24 марта (воскресенье): Неделя 1-я. Торжество Православия. Воспоминание победы Православия над ересью иконоборчества в 843 году. После Литургии совершается Чин торжества Православия. 2-ая седмица 25—30 марта 30 марта: Родительская суббота — особое поминовение усопших. 31 марта (воскресенье): Неделя 2-я. Святителя Григория Паламы. Церковь вспоминает святителя — выразителя учения о нетварных Божественных энергиях. 3-ая седмица 1—6 апреля 7 апреля (воскресенье): Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (воскресенье): Неделя 3-я Крестопоклонная. Поклонение Кресту Господню. Середина поста. 4-ая седмица 8—13 апреля 13 апреля: Родительская суббота — особое поминовение усопших. 14 апреля (воскресенье): Неделя 4-я. Преподобного Иоанна Лествичника. Церковь вспоминает автора «Лествицы» — знаменитой христианской книги о духовной жизни. 5-ая седмица 15—20 апреля 18 апреля (четверг): Мариино стояние. Чтение Великого канона свт. Андрея Критского и жития Марии Египетской. Чтение совершается накануне — 17 апреля, в среду вечером. 20 апреля (суббота): Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Чтение Акафиста совершается накануне. 21 апреля (воскресенье): Неделя 5-я. Преподобной Марии Египетской. Церковь вспоминает Память святой Марии Египетской — грешницы, которая ушла в пустыню, прожила там многие годы и победила свои страсти. 6-ая седмица 22—27 апреля 27 апреля: Лазарева суббота. Воспоминание о чуде воскрешения Христом праведного Лазаря. 28 апреля (воскресенье): Неделя 6-я. Вербное воскресенье (Неделя ваий). Церковь вспоминает события входа Господня в Иерусалим. Страстная седмица 29 апреля — 4 мая Воспоминание последних дней земной жизни Спасителя 29 апреля: Великий понедельник. Воспоминание ветхозаветной истории Иосифа, проданного братьями в Египет. 30 апреля: Великий вторник. Воспоминание обличения Христом книжников и фарисеев, а также Его притчей и бесед в Иерусалимском храме. 1 мая: Великая среда. Воспоминание предательства Христа Иудой. 2 мая: Великий четверг. Воспоминание Тайной Вечери.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta.h...

в) В воскресенье 3-й недели, в ободрение нас к дальнейшим подвигам поста и для услаждения горьких вод покаяния, совершается на утрени после великого славословия, изнесение на средину храма св. креста для поклонения ему; почему вся седмица называется крестопоклонною и посвящена прославлению св. креста и воспоминанию плодов крестной смерти Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа 107 . На литургии в сей день вм. Трисвятого поется: Кресту Твоему... г) В воскресенье 4-й недели прославляются подвиги величайшего из подвижников благочестия св. Иоанна лествичника , написавшего (книгу) лествицу духовного восхождения к христианскому совершенству. д) В воскресенье 5-й недели ублажаются подвиги преподобной Марии Египетской, представляющей своею жизнью назидательнейший образ покаяния, возведшего ее из глубины греховной в такую чистоту жизни, которая удивила самих Ангелов. Шестая неделя – последняя неделя поста; пятницею заканчивается четыредесятница, почему в стихирах на «Господи воззвах» поется: « Душеполезную совершивше четыредесятницу »... Следующая неделя называется особым именем: » страстною седмицею ». е) В воскресенье 6-й недели празднуется Вход Господень во Иерусалим. К особенностям сего праздника при Богослужении относится обряд освящения ваий, или древесных ветвей (верб) на утрени. После Евангелия священник, взявши кадило, кадить крестообразно ваия, кропить их св. водою и читает особо положенную молитву на благословение ваий, и после целования верующими Евангелия раздает им ваия. Принявшие ваия (вербу) в то же время зажигают свечу и слушают праздничный канон, изображая народ еврейский, встретивший Господа с пальмовыми ветвями и воспевавший славу Сыну Давидову. От ветвей и свечей, с коими верные стоять на утрени, воскресение это называется неделею ваий или цветоносною. Литургия совершается Иоанна Златоустог о; на ней поются праздничные антифоны, а вместо «Достойно» ирмос: «Бог Господь и явися нам». Праздник сей не имеет ни препразднства, ни попразднства, потому что пред собою и после себя имеет дни постные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Вот сколько дурных последствий из-за безделицы! К тому же надо присоединить волнение и беспокойство мое вследствие рассорения спичек, павших со шкафа, собрал я их в горсть, принес на стол в кабинет, взяло меня нетерпение, швырнул их на кресло, стали собирать с кресла. Многие спички засели вглубь по бокам – давай преследовать врагов с волнением, иные ушли, как клопы, в далекую глубь, я рукой за ними – не поймал, разорвал клеенку, долго шарил рукой в волнении, глотал пыль молча – бросил, измучившись, пошел в баню (понедельник). Вот что значит поспешность и нетерпение. Драпировку с нетерпением забросил на перекладину, а спички уронил. (Записано 10 марта 1873. ) На 13 марта видел сон, что какой-то пластырь я налепил на рака, снял – и пластырь весь в белых пятнах или бугорках. 11-го марта. Воскресение. (3-я неделя поста.) Крестопоклонная. Благодарю Господа, яко не отвратил от меня лица Своего, но милостиво принял моление и служение утрени и литургии, даровал слезы умиления и таким образом меня, предочищенного, сподобил причаститься святых, божественных, бессмертных и животворящих Таин в очищение, освящение, обновление, мир, свободу и в радость и во исцеление не только души, но и тела. Благодарю Господа, приявшего покаяние мое внутреннее по великому милосердию Своему и по входе в гимназию и поклонении с верою образу Господа и Пречистой Богородицы умирившего мою душу. Всю дорогу от дома до гимназии шел я молясь и раскаиваясь в самолюбии, злобе, зависти, ревности, единообладании, любостяжании, сластолюбии по поводу пребывания у меня против воли моей Анны Константиновны с детьми и ее самочиния относительно несоблюдения постов однодневных и многодневных. Опустил я из виду, что любовь выше поста и молитвы. По благодати Господней и боль в боку прошла у меня. Ныне получил посылочку из Веркольского монастыря – деревянное маслице от святого праведного Артемия. Чистым сердцем да употреблю оное. Сколь должно быть завидно мое состояние для диавола, что я живу и служу не для себя одного, но для многих, и притом туне пользующихся моими трудами со славу Божию, во спасение мое и ближних? Видно, завидно, когда он ежедневно приступает ко мне, теснит, беспокоит меня, нудит не служить им, не довольствовать их, враждовать против них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сразу после Литургии помещены молитвы по Святом Причащении в последовательном изложении (молитвы, «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш...», тропарь и кондак свт. Григория Двоеслова, Богородичен и обычное окончание). Отдельно дается молебен вмч. Феодору Тирону в пятницу Первой седмицы с каноном наряду, чтобы священник мог, при желании или необходимости, читать его по Служебнику без дополнительной книги. После канона помещена молитва над коливом и отпуст этого дня. В последовании утрени в заупокойные субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста полностью помещена и 17-я кафисма. В разделе «Неделя третия святых постов» помещено описание переноса блюда с Крестом на престол перед началом службы и порядок выноса Креста после великого славословия. Следом помещен порядок поклонения Кресту в понедельник и среду Крестопоклонной седмицы и в пятницу — порядок поклонения и отнесения Креста в алтарь. В последовании утрени субботы 5-й седмицы (Похвала Пресвятой Богородицы) в каждом месте чтения акафиста указывается диапазон икосов и кондаков с их первыми словами для более удобной ориентации в чтении. В конце книги помещен фрагмент Месяцеслова — с февраля по апрель включительно — в соответствии с возможными границами Святой Четыредесятницы. Месяцеслов приведен в соответствие с составом современного церковного календаря. Вторая и третья части «Великопостного служебника» — последование служб по дням, начиная с утрени субботы святого праведного Лазаря и заканчивая Литургией в Великую Субботу и молитвой благословения хлебов и вина после нее. Вторая часть заканчивается Великой Средой. Третья часть — с Великого Четверга по Великую Субботу. Все службы, имеющие свои существенные особенности, для удобства даны для каждого дня отдельно, начиная с Великого Четверга. На изобразительных в Великий Четверг так же, как и в первой части, помещены входные молитвы. После изобразительных даны молитвы облачения и последование проскомидии. Литургия свт. Василия Великого, начинающаяся с вечерни, помещена полностью в Великий Четверг.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5790368...

далее... Издревле известно о Чуде схождения Благодатного Огня на Гробе Господнем. Сошедший Огонь обладает уникальным свойством: он не обжигает первые минуты. Повелевая Огню сойти, Господь свидетельствует о Своем Воскресении. Первым свидетелем схождения Благодатного Света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам св. Отцов, апостол Петр. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 14-21 апреля. - Мария Египетская. - Вероисповедание граждан России. - Земля и Церковь. - Демографическая катастрофа. - Информационная политика Рима. - Реабилитация патриарха Тихона. - Вербное воскресенье. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 7-14 апреля. – Благовещение. – Новый митрополичий округ. – В рамках закона. – Цензура толерантного сознания. – Площадь шахидов. – Исчезающая война. – Русская Голгофа. – Маленькие подвиги Великого поста. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 30 марта - 6 апреля. - Спорный джихад. - Государство и Сербская Православная Церковь. - Адекватный дискурс. - Защитить от СМИ. - В поиске правых. - Энциклопедист. - Радость моя. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 24-31 марта. - Феодоровская икона Божией Матери. - Отлучение от Церкви. - Обращения и письма. - Война как шоу. - Статистические данные. - Имущественные вопросы. - Люди наизнанку. - Крестопоклонная неделя. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 17-24 марта. - Праздник святого Даниила. - Миротворческая миссия. - Американская агрессия. - Бомбы на историю. - Обедненный уран и пасхальные куличи. - В поисках идентичности. - Советы атеистов. - Музейное лобби. - Христианская Троя. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 10-17 марта. - Великий пост. - Диетические вопросы. - Духовное очищение. - Под диктовку жизни. - Лженаука и лжекультура. - Свобода любой ценой. - Чудо святителя Луки. - Торжество Православия. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 3-10 марта. - Масленица. - Выборы и конфессии. - Избирательная поддержка. - Рок и проповедь. - Церковь и здравоохранение. - Хозяин Москвы. - Семь дорог к храму. - Прыщавое язычество. - Религия как антураж. - Прощеное воскресенье.

http://pravoslavie.ru/4829.html

Подписано соглашение о сотрудничестве между ГУФСИН России по Кемеровской области и благотворительным фондом просвещения «Вера». Во всех учреждениях смонтировано оборудование для приема спутникового сигнала и организована трансляция духовно-просветительских передач радио «Вера». Библиотеки с православной литературой регулярно пополняются периодическими изданиями — более 350 книг передано в библиотеки учреждений. Проведены беседы с осужденными на тему «Духовно-нравственное воспитание через православную книгу». Для осужденных действуют Православные богословские курсы с помощью трансляции по кабельному телевидению, имеющие большое значение в духовно-нравственном воспитании осужденных. Во всех исправительных колониях организованы кружки обучения колокольному звону. На Пасху, в период Светлой седмицы, в учреждениях проведен предварительный этап конкурса колокольного звона среди осужденных. Православная община из ФКУ ИК-40 была рекомендована для дальнейшего участия во Всероссийском конкурсе колокольного звона, где получила звание лауреата конкурса 3 степени. По благословению митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха в зимний праздник святителя Николая проводится благотворительная акция «День милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся», дважды в году — на Крестопоклонной седмице Великого поста и перед праздником Покрова — молебные службы «Неделя молитвы», а также ежегодное участие осужденных во Всероссийском конкурсе православной иконописи «Канон» и православной живописи «Явление». Созданная Межрелигиозная рабочая группа ежегодно, начиная с 2016 года, организует в преддверии Дня народного единства проведение акции «Межконфессиональный автопоезд " Дорогами добра " ». Представители традиционных для России религиозных организаций делятся с представителями других вероисповеданий опытом взаимодействия, способствующего преодолению межконфессиональных противоречий и нетерпимости, мешающих организации миссии тюремного служения в местах лишения свободы.

http://patriarchia.ru/db/text/6067854.ht...

Так полагали монофизиты, учившие, что до воплощения Господь Иисус Христос имел две природы, а после воплощения — только одну, Божественную. Но Господь Иисус Христос был совершенным человеком, то есть имел всю полноту человеческого естества. Поэтому страдания Его были сопоставимы с теми, какие испытывают обыкновенные люди, и даже несоизмеримо превосходили их по своей силе, однако Он как человек их победил. «С помощью Божией», — хочется добавить нам. Это верно, но и мы также имеем возможность с помощью Божией победить грех, однако, к сожалению, не идем до конца и в какой-то момент уступаем диаволу, не желая больше подвергаться ужасной муке. Конечно, после этого мы испытываем, может быть, не меньшее мучение от упрекающей и уязвляющей нас совести, но в тот момент мы не хотим об этом думать: мы уступаем, соблазняемся, делаем то, что внушает нам диавол. А Спасителя искушал и непосредственно диавол в пустыне, и враги, и даже друзья, как, например, апостол Петр, который прекословил Ему: «Господи, да не будет этого с Тобою», — на что Спаситель ответил ему: «Отойди от Меня, сатана!» (см. Мф 16:22–23). Господь Иисус Христос вытерпел все страдания, но не согрешил, поэтому Он и опытен, искусен в борьбе с грехом. Далее апостол Павел говорит: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (ст. 16). С дерзновением — не значит без страха, но при этом не должно быть и неуместной робости. Если мы хотим победить грех, то у нас нет другого выхода. Наша человеческая немощь вынуждает нас искать помощи, но друг от друга мы ее получить не можем: как может один утопающий помочь другому? Псалмопевец Давид сказал: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс 145:3). Поэтому мы должны с дерзновением искать помощи сверхъестественной. Сам Спаситель говорил, что мы должны стучать в двери и неотступно просить, пока наш друг, который, может быть, в это неподходящее для просьб время спит, не восстанет с ложа и не даст нам, нуждающимся, хлеба.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-v...

Христианство, возвеличив человека («ты не пыль, “нас ради человек и нашего ради спасения” Бог сам стал таким, как ты») одновременно его и унижает («забудь о самосовершенствовании и самоспасении, ты, сотериологический неумёха»). Успехи йогов, жрецов и толкователей отодвинуты в сторону. Никакой ритуально-социальный «закон никого не довел до совершенства», говорит первым христианам некогда очень продвинутый «толкователь» («книжник»). Засмотревшись на Крест, этот Павел все свои былые заслуги, успехи и преимущества теперь расценивает как «дерьмо» (Флп. 3,8). У подножия Креста лежит большая куча, составленная из олимпийских медалей, генеральских погон, докторских дипломов и черных поясов. Человеческие знаки отличия и преимущества вдруг переживаются как слишком маленькие. Они подарили несколько дней радости и триумфа, но так и не смогли заполнить собою боль и бездну души. Так Крест разрушает мирки. Но он же хранит Вселенную. Крест – форма устойчивости. Если Бог так, крестно заботится о человеке, значит, на такого Бога и на Его Крест можно положиться. Человек не потерян и не растворен в эфирных безднах. Крест охраняет его от «древнего Зла». И потому под сенью Креста можно жить. Олимпионик может идти на тренировку, банкир – в банк, генерал – в штаб, студент – в аудиторию. Если ты помнишь о той цене, которой ограждено твое бытие, ты имеешь право на быт. Ты можешь жить на земле и идти земными путями. Просто найди свои слова для памяти о том, что по своему сказал рокер Сергей Трофимов: Все-таки весна это чудо от Бога, Тайна мирозданья в улыбке Творца. А земная жизнь – это просто дорога, Только долгий путь от креста до венца. И в конце пути – ощущенье свободы Оттого, что там, где рождается новь, За меня, дурного, над всем небосводом Тело держат гвозди, а душу – любовь. Читайте также: Сила крестная Почему на третье воскресенье Великого поста выносится на середину храма Крест Господень? Неделя Крестопоклонная: «Ты не можешь назвать ни одного мучения, которого бы я уже не взял на Себя» Царь

http://pravmir.ru/krestopoklonnaya-nedel...

А книжники и фарисеи всех времен, видя, что Господь ест и пьет на Вечери Любви с мытарями и грешниками, будут говорить ученикам Его: «Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?» Но с самого начала Господь непоколебим в избранном Им пути. Многие ложные праведники полагали, что мытарей должно презирать и ненавидеть. «Нет, — говорит Христос, — их должно жалеть, они больны, и нуждаются во враче. Они грешники, и нуждаются в Спасителе». Сын Человеческий имеет власть отпускать грехи, и мы узнаем еще одно Его именование — Он Врач душ и телес наших. Фарисеи думали, что Господь, ревнующий о праведности, отделит Себя от грешников. «Нет, — говорит Христос, — Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Он послан в грешный мир, и Его забота прежде всего — о великих грешниках. Время прощения наступило, ибо Мессия пришел. Господь нуждается в праведниках, но чтобы начать идти путем праведности, надо увидеть себя грешником. Христос пришел всех спасти. И единственный, кому Он не может помочь, — тот, кто считает себя настолько праведным, что уже не нуждается в Его помощи. Такой человек утверждает медную стену, как говорят святые отцы, между собой и Богом. А Левий Матфей становится учеником Христовым. Даже апостольство открывается кающимся грешникам. Гордые фарисеи видят себя праведниками, а мытари исповедуют себя в покаянии грешниками. «От нихже первый аз есмь», как говорит каждый из нас перед трапезой Господней — вместе с апостолом Павлом, святым Иоанном Златоустом и всеми святыми. Неделя 3-я Великого поста Крестопоклонная Мк, 37 зач., 8, 34—9, 1 Господь сказал: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

http://moral.ru/седмица-3-я-великого-пос...

Когда мы творим грех, то тем самым вызываем и наказание за него в виде укоров совести, внутренних мучений и других скорбей и бед. Вернейшим средством от этих страданий и скорбей является борьба с грехом. Чем меньше мы боремся с грехом, тем тяжелее наша жизнь, тем больше болезней, скорбей и несчастий. Попуская на нас все эти невзгоды и беды, Господь хочет вместе с тем понудить нас в них же самих (невзгодах, болезнях и прочем) находить источник утешения и средства исправления. Это возможно, если мы усвоим правильный взгляд на них. Обычно мы не любим болезни, страдания и скорби, видя в них для себя одно только горе и несчастье. Не так смотрели на них апостолы и подвижники благочестия. Апостол Павел в скорбях видел начало «терпения», духовной «опытности» и «надежды» на милость Божию ( Рим. 5:3–5 ). Святые угодники в каждой скорби видели посещение Божие, в каждой болезни видели указание на необходимость борьбы с грехом, в каждом искушении – призыв к покаянию. И во всём этом (скорбях, болезнях и прочем) они видели свой крест и с терпением и благодарением спасительно несли его. И нам следует болезни, скорби, лишения переносить в Боге, т. е. превращать их в средство исправления, примирения с Богом и людьми, в средство очищения и спасения. Это и будет тот крест, который зовёт нас нести Спаситель. Первым помощником в несении этого креста является Сам Господь, нёсший Свой страшный, но спасительный для нас Крест Голгофский. Святая Церковь зовёт нас поклониться Животворящему Древу Креста. В нём сосредоточена вся любовь Божия к нам, вся Кровь, пролитая на нём за нас, грешных, вся победа жизни над смертью , уничтожение наших грехов. Припадая ко Кресту, мы приобщаемся этой любви Божией, в этой победе жизни над смертью, грехом и примиряемся с Господом. Когда преподобная Мария Египетская, войдя в Иерусалимский храм, припала ко Кресту Господню, то почувствовала Его животворящую и возрождающую силу и при участии Божией Матери и Её указаний, сразу же отправились на подвиг пустынножительства. Взирая на спасительный Крест Господень, будем же смиренно и терпеливо нести свой крест и мы. Будем очищаться, духовно оздоровляться своими скорбями, будем духовно возрастать и крепнуть от тех невзгод, лишений и болезней, которыми посещает нас Господь. Будем всегда прибегать ко Кресту Господню как источнику благодатных сил и помощи Божией!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010