[Византиец; греч. Νεφυτος] (нач. XIX в., Стамбул - 1880, там же), митр. Тырновский (1840-1846, 1848-1858), затем Фессалоникийский (1858-1874). О биографии Н. до избрания Тырновским митрополитом известно лишь, что он занимал пост великого протосинкелла К-польской Патриархии и был ректором семинарии на Патмосе. В лит-ре иногда указываются сведения о том, что на момент избрания ему было 25 лет. После отстранения от кафедры митр. Тырновского Панарета Н. в апр. 1840 г. был избран митрополитом Тырновским и в июле того же года прибыл в г. Тырново (ныне Велико-Тырново). Отставка митр. Панарета была вызвана стремлением группы болгар поставить Тырновским митрополитом архим. Неофита (Бозвели) , но их кандидат впосл. оказался в тюрьме. Болгары отнеслись очень враждебно к новому митрополиту-греку. Н. стал преследовать активных болг. священнослужителей, в к-рых видел потенциальных кандидатов на митрополичий престол, и запрещать богослужения на слав. языке. Однако в церковных документах митрополии периода управления Н. впервые появляются слав. записи; болг. училище в Тырново продолжало работать, к тому же имя Н. упоминается среди оказавших помощь в издании Восьмигласника на церковнослав. языке в К-польской патриаршей типографии в 1843 г. ( Тютюнджиев. 2007). Продолжая бороться за церковную автономию, болгары часто отправляли жалобы в Стамбул, обвиняя Н. прежде всего в финансовых поборах. В мае 1846 г. они передали жалобу султану Абдул-Меджиду I, и в июле новым митрополитом стал Афанасий, а Н. отозвали в Стамбул. Но через 2 года митр. Афанасий внезапно скончался, и 29 авг. 1848 г. Н. вновь занял Тырновскую кафедру. Настроенных против него болгар он попытался расположить к себе назначением их кандидатов на ряд церковных должностей: в июне 1850 г. Н. утвердил викарным епископом Аксиопольским протосинкелла Илариона (Иванова ; впосл. митрополит Кюстендилский), а в 1852/53 г. одобрил хиротонию во еп. Врачанского Дорофея (Спасова ; впосл. митрополит Софийский). Но болгары продолжали против него бороться. В 1854 г. его вызывали на суд в Стамбул, где он смог оправдаться, а выдвигавших против него обвинения болгар посадили в тюрьму. В марте 1857 г. он уехал из Тырново и 26 янв. 1858 г. был назначен митрополитом Фессалоникийским. Принимал участие в Патриаршем Соборе, проходившем в Стамбуле с окт. 1858 до февр. 1860 г. В 1859 г. он согласился совершить хиротонию во епископа Полянского болгарина Парфения (Тризловского) , т. к. болгары в случае отказа поставить на эту кафедру епископа-болгарина обещали заключить с Ватиканом унию. Но когда еп. Парфений развернул активную деятельность по введению в богослужение славянского языка и открытию болг. училищ, в 1861 г. Н. вызвал его к себе и предал суду К-польской Патриархии (еп. Парфений был освобожден в 1863). Н. оставался на Фессалоникийской кафедре до 1874 г.

http://pravenc.ru/text/2564980.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) НЕДЗВИ исторический муж. мон-рь с церковью (50-е гг. IX в.) - памятником груз. зодчества, наиболее крупной из известных трехцерковных базилик Грузии НЕКРЕССКАЯ ЕПАРХИЯ Некресская епархия (кон. V/нач. VI в.- 1811, с 1995; с 17 окт. 2002 по 2009 - Некресско-Эретская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Некреси НЕКТАРИЙ [Пелопидис (в научной лит-ре иногда Полиподис), Критянин (1601/02 - 1676), патриарх Иерусалимский (7 апр. 1661 - 19 янв. 1669), выдающийся церковный деятель, писатель НЕОКЕСАРИЯ [ныне Никсар, Турция], город в М. Азии в исторической обл. Понт, древняя митрополия К-польской Православной Церкви НЕОФИТ Неофит [ас-Сакизи (Хиосец), ар-Руми (Грек)] (1-я четв. XVII в. - 1685), патриарх Антиохийский (нояб. 1672-1681) НЕОФИТ [Метаксас] (1762-1861), митр. Афинский (в 1824-1825 местоблюститель Афинской митрополии; в 1833-1850 епископ; с 1850 митрополит), 1-й предстоятель автокефальной Элладской Православной Церкви НЕОФИТ [Византиец] (нач. XIX в. - 1880), митр. Тырновский (1840-1846, 1848-1858), затем Фессалоникийский (1858-1874) НЕОФИТ (Бенин Никола Поппетров; 1793-1881), архим., игум. Рильского монастыря в 1860-1864 гг., переводчик, писатель НЕОФИТ [Бозвели, Хиландарский] (Петров; ок. 1785 - 1848), архим., болг. церковный деятель и просветитель НЕОФИТ (Скрибан Николае; 1808-1884), еп. Арджешский (1862 - 11 мая 1865, 1868-1873) Унгро-Влахийской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (до 1865 в юрисдикции К-польского Патриархата) НЕОФИТ I КРИТЯНИН [Кретянул] (ок. 1690 - 1753), митр. Унгро-Влахийский, предстоятель Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата НЕОФИТ ЗАТВОРНИК (ок. 1134 - † вскоре после 1214 (?)), прп. (пам. греч. 12 апр., 27 и 28 сент., пам. кипрская 24 янв.), церковный писатель, богослов, агиограф, хронист, основатель мон-ря НЕРЕЗИ муж. мон-рь во имя вмч. Пантелеимона Скопской епархии не признанной правосл. миром Македонской Православной Церкви НЕСТОР (Попович (иногда в литературе - Йованович) Никола; 1833-1884), еп. Нишский Сербской Православной Церкви НИКЕЯ [ныне Изник (Турция)], древний город в области Вифиния, митрополия Константинопольской Православной Церкви, НИКИТСКИЙ МОНАСТЫРЬ недействующий, во имя вмч. Никиты, Скопской епархии непризнанной правосл. миром Македонской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121368_45.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства НЕККАМ (1157 - 1217), англ. регулярный каноник-августинец; богослов, философ, поэт; ведущий представитель европ. христ. гуманизма XII-XIII вв. НЕКРЕССКАЯ ЕПАРХИЯ Некресская епархия (кон. V/нач. VI в.- 1811, с 1995; с 17 окт. 2002 по 2009 - Некресско-Эретская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Некреси НЕКТАРИЙ [Пелопидис (в научной лит-ре иногда Полиподис), Критянин (1601/02 - 1676), патриарх Иерусалимский (7 апр. 1661 - 19 янв. 1669), выдающийся церковный деятель, писатель НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия) «НЕМЕЦКИЕ ХРИСТИАНЕ» пронацистское церковное движение, возникшее в 30-х гг. XX в. внутри Евангелическо-лютеранской Церкви Германии НЕОКЕСАРИИСКИЙ СОБОР Поместный Собор христ. Церкви, состоявшийся в 315 г. в г. Неокесарии в Понте Полемониакском (ныне Никсар, адм. центр одноименного ильче в иле Токат, Турция) НЕОКЕСАРИЯ [ныне Никсар, Турция], город в М. Азии в исторической обл. Понт, древняя митрополия К-польской Православной Церкви НЕОСХОЛАСТИКА консервативное движение в католическом богословии, развивавшееся с 20-х гг. XIX в. до публикации энциклики «Aeterni Patris» (1879), когда решением папы Римского Льва XIII официальной программой католической интеллектуальной культуры стал томизм НЕОУНИЯ течение среди католиков восточного обряда, связанное с попытками католич. Церкви распространить в 20-30-х гг. XX в. «византийско-славянский» обряд, ориентировавшийся на богослужение Русской Церкви в синодальный период НЕОФИТ Неофит [ас-Сакизи (Хиосец), ар-Руми (Грек)] (1-я четв. XVII в. - 1685), патриарх Антиохийский (нояб. 1672-1681) НЕОФИТ [Метаксас] (1762-1861), митр. Афинский (в 1824-1825 местоблюститель Афинской митрополии; в 1833-1850 епископ; с 1850 митрополит), 1-й предстоятель автокефальной Элладской Православной Церкви НЕОФИТ [Византиец] (нач. XIX в. - 1880), митр. Тырновский (1840-1846, 1848-1858), затем Фессалоникийский (1858-1874) НЕОФИТ (Бенин Никола Поппетров; 1793-1881), архим., игум. Рильского монастыря в 1860-1864 гг., переводчик, писатель НЕОФИТ [Бозвели, Хиландарский] (Петров; ок. 1785 - 1848), архим., болг. церковный деятель и просветитель НЕОФИТ (Скрибан Николае; 1808-1884), еп. Арджешский (1862 - 11 мая 1865, 1868-1873) Унгро-Влахийской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (до 1865 в юрисдикции К-польского Патриархата) НЕОФИТ I КРИТЯНИН [Кретянул] (ок. 1690 - 1753), митр. Унгро-Влахийский, предстоятель Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата

http://pravenc.ru/rubrics/121236_177.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАБРОВСКИЕ МОНАСТЫРИ Великотырновской епархии Болгарской Православной Церкви. В честь Благовещения Пресв. Богородицы (не сохр.), находился в центре Габрова, на левом берегу р. Янтры. Основан архим. Иосифом (Сокольским) и мон. Евфросинией (Попниколовой) в 30-х гг. XIX в. В 1834-1846 гг. была построена каменная церковь, в 1836 г. для мон-ря был куплен большой участок земли. В дек. 1839 г. вышел султанский фирман о защите мон-ря от произвола местной власти. Иконостас церкви выполнен Антоном Станишевым, позолочен в 1862 г. свящ. Генком Петровым из Трявны. В нач. 60-х гг. зограф из Калофера Антон Варский (Киричков) расписал храм. Насельницы мон-ря оказывали содействие участникам Апрельского восстания, во время освободительной войны в мон-ре была устроена больница для рус. солдат. В 1936 г. в обители был открыт детский дом, в 1937 г.- 1-й в Болгарии правосл. пансион для девочек; оба действовали до 1944 г. В 1954 г. в мон-ре была открыта фабрика по производству ладана. В июле-авг. 1959 г. местными властями в связи с «оформлением административного и культурного центра Габрова» мон-рь был разрушен. Монахини и фабрика переехали в габровский Сокольский мон-рь. Сокольский в честь Успения Пресв. Богородицы действующий, в наст. время проживают 3 насельницы. Расположен на р. Янтре, в местности Сокола. Основан осенью 1832 г. архим. Иосифом (Сокольским). В 1833 г. мон-рь получил султанский фирман. 15 авг. 1834 г. митр. Тырновским Иларионом Синаитом была освящена 1-купольная церковь мон-ря (13×8,30 м) с открытым притвором. В 1862 г. был сделан иконостас и частично расписаны стены Павлом и Николаем Поповичами из Шипки. В 1835 г. при мон-ре открылось уч-ще, в к-ром преподавали иером. Иерофей и диак. Иларион, иером. Неофит (Бозвели) . В 50-60-х гг. при мон-ре формировались болг. повстанческие отряды, во время освободительной войны квартировали рус. военные части. В 1918 г. при пожаре сгорело сев. крыло, в к-ром находился архив. В 1924 г. мон-рь был обращен в женский, в том же году пожар уничтожил зап. крыло. В нач. 40-х гг. мон-рь вновь стал мужским, но после переезда сюда в 1959 г. насельниц габровской Благовещенской обители - женским. В 1980-1982 гг. мон-рь был реконструирован. С 1959 по 1990 г. на территории мон-ря находилась фабрика по производству ладана. Лит.: Стоянов Тр. Габровски Соколски ман-р. Габрово, 1939; Христов Хр. Габровските ман-ри през Възраждането//ИП. 1983. Кн. 1. С. 76-89; Темелски Хр. С динамит срещу светата обител//ДК. 1991. Кн. 7. С. 10-20. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161213.html

Первая программа болгарского церковного возрождения была оформлена в 1844 г. Тогда два болгарских иеромонаха Неофит Бозвели и Иларион Стоянов подготовили и подали султанскому правительству меморандум. В нем содержались требования: назначать в болгарские земли епископов из числа этнических болгар, установить для епископов фиксированное содержание (чтобы пресечь поборы с местного населения), избирать епископов с участием народа, построить в Константинополе храм для болгар и назначить для служения в нем болгарского епископа, не препятствовать изданию книг и периодических изданий на болгарском языке . Эта программа, как мы видим, не содержала требования возродить независимую Болгарскую Церковь. Речь шла лишь о своеобразной болгарской «культурно-национальной автономии» в рамках Константинопольского патриархата. Однако принятие этой программы де-факто означало бы признание существования болгарской нации и ее особых прав. Константинопольская патриархия выступила против этого проекта. Более того, без согласования с правительством патриархия выслала авторов меморандума на Афонский полуостров, где в 1848 г. Неофит Бозвели скончался . Несмотря на ссылку двух активистов, болгарское церковно-национальное движение продолжало развиваться. В 1849 г. болгарским купцам удалось добиться у султана разрешения на создание в Константинополе болгарского храма. Уже в октябре 1849 г. в столице была освящена болгарская часовня в честь святого князя Стефана. Здесь разрешалось совершать богослужение на славянском языке и произносить проповеди на болгарском. Этот храм стал одним из главных центров болгарского национального движения в Османской империи . Таким образом, к 1850-м гг. оформилось движение болгар за церковное возрождение. На этом раннем этапе движение декларировало довольно умеренную программу, ограничиваясь лишь требованием назначать на епископские кафедры этнических болгар и не препятствовать свободному культурному развитию болгарского народа. Идея выхода из состава Константинопольского патриархата тогда еще не озвучивалась. Однако Константинопольская патриархия не поддержала даже эту умеренную программу, потому в последующие годы церковный конфликт между греками и болгарами постоянно усиливался.

http://bogoslov.ru/article/6176739

Лишённый политической и церковной независимости, болгарский народ всё более и более утрачивал своё национальное сознание, забывал своё прошлое и был забыт почти всеми, даже единоплеменными народами. Русский монастырь на Шипке в Болгарии Глава II. Возрождение болгарского народа Начало болгарского возрождения. – Народные будители. – Школьно-просветительное движение. – Начало недовольства греческими архиереями. – Греко-болгарская распря. – Реформы турецкого правительства, давшие болгарам возможность заявить о своих народно-церковных правах. – Борцы за церковную независимость: Неофит Бозвели в Иларион Макариопольский. – Жалобы на греческих архиереев пред патриархом и турецким правительством. – Открытый разрыв болгар с патриархом. – Попытки к примирению болгар с патриархией. – Учреждение болгарской экзархии. – Избрание первого экзарха в «схизма». Всеми забытые и по городам совсем эллинизованные, болгары всё же остались верны своей народности в массе простого, сельского населения, и то благодаря, главным образом, своему низшему духовенству и своим монастырям, особенно Рыльскому, Зографскому и Хилендарскому, оставшимся недоступными греческому влиянию. Из монастырей же вышли первые будители народного самосознания. Ещё в 1762 г. хилендарский монах Паисий (род. около 1720 г. в самоковской епархии) написал «Историю славяно-болгарску о народах и о царех и о святых болгарских». Паисиева история заставила многих болгар вспомнить о лучшем своём прошлом и сознательно отнестись к печальной современности, под фанариотским игом. О. Паисий обошёл со своей книжкой всю Болгарию, давая читать и списывать свою историю, пока греческое духовенство не заставило Паисия прекратить такие путешествия, когда он пришёл в г. Котел (1765 г.) Здесь о. Паисий встретил священника Стойко Владиславова. Последний не только переписал Паисиеву историю, но оказался продолжателем Паисиева патриотического дела. Двадцать лет учительствовал Стойко в родном городе и в то же время, как священник, а после и как епископ, до конца своей многострадальной жизни трудился над возрождением народа, поучая его на родном языке и обогатив его первыми болгарскими книгами. Тому же народно-просветительному делу служили и те многочисленные рыльские, зографские и хилендарские монахи, которые в качестве таксидиотов, духовников, были рассеяны по разным болгарским городам. Они шли и читали в церквах на славянском языке, нередко открывали в своих подворьях школы. Эти школы и школы при церквах под руководством священников, называвшиеся обыкновенно кельями, были хранителями славяно-болгарской грамотности, давали народу хотя и малограмотных, но преданных народным интересам пастырей и учителей, и не позволяли простому народу утратить национальное чувство.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

НЕОФИТ Порфирьевич Любимов (1846-1918), прот., сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 690-692 НЕОФИТ († 6 апр. 1558), прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых), мон., уроженец о-ва Аморгос НЕОФИТ († 8 дек. 1609), мон., был убит пиратами на о-ве Липси, прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых) НЕОФИТ (Осипов Николай Александрович; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 692-694 694-695 НЕОФИТ Неофит [ас-Сакизи (Хиосец), ар-Руми (Грек)] (1-я четв. XVII в. - 1685), патриарх Антиохийский (нояб. 1672-1681) 695-697 697-698 НЕОФИТ [Метаксас] (1762-1861), митр. Афинский (в 1824-1825 местоблюститель Афинской митрополии; в 1833-1850 епископ; с 1850 митрополит), 1-й предстоятель автокефальной Элладской Православной Церкви 698-699 НЕОФИТ [Византиец] (нач. XIX в. - 1880), митр. Тырновский (1840-1846, 1848-1858), затем Фессалоникийский (1858-1874) 698-699 699-701 НЕОФИТ (Бенин Никола Поппетров; 1793-1881), архим., игум. Рильского монастыря в 1860-1864 гг., переводчик, писатель НЕОФИТ [Бозвели, Хиландарский] (Петров; ок. 1785 - 1848), архим., болг. церковный деятель и просветитель 701-702 702-704 704-705 705-706 706-707 НЕОФИТ (Скрибан Николае; 1808-1884), еп. Арджешский (1862 - 11 мая 1865, 1868-1873) Унгро-Влахийской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (до 1865 в юрисдикции К-польского Патриархата) 707-713 714-715 НЕОФИТ VIII (Иоаким Папаконстантину) (1832-1909), патриарх Константинопольский (27 окт. 1891 - 25 окт. 1894) 715-717 НЕОФИТ I КРИТЯНИН [Кретянул] (ок. 1690 - 1753), митр. Унгро-Влахийский, предстоятель Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата 717-720 720-722

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

Подробнее см.: Hovorun C . Ethnophyletism, Phyletism and the Pan-Orthodox Council//The Wheel. Issue 12 (Winter 2018). P. 63. Герд Л. А. Константинополь и Петербург: церковная политика России на православном Востоке (1878-1898). М., 2006. С. 34-36. История Христианской Церкви в XIX в. Том 2. Христианский Восток. СПб., 1901. С. 339-344. Hovorun Cyril . Ethnophyletism, Phyletism, and the Pan-Orthodox Council. P. 63. Стоянов И . История на българското възраждане. Велико Търново, 1999. С. 134-135. Б. Icmopiя Балкан. XVIII i XIX cmoлimmя. К., 2003. С. 417-421. Стоянов И . История на българското възраждане. С. 137-138. См. о нем: Арнаудов М . Неофит Хилендарски Бозвели: Живот, дело, епоха (1785-1848). Т. 1-2. София, 1930; Смоховска-Петрова В . Неофит Бозвели и българският църковен въпрос: Нови данни из архива на А. Чарторийски. София, 1964; Атанасов Ж . Неофит Бозвели. София, 1974. Об истории храма см.: Темелски Х. Българската светиня на Златния Рог. София, 2005. Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX веке. Опыт исторического исследования. Том I. СПб., 1904. С. 717-720, 758-782. Русский перевод документа см. в: Филиппов Т. И . Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря//Журнал Министерства Народного Просвещения. Часть CXLVII. 1870. Февраль. С. 262-263. Цит. по: Πρακτικ της Αγας και Μεγλης Συνδου της εν Κωνσταντινουπλει εν τω Πατριαρχικ Να του αγου ενδξου μεγαλομρτυρος Γεωργου του Τροπαιοφρου περ του εκκλησιαστικο βουλγαρικο ζητματος συγκροτηθεσης εν τει σωτηρω αωοβ κατ μνα Αγουστον και Σεπτμβριον. Κωνσταντινοπολις, Σ. 36. Темелски Х. Българската светиня на Златния Рог. С. 53. Жечев Т . Българският Великден, или страстите български. София, 2000. С. 88-103. Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX веке. С. 574. Русский перевод документа см. в: Филиппов Т. И . Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря//Журнал Министерства Народного Просвещения. Часть CXLVII. 1870. Февраль. С. 271-272. Филиппов Т. И . Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря//Журнал Министерства Народного Просвещения. Часть CXLVII. 1870. Февраль. С. 272.

http://bogoslov.ru/article/6176739

Болгарская Православная Церковь и болгарское Православие всегда относились ко Вселенской Патриархии с подобающей почтительностью и великодушным благородством. Так, во время греческого восстания (1821 г.) султан Махмуд II обратился к болгарским первенцам в Константинополе с предложением выбрать из среды православного духовенства болгарского происхождения кандидатов на замещение архиерейских кафедр Вселенской Патриархии и на пустующий престол Вселенского Патриарха (после того как был повешен Вселенский Патриарх Григорий). Однако князь Стефан Богориди и болгарские первенцы отнеслись к этому предложению султана отрицательно, мотивируя отказ тем, что болгары не желают оскорбить «Великую Церковь», когда она находится в трудном положении. Под нажимом турецкой власти, однако, первые три Вселенских Патриарха, после Патриарха Григория, были болгарского происхождения. Настоящая организованная борьба за восстановление Болгарской Церкви началась в Велико Терново, где греки Архиереи особо изощренно издевались над болгарами и над их человеческим достоинством. Был случай, когда им поставили в Архиереи бывшего анадольского пехливана (состязатель по турецкой борьбе), который после своей пехливанской карьеры купил себе архиерейскую должность. В 1839 г. султан Абдул Меджид издал Гюльханский Хатишериф, по которому признавалось равенство христиан и магометан перед законом. В том же году терновцы выгнали из Велико Терново греческого Митрополита-пехливана Панарета и настойчиво требовали поставления болгарина архимандрита Неофита Бозвели в Архиереи. Однако Вселенская Патриархия поставила им грека Неофита Византиоса в Митрополиты, а Неофита Бозвели назначила ему в протосинкеля, подтасовав их имена. Вселенская Патриархия туманно обещала поставлять на кафедры болгарских епархий Архиереев болгарского происхождения, но обманула ожидания болгарского народа. Велико Терновский Митрополит Неофит сослал своего протосинкеля Неофита на Афон. На Афоне Неофит Бозвели написал пламенное обращение к болгарскому народу «Мати Болгария» – плач Болгарии к своим сыновьям избавить ее от греческой напасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Недостойное поведение митр. Панарета послужило поводом для первого открытого заявления недовольства греческими архиереями и требования архиереев – из болгар. В 1840 г. жители терновской епархии, будучи не в состоянии терпеть поборов и насилий митр. Панарета, отправили в Константинополь уполномоченных с просьбой об удалении его. Деяния Панарета были известны и самому правительству. Оно заставило патриарха удалить митрополита. К этому времени возвратившийся из афонского заточения Неофит Бозвели посоветовал терновским уполномоченным просить себе архиерея – болгарина. Остановив свой выбор на самом Неофите, терновцы просили патриархию рукоположить его. Турецкое правительство ничего не имело против Неофита, и патриарх показывал вид, что не противится этому избранию, но в то же время подкупом постарался склонить терновских уполномоченных принять на епархию грека, по имени тоже Неофита. В виде уступки и Неофит Бозвели был послан в Терново в качестве протосингела при митрополите, но не мог угодить последнему и за то был сослан им на Афон. Освободившись через три года и от этого заточения, Неофит снова является в Константинополе агитатором в пользу болгарского народного духовенства, – на этот раз в сообществе с другим хилендарцем – о. Иларионом Стояновичем. Иларион, родом из г. Елены, Терновского округа (1810–1875 гг.), после обучения в местных школах, постригся в Хилендарском монастыре и продолжал своё образование на о. Андросе, в Афинах и цареградской «великой школе». Иларион был членом «андросского общества», образовавшегося около 1835–1838 гг. из болгарских учеников греческого философа Каири. Составленное по образцу греческих этерий, «андросское общество», под влиянием Каири, ярого отрицателя христианства, но непоколебимого греческого патриота, готовило из своих членов борцов против эллинизма в Болгарии. То, что Каири проповедовал о возвеличении Эллады, они приспособили к возрождению Болгарии. Греческая школа, по их собственным словам, научила их остерегаться греческого и почитать, и любить своё 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010