Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКТАРИЙ Нектарий (Трезвинский), еп. Яранский. Фотография. Сер. 20-х гг. XX в. Нектарий (Трезвинский), еп. Яранский. Фотография. Сер. 20-х гг. XX в. (Трезвинский Нестор Константинович; 20.10.1889, с. Яцки Васильковского у. Киевской губ.- 8.09.1937, г. Гурьев Западно-Казахстанской обл. (ныне Атырау, Казахстан)), еп. Яранский. Род. в семье крестьянина, в 3 года взят на воспитание священником. В 1908 г. окончил Киевскую ДС, был послушником в мон-ре, затем прислуживал в церкви с. Яцки. Рукоположен во иерея. В 1911 г. поступил в КДА и в 1915 г. окончил ее со степенью кандидата богословия. В 1914 г. принял монашеский постриг с именем Нектарий в Киево-Печерской лавре . С осени 1915 по осень 1917 г. служил священником 1-го Туркестанского стрелкового полка. В нояб. 1917 г. приехал в Петроград, 9 дек. принят в число братии Александро-Невской лавры с возложением обязанностей чередного иеромонаха. 29 янв. 1918 г. назначен воспитателем певчих Митрополичьего хора, с 6 июня 1918 г. занимал должность библиотекаря мон-ря, с 23 янв. 1919 г. исполнял обязанности письмоводителя в канцелярии Духовного Собора лавры, 27 янв. 1919 г. также назначен уставщиком. 9 апр. 1919 г. указом Синода за «отлично-усердную службу» к Пасхе был награжден золотым наперсным крестом. 20 июня 1919 г. освобожден от канцелярской деятельности с назначением постоянным панихидным иеромонахом на лаврских кладбищах, но при этом оставлен уставщиком. В нач. 1920 г. также исполнял послушание зам. библиотекаря. В марте 1920 - сент. 1921 г. был настоятелем Екатерининского собора в Ямбурге, оставаясь при этом в братии лавры. Впервые арестован в 1919 г., вскоре освобожден. Вновь арестован 1 сент. 1921 г. в Ямбурге по обвинению в антисоветской агитации, заключен в петроградскую тюрьму «Кресты». 8 окт. 1921 г. приговорен Президиумом Петроградской ГубЧК к 1 году принудительных работ с содержанием под стражей. Отбывал срок во 2-м лагере принудительных работ при тюрьме «Кресты».

http://pravenc.ru/text/2564888.html

Жукова Ксения Николаевна, Анна, Валентина Православные женщины, проживавшие в Енисейске. Судя по письмам, приехали в город издалека, возможно, были сосланы. В книге протоиерея Г. Фаста «История церкви в Енисейске» упоминается Ксения Николаевна Жукова в числе лиц, подписавших договор с горсоветом о передаче Успенской церкви в пользование прихода Православной Церкви в 1946 г. Договор был заключен 3 июля 1946 г. 448 Анна и Валентина ранее принадлежали к одной из тайных обшин, окормляемой, судя по письмам, епископом Нектарием (Трезвинским?) 449 . 1. 1 ноября 1954 г. 450 Христос посреди нас. Милость Божья будет с вами, владыка святый, спаси вас Господи за ваше вниманье к нам, грешным. Получили Ваше письмо с молитвою, сердечно благодарим, читаем утром и вечером на молитве, но этого нам еще мало обличенья, живем – плохо исправляемся, вкоренилось зло и гордость и все прочие пороки, помолитесь, чтобы Господь помог исправиться, думаем стараться, а лукавый опять искушает. Жили мы 5 человек да на дворе во флигеле 4 человека, сейчас остались трое: мы с сестрой да хозяйка Ксенья Н[иколаевна]. Все ушли в казенные квартиры, много настроили казенных. К тюрьме там все новы дома, 9 человек все молились вместе и сейчас когда приходят на праздник. В церковь мы не ходим, грешники, с первых перевыборов, простите, может, и неладно живем и поступаем не так, как надо. Приезжает из Красноярска епископ, и на груди у него медаль с Ленин[ым], и все порядки не как раньше, но я их не сужу, такой им приказ, молитесь, чтобы Господь помог жить по духу, а не по плоти, быть Марфой, а не Марией, получили ваше письмо давненько, пишу 19 октября по-старому, выпал снег, уже 5 дней лежит. Как Ваше положенье, о жизни, ничего Вам не объясняют, когда вас отпустят, пишите в чем будете нуждаться, не стесняйтесь, привет передавайте Аполинарье, очень жаль ее, у них домик свой, огород [?]. Очень хорошо в доме, дом не на планту, в огороде сейчас одна сестра ждет без терпенья [?], все мы вам низко-пренизко кланяемся и просим ваших свя[тых] мол[итв] и Бож[иего] благ[ословения]. Печатно я очень хорошо Ваши письма разбираю, а письменно трудновато, можете изменить почерк [?]... мы все малограмотны. Будьте здоровы и Богом хранимы. Остаемся помнящие Вас

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Нектарий (Трезвинский Нестор Константинович), еп. Яранский, вик. Вятской епархии Родился в семье священника с. Яцек Васильковского уезда. Пострижен в монашество. В 1917 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Возведен в сан архимандрита. С 1918 по 192O г. был архимандритом Александро-Невской Лавры. 3 июня 1924 года хиротонисан во епископа Велижского, вик. Полоцкой епархии. В 1924 году управлял Полоцкой епархией. С 1925 года – епископ Яранский, вик. Вятской епархии. Из обновленческого журнала “Вестник Св.Синода» известно, что в самый разгар обновленческого движения, в 1925 году, получив приглашение принять участие в подготовке собора, он выпустил по существу правильное, но по форме чрезвычайно резкое послание: «Богомерзкого обновленческого движения отрицаюся и анафематствую оное. Богомерзкий, разбойничий, т.н. собор 1923 года в Москве со всеми его постановлениями анафемствую со всеми примкнувшими к сему обновленческому соблазну обещаюсь не имети канонического общения. Православные вятичи! Волк в овечьей шкуре, обновленец архиепископ Иосиф обратился к верующим... Блюдите, православные, какое опасно ходите. Дние лукави суть»... В том же послании еп. Нектарий называет обновленческое духовенство безблагодатным, их таинство – не имеющими силы, евхаристию не совершающейся. (Остаются простые хлеб и вино). И призывает не ходить в обновленческий собор, а следовательно, и не участвовать в их съезде. Таким образом, в эти годы он остался верным Православной Церкви, но дальнейшие сведения о нем говорят не в его пользу. В 1927 или 1928 году он уволен на покой. 4 марта 1928 года отделился от митрополита Сергия. В октябре 1930 года упоминается как епископ, запрещенный в священнослужении. Несколько лет проживал в Казани, будучи удален от управления епархией. О нем известно, что он допускал большие бесчиния в церкви. Так, например, он, будучи в запрещении, рукоположил во диакона человека, женатого на вдове, причем посвятил насильно, взяв последнего за рукав, обвел три раза вокруг стола (дома) и прочитал молитву. Это было в 6 часов вечера.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В год 300-летия Александро-Невской в музейно-библиотечном корпусе монастыря открылся обещедоступный читальный зал. 28 сентября, ПРАВМИР. В год 300-летия Александро-Невской в музейно-библиотечном корпусе монастыря открылся обещедоступный читальный зал. Он включает в себя два отдела. Первый из них — это электронный каталог, созданный благодаря участию библиотеки в конкурсе «Православная инициатива». На выигранный грант была установлена новая версия автоматизированной библиотечно-информационной системы «Ирбис-64», — сообщает Патриархия.ru Второй отдел предназначен для изучения информации на бумажных носителях. При нем с 3 октября начнут работать курсы по церковнославянскому языку и церковному чтению. Их будет вести кандидат филологических наук Сергей Наумов — ученик известного слависта Нины Саблиной. Библиотека лавры — старейшая среди церковных библиотек Санкт-Петербурга. Начало ей положил император Петр I. Собирание книг было предпринято в связи с началом богослужений в монастыре в 1713 году, открытием монастырской типографии и Славянской школы. Долгое время книжное собрание, ризница и архив перемещались из одних помещений в другие. В 1910 году, в период управления митрополита Антония (Вадковского) и наместника архимандрита Феофана (Тулякова), библиотека вместе с архивом и древлехранилищем была размещена в Новой ризнице, построенной по проекту Льва Шишко за Духовским братским корпусом. В 1918 году библиотека была разорена, книжные собрания национализированы и переданы в Российскую Национальную (тогда — Публичную) библиотеку и другие хранилища. Считалось, что все книги были изъяты, но каким-то образом библиотека продолжала действовать. Ее заведующим назначили иеромонаха Нектария (Трезвинского). Впоследствии он стал епископом Яранским, а после смерти был канонизирован в Русской Зарубежной Церкви как священномученик. «Мы нашли штамп на некоторых книгах духовной академии: «Читальня Александро-Невской лавры». То есть это книги не из монастырской библиотеки, а из читальных залов, доступных для всех. Но пока остается загадкой, что это могли быть за учреждения. Возможно, библиотека маскировалась под читальню, которая советской власти была удобна, ведь монахи при этом превращались в «полезных членов общества»», — рассказала главный книгохранитель монастыря Неонилла Голубятникова.

http://pravmir.ru/otkrylsya-obshhedostup...

В нояб. 1918 г. избран в состав Временного высшего церковного управления Сибири, осуществлявшего церковную власть в районах, находившихся под контролем правительства А. В. Колчака, и выехал в Омск, где находилось управление. При отступлении белых остался в Омске. Арестован 9 апр. 1920 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности. 5 июля того же года решением Омской ЧК освобожден, но не оправдан, с этого времени в его документах появилась отметка о том, что принимал «участие в белом движении». После освобождения вернулся в Томск. В 1922 г. был повторно арестован и приговорен к расстрелу Томским губ. судом, замененному 5 годами заключения. Наказание отбывал в Александровском исправительном доме в Иркутской губ. Освобожден по амнистии в соответствии с постановлением ВЦИК от 24 февр. 1924 г. В том же году назначен настоятелем Благовещенской ц. Иркутска. Во время пребывания в Иркутске именовался митрофорным протоиереем (когда и кем был награжден митрой, выяснить не удалось). 12 апр. 1927 г. арестован. Постановлением Особого совещания Коллегии ОГПУ от 1 июля 1927 г. приговорен к 3 годам ссылки, к-рую отбывал в Туруханске, поддерживал связь с находившимся в том же районе митр. Кириллом (Смирновым) . Критически относился к деятельности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) (впосл. Патриарх) и примкнул к непоминающим . После освобождения из ссылки в 1930 г. жил в Казани у сына Николая, освобожденного по амнистии в 1927 г. 31 авг. 1930 г. вновь арестован по делу о создании контрреволюционной орг-ции Истинно Православной церкви в Казани. Особым совещанием коллегии ОГПУ ТАССР 5 янв. 1932 г. приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. По этому же делу были осуждены более 30 казанских «непоминающих», в т. ч. еп. Иоасаф (Удалов), еп. Нектарий (Трезвинский), профессора КазДА, монахи и монахини. Ссылку отбывал в Актюбинской обл., после завершения срока ссылки жил в Актюбинске. В 1938 г. был арестован и расстрелян в соответствии с постановлением тройки НКВД по Актюбинской обл.

http://pravenc.ru/text/161513.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ Измайлович (Исмаилович) Измайлов (1882, с. Хормалы Цивильского у. Казанской губ. (ныне Ибресинского р-на, Чувашия) - 17.09.1937, г. Алатырь), сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из крестьянской чувашской семьи. Учился в церковноприходской школе, пел в церковном хоре, позднее управлял им. С 1916 г. на военной службе, участвовал в первой мировой войне. После демобилизации в 1918 г. увлекся революционными идеями, служил председателем Хормалинского волостного земельного комитета, до 1920 г. был членом волостного исполкома советов. В 1920 г. отошел от политической деятельности. В 1925 г. Ибресинским еп. сщмч. Германом (Коккелем) в Смоленско-Седмиозерной ц. в Козьей слободе г. Казани рукоположен целибатом во иерея. В связи с борьбой сщмч. Германа с григорианским расколом , охватившим Ульяновскую епархию, И. вместе с еп. Германом приехал в с. Хормалы, в результате григорианский свящ. Краснов был изгнан, а И. стал настоятелем Казанской Богородицкой ц. с. Хормалы. «Декларацию» 1927 г. И. не принял. В 1930 г. храм был закрыт. Под рук. И. была составлена просьба во ВЦИК СССР об открытии храма, к-рую подписали 80% жителей села. Храм был открыт. 25 марта 1932 г. И. арестован и заключен в тюрьму г. Цивильска по обвинению в «принадлежности к антисоветской группировке «Истинно-Православной церкви»», возглавляемой Яранским еп. Нектарием (Трезвинским). На допросах И. заявил, что к «сектантам» не принадлежал, а митр. Сергия (Страгородского) не поминал «по просьбам прихожан». Приговорен особым совещанием Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки в Казахстан. Наказание отбывал на северо-вост. берегу Каспийского м. в пос. Жилая Коса Гурьевского окр. 24 марта 1935 г. вернулся в с. Хормалы, где храм к этому времени был закрыт. Отказался от предложения Чувашско-Чебоксарского еп. Владимира (Юденича) занять вакантное место священника. Продолжил окормлять верующих в своем и в соседних селах.

http://pravenc.ru/text/389323.html

Фото Александра Назарова 20 апреля 2015 г. 16:20 В Светлую субботу в петербургском следственном изоляторе «Кресты» прошел первый Пасхальный фестиваль Он начался с молебна в тюремном Александро-Невском храме, который возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . «Господь говорит, что пришел не праведников спасти, но грешников, и как не здоровые нуждаются во враче, а больные, так и грешники нуждаются в помощи Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 9:12-13), - приводит слова правящего архиерея со ссылкой на информационное агентство «Вода живая» официальный сайт Санкт-Петербургской митрополии . - Господь Сам сказал, что тюремное служение для Него очень важно, и на Страшном Суде Он будет спрашивать, приходили ли мы к Нему в темницу: " Я был в темнице, и вы не посетили Меня " (Мф. 25:31-45). Чтобы нам было что сказать, когда мы окажемся перед Богом, мы и посещаем темницы, тюрьмы, изоляторы, делимся с нашими братьями, которые здесь находятся, пасхальной радостью. Мы хотим принести доброту в их сердца и души, потому что только добро, только любовь имеют перспективы в вечной жизни. Все остальное на этой земле останется». После молебна состоялся праздничный концерт, в котором участвовали праздничный хор Воскресенского Новодевичьего монастыря , исполнители камерной музыки, грузинский фольклорный ансамбль «Баллада». Прозвучала музыка Петра Чайковского, Александра Кастальского, Артемия Веделя, Антонина Дворжака, протоиерея Михаила Лисицына, Бориса Ледковского, народные и церковные песнопения, молитва «Отче наш», написанная Католикосом-Патриархом Грузинской православной Церкви Илией II. Кульминацией фестиваля стало выступление народного артиста России и Украины Валерия Ивченко. Он прочитал текст «Письма священномученика», созданный из отрывков воспоминаний священномученика Павла Черханова о Пасхе 1926 года на Соловках. Осужденным запретили ее праздновать, но трое заключенных в священном сане - архиепископ Иларион (Троицкий), епископ Нектарий (Трезвинский) и сам отец Павел - тайком пробрались в недостроенную пекарню и пропели богослужение шепотом, при этом у них возникло ощущение, что стены разрушились, они почувствовали всем сердцем Воскресение Христово, настоящую свободу. «Мы пели шепотом Пасху, и в это время рушились стены тюрьмы, воздвигнутой обагренными кровью руками. Кровь, пролитая во имя любви, дарует жизнь вечную и радостную. Пусть тело томится в плену - дух свободен и вечен. Нет в мире силы, властной к угашению его! Ничтожны и бессильны вы, держащие нас в оковах! Духа не закуете, и воскреснет он в вечной жизни добра и света!» - так писал отец Павел.

http://e-vestnik.ru/news/festival_v_kres...

Архив Пн Жития святых Русской Зарубежной Церкви, включенных в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской 12 марта 2020 г. 13:18 11 марта 2020 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имен нескольких святых, почитаемых в Русской Зарубежной Церкви  ( журнал 17 ). Епископ Серпуховской Максим (Жижиленко; †1931). Окончил медицинский факультет Московского университета и работал врачом-психиатром в Сокольниках, фронтовым врачом на Австрийском фронте, терапевтом-практиком. В 1922-28 гг. был главным врачом больницы Таганской тюрьмы. По благословению Святейшего Патриарха Тихона тайно принял монашество. В 1927 г. не принял Декларацию митрополита Сергия . Был рукоположен в сан пресвитера в Петербурге в соборе Воскресения Христова (Спас на Крови) еп. Димитрием (Любимовым), затем во епископы. С 1929 г. стал жить в Серпухове и возглавил движение иосифлян в Московской области. В Серпухове к нему перешли все 18 приходов; то же самое произошло в Коломне. Большинство приходов в Звенигороде, Волоколамске, Переславле Залесском и других городах также перешли к иосифлянам. 24 мая 1929 г. епископ Максим был арестован и приговорен к пяти годам концлагерей за свою церковную позицию и деятельность. Был отправлен на Соловки, где был назначен врачом во время эпидемии сыпного тифа. Вместе с епископами Виктором (Островидовым), Нектарием (Трезвинским) и Иларионом (Бельским) и другими заключенными епископ Максим совершал тайные богослужения в лесу. В 1931 г. епископ Максим (Жижиленко) был вызван в Москву по новому делу и заключен в Бутырскую тюрьму. Расстрелян 4 июня, похоронен на Ваганьковском кладбище г. Москвы.  Епископ Нарвский Сергий (Дружинин; †1937). За долгие годы пастырского служения владыка был насельником Валаамского монастыря , Александро-Невской лавры и Троице-Сергиевой пустыни, в которой в 1915-19 гг. служил настоятелем в сане архимандрита. 10 (23) ноября 1924 г. отец Сергий был хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Нарвского, викария Петроградской (Ленинградской) епархии. В декабре 1927 г. епископ отделился от заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, в конце 1929-30 гг. фактически возглавлял «иосифлянское» движение в стране. После ареста и пятилетнего заключения в Ярославской тюрьме он был сослан в Марийскую АССР, где в 1937 г. принял мученическую кончину по приговору НКВД.

http://patriarchia.ru/db/text/5606409.ht...

«Сопротивлялся наш «владычка» без озлобления» — памяти священноисповедника Виктора (Островидова) В кабинете академика Д.С. Лихачева долгие годы на видном месте находился портрет одного священнослужителя. Желающим Дмитрий Сергеевич рассказывал, что это – епископ Виктор (Островидов). Человек, который спас ему жизнь на Соловках. 2 мая, 2013 В кабинете академика Д.С. Лихачева долгие годы на видном месте находился портрет одного священнослужителя. Желающим Дмитрий Сергеевич рассказывал, что это – епископ Виктор (Островидов). Человек, который спас ему жизнь на Соловках. 2 мая (19 апреля ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священноисповедника Виктора (Островидова), епископа Глазовского, викария Вятской епархии. Епископ Виктор (Островидов) «Вид имел сельского попика…» В кабинете академика Д.С. Лихачева долгие годы на видном месте находился портрет одного священнослужителя. Портрет часто привлекал внимание посетителей, люди спрашивали – кто этот человек. Желающим Дмитрий Сергеевич охотно и подробно рассказывал, что это – епископ Виктор (Островидов). Человек, который спас ему жизнь на Соловках. Из воспоминаний Д. С. Лихачева: «Духовенство на Соловках делилось на «сергианское»… и «иосифлянское», поддерживавшее митрополита Иосифа, не признавшего декларации. Иосифлян было громадное большинство. Вся верующая молодежь была также с иосифлянами. И здесь дело было не только в обычном радикализме молодежи, но и в том, что во главе иосифлян на Соловках стоял удивительно привлекательный владыка Виктор Вятский… Он был очень образован, имел печатные богословские труды, но вид имел сельского попика… От него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, т.к. к нему все относились хорошо и его слову верили…». Епископ Виктор (Островидов), Вятская тюрьма, 1922 год В рассказе Дмитрия Сергеевича речь идет о 1929-1930 годах, когда в Соловецком концлагере одновременно отбывали срок несколько «иосифлянских» епископов – епископ Серпуховский Максим (Жижиленко), смоленский викарий Иларион (Бельский), а также два вятских викария — епископ Яранский Нектарий (Трезвинский) и епископ Глазовский Виктор (Островидов). Именно последнего Дмитрий Сергеевич упоминает как Виктора Вятского. В 1928-30 гг он был заключенным 4 отделения СЛОНа и работал там бухгалтером канатной фабрики.

http://pravmir.ru/soprotivlyalsya-nash-v...

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Семеновка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Семеновка построен в 1818 году и считается одним из самых старых храмов в республике Марий Эл. Содержание История [ править править код ] Церковь в селе Семеновка Царевококшайского уезда Казанской губернии была построена в 1818 году на средства прихожан. Главный престол ее освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел – во имя святителя Николая Чудотворца, левый – в честь святого пророка Божия Илии. В своих архитектурных формах храм как бы синтезирует традиционно русские и классические приемы. Главный куб его завершается круглой ротондой, увенчанной сферой с традиционной главкой на барабане. Обширная трапезная соединяет главный храм с трехъярусной колокольней типа «восьмерик на четверике», объемы которой обильно декорированы многочисленными пилястрами, нишами, карнизами, создающими праздничный нарядный облик. По состоянию на 1915 год к церкви были приписаны часовни в деревнях Княжна и Савино, последняя из которых освящена во имя пророка Божия Илии, а построена на средства святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1884 году при храме открылась церковно-приходская школа, в 1915 году кроме нее на территории прихода находились церковно-приходская школа в деревне Якимово, училище Министерства просвещения в деревне Княжна, а также три земских училища. Действовала при церкви и библиотека, в которой имелось 236 томов книг. В советские времена храм лишился части своего убранства и утвари. В 1922 году из него был изъят 21 предмет весом в 19 фунтов 52 золотника, в том числе серебряная риза с иконы Божией Матери «Троеручица», 5 серебряно-золотых венцов с икон, 2 креста, потир, дарохранительница. В начале 1920-х годов духовенство церкви села Семеновка примкнуло к обновленчеству. На возвращении прихода под омофор Патриарха Тихона настаивали казначей храма Николай Кириллович Симонов, Иван Васильевич Чулков и ряд других верующих. В результате настоятель церкви священник Петр Соловьев ездил с покаянием к епископу Яранскому Нектарию (Трезвинскому), а по приезде от Владыки заново освятил храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010