Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАФАНАИЛ (Бачкало Никита Яковлевич; 15.09.1866, с. Сорокотяга Таращанского у. Киевской губ. (ныне Жашковский р-н, Черкасская обл., Украина) - ?), иером., регент, композитор. Род. в семье верующих крестьян. В 16 лет убежал из дома в Киево-Печерскую лавру, где стал послушником и пел на клиросе. Через 4 года перешел из мон-ря в Киевский архиерейский хор, откуда в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси он был принят в хор С. В. Васильева в Москве (см. в ст. Васильевы , регенты и хоросодержатели), вскоре перешел в Синодальный хор , где пел в течение 7 месяцев. В 1887 г. стал певчим Исаакиевского собора в С.-Петербурге. Будучи послушником на подворье Александрова Свирского мон-ря в С.-Петербурге, 3 года занимался на частных курсах пения у проф. О. Ф. Сеффери, а затем для постановки голоса поступил в консерваторию, где полгода учился у проф. С. И. Габеля. В то же время овладел навыками игры на фортепиано и скрипке. В 1890 г. он начал выступать в концертах; пел в операх в Панаевском театре (основан В. И. Панаевым в сер. 80-х гг. XIX в.). Стал известен как певец в С.-Петербурге и за его пределами. В Ревеле вместе с др. артистами участвовал в концертах и пел в операх. С Панаевским театром отправился в 2-годичное турне по Финляндии, Польше, Эстляндии и Курляндии. После неудачного сватовства к дочери банкира и страшного видения только что скончавшегося отца он решил оставить мир и снова уйти в мон-рь. 27 марта 1895 г. прибыл в ТСЛ, где стал помощником регента правого клироса Троицкого собора. Через 8 месяцев его определили в число послушников лавры. 28 нояб. 1897 г. официально зачислен в число братии «по увольнении гражданским начальством», 13 дек. принял монашеский постриг с именем Нафанаил в честь ап. Нафанаила (Варфоломея). 10 марта 1898 г. Н. переведен в подведомственную лавре, вновь восстановленную Смоленской иконы Божией Матери Зосимову мужскую пустынь , где организовал хор из братии. В то же время он начал писать духовно-муз. произведения, получившие распространение под названием «напев Зосимовой пустыни». 7 июня 1898 г. Н. был рукоположен во иеродиакона, 11 февр. 1900 г.- во иеромонаха. Предположительно в 1903 г. Н. познакомился с директором Синодального хора В. С. Орловым , посещал занятия в Синодальном училище церковного пения в свободное от послушаний в пустыни время. Н. получил свидетельство об обучении (РГАЛИ. Ф. 662. Оп. 1. Д. 39). 23 авг. 1904 г. он подал прошение о переводе в лавру «по причине расстроенного здоровья», и 3 сент. это прошение было удовлетворено Духовным собором лавры.

http://pravenc.ru/text/2564770.html

Милиционеры знали, что Н.- ушедший за штат архиерей, но относились к нему доброжелательно, видя его совершенную нестяжательность и доброту. Верующие обращались к нему как к прозорливому старцу. Жил в крайней бедности, юродствовал. Духовные дети помогали ему материально, но все, что ему давали, он раздавал нуждающимся, зарабатывая себе на жизнь сбором утильсырья. 13 окт. 1937 г. Н. был арестован в Орехово-Зуеве и доставлен в Таганскую тюрьму в Москве. Обвинялся в том, что «являлся нелегальным бродячим епископом, проводил антисоветскую агитацию, занимался контрреволюционной деятельностью». Был расстрелян по приговору Особой тройки УНКВД по Московской обл. от 17 нояб. 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен там в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 263; ГАРФ. Ф. 10035. Д. 19180. Соч.: Николаевский жен. мон-рь в г. Переславле, Владимирской губ. М., 1904; Нафанаил (Бачкало), иером. [музыка], Делекторский Ф., свящ. [слова]. Юбилейный гимн: На столетие Имп. МДА: 1814-1914. М., 1915. Лит.: Владимирские ЕВ. 1898. 15; 1907. 42, 43; Журналы собр. Совета МДА за 1911 г.//БВ. 1912. 4. С. 431-432 (4-я паг.); То же за 1915 г.//Там же. 1916. 10/12. С. 542 (4-я паг.); Пермские ЕВ. 1917. 1. С. 5; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 84; Дамаскин. Кн. 5. С. 337-340; ЖНИР: Моск. Нояб. С. 77-82; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екат., 2001. С. 157. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ПАВЕЛ Платонович Преображенский (1882-1937), прот., сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) АЛЕКСИЙ Михайлович Никитский (1891 – 1938), свящ., сщмч. (пам. 15 февр., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ИОНА (Лазарев Иван Иванович; 1869-1937), еп. Велижский, сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) КОСМА Родионович Коротких (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 25 нояб., в 4-ю субботу по Пасхе - Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2565370.html

В 1911 г. после приемных экзаменов принят на 1-й курс МДА. В 1914 г. он написал юбилейный гимн «На столетие Императорской Московской Духовной Академии: 1814-1914» (положен на ноты лаврским духовным композитором иером. Нафанаилом (Бачкало) и опубл. в 1915). Руководил хором академии. В 1915 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Ветхозаветные пророки как пастыри». 1 окт. того же года назначен помощником секретаря Совета и правления МДА. В 1915 г. награжден бархатной фиолетовой скуфьей, в 1916 г.- камилавкой. В том же году по приглашению Пермского и Кунгурского еп. сщмч. Андроника (Никольского ; впосл. архиепископ) перешел в клир Пермской епархии. 27 дек. 1916 г. назначен настоятелем кафедрального Петропавловского собора Перми и одновременно преподавателем теории словесности и истории иностранной лит-ры в Пермском епархиальном жен. уч-ще. В 1919 г. возведен в сан протоиерея. В том же году Высшим временным церковным управлением Сибири награжден золотым наперсным крестом. В это время выразил желание принять монашеский постриг, о чем подал прошение Пермскому еп. Сильвестру (Братановскому ; впосл. архиепископ). Архиерей постановил прот. Ф. Делекторскому предоставить право посвятить себя служению Церкви в безбрачном состоянии. Сщмч. Никита (Делекторский). Икона. Нач. XXI в. Сщмч. Никита (Делекторский). Икона. Нач. XXI в. В 1922 г. был принят Владимирским митр. Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в клир Владимирской епархии. 14 июня того же года назначен викарным Переславским еп. сщмч. Дамианом (Воскресенским ; впосл. архиепископ) настоятелем Христорождественского собора в Александрове и благочинным всех городских церквей. 7 апр. 1924 г. получил увольнение за штат от временно управляющего Владимирской епархией Звенигородского еп. Николая (Добронравова) . 7 мая 1924 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон и Синод постановили назначить прот. Ф. Делекторского на открытую в Самарской епархии викарную кафедру в г. Бугульме после пострижения в монашество.

http://pravenc.ru/text/2565370.html

Регентской школы при МПДАиС в г. Бари Тропарь Пасхи, Греко-латино-славянский, муз. Астафьева —1:41 Задостойник Пасхи “Ангел вопияше”, муз. Макарова — 2:42 Эксапостиларий Пасхи “Плотию уснув”, Греческий распев гарм. С. Крылова —1:58 Концерт Пасхи “Да воскреснет Бог”, муз. Д. С. Бортнянского — 5:05 “О Тебе радуется”, муз. Данилина — 2:10 Первый кондак акафиста (“Возбранный чудотворче…”) Святителю Николаю, муз. иером. Нафанаила (Бачкало), редакция игум. Никифора (Кирзина) — 1:20 Кондак Святителю Николаю (“В Мирех, святе…”), муз. Н. Голованова — 1:40 Светилен Преподобному Сергию (“Процвел еси…”), муз. С. Трубачёва — 2:10 Ныне отпущаеши, муз. Головко — 2:35 “Единородный Сыне”, муз. Е. Богданова — 1:40 Великое славословие, муз. А. Велиумова, аранж. и редакция для мужского хора М. Котогарова — 9:40 “Земля святая”, сл. и муз. Д. Гаркави — 3:19 Кант “О Всепетая Мати”, неизвестного автора — 1:11 “У Троицы окрылённые”, сл. А. Карепановой, муз. Н. П. Скрягиной — 3:30 Гимн Регентской школы, сл. и муз. А. Звездина — 1:52 Русская народная песня “Как пойду я на быструю речку” — 2:07 Русская народная песня “Ах ты, степь широкая” — 2:45 Русская народная песня в обр. С. Строкина “Как в лесу-лесочке” — 1:50 “Уж как пал туман”, слова народные, муз. Л. Шварца — 2:42 Русская народная песня “В тёмном лесе” — 2:13 Общее время звучания: 56:17 Концертный репертуар богослужебных песнопений Постовые Гринченко “Предстояще Кресту” — 1:10 Стеценко “Разбойника благоразумного” — 1:08 Феоктистов “Не рыдай Мене Мати” — 2:01 Лядов “Чертог Твой вижду” — 1:52 Пасха 1. Астафьев “Христос воскресе” — 1:41 2. Макаров “Ангел вопияше” — 2:42 3. греч. распев, гарм. С. Крылова “ Плотию уснув” — 1:58 4. Бортнянский “Да воскреснет Бог ” — 6:05 Святым Женам-мироносицам Гринченко “Молитва святым Женам-мироносицам” — 6:16 Кондак 12 Акафиста святым Женам-мироносицам “Благодать служения” — 1:30 Богородице Печерская “Не имамы иныя помощи” — 1:32 Трубачёв “Богородице Дево ” — 1:16 Жданов “Под Твою милость” — 1:28 Данилин “О Тебе радуется” — 2:10

http://pravmir.ru/u-svyatitelya-nikolaya...

мон-рях, новых материалов. Под ред. Г. опубликованы произведения А. Л. Веделя, С. А. Дегтярёва, Дж. Сарти, прот. Петра Турчанинова, архим. Феофана (Александрова), свящ. Василия Старорусского, А. П. Есаулова, П. Кочановского и нек-рых др. Ответить 19. Назовите автора данного церковного песнопения. Правильный ответ: Верно! Комментарий: Прозвучал полиелей , автором которого является иеромонах Нафанаил. Иеромонах Нафанаил (в миру Никита Яковлевич Бачкало) (1866- ?) – церковный композитор, регент. Свой путь в музыкальном мире начал с того, что был певчим в Исаакиевском соборе г. Санкт-Петербурга и затем поступил в консерваторию. Помимо пения обладал навыками игры на фортепиано и скрипке. До 28 лет он пел в опере и концертах, был известен в г. Санкт-Петербурге. Потом уходит в Троице-Сергиеву Лавру. В Лавре он несет певческое послушание, становится помощником регента правого клироса Троицкого собора. В 1897 году принимает постриг с именем Нафанаил. Затем он переводится в подведомственную Лавре Смоленскую Зосимову пустынь, где организует хор. В 1898 он рукоположен в сан иеродиакона, в 1900 – в сан иеромонаха. Известные напевы Зосимовой пустыни являются творением отца Нафанаила. То есть его авторству принадлежат не только ноты, где четко указано, что их автор иер. Нафанаил, а также и те, где указано «напев Зосимовой пустыни», например достаточно популярное в храмах «Величит душа моя Господа». В 1912 г. иеромонах Нафанаил был назначен регентом первого лаврского хора. 1 июня Лавру посещает император Николай II. К его приезду готовился весь город. Естественно, что монашеский хор не мог не участвовать в этих торжествах. Хор под управлением о. Нафанаила пел перед императором, и Николай II лично наградил регента – иеромонаха Нафанаила – золотым крестом «из Кабинета ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА». Вопрос об объеме всего музыкального наследия иеромонаха Нафанаила до сих пор остается открытым. Известна только малая часть этого наследия, написанная в период с 1898 по 1914 г., то есть за 16 лет.

http://azbyka.ru/test/cerkovnoe-penie

ч. знам. расп.), «Достойно есть», Песнопения по «Достойно есть», По явлении Св. Даров, «Тело Христово»: Великопостное, Окончание литургии, «Милость мира» на Литургии св. Василия Великого: Киев. расп., «И всех, и вся»: на Литургии св. Василия Великого//Песнопения Божественной литургии. М., 2009. Ч. 2. С. 66–67, 84–90, 115, 129, 145, 146–147, 152– 154, 164–167, 186. (Богослужебный репертуар 4-голосного муж. хора; 3); Ирмосы Великого канона: Распев Ирмология Свято-Троицкой Сергиевой лавры в гармонизации иером. Нафанаила (Бачкало): Для малого смеш. хора. [Серг. П.], 2009; Всенощное бдение. [Серг. П.], 2009. (Певч. б#ка ТСЛ); «Богородице Дево, радуйся», «Хвалите имя Господне», Херувимская песнь: Софрониевская, «Преславная днесь»: Знам. расп., «Иже добродетелей подвижник»//У святого престола/Сост.: Г. А. Смирнов; биогр. очерки: Н. Ю. Плотникова. М., 2012. С. 118–124; Ирмосы канона Пасхи//«Праздников праздник»: Песнопения Св. Пасхи. М., 2017. 50; Песнопения Божественной литургии: Для смеш. и однородных муж. и жен. хоров. Вып. 2 (23 номера): Репр./Изд-во «Живоносный Источник». М., б. г. Лит.: Колокол: Газ. 1909. 1016. 28 июля; 1036. 22 авг.; Иоасаф [Шишковский], иером. Отзыв//Божия нива. 1914. 145. Янв. С. 23-24; Каталог изданий духовно-муз. сочинений и переложений иером. Св.-Троицкой Серг. лавры Нафанаила. Серг. П., 1914; Климов М. Г. Отзыв//Каталог изданий. 1914. С. 11-12; Арсений (Жадановский), архиеп. Строитель Зосимовой пустыни схиигум. Герман//К свету. М., 14. С. 11-27 (о Н.- с. 18); Голубцов С., протодиак. Троице-Сергиева лавра за последние сто лет. М., 1998. С. 61; он же. Жизнь и судьба иером. Нафанаила//Тр. МРПС, 2002-2003. М., 2006. С. 148-158; РДМДМ. 2002. Т. 2. Кн. 1. С. 457-466; 2002. Т. 3. С. 211; Четверухин И., прот., Четверухина Е. Л. Преподобный Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. [Серг. П.]., 2003. С. 51-52; Трубачёв С., диак. Избранное: Ст. и исслед. М., 2005. С. 544, 592-593; Волковинский С. А. Жизненный путь и творческое наследие иером. Троице-Сергиевой лавры Нафанаила (Бачкало)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 5: Муз. искусство христ. мира. 2008. Вып. 2(3). С. 139-146. Диак. Святослав Волковинский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564770.html

Л. 92). И. В. Старикова В эпоху партесного пения создавались многоголосные М., представляющие собой как обработки одноголосных распевов, так и произведения концертного характера. В рукописях сохранились М. на 4 голоса царю Алексею Михайловичу, царице Наталии Кирилловне и патриарху Иоасафу (ГИМ. Син. певч. 1417), царю Феодору Алексеевичу, царице Наталии Кирилловне и патриарху Иоакиму (РГБ ОР. Ф. 37. 383); М. петровской эпохи на 4 голоса (ГЦММК. Ф. 283. 144 («Многолетны благочестивейшаго царя и великаго князя Петра, благоверныя царицы и благороднаго царевича Алексиа...»; см.: Плотникова. 2016. С. 147-148), 540), на 5 голосов (ГИМ. Син. певч. 977), на 8 голосов (Там же. 610), на 12 голосов (РГБ. Ф. 354. 158). Два 4-голосных М. содержит певч. сборник на коронацию имп. Екатерины I 7 мая 1724 г. (см.: Плотникова. 2015). В 1-й трети XVIII в. М. могли использоваться вне богослужения, в циклах песнопений, «виватов» и кантов , созданных для петровских триумфов (в т. ч. с текстом «Многа лет»), в частности, произведение, приуроченное к празднествам по случаю Ништадтского мира (1721), когда Петр был провозглашен императором (см.: Финдейзен. 1927. С. 675-685; Русские канты. 2002. С. 2-19). Два варианта «Многа лет» для 12-голосного хора содержатся в сборнике сер. XVIII в. из коллекции Новгородского архиерейского хора (ГИМ. Син. певч. 355). В то же время начали появляться авторские и местные распевы М., текст которых состоит только из повторения (3 раза и более) слов «Многая лета». Авторство одного из таких М. приписывается государеву певчему дьяку Василию Титову (рубеж XVII и XVIII вв.), оно часто исполняется и в наст. время. К периоду классицизма относятся произведения Д. С. Бортнянского («малое» и «большое» М., 1-е получило наибольшее распространение), А. Л. Веделя, С. И. Давыдова. Позднéе музыку для М. писали многие композиторы петербургской (прот. П. Турчанинов , Д. Н. Соловьёв , А. А. Архангельский , М. А. Гольтисон , иером. Нафанаил (Бачкало) , Г. М. Давидовский , С. В. Панченко и др.) и московской (С.

http://pravenc.ru/text/2563872.html

1910. Ч. 1. С. III). Это предписание было выполнено, и в 1910 г. Лаврской типографией были изданы первые 2 части «Нотного Обихода Киево-Печерской лавры» - «Всенощное бдение» и «Божественная литургия». В 1912 г. вышла 3-я часть (Двунадесятые праздники), в 1915 г.- 4-я (Постная Триодь), в 1918 г. подготовлена к печати 5-я часть (Цветная Триодь), однако выходу ее в свет помешали политические события в стране. Обиходом, изданным в 1910-1915 гг., был подведен итог многовековой певческой истории мон-ря. Были окончательно зафиксированы и изложены в виде гармонизаций вырабатывавшиеся столетиями напевы, которые с этого времени в полном объеме стали доступны др. мон-рям, церковным приходам и всем любителям богослужебных песнопений. Отношение братии мон-ря к «флавиановскому» изданию было неоднозначным, т. к. гармонизация напевов в нем часто «приглажена» под общие закономерности хоровой гармонии того времени и не совсем соответствует лаврской традиции многоголосного пения. По воспоминаниям архим. Спиридона (Лукича), Обиход Малашкина пользовался у братии бóльшим уважением, чем Обиход иером. Флавиана, т. к. в первом наиболее верно и приближенно к монашеской традиции изложены как сама мелодия К.-п. н., так и принципы ее гармонического изложения (см.: Спиридон (Лукич). Богослужебные заметки). Супральский Ирмологион. 1588-1601 гг. (НБУВ ИР. Ф. 1. 5391. Л. 32 об. - 33) Супральский Ирмологион. 1588-1601 гг. (НБУВ ИР. Ф. 1. 5391. Л. 32 об. - 33) В 1910 г. киевским об-вом граммофонных пластинок «Экстрафон» было записано 68 песнопений К.-п. н. в исполнении братского хора под упр. уставщика игум. Флавиана (Приходько). В кон. XIX - нач. XX в. гармонизации и переложения К.-п. н. делали Г. Ф. Львовский , иером. Парфений (Девятин) , Фатеев, В. Д. Беневский , Н. И. Компанейский , В. Г. Петрушевский , И. И. Смирнов , иером. Иадор (Ткаченко), иером. Нафанаил (Бачкало) и др. После выселения монашеской общины из лавры в 1930 г. службы по лаврскому уставу с К.-п. н. нек-рое время совершались малочисленной братией в Ольгинской ц., затем, до 1933 г., в Китаевской киевской мужской пустыни 8 оставшимися монахами.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

2006; Малое освящение воды. 2007; Молебен общий. 2008), «Триодь церковного пения: Седмичные службы Великого поста» (Литургия Преждеосвященных Даров. 2006; Великое повечерие. 2006; Великий канон св. Андрея Критского. 2006; Часы. Изобразительны. Вечерня. 2006; Вечерня в Неделю вечера. Утреня. Час 1-й. 2007). Вне этих серий подготовлены сборники «Задостойники» (2007-2008. 2 ч.) и «Пение при архиерейском служении» (в печати). Во всех сборниках помещены песнопения в неск. вариантах для смешанных и однородных хоров. В книгах представлены древние распевы и их обработки, выполненные дореволюционными и совр. авторами (Кастальским, Смоленским, Римским-Корсаковым, Потуловым, Архангельским, Г. Ф. Львовским , Д. Н. Соловьёвым, И. И. Смирновым , Д. М. Яичковым , иером. Нафанаилом (Бачкало), диак. Сергием Трубачёвым, архиеп. Ионафаном (Елецких) , архим. Матфеем (Мормылём), Б. М. Феоктистовым, а также композиторами рус. зарубежья). В сборники вошли напевы различных мон-рей (Троице-Сергиевой лавры, Киево-Печерской лавры, Валаамского и Соловецкого мон-рей). Книги содержат указатели источников публикуемых нотных материалов, а также сопроводительные статьи, написанные ведущими специалистами в области церковного пения. Др. направления работы нотной редакции: переиздание синодальных певч. книг, впервые напечатанных в 1772 г. (Праздники нотного пения. 2002, 2004; Обиход нотного пения. 2003); подготовка сборников серии «Праздники» (совместно с отделом богослужебных книг) (Троица: Служба в Неделю Св. Пятидесятницы с последованием коленопреклонения. 2004; Служба св. прав. Иоанну Кронштадтскому: С нотным прил. 2009); публикации собраний духовно-муз. произведений разных авторов ( Римский-Корсаков Н. А. Собрание духовно-муз. сочинений. 2001; переизд. труда преподавателей Придворной певческой капеллы «Всенощное бдение: Древние роспевы в переложении для 4-голосного смешанного хора». 2003); издание песнопений знаменного распева в оригинальной нотации (Канон Пасхи знаменного роспева/Ред.: Г. Б. Печенкин.

http://pravenc.ru/text/293876.html

единоверия - и в тех приходах РПЦ, к-рые придерживаются дореформенного богослужебного устава. В основной же части приходов РПЦ древнерус. пение в значительной степени вытеснено гармоническим многоголосием, а одноголосное пение употребляется редко. К наст. времени О. церковного пения большей части приходов РПЦ составляют: 1) гармонизованные южнорус. греческий, киевский и болгарский распевы; 2) нек-рые песнопения знаменного распева, подвергнутые сокращению и гармонизации; 3) избранные песнопения местных монастырских традиций; 4) песнопения, не имеющие прямой генетической связи со знаменным, с греческим, киевским и болгарским распевами, но стилистически близкие к какому-либо из них; т. н. простое пение - речитатив на 1-3 аккордах (T, S, D); отдельные авторские песнопения, напр. ирмосы Великого канона «Помощник и Покровитель» Д. С. Бортнянского , «Свете тихий» И. С. Дворецкого , предначинательный псалом и кондак «Взбранной Воеводе» прот. Д. В. Аллеманова . Общими муз. свойствами для всех многоголосных песнопений, к-рые в наст. время относятся к О., являются гомофонно-гармоническая фактура и простой гармонический язык. Помимо хронологического и конфессионального аспектов О. церковного пения имеет также и региональный аспект. Во-первых, в различных регионах и певч. центрах общепринятые распевы имеют мелодические варианты, иногда достаточно самобытные. Ярким примером служат гласовые напевы, к-рые могут различаться по мелодическому и ритмическому рисунку, гармонизации, фактуре (ср. напевы 2-го гласа сокращенного киевского распева и Зосимовой пуст. (см. в статьях Монастырские распевы , Нафанаил (Бачкало), иером., Смоленской иконы Божией Матери Зосимова мужская пустынь ), к-рые соотносятся как варианты). Если помимо общего мелодического «зерна» гласовые напевы имеют более значимые различия, напр. в структуре, то они соотносятся как самостоятельные редакции (ср. напевы подобна 1-го гласа «Небесных чинов»: оптинский напев состоит из 2 чередующихся мелодических строк и заключительной строки, а почаевский - из 3 чередующихся и заключительной). Во-вторых, круг обиходных песнопений в к.-л. регионе или певч. центре пополняется напевами местных сочинений или редакций. Так, во 2-й пол.- кон. XIX в. местные одноголосные редакции знаменного, киевского и греческого распевов уже существовали в Валаамском и Соловецком мон-рях, а в Киево-Печерской лавре сформировался уникальный по мелодическому и гармоническому языку круг песнопений в 4-голосном изложении. Известны также песнопения Троице-Сергиевой лавры, Свято-Успенской Почаевской лавры, Оптиной пустыни, Псково-Печерского мон-ря. Названия ряда песнопений указывают на место их происхождения, напр.: Трисвятое «ярославское»; херувимские «старосимоновская», «софрониевская», «владимирская»; «Милость мира» «ипатьевская», «симоновская». Однако большая группа названий не указывает на локализацию напевов: херувимские «старинная», «скитская», «умилительная»; «Милость мира», «дьячковская», «скитская» и др.

http://pravenc.ru/text/2578051.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010