилась роль официального религиозного центра на недавно присоединенной к Российскому государству территории. В декабре 1706 г. была учреждена Иркутская епархия как викариатство Тобольской митрополии, а с января 1727 г. Иркутская епархия становится самостоятельной и включает в себя практически всю территорию Восточной Сибири. С XVIII в. Забайкалье стало входить в ведение Иркутской и Нерчинской епархии. Указом императора Николая I от 11 июля 1851 г. была учреждена Забайкальская область. Чита была возведена в степень областного города, а Троицкосавск, Кяхта и Усть-Кяхта составили особое градоначальство. В 1862 г. учреждаются Селенгинское викариатство Иркутско-Нерчинской епархии и Забайкальская духовная миссия с церковно-административным центром при Посольском Спасо-Преображенском монастыре. Первым епископом Селенгинским был назначен Вениамин (Благонравов) (1862-1868), вторым — Мартиниан (Муратовский) (1869-1877), третьим — епископ Мелетий (Якимов) (1878-1889). В 1880 г. кафедра епископа Селенгинского была перенесена в Читу. Четвертым епископом стал Макарий (Дарский) (1890-1892), пятым — Георгий (Орлов) (1892-1894). Забайкальская епархия появилась благодаря стараниям епископа Селенгинского Мелетия (Якимова).

http://patriarchia.ru/db/text/31550.html

Вениамин II, архиепископ Иркутский и Нерчинский (Благонравов Василий Антонович) Родился в 1825 году в Тамбовской губернии в семье священника. В 1846 году окончил курс Тамбовской духовной семинарии и поступил студентом в Казанскую духовную академию. 27 августа 1849 года (на последнем курсе академии) пострижен в монашество, а 9 октября того же года рукоположен во иеродиакона. В 1850 году окончил академию со степенью магистра, 31 октября определен бакалавром той же академии на кафедру церковной истории и 20 ноября рукоположен во иеромонаха. С 1852 года – помощник инспектора Казанской духовной академии. 28 ноября 1856 года возведен в сан архимандрита. С 21 апреля 1857 года – профессор Казанской духовной академии. 21 января 1858 года назначен инспектором той же академии. С 22 апреля 1858 года – ректор вновь открытой Томской духовной семинарии. С 23 августа 1861 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богородицкого Игрицкого монастыря. 20 мая 1862 года хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, и назначен начальником Забайкальской духовной миссии. 4 июня 1868 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. С 18 марта 1868 года – епископ Камчатский. С 31 марта 1873 года – епископ Иркутский. 16 апреля 1878 года возведен в сан архиепископа. 30 августа 1887 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В конце 1890 года избран почетным членом Московской духовной академии. Скончался 2 февраля 1892 года. Погребен в Иркутском кафедральном соборе. По отзыву историка Казанской духовной академии профессора Знаменского, архиепископ Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины. Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его «махиной в 1001 лист», находя в нем сходство с арабскими сказками «Тысячи и одной ночи». В его лекциях не было ни строгой научной системы, ни логического порядка, а все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов, на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии, смирении и т. п. Общий взгляд архиепископа Вениамина на науку выражался словами, которые он часто говорил студентам: «Что вы, господа, все хотите рассудком исследовать? В примраке-то лучше и спокойнее...» Очевидно, этими словами он хотел предупредить студентов, что не все в мире может быть познано рассудочным путем, и там, где тайна непостижима для разума, небезопасно освещать вопрос по своему личному разумению.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Софроний, святитель, епископ Иркутский и Нерчинский (Кристалевский Стефан Назарьевич) † 1771, память 30 марта/12 апреля, 30 июня/13 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых Родился 25 декабря 1703 года в Малороссии, в Черниговском полку. Отец его, Назарий Фёдоров, был «посполитый человек» (то есть простолюдин, крестьянин; в данном случае – служивый крестьянского происхождения). Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. Образование получил в Переяславской семинарии, затем поступил в Киевскую духовную академию. Получив духовное образование, Стефан поступил послушником в Красногорский Преображенский монастырь (позднее переименован в Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь) Золотоношского уезда (Переяславская епархия). 23 апреля 1730 года пострижен в монашество с именем Софроний, в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (память 11/24 марта), В 1732 году в Киеве в Софийском соборе Софроний был рукоположен во иеродиакона, а потом – иеромонаха. О последующем периоде жизни святого Софрония в его послужном списке говорится следующее: «после посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Переяславской епархии Преосвященного Арсения Берлова в дом его архиерейский, в котором был экономом восемь лет по взятии в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы в 1735 году послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года». Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Петербурге на него обратили особое внимание в Синоде. Когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель, год спустя его назначили казначеем, а в 1746 году он был утверждён в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Забайкальские епархиальные ведомости , журнал, официальный печатный орган Забайкальской епархии (недейств.) Первоначально события Забайкальской епархии освещали " Иркутские епархиальные ведомости " , но забайкальские материалы занимали в них второе место, кроме того, в силу больших расстояний, они становились неактуальными и как следствие - неинтересными забайкальскому читателю. Преосвященный Мефодий , епископ Забайкальский и Нерчинский, в 1899 году обратился в Святейший Синод, ходатайствуя о разрешении издания " Забайкальских епархиальных ведомостей " . Разрешение было получено и первый номер журнала вышел в Чите в январе 1900 года. В нем были определены задачи нового издания: " «Забайкальские епархиальные ведомости» как и вообще ведомости других епархий Российской империи, имеют своею задачей не только познакомить духовенство епархии с распоряжениями и мероприятиями высших органов духовного управления и местных епархиальных учреждений, а также с внешней церковной и внутренней религиозно-нравственной стороной епархии, но и по возможности, содействовать развитию этих сторон через указание здравых приемов, выработанных церковной практикой. Исходя из своего назначения епархиальных ведомостей, последние не только должны служить ясным и светлым зерцалом текущей жизни духовенства во всех ее деталях, но и предлагать средства к прогрессивному развитию епархии, иначе говоря, «Забайкальские епархиальные ведомости» будут совмещать в себе две части - официальную и неофициальную... Дай, Господи, чтобы благодать Божия немощное врачующая и оскудевающее восполняющая, была неотступным спутником всех принимающих участие в издании настоящего духовного органа, дабы он мог послужить во славу святой Церкви " . Журнал выходил 2 раза в месяц. Часто 2, 3 или 4 номера публиковались одним выпуском, в 1905 - 1906 годах вышло по 21 номеру, в 1908 году - 22, в 1919 - 20 номеров.

http://drevo-info.ru/articles/21540.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010