Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКТАРИЙ [Серб. Hekmapuje] (Круль Никола; 30.11.1879, Поцрне, Босния и Герцеговина - 7.09.1966, Сараево), митр. Дабро-Босанский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Окончил начальную школу в родном селе и гимназию в г. Мостар, в 1907 г.- Релевскую семинарию и назначен секретарем церковного суда в Мостаре (до 1912). Изучал в Вене и Загребе право, в 1911 г. стал доктором права. В 1912 г. целибатом был рукоположен во диакона, на Пасху 1913 г.- во иерея и назначен катехизатором в Мостаре, Бихаче и Тузле. Преподавал в семинарии в Сараево, затем был ректором семинарий в Сремски-Карловци, Призрене и Битоле. 29 нояб. 1925 г. избран епископом Захумско-Рашской епархии. 27 марта 1926 г. принял монашество с именем Нектарий в мон-ре Наума Охридского. На следующий день был возведен в сан архимандрита. Хиротония состоялась 16 мая 1926 г. в кафедральном соборе Белграда, вступил в управление кафедрой 12 июля. 29 окт. 1928 г. избран епископом Зворникско-Тузланским. Проявил себя как отличный организатор. Епархиальный суд его епархии считался одним из лучших в Сербской Патриархии в межвоенный период. Поддержал богомольческое народное движение. По его инициативе в мон-ре Тавна проходили соборы богомольцев, что способствовало развитию церковной жизни в епархии. После оккупации Югославии Германией в апр. 1941 г. как член Свящ. Синода СПЦ был доставлен немцами в Белград. Участвовал в адм. управлении СПЦ в период оккупации вместе с др. членами Синода. Был председателем специальной комиссии, к-рая занималась сбором данных о страданиях Сербской Православной Церкви и серб. народа на территориях вне нем. оккупационной зоны. Был одним их авторов Меморандума СПЦ о страданиях серб. народа и геноциде на оккупированных территориях, в первую очередь на территории т. н. Независимого гос-ва Хорватия. Во время войны исполнял обязанности ректора ДС в г. Ниш и был администратором всех епархий СПЦ на территории т. н. Независимого гос-ва Хорватия.

http://pravenc.ru/text/2564882.html

8 дек. 1939 г. Архиерейский Собор СПЦ избрал овдовевшего прот. Й. Липоваца викарием патриарха Сербского Гавриила V (Дожича) с титулом «епископ Будимлянский». 1 февр. 1940 г. в монастыре Раковица митр. Скопским Иосифом (Цвийовичем) пострижен в монашество, 11 февр. 1940 г. в соборной церкви в Белграде хиротонисан во епископа. Хиротонию совершили патриарх Сербский Гавриил, митр. Скопский Иосиф и еп. Зворникско-Тузланский Нектарий (Круль). Решением Архиерейского Собора СПЦ от 11 дек. 1940 г. избран митрополитом Черногорским и Приморским (см. Черногорская и Приморская митрополия СПЦ ), взошел на кафедру 23 февр. 1941 г. Во время второй мировой войны благодаря усилиям И. семинария (богословия) в Цетине была единственной действующей семинарией СПЦ. По его ходатайству итал. оккупационные власти освободили из концлагерей мн. заключенных, в т. ч. священнослужителей. И. считал коммунистическую идеологию враждебной Церкви и народу и в посланиях и проповедях осуждал деятельность партизан-коммунистов. Партизаны объявили его изменником и пособником оккупантов, поэтому незадолго до их прихода к власти И. в нояб. 1944 г. покинул Цетине и вместе с 70 священниками и 5-6 тыс. чел. (в основном со стариками и с детьми) направился к зап. границам Югославии. Ок. мест. Зидани-Мост (Словения) или уже на территории Австрии они были схвачены солдатами 1-й югославской армии, большинство было расстреляно, а И. и свящ. Лука Вукманович (родной брат одного из югослав. коммунистических лидеров) переправлены в Сербию. И. был заключен в тюрьму г. Аранджеловац и после пыток казнен (согласно одному из поздних свидетельств, в июне 1945 в овраге близ Аранджеловаца). Временный глава иерархии СПЦ митр. Скопский Иосиф (Цвийович) пытался освободить И., но безуспешно. Штаб 1-й Югославской армии 21 июня 1945 г. отправил сообщение Черногорской митрополии: «Посылаем вам панагию и крест, найденные у разбойника бывшего митр. Иоанникия. Смерть фашизму - свобода народу!» В нач. 90-х гг. ХХ в. стали появляться сведения о мученической кончине И., к-рые, однако, сложно проверить. Место его захоронения неизвестно.

http://pravenc.ru/text/577948.html

Несмотря на все трудности, СПЦ удалось через 6 месяцев после нападения на Югославию возобновить издание своего официального органа “Вестник СПЦ”, а также календаря “Цер­ковь”, хотя и в значительно уменьшенном объеме 11 . Финансирование Церкви осуществлялось согласно довоенным законам. Часть средств поступала от приходов и по другим церковным каналам, а часть из государственной казны. На Церковь оказывалось сильное давление с целью втянуть ее в политическую борьбу, особенно после окончательного формирования правительства генерала Недича; этот процесс усилился, когда вопросы религиозного управления перешли в ведение министерства просвещения. Священный Синод неоднократно был вынужден остро протестовать и требовать от органов государственной власти невмешательства во внутренние вопросы церковной жизни 12 . На состоявшейся 20 октября 1941 года по инициативе генерала Недича встрече, на которой присутствовали восемь архиереев, глава сербского правительства сообщил, что оккупационные власти недовольны позицией Сербской Церкви и тем, что она не предпринимает конкретных шагов для борьбы с большевистской пропагандой. Недич призвал сербский епископат помочь возглавляемому им правительству в борьбе с коммунистами, партизанами и бандитами. Позиция Церкви, по его мнению, была двусмысленна. В ответ митрополит Иосиф (Цвиевич) заявил, что в позиции Церкви нет никакой двусмысленности и что она не может вмешиваться ни в какие политические комбинации. Немцы, по его словам, не имеют права требовать от Сербской Церкви того, чего не получили от католической и протестантской 13 . В целом, отношения СПЦ с сербской администрацией на протяжении всего периода оккупации нельзя назвать абсолютно гладкими. Стремясь к сотрудничеству с властями, сербские архиереи не раз проявляли твердость и бескомпромиссность в отстаивании своих позиций и церковной свободы. Наиболее характерным было стремление со стороны высших представителей церковных властей дистанцироваться от каких-либо политический акций, проводимых оккупантами. Показательно, что в декабре 1942 года командующий оккупационными войсками направил председателю сербского правительства акт 631, в котором констатировал, что “духовенство вплоть до высших его представителей принимает участие в движении мятежников”. В связи с этим 21 декабря 1942 года митрополит Иосиф и епископ Нектарий (Круль) посетили главу сербского правительства и просили его о ходатайстве перед немецкими властями с тем, чтобы политическая благонадежность духовенства не ставилась под сомнение 14 .

http://pravmir.ru/serbskaya-pravoslavnay...

Сильное давление оказывалось на Церковь с целью втянуть ее в политическую борьбу. Священный Синод был вынужден неоднократно остро протестовать и требовать от государственных органов невмешательства во внутренние вопросы церковной Митрополит Скопский Иосиф (Цвиевич) 20 октября 1941 г. по инициативе генерала Недича была организована встреча, на которой присутствовало восемь архиереев. Глава сербского правительства сообщил епископам о том, что оккупационные власти недовольны позицией Сербской Церкви и тем, что она не предпринимает конкретных шагов для борьбы с большевистской пропагандой. Недич призвал сербский епископат помочь возглавляемому им правительству в борьбе с коммунистами, партизанами и бандитами. Позиция Церкви, по его мнению, была двусмысленна. В ответ митрополит Иосиф (Цвиевич) заявил, что в позиции Церкви нет никакой двусмысленности и что она не может вмешиваться ни в какие политические комбинации. Немцы, по его словам, не имеют права требовать от Сербской Церкви того, чего не получили от Католической и Протестантской В целом отношения СПЦ с сербской администрацией на протяжении всего периода оккупации нельзя назвать абсолютно гладкими. Стремясь к сотрудничеству с властями, сербские архиереи не раз проявляли твердость и бескомпромиссность в отстаивании церковной свободы. Наиболее характерным было стремление со стороны высших представителей Церкви дистанцироваться от каких-либо политический акций, проводимых оккупантами. В декабре 1942 г. командующий немецкими оккупационными войсками направил председателю сербского правительства акт 631, в котором констатировалось, что «духовенство вплоть до высших его представителей принимает участие в движении мятежников». В связи с этим 21 декабря 1942 г. митрополит Иосиф и епископ Нектарий (Круль) посетили главу сербского правительства и просили его о ходатайстве перед немецкими властями с тем, чтобы политическая благонадежность духовенства не ставилась под В действительности довольно большая часть духовенства принимала участие в движении Сопротивления как в рядах партизан, так и в рядах четников. Сербское духовенство довольно часто погибало от рук немецких фашистов во время карательных акций и боевых действий. В общей сложности немцами за годы войны было убито 84

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В немецкой оккупационной зоне оказалась непосредственно Сербия с Банатом. На этой территории раполагалось 7 епархий и часть Белградо-Карловацкой митрополии СПЦ. Как отмечает сербский церковный историк Слиепчевич, положение Сербской Церкви в немецкой зоне было относительно более стабильным в сравнении с другими территориями. По мнению исследователя, одной из главных причин такого положения была религиозная и национальная однородность населения Сербии и формирование единой сербской администрации 3 . 23 апреля 1941 года Патриарх Сербский Гавриил (Дожич) был арестован немцами в монастыре Острог. Все остальные епископы за исключением Жичского Николая (Велимировича) остались на своих кафедрах и могли управлять епархиями. Епископ Николай находился под домашним арестом в своей резиденции в Жиче. В октябре 1941 года он был переведен в монастырь Любостиню, а оттуда позднее вместе с Патриархом в Войловицу. С арестом Патриарха Сербская Церковь оказалась в положении, предусмотренном 55 статьей ее устава, согласно которой “в случае отсутствия Патриарха или невозможности для него по какой-либо причине осуществлять обязанности председателя на Соборе, как и на Синоде, его заменяет, по предоставлении полномочий, старейший по хиротонии архиерей, член Собора и Синода” 4 . В конце мая 1941 года Патриарха посетил митрополит Скопский Иосиф (Цвиевич) и известил его о том, что в сложившихся условиях был вынужден принять на себя управление Церковью. 7 июля 1941 года в монастырь Раковицу прибыла целая делегация сербских архиереев, в состав которой входили епископы Ириней (Чирич), Нектарий (Круль), Иоанн (Илич) и Емилиан (Пиперкович). Члены делегации подробно известили Патриарха о состоянии дел 5 . На состоявшемся после этого заседании было констатировано, что немецкие оккупационные власти выступают за сохранение целостности и единства СПЦ. Вскоре после этой встречи открылось заседание Священного Синода, на котором были подтверждены полномочия митрополита Иосифа. Исходя из сложившейся ситуации, Синод заявил, что будет “лояльно исполнять законы и распоряжения оккупационных и сербских властей” и делать все для поддержания порядка, мира и спокойствия. Синод посчитал необходимым призвать верующих “храниться всех течений, восстающих против веры, святой Церкви и всей духовной жизни”, и “остаться верными своей Православной Церкви” 6 .

http://pravmir.ru/serbskaya-pravoslavnay...

На территори оккупированной Сербии нашли прибежище многие представители сербского духовенства. Помимо высланных из болгарской оккупационной зоны митрополита Скопского Иосифа (Цвиевича) и епископа Злетовско-Струмицкого Викентия (Проданова), в Сербии оказались спасшимися от усташского террора из НГХ епископы Зворницко-Тузланский Нектарий (Круль) и Захолмско-Герцеговинский Николай (Йоканович), а также высланный венгерскими властями из Словакии епископ Мукачевско-Прешевский Владимир (Раич) и прибывший из Загреба митрополит Загребский Досифей (Васич). Все архиереи были приняты и размещены в Белграде и других местах. Первоначально здание Сербской Патриархии было превращено немцами в казарму. Мебель, библиотека, деньги и драгоценности были расхищены, церковные архивы подверглись частичному уничтожению. Однако 10 октября 1941 г. здание было возвращено Патриархии. Гестапо осуществляло контроль за работой Священного Синода, протоколы заседаний которого доставлялись тайной полиции. Вместе с тем существовала практика проведения Синодом отдельных заседаний, после которых немцам предоставлялись другие По желанию немцев правительство генерала Недича назначило специального цензора, в обязанности которого входило просматривать почту центральных и епархиальных церковных властей в Белграде. При этом известен только один случай, когда была задержана, конфискована и уничтожена Немецкая цензура контролировала публикации в церковной прессе. Из синодальных постановлений, рождественских и пасхальных посланий вычеркивалась неугодная титулатура архиереев. Случалось, что сами послания тоже редактировались, но Синод никак на это не Немецкие власти не разрешили публиковать ответ Священного Синода на нападки государственных деятелей НГХ на Сербскую Церковь. Аналогичным образом не было разрешено доставить сообщение Священного Синода о положении СПЦ на территории НГХ братским Православным Несмотря на все трудности, осенью 1941 г. возобновилось издание официального печатного органа «Вестник СПЦ», а также календаря «Церковь», хотя и в значительно уменьшенном Финансирование Церкви осуществлялось согласно довоенным законам: часть средств поступала от приходов и по другим церковным каналам, а часть из государственной казны.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

На территории оккупированной Сербии нашли прибежище многие представители высшего и низшего духовенства СПЦ, изгнанные с мест своего служения. Помимо высланных из болгарской оккупационной зоны митрополита Скопского Иосифа (Цвиевича) и епископа Злетовско-Струмичского Викентия (Про­­да­нова), в Сербии оказались бежавшие от усташского террора из НГХ епископы Зворницко-Тузланский Нектарий (Круль) и Захолмско-Герцеговинский Николай (Йоканович), а также высланный венгерскими властями из Словакии епископ Мукачевско-Прешевский Владимир (Раич) и прибывший из Загреба митрополит Загребский Досифей (Васич). Все архиереи были приняты и размещены в Белграде и других местах. Первоначально здание Сербской Патриархии было занято немцами и превращено в казарму. Вся мебель, библиотека, деньги и драгоценности были расхищены полностью. Частичному уничтожению подверглись архивы. 10 октября 1941 г. здание было возвращено Патриархии. За работой Священного Синода осуществлялся контроль со стороны гестапо. Протоколы заседаний доставлялись тайной полиции. Однако случаев, когда гестапо делало бы замечания по работе или решениям Синода, не было. Существовала практика проведения Синодом отдельных заседаний. Немцам в таком случае предоставлялись другие протоколы 7 . По желанию немцев правительством генерала Недича был назначен специальный цензор, просматривавший почту центральных и епархиальных церковных властей в Белграде. При этом известен только один случай, когда была задержана, конфискована и уничтожена посылка 8 . Немецкая цензура контролировала публикации в церковной прессе. Из синодальных постановлений, рождественских и пасхальных посланий вычеркивалась неугодная титулатура архиереев. Случалось, что сами послания тоже редактировались, но Синод никак на это не реагировал 9 . Немецкие власти не разрешили публиковать ответ Священного Синода на нападки государственных деятелей НГХ на Сербскую Церковь. Аналогичным образом не было разрешено доставить сообщение Священного Синода о положении СПЦ на территории НГХ братским Православным Церквам 10 .

http://pravmir.ru/serbskaya-pravoslavnay...

Во время второй мировой войны Е. принимал активное участие в судьбе СПЦ. 7 июля 1941 г., после оккупации Югославии фашистскими войсками, Е., еп. Бачский Ириней (Чирич) , еп. Зворникско-Тузланский Нектарий (Круль) и еп. Нишский Иоанн (Илич) посетили находившегося под домашним арестом в мон-ре Раковица Патриарха Сербского Гавриила V (Дожича) , приняли у него полномочия по управлению СПЦ и впосл. во главе с митр. Скопским Иосифом (Цвийовичем) осуществляли управление Церковью до возвращения Патриарха из вынужденной эмиграции в 1946 г. Придерживаясь принципа невмешательства в политику, архиереи стремились к сотрудничеству с властями, но твердо и бескомпромиссно отстаивали свободу Церкви. В февр. 1945 г. Е. в составе делегации СПЦ присутствовал в Москве на интронизации Патриарха Московского и всея Руси Алексия I . После возвращения Патриарха Гавриила Е. отошел от активной церковно-политической деятельности и вернулся к управлению Тимокской епархией, к-рая хотя и находилась в нем. оккупационной зоне, но в ходе войны практически не пострадала. В авг. 1970 г. из-за болезни Е. не смог принять участие в торжествах в честь 50-летия восстановления Сербской Патриархии. В письме Патриарху Герману (Джоричу) он сообщил, что тяжело переживает свое отсутствие на заседании, т. к. является «единственным живым из шести членов делегации, которая в 1919-1920 гг. вела переговоры со Вселенской Патриархией». Похоронен в г. Заечар. Е. известен как богослов и церковный писатель. Печатал свои труды в периодических изданиях: «Гласнике» СПЦ и греческих «Εκκλησιαστικς φρος», «Εκλησιαστικς κρυξ». Соч.: Нова koдuфukaцuja каноника у Npabocлabhoj цркви. Ниш, 1932. Лит.: Дамаскин (Давидович), иером. Еп. Тимокский Емилиан: [Некролог]//ЖМП. 1971. 2. С. 53-54; Ucmopuja. 3. С. 109, 116, 222; Српски jepapcu. С. 185; Д. Српска православна црква и нова власт, 1944-1950. Београд, 1998. С. 15-16. В. С. Путятин Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)

http://pravenc.ru/text/189949.html

В немецкой оккупационной зоне Сербия оказалась непосредственно с Банатом. На этой территории располагалось семь епархий и часть Белградо-Карловацкой митрополии СПЦ. Как отмечает сербский церковный историк Слиепчевич, положение Сербской Церкви в немецкой зоне было относительно более стабильным в сравнении с другими территориями. По мнению исследователя, одной из главных причин такого положения была религиозная и национальная однородность населения Сербии и формирование единой сербской Патриарх Сербский Гавриил (Дожич) 23 апреля 1941 г. патриарх Сербский Гавриил (Дожич) был арестован немцами в монастыре Острог. Все остальные епископы, за исключением Жичского Николая (Велимировича), остались на своих кафедрах и могли управлять епархиями. Епископ Николай находился под домашним арестом в своей резиденции в монастыре Жича. В октябре 1941 г. он был переведен в монастырь Любостиню, а оттуда в 1943 г. вместе с патриархом в Войловицу. С арестом патриарха Сербская Церковь оказалась в положении, предусмотренном 55-й статьей ее устава, согласно которой «в случае отсутствия патриарха или невозможности для него по какой-либо причине осуществлять обязанности председателя на Соборе и в Синоде … его заменяет старейший по хиротонии архиерей, член Собора и В конце мая 1941 г. патриарха посетил митрополит Скопский Иосиф (Цвиевич) и сообщил о том, что в сложившихся условиях вынужден принять на себя управление Церковью. 7 июля 1941 г. в монастырь Раковица, где содержался патриарх, прибыла уже целая делегация сербских архиереев, в состав которой входили епископы Ириней (Чирич), Нектарий (Круль), Иоанн (Илич) и Емилиан (Пиперкович). Члены делегации подробно известили патриарха о положении Вскоре после этой встречи состоялось заседание Священного Синода, на котором были подтверждены полномочия митрополита Иосифа. Исходя из сложившейся ситуации, Синод заявил, что будет «лояльно исполнять законы и распоряжения оккупационных и сербских властей» и делать все для поддержания порядка, мира и спокойствия. Синод посчитал необходимым призвать верующих «храниться всех течений, восстающих против веры, Святой Церкви и всей духовной жизни», и «остаться верными своей Православной

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Проезд: Храм находится в селе Вишеградска-Баня, в 5 км к северу от Вишеграда (Вышеграда). Подробнее... Храм Зачатия Святого Иоанна Крестителя (Зимча) [ править править код ] Храм Зачатия святого Иоанна Крестителя находится в месте под названием Голо-Брдо, между поселками Моштра и Зимча, недалеко от города Високо. Приход был образован в конце августа 1985 года. Первоначально на этом месте стояла часовня, построенная в 1947 году, но к началу 1970-х годов она пришла в негодность. В связи с этим, в 1976 году было начато строительство новой часовни, а вскоре после этого часовня была превращена в храм. В течение последующих нескольких лет храм служил как кладбищенская часовня, иногда в ней совершались богослужения. Адрес: Donja Zima, Босния и Герцеговина Подробнее... Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Вареш) [ править править код ] Церковь построена в 1891-1894 годах в стиле необарокко на прямоугольном плане шириной 7,85 м и длиной 13,75 м (вместе с апсидой). Вход в церковь расположен с западной стороны. Над ним в ряд размещены три круглых окна диаметром около 90 см, над которыми располагается ещё одно такого же размера. Над ними надстроена колокольня высотой 16,3 м (до основания креста), которая на 12,5 м возвышается над крышей храма. Толщина стен составляет 60-65 см, апсиды – 43 см. 10-16 марта 2009 года Комиссия по сохранению национальных памятников, в составе Зейнеп Ахунбай, Мартина Черри, Амры Хаджимухамедович, Дубравко Лавреновича и Лиляны Шево, провозгласила церковь национальным памятником Боснии и Герцеговины. Адрес: Vareš, Босния и Герцеговина Подробнее... Храм Преображения Господня (Сараево) [ править править код ] Храм строился с 1938 по 1940 год. Он был построен на пожертвования православных сербов из соседнего прихода, а также видных деятелей Сараево и других городов. Освящен 8 сентября 1940 года. На освящении храма присутствовали Патриарх Сербский Гавриил V (Дожич), митрополит Дабро-Босанский Петр Зимонич, епископ Николай Велимирович, Нектарий Круль, Николай Йоканович, и другие.

http://azbyka.ru/palomnik/Босния_и_Герце...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010