«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Творения Творения священномученика Сергия Мечева, сына старца Алексия. Отец Сергий был пастырем в годы самых жестоких советских гонений. В собрание вошли: Духовные беседы 1. О богослужении 2. О жизни в богослужении и о приобщении к вечности 3. О чтении и разумении Священного Писания 4. Слово о Церкви как Теле Христовом Из поучений на Рождество Христово Из проповедей в подготовительные недели Великого Поста НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ «ПОКАЯНИЯ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ, ЖИЗНОДАВЧЕ…» Проповеди 1. День Церковного Новолетия (1 сентября) 2. Рождество Пресвятой Богородицы 3. Воздвижение Креста Господня 4. Неделя по Воздвижении 5. Введение во храм Пресвятый Богородицы 6. Введение в Рождество Христово 7. Предпразднество Рождества 8. Рождество Христово 9. День памяти преподобного Серафима Саровского 10. Крещение Господне 11. День памяти св. Феодосия Тотемского 12. Сретение Господне 13. Памяти Святителя Алексия 14. Подготовительные недели Великого поста 15. Неделя о мытаре и фарисее 16. Неделя о мытаре и фарисее 17. Неделя о блудном сыне 18. Родительская суббота 19. Неделя о Страшном Суде 20. Неделя о Страшном Суде 21. Неделя о Страшном Суде 22. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ 23. ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОГО ПОСТА 24. К ИСПОВЕДНИКАМ В ПЯТНИЦУ ПЕРВОЙ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА 25. НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ — ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ 26. НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВИЯ 27. НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ. ФАВОРСКИЙ СВЕТ 28. СВ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА 29. Учение об истинной смерти Св. Григория Паламы 30. День памяти Иакова Постника 31. Крестопоклонная неделя 32. Слово в неделю Крестопоклонную 33. Слово в неделю Крестопоклонную 34. Суббота 4-й недели Великого поста 35. Неделя пятая. Иоанн Лествичник 36. Неделя шестая. Мария Египетская 37. О смирении 38. Вербная суббота 39. Вербная суббота 40. День памяти Святителя Николая 41. День памяти Св. Николая 42. Неделя о мытаре и фарисее

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Глава 1. Введение в постную триодь Прежде чем мы перейдем к непосредственному рассмотрению каждого значимого дня периода Постной Триоди в отдельности, прежде чем пустимся в это увлекательное путешествие, кульминационной вехой которого является праздник Святой Пасхи, необходимо поговорить о периоде Постной Триоди в целом и сделать краткий обзор истории Постной Триоди как богослужебной книги. Кроме того, в этой вводной главе уместно рассмотреть историю поста Святой Четыредесятницы и поговорить в целом о духовном значении и месте Великого поста в жизни православного христианина. § 1. Общая характеристика периода Постной Триоди Период Постной Триоди является частью подвижного круга годичного богослужения и охватывает 70 дней: от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. При этом его можно четко разделить на две части: подготовительный период к Великому посту (22 дня) и собственно Великий пост (48 дней). В свою очередь период Великого поста делится на три неравных по продолжительности отрезка: 1) Святая Четыредесятница длится 40 дней (что отражено и в названии), начинается с понедельника 1-й седмицы и заканчивается пятницей 6-й седмицы. 2) Суббота и неделя 6-й седмицы – Лазарева суббота и Неделя ваий – составляют как бы промежуточный двухдневный период между Четыредесятницей и Страстной седмицей. 3) Страстная седмица – 6 заключительных дней Великого поста, каждый из которых называется великим и посвящается воспоминанию событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Перечислим теперь по порядку недели (воскресные дни) периода Постной Триоди (их всего 10): Неделя о мытаре и фарисее; Неделя о блудном сыне; Неделя мясопустная (о Страшном суде); Неделя сыропустная (Адамово изгнание, Прощеное воскресенье); 1-я Неделя Великого поста – Торжество Православия; 2-я Неделя Великого поста – святителя Григория Паламы ; 3-я Неделя Великого поста – Крестопоклонная; 4-я Неделя Великого поста – преподобного Иоанна Лествичника ; 5-я Неделя Великого поста – преподобной Марии Египетской;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Третье воскресенье Великого поста – Крестопоклонное, по-церковнославянски – Крестопоклонная неделя. С этого дня и до конца следующей пятницы – четвертая неделя поста – Крестопоклонная седмица. Приступим очищеннии воздержанием, тепле облобызающе во хвалении Древо всесвятое на немже Христос распинаемь, спасе мир, яко благоутробен. Так поется в каноне этому празднику. Чтобы событие стало значимым для детей, оно должно стать ожидаемым. Поэтому заранее рассказываем детям об основных вехах поста, в том числе, конечно, о Крестопоклонной неделе. А подробнее поднимаем эту тему уже в преддверии события – в пятницу предыдущей седмицы, за общим ужином. Или за завтраком в субботу: дети не идут в школу, родителям не нужно на работу, можно спокойно поговорить за столом. Можно просто почитать детям какие-то краткие тексты, например: «Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная» . А можно рассказать своими словами, ориентируясь на восприятие своих детей. Пользуясь случаем, хорошо бы вспомнить с детьми о прообразах Креста в Ветхом Завете. Это и жезл Моисея, и медный змий в пустыне. Но в первую очередь – райское дерево, древо Жизни: Рай другий познася Церковь, якоже прежде древо имущая живоносное, Крест Твой Господи, из негоже прикосновением безсмертию причастихомся. Образы Ветхого Завета помогают рассказывать детям о Кресте – не о страданиях и распятии Господа, но именно о Кресте, о животворящем Древе. Не случайно Ветхий Завет назван «детоводителем»: ветхозаветные образы очень яркие и как бы объемные. Как раз для детей они оказываются хорошим подспорьем в понимании смыслов многих новозаветных событий. Тем более что всё богослужение той же самой Крестопоклонной недели пронизано подобными отсылками к ветхозаветным картинам. Середина поста А еще мы вместе с детьми вспоминаем, что эти дни – самая середина Святой Четыредесятницы. Половина поста уже позади, и осталось пройти еще столько же. Кстати, эта седмица называется еще и Средокрестной. «Православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути “Древо крестное” , чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути» (преподобный Иоанн Дамаскин).

http://pravoslavie.ru/101928.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя Крестопоклонная 8 мин., 17.02.2024 Содержание 7 апреля 2024 года — третья неделя Великого поста — Крестопоклонная. Она посвящена поклонению Кресту, которое было установлено в древности для поддержания в середине поста духовных сил верующих. Оно напоминает о том, что именно Крест является главным орудием нашего спасения, что он является символом не только искупительной смерти Христа, но также — и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом. Также образ креста говорит еще о том, что вся наша жизнь — это несение собственного креста и что впереди Страстная седмица, к которой и ведет пост. Во время Всенощного бдения в субботу вечером на середину храма выносится украшенный цветами Крест, и люди поклоняются ему. Лейтмотив службы — Крест как древо спасения и как райское древо жизни. На Литургии вместо Трисвятого поется гимн «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...». «Преполовение» (половина) Великого поста: крест Из книги протопресвитера Александра Шмемана " Великий пост " : Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение Кресту. Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорится во всех песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях на Кресте, а о победе и радости. Больше того, ирмосы второго воскресного Канона взяты из Пасхальной службы: «Воскресения день» и весь он является как бы парафразой пасхального Канона. Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче. Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк 8:24). Но мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его крест, а не наш. Только Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим крестам. Это и объяснено нам в Синаксарии Крестопоклонного Воскресенья:

http://foma.ru/nedelya-krestopoklonnaya....

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя Крестопоклонная, Благовещение Пресвятой Богородицы, воскресенье 7 апреля 2024 года: что будет в храме? 13 мин., 05.04.2024 Третье воскресенье (Неделя) Великого поста в 2024 году уникально. Во-первых, оно посвящено Кресту Господню и называется Крестопоклонным. Но во-вторых, 7 апреля ежегодно отмечают непереходящий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом году Церковь чествует оба духовных события одновременно. Также в этот день верующие обращаются в молитве к прославленным в ХХ веке святителю Тихону, Патриарху Московскому, и греческому святому преподобному Савве Новому. Еще 7 апреля отмечается память икон Божией Матери «Благовещение» Киевская и «Благовещение» Московская. Двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 2024 году приходится на воскресный, то есть выходной день, который многие христиане могут посвятить его Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день стоит отложить прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день и праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля. Воскресенье, 7 апреля 2024 года, Неделя Крестопоклонная, Благовещение Пресвятой Богородицы О Кресте Господнем и значении Недели Крестопоклонной читайте в наших материалах: О смысле и значении Благовещения Пресвятой Богородицы читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения В воскресенье 7 апреля в храмах совершается литургия святителя Василия Великого, хотя обычно в дни Великого поста на Благовещение служат литургию святителя Иоанна Златоуста . Звучат песнопения, посвященные празднику Благовещения. Так, на входе мы услышим три тропаря: воскресный, Кресту и Благовещению. Читать тропари и кондаки праздника с переводом

http://foma.ru/nedelja-krestopoklonnaja-...

Д.В. Дементьев Неделя третья Великого поста: Крестопоклонная неделя На службе Крестопоклонной Недели Святая Церковь прославляет Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. На середину храма для поклонения выносят Святой Крест, поэтому и сама неделя называется Крестопоклонною. В пятницу, по окончании часов и после поклонения, Крест благоговейно и торжественно препровождается в алтарь. Святая Церковь предлагает Святой Крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому как пища, питье и отдых служат для телесного подкрепления. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Средоточив в богослужении предыдущих недель, особенно первой, все самое строгое и скорбное, что может устрашить грешника, и растрогать, кажется, самое окаменелое человеческое сердце, – теперь, в середине Великого поста, Святая Церковь предлагает утешение и ободрение, – Святой Крест; ибо ничто не может так утешить и ободрить ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной Божественной любви Спасителя, предавшего себя на крестный подвиг ради нашего спасения. Чтобы воодушевить нас к терпению в подвигах благочестия, Святая Церковь в этот день напоминает нам о приближающейся Пасхе, воспевая в тропарях канона Святой Крест, и страдания на нем Спасителя, и радостное Его воскресение. Закон Божий ПЕСНОПЕНИЯ В КРЕСТОПОКЛОННУЮ НЕДЕЛЮ Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивные даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. «Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победу над врагами даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ». Тропарь Кресту, глас 1 Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Тропарь пророчества на 6-ом часе, глас 6 Пост преполовивше, дерзаим духом на грядущее юношески, благотекующе с Богом, яко да и пасху радостно узрим Христу воскресшу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

16. Сотрудник Братства св. Гурия. 20 марта 1910 года Неделя 3-я, Крестопоклонная Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Сегодня, возлюбленные братия, день поклонения Кресту Христову. Св. Церковь дала нам это установление в укрепление наших немощных сил, желая напомнить нам, что если мы трудимся для своего спасения, то Господь вечный наш помощник и вечный защитник Крестом Своим от враг видимых и невидимых. Крестопоклонная неделя была учреждена в древности, потому что святые Божие люди, истинные христиане, так постились, что очень многие из них не доживали до дня Воскресения Христова и ранее свой дух предавали Богу. И вот, в укрепление их упований, св. Церковь и установила поклонение Кресту, как я говорю, знаменуя этим, что подвизаясь ради своего спасения они борются Крестом Христовым, и как Христос воскрес, так и они воскреснут вместе с Ним. Таково историческое происхождение особенности этой недели. Но теперь, братия, спросим самих себя, изнемогаем ли мы в посте, как древние христиане? Проводим ли мы пост, как заповедали нам св. Отцы? Постимся ли мы так, чтобы быть в праве, как они, поклоняться Кресту Христову? Берём ли мы на себя иго Господне, тяжкий Крест Его? – Сегодня мы пришли сюда покланяться Кресту, мы его лобызаем, но на деле, в жизни, взяли ли мы себе Крест Христов и несём ли его? С нами ли он всегда в жизни нашей, или мы, выйдя из храма, тотчас отказываемся от него? И вот, всякий раз при подобном вопросе, мы рассуждаем так: „конечно, Крест Христов нести хорошо и полезно для спасения, но к нашей жизни он не приложим.“ И проходит Крестопоклонная неделя, и спасительный Крест Христа остаётся сам по себе, а мы в нашей жизни, вдали от него, тоже сами по себе! Мы говорим устами своими: „Кресту Твоему покланяемся!“ Но что же это, братия, за поклонение?! – Какой это ужасный вопрос и как много остаётся в нас таких безответных вопросов. Да, мы и не покланяемся истинно и не служим Господу и не доросли даже зреть Крест Его! – Что же делать? Что нужно, чтобы действительно поклониться Кресту? – Я это говорю каждый год: Мы должны относиться сознательно к своей жизни, без легкомыслия и не допускать в себе то, что для души нашей вредно, мы должны непрестанно распинать свой грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Распятие как маркер на пути в Рай Каждый человек чему-то поклоняется: кто-то деньгам, кто-то рыбалке, кто-то аэробике 19 марта, 2017 Каждый человек чему-то поклоняется: кто-то деньгам, кто-то рыбалке, кто-то аэробике «Свободных людей нет. Абсолютная свобода – это смерть. То, что кажется свободой, чаще всего видимость свободы. Каждый человек чему-нибудь да поклоняется: кто-то деньгам, кто-то блуду, кто-то вину, себе, а кто-то Богу. Поклонение – факт признания над собой власти некоего духа, которого нужно знать». Священник Константин Камышанов предлагает каждому читателю «Правмира» спросить себя честно о том, что стоит за поступками, молитвами и поклонами. Сделать книксен перед распятием Казалось, все просто и ясно. Вот, пришла Крестопоклонная неделя, следовательно, нужно целую неделю делать поклоны кресту, еще суровее поститься и молиться. Все-таки середина поста. Что такое Крестопоклонная неделя для обычного человека? Это такая особенная служба, когда выносят на середину церкви крест в цветах, поливают его розовой водой и оставляют его на аналое до следующего воскресения, и ему нужно кланяться. Что такое Крестопоклонная неделя для клириков? Это особенная служба, совершаемая в воскресение, понедельник и пятницу по чину поклонения Кресту. Там есть особенные тропари и делают много поклонов. Но задумаемся о том, как кланяться кресту? Поклоны – это часть древнего языка тела. Мы его почти утратили. Иногда только жених на свадебной фотосессии может себе позволить роль коленопреклоненного обожателя, и то ради постановочного кадра. А так нам этот язык чужд. Зато на Ближнем Востоке генералы и сегодня целуют руки президентам, как у нас священники целуют руку владыке. Там до сих пор мужчины носят рубахи-подрясники, а женские наряды часто неотличимы от наших женских монашеских облачений. Так что в самих формах – поклонах и целовании рук вождям племени – ничего сакрального нет . Это просто невербальный инструмент общения древности. Мало того, сами поклоны у нас трансформировались. Пожилые маститые священники не кланяются владыке, а приседают, указывая рукой в пол, и слегка обозначают поцелуй руки владыки. Сами поклоны мы кладем не по-писаному. У нас на службе все крестятся и кланяются, как хотят и когда хотят. Правильно кладут поклоны только старообрядцы, полагая руки на подручник и строго по расписанию Устава.

http://pravmir.ru/raspyatie-kak-marker-n...

Неделя молитвы в тюрьмах Москвы Эта неделя молитвы, которая была проведена в тюрьмах Москвы, не имеет аналогов ни в мировой истории, ни в истории России 27 января, 2015 Эта неделя молитвы, которая была проведена в тюрьмах Москвы, не имеет аналогов ни в мировой истории, ни в истории России Доклад Сергея Кобелева, директора филиала Бутырского музея при храме Покрова Пресвятой Богородицы в СИЗО 2, о неделе молитвы, который был зачитан на заседании секции тюремного служения XXIII международных образовательных Рождественских чтений 22 января 2015 года. Хотелось бы рассказать о новой молитвенной практике в тюремном служении: неделе молитвы, прошедшей в декабре 2014 года во всех тюрьмах Москвы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Это зарождающаяся добрая традиция, надеемся, в будущем должна распространиться по всей Святой Руси, проникнуть во все тюрьмы и колонии на территориях, окормляемых Московским Патриархатом, не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, в Казахстане. Впервые неделя молитвы прошла в марте 2014 на Крестопоклонной неделе . Теперь она была проведена во второй раз. Подобная практика «недели молитвы» существует и у протестантов, но та неделя молитвы, которая была проведена в тюрьмах Москвы, не имеет аналогов ни в мировой истории, ни в истории России. Старшим священником храма святителя Николая в СИЗО 5 Иоанном Чураковым были разработаны особые прошения и молитвы в соответствии с канонами Русской Православной Церкви. Раньше молитва о заключенных совершалась по старому чину молений о плененных, но нельзя не согласиться с тем, что между человеком, попавшим в плен, и заключенным в тюрьму по решению суда, существует большая разница. Службы недели молитвы были составлены таким образом, чтобы затронуть все основные проблемы и все категории лиц, связанных с печальной тюремной темой. Молились и о заключенных, и о справедливом нелицеприятном правосудии, и о жертвах преступлений, и о семьях заключенных, и о возвращении к нормальной свободной жизни.

http://pravmir.ru/nedelya-molitvyi-v-tyu...

Бутырская тюрьма. Крестный ход. Фото Сергея Кобелева ЖМП 7 июль 2015 /  31 августа 2015 г. 14:32 Изведи из темницы душу мою В конце каждого года будет проходить неделя молитвы о всех, кто так или иначе связан с тюрьмой, — о заключенных и сотрудниках исправительных учреждений. Впервые эта акция состоялась конце 2014 года в тюрьмах столицы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а непосредственным организатором стала Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете Москвы. О том, как прошла первая неделя молитвы, рассказывает один из ее организаторов старший священник храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырском тюремном замке (СИЗО протоиерей Константин Кобелев . Неделя молитвы, проведенная в тюрьмах Москвы, не имеет аналогов ни в мировой истории, ни в истории России. Дело в том, что раньше молитва о заключенных совершалась по старому чину молений о плененных. Однако есть существенная разница между человеком, попавшим в плен, и человеком, заключенным в тюрьму по решению суда. Службы недели молитвы были составлены таким образом, чтобы затронуть все основные проблемы и все категории лиц, так или иначе связанные с тюрьмой. Молились и о заключенных, и о справедливом нелицеприятном правосудии, и о жертвах преступлений, и о семьях заключенных, и о возвращении к нормальной свободной жизни. В заключительный день была совершена молитва о сотрудниках уголовно-исполнительной системы. Специальные прошения добавлялись в ектинии на Литургии, после чтения Евангелия читались специально разработанные молитвы, по окончании Литургии служились молебны с особыми прошениями. Впервые в российской истории неделя молитвы совершалась в России на Крестопоклонной неделе Великого поста 2014 года, но ныне, в декабре 2014 года, чин недели молитвы был составлен и упорядочен священником Иоанном Чураковым, старшим священником храма Святителя Николая в СИЗО 5. Новый чин был составлен за те несколько месяцев, что прошли после предыдущей недели молитвы. По благословению епископа Красногорского Иринарха, председателя Синодального отдела по тюремному служению, вместе со мной все изоляторы столицы для совместного богослужения со священниками, несущими служение в тюрьмах, посетил сотрудник Синодального отдела по тюремному служению Александр Козырев.

http://e-vestnik.ru/reports/izvedi_iz_te...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010