Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство священник Константин Горбунов Рождественские традиции и суеверия " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 5  голосов:  4.2 из  5) В петербургской студии телеканала «Союз» на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святых равноапостольных Константина и Елены во Всеволожске священник Константин Горбунов. — Дорогие телезрители, с Новым годом и наступающим Рождеством Христовым! Наша сегодняшняя тема — «Рождественские традиции и суеверия». Если мы говорим о рождественских традициях, наверное, нужно посмотреть на глубину этих традиций. Куда они восходят, как Вы считаете? — Праздник Рождества Христова в Церкви празднуется приблизительно с IV века. До этого рождественские события воспоминались вместе с праздником Богоявления. До сих пор мы находим некоторое сходство в структуре богослужения праздника Рождества Христова и праздника Богоявления. В самые первые годы, десятилетия существования Церкви христиане больше внимания уделяли празднованию Пасхи, воспоминанию страданий Христовых. И сейчас у нас Пасха является самым главным праздником. Но впоследствии христиане пришли к пониманию, что и пришествие Бога в мир также достойно того, чтобы праздновать это событие. Поэтому приблизительно с середины IV века начинает формироваться особое богослужение праздника Рождества Христова.Рождество было непосредственно связано с языческим праздником, тоже выпадавшим на зимнее время. Как Вы считаете, такое перерождение языческой традиции в традицию христианскую — это добро или все-таки некий компромисс? — Действительно, одна из версий установления даты праздника Рождества Христова та, что он был установлен на день зимнего солнцестояния, каким оно было в то время, 25 декабря. Язычники в Римской империи (и не только) активно праздновали в этот день языческое празднество в честь солнца. Но для христиан Солнцем Правды является Христос, поэтому, хотя дата Рождества Христова из Священного Писания нам точно неизвестна, весьма логично было установить празднование Рождества Христова именно на эту дату, на 25 декабря. Таким образом, христианское празднование Рождества Христова стало вытеснять собой языческое празднование в честь бога солнца. Конечно, правильно, что так было сделано.

http://sueverie.net/rozhdestvenskie-trad...

Закрыть itemscope itemtype="" > С наступающим Новым годом и грядущим Рождеством Христовым! Анатолий Степанов поздравляет друзей «Русской народной линии» со светлыми праздниками 31.12.2015 2254 Время на чтение 6 минут Дорогие друзья, единомышленники и коллеги! Вот и канул в Лету 2015 год, можно оглянуться назад, поразмышлять о минувшем годе, подумать о планах на год грядущий. Каким он был, год 2015-й? Церковь жила в этом году под знаком 1000-летия преставления Крестителя Руси, святого равноапостольного Великого князя Владимира Святославовича. Во всех приходах, благочиниях и епархиях прошли памятные мероприятия, год начался с Рождественских чтений, посвященных Крестителю Руси, а в день памяти состоялись торжественные богослужения в Москве , Киеве и Херсонесе, правительственный прием в Кремле. Много говорилось в этом году о «цивилизационном выборе Руси», который и определил князь Владимир. И это совершенно справедливо. Более того, любые попытки изменить этот цивилизационный выбор Руси обречены на провал, - этому нас учит наша тысячелетняя история. Однако нечасто обращается внимание на то, что князь Владимир определил и сам алгоритм русской истории, в котором ключевую роль всегда играло государство . По сути, формула русской культуры, как ее описал министр николаевской эпохи граф Сергей Семенович Уваров, «Православие. Самодержавие. Народность» была предопределена еще князем Владимиром. Ведь как совершилось Крещение Руси? Сначала появились первые ростки христианства в виде небольших общин и храмов, приняла крещение святая бабка Великого князя Великая Российская княгиня Ольга. Затем принимает крещение сам носитель Верховной власти. Его примеру следует элита - княжеская дружина. А потом принимает крещение под влиянием авторитета власти весь народ. Вспомним, как описывает летопись это событие. Князь обратился к киевлянам: кто мне друг, кто верит мне, становись одесную и крестись, а кто - враг, уходи в леса. И большинство народа поверило власти и приняло Святое Крещение. А те единицы, кто не повиновался князю, ушли в леса и топи. И через 1000 лет некоторые, как видно, повылезали из лесов и болот и пропагандируют нынче какое-то «родноверие», но эта болезнь излечима.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/12/31/s_...

Часть III. Разное «Благо вам, когда и среди мира угождаете Господу» (1:309) «Сии слова написаны для внимающих спасению своему, чтобы всегда помнили, что еще на пути» (1:311). Содержание писем Задонского Затворника многогранно; тематика их весьма и весьма разнообразна, почему вместить все сказанное им в какие-либо смысловые рамки не просто. А между тем, каждое его слово, сказанное как будто бы случайно, имеет целенаправленное значение: Старец или учит вере, или наставляет жизни, или предостерегает от чего-либо, ободряет, обличает, объясняет, призывает. Высказывает он свое отношение к врачам, ко снам, к смеху; иногда применяет пословицы и так далее. – Все это привело к выделению в данной работе третьей части «Разное». 1. «Воссия мирови Свет разума» (3:533) О величии праздника Рождества Христова мало говорится в письмах Задонского Затворника. Но и в этом малом заключено многое. Слушаем хотя бы две-три минуты: «Радуйтесь о Господе! С наступающим праздником Рождества Христова радостно поздравляю вас. Господь благоволяет в лице нищего принять усердствование сердца вашего; а у вас в обители не без того, чтобы не было алчущих и жаждущих. Ах, для великого праздника Рождества Христова не удержите руки вашей, простирающейся на подавание отрады в крайних нуждах их, и что вы сделаете в тайне, за то Господь воздаст вам в яве милостью и щедротами неизреченными» (3:533). «Слава Богу! Воссия мирови свет разума! Повсюду Церковь Божия празднует Рождество Христово. Славимый Ангелами – родился в удалении от мирской молвы, в безмолвном месте, в вертепе; в нищете и простоте. Его приветствуют самые первые – пастухи, которые не в дальнем от сего места расстоянии пасут мирные стада свои. Царь Славы, великого совета Ангел, столь великим смирением покрылся! Вол и осел дыханием своим согревают Его от великой стужи, уступивши свои ясли имеющему престолом Своим Небо! Не удивительно ли? Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие: яко прославися» (3:533–534). 2. Христос Воскресе! Пасхальные приветствия Задонского Подвижника исполнены искренней радости, восходящей в неизреченное веселие. Да и как не радоваться?! – Побеждена вечная смерть! Рассеяна тьма – воссиял Свет! Нет места гневу – пришла Любовь! Исчезла грусть – явилось Утешение!

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  разделы   рассылка  распечатать Рождественское поздравление митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА клиру, насельникам и насельницам святых монастырей, учащим и учащимся Духовных школ и всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии " Тайно родился еси в вертепе, но небо тя всем проповеда, якоже уста звезду предлагая, Спасе, и волхвы ти приведе верою покланяющияся Тебе, с нимиже помилуй нас! " Тропарь навечерия Рождества Христова Свет Рождества Христова воссиял днесь, и вся тварь просвещается несказанной благодатью тихой, святой Рождественской ночи, ибо " от Девы родился Господь " . Вифлеемская звезда, благовествующая о Невечернем Свете Царствия Христова, указует путь волхвам, а вместе с ними и всем, ищущим познания Истинного Бога, Истинного Света, Солнца Правды. Задолго до спасительной Рождественской ночи святой царь и пророк Давид воспел Премудрость Творца и Зиждителя всяческих, сотворившего небо и землю, словами: " Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. День дни изливает глагол, и нощь нощи возвещает разум " (Пс. 18, 2-3). Небеса и вся тварь проповедуют о славных делах Божиих – о том, как Всемогущий Творец вызвал к бытию всю тварь Своим державным Словом, нарекая " свет днем, а тьму ночью " (Быт. 1, 5). И когда настало время, уготованное Всеблагим Промыслом, тогда Слово, " имже вся быша " , – Которым " все начало быть " (Ин. 1, 3), – " стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины " (Ин. 1, 14). Свет во тьме воссиял над вертепом сиянием звезды, возвещающей начало нового, спасительного Христова дня. И " якоже красная палата вертеп Царице показашеся " (тропарь предпразднства). В эти рождественские дни мы с особой благодарностью вспоминаем то спасительное благодеяние Божие, о котором каждый наступающий день извещаем словами Никейских отцов: явление в мир Сына Божия, " нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася " . Встречая новое лето, мы благодарим Господа о всех благодеяниях, бывших на нас в мимошедшем лете.

http://religare.ru/2_24575.html

1877 Поучение в навечерие Рождества Христова 33 Христос с небес, срящите (Ирмос праздника) Братья! Давно уже мы слышим эти слова церковной песни: Христос с небес, срящите. А завтра у нас и тот день, к которому так долго приготовляла нас Святая Церковь наша. Но приготовились ли мы к тому, чтобы достойно встретить праздник Рождества Христова и сретить Самого родившегося Господа? По-видимому приготовились, потому что много мы в эти последние дни заботились о том, чтобы купить что нужно к празднику для дома, вымыть и убрать свои жилища, приготовить себе новое праздничное платье и запастись лишними деньгами на нужды и расходы праздничные. Иные же, богатые, быть может, немало заботились и о том, чтобы устроить на праздник повеселее вечерок и поприятнее провести все время праздничное. В этом едва ли не состоит и все наше приготовление к такому великому празднику и сретению родившегося Господа. Но заботясь о приготовлении к празднику многоразличных яств и питий, позаботились ли мы, прежде всего, о том, чтобы приготовить к празднику пищу и питие для души своей? Вымывая и украшая к празднику свои жилища, позаботились ли мы о том, чтобы покаянием и слезами омыть греховную скверну души своей, очистить свое сердце от всех похотей лукавых и украсить свою душу добродетельным житием? Приготовляя новые одежды для своего тела, позаботились ли мы хоть сколько-нибудь об одеянии души своей, подумали ли мы о том, чтобы своими делами милости ради праздника прикрыть греховную срамоту души своей? Запасаясь деньгами на нужды и расходы праздничные, запаслись ли вместе с тем усердием к молитве, богомыслию и благотворительности? Готовясь на праздник встречать и угощать званых и незваных гостей, приготовились ли мы встретить в своих домах со всем усердием и благоговением великого Гостя, Самого родившегося Господа под символом животворящего Креста Его, приносимого служителем алтаря от престола Господня? Задумывая устраивать вечера и пиршества для своих родных и знакомых во время праздников, подумали ли мы о том, чтобы устроить в своем доме вечерю для Самого Господа в лице меньшей братии Его? Намереваясь повеселее и поприятнее провести наступающее праздничное время, вспомнили ли мы о том, что среди нас есть немало таких несчастных, которые, быть может, и в эти великие дни не будут осушать глаз своих от слез, стоная под тяжестью нищеты, болезни, старости или какой-нибудь скорби душевной, и подумали ли мы о том, как бы ради таких великих дней хоть одному из этих несчастных отереть слезы?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Самое большое чудо Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 29 декабря – 18 января. – Итоги и планы. – Дух капитализма. – Рождество Христово. – Святки. – Первоканальные оригинальности. – Оптимальные отношения. – Горе-ученый в роли пророка. – Реформаторский зуд. - Дети и радость. – Восстановить истину. – Смерть детской литературы. – Латвия: борьба за русский язык. – Два интервью. – Мифы от Госдепартамента США. – Геноцид в Сербии. – Святой преподобный Серафим. Последние дни 2003 года были посвящены подведению итогов и размышлениям о предстоящем. На сайте «Религия и СМИ» был опубликован большой материал Александра Кырлежева с лаконичным названием «РПЦ-2003: итоги и планы» . Начало статьи автор посвятил рассказу о прошедшем в конце декабря епархиальном собрании г. Москвы, где, как отмечает автор «обозначается некоторая «внутрицерковная линия», которой и предлагается следовать». Далее автор подробно анализирует итоги состоявшегося 26 декабря заседания Священного Синода, а также рассуждает о проблеме единения Русской Православной Церкви и РПЦЗ, фактически повторяя и обобщая все, что было написано и сказано по этому поводу в течение последних месяцев 2003 года. Сайт «Регионы России» в канун нового 2004 года и в преддверии великого христианского праздника – Рождества Христова – сообщает о поздравлении Патриарха Московского и всея Руси Алексия II   с наступающими  праздниками: «Радости, любви и осуществления всех надежд» пожелал соотечественникам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в канун Нового года и в преддверии Рождества Христова. …по словам патриарха Алексия, истекший год «укрепил уверенность в том, что после тяжелых испытаний для Отечества и всех нас приближается пора мира, созидания и благополучия». … В то же время, констатировал он, во многих странах мира все еще льется кровь от рук террористов, для множества людей еще не созданы возможности жить достойной жизнью. По словам Алексия, «продолжаются попытки подорвать основы нашей нравственности, лишить духовной опоры особенно молодое поколение». При этом Предстоятель РПЦ напомнил, что «ничто и никто не поколеблет нас, если мы тверды в вере и преданы воле Бога».  Полностью «Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II » можно прочитать на сайте газеты «Известия».

http://pravoslavie.ru/4870.html

Скачать epub pdf Речь на славлении Христа у Их Императорских Величеств, в Императорском Царскосельском дворце, 29 декабря 1901 года. Ваши Императорские Величества радостно приветствую с светлым праздником Рождества Христова! Со времени этого великого события, служащего выражением Божьего к людям благоволения, с совершенною ясностью открылся истинный смысл всемирной человеческой истории в ее поступательном движении вперед, а равно обозначилась и истинная цель ее, состоящая в постепенном проникновении человечества учением и жизнию Христа до того Богом предопределенного часа, когда царство мира объявлено будет преобразившимся в царство Христово ( Откр. 11:15 ). К осуществлению этой цели каждый, истинной жизнью Христовой живущий христианин, незримо вносит долю своего подвига, но с особенною очевидностью такой подвиг отмечается историей в жизни и трудах христианских Государей, как Богом благословенных вождей народов и царств. Посему и я ныне, приветствуя Ваши Величества с светлым праздником Рождества Христова, молитвенно Вам желаю наивысшей, по моему разумению, исторической славы видимого для всех обнаружения в трудовой Царственной жизни Вашей живого и деятельного участия в судьбах мира в этом поступательном его движении к конечной своей цели: соделаться в конце времен святым царством Господа нашего и Христа Его. Да поможет Вам в этом Сам Господь Своею всесильною благодатию, да благословит Вас Божественным Своим благословением и да сохранит Вас и Детей Ваших в мире, здравии и неизменном счастии на многая лета. Речь на славлении Христа у Их Императорских Величеств, в Александровском дворце Царского Села, 29 декабря 1903 года. Ваше Императорское Величество! Настоящие праздничные дни и наступающий новый год мы встречаем при особенных обстоятельствах. С одной стороны, мы слышим славословие ангельской песни: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение! С другой стороны, в текущей жизни – и в печати, и в обществе – идут толки о возможных международных столкновениях. Предносится страшный призрак войны и как бы слышится отзвук приготовляемого к битве оружия. У всех тяжесть на сердце. Многие впадают в пессимистический тон и тревожно спрашивают: где же этот мир, о котором ангелы пели и о котором так давно мечтает человечество? А между тем, если мы вдумаемся в смысл исторической жизни человечества, то увидим, что в сущности пред нами происходит почти то же, что было при самом рождении Христа. Волхвы тогда приносили Ему дары, пастыри поклонялись, ангелы воспевали мир, а Ирод в то же время был в смятении и замышлял злодейское избиение младенцев, и Рахиль готова была плакать о погибших детях своих. Злодейство потом совершилось, но Христос, источник мира, остался Божиим промышлением цел и невредим, укрывшись в Египте. И теперь язычники мятутся и готовы напасть на достояние Божие, на Русь Святую, на православный Русский народ. Но всуе мятутся.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Что значит поститься до первой звезды?Как поститься в этот день болящим? Обязательно ли посетить ночную Литургию на Рождество и быть на службе в вечер Праздника? Праздновать ли Рождество в семейном кругу? Может ли за праздничным застольем сохранить молитвенный настрой? 6 января — Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник , — последний день Рождественского поста , канун Рождества Христова. В Сочельник день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник. Ответить на эти вопросы мы попросили иерея Александра Ильяшенко. – Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия? В этом году Сочельник приходится на субботу, поэтому Царские часы совершаются в пятницу. В сам же день Сочельника пост уже не такой строгий, как в предшествующие дни самой строгой недели Рождественского поста . Сочельник Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника 24 декабря проходит в полном неядении. Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана. Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

http://pravmir.ru/kak-pravilno-provesti-...

Я хочу сказать, что сейчас Новый год стал очень торжественным праздником. Но мы, православные христиане, не должны забывать, что впереди у нас ещё один праздник, который имеет для нас большее значение, чем Новый год. Этот праздник – Рождество Господа нашего, Иисуса Христа. Если мы хотим праздновать Новый год, то мы должны его праздновать через призму значимости Рождества Христова. В преддверии Нового года на православные сайты, теле и радиопрограммы приходит множество вопросов о том, как праздновать Новый год , когда и как встретить Рождество , почему существуют разные календари . На эти вопросы в эфире православной телекомпании «Союз» ответил Архиепископ Екатеринбургский Викентий — Владыко, что нужно делать в новый год, чтобы не нарушить поста? — Я хочу сказать, что сейчас Новый год стал очень торжественным праздником. Но мы, православные христиане, не должны забывать, что впереди у нас ещё один праздник, который имеет для нас большее значение, чем Новый год. Этот праздник – Рождество Господа нашего, Иисуса Христа. Если мы хотим праздновать Новый год, то мы должны его праздновать через призму значимости Рождества Христова. А Рождество для нас – величайший праздник, ибо в этот день пришёл в мир наш Спаситель и исполнился обет, который был дан ещё первым нашим прародителям. Господь, после их грехопадения, обещал им приход в мир Искупителя, Который спасёт их от греха, проклятия и смерти. Если мы будем помнить об этом, то и Новый год будем праздновать соответственно. Мы не знаем, что принесет нам наступающий год, может нас ждут скорби, трудности и испытания. Если серьёзно посмотреть на то, что нас ожидает, то мы должны обратиться в этот день с молитвой к Богу, чтобы Он благословил этот год, чтобы он был радостным и утешительным для нас. Чтобы Господь дал нам меньше скорбей. А все скорби даны нам по грехам нашим, по нашей безнравственной жизни. За это Господь нас карает всякими бедствиями, которые посылаются на нас: землетрясениями, наводнениями. Это – показатель гнева Божия. Если мы, как дети Божии, послушны воле Божией, мы не должны в этот праздник гневить Бога. Нужно иметь норму во всём. И в питии, и в веселье, и в пище, и в обращении друг к другу. Если всё будет находиться в рамках нравственного закона, Господь в новый год пошлёт нам все милости, которые мы от него ожидаем.

http://pravmir.ru/novyj-god-eto-novoe-bl...

Петр Малков. Источник всемирного спасения: святоотеческие проповеди на Рождество Пресвятой Богородицы Первый двунадесятый праздник церковного года Когда наступает Новый год? Конечно же, – ответим мы, – он приходит в нашу жизнь вместе с нашим радостным, пусть и бессонным, полночным переходом от декабря к январю. Он вступает в свои права посреди холодной снежной зимы – во время уютного семейного торжества, сопровождаемый светом горящих на елках праздничных огоньков, долгожданными подарками, теплыми взаимными пожеланиями... Однако так было далеко не всегда. В Византии (с VII века) и на Руси (с конца XV столетия) новый год наступал 1 сентября, потому что люди верили: моментом сотворения Богом нашего мира было именно начало осени. Так когда же Господь сотворил небо и землю? – спрашивали себя византийцы. Ну, конечно же в сентябре! Начало нового года являлось для византийцев, так же как и для всех нас, важной точкой отсчета: в их делах, в их надеждах, в их планах на будущее. Правда, сегодня при наступлении нынешнего январского Новолетия современный человек прежде всего думает о земном, ожидая от наступающего года домашнего благополучия, материального достатка, успехов в работе. Для византийцев же наступавший осенний – сентябрьский – Новый год был в первую очередь судьбоносным духовным рубежом, воспринимался ими как значимая веха в их личном духовном обновлении, творческом христианском пересозидании самих себя. Они были убеждены: раз Бог создал небо и землю именно 1 сентября, то и мы, верующие христиане, – подражая Его творческой созидательной силе (ведь человек сотворен по образу Божию), – также призваны, вместе с наступлением Новолетия, к творческому усилию по преображению и обновлению себя во Христе. Тот наступавший Новый год виделся православным византийцам прежде всего как важная точка отсчета в их борьбе со страстями и грехом, в их устремленности к свету Христовой Истины, в стяжании духовных даров Божественной благодати... Первым по порядку праздником церковного года, следующим за празднованием сентябрьского Новолетия – как прославления Творца за созданный Им мир, – как раз и оказывается двунадесятый (то есть один из двенадцати важнейших) праздник Рождества Пресвятой Богородицы. И это не случайно. Рождение от престарелых родителей долгожданной маленькой Девочки – будущей Богоматери – виделось православным богословам, церковным проповедникам как вполне сопоставимое по своей духовной значимости с сотворением Богом мира и человека. Ведь именно в этот момент – в миг Рождества Пречистой Девы – полагается начало нашему спасению. Вместе с Рождением Марии начинается обновление всего, поврежденного последствиями грехопадения Адама и Евы, мироздания; для самого же людского рода открывается путь к скорой победе над грехом и смертью , к благодатной богопричастности в грядущем Христе. История падшего грехом человечества: путь к Рождеству Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010