Димитракопулос Софоклис Эгинское жительство Свободный от прочих обязанностей, святой Нектарий принял важное решение, которое обдумывалось им несколько месяцев и было связано с выбором места для монашеского жительства по уходе из Ризариона. 21 декабря 1907 года он пишет игумении Ксении: «Ум мой и желание мое в ином месте – в монастыре Честного Предтечи на Скопелосе, но какой-то сокровенный голос внушает взять на себя попечение об Эгине и исполнять его, находясь там же. Молитесь, да просветит меня Бог и да поступлю по воле Его». Итак, владыка выбрал Эгину и поначалу прожил там с Фомина воскресенья (20 апреля) до конца лета 1908 года, успев освятить 2 июня храм во имя Святой Троицы. В сентябре он вернулся в Афины, где и остался до середины декабря. Из его переписки явствует, что задержка в столице объяснялась, во-первых, некоторыми нуждами Афинской митрополии, и прежде всего – необходимостью противодействовать ересям, во-вторых, работой над книгой «Священная литургика» и, наконец, хлопотами о профессиональном устройстве Костаса Саккопулоса 264 . Поскольку переписка с Эгиной обрывается Рождеством Христовым 1908 года, можно думать, что с того времени он фактически не покидал остров, за исключением очень редких и недолгих отлучек на самых первых порах 265 . Еще до окончательного водворения на Эгине святой Нектарий, не имея официального разрешения проживать в стенах монастыря, начал строительство небольшого одноэтажного домика (впоследствии перестроенного монахинями в двухэтажный) за его пределами, и известно, что осенью 1908 года оно близилось к концу. Очень скоро настало время подумать о восстановлении монастырских зданий и систематическом окормлении монахинь. На этом суровом и безводном тогда месте он без устали трудился двенадцать лет. Через двадцать семь лет после его кончины и задолго до канонизации газета «Вестник Эгины» писала: «При восстановлении монастыря он с величайшим вниманием наблюдал за ходом работ и собственноручно помогал мастерам. И когда чувствовал жажду, брал кувшин, из которого пили рабочие, и испивал из него сам. Рассказывают, что подобным образом поступал и Герасим Кефаллинийский, но тот все же был простой монах, а не митрополит».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Добрые вести Православия: середина октября 2006 г. Икона свв. Апостолов Петра и Павла (XVIII в.), украденная из Петропавловского храма в селе Сибаче в 1971 г. Возвращена Церкви в 2006 г. К сожалению, не всегда в наших новостных лентах достаточно полно отражена жизнь других Поместных Православных Церквей. В этом выпуске нашей рубрики мы поговорим как раз о тех новостях минувшей недели, которые остались без внимания со стороны русских православных информагентств. Эти новости касаются событий, произошедших в Сербской, Болгарской, Румынской, Чехословацкой и Антиохийской Православных Церквах.   В Болгарии начал работу новый православный радиоканал Открылся второй канал на радио «Сион», созданный братией Руенского монастыря св. Иоанна Рыльского. Канал будет передавать аудиозаписи богослужений и церковную музыку, имея, как сказано, «чисто монастырский характер». Братия назвали эту программу в честь знаменитого византийского композитора церковной музыки, св. Иоанна Кукузеля, который, как считают, был болгарского происхождения. Материал готовят сами монахи, а дальнейшее обслуживание совершают в софийской студии на центральном канале «Сион», имеющем миссионерскую направленность и цель привлечения молодежной аудитории в лоно Церкви Христовой .   Мощи святителя Нектария прибыли в Румынию Святитель Нектарий Эгинский 15 октября частица честных мощей святителя Нектария Эгинского была привезена в румынский город Яш по благословению митрополита Идрского, Спетского и Эгинского Ефрема. Мощи были временно положены для поклонения верующих в яшской церкви св. Нектария, после чего будут перенесены в кафедральный собор, где покоятся мощи святой Параскевы, перенесенные три года назад из Сербии. Как известно, святитель родился всего в 10 километрах от Епивата, родного места св. Параскевы. Святой Нектарий – очень известный подвижник в православном мире, прославившийся как чудотворец. Один из самых больших храмов Яша посвящен ему, и множество верующих приходит теперь, чтобы приложиться к его честным мощам . Для Церквей, активно возрождающихся после периода коммунистических гонений, в том числе, и Румынской, очень важна духовная поддержка, и произошедшее обретение великой святыни является также и такой поддержкой, и зримым символом братского общения православных народов.

http://pravoslavie.ru/4989.html

Из трудов святителя Нектария Эгинского Скачать epub pdf 1. О Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. В соответствии с православным учением, Церковь имеет двойное значение, одно выражает ее догматический и религиозный характер, иными словами – сокровенный и духовный; другое – ее внешний характер в подлинном смысле этого слова. По православному духу и исповеданию, Церковь определяет себя как установление религиозное и как общество религиозное. Определение Церкви как религиозного установления может быть сформулировано следующим образом: Церковь есть религиозное учреждение Нового Завета. Спаситель наш Иисус Христос создал ее икономией Своего Воплощения. Она зиждется на вере в Него, на истинном исповедании Его. Она была учреждена в день Пятидесятницы в момент сошествия Духа Святого на святых учеников и апостолов Христа Спасителя. Он соделал их инструментами божественной благодати, дабы увековечить искупительное делание Спасителя. В это учреждение была вложена вся полнота явленных истин; в нем действует через таинства благодать Божия; в нем через веру во Христа Спасителя возрождаются те, кто притекает к нему; в нем хранятся апостольское учение и предание как письменное, так и устное. Определение Церкви как религиозного общества сводится к следующему: Церковь есть общество людей, объединенных в единстве Духа и в союзе мира ( Еф. 4:3 ). Ее апостольское служение может быть сформулировано следующим образом: Церковь есть инструмент Божией благодати, которая осуществляет общение Бога с людьми через веру в Спасителя Иисуса Христа. Вознесшись на небо, Господь наш послал Своего Святого Духа в виде огненных языков на святых Своих учеников и апостолов. На этих Своих апостолах он создал Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь – общество Бога и людей. Он дал ей благодать искупления, чтобы спасти род человеческий, возвращая его из заблуждения и возрождая его через таинства, и чтобы соделать его достойным будущей жизни, накормляет его хлебом небесным. В Священном Писании слово « Церковь » имеет два значения. Чаще всего – в смысле человеческого общества, объединенного религиозным союзом, или же – Храма Божьего, в котором собираются верующие для совместного Богослужения. Кирилл Иерусалимский говорит, что Церковь называется так потому, что она призывает всех людей и потому что она их собирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Пасхальное чудо Эллады. Как великий святой Нектарий в одной деревне Литургию служил Скачать epub pdf Почему Христос послал из Горнего Иерусалима великого святого Нектария Эгинского служить Пасхальную Литургию в одной горной деревне на острове Эгина?  Содержание “Нет ничего неисцелимого для святого Нектария” Один чудесный случай в забытой горной деревне на Пасху    Владыка взял журнал, торопливо пролистал страницы и прочитал: “Нектарий, Митрополит Пентапольский” Его преследовали, обвиняли во взяточничестве, интригах и даже блуде. А как-то его застали моющим пол в школе Мало кто знает, что гимн этот написан рукой и сердцем Нектария Эгинского Дежурный несказанно изумился: “Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное – без денег” 20 апреля 1961 года митрополит Нектарий был причислен к лику святых Вселенской Церковью. А бесчисленные чудеса, сотворенные святителем, не прекращаются с момента его блаженной кончины     Микроавтобус плавно замер в густой тени старой акации, и через минуту мы оказались перед каменными ступенями, отшлифованными тысячами ног. Солнце стояло в зените,  разогрев горный воздух до состояния линзы, создающей оптические эффекты миража. Вдали неслышно плескались морские волны, переливаясь гранями драгоценных сапфиров. Но даже если бы они были из настоящих алмазов, одинаково померкли бы перед главным сокровищем острова Эгина, до которого нам оставалось триста шагов. Русоволосый парень впереди, наш вожак и предводитель из православного центра «Солунь», снял кепку и размашисто перекрестился. Вверху величественно возвышалась огромная бело-розовая базилика с красной крышей-куполом – монастырь Святой Троицы, основанный в начале ХХ века митрополитом Нектарием Эгинским .    Мы переступили Святые врата обители. Я шла в конце и почему-то вспоминала притчу о трех святых простецах, ходивших по водах и молившихся Святой Троице: «Трое Вас, трое нас, Господи, помилуй нас». И нас тоже трое! И нас, Господи, помилуй! На этот жаркий остров мы летели, плыли и ехали с трех концов Руси – России, Украины и Беларуси. Вот так интересно собрал нас здесь промысел Божий. Отправляясь в путь, никто из нас не знал, кто будет попутчиком. Только Тот, Кто собирал нас в дальнюю дорогу помолиться. Только Тот, Кто в предвечном определении избрал Своим последним земным престолом триединую Русь. От начала и до конца все о всех ведающий, помилуй и прости Тобою избранное молитвами добрейшего святителя Нектария.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Военные летчики, пролетая мимо острова Эгина, не видели его 22 ноября (9 ноября) Православная Церковь празднует память святителя Нектария Эгинского. Нектарий Эгинский 1 октября 1846 года в селе Силиврия, в восточной Фракии, у Димоса и Василики Кефалас родился пятый ребенок. При крещении мальчик получил имя Анастасий. Благочестивые родители воспитывали своих детей в любви к Богу: с ранних лет обучали детей молитвенным песнопениям, читали им духовную литературу. Анастасию больше всего нравился 50-й псалом, он любил многократно повторять слова: «Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся». Святитель Нектарий Эгинский Анастасий мечтал получить христианское образование, но, закончив начальную школу, вынужден был оставаться в родном селе, так как в семье не было денег, чтобы послать его на учебу в город. Когда Анастасию исполнилось четырнадцать лет, он упросил капитана судна следовавшего в Константинополь взять его с собой… В Константинополе юноше удалось устроиться на работу в табачный магазин. Здесь Анастасий, верный своей мечте — духовно помогать ближнему, начал писать на кисетах и обертках табачных изделий изречения святых отцов. На мизерную зарплату не возможно было полноценно питаться, а о покупке одежды не могло быть и речи. Анастасий, чтобы не впасть в уныние, непрестанно молился. Когда одежда и обувь износились, он решил обратиться с просьбой о помощи к самому Господу. Рассказав в письме о своем бедственном положении, он написал на конверте следующий адрес: «Господу Иисусу Христу на Небеса». По дороге на почту, он встретил хозяина соседнего магазина, который, пожалев босого юношу, предложил отнести его письмо. Анастасий с радостью вручил ему свое послание. Изумленный торговец, увидев необычный адрес на конверте, решил вскрыть письмо, а, прочитав его, сразу же послал на имя Анастасия деньги. Вскоре Анастасию удалось устроиться на работу смотрителя в школе при подворье храма Гроба Господня. Здесь ему удалось продолжить свое образование. Вскоре Анастасий получил место учителя в селе Лифи на острове Хиос. Семь лет Анастасий не только преподавал, но и проповедовал «слово Божие». В 1876 году Анастасий становится насельником монастыря Нео Мони (Нового Монастыря). 7 ноября 1876 года Анастасий был пострижен в монашество с именем Лазарь. 15 января 1877 года митрополит Хиосский Григорий рукоположил Лазаря в сан диакона, с новым именем Нектарий. Молодой дьякон по-прежнему мечтал учиться, в своих ежедневных молитвах он просил Господа предоставить ему эту возможность.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Скачать epub pdf Содержание Обращение к монастырям Писательский труд святителя как выражение его священного желания Письмо 1-е     9/22 ноября – день празднования памяти святого Нектария, митрополита Пентапольского (†1920). По этому поводу представляем вниманию наших читателей статью, опубликованную ранее изданием “Пемптусия”. В архиве Монастыря Ватопед обнаружено одиннадцать неизданных писем святого Нектария Кефаласа, митрополита Пентапольского, любимого народом Эгинского святителя. В этот статье мы представим эти письма. Свою теплую благодарность и признательность я выражаю Его высокопреподобию игумену монастыря Ватопед архимандриту Ефрему, уважаемому старцу монастыря Ватопед монаху Иосифу, по благословению которых публикую эти письма, Его высокопреподобию протопресвитеру Феодору Зисису , профессору богословского факультета Аристотелевского университета города Фессалоники за его советы и руководство. В продолжение четырнадцати лет (1894–1907), когда святой Нектарий возглавлял Ризарийскую школу, он написал и издал значительное количество своих выдающихся работ. Для издания его сочинений требовалась крупные денежные средства, которыми святитель не располагал. Обращение к монастырям В этом месте следует обратить особое внимание на обращение святого к монастырям за финансовой поддержкой его писательской деятельности на пользу Церкви и ее полноты (9-е письмо). Помимо монастыря Ватопед он переписывался и с другими афонскими обителями. И это неслучайно. Ревнитель монашеского жития, на двадцать седьмом году жизни он поступает в монастырь. И, несмотря на то, что спустя три года он оставил его, равно как и ничем не развлекаемое наслаждение жизнью во Христе, для того, чтобы трудиться в лоне Церкви, он остался подлинным почитателем монашеского жития, учением и примером передавая свое благочестие другим. Так объясняется это его обращение. Одиннадцать публикуемых нами писем датируются, начиная с 3 июля 1900 года (1-е письмо)и заканчивая 30 июля 1906 года (11-е последнее письмо) и обращены к эпитропам монастыря Ватопед. Святой испрашивает финансовую помощь вначале для издания своего труда «Христология», а позднее для издания сочинения «Бессмертие души и ее церковное поминовение». По всей видимости, монастырь Ватопед пользовался финансовым достатком и поэтому с готовностью и скоро откликнулся на просьбу святого об издании обоих сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Димитракопулос Софоклис Назначение разъездным проповедником К моменту приезда в Грецию (август 1890) сорокачетырехлетний владыка Нектарий находился в расцвете творческих сил, но, как мы знаем из его письма Патриарху Софронию 128 , терпел крайнюю нужду. Первое время он жил на новой афинской окраине Неаполис (Экзархия) у церкви Святителя Николая в Певкакии, где квартировал еще студентом 129 . Известно, что он посещал здешний храм, где и служил, если представлялась возможность (как и позже, когда стал директором Ризарийской семинарии, – до 1895 года в старой, а потом в новой, великолепно украшенной). Старый храм, расположенный рядом с новым (сразу при входе во двор с улицы Асклипиу) и впоследствии использовавшийся как учебное помещение детского сада, начальной школы и гимназии, в 1979 году был преобразован в часовню и заново освящен в честь Нектария Пентапольского, что еще более запечатлело связь святого с Николо-Певкакийским приходом и всей округой 130 . Первой мыслью святого Нектария было удалиться на Афон или остров Парос, где находилось подворье монастыря Неа Мони. От этого шага владыку удержал (имея в виду пользу, какую могли принести многочисленные его дарования в миру) митрополит Патрасский и Элидский Дамаскин, а возможно, преемник последнего Иерофей Митропулос. (Дружеские отношения с будущим митрополитом Иерофеем завязались у него, кажется, еще со времен обучения в Афинах.) После этого Пентаполец, нимало не терзаемый себялюбием и не смущаемый архиерейским саном, стал искать любой церковной должности. Поистине, то был пример великого смиренномудрия, уподобляющий его архипастырю Эгины – святому Дионисию, который по удалении с Эгинской кафедры был принят жителями Закинфа как простой священник. Сохранилось прошение владыки Нектария Священному Синоду Элладской Церкви от 27 октября 1890 года: «В Священный Синод Королевства Эллинов. Многочтимейшие! Причины, независящие от моей воли, вынуждают меня оставаться в Греции. Ввиду того, что скудость средств не дозволяет мне пребывать в праздности, не сочтет ли Церковь королевства мою особу пригодной для откомандирования – если соблаговолит Священный Синод – в какое-либо место иерокириксом, законоучителем или замещающим архиереем на вдовствующую кафедру с разрешением архиерейски священнодействовать, дабы тем самым обязать благодарностью как наипочтительнейшего и остающегося в непрестанной готовности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Димитракопулос Софоклис Приложения Святитель Нектарий Пентапольский Молитва Божией Матери (общеизвестный вариант перевода молитвы «Агни Парфене») Марие, Дево Чистая, Пресвятая Богородице, Царице, Мати Дево, Руно, всех покрывающее, Превысшая Небесных Сил, нетварное сияние, Ликов девичьих Радосте и Ангелов Превысшая, Небес Честная Сило и Свете, паче всех светов, Честнейшая Владычице всех Небесных Воинств, Всех праотцев Надеждо, пророков Исполнение, В подвизех Ты помоще, Кивоте Бога Слова, И девам Ликование, и матерем Отрадо, Целомудрия Наставнице, душ наших Очищение, Покрове ширший облака и страждущих Пристанище, Немощных Покров и Заступнице, Надеждо ненадежных, Марие, Мати Христа, Истинного Бога, Ааронов Жезле прозябший, Сосуде тихой радости, Всех сирых и вдов Утешение, в бедах и скорбех Помоще, Священная и Непорочная Владычице Всепетая, Приклони ко мне милосердие Божественного Сына, Ходатайце спасения, припадая, взываю Ти: Радуйся, Невесто Неневестная. Служба 338 святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Эгинскому чудотворцу ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры, глас 6. Подобен: Тридневен: Троицы служитель истиннейший,/заветов богомудрых отец ревнитель,/Православия страж неусыпный явился еси,/достоблаженне отче Нектарие;/моли убо ныне,/в небесных кровех водворяяся,//о иже на земли верно чтущих память твою. Велия скорби и напасти,/клеветы и озлобления/в земнем житии твоем претерпел еси,/отче Нектарие преподобне;/темже и ныне, праведне,/Троице Единосущней на небеси предстоя,/можеши и нам, напаствуемым,//от бед и обстояний лютых избавление испросити. В тяжцем недузе и мучительнем,/Христу спострадати вожделев,/течение твое скончал еси, святителю славне;/темже и ныне благодать имаши,/от болезней и язв телесных//страждущим и недугующим исцеление подавати. Слава, глас и подобен тойже: В преставлении твоем, отче Нектарие,/скорбь велия и печаль горькая/сердца и души чад твоих объят./Обаче ныне, иерарше приснопамятный,/молитвою твоею благодерзновенною/всякия неутешимыя скорби и печали//всех любящих тя верно избавляеши.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святитель Нектарий Эгинский. Жизнеописание Первое жизнеописание великого греческого святого Нектария Эгинского. Автор в предисловии пишет: «Ниже мы попытаемся набросать очерк жизни этого современного нам чудотворца по тем рассказам, которые слышали от лично знавших его людей, а также по краткому жизнеописанию, составленному отцом Феодосием, и по мемориальному сборнику, вышедшему в 1953 году. Достигший святости человек становится, говоря словами св. Григория Паламы, по благодати и через соединение с Богом, человеком вечным, без прошлого. Святой афинянин Дионисий Ареопагит пишет, что “Богословие называет “Божиими” и тех людей из нашей среды, которые отличаются своей любовью к Богу и святостью. Всякое существо, наделенное разумом, всецело и на пределе своих возможностей стремящееся к соединению с Ним, непрестанно и всеми силами восходящее к Его Божественному свету, вполне заслуживает определения “человека Божия”. Но… жизнь святого не постижима в своей сокровенности для людей, живущих в миру и по законам этого мира.» «в наше время Фракии суждено было даровать Церкви Христовой Нектария — этого нового Орфея, который своей певучей речью пробуждал религиозные чувства целого народа, изможденного четырьмя веками иностранного владычества. Удивителен этот XIX век, который, с одной стороны, дал миру множество научных открытий и подготовил почву для атеизма, а с другой — великих святых, людей, подвиги и чудеса которых нельзя объяснить никакой наукой и невозможно повторить с помощью каких бы то ни было машин.» От издательства   День за днем, за годом год, приезжают паломники из самых разных уголков земного шара на греческий остров Эгина, где жил и подвизался великий угодник Божий и чудотворец святитель Нектарий (Кефала; † 1920). Жизнь этого святого, от самого его рождения до кончины — удивительна, на всем протяжении ее Господь, дела Которого обычно столь сокровенны от человеческого взора, являл Свое попечение о нем видимым и ощутимым образом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

1. Ксения (1904–1923), в миру Хрисанфа Стронгилу, родилась в 1872 году на Крите в бедной многодетной семье, позже перебравшейся в Пирей. В девятимесячном возрасте она заболела тифом и из-за плохого ухода впоследствии ослепла. Сирота с ранних лет, девочка отличалась особыми духовными дарованиями, и можно без преувеличения сказать, что мирское имя Хрисанфа (то есть «хризантема») олицетворяло внутреннюю ее красоту. Она принадлежала к кружку девиц, искавших монашества и часто посещавших всенощные в церкви Пророка Елисея. Тогда же Хрисанфа познакомилась с благочестивой супругой Хараламбоса Матфопулоса Екатериной, от которой услышала (вероятно, в 1903) о Нектарии Пентапольском, тогда директоре Ризарийской семинарии. С этого времени будущая игумения и две ее единомышленницы Екатерина (в монашестве Касиана) Пападаки и Ангелика (в монашестве Акакия) Цурнду вверили себя духовному руководству Пентапольца. При постриге в малую схиму (5 августа 1905) она получила имя Ксения, в честь угодницы Божией, особо почитавшейся в Силиврии, на родине ее наставника. Постриг в великую схиму совершился 4 ноября 1907 года. Высокое духовное устроение Ксении ясно усматривается из писем к ней святителя Нектария, а также из стихов, которые она, не умея писать, слагала в честь Христа, Божией Матери и некоторых святых. Несмотря на слепоту и телесную немощь, Ксения руководила сестрами и монастырем как истинная игумения. Она неоднократно сподоблялась от Бога видений (так, ей посмертно являлся сам святой) и обладала даром прозорливости. Пример Ксении вызывает в памяти слова блаженного Иеронима , которыми он предварил свой перевод сочинения Дидима Александрийского (или Слепца) «О Святом Духе»: «А мой Дидим, имеющий око невесты Песни Песней и те глаза, которыми Господь заповедал нам смотреть на белеющие нивы, видит гораздо выше и показал нам собою древний пример, так что может быть назван пророком видящим» 332 . Игумения Ксения почила о Господе 31 октября 1923 года, через три года после Пентапольца. При ее погребении присутствовало множество народа. Официальный журнал Элладской Церкви «Экклисия» (очень редко отзывавшийся в те времена на кончину простых монахов) сообщил:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010