Курская Коренная в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Фотография. Нач. XXI в. Курская Коренная в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Фотография. Нач. XXI в. В 1611 г. деревянные постройки К. п. были сожжены ордами крымских, ногайских и казанских татар, «погорели все грамоты и выписи» пустыни. Монахи разоренной обители во главе с игум. Иосифом стали первыми насельниками новоустроенного курского Знаменского мон-ря, к к-рому в 1617 (1615?) г. была приписана и пустынь с владениями. Несмотря на скудное материальное положение и пребывание главной святыни - Коренной иконы в Курске, в К. п. приходило много паломников. В 1618 г. в обители при принесении чудотворного образа крестным ходом из Курска была освящена деревянная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1625 г. строитель Варлаам (Чаплыгин) безуспешно испрашивал у патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова) благословение окончательно перенести Коренную икону в пустынь, на место ее обретения. Согласно выписи (1617) Ивана Васильевича Волынского, в К. п. стояло 4 кельи, проживали старец Иов (Тебышев), «да вкладчик поп вдовый Михайла, да вкладчик Кирсан Уколов, да вкладчик Сергей Константинов, да вкладчик Филипп Овчинов» (Там же. С. 35). В 1621 г. упомянуты старцы Илия, Феодосий, Иринарх и Лупа, а на монастырском дворе - белый свящ. Михаил, в 1630 г.- 10 старцев в 3 кельях, в 1667 г.- 4 монаха. В «Пустынском монастырьке» хранились древний список Курской-Коренной иконы в сребропозлащенном окладе, кресты с мощами. Согласно «Сказанию о граде Курске...», в 1642 г. кн. П. Д. Пожарский, проезжавший в Москву через Курск, почувствовал в К. п. дивное благоухание. По описи, составленной в 1667 г., при игум. Никодиме, в «Пустынском монастырьке» стояла Богородице-Рождественская ц. «клецки», крытая тесом. В убранстве упомянуты Деисус из 7 икон «на празелени», местный образ Божией Матери «Знамение» в киоте, «осьмилистовой... поля обложены серебром басманным, у того Богородицы образа венец, да гривна басманная же, у гривны на медном тягле крест серебряный позолоченный, 256 копеек позлачены, два алтынника литовских деньга татарская позлачены же». Среди др. построек имелись кельи, в т. ч. гостиная у ворот, хлебня, крытая соломой, погреб, житница, конюшня. На месте явления чудотворной иконы был устроен колодец, «обруб дубовый с мостом, на нем решетка, покрыт лубьем, все ветхо» (Там же. С. 41, 44). При игум. Никодиме Коренную икону посылали на Дон для благословения донских казачьих войск и сбора милостыни в пользу строительства в пустыни каменного храма. В 1684 г. от царей Иоанна и Петра Алексеевичей в К. п. был прислан список Коренной иконы в серебряном позолоченном окладе. В переписных книгах 1701 г. стольника М. Т. Тулубьева перечислены насельники К. п. строитель иером. Рувим, монахи Карион, Феофан, Варлаам, Зосима, «хлебенный Иосиф, чашник Андроник, ключник Иона». Т. о., устав К. п. был, видимо, близок к общежительному (Там же. С. 41-42). Братию возглавляли в основном иеромонахи-строители.

http://pravenc.ru/text/2462313.html

Насельницы Знаменского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Насельницы Знаменского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. По завету свт. Тихона Матрона Солнцева ввела правило неусыпного чтения Псалтири весь год, кроме Светлой седмицы, «об упокоении душ всех православных христиан, и наипаче поживших и послуживших во святой обители сей, и о благотворителях» ( Геронтий [Кургановский]. 1895. С. 69). Каждую среду в Е. м. совершался молебен с акафистом перед образом Божией Матери «Знамение» (РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 8. Л. 464-465). Прихожане, посещавшие службу по воскресным и праздничным дням, заказывали панихиды, к-рые служились в часовне перед распятием на могиле блж. Мелании. Ежегодно в пятницу Светлой седмицы с иконой Божией Матери «Живоносный Источник», в день Преполовения Пятидесятницы, в 9-ю пятницу по Пасхе и 1(14) авг. совершались крестные ходы к св. источнику. Во вторник Светлой седмицы был крестный ход с Иверской иконой вокруг Знаменского храма. Во время эпидемии холеры в 1870 г. чудотворный Иверский образ носили по домам. Просветительная и благотворительная деятельность 30 янв. 1890 г. в Е. м. в 2-этажном доме на склоне горы у юж. ворот открылась церковноприходская школа на 100 мест для девочек. Воспитанницы бесплатно обучались грамоте и рукоделию. Учителями Закона Божия были монастырские клирики свящ. Н. И. Невский и диак. В. О. Попов, грамоту и рукоделие преподавали монахини. В годы первой мировой войны Е. м. открыл приют на 20 мест для девочек из семей беженцев. В XIX - нач. XX в. сестры Е. м. слыли самыми искусными кружевницами. В 1879 г. для обучения молодых послушниц в монастыре открылась живописная мастерская. Монастырское кладбище При Знаменской ц., по данным 1789 г., имелось кладбище, располагавшееся на юго-вост. мысе Каменной горы над р. Ельчик. В 1879 г. на пожертвованной Е. м. купцом В. Хренниковым земле (1,2 га) было устроено новое монастырское кладбище. На нем были погребены настоятельницы и сестры, среди к-рых - Елисавета (Холина), Магдалина (Иванова) и затворница Мелания. Вскоре после кончины последней ее могила стала местом паломничества. Сохранились свидетельства о чудесах, совершившихся после молитвенного обращения к блж. Мелании, исцелениях, благодатной помощи от ее портретов. Над могилой затворницы позднее была сооружена чугунная часовня, увенчанная позолоченным крестом. Накануне 1917 г. готовилась канонизация затворницы Мелании. Против главного алтаря Знаменского храма находилась могила мон. Олимпиады (Солнцевой), на левой стороне за алтарем прп. Варлаама Хутынского - игумений Павлины и Клеопатры. Новое монастырское кладбище частично сохранилось до наст. времени. Материальное положение

http://pravenc.ru/text/189787.html

Патриарх глазами фотохудожника Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим. А фотограф, снимающий на патриарших богослужениях, еще и летописец. 15 ноября, 2011 Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим. А фотограф, снимающий на патриарших богослужениях, еще и летописец. Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим — не отвлечь священников от служения, мирян — от молитвы, не нарушить благоговейного настроения, не «спугнуть» ощущение благодати… В совместной молитве чад Церкви и Предстоятеля выражается не просто «политическое», «юрисдикционное» единство, но и символическим образом изображается единство Церкви со Христом. Именно поэтому богослужения, совершаемые Патриархом, и все мероприятия, в которых участвует и во время которых общается с паствой Патриарх, всегда широко освещаются. И именно поэтому фотограф, работающий на таких мероприятиях — не только художник, но и летописец, взор которого фиксирует происходящее и через кадр передает в будущее. Как встречают люди своего Предстоятеля — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла? Как сам Патриарх общается с людьми? Какая атмосфера царит вокруг него? О своих впечатлениях корреспонденту ПРАВМИРа рассказали фотографы Московской Патриархии — Сергей Власов и Кирилл Новотарский. Официальные визиты Патриарха: атмосфера радости   Сергей Николаевич Власов работает в Московской Патриархии с 1993 года. Его работы публикуются в «Журнале Московской Патриархии», «Церковном вестнике», на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru и в других изданиях. Сергей Власов «Любое служение Патриарха — будь то богослужение, встреча с народом или любое другое мероприятие — это событие, это наша история, которую я считаю своим долгом запечатлеть, — рассказывает Сергей Николаевич Власов. —  Даже если Святейший неоднократно совершал визит в какую-либо епархию, все равно обязательно произойдет что-то новое, а даже если и не будет нового — все равно мы увидим счастливые глаза людей, радующихся встрече с Патриархом.

http://pravmir.ru/patriarx-glazami-fotox...

«Я абсолютно счастлива». Об Анне Людковской , 31 год, которая занимается спортом, учится в Духовной Академии и возглавляет проект глянцевого журнала «ХлебСоль» с Юлией Высоцкой. Фотограф – студентка Юлия Зацепина. – С.52-53; « Делай, что должен, и будь что будет ». Герой подборки – телекорреспондент Александр Егорцев . Церковь, выстраданная вера – с одной стороны. Криминальная журналистика, риск и цинизм – с другой. Это переплетения его стремительной жизни. Награжден двумя орденами от двух патриархов за борьбу с сектами и светскими орденами и медалями – за горячие точки. Фотограф – студентка Татьяна Тихомирова. – С.54-55; Батюшка. Подборка посвящена протоиерею Игорю Фомину (р. в 1970 г.). Служит в Казанском соборе на Красной площади и в приписанном к нему кладбищенском храме Святителя Иннокентия Московского, а также является настоятелем строящегося храма князя Александра Невского при МГИМО. Духовник православного журнала «Фома». Отец четверых детей. Фотограф – студентка Юлия Линде. – С.56-57. подборку см. в С.60-65/номере «Фомы» за 2010 г. Личное: Константин Мацан . Там . Лирическое эссе о семейных отношениях, о том, почему «Браки совершаются на небесах». Фото Владимира Ештокина//Фома. - – декабрь 2010. – С.58-59. – (раздел « Люди », рубрика « Личное »). Виталий Каплан . Собиратель миров. Финский православный фотограф пишет детские сказки. Герой очерка – Марин Ангел Лазаров , с которым автор познакомился в московском клубе детских писателей «Черная курица», - поэт, сказочник, философ, журналист, фотограф, отец семерых детей.  Финн болгарского происхождения он стал членом православной общины в Хельсинки. Фото Марина Ангела Лазарова//Фома. - – декабрь 2010. – С.60-62,64. – (раздел « Люди »).  На врезке к статье: Марин Ангел Лазаров . Поцелуй матери . Эссе. Печатается в  авторском переводе//Фома. - – декабрь 2010. – С.64. – (раздел « Люди »). См. также: « Трудности перевода ». Приносим извинения за неточности «Фома», декабрь 2010 года)/ Редакция . В статье «Собиратель миров» о финском писателе и фотографе Марине Ангеле Лазарове было допущено несколько неточностей, которые сам Марин Ангел, в силу не очень хорошего знания русского языка, не отследил на этапе согласования. Перечислено, какие неточности//Фома. - – январь 2011. – С.96. – (рубрика « Отклики »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-92-...

л. 4. О злобе. Нач. Премудрости Иисуса сына Сирахова (гл. 33 ст. 28). Мнозей злобе научила праздность. л. 5. О нерадении. Нач. Григория Синаита (в особых семи главизнах 3 гл.). Никтоже может о себе удержати ум. л. 5. О праздности. Нач. Василия Великого (в 1 книге на шестоднев л. 55 на обор. Праздность всех пороков есть начало). л. 6. О парении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мысленная суть страсть парения. л. 8. О забвении. Нач. Исаака Сирина (от 56 слова). Егда вместо истины. л. 10. О помрачении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть убо суть мысленная, помрачение. л. 13. O пленении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть суть мысленная пленение. л. 15. О прилозех Нач. Григория Синаита (л. 79). Мысленная страсть суть прилози. л. I7. сочетании. Нач. Григории (в других пяти главизнах). Подвижет прилог, сочетание. л. 18. сосложении. Нач. Григорий Синаита (гл. 79). Страсть мысленнная суть, сосложнения. л 19. О ослеплении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Ослепление убо суть страсть мысленная. л. 20. О уклонении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть уклонения. л. 21. превращении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть превращение. л. 22. О вожделении. Нач. Григория Синаита (гл. 62). Разленение рождает похоти вожделение. л. 24. O препарении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть препарения. л. 25. О гордости. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Гордыня первое и последнее всех злых. л. 29. О мнении, высокоумии. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мнение убо суть страсть умная. л. 31. О высокомудрии. Нач. Святого Максима (2 сотницы, гл. 67). Пяти ради вин глаголют попущатися. л. 32. O кичении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Кичение убо страсть яростныя части. л. 34. О величании. Нач. Златоуста (на послание к Тимофею л. 1553). От сребролюбия величание рождается. л. 35. О возношении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Возношение убо страсть умная. л. 36 об. О велехвалении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Велехваление, убо суть страсть умная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

л. 105. О роптании. Нач. Апостол. Иудионо послание (гл. 1 ст. 16). Ропотницы, укорители, часть порочна. л. 107. О унынии. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Уныние убо суть страсть плотская. л. 109. О неблагодарении. Нач. Вас. Великого (беседа 8, во второй книге, л. 57 об.). Отчаяние неблагодарность рождает. л. 111. О нечувствии. Нач. Гр. Синаита (от особых пятинадесяти глав 2). Держите и отдыхание легкого. л. 112. О непоболении. Нач. Златоуста (на Матфея Евангелиста нравоучение 14). Ниже яко не болиши согрешая, пренебрегай. л. 113. О жестокосердии, окаменении. Нач. Григория Синаита (гл. 87). По превосхождению и оскуднению близ припоследует. л. 114 об. О нечистоте. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Нечистота убо страсть плотская. л. 116. О лихоимстве. Нач. Гр. Синаита (гл. 79). Лихоимство убо страсть похоти. л. 118. О невоздержании. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Необуздание убо суть страсть. л. 119. О сытости. Нач. Гр. Синаита (от седми глав обезмолвицех, 6). Сытость же, еже отягчатися мало. л. 120. О несытостве. Нач. Гр. Синаита (гл. 79). Несытство убо суть страсть похоти. л. 121. О гортанобесии. Нач. Аввы Дорофея (л. 90 наоб.). Два бо различия суть чревообъядения. л. 122 об. О чревобесии. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Чревобесие убо суть страсть плотская. л. 126. О чревонеистовстве. Нач. Вас. Великого (беседа 1, лист. во 2 книге, 6 наоб., слово 16 лист. в 4 кн. 81). Сытость началом есть неистовства. л. 127. О тайноядении. Нач. Вас. Великого (в слове о отвержении мира во 2 книге л. 167). Видех бо многих стастьми. л. 128. О пространнопитании. Нач. Апостол, 1 к Тимофею (гл. 5 ст. 6). Питающаяся же пространно, жива умерла. л. 129. О скверноядении. Нач. Книга 3 Моисеовы Левит (гл. 11 ст. 10:11). И всем им же несть. л. 129 об. О пиянстве. Нач. 3латоуст (на 1 Солуняном, беседа 9, л. 1112). Пьянство зде глаголет, не еже от вина. л. 131. О многопитии. Нач. Кассиана Римлянина . Не точию пиянство, вина мысль. Л 132. О печали порочной. Нач. Симеона Нового Богослова (от 5 слова). Кто тщеславием одержим и мнение имеяй.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Ново-Спасского мон-ря. СПб., 1883; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского мон-ря в XV, XVI, XVII и XVIII ст. Ярославль, 1881; он же. Вкладная книга Нижегородского Печерского мон-ря//ЧОИДР. 1898. Кн. 1. Отд. 1. С. I-VIII, 1-93; он же. Синодики XVII в. Переславского Горицкого мон-ря. М., 1902; он же. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в.//Рукописи слав. и рус., принадлежащие И. А. Вахрамееву. М., 1906. Вып. 5. С. 1-115; Памятники древней письменности Спасского мон-ря в г. Муроме: (Лицевой синодик и вкладная книга)/Предисл. Н. Добрынкина. Владимир, 1892; Покровский Н. В. Древности Костромского Ипатьевского мон-ря//ВАИ. 1885. Вып. 4. С. 1-34 [на с. 4-5 отрывки из вкладной книги]; Воронцова Л. Д. Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря//Древности: Тр. Археогр. Комис. МАО. 1899. Т. 1. Вып. 2. Стб. 321-346; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 2. С. 577-580 [фрагмент вкладной и кормовой книги Троице-Сергиева мон-ря кон. XVI в.]; Вкладная книга Брянского Свенского мон-ря//ИРГО. 1911. Вып. 4. С. 392-433; Апухтин В. Р. Псково-Печерский Успенский мон-рь и его вкладная книга 1558 г. М., 1914; Изюмов А. Ф. Вкладные книги Антониева Сийского мон-ря 1576-1694 (7084-7202) гг.//ЧОИДР. 1917. Кн. 2. Отд. 1 С. 1-104; АСЭИ. Т. 2. 339. С. 337-338; Т. 3. 479. С. 465; Вкладная книга 1674-1675 (7183) года Моск. Новодевичьего мон-ря//Источники по соц.-экон. истории России XVI-XVIII вв.: Из архива Моск. Новодевичьего мон-ря/Подгот. В. Б. Павлов-Сильванский. М., 1985. С. 152-210; Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря. М., 1987; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря/Предисл. И. Л. Маньковой. Свердловск, 1992; Козляков В. Н. Толгский мон-рь XVII в. и его вкладчики//Ярославская старина: Из архива рус. провинции. Ярославль, 1992. С. 14-22; Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря. М., 1993; Хозяйственные книги Чудова мон-ря 1585/86 г. М., 1996. С. 31-53; Вкладная книга Анзерского скита//Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита/Подгот.

http://pravenc.ru/text/158928.html

196. Оп. 1. 1710 [Синодик, кормовая и вкладная книги коломенского Голутвина мон-ря, нач. XVIII в.]; РГБ. Ф. 178. 8299 [Вкладные, кормовые книги и синодик лихвинского Анастасова мон-ря, 1558 г. XVII в.]; 8298. [Вкладные книги белёвского Спасо-Преображенского мон-ря, нач. XVIII в.]; 8539 [Вкладная книга и синодик Водожской пуст., XVIII в.]; 7174 [Кормовая книга и записи вкладов Коряжемского во имя свт. Николая мон-ря, XVII-XVIII вв.]; 10933 [Вкладные 1668/69-1702 (без начала), приходо-расходные (1628-1745 гг.) и описные (посл. треть XVII в.) книги Белогостицкого мон-ря, XVII-XVIII вв.]; Ф. 256. 387 [Выписи из синодиков, вкладных книг и описей церковного имущества древнерусских мон-рей, 1815 г.]; РГБ. Ф. 304/I. 40-42 [Синодики и вкладные записи Троице-Сергиева мон-ря, 1575 г.- кон. XVI в.]; 821 [Вкладная и кормовая книги Троице-Сергиева мон-ря, 1591/92 г.]; Ф. 200. 18 [Денежная вкладная книга 1860-1865 гг. и синодик Нилово-Столобенской пуст.]; РГБ. Ф. 711. 31 [Вкладная книга и синодик Махрищского мон-ря, XVI-XVII вв.]; ЮПКМ. 2394 [Вкладная и кормовая книга Михаило-Архангельского мон-ря в Юрьеве-Польском, кон. XVI-XVII в.]; СИХМ. 1673 [Вкладная книга серпуховского Высоцкого мон-ря, 1648]; РИАМЗ. КП-8835 [Вкладная книга Солотчинского Рождество-Богородицкого мон-ря, XVII в.]. Публ.: Карамзин Н. М. История гос-ва Российского. М., 1995. Т. 5. С. 262-263. Примеч. 122 [Вкладные и кормовые книги московского Симонова мон-ря]; Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского мон-ря//ЗОРСА. 1851. Т. 1. Отд. 3. С. 46-139; Выписки из рукописной вкладной книги Александро-Свирского мон-ря 1566-1743 гг.//Олонецкие ГВ. 1853. 10-27; Вкладная книга Владимирского Рождественского мон-ря/Сообщ. К. Н. Тихонравов//Тр. Владимирского губ. стат. ком. Владимир, 1864. Вып. 3. Стб. 338-369; Горский А. В. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. Ч. 2: Прил. архим. Леонида. VI. С. 45-64; Леонид (Кавелин), архим. Махрищский мон-рь: Синодик и вкладная книга//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 1-38; он же. Вкладная книга Моск.

http://pravenc.ru/text/158928.html

В описи мон-ря 1774 г. кроме Одигитриевского, Вознесенского и Знаменско-Никольского храмов указаны каменные настоятельские покои, братский корпус с 12 кельями, казначейская палата, конюшня, братская поварня, хлебная, иконописная мастерская, кузница, квасоварня, столярная мастерская, 2 каменных погреба-ледника. Во время Отечественной войны 1812 г. Вязьма была оккупирована франц. войсками, В. м. разорен, неск. насельников убиты, остальная братия покинула обитель, к-рая оставалась разрушенной до кон. 20-х гг. XIX в. В восстановленном мон-ре в 1830 г. был освящен Вознесенский храм, в 1837 г.- Смоленская ц., в 1849 г.- «переложенный с самого фундамента» Знаменско-Никольский храм, построены настоятельские и братские кельи (1848), 2-этажная гостиница (1869), каменная ограда, часовня, 2 торговые лавки на Духовской ул. Особо почиталась принесенная в 1881 г. с Афона икона Божией Матери «Достойно есть». В 1866 г. в В. м. проживали архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 2 монаха, 16 послушников, в нач. XX в.- архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 1 монах. На территории В. м. были похоронены преподаватели Вяземского ДУ Трофимовский, Горбатовский, Якимович. Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» После 1917 г. проживавший в В. м. еп. сщмч. Макарий (Гневушев) создал при мон-ре братство в честь Рождества Христова, куда вошло более 1 тыс. чел. Решением Патриарха св. Тихона и Свящ. Синода от 30 июля 1918 г. еп. Макарий возглавил Вяземское вик-ство, но вскоре был арестован и расстрелян. В авг. 1918 г. в местной прессе развернулась клеветническая кампания в отношении насельниц В. м. В авг. 1929 г. решением исполкома горсовета храмы В. м. были закрыты, договор-аренда с верующими расторгнут, имущество разграблено, колокола переплавлены, помещения отошли спичечной фабрике. После освобождения Вязьмы в июне 1943 г. уцелевшие от обстрелов здания были переданы пивоваренному заводу. В 1946 г. в Смоленском храме разместился Вяземский архив, Знаменский (Никольский) храм был разобран.

http://pravenc.ru/text/вяземский во имя ...

XIV в.); в ц. Преображения мон-ря Зрзе (Македония, 1368/69); в ц. свт. Николая в Рамаче (Сербия, ок. 1385); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Нова-Павлице (Сербия, до 1389); в соборе Христа Спасителя в Цаленджихе (Грузия, 1384-1396); в минологии ц. Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния, 1391); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии (Кипр, 2-я пол. XIV в.); в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манасия, 1418); на окладе иконы «Христос Пантократор» из афонского мон-ря Ватопед (кон. XIV-XV в.). В поствизант. памятниках изображения О. В. встречаются: в ц. арх. Михаила в Педуласе (Кипр, 1474); в ц. Св. Креста в Пелендри (Кипр, 2-я пол. XV в.); в ц. Св. Креста близ Платанистасы (Кипр, 1494); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (Склаверохори, Крит, XV-XVI вв.); в ц. св. Созомена (Галата, Кипр, 1513); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Курдали (Кипр, 1-я четв. XVI в.); в церкви афонского скита Моливоклисья (1536); в соборе Рождества св. Иоанна Предтечи афонского мон-ря Дионисиат (1546/47); в ц. вмч. Георгия мон-ря Воронец (Румыния, 1547); в соборе в честь Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря (Греция, 1552); в минологии нартекса ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (1561); в ц. свт. Николая в Дубочице (Сербия, 1565); в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница (1568); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Морача (1577/78); в ц. Преображения Господня в Палеохоре (Крит, XVI в.); в трапезной афонского мон-ря Дионисиат (1603); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас» в Кастории (1609); в трапезной афонского мон-ря Хиландар (1621); в минологии ц. свт. Николая в Пелинове (Сербия, 1717/18); в ц. 40 мучеников афонского мон-ря Ксиропотам (1783) и др., а также на иконах: «Онуфрий Великий» из епископии в Морфу (Кипр, XV-XVI вв.); «Онуфрий Великий и Петр Афонский» из афонского мон-ря Пантократор (кон. XVI в.); «Гостеприимство Авраама, Уготованный престол, Вознесение Христово и святые» Андреаса Рицоса в Музее изящных искусств (Токио, XVI в.); «Онуфрий, с житием» Еммануила Скордилиса (50-70-е гг. XVII в.) из мон-ря св. Иоанна Крестителя на о-ве Патмос; на створке триптиха из того же мон-ря (2-я пол. XVI в.). По иконографическому образцу др. преподобных во 2-й пол. XVI в. писали иконы с композицией «Успение св. Онуфрия», напр. икона из Музея визант. и христ. искусства в Афинах. Об изводе кончины О. В. в памятниках укр. и белорус. иконописи, а также в рус. иконописи синодального времени см.: Зеленина Я. Э. Икона «Кончина прп. Онуфрия со сценами жития»//Рус. иконы на Синае: Жалованные грамоты, иконы, произведения декоративно-прикладного искусства из собр. мон-ря вмц. Екатерины на Синае. М., 2014. Кат. 49. С. 353-357.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010