Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Афонский патерик ОГЛАВЛЕНИЕ Афонский патерик ОГЛАВЛЕНИЕ   Предисловие   Январь 4  января Житие и страдания святого нового преподобномученика Онуфрия Память св. преподобномучеников Ватопедских – игумена Евфимия и двенадцати иноков Жизнь святого Евстафия, архиепископа Сербского 5  января Страдание святого преподобномученика Романа 11  января Память преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, митрополита Трапезундского 13  января Житие, подвиги и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Максима Кавсокаливита 14  января Житие преподобного и богоносного отца нашего Саввы I-ro, архиепископа Сербского Предисловие Первые годы святого Саввы, до его пострижения Иноческие подвиги Саввы; пострижение отца его Начало Хиландарской обители Кончина и явление преподобного Симеона Священство и странствования преподобного Саввы Свидетельство святого Саввы Царское венчание Стефана Странствования Саввы во Святую Землю Преставление святого Саввы Уставы святого Саввы для обители Хиландарской и кельи " Типикарницы " на Карее Заключение 16  января Память преподобного Ромила, ученика святого Григория Синаита 21  января Память преподобного Неофита, Просмонария Ватопедского Житие преподобного отца нашего Максима Грека 24  января Житие преподобного Дионисия, подвизавшегося долгое время на святой горе Афонской и скончавшегося на Олимпе 30  января Страдание святого мученика Феодора 31  января Страдание святого преподобномученика Илии Ардуниса         Февраль 1  февраля Память преподобного отца нашего Василия, архиепископа Солунского 8  февраля Память преподобного отца нашего Саввы II-ro, архиепископа сербского 13  февраля Память преподобного Симеона мироточивого, ктитора Хиландаря 16  февраля Страдание святого преподобномученика Романа 23  февраля Память преподобного Дамиана Есфигменского Страдание святого преподобномученика Дамиана   Март 1  марта Память преподобного отца нашего Агапия 5  марта Страдание святого мученика Иоанна Болгарина 19  марта

http://isihazm.ru/?id=1837

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Афонский патерик Январь Афонский патерик Январь     Афонский патерик 4  января Житие и страдания святого нового преподобномученика Онуфрия Память св. преподобномучеников Ватопедских – игумена Евфимия и двенадцати иноков Жизнь святого Евстафия, архиепископа Сербского 5  января Страдание святого преподобномученика Романа 11  января Память преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, митрополита Трапезундского 13  января Житие, подвиги и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Максима Кавсокаливита 14  января Житие преподобного и богоносного отца нашего Саввы I-ro, архиепископа Сербского Предисловие Первые годы святого Саввы, до его пострижения Иноческие подвиги Саввы; пострижение отца его Начало Хиландарской обители Кончина и явление преподобного Симеона Священство и странствования преподобного Саввы Свидетельство святого Саввы Царское венчание Стефана Странствования Саввы во Святую Землю Преставление святого Саввы Уставы святого Саввы для обители Хиландарской и кельи " Типикарницы " на Карее Заключение 16  января Память преподобного Ромила, ученика святого Григория Синаита 21  января Память преподобного Неофита, Просмонария Ватопедского Житие преподобного отца нашего Максима Грека 24  января Житие преподобного Дионисия, подвизавшегося долгое время на святой горе Афонской и скончавшегося на Олимпе 30  января Страдание святого мученика Феодора 31  января Страдание святого преподобномученика Илии Ардуниса   4 ЯНВАРЯ Житие и страдания святого нового преподобномученика Место родины святого нового преподобномученика Онуфрия было селение Габрово, Терновской епархии. Он происходил от богатых христианских родителей-болгар и во св. крещении назван был Матфеем. Когда Матфей достиг возраста, способного разуметь книжное учение, тогда родители отдали его в училище, где он проходил учение с большим успехом. В это время однажды он в чем-то провинился, за что и был наказан своими родителями, но, однако, это внушительное родительское наказание породило в его юном уме мысль о мести, которая по действу вражескому клонилась к собственной его погибели.

http://isihazm.ru/1/?id=1822

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иером. Игнатий Слепой. Фотография. 1-я четв. XX в. [Игнатий Духовник; греч. Ιγντιος Αμματος, Ιγντιος Πνευματικς] (1827, Серры, ныне Серес - 25.10.1927, Афон), иером., старец (в миру Иоанн). Отец Иоанна - болгарин, мать - гречанка. В 20 лет он тайно покинул родительский дом и удалился на Афон в Катунакии к старцу иером. Неофиту Кавсокаливиту (ученику старца Хаджи-Георгия ), подвизавшемуся в каливе Успения Пресв. Богородицы. Иоанн принес с собой значительную сумму - 300 лир. Старец Игнатий, желая испытать Иоанна, сказал, что не примет его до тех пор, пока тот не раздаст все деньги бедным монахам и не принесет ему расписки этих иноков об их получении. Раздача 300 лир заняла 4 месяца: большинство монахов не хотели принимать от него денег, и Иоанн обошел весь Афон. Ему приходилось умолять иноков взять деньги, чтобы он скорее окончил свое послушание. Так он возненавидел свое богатство. Однако на этом искушение мирскими благами не закончилось. Бездетная тетка Иоанна, жившая в Серрах, завещала ему огромное состояние и отправила на Афон доверенных лиц, чтобы разыскать любимого племянника. Они описали Иоанну страдания женщины, которая не может смириться с мыслью, что ее богатства достанутся чужим людям. По совету старца Неофита Иоанн написал тетке письмо, в котором убеждал ее разделить наследство на 3 части: одну отдать нуждающимся дальним родственникам, 2-ю - сиротам и вдовам, 3-ю - церквам. Наставник И., старец Неофит, отличался большой строгостью. Как и все ученики Хаджи-Георгия, он ходил босиком, имел только один подрясник и не вкушал рыбы, яиц, сыра и масла даже на Рождество и Пасху. Вместо яиц монахи красили в красный цвет картофелины. Во время Великого поста Неофит и его ученики питались только сухарями и оливками (не больше 10 штук в день). К нему приходили для духовной беседы старцы Даниил, Герасим, Каллиник Исихаст , Христофор Трезвенник, рус. отшельник из Карулии, писатель А. Мораитидис и др. Иоанн возрастал в добродетели, во всем следуя заповедям старца. Лишь раз он ослушался наставника. Плоды олив употреблялись монахами в пищу, а оливковое масло - для лампад или раздачи бедным. Однажды к старцу Неофиту пришли бедняки, и он велел Иоанну принести оливковое масло. Тот, зная, что масло закончилось, сказал об этом старцу, и просители ушли ни с чем. Сразу после их ухода в каливу пришел неизвестный монах и передал Иоанну 500 драхм за сорокоуст. Иоанн, забыв спросить, как зовут монаха, отнес деньги старцу. Тогда Неофит послал его вдогонку узнать имя странника, но тот бесследно исчез. Старец понял, что Господь, видя их маловерие, дал им знать, что Он заботится о каждом человеке и что если бы они пошли за маслом, то нашли бы сосуды полными.

http://pravenc.ru/text/293499.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [румын. Iosif] (ок. 1750, с. Малая, совр. жудец Вылча, Румыния - 27.10.1820, Бухарест), еп. Арджешский, книжник и издатель. Родители И. в старости приняли монашеский постриг. С детских лет И. пребывал в скиту Турну, где в схиме скончалась его мать. Скорее всего именно здесь И. был пострижен в монашество. Перешел в мон-рь Козия для обучения грамоте и греч. языку. Наставником И., как предполагают, был Рафаил, известный справщик книг, печатавшихся в Рымникской типографии в сер. XVIII в. Еп. Рымникский Кесарий, рукоположив И. во диакона, приблизил его к себе в качестве помощника при печатании богослужебных книг. Преемник еп. Кесария на кафедре еп. Рымникский Филарет рукоположил И. во иерея и возвел в чин протосинкелла. И. стал игуменом мон-ря св. Димитрия в г. Крайова, бывшим в то время подворьем Рымникской епископии. В нач. 1792 г. с благословения Вселенской Патриархии был избран титулярным епископом Севастийским, 13 дек. 1793 г.- 1-м епископом основанной 18 окт. 1793 г. Арджешской епархии. Возглавлял кафедру до своей кончины. В 1809 г. экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии Гавриил (Банулеску-Бодони) назначил И. эфором монастырей Валашского княжества; в следующем году, после оставления кафедры митр. Досифеем (Филитти) , И. было поручено управлять имуществом Унгро-Влахийской митрополии. После отъезда митр. Унгро-Влахийского Игнатия из страны И. (с авг. по 16 дек. 1812) до избрания митр. Нектария был местоблюстителем митрополичьей кафедры. Скончался в мон-ре Антим (Всех святых) в Бухаресте и там же близ соборного храма был погребен. Значительна роль И. как переводчика и редактора в издании богослужебной и духовной литературы. B Сибиу вышли перевод книги греческого богослова Неофита Кавсокаливита «Избранные тексты из Псалтири» (Alegere din toat Psaltirea, 1796), Служба свт. Нифонту, патриарху К-польскому (Slujba Sfântului Nifon, 1806), с предисловием И. и др. В Буде были отпечатаны 12 Миней (12 Mineie, 1804-1805), исправленное издание Рымникской типографии 1776-1780 гг. Минеи предназначалось для приходов как в Валахии, так и в Трансильвании. В молдав. Нямецком Вознесенском монастыре были отпечатаны «Представление, или краткое изложение, Божественных догматов веры» (Artare sau adunare pre scurt a dumnezeiestilor dogme ale credinei... 1816), труд греческого богослова Афанасия Паросского, созданный с целью противодействия кальвинистской пропаганде в Трансильвании, «Слово об исхождении Пресвятого Духа...» греческого иером. Макария Макриса (Cuvînt pentru purcederea Prea Sfîntului Duh... 1816), перевод с греч. языка кн. «Краткое толкование антифонов 8 гласов» (Tîlcuirea pe scurt la antifoanele celor 8 glasuri, 1817), Новый Завет (Noul Testament, 1818) и др. Дважды издавался - в университетской типографии Пешта и в Рымнике - Октоих (Octoihul, 1811), в Бухаресте - Триодь Цветная (Penticostarul, 1820) и др.

http://pravenc.ru/text/578473.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛОНАС [греч. Καλλονς] Гавриил (1724, о-в Андрос - 8.03. 1795, Дьёндьёш, Венгрия), иером., греческий просветитель, переводчик. В 10 лет осиротел, получил начальное образование в г. Смирна. По возвращении на о-в Андрос принял постриг в монастыре в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Ок. 1748 г. К. приехал в Александрию, где был рукоположен во диакона своим дядей патриархом Александрийским Матфеем I (1746-1766). В течение 5 лет К. служил его секретарем, а затем отправился на Афон, где продолжил обучение в Афонской ДА (Афониаде) у Евгения (Булгариса) ( Ζαβρας. 1872. Σ. 249; Κριαρς. 1954. Σ. 294-295). В то же время нек-рые исследователи полагают, что К. прибыл на Афон ок. 1756 г., завершил там обучение и переехал в Александрию к патриарху Матфею только в 60-х гг. XVIII в. ( Πασχλης. 1962. Σ. 139). В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVIII в. К. преподавал в К-поле, среди его учеников были представители высшей греч. аристократии: буд. господарь Молдовы и Валахии Константин Ипсиланти и вел. драгоман Аристарх Ставраки. В дальнейшем, согласно реконструкции Э. Криараса ( Κριαρς. 1954. Σ. 296-297), К. занимался преподавательской деятельностью и окормлял греческие общины Бухареста, Вены (1783-1788), Пешта (ныне Будапешт; 1788-1790), Диосека (ныне Сладковичово, Словакия; 1790-1792) и Дьёндьёша (1793-1795). Сочинение К. «Педагогика, содержащая весьма полезные наставления и правила о том, как должно воспитывать детей» (Παιδαγωγα περιχουσα πνυ φελμους νουθεσας τε κα οον δ καννας περ το πς δε νατρφεσθαι τ παιδα) было опубликовано посмертно с посвящением господарю Молдовы и Валахии Константину Ипсиланти племянниками К.- архим. Игнатием и Георгием. Книга состоит из 3 частей: 1-я и 2-я представляют собой частичный перевод трактата 1693 г. «Мысли о воспитании» Дж. Локка (при этом перевод был сделан не с англ. издания, а с франц. версии 1695 г.: Κριαρς. 1954. Σ. 304-306); 3-я, моралистическая фантазия с приключенческим сюжетом, является переработанным переводом 1-й ч. соч. «Критикон» испанского иезуита Б. Грасиана-и-Моралеса, вышедшего в 1651 г. (перевод был осуществлен К. с франц. версии, опубликованной в 1708). В процессе перевода К. нередко адаптировал тексты к реалиям греч. действительности (Ibid. Σ. 302-303). Греч. просветитель Г. Завирас, близкий друг и сподвижник К., сообщает, что «Педагогика» была не единственным сочинением К., однако о др. его произведениях достоверных сведений нет. В рукописях среди текстов, написанных рукой К., сохранились творения Евгения (Булгариса), патриарха Александрийского Мелетия I Пигаса и прп. Неофита Кавсокаливита .

http://pravenc.ru/text/1320129.html

Преподобный Афанасий Паросский Память 24 июня / 7 июля Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Святой Афанасий родился в 1722 году в благочестивой семье, жившей на острове Паросе. Начальное образование он получил у себя на родине и в разных школах на других островах. Горячо желая углубить свои познания, он в 1745 году записался в знаменитую Евангельскую школу в Смирне и учился там шесть лет. Оттуда преподобный Афанасий отправился в Афониаду – Афонскую академию, целью которой было соединение энциклопедического образования и православной традиции в том виде, в каком она целиком сохранилась на Святой Горе. Преподобный Афанасий мог насыщать жажду знаний, учась у двух величайших ученых, которые по очереди возглавляли это заведение: Неофита Кавсокаливита и Евгения Вулгариса. Афанасий отличался большими успехами во всех предметах, но в особенности – в изучении Священного Писания и в составлении проповедей. Он стал преподавателем в 1757 году, и очень быстро молва о нем распространилась далеко за пределы Афона. Вскоре ему доверили руководство Солунской школой (1758–1762). Четыре года Афанасий блистал не только как преподаватель, но и как проповедник. Его слова, насыщенные верой и упованием на Господа, стяжали ему всенародную любовь. Когда из-за эпидемии чумы школа была закрыта, преподобный Афанасий отправился на остров Корфу, чтобы пополнить свои знания в области философии, физики и риторики. Здесь он учился у Никифора Феотоки († 1800), одного из наиболее образованных церковных деятелей того времени. Затем преподобный Афанасий был приглашен преподавать в школе в Месолонги, основанной его соучеником и другом Панайотисом Паламой. Преподобный Афанасий много сделал для развития этого учебного заведения, которое было очень известно вплоть до революции 1821 года. В 1771 году Патриархия поставила святого преемником Евгения Вулгариса, и на протяжении шести лет преподобный возглавлял Афониаду. Подвизавшийся в то время на Афоне святой Макарий Коринфский (память 17 апреля) рукоположил преподобного Афанасия в священный сан, несмотря на его смиренные отказы. Вместе со святым Никодимом (память 14 июля) Афанасий принимал участие в трудах по изданию и восстановлению первоисточников православной духовности. Этим трудам, которые были справедливо названы «возрождением Добротолюбия», весьма содействовал и святой иерарх Макарий.

http://pravoslavie.ru/54675.html

«Афониада» (Αθωνις), Афонская церковная школа (Αθωνιδας Εκκλησιαστικς Σχολς) — православное богословское училище, расположенное в Андреевском ските Ватопедского монастыря на Афоне. Родословие современной «Афониады» ведут с середины XVIII века. В 1748-1749 годах монахи Ватопеда по предложению своего настоятеля иеромонаха Мелетия решили организовать в обители духовную школу, которая явилась бы «оплотом греческих знаний, воспитания и всяческого научения в области как философских, так и богословских наук». Ватопедское училище получило также название Афонской духовной академии или «Афониады». В 1750 году Константинопольский патриарх Кирилл V вместе со Священным Синодом утвердил её устав. Курс обучения составляли две ступени: грамматика и философия. Первым преподавателем школы стал преподобный Неофит Кавсокаливит. В июле 1753 года дидаскалом школы стал Евгений (Булгари). Когда Булгари прибыл в «Афониаду» там обучалось 20 иноков, но его известность стала быстро привлекать в школу новых учеников. В 1754 году был издан патриарший указ о сборе милостыни в пользу академии. Вскоре было построено здание, рассчитанное на 170 учащихся. В том же году начала работать типография. На начальной ступени обучение вели Неофит Кавсокаливит и Панайотис Палама. Вскоре место Неофита занял иеродиакон Киприан. По некоторым сведениям, в училище преподавал также преподобный Афанасий Паросский. Среди воспитанников школы в период её первого расцвета был равноапостольный Косма Этолийский . Несмотря на успешное развитие школы, деятельность Евгения (Булгари) стала вызывать недовольство афонских старцев и патриарха Кирилла V, который в то время находился на покое и проживал при «Афониаде», и в 1759 году Евгений был вынужден покинуть школу. После Евгений (Булгари) Афонскую академию возглавил Николай (Зерзулис), до этого преподававший математику в Константинопольской патриаршей школе. Вскоре академия начала приходить в упадок, количество учеников уменьшилось, и спустя два года Зерзулис и Палама оставили ее. В 1769 году по приглашению жившего на покое на Святой Горе патриарха Серафима II в академию приехал иеромонах Кирилл, но вскоре уехал обратно. С 1782 года здесь преподавали выходцы с Крита иеродиакон Киприан и его брат Иоанн. Занимавший тогда патриарший престол Гавриил IV старался материально помогать академии. В 1799 году Афонская академия прекратила свою деятельность.

http://azbyka.ru/palomnik/Афон

Довольно примечателен тот факт, что, критикуя православного Патриарха, пусть и в отставке, за использование книги униата, сам св. Никодим без всякого колебания цитирует, ссылается и рекомендует для постоянного чтения книгу «Поучение духовнику» (Il confessore istruito) – труд проповедника-иезуита Paolo Segneri . Но использовал он не итальянский оригинал, а греческий перевод Эммануила Романитиса « μετανον διδασκμενος». Из трех частей «Руководства» св. Никодима первая и третья, обращенные соответственно к духовнику и кающемуся, базируются на трудах Paolo Segneri «Il confessore istruito» и «Il penitente istruito» . Преподобный Никодим подвергает разрушительной критике указание Неофита Родина о чтении разрешительной молитвы от первого лица. Никодим цитирует его следующим образом: «Я отпускаю тебе исповеданные грехи» . Святогорец приводит слова Златоуста, что даже пророк Нафан не дерзал сказать Давиду: «Я прощаю тебе», но «Господь снял с тебя грех твой». На этом фоне возникает вопрос: какой была бы реакция преподобного подвижника, если бы он узнал, что похожими словами Русская Церковь уже много лет завершает исповедь: «И аз, недостойный иерей (имя рек) прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих». Надо признать правоту суждений афонского подвижника. Ни в одной традиционной разрешительной молитве нет отпущения грехов от первого лица. Духовник лишь просит Господа простить грехи кающегося. Известно, что разрешительная молитва в приведенном выше виде пришла к нам как раз через требник святителя Петра (Могилы), митрополита Киевского (1596–1646) . Восточные же чины исповеди сохранили более традиционный текст.               Литература: Citterio 932 Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Издание Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. Малоярославец, 2006, с. 76. Каллиник III был смещен с патриаршего престола в 1757 году, а «Руководство» увидело свет в Венеции лишь в 1794. Podskalsky G. Евхологион албо молитвослов, или требник. Имеяй в себе церковная различная последования, иереом подобающая. Киев, 1646.

http://bogoslov.ru/article/3171386

Другой учитель Добротолюбия, который упоминает о частом причащении – святитель Афанасий Паросский. С его точки зрения, участие в Божественном Причащении Пречистых Таин не предполагается через «промежуток в столько-то или столько-то дней», или во «времена, определенные» Священным Писанием, канонами или великими отцами и учителями Церкви, «при отсутствии какой-либо препятствующей причины». Напротив, «по бесчисленным свидетельствам и показывается и утверждается, что время Божественного Причащения всегда определяется не днями, но только совестью»  . Время, когда надлежит приступать к Божественному Причащению, не определяется днями, но «исключительно совестью» . Афанасий не колеблясь отвечает на клевету, возводимую на отцов добротолюбия, в том, что они произвольно и безосновательно заставляют ежедневно причащаться, считая это безусловной обязанностью верующих . Некоторые места из творений Неофита Кавсокаливита находятся в непосредственной связи с вышеизложенным. Неофит называет редкое причащение безумным предрассудком и губительным новшеством, «чуждым Христовой Церкви». Тогда как на каждом собрании предлагается духовная трапеза Небесного Хлеба, новейший порядок самозванно решает, что «два или максимум три раза в год верующие удостаиваются Божественных Таин»  . Неофит убеждает, чтобы причащались верующие согласно преданной традиции каждое воскресенье или великий праздник, то есть Господский или иной значимый праздник, когда свободный от епитимьи находится в собрании и «исполнен благочестия» . Используя онтологическое различие тела и души Неофит не забывает отметить, что «так же как рожденный от плоти, если не питается каждый день, не только не мужает, но даже не живет, то есть не выживает, так и рожденный от Духа не живет, не питаемый соответствующей, то есть духовной пищей» . Другой пример, который использует Неофит, связан с Крещением. Как он отмечает, подобно тому, как для совершения Крещения недостаточно наличия одной воды, но абсолютно необходимо, чтобы крещаемые погрузились в нее и омылись, точно так же и кровь Христова очищает не тех верующих, которые лишь собираются, но тех, которые часто причащаются .

http://bogoslov.ru/article/3594846

Однако известно, что вначале такое предписание применялось только к третьебрачным, то есть к тем, кто женился третий раз после того, как два раза овдовел. Его распространение на все общество верующих кажется неправильным. Это распространение составляет, по нашему мнению, элемент, который вызвал внезапную реакцию одной нетипичной личности – Неофита Пелопонесского, прозванного Кавсокаливитом (1713–1784). Неофит некогда был руководителем Афонской Академии; он же является автором «Собрания всех священных и божественных канонов». Неофит не стерпел этого извращения первоначального текста «Томоса Единства» и тем более использования цитации этого текста для оправдания учения об ограничении причащения двумя или тремя разами в год. Его осуждение выражено в небольшом научном труде, изложенном письменно в 1772 году и остававшемся неизданным до 1975 года, но которым, без всякого сомнения, пользовались и который улучшали и популяризировали в двух анонимных работах. Эти работы приписывали его современникам: Никодиму Святогорцу (1749–1809) и Макарию Коринфскому (1731–1805). Выход в свет маленького анонимного научного труда в 1783 г. вызвал серьезный спор на Святой Горе. Этот труд вызвал также гнев Константинопольского Патриарха: проповедник Сергий Макреос (173440–1819) раскритиковал этот труд в обширной диссертации. Константинопольский Патриарх Гавриил IV (1780–1785) и Священный Синод осудили этот анонимный труд в официальном документе, утвержденном в апреле 1785. Мы приводим вкратце содержание этого документа: «Священному Синоду был представлен напечатанный анонимный научный труд “О частом причащении”; вместе с ним было представлено письмо, “запечатленное” афонским обществом, в котором сообщалось о спорах, возникших по поводу этого анонимного труда. Однако, “прочитав и изучив эту книгу”, было решено, что книга достойна осуждения по двум причинам: во-первых, она ошибочна и полна ложных умозаключений; во-вторых, она противоречит изначальным и древним церковным обычаям.  Ибо “выражать теории или учения о догматах и о Святых Таинств это не дело одного только человека”, это “дело синода, собранного по всем правилам”».

http://bogoslov.ru/article/3621221

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010