Там же. Пяток. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 5, Богородичен. 615 Там же. Седмица 3–я Великого поста. Вторник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 8, Богородичен. 616 Там же. Седмица 5–я Великого поста. Четверток. Утреня. Канон великий. Песнь 4, Богородичен. — Ред. 618 Там же. Канон великий. Песнь 8, Богородичен. — Ред. 619 Там же. Канон великий. Песнь 1, Богородичен. — Ред. 620 Там же. Канон великий. Песнь 6, Богородичен. — Ред. 621 Там же. Седмица 3–я Великого поста. Среда. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 8, Богородичен. 622 Там же. Седмица 4–я Великого поста. Суббота. Утреня. Четверо–песнец 2. Песнь 7, Богородичен. 623 Там же. Седмица 6–я Великого поста, ваий. Понедельник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 8, Богородичен. 624 Там же. Седмица 4-я Великого поста. Вторник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 9, Богородичен. 625 Там же. Сырная седмица. Среда. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 8, Богородичен. 626 Там же. Седмица 2–я Великого поста. Вторник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 9, тропарь 5. 628 Там же. Седмица 5–я Великого поста. Пяток. Утреня. Трипеснец 2. Ирмос 9–й песни. 629 Там же. Седмица 6–я Великого поста, ваий. Четверток. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 4, Богородичен. 630 Там же. Седмица сырная. Пяток. Утреня. Трипеснец 2. Ирмос 9–й песни. 631 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 257. 632 Карабинов И. А. Постная Триодь… С. 133, 206. 633 Добротолюбие. Т. 4. С. 15–16. 634 См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 155. 635 Аверинцев С. С, Сыркин А. Я. Литература//История Византии. Т. 2. Ч. 1. Гл. 6: Византийская культура в конце VII — первой половине IX века. С. 89. 636 Нестеровский Е. Литургика… Ч. 1. С. 41, примеч. М. И. В оригинале выделение сделано курсивом. — Ред. 637 Голубцов А. П. Из чтений… Ч. 2. Литургика. С. 235. 638 Там же. 639 См.: Алексий (Симанский), патриарх. Речь в Московской Духовной Академии о церковном пении 18 апреля 1948 года//Слова, речи, послания… Т. 1. С. 247. 640 Рыбаков В., протоиерей. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность//Богословские труды. 1985. Сб. 26. С. 280– 306; 1986. Сб. 27. С. 81–106. 642

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение успешным развитием церковной жизни в Берлинской епархии. 2. Утвердить в составе Берлинской епархии следующие новообразованные приходы: – Благовещенский приход в Аахене; – приход в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Бранденбурге; – приход новомучеников и исповедников Российских в Бремене; – приход преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары в Вуппертале; – приход святого праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге; – Крестовоздвиженский приход в Галле; – Благовещенский приход в Ганновере; – Михаило-Архангельский приход в Геттингене; – Троицкий приход в Дортмунде; – приход новомучеников и исповедников Российских в Касселе; – Всехсвятский приход в Магдебурге; – Троицкий приход в Падеборне; – приход святой блаженной Ксении Петербургской в Ростоке; – приход святых Валентина и Пасикрата в Ульме; – приход Христа Спасителя во Франкфурте-на-Одере; – приход Рождества Пресвятой Богородицы в Хемнице. 3. Утвердить образование в составе Берлинской епархии Северного благочиннического округа. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, об окормлении русской православной паствы в Испании. Справка. К Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси обратились члены русской православной общины, постоянно проживающие в Мадриде (Испания), с просьбой о пастырском окормлении и учреждении прихода Московского Патриархата. По благословению Святейшего Патриарха Мадрид посетил епископ Корсунский Иннокентий, который встретился с инициативной группой будущего прихода. 17 декабря 2000 года епископом Иннокентием было проведено учредительное собрание, на котором был принят Устав прихода Рождества Христова в Мадриде и избран Приходской совет. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Учредить в Мадриде (Испания) приход Московского Патриархата во имя Рождества Христова. 2. Архипастырское попечение о приходе Рождества Христова в Мадриде поручить епископу Корсунскому Иннокентию. СЛУШАЛИ: Отчет митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о деятельности возглавляемого им Отдела в 2000 году.

http://sedmitza.ru/lib/text/429448/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Великий понедельник. Страстная седмица: день за днем 6 мин., 09.04.2023 Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день — особая служба и особый смысл. О богослужениях и темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения, в цикле «Страстная седмица: день за днем» . Страстная седмица: день за днем Время Страстной седмицы — время особенное в жизни христианина. Это время когда вопрос: как ты изменился, если за тебя Свою Жизнь отдал Христос , — встает перед нами во всей своей силе и драматизме. Богослужения этой седмицы отличаются особой трогательностью; мы словно проходим со Спасителем Его последний земной путь. Службы непростые, что-то в них может показаться непонятным, но когда мне на эту сложность и непонятность указывают, я отвечаю: Вспомните слова Христа, сказанные в Гефсиманском саду ученикам: Пободрствуйте со Мною ... Даже, если мы понимаем лишь 10% (а едва ли понимаем меньше), из богослужения Страстных дней, то и этого достаточно, чтобы душа испытала потрясение, шок от осознания происшедшего. А где не понимаем, просто побудем со Христом, пободрствуем вместе с Ним... Великий Понедельник Богослужение Великого понедельника: Утром: Часы, Изобразительные и Вечерня с  Литургией Преждеосвященных Даров . Вечером: Великое Повечерие Богословие Великого понедельника: Начинается богослужение этого дня Утреней, на которой поется умилительный тропарь: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: не достоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. Жених грядет, и по Его следам идем и мы! ...На середине храма ставится аналой. В предшествии свещеносцев из алтаря выходит священник. В руках его Святое Евангелие, которое и полагается на аналой. Во время службы Часов читается Евангелие. Хотя Устав предписывает читать Евангелие на Часах только в дни Страстной седмицы, на практике Евангелие читают весь пост, начиная со Второй седмицы.

http://foma.ru/velikij-ponedelnik.html

Вот что будет на лекции: — общие особенности Страстных служб. Что общего и чем отличаются Страстные службы и великопостные? Каково содержание воспоминаний каждого дня? — Литургия в дни Страстной седмицы. В какой день и в какое время какая Литургия совершается и почему? — рассказ о каждом дне недели с понедельника по субботу. Значение дня, какие службы служатся в этот день, основные чтения и песнопения. Данный текст — расшифровка лекции, проведенной порталом Предание.ру (видео и аудио записи лекции - ) Предание.ру - самый крупный православный мультимедийный архив в Рунете: лекции, выступления, фильмы, аудиокниги и книги для чтения на электронных устройствах; в свободном доступе, для всех. Добрый вечер. Сегодня тема нашей беседы — это Страстная Седмица . Все знают, что Страстная Седмица - это последняя неделя перед Пасхой, и дни Страстной Седмицы традиционно в Церкви называются Великими. Поэтому и вся седмица может носить название Великой Седмицы. Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда, Великий Четверг и т.д. Страстная Седмица представляет собой отдельный пост и исторический и по смыслу. Она не принадлежит Великому Посту. Великий Пост заканчивается в пятницу перед Лазаревой Субботой. То что начинается с понедельника Страстной Седмицы - это новый пост. Как это было в древности, прям так и считалось 2 разных поста. И, действительно, содержание этого нового поста настолько отличается от прошедшего Великого поста, что их смешивать никак нельзя. Как можно назвать этот новый пост, который со Страстного Понедельника вступает в силу? В древности его называли Пасхальным постом, потому что он “вырос” из поста Великой Пятницы. Великая Пятница — это древняя Крестная Пасха. Мы, кажется, уже говорили о том, что в древности в Церкви отмечалась не только воскресная Пасха, но и Крестная. Крестная — это ни что иное, как наша Великая Пятница, то есть день воспоминания страстей, распятия и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Это тоже многими называлось Пасхой. Затем, после IV века, этот день перестали называть Пасхой, и осталась только воскресная Пасха. Но тем не менее этот пост, который “вырос” из поста Страстной Пятницы (потому что эта Крестная Пасха отмечалась строжайшим постом — это была Пасха Креста или Пасха Скорби) постепенно дорос до размеров целой седмицы перед ней, то есть нашей Страстной Седмицы, поэтому может по праву называться Пасхальным постом.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

О благословении свт. Игнатия Е. Н. Шаховой на иноческий путь. 860. Антонова И. В. Архимандрит Пимен — настоятель Николо-Угрешского монастыря: Ист. — биогр. очерк. — Дзержинский: Б. и., 1996. — 105 с.: ил. О духовном влиянии свт. Игнатия на юношу Петра Мясникова, будущего архимандрита Пимена — с. 3. 861. Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко)/Сост. Г. П. Чинякова. — М.: Новая книга, 1996. — 175 с.: ил. О свт. Игнатии и его творениях в духовной жизни иеросхимонаха Стефана — с. 3–4, 14, 37, 52, 81, 83, 90, 91, 95, 98, 99, 142, 151, 153. 862. Игнатия (Петровская). Слово о старчестве/Предисл., публ., и примеч. А. Л. Беглова//Альфа и Омега. — 1996. — С. 165–208. О свт. Игнатии, в т. ч. о духовном родстве с игуменией Арсенией (Себряковой) — с. 167, 168, 185, 186, 194, 202. 863. Игумен Дамаскин/Спасо-Преображен. Валаам. монастырь. — СПб., 1996. — 8 с. — (Жизнеописания валаам. старцев). О взаимоотношениях свт. Игнатия и игум. Дамаскина — с. 2–4. 864. Лукьянов Е. К истории пятого тома сочинения святителя Игнатия с записями оптинского старца Никона (Беляева)//Данилов. благовестник. — 1996. — Вып. 8. — С. 32–34. О сочинениях свт. Игнатия в духовной жизни оптинского старца Никона. 865. Мария (Добромыслова). Житие оптинского старца Никона/Изд. Введ. Оптиной пустыни. — Козельск, 1996. — 462 с. О значении творений свт. Игнатия в духовной жизни прп. Никона — с. 95, 97–98, 119, 137, 159, 161, 361–362. 866. Предисловие://Отец современного иночества: Воспоминания современников о свт. Игнатии Ставропольском. — М., 1996. — С. 5–6. Свидетельство инокини о духовном водительстве свт. Игнатия в ее жизни. Записано в Оптиной Пустыни иеромон. Сергием (Рыбко) в 1991 г. 867. Валаамские подвижники/Спасо-Преображен. Валаам. монастырь. — 2-е изд., испр. и доп. — Репринт. изд. 1891 г. — СПб., 1997. — 142 с. О духовных взаимоотношениях свт. Игнатия и игум. Дамаскина — с. 37. 868. Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария/Свято-Введен. Оптина Пустынь, Свято-Троиц. Сергиева лавра. — М.: Отчий дом, 1997. — 416 с.: ил. — Из содерж.: Аннотированный указатель лиц, упоминаемых в Жизнеописании оптинского старца Макария: Игнатий — святитель, епископ Черноморский и Кавказский. — С. 349–350.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

14 апреля Вторник страстн. седмицы и день моего рождения Все больше и больше убеждаюсь, что нужно быть всегда веселым. Но как эту свободу настроения сочетать с постоянной бдительностью и рассуждением и хранением себя в благоговении и хранении себя от празднословия? Последнее время чувствую особую какую-то духовную натянутость и напряженность. Но надеюсь на милосердие Божье. Верю, что Господь утвердит в вере и любви к Нему. Господи, помилуй мя и спаси мя. Всякие наслаждения мира сего мучительны своей исчерпанностью и пустотой, а блаженства духовных утешений тем блаженны, что они неисчерпаемы здешней жизнью, т. к. их корни не принадлежат этому миру, но тому. 54 Наша ограниченная природа часто отрицает то, чего она в данный момент не воспринимает непосредственно. В вопросах веры она забывает, что Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Отпевание умершего ребенка показало, как чужой мир даже в момент своей напряженной жизни может не затронуть душу. Так же и внутренняя жизнь церкви, бьющая постоянно ключом, не воспринимается душой, находящейся в неведении, забвении, малодушии и окамененном нечувствии. Как чистый голубь не сядет на нечистое место, так и Дух Святой отвращается от смрада нашей души, а мы смеем еще удивляться, что мы не переживаем религиозных подъемов. Единственное достойное наше настроение — это вопить к Господу: «В бездне греховной валяясь, бесконечную милосердия Твоего призываю бездну. От тли, Боже, мя возведи». Аминь. 15 мая Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божью премудрость (1 Кор. 1, 22–24). Здесь две утешительные мысли: «Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 11). Поэтому когда мы одни, то нам все духовное кажется безумным и мы колеблемся, когда же посещает нас благодать Святого Духа, то мы успокаиваемся и видим, что в этом безумии — вся наша жизнь и другой жизни быть не может, и мы с Петром восклицаем: «Господи-к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68).

http://predanie.ru/book/77056-zhizn-i-zh...

Особенности седмицы Седмица «сплошная», то есть отменяется пост в среду и пятницу. Потому в просторечии седмица мытаря и фарисея называется «неделей всеядной». Отменяется уставный пост на этой неделе для предостережения от фарисейской самоуспокоенности. Когда человек формальным предписаниям Церкви (посту, посещению храма, чтению молитвенных правил) отдает много сил. И позволяет себе по этой причине свысока смотреть на других и осуждать их. Забывая, что Господь смотрит не только на поклоны в храме, но и в сердце человека. На примере мытаря и фарисея, святая Церковь учит верующих смирению и покаянию. Учит не хвалиться исполнением правил Устава и заповедей Господних. Показывает, что пост и молитва спасительны только тогда, когда не омрачены самолюбованием. Кто были фарисеи? Фарисеи между иудеями составляли древнюю и знаменитую секту: хвалились знанием и исполнением закона устного, который, по их словам, дан был им Моисеем вместе с писаным: отличались тщательным исполнением внешних обрядов и особенно крайним лицемерием, «вся же дела творили, да видимы будут человеки» (Мф 23:5). Посему многими людьми они почитались за добродетельных праведников и по видимой святости жизни отличными от прочих людей: что и значит имя фарисей. Напротив, мытари, сборщики царских податей, делали людям много притеснений и неправд, а потому все их считали грешниками и неправедными. Вопросы на понимание текста Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Вопросы для индивидуального размышления Запишите свои ответы в блокнот. Если хотите, поделитесь своими мыслями в комментариях . Прочтите толкования   Авва Дорофей. Душеполезные поучения Святитель Феофан Затворник Крейг Кинер Митрополит Антоний Сурожский Святитель Николай Сербский (книга) (притча) (слово) Протоиерей Александр Сорокин Митрополит Лимассольский Афанасий Авва Дорофей. Душеполезные поучения . Поучение шестое. О том, чтобы не судить ближнего (аудио) (книга) И фарисей оный, молясь и благодаря Бога за свои добродетели, не солгал, но говорил истину, и не за то был осуждён; ибо мы должны благодарить Бога, когда сподобились сделать что-либо доброе, потому что Он помог и содействовал нам в этом. За сие фарисей не был осуждён, как я сказал, что он благодарил Бога, исчисляя свои добродетели, и не за то он был осуждён, что сказал: несмь якоже прочии человецы ; но когда он обратился к мытарю и сказал: или якоже сей мытарь , тогда он подвергся осуждению, ибо он осудил самое лицо, самое расположение души его и, кратко сказать, всю жизнь его. Посему мытарь и вышел оправдан… паче онаго (Лк 18:11).

http://bible.predanie.ru/pervaya-podgoto...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Великая суббота. Страстная седмица день за днем 5 мин., 14.04.2023 Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день — особая службы и особый смысл. О богослужениях и темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения, в цикле «Страстная седмица: день за днем» . Великая суббота Богослужение Великой субботы Утром: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия свт. Василия Великого Днем между богослужениями: освящение куличей, яиц и пасох Вечером перед началом ночного Пасхального богослужения: Чтение апостольских деяний Богословие Великой субботы Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри. Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в 1957 году за границей, принятый там на ура и в первые же два года переведенный на 24 языка, в Советском Союзе имел хождение в списках и нелегальных копиях, впервые он был опубликован для российского читателя только в 1988 году, в перестройку. Из-за этого романа Пастернак подвергся жестокой травле советской общественности и властей. А многие российские деятели культуры, науки, политического андерграунда, пережившие то время, 60-е и 70-е годы, эпоху хрущевского самодурства и брежневского застоя, вспоминают: к христианству нас привел Пастернак. Стихи, написанные им от имени главного героя, Юрия Живаго, и присоединенные к роману, для многих людей в атмосфере свинцового атеистического давления стали окном в православную духовность ... Одно из замечательных стихотворений этого цикла — «На Страстной», оно хорошо знакомо тысячам читателей, в наши дни вошло в школьные хрестоматии и антологии христианской лирики. И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботы Вода буравит берега И вьет водовороты. И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых.

http://foma.ru/velikaya-subbota.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Великий четверг. Страстная седмица день за днем 5 мин., 12.04.2023 Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день — особая службы и особый смысл. О богослужениях и темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения, в цикле «Страстная седмица: день за днем» . Великий Четверг Богослужение Великого Четверга: Утром: Вечерня с Литургией Василия Великого. Вечером: Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. Богословие Великого Четверга: «Смолкли вопли и стенания грешной души и не слышно более клика в нощи: Се Жених грядет , — ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви. Вместо песни Се Жених грядет поется тропарь Великого Четверга: Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконнным судиям Тебе Праведнаго Судию предает... Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его. Эта „крестная радость“ и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается» (В. Зандер). Да, именно так! В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба этого дня, наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость. Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос — Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; а кое-кто стремится к другому: к жизни лукавой, суетной... Большой глубиной смысла наполнены тексты Утрени этого дня и как жалко, что мы их не слышим, потому, что эта Утреня должна совершаться по Уставу ночью и на практике ее совершают только в монастырях. В приходских храмах мы приходим сразу к Вечерне с Литургией.

http://foma.ru/velikij-chetverg-2.html

Сегодняшнее Евангельское чтение образно представляет нам предивную тайну: как человеческая душа, подобная верной невесте, венчается с Богом и как душа, в ослеплении предавая Бога и изменяя Ему, падает и гибнет во мраке, волчцах и зле идолопоклонства. Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего. Как обычно бывает в притчах Христовых, так и в сей охвачена вся история человечества от начала до конца. Ученые люди трудятся над написанием огромных и труднопонимаемых книг, пытаясь разъяснить историю человечества: и вместо того еще больше запутывают нити, рвут ткань и смешивают понятия. А Христос одною простою и краткою притчей сказал все, ясно и понятно. Воистину, никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин.7:46). Царство Небесное не может быть выражено словами - его можно лишь уподобить чему-либо, существующему в сей жизни. Кроме всего прочего, его можно уподобить и брачному пиру. Свадьба является для людей радостным событием, а Царство Небесное есть сама радость. Потому Царство Небесное и уподобляется свадьбе. Человек царь есть Сам Бог, а сын Его - Господь наш Иисус Христос. Женихом Его назвал еще Иоанн Креститель (Ин.3:29), и Сам Господь это подтвердил (Мф.9:15). Вся история человеческая от изгнания Адама из рая до пришествия Христова есть приготовление человеческих душ к брачному пиру Сына Божия; приход Христа в мир есть истинное начало свадебного веселия; и все время от Его пришествия до конца времен есть продолжение в мире этой свадьбы. Но свадебная радость достигает своего совершенства только в иной жизни. Приход Христа в мир - самое радостное событие для человечества в целом и для каждой души в отдельности, как приход обрученного к своей невесте. Из всех народов на земле радостнее всех приветствовать приход Жениха Христа должен был народ иудейский, ибо народ сей был больше всего подготовлен Богом к встрече с Ним. Перед этим народом стояла задача первыми выйти в сретение Христу, первыми узнать и принять Его, а затем благовестить всем народам и племенам на земле радость и спасение. Потому в оригинале Евангелия и говорится во множественном числе: сделал брачные пиры для сына своего. Ибо пришел ожидаемый Жених к ветхозаветной церкви иудейской; и пришел Жених ко всякой душе человеческой, ищущей спасение, жизнь и радость; и пришел Жених ко всему сотворенному роду человеческому, ко всем народам и племенам. Но сколь велика любовь Божия к людям, столь велики и ослепление и злоба грешников на земле. Ибо сказано: Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин.1:11). Сначала, таким образом, Он пришел к тем, кого больше и дольше всего готовил в невесты Себе, - к народу иудейскому.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010