Глава 2 1–4. Суд Божий над Ниневиею, а вместе и всею Ассириею, уже приходит в исполнение: по велению Иеговы, сильные неприятельские полчища приближаются к Ниневии для отмщения ассириянам за все зло, сделанное ими народу Божию. 5–10. Картина самого разгрома Ниневии: осада, взятие и разграбление города, панический ужас жителей – бегство одних и пленение других. 11–13. Печальная картина совершенного запустения Ниневии, лежащей в развалинах, поверженной в прах и уничтоженной силою Иеговы, Бога мстителя, в противоположность ее былому величию и могуществу. Наум.2:1 .  Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами. Наум.2:2 .  Ибо восстановит Господь величие Иакова, как величие Израиля, потому что опустошили их опустошители и виноградные ветви их истребили. Наум.2:3 .  Щит героев его красен; воины его в одеждах багряных; огнем сверкают колесницы в день приготовления к бою, и лес копьев волнуется. Наум.2:4 .  По улицам несутся колесницы, гремят на площадях; блеск от них, как от огня; сверкают, как молния. (евр. 2–5). Если в Наум 1.15 (евр. 2:1) была речь только о вестнике гибели Ниневии и спасения Иудеи, то теперь пророк живо созерцает и наглядно изображает самое исполнение суда Божия над Ниневией, описывая будущие события как бы совершающиеся пред его глазами. Соединенные силы врагов (вавилонян и мидян), идущих против Ниневии, пророку представляются сокрушителем или молотом (евр. мефиц, маппец, ср. Иер 51.20 . Притч 25.18 ), готовым нанести Ниневии решительный смертельный удар (поскольку в Библии – Иер 51.20 ; Притч 25.18 , и на ассирийских памятниках молот является в числе военных орудий, понятен образ молота в отношении Навуходоносора, Иер 51.20–23 , как и позднейших сильных и разрушительных завоевателей вроде гунна Аттилы). Вместе с тем, пророк с горькою иронею советует Ниневии спешить принять меры защиты: тщательно оберегать свои твердыни и укрепления, поставить на возвышенных местах стражу (ср. Авв 2.1 ; Ис 21.6 ) для наблюдения, каким путем придет неприятель и с какой стороны он сделает нападение; кроме того, ввиду чрезвычайной силы и храбрости врагов, войско Ниневии должно быть совершенно готово к страшной войне, собрать все свои силы и не терять присутствия духа (такая полная боевая готовность выражается здесь двумя родственными оборотами речи: «укрепить (или препоясать) чресла» (ср. Ис 5.27 ; Иов 38.3 ; Иов 40.2 ) и «собраться с силами»). Но все эти меры, по глубокому убеждению пророка, будут бесплодны и напрасны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3 1–7. Размышляя о причинах грозного суда Божия над Ниневиею, изображенного в двух первых главах, пророк здесь указывает эти причины: а) в том, что этот преступный город беспощадно проливал кровь других народов (ст 1–3) и б) в том, что для покоренных им народов он служил развращающим соблазнительным примером в отношении идолослужения и пороков всякого рода (ст. 4–7). 8–13. Затем, непреложность определения Божия о гибели Ниневии и самую возможность этой гибели пророк доказывает: а) указанием на гибель другого сильного города – Фив (ст. 8–10) и б) очевидною слабостью Ниневии, ничтожеством ее укреплений и сил пред лицем врага, являющегося орудием Бога Мстителя (ст. 11–13). 14–19. Наконец, еще раз утверждается неизбежность гибели Ниневии вследствие совершенной непригодности находящихся в ее распоряжении средств защиты; при этом гибель мировой столицы и мировой державы будет встречена единодушною радостью подвластных Ассирии племен, народов и стран. Наум.3:1 .  Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство. Наум.3:2 .  Слышны хлопанье бича и стук крутящихся колес, ржание коня и грохот скачущей колесницы. Наум.3:3 .  Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их. Пред Богопросвещенным взором пророка встает целое море крови, пролитой Ниневиею и давшей ей имя «города кровей» (ст. 1, ср. Иез 22.2–4 ), а также обмана, насилия, грабительства. Как проповедник покаяния, пророк желал бы подвинуть Ниневию на путь нравственного самоисправления, но вместе с тем как Богопросвещенный провидец будущего, он видит всю невозможность исправления для Ниневии, дошедшей уже до последней степени падения, и это двойное чувство в отношении ее выражает нередко употребляемым пророками ( Ис 10.1 ; Ис 18.1 ; Иер 48.1 ; Ам 6.1 ; Мих 2.1 ) горестным восклицанием «горе, увы!» (евр. гой), как позже с таким же восклицанием «горе» говорил о Ниневии же пророк Софония ( Соф 3.1 ), почти уже современник исполнения грозного пророчества Наумова об этой столице Ассирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 Наум.1:1 . Пророчество ( λημμα) о Ниневии: книга видения Наума сына Елкесеева. Благодать Святого Духа, различно действуя в чудных Пророках, устраивала, что иные видели что-либо, как богомудрый Исаия, Михей, Даниил, Иезекииль, и Захария; а иным посредством гласа сообщалось, что угодно было Духу, и им представлялось, что слышать Кого-то, беседующего с ними, другие пророчествовали по вдохновению, и что угодно было Духу, провещевал их языком. Ибо пророчественная благодать, внезапно объемля их ум, и отлучая их от всего человеческого, соделывала способными стать орудиями и служителями для изглаголания пророческих словес. Сие-то, а именно восхищение ума, и преставление от всего человеческого, Пророк назвал пророчеством ( λμμα). Ум мой, говорит Пророк, восхищенный Божиим Духом, провидел, что будет с Ниневиею. Наум.1:2 . Бог ревнив, и мстяй Господь сопостатом Своим, и потребляяй Сам враги Своя. Поскольку, устремившись с неистовством на Иерусалим, произносили хульные слова о Боге всяческих; то Пророк справедливо именует их супостатами и врагами, и угрожает им гибелью. «Ревностию» же назвал справедливый гнев. Ибо так говорит Бог в законоположении «не сотвори себе всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею» ( Исх. 20, 4 ). Аз бо есмь «Господь Бог твой, Бог ревнитель, огнь потребляяй» ( Втор. 4, 24 ). Так и великий Илия говорит: «ревнуя поревновах по Господе Вседержителе», Боге Израилевом ( 3Цар. 19, 10 ), то есть, негодую на нечествующих пред Богом. Наум.1:3 . Господь долготерпелив, и велика крепость Его, и очищаяй не очистит Не вдруг и не мгновенно налагает наказания, но сохраняя великое долготерпение. Свидетели сему вы, ниневитяне, прибегшие к покаянию и обретшие себе спасение, но снова предавшиеся еще большим порокам, и доныне не понесшие за них наказания. Но так долго переносящий беззакония человеческие умеет и наказания налагать на не кающихся. Ибо сие выразил Пророк, сказав: «очищаяй не очистит», то есть, чьи прегрешения достойны наказания, того не освободит от казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Наума. Гари Холл Исторический и культурный фон Свидетельства, которые мы находим в самой книге, определяют дату ее создания. Падение египетского города Фивы (евр. «Но-Амон») в 3:810 указывает на то, что Наум писал после 663 года до н.э., когда ассирийское войско Асиафара 1036 захватило Фивы. Предсказание о падении Ниневии (2:1 и далее 3:1, и далее) означает, что текст был составлен до падения города под натиском мидян и вавилонян. Ассирийское господство над Израилем и Иудеей началось с середины VIII века, когда ассирийский трон занял Феглаффелласар III (745727) и продолжалось до падения Израиля (722 г. до н.э.) и во времена правления иудейских парей Ахаза (735715, см. Ис.7 ), Езекии (715687, см. Ис.3637 ) и Манассии (687642). 1037 Ассирийский царь Аснафар правил в середине VIII века (668627). После войны с Египтом, в 663 году, он расширил границы своей империи на юг до самого города Фивы. Однако в 650 году египтянам удалось восстановить независимость и ассирийское господство на Ближнем Востоке стало ослабевать. Вавилоняне также восстали против брата Аснафара, но их мятеж был подавлен в 648 году. Кажется, именно в это время Манассия начал совершать самостоятельные шаги, что следует из начатой им строительной деятельности, о которой мы читаем во 2 книге Паралипоменон 33:1416. Помимо ведения военных действий, Аснафар обновил Ниневию и Вавилон и собрал огромную библиотеку в Ниневии. Повсеместно появилось чувство защищенности и материального благополучия. Но это время продолжалось недолго. После смерти Аснафара Ассирия стала слабеть с невероятной скоростью. Вавилон вскоре вернул себе независимость, и в течение последующих 15 лет Ассирия постоянно ощущала всевозрастающее давление со стороны вавилонян и мидян, и, наконец, в 612 году до н.э. столица Ассирии, Ниневия, пала под натиском объединенных войск. Именно в это неспокойное время Наум предложил Иудее проповедь надежды, в которой он предсказывал падение ненавистного города Ниневии (и, как следствие, всей Ассирии). Похоже, что он писал в первой половине этого периода, а не в конце его. Падение Фив было еще свежо в памяти людей, а о его восстановлении не было и речи. Ассирийцы были сильны и все еще контролировали ситуацию (1:12). Поэтому самой разумной датой создания книги будет, примерно, 650 год до н.э. 1038 Если принять эту дату, то Наум должен был поддерживать шаги Манасии к независимости и реформы Иосии. 1039

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Введение (Краткое сведение о св. пророке Науме, содержание его книги). Свят. пророк Наум 1 происходил из небольшого Галилейскаго селения Елкош, как свидетельствует блаж. Иероним 2 . Сам пророк называет себя Елкошитянином (1:1). Сн. Иер. 29:27 ; 3Цар. 17:1 . Еще бл. Августин 3 замечал, что о времени жизни и пророческом служении св. Наума нет нигде прямых указаний. Остается определять это время из содержания книги св. Наума. Св. Наум говорит об окончательном разрушении столицы Ассирийского царства Ниневии (1:9); следовательно, жил ранее 610 года, в который или около которого полагается разрушение сей столицы; говорит во всей своей книге об одних врагах Еврейского народа, именно об Ассирианах, что доказывается непрерывностью о них речи до самого конца. Царство Еврейское представляется разделившимся на Иудейское и Израильское (2:3), то и другое терпело укоризну – унижение от врагов, которые много зла наделали тому и другому царству, их ярмо и узы лежали на Иудеях и Израильтянах (1:13, 2:3). Это ярмо Господь обещается сокрушить и узы разорвать. Из среды врагов является особый противник Господу и умысливший зло против Него, советник недобрый (1:11). За это врагам предрекается гибель, но двоякая, одна – как бы частная, после которой Иудеям заповедуется свободно совершать свои праздники, другая – общая и окончательная (2:1). Ниневия погибнет навсегда от страшных врагов, также от разлива воды (1:8, 2:4–14, гл. 3). Спрашивается, к какому времени должно относить это? Пророк явно разумеет, как мы заметили, одних врагов Иудеи – Ассириан, об Израильском, царстве молчит, как бы его уже не было. Ассириане, действительно, более всех наделали зла Еврейскому народу. Израильское царство они разрушили окончательно при царе своем Салманассаре (или Саргоне 723, или около, до P. X.), и жителей его перевели за Евфрат ( 4Цар. 15:29, 17:6 и др.). В это время – Ассириане нанесли жестокую укоризну и царству иудейскому, обременяли его данью при иудейском царе Ахазе ( 2Пар. 28:16, 20–28 ), при Езекии они взяли с иудеев триста талантов серебра и 80 талантов золота ( 4Цар. 18:13, 14 ), при том же царе Езекии Ассирийский царь Сеннахирим с большим войском вторгнулся в Иудею, захватил Лахис и другие укрепленные иудейские города, послал к Иерусалиму войско с Рапсаком, который изрыгал хулу на Бога Израилева; но тогда Ассириане были истреблены Ангелом в одну ночь ( 4Цар. 19:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава 1 Наум.1:1 .  Пророчество о Ниневии: книга видения Наума Елкесеянина 1 . Определяет сначала цель пророчества и благополезно разъясняет, на что и куда надо обратить внимание. Потом ясно указывает, кто такой говорящий и откуда? Пророчество, говорит, то есть полученное, в руках находящееся предсказание относится ни к кому, как только к Ниневии, или: главным предметом пророчества должно считать Ниневию. Надписывается же: книга, видение Наума, из Елкесы. Это без сомнения есть селение страны иудейской; ибо название « του  Ελκεσαιου» должно производить не от отца, а вернее от местности. И это мы говорим на основании предания, полученного от людей сведущих. Наум.1:2–3 .  Бог ревнив и мстяй Господь, мстяй Господь с яростию: Господь мстяй сопостатом своим, и потребляяй сам враги своя. Господь долготерпелив, и велика крепость его, и очищаяй не очистит. Глубокое это слово и не легкое для понимания, доступное разве тем только, которые захотят весьма тщательно вникнуть в его содержание. Если допустим, что это относилось к Иудеям, то найдем, что к справедливому порицанию здесь искусно примешано и утешение. Если же предполагать, что это относилось и было сказано против Ниневии, то смысл сих изречений несколько изменится и подвергшимся плену будет подавать и укреплять в них надежду на возвращение в прежнее состояние. Итак, допустим, что обе эти мысли составляют несомненную цель (пророчества). Отвергнув любовь к Богу и ни во что поставляя благоговение к Нему, Иудеи совсем впали в многобожие, в странное заблуждение и жизнь беззаконную, построили жертвенники, воздвигли капища, совершали празднества, приносили жертвы делам рук своих, Астарте, Хамосу, Веелфегору, золотым тельцам и, что еще бессмысленнее сего, воспевали в честь их благодарственные песни; по безумию своему несчастные говорили: «сии бози твои, Исраилю, иже изведоша тя из земли Египетския» ( Исх.32:4 ). Но они забыли, что столь ужасными нечестивыми делами они возбуждают против себя самих Бога, покровителя и спасителя своего; они сделались врагами Его и оказались Его неприятелями, посвящая и себя самих тем, которые по природе не боги, хотя древле Моисей провозглашал о Боге, что Он – «Бог ревнитель, огнь потребляяй» и не потерпит решившихся делать изваянное ( Втор.4:24 и сл.).; ибо провозглашал, что «тии раздражиша мя не о Бозе, прогневаша мя во идолех своих: и аз раздражу их не о языце, о языце же неразумливе прогневаю их» ( Втор.32:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Глава 2 Наум.2:1 . Взыде вдыхаяй в лице твое, отъемляй от оскорбления: Виновник же сего для тебя Бог, который мановением Своим, как бы неким дуновением, их сокрушил, а тебя освободил от их владычества. Ибо, как в Адама вдунув «дыхание жизни», сделал его «в душу живу» ( Быт. 2, 7 ): так и тебе дуновением жизни дарует спасение. Сие по воскресении и Владыка Христос дал священным Апостолам. Поскольку Адам погубил приятое им с Божественным дуновением, то есть, что было в нем по образу Божию; то посему самому Владыка Христос, возобновив сей образ, паки дал оный священным Апостолам, а чрез них и всем верующим. Ибо «дуну» на них и рек: «приимите Дух Свят» ( Иоан. 20, 22 ). Посему, поскольку ветхозаветное было образом новозаветного, то под сокрушенным царством ассириян разумеем мучительство диавола, прекращенное Владыкою Христом, а под Иудою, который посмеивается над царем ассирийским и празднует, ликующую о спасении вселенную, как приявшую в Владычнем дуновении духовную благодать, и избавленную от горького мучительства демонов. Но возвратимся к смыслу историческому. усмотри путь, укрепи чресла, возмужай крепостию зело: Наум.2:2 . понеже отврати Господь укоризну Иаковлю, якоже укоризну Израилеву: Не царю ассириянину говорит это Бог , как думали иные, но продолжает еще речь к Иуде, и повелевает ему смотреть на пути, ожидать вестников, выслушивать приносимые ими благие вести, и вместо прежней боязни восприять мужество. Ибо сие выразил словами: «укрепи чресла», то есть, отложи прежнюю боязнь. Так блаженный Илия «стягне чресла своя, и тече пред» колесницею Ахаава ( 3Цар. 18, 46 ). Так Иову говорит Бог: «препояши яко муж чресла твоя» ( Иов. 38, 3 ). И божественный Павел советует препоясать «чресла истиною» ( Ефес. 6, 14 ). Посему здесь повелевает Бог Иуде быть благонадежным: «понеже отврати Господь укоризну Иаковлю, якоже укоризну Израилеву». Должно же знать что Иакову имя Иакова дано родителями, имя же Израиля – Богом, а то и другое имя приял народ, происшедшие от Иакова. Посему говорит Бог: за бедствия, какие потерпел ты, Иаков, от ассириян, Я накажу их ради добродетели праотца, по которой придал Я ему и именование Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 1 Наум.1:1. Пророчество о Ниневии: книга видения Наума Елкесеянина.   Определяет сначала цель пророчества и благополезно разъясняет, на что и куда надо обратить внимание. Потом ясно указывает, кто такой говорящий и откуда? Пророчество, говорит, то есть полученное, в руках находящееся предсказание относится ни к кому, как только к Ниневии, или: главным предметом пророчества должно считать Ниневию. Надписывается же: книга, видение Наума, из Елкесы. Это без сомнения есть селение страны иудейской; ибо название «του Ελκεσαιου» должно производить не от отца, а вернее от местности. И это мы говорим на основании предания, полученного от людей сведущих. Наум.1:2—3. Бог ревнив и мстяй Господь, мстяй Господь с яростию: Господь мстяй сопостатом своим, и потребляяй сам враги своя. Господь долготерпелив, и велика крепость его, и очищаяй не очистит.    Глубокое это слово и не легкое для понимания, доступное разве тем только, которые захотят весьма тщательно вникнуть в его содержание. Если допустим, что это относилось к Иудеям, то найдем, что к справедливому порицанию здесь искусно примешано и утешение. Если же предполагать, что это относилось и было сказано против Ниневии, то смысл сих изречений несколько изменится и подвергшимся плену будет подавать и укреплять в них надежду на возвращение в прежнее состояние. Итак, допустим, что обе эти мысли составляют несомненную цель (пророчества). Отвергнув любовь к Богу и ни во что поставляя благоговение к Нему, Иудеи совсем впали в многобожие, в странное заблуждение и жизнь беззаконную, построили жертвенники, воздвигли капища, совершали празднества, приносили жертвы делам рук своих, Астарте, Хамосу, Веелфегору, золотым тельцам и, что еще бессмысленнее сего, воспевали в честь их благодарственные песни; по безумию своему несчастные говорили: «сии бози твои, Исраилю, иже изведоша тя из земли Египетския» (Исх.32:4). Но они забыли, что столь ужасными нечестивыми делами они возбуждают против себя самих Бога, покровителя и спасителя своего; они сделались врагами Его и оказались Его неприятелями, посвящая и себя самих тем, которые по природе не боги, хотя древле Моисей провозглашал о Боге, что Он — «Бог ревнитель, огнь потребляяй» и не потерпит решившихся делать изваянное (Втор.4:24 и сл.).; ибо провозглашал, что «тии раздражиша мя не о Бозе, прогневаша мя во идолех своих: и аз раздражу их не о языце, о языце же неразумливе прогневаю их» (Втор.32:21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ефиопия Ефиопия – по Fürst. от или =черный, смуглый, загорелый; ιθμπα; Aethiopia, Chus; Ефиопия): Быт.10:7–8 . Числ.12:1 . 4Цар.19:9 . 2Пар.12:3. 14:8–9, 12–13, 21:26 . Пс.67:32, 73:14, 86:4 . Иов.28:19 . Ис.18:1, 20:3, 5, 37:9, 43:3, 45:14 . Иер.18:23, 46:9 . Иез.30:5, 38:5 . Дан.11:43 . Ам.9:7 . Наум.1:9 . Соф.2:12, 3:10 . 2Ездр.3:2 . Иудифь.1:10 . Есф.1:1 . Деян.8:27 . – Под именеи Ефиопии у древних разумелась то внутренняя Африка вообще, то Ефиопия по юго-западному берегу Африки, при Атлантическом море, то Ефиопия на юг от Египта, где ныне Нубия и Абиссиния. В Св. Писании В. Зав. она называется словом Куш. Имя это происходить от Куша или Хуша, сына Хамова, родоначальника кушитов. Из сличения различных мест Писания можно видеть, что под словом Куш разумелась Ефиопия в обширном смысле, т. е. под ним разумелся весь южный берег Персидского залива, устья Евфрата и страна к югу от Египта. Кушиты сначала жили в южных странах Азии, около Персидского залива ( Быт.10:6, 8–10 ) и в Аравии (Сева, Хавила, Савта, Раама, Савтеха, Шева и Дедан, занимавшие Аравию, были кушиты – Быт.10:7 ), и потом переселились в Африку, здесь Куш или Ефиопия прямо поставляется вместе с африканскими землями. Это ясно можно видеть и из истории рассеяния народов. Известно, что, после потопа, люди, двинувшись с востока, пришли в землю Сеннаарскую, и здесь предприняли строить город и башню ( Быт.11:1–9 ), в чем потомки Хама, без сомнения, принимали особенное участие (Древн. Флав. К. 1. гл. 4. § 2). Здесь, след., надобно полагать их первоначальное пребывание. Нимрод, удержавший эти места за собой, был кушит ( Быт.10:8 ); и земля около Персидского залива известна по древним картам под именем Ефиопии (См. Атл. Менке и 1. Кип. 2). Отсюда Кушиты расселялись по южным берегам Азии, и по Аравии, и потом перешли в Африку. Что в Аравии и в юго-западной Азии вообще жили ефиопляне или кушиты, можно видеть и из того, что а) в истории Моисея они соединяются или смешиваются с мадианитянами ( Исх.3:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Глава 1 1. Надписание пророческой книги. 2–6. Изображение божеских свойств Иеговы: правосудия и гнева (2–3), затем всемогущества (4–6), как введение и основание для последующей речи. 7–14. Следствия, являющиеся выводом из указанных свойств Божиих: для благочестивых (7), и для нечестивых и враждебных Богу (8–10), частнее – решение Божие о совершенной гибели ассириян (11–14). 15. Спасение и мир Иудеев. Наум.1:1 .  Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина. Смысл первого слова надписания: евр. масса здесь как и в других пророческих книгах ( Авв 1.1 ; Зах 9.1 ; Зах 12.1 ; Мал 1.1 ), и др. неодинаково передается древними переводами, а вместе различно изъясняется древними и новыми толкователями. LXX передают это слово здесь и в Авв 1.1 ; Зах 9.1 ; Зах 12.1 ; Мал 1.1 словом: λημμα, принятие, получение, и в подобном смысле оно понимается блаженным Феодоритом: «именно восхищение ума, и преставление от всего человеческого, пророк назвал пророчеством ( λημμα)». Напротив, Таргум передает масса через халд. маттая или маттоя – бремя; равным образом в Вульгате масса постоянно передается лат. словом onus, тяжесть, груз, а блаженный Иероним только таков перевод признавал точным соответствием евр. масса, которое, по нему, «употребляется во вступлении только тогда, когда что-либо кажется важным, полным труда и тяжестей» (Толков. на прор. Аввакума, рус. перев. ч. 14, с. 130), т. е. заключает указание на содержащиеся в пророчестве угрозы. Немецкий перевод Лютера передает масса через Last, тяжесть, и многие комментаторы (Рейнке, Кейль, Куртц, проф. П. В. Тихомиров и др.) понимают рассматриваемое слово в указанном блаж. Иеронимом смысле. Напротив, другие толкователи нового времени (Гупфельд, Делич, Клейнерт, проф. И. С. Якимов ) понимают его в общем смысле: «изречение» (пророческое). Однако и буквальное значение евр. масса и повсюдное почти в Библии употребление его именно в значении: ноша, бремя, предрасполагают в пользу Иеронимовского перевода. А если мы обратим внимание собственно на употребление этого термина в пророческих писаниях, то здесь увидим, что именем масса, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010