Но за последние 17 лет путь, конечно, проделан немалый. Если сегодня оглянуться назад, то видишь, сколького мы, с Божьей помощью, добились! И сами выращиваем на монастырских землях пшеницу, муку мелем, нашу знаменитую сдобу печем. И овощи все нужные выращиваем и сохраняем: консервируем, квасим, солим. И пасека теперь у монастыря не одна – в подмосковье на монастырском хозяйстве, под Рязанью, под Анапой и с Алтая с пасек храма Архангела Михаила тоже поставляют мед. Под Рязанью самая большая пасека. Сейчас здесь у нас около 300 ульев и за сезон на пасеках удается получить более 10 сортов меда. Это и донниковый, и липовый, и гречишный, и меды лесного и полевого разнотравья. Каждый новый сезон перед вылетом пчел совершаются специальные молебны на освящение пасеки, и пчеловоды получают благословение на предстоящие труды. Мед такой продукт — Божье благословение. К нему нужно так и относиться. Ведь, если пасеку поставишь, например, около дороги, так там чего только из выхлопных труб не идет: и свинец, и всякие металлы тяжелые. А пчелки тоже все это собирают и на мед переносят. Мы же отвечаем перед Богом за то, что у нас в хороших, экологически чистых местах пасеки находятся, и вот, предлагаем чистый мед людям. Мы любим свой народ и хотим, чтобы люди были здоровыми и красивыми и чтобы дети рождались здоровыми. Пчеловодство — это традиционный российский промысел. Еще в XVI веке говорили: «Россия — это страна, где течет мед». Медом занимались чуть ли не в каждом доме. Его вместе с воском и за границу поставляли. Все русские люди мед ели. Это необходимый продукт для каждого человека. У нас сейчас принято вкушать мед только во время болезни. Только это неправильно. Мед надо есть трижды в день: утром ложечку, днем и вечером. В меде есть все, что необходимо организму, в том числе витамины. Ведь мед — это натуральный продукт, который люди веками употребляли в пищу для укрепления своего здоровья. Воины прошлого в походах всегда имели при себе мед. Вкушая его, они увеличивали свои силы перед предстоящим боем

http://pravmir.ru/chem-pitayutsya-monaxi...

Медовый стол на Медовый Спас в 2024 году Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда. Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее. 11 августа, 2016 Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда. Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее. Рецепты Медового Спаса. В этой статье вы найдёте краткую историческую справку о Медовом Спасе и узнаете, что можно приготовить к этому посту в 2024 году. Медовый Спас в 2024 году На Первый Спас и нищий медку попробует Прозрачным янтарем переливаются на солнце открытые баночки меда, на столах праздничные скатерти, даже воздух — и тот пропитан медовым ароматом. Мед гречишный, белоакациевый, липовый, полевой, цветочный… 14 августа, в первый день Успенского поста — Медовый Спас. Спас (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос), это три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас. Едва медовый справлен Спас, Светает Спас преображенский. Спас третий — с вечери успенской. Иванов день: всему свой час. Вяч. Иванов В этот день начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться

http://pravmir.ru/medovyj-stol/

Этот праздник был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней . Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье . По древнему обычаю верующие приносят в храмы мед для освящения. Традиция эта связана с древним установлением – первый урожай приносить Богу и только после этого потреблять самим. Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных постных продуктов . Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет. Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда. Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее. Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий ( «М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный. Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки. Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним. Постная медовая коврижка: 1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст ложки мёда, 1 ч ложка соды, 0,5 ч ложки разрыхлителя, 2 ст ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельчённых орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

http://pravmir.ru/medovyj-stol/

С кутьей приносился не мед-сырец, а мед, как известным способом приготовленный напиток. Софийский ключарь пред праздником посылал за медом в софийские погреба (Чинов. Новг. Соф. соб., стр. 34, 35 и др.); мед мерили ведрами и кружками (стр. 37–38 и др.); его творили, т. е. как-то приготовляли (о преп. Сергии см. ниже). По местам у нас и теперь вместе с кутьей (иногда вместо кутьи) приносят мед-сырец или подслащенную кутью. Но это только потому, что помнят от старины самое слово «мед» и совсем забыли, что представляли собою древнерусские меды. Принесение меда-сырца не имеет того смысла и того значения, какой был в принесении меда-напитка. Мед, приносившийся с кутьей, назывался у нас «кануном». Слово «канун» – это в русском произношении «канон» (правило), каковым именем в богослужебных книгах обозначается ряд песнопений, составленных по известному правилу. В старину у нас праздничные каноны обычно пелись полностью на молебнах накануне праздников после вечерни пред иконою праздника, около которой поставлялись праздничные кутья и мед. Заупокойные каноны пелись на панихиде (древняя Русь не знала наших коротких, куцых молебнов и панихид без канонов). При панихиде тоже поставлялись кутья и мед или на самой гробнице, или на особом столе (о заздравных праздничных кутьях см. выше примечание 179; о заупокойных см., например, Чинов. Моск. Успенск. собора, стр. 86–87 и др., Чинов. Новгор. Соф. соб., стр. 35, 37–38, 41 и др.). От канона, как основной части молебна или панихиды, слово канон-канун было перенесено на поставлявшееся при этом питие, не имевшее нарочитого церковного названия (ястие имело такое название – «кутия»). Канун («канун – пиво или брага, сваренная к празднику или для поминовения умерших». Русская хрестоматия Ф. Буслаева под ред. акад. Соболевского, М., 1917) или мед, над которым был пет молебен или панихида, раздавался на благословение. В монастырях был запас такого «петаго» меда (Голубинский. Преподобный Сергий, стр. 42, примечание). Преподобный Сергий приготовление меда-напитка, приносившегося в церковь , считал столь важным делом, что не доверял другим, а, как сам пек просфоры, так сам и «канонь творяше» (там же). Так же поступал и преп. Геннадий Любимоградский († 23 янв. 1565 г.), «кутию варяше и просфоры печаше». (Житие, составленное около 1580 г. учеником его игуменом Алексием. В приложениях к службе. М., 1888, стр. 15). Канун в виде напитка чаще всего приносился в храм под большие праздники или пред поминальными днями, когда после вечерни около этого кануна торжественно пелся праздничный или заупокойный канон. Отсюда и название «канун» в смысле дня, предшествующего празднику или поминкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Примечания: 83. Прав. 17 иппонского собора 393 г. 84. Cp. Sozom., Hist. eccl., V,16 [Migne, s.g., t.67, col.1260 и сл.]. Правило 37(46). В святилище (ε ο ο) да не приносится ничто кроме тела и крови Господни, якоже и сам Господь предал, то есть, кроме хлеба и вина, водою растворенного. Начатки же, или мед, или млеко, по обычаю, да приносятся в един известный день, как таинственное знамение младенцев. Хотя же сии вещи и приносятся к олтарю: впрочем, да имеют собственно свое благословение, отделяясь от святыни тела и крови Господни. Начатки же да не приносятся ни от чего, кроме винограда и пшеницы (Ап. 3, 4; трул. 28, 32, 57, 99). О постановлении этого правила мы говорили в главных чертах в толковании 3 Ап. правила; а постановление правила о том, что для таинства св. евхаристии не должно приносить ничего другого, кроме хлеба и вина, смешанного с водою, было возобновлено трулльским собором (прав. 32). Правило упоминает мед и млеко, приносимое по обычаю в один опрелеленный день к алтарю (ε υ οε) как таинственное знамение младенцев (ε ο οο). Для понимания этого необходимо вспомнить существовавший в церкви древний обычай, по которому лицам, только что принявшим крещение, как возродившимся во Христе детям-младенцам, давали мед и молоко. Этот обычай основывался между прочим и на словах Св. Писания: яко новорождени младенцы, словесное и нелестное млеко возлюбите, яко да о нем возрастете во спасение (1Пет.2:2). О том же обычае свидетельствуют нам Тертуллиан и Иероним Это молоко и мед приносили в церковь ко дню Христова Воскресения, когда главным образом совершалось крещение оглашенных, полагали на престол вместе со святыми тайнами тела и крови Христовых и освящали так же, как и хлеб и вино, после чего их давали новокрещенным вместо св. причастия. Данным правилом карфагенские отцы отменяют этот обычай, допуская приносить в алтарь мед и молоко, но предписывая благословлять их отдельно, не смешивая с тайнами тела и крови Христовых. Трулльский же собор своим 57 правилом навсегда воспретил приносить в алтарь мед и молоко.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Так Ной приносит жертву Богу, и «обоня Господь воню благоухания» ( Быт. 8:21 ). Следовательно, жертва бывает ароматом для Бога. И после сего по закону приносятся Богу многия жертвы умилостивительныя, благодарственныя, спасительныя, очистительныя, и о грехе. Все сие полагай в число ароматов, а также всеплодия, всесожжения, части отделяемыя на жертвоприношение, грудь жертвы, перепонку печени, тук с почек, сверх сего ливан, пшеничную муку, смешанную с елеем, фимиам сложения и все прочее, что посредством огня приносимо было Богу, внеси в список ароматов. Посему, когда услышим, что миро невесты пред всеми ароматами удостоивается большего одобрения, дознаем из сего слова, что таинство истины, совершаемое евангельским учением, одно благоуханно пред Богом, предпочтительно всем подзаконным ароматам, как не прикрытое уже каким-либо прообразом и сению, но делающееся благоуханным в явлении истины». На Голгофе у Креста воины «разделиша ризы Моя себе и об одежде Моей меташа жребий». В эти ризы и хитон Христов облеклася Невеста Христова в купели святого крещения. Всяк крещаемый, выйдя из святой купели, слышит слова священника: «Облекается в ризу правды раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и после этого приемлет помазание святым миром. И если это благоухание Духа приносит обильный плод, то воистину воня риз твоих паче всех аромат. И далее говорит Жених о Невесте Своей: 4:11 Сот искапают устне твои невесто: мед и млеко под языком твоим, и благовоние риз твоих, яко благоухание Ливана. 4:11 Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана! Первое сравнение – сот искапают устне твои и мед и млеко под языком твоим – означает учение церковное и учителей святой Церкви. Бл. Феодорит: «Жених вещает невесте своей: Сот искапают устне твои невесто, мед и млеко под языком твоим, означая чрез сие учителей церкви, кои благочестивое преподают учение, как бы соты пчелинные в устах своих имуще, и медовыя изливая капли: не токмо же мед имуще, но и млеко, всякому приличную преподая пищу, и как младенцем, так и совершеным удобопитательную...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

По сказанию старожилов, о. Симеон был человек аккуратный, благочестивый и по своему времени довольно образованный, чем между прочим и объясняется значительное количество книги для назидательного чтения, которые мы видели выше в Крестовоздвиженской церкви; так как все эти книги, как видно из описи, исключительно приобретены были старанием о. Хойнацкого. От его же времени сохранилось в архиве Крестовоздвиженской церкви черновое интересное донесение «в учрежденную в местечке Полонном Комиссию по делу о воспрещении Полонскими арендаторами (откупщиками водки) продавать во время храмовых праздников канунный мед и о прочем», – донесение, как нельзя более характеризующее отношение к церкви и духовенству православному жидов в те времена Польского преобладания на Волыни. Донесение это помечено 21-м Октября 1824 года и по содержанию своему стоит того, чтобы привести его целиком: «В 1820 году сычен был мед при церкви моей Крестовоздвиженской за бытности арендаторями евреев Ихеля, Матыса и Срувеля, за вариво коего до аренды уплачено 12 злотых. Но как прописанные арендатори, по окончании трехдневнаго шинька (распродажи), оной мед запечатали, требуя за вышинькованье остальнаго непомерной оплаты, то оной мед, стоя в бочках, совершенно согнил. Оставалось меду онаго 100 кварт, каждая кварта по 10 грошей, всего рублей серебром 5». «В 1821 году уплачено тем же арендаторям за варыво 12 злотых, а по запечатании онаго меду, чтобы дозволено (было) вышиньковать остальной, 8 злотых». «В 1822 году уплачено тем же арендаторям за вариво 12 злотых, а по запечатании 4 рубля сер.» «В настоящем 1824 году уплачено тем же арендаторям за вариво 8 злотых. – А всего убытка понесла церковь рублей серебром 17 и грошей 20». Просим читателей припомнить, что по фундушу Юрия Любомирского 1721 года Крестовоздвиженской церкви «разрешен был канун варения меду на праздник для воску в славу Божию без всякого препятствия со стороны Евреев или вымогательства платы». – И евреи после этого не только берут из церкви плату за вариво, но и печатают остальной не проданный в известный срок мед, требуя новой пени за дальнейшую продажу оного, в противном случае мед гибнет целыми бочками.... Как тогда жилось православным?! И что еще печальнее, все это совершалось за несколько десятков лет до нашего времени, под властью Русского Правительства....

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

«Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана!» – говорит Господь. Сотовый мед, который «каплет из уст твоих» – это слово Божие, которое слаще меда и сота, как об этом говорит царь Давид: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» ( Пс. 108, 103 ). И это опять-таки не иносказание. Кто любит молиться, кто вчитывается, вживается в слово Божие, тот прекрасно знает, о чем я говорю. Действительно, любящий молитву ощутит необычайную сладость духовную, которая ни с чем не сравнится. Молиться вкуснее, чем есть торты, это правда, в буквальном смысле этого слова. Попробуйте – увидите. Действительно, скажете, как Жених: «Молитва как мед каплет из уст твоих, а под языком – молоко и мед». Молоко и мед – знак земли обетованной. То есть, твоя молитва приводит тебя в землю обетованную, в Царство Небесное. Царство Небесное начинается в тебе, в твоем сердце тогда, когда твое сердце соединено с Создателем, только тогда. До Царства Небесного не доберешься ни на самолете, ни на ракете, не заберешься по лестнице, и башни Вавилонской не построишь. Царство Небесное начинается из глубин сердца, и только оттуда можно дойти до Создателя. И дальше Господь говорит: «О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!» Ласки, то есть в буквальном переводе с еврейского здесь идет речь о любви. «Любовь твоя, проявляющаяся в молитве и в добрых делах, она для Бога лучше всех жертвенных возлияний». В Ветхом Завете на жертву возливалось вино. «Для Меня вино жертв не так важно, как твоя любовь, твое сердце». Об этом Бог говорил через пророка: «…милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» ( Ос. 6, 6 ). «... и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!» Что это за масти, которые лучше всех ароматов? Что это за масти, которые лучше всех ароматов земли? Откуда у человека такой аромат? От Духа Святого через святое миропомазание, которое благовонно в буквальном смысле. Помните, какой удивительный аромат у святого елея? И это только символ истинного духовного аромата, который мы реально тоже ощущаем, реально, не как символ. Действительно, аромат Святого Духа – он лучше всех ароматов земли. Кто попробовал, тот знает. И они становятся своими для Невесты, то есть Дух Святой становится своим для Невесты, которая живет Им, Духом Святым. И Бог радуется тому, что Он действует в человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

5 Грекова, Т. И. Странная вера доктора Швейцера. – М., 1985. – 203 с.; Грекова, Т. Два служения доктора Войно-Ясенецкого//Наука и религия. 1986. 8. С. 12–19 6 Светозарский, А. 115 лет со дня рождения архиепископа Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого), 1877–1961//Российский календарь знаменательных дат, 1992. М., 1991. С. 42–43. 7 Полозов, А. В. Крестом и скальпелем. Лауреат Сталинской премии прославлен в лике святых//Русский Дом. 2002. 1. С. 24–25. 8 Евгений, архиеп., Фарбер Я. Две ипостаси великого человека//Тамб. жизнь. 1992. 23 апр. С. 2; Иринина, С. И крестом, и скальпелем//Мед. газ. 1994. 83. С. 1; Задорожный, А. А. В.Ф. Войно-Ясенецкий в Томске//Вестн. хирургии. 1994. 5/6. С. 130–132; Винокуров, И. Целитель души и тела//Мед. газ. 1995. 24 нояб. С. 16; Левикова, А. Г. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий: (к 100-летию со дня рождения)//Хирургия. 1997. 12. С. 117–119; Яровинский, М. Я. Бессмертие святителя-хирурга Луки//Мед. помощь. 1998. 3. С. 51–54; Папырин, А. Хирург в сане архиепископа//Мед. газ. 1998. 12 авг. С. 12; Черкасова, А. Войно-Ясенецкий В.Ф. (архиепископ Лука)//Врач. 2000. 6. С. 44–45; Фарбер, Я. Святой Лука – великий целитель души и тела//Тамб. жизнь. 2000. 17 окт. С. 11; Шевченко, Ю. Медицина и нравственность, врач и долг: здоровье и вера//Мед. газ. 2006. 25 окт. С. 12. 9 Фарбер, Я. И. Очерки истории медицины Тамбовского края. Тамбов, 2001; Быкова, В. И., Щукин, Ю. К. Тамбов, 2010. 10 Смирнов, Н. Докторская диссертация Войно-Ясенецкого//Мед. газ. 1998. 16 сент. С. 12; Лисичкин, В. А. Жизнь и творчество Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого: хронология жизни Святого Луки; Он выбрал Крест: послесловие//Очерки гнойной хирургии. 5-е изд. СПб.; М.; Симферополь, 2000. С. 673–704. 15 Лисичкин, В. А. Крестный путь святителя Луки: подлин. док. из арх. КГБ. М., 2001; Его же. Земский путь святителя Луки. М., 2005; Его же. Лука, врач возлюбленный. Жизнеописание святителя и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого) . М., 2009; Его же. Этика святителя Луки. М. 2012.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Радик 28 сентября 2021, 08:19 Благодарю автора! Меня одолел грех сквернословие.Уже и не знаю что делать. Молюсь Господу Богу о помощи и вразумления, чтобы избавиться от этого греха. И почти сразу эта статья. Благодарю Тебя Господи за вразумление мое! Преподобне отче Силуане, моли Бога о нас! Храни нас всех Господь Бог! Галина И. 27 сентября 2021, 22:17 Продолжение 2./" Ум, который непрестанно вникает в самого себя и взыскует Господа, может приобрести душу свою, хотя бы она была в погибели страстей, если только всегда отдает себя в плен побуждению и усердно стремится ко Господу и к Нему единому прилепляется, по сказанному: пленяем всякое помышление в послушание Христу (2Кор 10,5), чтобы вследствие такого подвига, желания и искания ум сподобился быть с Господом в духе дара и благодати Христовой...; будем иметь в уме, чтобы Им одним заниматься, о Нем одном иметь попечение, Его единого искать.. Ум наш пусть не устраняется от любви ко Господу " (прп. Макарий Великий.- Алф. духовный, с.408). Простите. С этой позиции непонятно попул.- е изречение. Галина И. 27 сентября 2021, 22:02 Продолжение 1.//«о сем заботься, в сем пребывай» (1Тим. 4:15). «Вы слышали о Нем и в Нем научились…обновиться духом ума вашего» (Еф 4,23). «Держись вечной жизни» (1Тим 6,12); «Держись образца здравого учения» (2 Тим 1,13). «Богу мы должны поклоняться в нашем уме, чтить Его в нашем сердце»,- утверждает св. Киприан Карфагенский. Ад – место отсутствия благодати Божией, предназначенное для диавола и его слуг. Даже взирая на них, можно помрачиться в разуме. Знамение нашей победы в духовной войне - Крест Господень. «Диавол, наш великий враг, в панике бежит перед знаком великого Креста, на котором он был сокрушен, на котором он был лишен силы». (Свщ. Дан.Сысоев). " Ум, который непрестанно (продолж.) Галина И. 27 сентября 2021, 21:56 Обратимся к Апостолам. Говоря о тяжелой духовной брани, ап. Павел, обращаясь к христианам, увещевал: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его,… препоясав чресла ваши истиною» (Еф. 6:10,14). Главные чресла истины - это чресла нашего ума. Апостол настаивает, чтобы наш ум был наполнен истиной, т.к. первая атака дьявола - на ум. «Дьявол знает, что с Богом нас связывает ум, соединенный с сердцем» (Свщ. Дан. Сысоев), и стремится выдать свою ложь за истину. Иисус Христос Своим ученикам «отверз… ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45) и повелел каждому: «Се, гряду скоро; держи, что имеешь» (Отк. 3,11). Держи ум свой в истине, «Господь Бог есть истина» (Иер. 10,10), (прод.)

http://pravoslavie.ru/141962.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010