Так, всего за несколько дней до убийства отца Парфения под Вифлеемом, на Поле пастушков, нашли тело местного пономаря, которому неизвестные преступники отрезали голову, а в Иерусалиме была убита русская женщина, работавшая в городе прислугой (1, с.10). Иерусалимская полиция в январе 1909 года завела дело об убийстве игумена Парфения, которого в миру звали Парменом Тимофеевичем Нарциссовым (он родился на Рязанщине в 1831 году). Дело об убийстве русского священника так и осталось не раскрытым. …Через много лет после страшного события на Елеонской горе в Главном архивном управлении Рязанской области обнаружат два документа об иеромонахе Парфении (4). Он был сыном причетника села Загрядчино Раненбургского уезда Рязанской губернии и рос в бедной семье. Пармен окончил только 3 класса Данковского духовного уездного училища, потом помогал отцу читать и петь на клиросе, а в 1846 году в возрасте 15 лет стал послушником Данковского Покровского монастыря. Рязанский иеродиакон Иоаким (Заякин) уже в наши дни обнаружил в архиве на обложке одного из дел текст прошения Пармена Нарциссова об обличении его в рясофор, нашел и датированную 1857 годом «Ведомость о монашествующих, послушниках Данковского Покровского монастыря с отметкою их знания катехизиса, чтения и пения». В этом документе против фамилии «происходившего из духовного звания» послушника Пармена Нарциссова стояли только хорошие отметки (4). Из других документов можно узнать, что в феврале 1863 года он был пострижен в монашество с именем Парфений. Через два года – хиротонисан в иеродиакона с причислением к архиерейскому дому. После возвращения в свой родной монастырь он в 1871 году был рукоположен во иеромонаха. Через два года начинаются его скитания из одной монашеской обители в другую. В 1873 году он подвизается в Успенском монастыре в Ольгове, а в следующем году – в Скопинском Свято-Духовом монастыре. С началом в 1877 году русско-турецкой войны иеромонах Парфений вступил в число братьев милосердия при Рязанском Обществе Красного Креста и служил на фронте.

http://bogoslov.ru/article/1383294

47 Шутливое обыгрывание имени преп. Симеона Столпника. Имеется в виду Мартынов Семен Иванович, коридорщик РДМ, отставной квартирмейстер (т.е. младший унтер-офицер, ведавший хозяйственными вопросами) Балтийского флота (АРДМ. П. 61. Д. 1225), человек пьющий и не очень толковый (поэтому «Столбняк»). Выслан в Россию в марте 1886 г. в связи с постоянным пьянством. 48 Ежегодный караван русских паломников, отправлявшийся с Русских Построек на Иордан к празднику Богоявления. 49 Парфений (Нарциссов Пармен Тимофеевич; 1831–1909) – иеромонах, с 1906 г. игумен. Участник Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. (брат милосердия при Рязанском обществе Красного Креста), член РДМ в Иерусалиме с 3 июля 1881 г., член ИППО с 1886 г. Ближайший помощник Антонина по освоению Елеонского участка. Убит в ночь на 15 января 1909 г., похоронен возле Вознесенского собора на Елеоне, близ алтарной абсиды, «у ног отца Антонина», как он сам завещал. Сохранился дом игумена Парфения, в котором ныне находится монастырская библиотека. См.: Дмитриевский А. А. Памяти члена Русской Духовной Миссии в Иерусалиме о. игумена Парфения, убиенного на горе Елеонской. Некролог (с портретом)//Сообщения ИППО. 1909. Т. XX. Вып. 4. С. 298–308; То же//Дмитриевский А. А. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. М.; СПб., 2009. С. 453–464. 50 Сердис Семен Герасимович (Симон, Симо, Simo, Simos, «Немврод дней наших») – механик, часовых дел мастер, помощник архимандрита Антонина по многим техническим и хозяйственным вопросам деятельности Миссии. Грек по происхождению, уроженец о. Кефалония. 52 Зиаде (Зяде) Хусейн (Хсейн) – землевладелец, шейх арабской деревни Силоам (ныне в черте города Иерусалима). На его имя 15 февраля 1866 г. была оформлена первая земельная покупка о. Антонина в Святой Земле (участок Уар-Ед-Дуббак с пещерой Руммание), переведенная в 1870–71 гг. на имя Я. Е. Халеби. Впоследствии неоднократно помогал РДМ и ИППО в приобретении недвижимостей. 55 Вади Кельт – крутое глубокое ущелье в Иудейской пустыне, отождествляемое местным преданием с библейским «потоком Хорафа, что против Иордана», где скрывался в пещере во время предсказанной им засухи св. Илия Пророк ( 3Цар. 17:3–5 ). В византийских агиографических источниках именуется также «пустыня Хозева (Хузива)».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

381 Корнилов Федор Петрович (1809–1895) – вице-председатель ИППО в 1884–1895 гг. Бывший московский гражданский губернатор (1859–1861), управляющий делами Комитета министров (1861–1874), член Государственного Совета. 384 Орлов Афиноген Александрович (1837–1902), генерал-майор. В службе с 1859 г. Офицер с 1862 г. Полковник с 1875 г. Генерал-майор с 1883 г. Участник Русско-турецкой войны 18771878 гг. С 1880 г. – адъютант великого князя Николая Николаевича Старшего по званию генерал-инспектора по инженерной части, с 1883 по 1891 г. состоял при том же князе. Золотое оружие (1877). 385 Парфений (Нарциссов Пармен Тимофеевич; 1831–1909) – иеромонах, с 1906 г. игумен. Участник Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. (брат милосердия при Рязанском обществе Красного Креста), член РДМ в Иерусалиме с 3 июля 1881 г., член ИППО с 1886 г. Ближайший помощник Антонина по освоению Елеонского участка. С 5 июля 1897 г. определен на «местожительство на покое на св. Елеонской горе в Русском месте» – с тем, чтобы он служил литургии по четвергам в Вознесенской церкви на Елеоне и по субботам в церкви св. Марии Магдалины в Гефсимании. Убит злоумышленниками в своем доме в Русском Елеонском монастыре в ночь на 15 января 1909 г. Похоронен возле Вознесенского собора, близ алтарной абсиды, «у ног отца Антонина», как он сам завещал. Сохранился дом игумена Парфения, в котором ныне находится монастырская библиотека. 387 Смышляев Дмитрий Дмитриевич (1828–1893) – общественный деятель, историк-краевед, писатель-паломник. Член-учредитель ИППО (1882), первый уполномоченный Палестинского Общества в Иерусалиме (1885–1889). Руководитель строительства Сергиевского и Александровского подворий. 389 Имеется в виду Антониновский участок в Яффе, на котором, по преданию, находится гробница праведной Тавифы ( Деян.9:36–42 ). Позже Антонином будет построена здесь церковью апостола Петра и праведной Тавифы (освящена в 1894 г.). 390 Стенбок-Фермор Надежда Алексеевна (1815–1897), графиня – жена графа А.И. Стенбок-Фермора, дочь известного уральского горнозаводчика А.И. Яковлева. Одна из богатейших женщин России: с 1849 совладелица Верх-Исетских и Невьянских, с 1852 совладелица Невьянских, с 1862 владелица Верх-Исетских заводов на Урале. Благотворительница Палестинского Общества и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Похоронена в Петербурге, на Смоленском кладбище; могила сохранилась. Дочь Стенбок-Фермор, Надежда Александровна (1845–1920), супруга князя В.А. Барятинского, также была известна щедрой благотворительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

882 А.Г. Яковлев часто пишет безразлично ‘вакф’ и ‘вакуф’ (в т. ч. в тексте одного документа – как в данном случае). Оба написания встречаются и в других источниках, мы не сочли обязательным их унифицировать. 883 Ибрагим-Паша (1789–1848) – приемный сын, соправитель и преемник правителя Египта Мухаммеда Али. Губернатор Каира (1805–1806), Верхнего Египта (1812–1816), Джидды и Хиджаза (1817–1840), Сирии и Палестины (1832–1840). Хедив Египта (15 апреля – 10 ноября 1848 г.). Назначенный главнокомандующим, в 1831–1832 гг. занял Сирию и Палестину. 884 Торжественная закладка храма Петра и Тавифы в Яффе была совершена великим князьями Сергием и Павлом Александровичами и великой княгиней Елизаветой Федоровной 5 октября 1888 г. См.: Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. М., 2015. С. 402. 886 Иеромонах Парфений (Нарциссов Пармен Тимофеевич; 1830–1909) – член Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с апреля 1878 г. См. выше послужной список, документ 285. 887 Пономарев Дмитрий Захарович (ум. 1897) – пономарь при Русской Вознесенской церкви в 1886–1897 гг., которому архимандрит Антонин разрешил в 1886 г. построить дом-келлию на Елеоне. 888 О иеромонахе Израиле см. выше, примечание 829 к донесению управляющего консульством в Иерусалиме В.А. Максимова от 8 октября 1883 г. (документ 474). Потребовал выслать Израиля из Святой Земли не архимандрит Антонин, а Патриарх Иерусалимский Никодим. 889 Речь идет о так называемом архимандричьем доме, построенном о. Антонином на средства А.И. Кадышевой над «большой мозаикой», открытой при раскопках 1871 г. См. подробнее: Дмитревский С.М. Русские раскопки на Елеонской горе/Подг. текста, сопроводит. ст. и коммент. Н.Н. Лисового . М., 2006. 890 10 апреля 1892 г. архимандрит Антонин представил в Св. Синод ходатайство о назначении иеромонаха Памвы приходским священником в Спасо-Вознесенскую церковь на Елеоне, но ответ из Петербурга, к тому же с условием получить предварительно благословение от Патриарха Иерусалимского Герасима, пришел лишь в августе 1893 г., после смерти о. Памвы. См. выше, документ 292.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Получается довольно грустная картина: приходя в Церковь, нарцисс ведет себя как ревностный христианин, но одновременно идеализирует и священников, и других прихожан, и себя самого. Он полагает, что нашел идеальное место, достойное его стремления к совершенству. Однако через какое-то время он замечает, что «идеальные» люди вовсе не так идеальны. Причем, для «прозрения» ему вовсе не нужен какой-то серьезный повод. Разочаровать его может банальное понимание того, что священник – тоже человек. Например, что «особо духоносный», по первому впечатлению нарцисса, батюшка, оказывается, любит вкусно покушать. В обесценивание нарцисс впадает довольно резко – качели «идеализации-обесценивания» в один момент переключают его представления на противоположные. И вместо восхищения начинается порицание, поиск недостатков. Причем, нарцисс не понимает, что сам себе придумал образ другого человека, он склонен обвинять в обмане того, кем сначала восхищался. Нарцисс перекладывает ответственность за свои иллюзии на того, кто оказался «не таким, как он думал». И в желании отомстить за такой «обман», компенсировать свое разочарование, нарцисс стремится обесценить, даже очернить ранее идеализированный образ. Особенную злость у нарциссов вызывают разочаровавшие их священники, потому что именно их образ наделяется особыми ожиданиями. В наше время такая нарциссическая ярость может привести к различным интернет-«разоблачениям», когда нарцисс выплескивает свои обиды через различные открытые письма с перечислением всех недостатков того или иного батюшки или даже прихода в целом. В крайнем случае нарцисс обижается на всю Церковь, чаще всего в лице духовенства, священноначалия, и тогда обесценивание приводит к выходу из лона Церкви и переходу либо в лжестарческие и иные псевдоправославные общины, либо в другие конфессии или секты. Среди лидеров групп, противопоставляющих себя Русской Православной Церкви, немало нарциссов – для них последователи становятся необходимой нарциссу средой, подпитывающей ощущение его личной значимости.

http://azbyka.ru/zdorovie/narcissy-v-cer...

Через несколько дней старец Макарий снова поехал в Долбино, а с ним отцы Ювеналий и Леонид. Взял старец с собой и Пармена. Погода была все такая же неприветливая. В Долбине, в усадебном доме, в кабинете Киреевского старец с братиями разбирал рукописи Ивана Васильевича – черновики и наброски статей по православной философии, конспекты различных ученых книг, дневники, письма… Так провели несколько дней. Ночевать уезжали в лесную келлию… По возвращении в Скит, покашляв дня два, Пармен слег в сильной горячке. Дня три он был почти без сознания, в бреду. Есть и пить не мог и не отвечал на вопросы. 16 июля после глухой исповеди был причащен Святых Христовых Тайн. На минуту очнувшись, он проглотил частицу и снова впал в забытье… Старец Макарий подходил к нему и крестил его со слезами на глазах. Однажды он спросил тихо: – Ну что ты, что ты, Пармен? – Поеду домой! – громко, отчетливо сказал он. Старец сел на стул возле постели. Пармен тихо, как бы выдавливая из себя по одному слову, говорил: – Пармен… умрет… будут… жалеть… батюшка… отец Иларион… монахи… О. Макарий с несколькими иеромонахами особоровал Пармена. Это было в четыре часа дня 17 июля. А в пять часов душа Пармена вознеслась ко Господу. Погребение состоялось 19 числа на скитском кладбище. Когда после погребения все ушли, возле могилы остался один человек – отец Пармена. – Думал я, Пармен, – говорил он, убежденный, что сын слышит его, – утешаться сопребыванием с тобою в монастыре… Хотел я, чтобы ты закрыл глаза мои после моей смерти… Да что же? Господь судил иначе. Буди Его святая воля! Недолго и мне, старику, скрипеть на свете… Жаль матери-старухи, сестер твоих жаль, Пармен, – не одолело бы их горе… Помоги Господи! В тот день, когда Пармен заболел, отец его, к этому времени уже оптинский монах Дионисий, ночью видел сон. Будто лежит он у себя в дома в Епифани на печи и вдруг просыпается от какого-то стука… Смотрит – при свете свечей какие-то люди в темном разобрали часть пола рядом с печью и роют яму… «На что это?» – удивленно спросил он. Роющие помолчали, а один разогнулся, вытер вспотевший лоб и сказал: «Уж так надо».

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

А «рядовые» нарциссы могут переходить из одной религиозной группы в другую, поначалу ощущая в каждой «истину», но затем снова разочаровываясь, если только не найдут настолько сильного человека, около которого смогут ощущать себя достаточно значимыми. Порой разочарование в Церкви приводит нарцисса и к атеистической позиции, но чаще человек, уже ступивший на путь религиозного поиска, продолжает этот поиск различными суррогатными способами, вплоть до увлечения эзотерикой. Нарцисс не понимает, что такой поиск Бога вне Его Церкви обречен на провал. Не понимает нарцисс и того, что на самом деле он не Бога ищет, а некий даже не совсем духовный, скорее житейский идеал, который стал бы отражением его собственной духовной величины. Нарцисс ищет свой собственный «рай на земле», в котором он смог бы без сомнений ощущать себя гармоничным, значимым, идеальным. А найти его он не сможет – ведь отражение своей значимости нарцисс получает только от обычных людей, а эти обычные люди обладают различными слабостями и недостатками, найти человека без греха – задача невыполнимая. Отражаясь в таких несовершенных людях, нарцисс не способен получить желаемое. Более того, даже очень хорошие, близкие к нарциссическому идеалу, люди не способны постоянно давать нарциссу подкрепление его значимости, тем более теми способами, которыми нарцисс привык его получать. Обычным людям, оценивающим, в отличие от нарциссов, не только фасадную, видимую сторону духовной жизни, не столь важно, насколько часто нарциссы ходят в церковь, молятся, ездят по монастырям, подают милостыню и т. п., если эти действия не подкрепляются духовным совершенствованием человека. По крайне мере, интерес других людей редко длится долго, они довольно быстро устают выражать свое одобрение и восхищение. Некоторые люди, слушая хвастливую самопрезентацию деятельного нарцисса, на контрасте начинают ощущать собственную ущербность, леность, недостаточность своих духовных усилий. Кто-то начинает завидовать, кто-то просто желает избежать неприятных ощущений из-за проигрыша в сравнении.

http://azbyka.ru/zdorovie/narcissy-v-cer...

В царствование Василия Шуйского, во время подступа Болотникова к Москве, Тимофеев находился там в осаде. Затем он участвовал в походе против Болотникова к Калуге и Туле. В 1607 году Тимофеев получил назначение в качестве дьяка в Новгород. В конце 1608 года там произошло восстание, в результате которого был убит воевода М.И.Татищев. По поручению М.В.Скопина-Шуйского (находившегося в Новгороде для переговоров о военной помощи со Швецией и для сбора ратных людей) Тимофеев участвовал в описи и оценке имущества М.И.Татищева. К началу 1610 года Тимофеев отбыл срок своей службы в Новгороде, но не смог сразу выехать в Москву, а в Июле 1611 года Новгород был захвачен шведскими войсками. В Новгороде Тимофеев оставался до конца шведской интервенции. В 1618-1620 годах он был дьяком в Астрахани, в 1622-1626 годах - в Ярославле, в 1626-1628 годах - в Нижнем Новгороде. Год смерти Тимофеева неизвестен; в 1628 г. он был еще жив (так как его имя фигурирует в боярской книге 7137 года, то есть 1628-1629 годов). В боярской книге 7144 года (1635-36 гг.) Тимофеев уже не значится. По предположению С.Ф.Платонова, Тимофеев умер около 1629 года»(245). Начитанный и хорошо информированный самобытный политический писатель первой трети XVII столетия свой «Временник по седьмой тысящи от сотворения света во осмой в первые лета», видимо, начал составлять в Новгороде Великом около 1610 года по совету местного Митрополита Исидора, но закончил его написание уже после воцарения Государя Михаила Феодоровича Романова и даже, вероятнее, уже после 1619 года, после возвращении Царского Отца Митрополита Филарета Никитича из польского плена, поскольку в тексте «Временника» тот титулуется уже Патриархом Московским и всея великия России. Патриарший титул Ростовскому Митрополиту Филарету усваивал еще Тушинский Вор, содержащий его с почетом в своем плену, но сам Святитель Филарет этого сана не признавал и подлинно был настолован только в 1619 году. Как пишет об этом Иван Тимофеев, «по смотрению Божию избраннаго на Святительный превысокий Престол Росийску жребию всему в вящее утверждение людем и справу земную»(246).

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/03/...

Главную персональную вину за все последующие события Тимофеев возлагает на Бориса Годунова – первого, кто беззаконно захватил царский престол. Поэтому, отмечая многие достоинства этого правителя, автор «Временника», в то же время гневно осуждает Бориса за гордость, жестокость, коварство, непомерное властолюбие. Еще при Федоре Ивановиче Борис Годунов запятнал себя многими богомерзкими поступками, и особенно – убийством царевича Дмитрия. Множились недостойные деяния Бориса и во время его царствования. Все это, в итоге, привело к окончательному разложению русского общества и рождению Смуты. И как бы подчеркивая то, что Борис Годунов не был достоин царского звания, Тимофеев дает ему уничижительную характеристику – «рабоцарь». Размышляя над причинами бедствий, постигших Российское государство, Иван Тимофеев , естественно, пытается определить и пути выхода из сложившейся ситуации. А выход один – познать грехи, покаяться в них и возвратить утерянное: веру, единомыслие, общественное согласие, древние обычаи общественного устройства. Как пишет Тимофеев: «И аще близ любовию братски, елико по Писанию быти достоин, не совокупимся, врази наши в прочее наветовати и одолевати нас не престанут убо». Впрочем, сам Тимофеев, находящийся под впечатлением Смуты, высказывает серьезные сомнения в возможности нового объединения всего русского общества: «Наше разньствие на вкупное сложение нам во всем мире нашем на противные и доныне добросоставления тверда не имать, понеже неблагословных есмо одолени страхом». Даже выборы «всем миром» нового царя Михаила Федоровича Романова, которого сам Тимофеев всячески превозносит, не снимают его сомнений. Он уже не верит в способность всеобщего «большого собрания» русского народа найти всех устраивающее решение: «Таковое бо за страх невозможное совокупление в нас…». Однако, в то же время, Иван Тимофеев понимает и другое – иного пути, кроме объединения нет. Поэтому он и заканчивает свое повествование призывом к единению, в очередной раз предупреждая своих читателей: «Аще ли они в прочее, не уже к тому живем, но о всекупно погибели земных пред Богом в будущем безответни обрящемся ответницы».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

626 О новгородском пленении. Новгород – один из древнейших городов Руси, расположен при истоке реки Волхова из озера Ильмень; управлялся князьями, власть которых ограничена была «вечем», т.е. народным собранием, руководимым крупнейшими боярскими фамилиями. Благодаря своему выгодному географическому положению Новгород вел оживленную торговлю с заграницей, был городом богатым и владел обширной областью. Объединяя вокруг Москвы русские земли, московские князья вели упорную борьбу с Новгородом, не желавшим терять свою самостоятельность. Окончательно присоединен был Новгород к великому Московскому княжеству при Иване III, в 1478г. Иван Тимофеев рассказывает о карательной экспедиции Ивана Грозного в Новгород в 1570г., когда во время Ливонской войны правящая верхушка в Новгороде задумала отделиться от Москвы и передать город Литве. Узнав о готовящейся измене, Грозный сурово покарал новгородцев. Тимофеев не выясняет причин гнева царя и изображает это событие как акт личной жестокости Грозного. 627 На люди моя ярость гнева своего излия. Рассказывая о Новгороде, И.Тимофеев всегда говорит о нем в первом лице, как бы отождествляя Новгород и себя, думается, потому, что вместе с городом он пережил оккупацию его шведами; здесь пришла ему и мысль описать переживаемые события, здесь же побуждал его к этой работе митрополит Исидор, наконец – здесь была выполнена основная часть работы, – написаны важнейшие главы «Временника». Можно предполагать, что Тимофеев был и родом из Новгорода. 628 Лето... тогда течаше к седьми тысящам 78-е. И.Тимофеев ведет летосчисление от «сотворения мира», как принято было в древней Руси. По этому летосчислению, от «сотворения мира» до «Рождества Христова» протекло 5508 лет. Здесь Тимофеев обозначает 7078г.; вычитая из этого числа 5508 лет, получим 1570 год, в котором действительно и был поход Ивана Грозного на Новгород. 629 Тождество числа самого всего псалма сила и соседствующаго ему 79-го. И.Тимофеев ссылается здесь на 78-й и 79-й псалмы. Псалом 78-й написан после взятия главного еврейского города Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором и описывает опустошение земли Иудейской: «Боже, язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины; трупы рабов Твоих отдали на снедение птицам небесным, тела святых твоих – зверям земным, пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их» и т.д. (стб.1–3). В псалме 79-м описывается подобное же разрушение Иерусалима ассириянами и содержится молитва составителя псалма к Богу, чтобы Он восстановил разрушенный город и спас народ от окончательной гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010