Западное христианство. Взгляд с Востока В чем отличие католического учения от православного? Откуда взялся Лютер? Как у англикан появилось женское священство? На эти и многие другие вопросы в своей книге отвечает профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов. Это переработанное и дополненное издание классического учебника по сравнительному богословию, в котором рассматриваются догматические, канонические и церковно-практические особенности различных христианских конфессий. Речь идет о римском католицизме, протестантизме и его основных ветвях — лютеранстве, кальвинизме, англиканстве, а также некоторых вероучительных течениях, возникавших в странах Европы в эпоху Реформации и более поздний период. Содержание От автора Настоящая книга составлена как развитие учебных курсов моих предшественников по кафедре Сравнительного богословия МДАиС, в частности профессора Московской духовной академии Дмитрия Петровича Огицкого (1908— 1994), курс семинарии и курс аспирантуры при МДА сотрудника Издательского отдела Германа Феодоровича Троицкого (1934—1995). Учебное пособие Д.П.Огицкого было использовано преимущественно в части, посвященной католичеству, лекции Г.Ф.Троицкого — протестантизму. Кроме того, при написании отдельных разделов привлекались статьи и материалы, собранные в издании «Хрестоматия по сравнительному богословию» (М., 2005), в особенности следующих авторов: архимандрита Плакиды (Дезей) «Блаженный Августин и Филиокве»; монаха (ныне иеромонаха) Саввы (Тутунова) «Современная римско-католическая сотериология»; архиепископа Нафанаила (Львова) «О латинском догмате непорочного зачатия»; В.Н.Лосского «Догмат о непорочном зачатии». За основу раздела, посвященного англиканству, были взяты статьи, помещенные в «Православной энциклопедии». По сравнению с предыдущими изданиями курса, дважды выходившими под названием «Православие и западное христианство» (М., 1995; 1999), курс был значительно переработан и дополнен двумя приложениями. Принципиально расширен раздел о экуменическом движении и межконфессиональных контактах. Внесены дополнения в другие главы, прежде всего касающиеся положений нового катехизиса Католической Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАФАНАИЛ (Бачкало Никита Яковлевич; 15.09.1866, с. Сорокотяга Таращанского у. Киевской губ. (ныне Жашковский р-н, Черкасская обл., Украина) - ?), иером., регент, композитор. Род. в семье верующих крестьян. В 16 лет убежал из дома в Киево-Печерскую лавру, где стал послушником и пел на клиросе. Через 4 года перешел из мон-ря в Киевский архиерейский хор, откуда в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси он был принят в хор С. В. Васильева в Москве (см. в ст. Васильевы , регенты и хоросодержатели), вскоре перешел в Синодальный хор , где пел в течение 7 месяцев. В 1887 г. стал певчим Исаакиевского собора в С.-Петербурге. Будучи послушником на подворье Александрова Свирского мон-ря в С.-Петербурге, 3 года занимался на частных курсах пения у проф. О. Ф. Сеффери, а затем для постановки голоса поступил в консерваторию, где полгода учился у проф. С. И. Габеля. В то же время овладел навыками игры на фортепиано и скрипке. В 1890 г. он начал выступать в концертах; пел в операх в Панаевском театре (основан В. И. Панаевым в сер. 80-х гг. XIX в.). Стал известен как певец в С.-Петербурге и за его пределами. В Ревеле вместе с др. артистами участвовал в концертах и пел в операх. С Панаевским театром отправился в 2-годичное турне по Финляндии, Польше, Эстляндии и Курляндии. После неудачного сватовства к дочери банкира и страшного видения только что скончавшегося отца он решил оставить мир и снова уйти в мон-рь. 27 марта 1895 г. прибыл в ТСЛ, где стал помощником регента правого клироса Троицкого собора. Через 8 месяцев его определили в число послушников лавры. 28 нояб. 1897 г. официально зачислен в число братии «по увольнении гражданским начальством», 13 дек. принял монашеский постриг с именем Нафанаил в честь ап. Нафанаила (Варфоломея). 10 марта 1898 г. Н. переведен в подведомственную лавре, вновь восстановленную Смоленской иконы Божией Матери Зосимову мужскую пустынь , где организовал хор из братии. В то же время он начал писать духовно-муз. произведения, получившие распространение под названием «напев Зосимовой пустыни». 7 июня 1898 г. Н. был рукоположен во иеродиакона, 11 февр. 1900 г.- во иеромонаха. Предположительно в 1903 г. Н. познакомился с директором Синодального хора В. С. Орловым , посещал занятия в Синодальном училище церковного пения в свободное от послушаний в пустыни время. Н. получил свидетельство об обучении (РГАЛИ. Ф. 662. Оп. 1. Д. 39). 23 авг. 1904 г. он подал прошение о переводе в лавру «по причине расстроенного здоровья», и 3 сент. это прошение было удовлетворено Духовным собором лавры.

http://pravenc.ru/text/Нафанаила ...

Митрополит Неврокопский Нафанаил: С истиной будут бороться до Судного дня Один из видных иерархов Болгарской Православной Церкви митрополит Неврокопский Нафанаил (Калайджиев) был гостем Всероссийских Дней славянской письменности и культуры, которые отмечались в Саратове в мае сего года. Владыка участвовал в соборных богослужениях в Духосошественском храме Саратова и в возрожденном Свято-Троицком соборе Вольска. Он посетил многие храмы Саратовской епархии и нашел время для общения с нами — журналистами епархиальных СМИ. — Наши читатели практически ничего о Вас не знают; расскажите, пожалуйста, о своем жизненном пути. В какой семье Вы родились, как проходило ваше детство, что привело Вас в Церковь? — Я родился в селе Копривлен близ греческой границы, в ста километрах от Святой Горы Афон. Из поколения в поколение мужчины нашей деревни в зимнее время уходили работать в афонские монастыри. И приносили оттуда книги, которые там издавались, особенно в Зографском монастыре. Поэтому в селе было много духовной литературы. Во время постов из монастырей Святой Горы к нам приходили монахи исповедовать мирян. Конечно, все это было до сорок шестого года, то есть до того момента, когда Болгария вошла в социалистический лагерь; но и в трудные времена вера в нашем селе не была уничтожена. Моя бабушка, царство ей небесное, была глубоко верующей женщиной. Пока она была жива, ничто в нашем доме не совершалось без молитвы. В праздники все мои близкие посещали храм. Конечно, многие тогда боялись, потому что государство стремилось отделить Церковь от государства и народ от Церкви. Но Господь помогал, благодать Его в нашей жизни действовала. В нашем селе был очень хороший священник. Он заботился о людях, о спасении их душ, невзирая на все препятствия, которые ему создавали. Даже то, что он ходил всегда в рясе, могло восприниматься как вызов. Это был пример, поучительный для многих. Когда умирала моя бабушка, этот священник пришел к нам в дом, чтобы исповедать и причастить ее. Благоговение, с которым он относился к своему служению, запомнилось мне на всю жизнь. Епитрахиль, крест, Евангелие были у него завернуты в ткань. Прежде, чем эту ткань развернуть, он вымыл руки, перекрестился, поцеловал эту ткань и лишь затем развернул. И отношение людей было настолько благоговейным, что воду, которой священник мыл руки, они не выплескивали наземь, а выливали в огонь, на угли, чтоб ее никто не топтал. Вот в такой обстановке я вырос, несмотря на коммунистические времена.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

I. История Санкт-Петербургской епархии, с учреждения, 1-го сентября 1742 года, единоличной епископской кафедры до наших дней Предварительные сведения Год учреждения епархии. – Перечень иерархов. – Общее обозрение перемен, происходивших в епархиальной власти и под ведомых ей учреждениях. – Способ изложения сей истории. В предшествовавшей настоящему труду, истории православной церкви в пределах С.-Петербургской епархии, мы достаточно выяснили, что С.-Петербургский край, в церковно-каноническом отношении, состоял с древнейших времен, за исключением местностей, ближайших к Пскову, в смотрении новгородских иерархов, а с 1721 года – под непосредственным ведением высшей церковной власти в России, т. е. Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода. Единоличное же епархиальное управление для С.-Петербурга и уездных его городов с селами, о чем приходится теперь писать, следуя порядку времени, установлено только в 1742 году, в самом начале царствования Императрицы Елисаветы Петровны. С того времени, в течении ровно 130-ти лет, кафедру С.-Петербургской епархии, в непрерывном преемстве, занимали следующие лица: епископ Никодим, архиепископы: Феодосий, Сильвестр, Вениамин и Гавриил I; митрополиты: Гавриил II, Амвросий, Михаил, Серафим, Антоний, Никанор и Григорий. Все иерархи, включительно по настоящее время, пребывание свое постоянно имели и ныне имеют в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. В настоящее время С.-Петербургской епархией управляет первенствующий член Святейшего правительствующего Всероссийского Синода, высокопреосвященный митрополит Исидор, с титулом Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского, и в звании священно-архимандрита Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. С 1817 года при С.-Петербургской митрополии установлено первое викариатство. Епископами-викариями при митрополитах состояли в порядке, один за другим, следующие лица: Филарет, Владимир, Григорий, Никанор, Смарагд, Венедикт, Иустин, Нафанаил, Христофор, Платон, Агафангелл, Леонтий, Герасим, Аполлос, Палладий и Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПАВЕЛ (КРАТИРОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Епископ Павел (Кратиров) Еп. Павел (Кратиров) В Харьков епископ Павел вернулся осенью 1922 года, но нигде не служил. 17 сентября 1922 года Харьковский архиепископ Нафанаил (Троицкий) был привлечён к суду и выслан из Харькова. В город он больше не вернулся, и поэтому на общем собрании духовенства и мирян, которое состоялось осенью этого года в Старо-Троицкой церкви было принято решение: " Для возглавления Харьковской епархии должен быть приглашён епископ Старобельский Павел " . С конца 1922 года еп. Павел и возглавляемое им духовенство начали борьбу с обновленческим расколом . Арест и высылка 17 марта 1923 года арестован и проходил по групповому делу " Дело епископа Павла (Кратирова) и др. Харьков, 1923г. " вместе с 13-ю священниками и двумя мирянами. Для защиты арестованного епископа в суде верующие собрали два миллиарда рублей, чтобы нанять адвоката, но он не потребовался: суда не было. 15 мая 1923 года Особой комиссией НКВД УССР по административным высылкам приговорён к трем годам высылки за пределы Украины вместе с прот. Благовещенского собора Николаем Федоровичем Колчицким , прот. Загоровским Николаем Михайловичем , свящ. Радченко Павлом Митрофановичем , мирянами - Габиевым Сергеем Александровичем и Стешенко Петром Петровичем. 21 мая того же года был освобождён под расписку и выехал в Крым . В 1923 году был назначен епископом Ялтинским , викарием Таврической епархии , в том же году был уволен на покой. В августе-сентябре 1923 года был одним из кандидатов на Вологодскую кафедру . 16 августа 1923 года отслужил первую литургию в Вологде , 4 сентября был назначен управляющим Вологодской епархией . 27 сентября уехал из Вологды. 27 ноября 1923 года назначен епископом Александровским , викарием Владимирской епархии . С 1923 по начало 1925 года - служил во Владимире , Великом Устюге , Москве , неоднократно подвергался арестам.

http://drevo-info.ru/articles/13675109.h...

Иона, митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (Василевский Иван Семенович) Родился 18 февраля 1763 года в городе Калуге в семье бедного причетника-иконописца. Первоначально учился в духовном училище при Лаврентиевом Рождественском монастыре близ Калуги, затем в Перервинской духовной семинарии, откуда, как лучший ученик, переведен в лаврскую духовную семинарию, переименованную в Московскую духовную академию. В 1790 году окончил курс духовной академии. 30 января 1792 года назначен священником к Калужской Воскресенской церкви. В 1803 году возведен в сан протоиерея. В 1807 году пострижен в монашество и в том же году возведен в сан архимандрита. С 1808 года – ректор Калужской духовной семинарии и настоятель Перемышльского Свято-Троицкого Лютикова монастыря. В 1810 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург. С 1811 года – инспектор и эконом Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Иосифо-Волоцкого монастыря. 29 марта 1812 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. 22 апреля 1821 года возведен в сан архиепископа Астраханского и Кавказского. 1 октября 1821 года назначен экзархом Грузии, архиепископом Мцхетским. Тифлисским и Карталинским. Состоял членом Святейшего Синода. 22 августа 1828 года возведен в сан митрополита. 5 марта 1832 года уволен от управления Грузинской Церковью. Вызван в Святейший Синод для присутствия и оставался в Санкт-Петербурге до самой смерти. Жил в Александро-Невской лавре. Скончался 22 июня 1849 года на руках своего любимого друга, архиепископа Нафанаила (Савченко, † 1875). Погребен в Александро-Невской лавре в Феодоровской церкви. Детство святителя прошло в убогой нищете. Ему нередко приходилось даже просить милостыню для себя и своей беспомощной и бесприютной бабушки. Рано познав нужду, он привык чутко относиться к людским бедам и горестям и всегда старался оказать нуждавшимся всевозможную помощь. Так, в 1830 году во время холеры в Грузии он с лекарствами самоотверженно посещал больных и исполнял священнические требы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ (Соколовский Феодосий Семенович; 1889, с. Мигалки Радомысльского у. Киевской губ.- 15.01.1938, Куйбышев (ныне Самара)), архиеп. бывш. Омский, деятель лубенского и григорианского расколов . Из семьи диакона. Окончил Киевскую ДС и КДА. Принял монашество с именем Иоанникий, был рукоположен во иерея. По некоторым сведениям, служил священником при екатеринославском Свято-Тихвинском жен. мон-ре. В 1916-1917 гг. военный священник. 3 нояб. 1921 г. хиротонисан во епископа Бахмутского (иногда также именовался епископом Донецким или Задонским). Стал викарием Екатеринославской епархии, нек-рое время по поручению Патриарха свт. Тихона исполнял обязанности временно управляющего епархией. Имеются сведения об арестах И., о пребывании его в екатеринославской тюрьме. Не ранее осени 1922 г. назначен свт. Тихоном временно управляющим Харьковской епархией вместо высланного Харьковского еп. Нафанаила (Троицкого ; впосл. митрополит). Впосл. И. заявлял, что активно боролся с обновленчеством , вернул в Патриаршую Церковь 700 приходов в Харьковской губ., 140 приходов в бывш. обл. Войска Донского и 70 приходов в Таганрогском окр. При этом в Харькове у православных к 1924 г. оставалось всего 3 действующих храма. Был возведен в сан архиепископа. Получил известность как яркий проповедник. По воспоминаниям современников, «в повседневной жизни был далеко не строг в нравственном отношении» ( Феодосий (Процюк), митр. 2004. С. 281). Харьковский клир и прихожане обращались к Патриарху с жалобами на недостойное поведение И. 8 сент. 1924 г. свт. Тихон назначил управляющим Харьковской епархией хиротонисанного епископом Сумским сщмч. Константина (Дьякова ; впосл. митрополит), а И. в дек. того же года получил назначение на Омскую кафедру. Архиепископ не выполнил патриаршего предписания и остался в Харькове. С толпой сторонников он захватил храм во имя Жен-мироносиц, являвшийся тогда кафедральным. В Екатеринославе сторонники И., воспользовавшись арестом и высылкой в Москву Екатеринославского архиеп. Владимира (Соколовского-Автономова) , также захватили неск. храмов. И. организовал свои «выборы» архиепископом «Екатеринославским и Донецким». 19 (по др. данным, 16) февр. 1925 г. Патриарх Тихон запретил И. служение в Екатеринославской и Харьковской епархиях. 25 марта это запрещение было подтверждено. Управляющим Омской епархией был назначен архиеп. Виктор (Богоявленский) .

http://pravenc.ru/text/577990.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (Кратиров Павел Феодорович, 6.05.1871, с. Покровское Тотемского у. Вологодской губ.- 5.01. 1932, г. Харьков), еп. Старобельский, деятель «иосифлянства» . Из семьи священника, рано лишился матери. После сельской школы поступил в Вологодское ДУ. В 1885 г., окончив уч-ще по 1-му разряду, был зачислен в Вологодскую ДС. В конце учебы в семинарии тяжело заболел плевритом, остался жить вопреки прогнозам врачей, что укрепило его в вере. Во время выздоровления с авг. 1891 г. проживал в Новочеркасске у дяди священника. 22 нояб. того же года определен на должность учителя Новочеркасской образцовой школы грамоты. В 1892 г. поступил в КазДА. Окончил академию в 1896 г. с присвоением ученой степени кандидата богословия за соч. «Святитель Задонский Тихон как пастырь и пастыреучитель» (опубл. в 1897 в Казани). Ок. года, ожидая назначения от Учебного комитета, прожил у отца в Покровском, преподавал Закон Божий в сельской школе. 10 июля 1897 г. назначен преподавателем греч. языка в Тульскую ДС. 26 сент. 1902 г. перемещен на должность преподавателя словесности в Курскую ДС. С 12 марта 1903 г. преподаватель основного, догматического и нравственного богословия в Харьковскую ДС (до 1918). Также преподавал рус. язык и гражданскую историю в Харьковском епархиальном жен. уч-ще (до 1909), был законоучителем в мужской и женской гимназиях Харькова. Регулярно публиковался в епархиальных периодических изданиях. Резко отрицательно отнесся к революции 1905-1907 гг. Тогда впервые проявился его талант как публициста и проповедника. На лекциях в Харьковском Народном доме и на собрании духовенства епархии в Покровском мон-ре он обосновывал необходимость применения смертной казни по отношению к революционерам. Эту же позицию он отстаивал в статьях, публиковавшихся в епархиальном ж. «Вера и разум» в 1905, 1906, 1908 и 1915 гг. В 1914 г. овдовел. К Февральской революции 1917 г. отнесся «спокойно и равнодушно», приняв ее «как данность». Однако после Октябрьского переворота он решил бороться словом Божиим с надвигавшимся неверием. Неск. раз участвовал в публичных диспутах с безбожниками. В разгар большевистских гонений на веру решил принять священнический сан. 24 сент. 1921 г. был рукоположен во диакона, 26 сент.- во иерея. Служил священником в харьковском храме в честь иконы Божией Матери «Озерянская». 25 янв. 1922 г. по предложению Харьковского архиеп. Нафанаила (Троицкого) патриарх и Синод РПЦ приняли решение избрать свящ. П. Кратирова (по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита) епископом Старобельским, викарием Харьковской епархии. Старобельскому архиерею предоставлялись права «полусамостоятельного епископа» и настоятеля Куряжского Преображенского монастыря. Местожительством его был назначен харьковский Покровский монастырь.

http://pravenc.ru/text/2578487.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (Павловский Петр Андреевич; 7.01.1865, Архангельск (по др. сведениям, Шенкурский у. Архангельской губ.) - 24.11.1937, Иркутск), архиеп. Иркутский. Сын псаломщика. В 1885 г. окончил Архангельскую ДС. 10 окт. того же года рукоположен во иерея к храму Нерукотворного Спаса Спасо-Прилуцкого прихода Холмогорского у. Архангельской губ. (на месте упраздненного в XVIII в. Спасского Козьеручьевского мон-ря). Приход относился к Спасо-Прилуцкому Коскогорскому миссионерскому комитету 1-го разряда (в этот разряд включались приходы, в к-рых было сильно влияние старообрядческого раскола). С 1891 г. свящ. Петр Павловский также являлся наставником и законоучителем открытой им Спасо-Прилуцкой школы грамоты. 26 февр. 1896 г. назначен епархиальным противораскольническим миссионером. Кроме того, был членом и секретарем Архангельского миссионерского совета, членом Епархиального духовно-археологического комитета (с 1900), сверхштатным членом Епархиального училищного комитета (с 1902), членом Епархиального проповеднического комитета (с 1903). В 1915 г. принял монашеский постриг с именем Павел; 17 июля того же года возведен в сан игумена, 2 авг.- в сан архимандрита, назначен настоятелем архангельского во имя архангела Михаила мужского монастыря и благочинным монастырских подворий в Архангельске. 19 марта 1917 г. хиротонисан в Петрограде во епископа Пинежского, викария Архангельской епархии. Во время пребывания Архангельского и Холмогорского еп. Нафанаила (Троицкого ; с 1919 архиепископ, впосл. митрополит) на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. замещал его в управлении Архангельской епархией. Продолжил временное управление епархией после окончания Поместного Собора, т. к. в ходе начавшейся гражданской войны территория Архангельской губ. оказалась занята военными контингентами стран Антанты (до сент. 1919) и белогвардейскими войсками (до февр. 1920), из-за чего архиеп. Нафанаил не мог вернуться в Архангельск. В дек. 1918 г. вместо Архангельской духовной консистории был образован Архангельский епархиальный совет во главе с П.

http://pravenc.ru/text/2578497.html

Михалков подпевал церковному хору. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 14 марта Пресс-конференция, посвященная началу Великого поста 14 марта Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов; 1824-1907). К 200-летию со дня рождения». Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Михалков подпевал церковному хору Празднование 300-летия Саровской пустыни собрало небывалое количество VIP-rocmeй 02.08.2006 15:51 Версия для печати Вчера в Дивееве завершилось празднование 300-летия Саровской пустыни. На Соборной площади Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Патриарх Московский и всея Руси провел праздничную божественную литургию. На Соборной площади к девяти часам утра было не протолкнуться - помолиться и посмотреть на необычайное по красоте действо пришли несколько тысяч человек. Среди них оказалось и немало московских гостей. Например, глава Росатома и бывший полпред президента в Приволжском округе Сергей Кириенко. Он не выпускал из правой руки клюшку и прихрамывал на правую ногу. В окружении Кириенко объяснили, что главу Росатома «продуло».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010