Лит.: Гадзяцкий С. Карелы и Карелия в Новгородское время. Петрозаводск, 1941; Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987 (по указ.); Мусин А. Е. Становление Обонежского ряда в IX-XIV вв.//Тихвинский сборник. Тихвин, 1988. Вып. 1: Археология Тихвинского края. С. 43-48; он же. Становление Православия в Карелии (XII-XVI вв.)//Рябининские чтения-95. Сб. науч. докл.: Ист.-археол. аспект. Петрозаводск, 1997; он же. Христианизация Новгородской земли в IX-XIV вв.: Погребальный обряд и христианские древности. СПб., 2002 (по указ.); Шахнович М. М. Культовый комплекс на горе Воттоваара//Вестник Карельского краевед. музея. Петрозаводск, 1994. Вып. 2. С. 26-35; Рябинин Е. А. Финно-угорские племена в составе Др. Руси: К истории славяно-финских этнокультурных связей: (Ист.-археол. очерки). СПб., 1997 (по указ.); Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох: Очерки социальной и аграрной истории XVII в. Петрозаводск, 1998; Детчуев Б. Ф., Макуров В. Г. Государственно-церковные отношения в Карелии (1917-1990 гг.). Петрозаводск, 1999; Пулькин М. В., Захарова О. А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV - 1-я треть ХХ в.). М., 1999; История Карелии в док-тах и мат-лах. Петрозаводск, 2000; Пулькин М. В. Старообрядческие наставники из Финляндии и их деятельность в Олонецкой епархии (2-я пол. XIX в.)//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы науч. конф. M., 2000. C. 174-180; он же. Православный приход и власть в сер. XVIII - нач. ХХ в.: (По мат-лам Олонецкой епархии). Петрозаводск, 2009; Олонецкая епархия: Страницы истории/Сост.: Н. А. Басова и др. Петрозаводск, 2001; Яловицина С. Э. Прибалтийско-финские народы России. М., 2003; Басова Н. А. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 гг.: Канд. дис. Петрозаводск, 2006; Кожевникова Ю. Н. Православные монастыри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в.: Канд. дис. СПб., 2006; Очерки истории Православия в Карелии. Петрозаводск, 2008; Ружинская И. Н. Старообрядчество в этноконфессиональном пространстве Карелии//Карелия на этнокультурной и полит. карте России: Мат-лы науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию Респ. Карелия. Петрозаводск, 2010. С. 133-137; она же. Старообрядческие локусы на территории Олонецкой губ. во 2-й пол. XIX в.//Народ, разделенный границей: Карелы в истории России и Финляндии в 1809-2009 гг.: Эволюция нац. самосознания, религии и языка. Петрозаводск, 2011. С. 37-56.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

Рисунок 1. Петрозаводск. Общественная пристань. Начало XX века. Рисунок 2. Петрозаводск. Общественная пристань при отходе парохода в Санкт-Петербург. Начало XX века. Рисунок 3. Петрозаводск. Сенная площадь с каруселью. Начало XX века. Рисунок 4. Петрозаводск. Малая Подгорная улица. Начало XX века. Рисунок 5. Петрозаводск. Соборная улица. Начало XX века. Рисунок 6. Петрозаводск. Панорама. Вид на Кафедральный собор. Начало XX века. Рисунок 7. Петрозаводск. Кафедральный собор. Взорван в 1936 году. Рисунок 8. Петрозаводск. Летний театр в Общественном саду. Здание не сохранилось. Рисунок 9. Петрозаводск. Вдали (справа) здание Олонецкой духовной семинарии. Слева – б. Александровский сталелитейный завод. В центре на переднем плане – речка Лососинка. Начало XX века. Рисунок 10. Петрозаводск. Здание Олонецкой духовной семинарии. Начало XX века. Рисунок 11. Петрозаводск. Памятник Петру Великому. Рисунок 12. Кафедральные соборы в Петрозаводске. Свято-Духовской и Вознесенский. Разрушены в 30-е годы Первым губернатором был здесь известный поэт и государственный деятель Гаврила Романович Державин. Место дома, в котором он жил в Петрозаводске в 1784–1785 годах, отмечено мемориальной доской 20 . До 1916 года, пока Петрозаводск не был связан железной дорогой с Петроградом 21 , он оживлялся только в период навигации, с мая по сентябрь. В остальное время он был отрезан от культурных центров неудобством путей сообщения и жил затихшей узкопровинциальной жизнью, хотя и считался губернским городом. Семья Чуковых жила в Петрозаводске в доме Линдемана, на углу Малой Подгорной (ныне ул. Г. Титова ) и Соломинской (с 1902 года – Жуковской, ныне Куйбышева) улиц, занимая весь верхний этаж (6 комнат) и мезонин. Роды матери Владыки были очень трудными: она мучилась около двух суток. Нарекли мальчика Николаем. Отец хотел назвать сына во имя св. Николая Чудотворца. Но так как в ближайшие дни – 4 февраля – была память преп. Николая Исповедника, игумена Студийского († 868), то и дали ему имя в честь этого святого. Восприемниками при крещении были какой-то знакомый отца из города Осташкова по имени Григорий и жена домохозяина Александра Николаевна Линдеман. Крестного своего отца Владыка совсем не знал; крестная же мать жила до его отроческих лет, и он часто в детстве играл с ее сыном и дочерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

их почитании)//Олонецкие ЕВ. 1902. 24. С. 808-810; 1903. 2. С. 41-48; он же. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 5-9; Ершов М. А. Мат-лы для истории культуры Олонецкого края//Памятная кн. Олонецкой губ. за 1905 г. Петрозаводск, 1905. С. 334-335; Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 21; Пулькин М. В., Захарова О. А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV - 1-я треть XX в.). М., 1999. С. 48, 195-196; Галкин А. К. Из истории Задне-Никифоровской пуст. в XIX - нач. XX в.//Православие в Карелии: Мат-лы респ. науч. конф. (24-25 окт. 2000). Петрозаводск, 2000. С. 47-52; Олонецкая епархия: Страницы истории. Петрозаводск, 2001. С. 96-99, 180; Амелина Т. П. К вопросу об основании и основателях мон-рей Прионежья и Онежско-Ладожского перешейка в XV-XVII вв.//Православие в Карелии: Мат-лы 2-й междунар. науч. конф., посвящ. 775-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2003. С. 64-65; Правосл. Карелия: Изд. посвящается 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 92-97; Святые Новгородской земли, или История Св. Сев. Руси в ликах X-XVIII вв. Вел. Новгород, 2006. Т. 2: XVI-XVIII вв. С. 1416-1423; Обитель Божия под ангельским крылом: Спасо-Преображенский Важеозерский муж. мон-рь/Сост.: С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2007; Кожевникова Ю. Н. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009. С. 108, 112-115, 160, 221-223, 225-228, 236, 238, 243, 253; Карбасова Т. Б. Кирилл Новоезерский: История почитания: Исслед. и тексты. М.; СПб., 2011; Прп. Александр Свирский и его ученики/Сост.: Л. А. Ильюнина. СПб., 2011. С. 344-345, 349-353; Karvonen I. Pyhän Aleksanteri Syväriläisen koulukunta: 1500-luvun luostarihistoriaa vai 1800-luvun venäläiskansallista tulkintta? Joensuu, 2013. S. 125-127, 131-132; К 500-летию преставления св. прп. Геннадия Важеозерского (1516-2016)/Сост.: Н. А. Басова, иером. Аркадий (Лозовский). Петрозаводск, 2016. А. В. Пигин Иконография Преподобные Геннадий и Никифор Важеозерские.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 114-130; Докучаев-Басков К. А. Подвижники и мон-ри крайнего Севера: Муромский мон-рь//ХЧ. 1886. 9/10. С. 492-536; Петров К. М. Муромский мон-рь: (в Пудожском у.)//Олонецкий сб.: Мат-лы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Петрозаводск, 1886. Вып. 2. Отд. 1. С. 99-117; Никодим (Кононов), архим. Олонецкие святые: Их жизнь и церковное почитание: (Агиол. очерки)//Олонецкие ЕВ. 1903. 8. С. 286-290; Ол-н. Муромская обитель: Впечатления паломника//Олонецкие ГВ. 1905. 8. С. 3; Валк С. Н. Начальная история древнерус. частного акта//Вспомогательные ист. дисциплины: Сб. ст.. М.; Л., 1937. С. 301-303; Корецкий В. И. Новгородские грамоты XIV в. из архива Палеостровского мон-ря//АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 437-450; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966; Литвинова Н. Н., Прохоров Г. М. Житие Лазаря Муромского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 288-290; Барминская Н. Н. Повесть о Муромском о-ве//Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера. Сыктывкар, 1989. С. 129-149; Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991; Нилов Е. Г. Муромский мон-рь. Пудож, 1993; Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох: Очерки соц. и аграрной истории XVII в. Петрозаводск, 1998; Орфинский В. П. Древнейший деревянный клетский храм России - ц. Воскрешения Лазаря из Муромского мон-ря//Народное зодчество: Межвуз. сб. Петрозаводск, 1999. С. 115-122; Мусин А. Е. К проблеме подлинности данной грамоты посадника Ивана Фомина прп. Лазарю Муромскому//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вел. Новг., 2000. Вып. 14. С. 315-324; Пашков А. М. «Житие Лазаря Муромского» в истории культуры Карелии XVIII-XX вв.//Кижский вестн. Петрозаводск, 2003. Вып. 8. С. 3-19; Кораблёв Н. А. Пудожское купечество (2-я пол. XIX - нач. ХХ в.)//Ист.-культурные традиции малых городов Рус. Севера: Мат-лы регион. науч. конф. (7-9 сент. 2006 г.). Петрозаводск, 2006. С. 149-157; Иванов В. И. Мон-ри и монастырские крестьяне Поморья в XVI-XVII вв. СПб., 2007; Амелина Т. П. Мон-ри южной Карелии и границы их земельных владений//Православие в Карелии: Мат-лы 3-й регион. науч. конф. Петрозаводск, 2008. С. 66-77; Кожевникова Ю. Н. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009; Пигин А. В. Памятники рукописной книжности Олонецкого края. Петрозаводск, 2010; Новый Олонецкий патерик. СПб., 2013.

http://pravenc.ru/text/2564384.html

Арх.: Ведомость о церкви св. прор. Илии Пудожского у. Водлозерского Ильинского погоста за 1846 г.//НАРК. Ф. 25. Оп. 15. Д. 38/886. Л. 185-192; О постройке новой во имя пророка Божия Илии с приделом Успения Пресв. Богородицы церкви в Водлозерском Ильинском приходе, 5 янв. 1797 г.- 18 мая 1798 г.//Там же. Оп. 16. Д. 6/17; Исторические сведения Олонецкой епархии Пудожского у. о Водлозерском Ильинском приходе, 1832 г.//ОПИ ГИМ. Ф. 450. Д. 698. Л. 167-168; Книги регистрации исповеди и причастия и обыск брачный прихожан Ильинского Водлозерского погоста за 1881-1895 гг.//ИРЛИ. Карельское собр. 588, 589. Ист.: Жалованная грамота Новгородского митр. Варлаама прихожанам церкви в Водлозерской вол. Каргопольского у. с податными и судебными льготами, 29 июня 1592 г.//Материалы по истории Карелии XII-XVI вв./Ред.: В. Г. Гейман. Петрозаводск, 1941. С. 331-332. Лит.: В. Ч. [Чевский В. Р.] От Пудожа до Водлозера//Олонецкие ГВ. 1869. 77. 1 окт. С. 756-757; Ополовников А. В. Памятники деревянного зодчества Карело-Финской ССР. М., 1955. С. 163-184; Смирнова Э. С. По берегам Онежского озера. Л., 1969. С. 115-120; Ушаков Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве Рус. Севера. Л., 1982. С. 40, 55; Кутькова Г. А. Ильинская ц. на Водлозере (история одного памятника)//Народное зодчество: Межвуз. сб. ст. Петрозаводск, 1999. С. 139-146; Олонецкая епархия: Страницы истории. Петрозаводск, 2001. С. 228; Православная Карелия: Изд. посвящ. 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 144-145; Водлозерские чтения: Мат-лы науч.-практ. конф., посвящ. 15-летию Национального парка «Водлозерский», 27-28 апр. 2006 г. Петрозаводск, 2006; Логинов К. К. Этнолокальная группа русских Водлозерья. М., 2006. С. 35-36, 62-63; Линник Ю. В. Образ св. Христофора в правосл. искусстве//Никта: Альм. Петрозаводск, 2008. С. 7; Ильинский Водлозерский погост: Мат-лы науч. конф. «Водлозерские чтения: Ильинский погост» (6-10 авг. 2007). Петрозаводск (в печати); Пигин А. В. Новые факты из истории ц. Ильи Пророка на Водлозере (мат-лы к биографии каргопольского купца И. А. Попова)//Уездные города России: Ист.-культ. процессы и совр. тенденции. Каргополь (в печати).

http://pravenc.ru/text/389253.html

Лит.: ИРИ. Т. 5. С. 450-454; Чистович И. А. История Правосл. Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к С.-Петербургской епархии. СПб., 1856. С. 38-40; Барсов Е. В. Алфавитный указ. мон-рей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями//Памятная книжка Олонецкой губ. на 1867 г. Петрозаводск, 1867. Ч. 3. С. 19-21; Ключевский. Древнерусские жития. С. 322; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 68; Строев. Списки иерархов. Стб. 997-998; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 316-317; Машезерский И. Родина прп. Зосимы, Соловецкого чудотворца//Олонецкие ЕВ. 1899. 2. С. 26; Зверинский. Т. 1. С. 109. 95; Т. 2. С. 259. 1035; Голубинский. Канонизация святых. С. 332; Корецкий В. И. Новгородские грамоты XV в. из архива Палеостровского мон-ря//АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 437-450; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: По житиям святых. М., 1966. С. 59-60; Смирнова Э. С. По берегам Онежского озера. Л., 1969. С. 94-95; Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 20; Понырко Н. В. Житие Корнилия Палеостровского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 368-369; Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском мон-ре. СПб., 1996. С. 6, 9-10, 19; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399. 198; С. 453. 226; Т. 2. С. 150. 285; Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох: Очерки соц. и аграрной истории XVII в. Петрозаводск, 1998. С. 214-218, 223-226; Ратшин. Мон-ри. 2000. С. 378-379; Дмитриева (Амелина) Т. П. Основные моменты монастырской колонизации Прионежья//Очерки ист. географии: Северо-Запад России. Славяне и финны/Ред.: А. С. Герд, Г. С. Лебедев. СПб., 2001. С. 326; она же. К вопросу об основании и основателях мон-рей Прионежья и Онежско-Ладожского перешейка в XV-XVII вв.//Православие в Карелии: Мат-лы 2-й Междунар. науч. конф., посвящ. 775-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2003. С. 61-62; Олонецкая епархия: Страницы истории/Сост.: Н. А. Басова и др. Петрозаводск, 2001. С. 101-104, 188; Буланин Д. М. Библиогр. дополнения//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 707; Кожевникова Ю. Н. Заштатные мон-ри Карелии: Результаты и последствия секуляризационной реформы 1764 г. (На примере Палеостровского Рождества Пресв. Богородицы мон-ря)//Кижский вестн. Петрозаводск, 2005. Вып. 10. С. 31-45; она же. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009; Святые Новгородской земли, или История Святой Сев. Руси в ликах X-XVIII вв./Ред.: иером. Сергий (Логаш). Новг., 2006. Т. 1. С. 513-515; Савинова Л. И. Палеостровский мон-рь: История, значение и память//Краеведческие чт.-2007: Мат-лы регион. науч.-практ. конф., посвящ. 180-летию со дня рожд. И. А. Федосовой (21 апр. 2007 г., Медвежьегорск). Петрозаводск, 2007. С. 66-71; Пигин А. В. К вопросу о старообрядческом почитании святых Обонежья (Корнилий Палеостровский и Диодор Юрьегорский)//Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 2013. Вып. 5. С. 251-269.

http://pravenc.ru/text/2458675.html

Олонецкой губ. на 1860 г. Петрозаводск, 1860. С. 27; Барсов Е. В. Алфавитный указ. мон-рей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями//Там же: на 1867 г. Петрозаводск, 1867. Ч. 3. С. 15; он же. Преподобные обонежские пустынножители: Мат-лы для истории колонизации и культуры Обонежского края//Там же: за 1868-1869 гг. Петрозаводск, 1869. Ч. 3. С. 40-41; Макарий. История РЦ. 1874. Т. 7. С. 38, 39, 44; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 55; Строев. Списки иерархов. Стб. 1003-1004; Макарий (Миролюбов), еп. Христианство в пределах Архангельской епархии. М., 1878. С. 10, 15, 16; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 429; Докучаев-Басков К. А. Подвижники и мон-ри Крайнего Севера: Кенский мон-рь, Пахомьева пуст.//ХЧ. 1887. 7/8. С. 254-298; 9/10. С. 477-517; Описание о российских святых. С. 48. 144; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 408; Зверинский. Т. 2. 1039; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 570; Никодим (Кононов), архим. Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники: Ист. сведения о церк. их почитании. Петрозаводск, 1902. С. 82-86; он же. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 4-5; Царские грамоты Кенскому мон-рю//Олонецкий сб. Петрозаводск, 1902. Вып. 4. С. 44-48; Верный месяцеслов. С. 5, 69; Голубинский. Канонизация святых. С. 337; Ершов М. А. Мат-лы для истории культуры Олонецкого края//Памятная книжка Олонецкой губ. на 1905 г. Петрозаводск, 1905. С. 333; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966. С. 271; Криничная Н. А., ред. Северные предания Беломорско-Обонежский регион. Л., 1978. С. 50, 173; Piovano A. Pacomio di Keno//Enciclopedia dei santi: Le chiese orientali. R., 1998. Vol. 2. P. 728-730; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 372-373; Вешнякова О. Н., Кольцова Т. М. Северные письма: Собр. АМИИ: Кат. Архангельск, 1999. С. 89. 159; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000; Олонецкая епархия: Страницы истории.

http://pravenc.ru/text/2579830.html

Александрийская Православная Церковь является членом Всемирного Совета Церквей, активно участвуя в экуменическом движении. Еще в 1926 г. Церковь при Патриархе Мелетии II перешла на новый стиль, тем не менее, она продолжает поддерживать братские отношения со всеми Православными Церквами. На территории Египта находится пять епархий: Александрийская архиепископия (с кафедрой в Александрии и Каире), Мемфисская епархия (Гелиополь-Каир), Леонопольская епархия (Исмаилия), Пелусийская епархия (Порт-Саид), Гермопольская епархия (Танда). В Конго расположена епархия Центральной Африки и всего Эквадора (Кишнаса), в Эфиопии – Аксумская епархия (Аддис-Абеба), в Тунисе – Карфагенская епархия (Северной Африки, Тунис), в Камеруне – Камерунская и Западноафриканская епархия (Яунде), в Уганде – Кампальская и Угандийская епархия (Кампала), в Кении – Кенийская и Иринопольская епархия (Найроби), в ЮАР – Йоханнесбургская и Преторийская епархия (Йоханнесбург) и Кейптаунская епархия (Кейптаун), в Судане – Хартумская и Суданская епархия (Хартум), в Танзании – Дар Эл Саламская епархия (Дар Эл Салам) и Букобская епархия (Букоба), в Зимбабве – Зимбабвийская епархия и Североафриканский экзархат (Хараре), на Мадагаскаре – Мадагаскарская епархия (Антананариву), в Нигерии – Нигерийская епархия (Лаос), в Гане – Ганская епархия (Аккра), в Замбии – Замбийская епархия (Лусака). Викарные епископы – Киринский (Патриарший Экзарх при Московском Патриархате), Вавилонский (наместник монастыря св. Георгия в Старом Каире), Нитрийский (Патриарший викарий в Каире), Нилопольский (Патриарший викарий в Александрии). 2.2.2. Предстоятель и Синод Александрийской Церкви Предстоятель Александрийской Православной Церкви Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Петр VII родился в 1949 г. в деревне Сихари, на Кипре. В 1966 г. он был направлен из монастыря Махерас на обучение в семинарию апостола Варнавы , которую закончил в 1969 г. В августе того же года он был рукоположен епископом Констанским Хризостомом (ныне архиепископ Кипрский) в сан диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вологодского об-ва изуч. Северного края. 1999. Вып. 7. С. 79-83; Художественное наследие Карелии: Иконопись, народное искусство, эпос: Кат. выст. М., 2001; Фролова Г. И. Внутреннее убранство часовен Спасо-Кижского погоста//Кижский вестн. Петрозаводск, 2002. Вып. 7. С. 115-139; она же. Внутреннее убранство Преображенской ц. Спасо-Кижского погоста//Там же. 2005. Вып. 10. С. 3-18; она же. Путь длиною в три столетия: Иконы из фондов Музея-заповедника «Кижи»: Кат. выст. Петрозаводск, 2006; она же. «Небеса» Заонежья: Иконы из собр. Музея-заповедника «Кижи». Петрозаводск, 2008; Гущина В. А. К вопросу об истоках формирования кижского архит. ансамбля//Кижский вестн. 2004. Вып. 9. С. 180-210; она же. Преображение: К 290-летию ц. Преображения Господня на о-ве Кижи. Петрозаводск, 2004; она же. Покровская ц. Кижского погоста: Ист. сведения о ремонтных работах: Предложения к разработке проекта реставрации//Кижский вестн. 2005. Вып. 10. С. 19-30; она же. О колокольне Кижского архит. ансамбля: Время создания и восприятие образа//Там же. 2009. Вып. 12. С. 212-231; она же. Ограда Кижского погоста//Там же. 2011. Вып. 13. С. 13-25; Крохин В. А. Новое в формообразовании Кижского ансамбля. Петрозаводск, 2006; Воробьева С. В. Крестьянские родословные: Из истории дер. Ямка на о-ве Кижи//Кижский вестн. 2007. Вып. 11. С. 3-15; Пуцко В. Г. Храмовая икона Преображенской ц. Кижского погоста//Там же. 2009. Вып. 12. С. 188-210; Боде А. Б. Деревянное зодчество Рус. Севера: Архит. сокровищница Поонежья. М., 2010; Мусин А. Е. О времени основания и освящения Спасо-Преображенской ц. Кижского погоста//Кижский вестн. 2011. Вып. 13. С. 3-12; Герман К. Э., Мельников И. В., Спиридонов А. М. Юж. Заонежье в X-XVI вв.: Археология центра Кижского погоста. Петрозаводск, 2012; Мильчик М. И. Заонежье: История и культура: Очерки, фотографии. СПб., 2012. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома

http://pravenc.ru/text/1684581.html

Свидетельством общецерковной канонизации И. можно считать внесение его имени в нач. XX в. в «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. C. 38). Существует молитва к И. (Минея (МП). 2003. Сент. С. 630). В 1918 г. Яшезерская пуст. была закрыта. Постройки использовались в хозяйственных целях, в них располагались пенитенциарные учреждения, летние лагеря, др. учреждения. В 2000 г. архитектурный ансамбль Ионо-Яшезерского мон-ря был признан памятником культуры. В 2003 г. руинированные монастырские постройки, в т. ч. здание Преображенского собора, были переданы Церкви, обитель была возобновлена. Ист.: Исторические и юридические акты Олонецкого края//Олонецкие ГВ. 1850. 38 [отрывки из писцовых книг 1628-1629 гг.]; Описание о российских святых. С. 309; Елпидинский Я. С. Новгородские владыки//Олонецкие ЕВ. 1900. 11. Ч. неофиц. С. 411; Материалы по истории Карелии XII-XVII вв. Петрозаводск, 1941. C. 303-304. Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 840; Барсов Е. В. Преподобные обонежские пустынножители//Памятная книжка Олонецкой губ. за 1868-69 г. Петрозаводск, 1869. Отд. 3. С. 65-66; он же. Олонецкий мон-рь Клименцы, с приписными к нему пустынями, царскими и иераршими грамотами//ЧОИДР. 1870. Кн. 4. Отд. 2. C. 95-104; Зверинский. Т. 1. С. 288. 581; Всеобщий иллюстр. путеводитель по мон-рям и св. местам Рос. Империи и [св. г.] Афону/Сост.: А. А. Павловский. Н. Новг., 1907. C. 487-488; Православные русские обители. С. 159; Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 55-56; Пулькин М. В. и др. Православие в Карелии (XV - 1-я треть XX в.). М., 1999. С. 203-204; Схимник страждущей земли/Сост.: иером. Досифей (Ларионов). [Петрозаводск], 2002; Амелина Т. П. К вопросу об основании и основателях мон-рей Прионежья и Онежско-Ладожского перешейка//Православие в Карелии: Мат-лы 2-й Междунар. науч. конф., посвящ. 775-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2003. С. 60-68; Пигин А. В. Новая коллекция Древлехранилища Пушкинского Дома//ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 679; Прохоров Г. М. Святые в истории Руси X-XVIII вв.//Там же. С. 96; Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. ХХ в. Петрозаводск, 2009.

http://pravenc.ru/text/578262.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010