А забвение — это первый шаг к холодности, как показывают божественные отцы. Если же мы боремся против забвения, то ум всегда трезв и потому избавлен от остальных борений на следующих ступенях греха. См.: Свт. Григорий Нисский. Каноническое послание к святому Литоию, епископу Мелетинскому // Свт. Григорий Нисский. Догматические послания: В 2 т. Краснодар, 2006. Т. 1. С. 314. См.: Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к святому Литоию, епископу Мелитинскому // Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинско-Истрийского: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 495–506. Уныние. В рус. пер.: О хранении чувств. М., 2000. Глава «О хранении воображения». См. также: Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 26. Как исправлять воображение и память. М., 2007. С. 23–26. Ср.: Прп. Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. Вторая сотница. § 31 // Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 3. С. 199. Ср.: Древний патерик. Гл. 1. § 20. М., 1991. С. 17; Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Пимене. § 135. М., 1999. С. 407. Ср.: Прп. Исихий, пресвитер Иерусалимский. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. § 3 // Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 2. С. 166. См.: Св. Марк Подвижник. Послание к иноку Николаю. § 23 // Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 1. С. 423. Ср.: Прп. Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. Первая сотница. § 9. С. 180. См.: Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к святому Литоию, епископу Мелитинскому. Правило 1 // Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинско-Истрийского: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 496–497. Ср.: Прп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. § 10 // Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 3. С. 248.   Архимандрит Клеопа (Илие) Перевод выполнен по: Ne vorbete Printele Cleopa. Vol. 1. Ed. a 2-a. Vântori-Neam: Editura Mnstirea Sihstria, 2004 Перевела с румынского Зинаида Пейкова 14 ноября 2011 Источник: " Православие.Ру "

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

См.: Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к святому Литоию, епископу Мелитинскому//Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинско-Истрийского: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 495–506. Уныние. В рус. пер.: О хранении чувств. М., 2000. Глава «О хранении воображения». См. также: Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 26. Как исправлять воображение и память. М., 2007. С. 23–26. Ср.: Прп. Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. Вторая сотница. § 31//Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 3. С. 199. Ср.: Древний патерик. Гл. 1. § 20. М., 1991. С. 17; Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Пимене. § 135. М., 1999. С. 407. Ср.: Прп. Исихий, пресвитер Иерусалимский. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. § 3//Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 2. С. 166. См.: Св. Марк Подвижник. Послание к иноку Николаю. § 23//Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 1. С. 423. Ср.: Прп. Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. Первая сотница. § 9. С. 180. См.: Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к святому Литоию, епископу Мелитинскому. Правило 1//Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинско-Истрийского: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 496–497. Ср.: Прп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. § 10//Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 3. С. 248. скрыть способы оплаты Комментарии Таня 18 октября 2018, 12:56 Я КАК РАЗ ЗАСТРЯЛА В ТУПИКЕ КОТОРЫЙ УЖЕ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ НЕ ДАЕТ НОРМАЛЬНО ЖИТЬ ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ. ПОНИМАЮ ЧТО У МЕНЯ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ КОТОРЫЕ ОПИСАНЫ В СТАТЬЕ. ДАЖЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ КАК С НИМИ СПРАВИТЬСЯ!!!! ЭТО СТРАШНЫЙ ГРЕХ ЗАБВЕНИЕ И ВСЕ ЧТО ИДЕТ ОТ НЕГО Наталья Гончарова 8 марта 2017, 13:04 Нет слов выразить огромную благодарность от всей души за эту статью,спаси нас всех Господи!!!! Юлия 14 сентября 2015, 16:37 Почему-то только сейчас нашла то слово, которое описывает мое обычное состояние в течение долгих лет: забвение. Беда, когда человек живет в воображаемом мире теней. Спаси нас, Господи!

http://pravoslavie.ru/put/49828.htm

Братья о Христе Иисусе! Молитесь молитвою крепкою, дабы были вы во всем крепки; молитесь всегда, дабы не ослабеть в усердии; полюбите молитву, и Господь вас возлюбит; усваивайте себе молитву, и сам Господь вас себе усвоит; а если Господь будет с нами, то ничего не убоимся, никогда не постыдимся, ни в чем не будем иметь недостатка. Аминь.  1.    Сокровище духовное от мира собираемое. Гл. 15. 2.  Молитва к св. Иоанну Предтече. 3.   12-е слово о молитве.  4.  Лествица. Слово 28. 5. Слово о приближении к Богу. 6 . Добротолюбие. Ч. IV. С. 116. 7.  Добротолюбие. Ч. IV. С. 77. БЕСЕДА 2. О силе молитвы Какова сила молитвы? Можно ответить очень кратко: для молитвы нет ничего невозможного. Так сильна молитва к Богу! Сам Господь наш Иисус Христос дал всем верующим в Него такое обещание: Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16, 23). «Нет такой вещи, которую невозможно было бы испросить молитвой у Бога; только было бы просимое хорошо и испрашивалось как должно»,— так учил великий святитель нашей Православной Церкви Димитрий Ростовский 8 . Молитвой побеждается природа и изменяются ее законы. Неплодная Анна, мать пророка Самуила, молитвой испросила себе сына у Бога. Праведные Иоаким и Анна, будучи неплодными и уже престарелыми, не переставали молиться и молитвой испросили у Бога Дочь, подобной Которой не было на земле. Пророк Илия молитвой заключил небо на три с половиной года и потом опять молитвой низвел дождь на землю, иссохшую от такого страшного бездождия. Молитва крайне необходима в брани против врагов видимых и невидимых как сильнейшее оружие. Вот что об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: «Если демоны видят нас вооруженными молитвою, они тотчас убегают с таким страхом, с каким разбойники и преступники уклоняются от меча правосудия, отточенного и направленного на их головы» 9 . Победу над демонами дарует молящимся Сам Господь наш Иисус Христос, сказавший: Именем Моим будут изгонять бесов (Мк. 16, 17). Господь сил, призываемый на помощь, также укрепляет силы воинов, защищающих свой народ и Отечество, и делает их непобедимыми. В Ветхом Завете мы находим повествование, в котором духовная брань уподобляется настоящему сражению. Между древними израильтянами во главе с Иисусом Навином и их непримиримыми врагами — амаликитянами, потомками Амалика, внука Исава, сражение продолжалось целый день; когда руки пророка Моисея, издали смотревшего на битву и молившегося, были воздеты к небу, тогда победа склонялась на сторону израильтян; а когда они, ослабевая, опускались, успех переходил на сторону амаликитян. Аарон и Ор, увидев это, стали с обеих сторон поддерживать ослабевшие руки молящегося Моисея. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус (Навин) Амалика и народ его острием меча (Исх. 17, 8-13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ангелы, по ап. Павлу, «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1. 14). Они служат Богу, воспевая песнь (серафимы в Книге пророка Исайи (6. 3), предстоят пред Богом, когда Он объявляет Свою волю (Иов 1. 6), являются по повелению Божию для помощи человеку (Ис 6. 7) или для его наказания (2 Цар 24. 16), объявляют будущие судьбы народу (Дан 8. 16–26) и приносят Богу его молитвы (Тов 12. 12; Откр 5. 8; 8. 3). Явления ангелов сопровождают многие евангельские события: архангел Гавриил передает благую весть Захарии и Деве Марии (Лк 1. 19; 26), ангелы славословят Рождество Христово (Лк 2. 9–14), помогают Спасителю в Его гефсиманском борении (Лк 22. 43), возвещают о Его Воскресении (Мф 28. 5–7), разъясняют апостолам смысл Вознесения Иисуса Христа (Деян 1. 10–11). Наконец, охраняя Церковь, они продолжают под водительством архистратига Михаила брань, ведущуюся от начала времен против сатаны (Откр 12. 7–9), а в конце времен будут сопровождать Христа во время Его Второго пришествия (Мф 16. 27; 24. 30–31; 25. 31). Между миром земным и миром небесным существует глубокая молитвенная связь. Ангелы служат Богу (Откр 4. 6–8) и участвуют в богослужении Церкви («Ныне силы небесныя с нами невидимо служат» – Херувимская песнь литургии преждеосвященных Даров). Церковь же при совершении Божественной литургии поет «Трисвятую песнь, тайне образующее» (т. е. таинственно изображая) херувимов. Происхождение ангелов. Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в 1-м стихе 1-й гл. кн. Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землей» – мир вещественный (Aug.

http://sedmitza.ru/text/455308.html

14). Они служат Богу, воспевая песнь (серафимы в Книге пророка Исаии 6. 3), предстоят пред Богом, когда Он объявляет Свою волю (Иов 1. 6), являются по повелению Божию для помощи человеку (Ис 6. 7) или для его наказания (2 Цар 24. 16), объявляют буд. судьбы народу (Дан 8. 16-26) и приносят Богу его молитвы (Тов 12. 12; Откр 5. 8; 8. 3). Явления ангелов сопровождают многие евангельские события: арх. Гавриил передает благую весть Захарии и Деве Марии (Лк 1. 19; 26), ангелы славословят Рождество Христово (Лк 2. 9-14), помогают Спасителю в Его гефсиманском борении (Лк 22. 43), возвещают о Его Воскресении (Мф 28. 5-7), разъясняют апостолам смысл Вознесения Иисуса Христа (Деян 1. 10-11). Наконец, охраняя Церковь, они продолжают под водительством архистратига Михаила брань, ведущуюся от начала времен против сатаны (Откр 12. 7-9), а в конце времен будут сопровождать Христа во время Его Второго пришествия (Мф 16. 27; 24. 30-31; 25. 31). Между миром земным и миром небесным существует глубокая молитвенная связь. Ангелы служат Богу (Откр 4. 6-8) и участвуют в богослужении Церкви («Ныне силы небесныя с нами невидимо служат» - Херувимская песнь литургии преждеосвященных Даров). Церковь же при совершении Божественной литургии поет Трисвятую песнь, тайно образующе (т. е. таинственно изображая) херувимов. Происхождение ангелов Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в 1-м стихе 1-й гл. кн. Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землей» - мир вещественный (Aug. De Gen. imperf. 3). Относительно времени создания ангелов в Библии нет прямых указаний. Большинство святых отцов считают, что ангелы сотворены до создания вещественного мира.

http://sedmitza.ru/text/865193.html

Молитва весьма помощна, как орудие духовной брани со страстями (сравн. «Невидимая брань», ч. 2, гл. 53). Молитва имеет живую, действенную силу скоро очищать человека от грехов даже и в том случае, если душа «преисполнена грехов». По образному выражению св. Иоанна Златоуста , в душе молящегося под действием молитвы, совершается то же, что обычно наблюдается в природе при восходе солнца. Как при появлении солнечных лучей все звери обращаются в бегство и прячутся в свои норы, так точно, когда молитва, подобно лучу, засияет в душе, – ум просвещается, а «все безумные и зверские страсти прогоняются, обращаются в бегство и скрываются, если только человек молится успешно, с напряженною душою и бодрым умом». И «ничто так не способствует к преуспеванию в добродетели, как частое собеседование с Богом» (св. Иоанн Златоуст . Цитир. по С. Зарину. Аскетизм, т. 1, кн. 2, стр. 599, и из «Цветника духовного», ч. 1, стр. 86). «Молитва, как золотой ключ, отверзает нам все сокровища милосердия и щедрот Божиих» (Дмитрий, архиеп. Волынский. Цитир. из «Цветника духовного», ч. 1, 84). Молитвою освящаются и оплодотворяются все наши добрые мысли, чувства, желания и дела. По мере очищения сердца от страстей молитвою просветляется ум, возгревается любовь к Богу и добродетели, усердие к подвигам благочестия, дерзновение пред Богом, упование на благость Божию; ею укрепляется воля в решимости и постоянстве в делах спасения. Молитва упокоевает душу и укрепляет, оздоровляет тело человека. Молитва укрепляет наш дух к перенесению всякого рода несчастий, скорбей и испытаний. При частой и усердной молитве человек становится достойнее милосердия, благоволения Божия и способнее к принятию от Боге благодатных даров, которые Бог по беспредельной благости всегда готов излить от Своих щедрот. По Своей благости и правде Он никому против воли, насильно не дает Своих духовных даров, а только тем, которые сами желают и просят и чрез молитву раскрывают в себе способность или приемлемость к ним и с пользой употребляют. Но желающие, не просящие – не раскрывают свое сердце, не имеют приемлемости к благодати, да и стали бы злоупотреблять дарами благости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Апостолы были удостоены удивительных даров: содействием Святого Духа произносили убедительные и вдохновенные проповеди, обращая к Богу тысячи людей, исцеляли больных, воскрешали мертвых, видели будущее как настоящее, сподоблялись явления Спасителя и Божией Матери. И эти чудеса не делали апостолов высокомерными или гордыми, самовлюбленными или корыстными, но, напротив, укрепляли на дальнейшее свидетельство о Господе, подвигали на дела милосердия, давали силы пострадать за Христа даже до смерти. Ученики Спасителя знали, что не своей властью творят великие дела, но Божьей. Из пастырского духовного опыта тебе хорошо известно, что высокие должности, власть и почести нередко опьяняют и порабощают человека, меняют они и окружающих, которые порою стараются получить для себя привилегии от нового положения. К епископу постоянно обращаются со словами «господин» и «преосвященнейший», и недремлющий враг рода человеческого может коварно внушить помысл о том, что «он нечто, и нечто немаловажное» . Отражая греховные помыслы, увещевай ближних со всяким смиренномудрием, кротостью и долготерпением (Еф. 4:2), свидетельствуя, что «Бог ничего так не желает видеть в нас, как искреннее сознание своей ничтожности и полное убеждение и чувство, что всякое в нас добро происходит от Него Единого как Источника всякого блага» (прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Часть 1, гл. 2). В одиночку одолеть многотрудный путь епископского служения невозможно. Даже тому, кто сам является наставником сотен людей, необходимо, чтобы в сердце и помышлении его был Истинный Наставник, Превечный Архиерей — Тот, Кто поддержит в нашествии печали, вразумит в сложной ситуации, укрепит опустившиеся руки и ослабевшие колени (Евр. 12:12), даст духа силы, и любви, и целомудрия (2 Тим. 1:7). Получив щедрые дары Небесного Утешителя, ревностно совершай архиерейское служение, облекись в броню праведности и обуй ноги в готовность благовествовать мир (Еф. 6:14-15), продолжай свидетельствовать о Спасителе словами и делами, огнем любви и веры обильно возжги светильник воздержания (канон прп. Иоанну Лествичнику), постоянством в добре ищи чести и бессмертия — жизнь вечную (Рим. 2:7), дабы внимающие тебе узрели красоту Православия, уразумели его удивительную силу, возжелали прилепиться ко Христу и Его Церкви, уверились в том, что Господь наш — свет паче всякого света, радость паче всякия радости, упокоение паче всякого упокоения (молитва по 4-й кафизме).

http://patriarchia.ru/db/text/5455796.ht...

Вопр. Как святитель Тихон, опытный в духовной жизни, беседует о духовной брани ? Отв. Победа – без подвига, подвиг – без брани, брань без врагов не бывает... Когда Израиль рукою крепкою и мышцею высокою избавился от работы египетския: Фараон, египетский царь, с воинством своим гнал в след его, с намерением паки его поработить: так христиан – нового Израиля гонит сатана с своим мрачным воинством, – гонит, яко от темныя власти и работы силою Христовою избавившихся, дабы их паки себе покорить. Израилю ветхозаветному, идущему в землю обетованную, многие враги препятствие чинили и не пущали до земли оной: так нового Израиля – христиан тщится не допустить тот же враг диавол до небесного отечества, которое обещал Бог верующим во имя Его. С сим супостатом имеют христиане брань и подвиг всегдашний. Надобно признаться, что брань сия и подвиг – трудны. Ибо 1) враги сии христианские – невидимы, не плоть и кровь, но духи злобы поднебесные ( Еф. 6:12 ). И потому на сей духовной брани не так бывает, как на брани мира сего, где друг друга видят и опасаются. Но здесь враги наши нас видят, назирают: что делаем, что начинаем, к чему дело, слово и начинание наше склоняем, примечают; но мы их, как духов, не видим. 2) Они без меры – злобны и враждебны нам, и всяким образом ищут нас низложить и погубить. 3) Они крайне лукавы и хитры, чрез столько веков самым искусством и опытом научившиеся, знают хорошо, как приступить, с какой стороны напасть, каким оружием кого уязвить и проч. 4) Никогда не престают бороть нас. Мы спим и почиваем; а они никогда не почивают, но всегда и везде на погибель нашу бодрствуют. 5) Оружие свое против нас в нас самих находят враги и нашими нас орудиями борют. Растленное сердце наше служит им влагалищем и хранилищем всяких орудий, которыми нас уязвляют: от сердца бо исходят помышления злая... ( Мф. 15:19 ). Ум наш, язык, очи, уши и прочие члены стараются соделать орудиями неправды и греха (част. 9, гл. 16). В сокровище духовном, под статьею: брань, так говорит св. Тихон о брани духовной. Видим в мире, что когда одно государство против другого восстает, то и другое государство вынуждается себя защищать и против восстающего восстать и брань с ним вести: так, поскольку плоть наша со страстьми и похотьми восстает на нас, христиане; то и мы не должны дремать, но защищать себя и ей противиться... На брани воины, как против врага своего подвизаться – от военачальников получают наставления и приказы: так христианину, против плоти подвизающемуся, должно от Христа – подвигоположника наставления и помощи просить и ожидать, и силою Его восстание плоти своей усмирять. Плоть хочет гордиться и возноситься; но христианину должно ее смирением Христовым смирять. Плоть хочет в мире сем богатеть и много собирать: христианину должно нищетою Христовою хотение её подавлять. Плоть хочет на ближнего гневаться и за обиду отмщевать; но христианину должно движение её кротостию и тихостию Христовою укрощать...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

56) Четыре беседьг по руководству книги: Пастырь, св. Ермы. Москва, 1884. Издание 2-е. М. 1892. 8°. Стр. 28. Из Слов к Тамб. пастве. II, 1–18 и 22–27. 57) Евангельская история о Божием Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами; св. евангелистов, с указанием оснований, почему именно такой, a не другой избран порядок послгедования евангелъских событий одних за другими. Москва, 1885. 8°. maiore. Стр. 72†XII†XI†242. Срав. рецензию свящ. И. Соловьева на это сочинение в Чтениях в Обществе любителей духовнаго просвещения за 1886 год, ч. II-III, стр. 330 и дал. Эту «Евангельскую историю», служащую, как мы замечали раньше, завершением работ преосв. Феофана над евангелиями, он решил издать отдельно, т.е. независимо от предварительного печатания в журналах. Но с ней случилась история, которую преосв. Феофан излагает сам в следующих словах письма к О.С. Бурачек от 10 января 1885 года: «Кажется, я поминал вам, что составил Евангельскую историю – словами Евангелистов. Цензура не осмелилась разрешить. – Рукопись в Синоде. – Преосв. Леонтий 473 просматривает... Жду решения, которое должно вскоре состояться. Об этом не ведите речи с преосв. Леонтием, а когда сам заговорит – слушайте» 474 . Решение, конечно, последовало благоприятное и довольно скорое. Книгу печатал А.Г. Говоров. 58) Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никодима святогорца . Перевод с греческаго. Первоначально печатано было в Душеполезном Чтении за 1885 и за 1886 годы; а затем в 1886 году издано было отдельной книгой на иждивение Русского Афонсклго Пантелеимонова монастыря. Москва. 8°. Стр, V†261. В 1892 году это издание было повторено Афонцами же. Извлечение из этой книги, и именно из части I, гл. 48, представляет собой брошюра: Как научиться молиться? Афонское издание. Москва, 1887: 8°. Стр. 30 Срав. указание на это именно учение о молитве из книги: Невидимая брань, в письме преосв. Феофана к М.Р. Корякину в Душеп. Чтении за 1894 г. стр. 565. «Невидимая брань, – пишет преосв. Феофан к О.С. Бурачек от 11 августа 1886 года, – была уже на русском. – Старец Никодим переделал ее немного. А на Выше переладилась она уже не немного». Забота была об одном, – чтоб все было ясно, – и читалось гладко 475 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Итак, благоразумие и долг самосохранения (внутренней духовной жизни и чистоты) требуют хранить свои чувства от восприятия всего того, что может питать наше самолюбие и возбуждать и питать в нас страсти. О воздержании зрения Всего опаснее для внутреннего духовного устроения христианина чувство зрения. Плотское пожелание весьма много зависит от воображения, а мечты воображения больше всего происходят от зрения. Если его не охранять строго, то оно приносит в душу всякого рода соблазнительные образы, которые, наполняя воображение, воспламеняют похоть. И это тем опаснее, что разум не может уследить за быстротой полета, воображения и возбуждения страсти, чтобы холодным рассуждением о вреде данного образа погасить жар страсти. Поэтому надо всеусиленно сдерживать своих скорых окрадывателей – глаза, не позволять им засматриваться на соблазнительные виды, на чужую красоту ( Сир. 9:8–9 ). Женскою красотою многие прельстились; похоть разгорается от нее в сердце, как огонь, что является уже грехопадением ( Мф. 5:28 ; Невидимая брань, гл. 24-я. Общие уроки об употреблении чувств, стр. 100–101). Еще в древности премудрый Соломой предостерегал от пленения очами: «сыне, да не победит тя доброты (женской красоты) похоть, ниже уловлен буди очима твоими, ниже уловлен буди очима твоими, ниже да восхитишися веждами (да не будешь увлечен ресницами) ея» ( Притч. 6:15 ). Поэтому и праведный Иов говорил: «я положил завет с очами моими, чтобы не смотреть и не помышлять о девице» ( Иов. 31:1 ). В Библии мы находим немало примеров пагубных последствий от вольносмотрения очами: сыны Божии, потомки Сифа и Еноса, увлеклись дочерями человеческими (потомками Каина; Быт. 6 гл.); Самсон пленен был красотой Далиды (Суд. гл. 16); Давид пал от воззрения на Вирсавию (2 Цар, гл. 11); два старца, народные судьи, обезумели от красоты Сусанны (Дан. гл. 13). Александр Македонский, победив персов, отказался видеть дочерей Дария, отличавшихся замечательной красотой; не подобает победителю мужчин, – сказал он, – быть побежденным женской красотой.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010