Сегодня в Норвегии в собственности Русской Православной Церкви только три храма. Это — храм святого Олафа в Стиклестаде (в 100 км на север от Тронхейма), другой находится в Киркенесе (домовый храм в честь преподобного Трифона Печенгского в купленном частном доме), и в Бергене (Богоявленский храм — бывший протестантский молельный дом, купленный приходом в кредит). Олафский храм построен нами на историческом месте: здесь святой Олаф, король Норвежский, погиб в бою в 1030 году. Храм освящен архиепископом Егорьевским Марком (ныне митрополитом Рязанским и Михайловским) в октябре 2014 года в день тысячелетия крещения святого короля Олафа. Причем участок для строительства местные власти предоставили нам на правах безвозмездной аренды на 100 лет. В этом храме, при большом стечении верующих, в том числе из отдаленных мест, и паломников из-за рубежа, как правило, в последнее воскресенье каждого месяца или в великие праздники я совершаю регулярные богослужения. — Сколько общин находится под вашим окормлением и где, каковы их численность, везде ли есть церковный хор? — Когда я только приехал в Норвегию, в 2007 году, мое служение предполагало духовное окормление общин в двух самых крупных городах Центральной и Северной Норвегии — Тронхейме и Тромсе, разделенных расстоянием в тысячу километров. Но постепенно число общин выросло до десяти. Часть находится в небольших городах, лежащих между Тронхеймом и Тромсе (Нарвик, Суртланд, Му-и-Рана и др.), а также расположенных в стороне — в г. Алте (на севере) и в г. Олесунде (на границе с Западной Норвегией). Таким образом, не реже двух раз в месяц, то есть каждую вторую неделю, я служу, помимо Тронхейма, в другом городе, как правило, по субботам. И в силу отдаленности мест служения друг от друга, почти две недели нахожусь в пути, захватывая иногда 2-3 города, и пользуясь всеми видами транспорта: самолетами, вертолетами, кораблями и так далее вплоть до велосипеда. Но если говорить о численности общин, самая большая в Осло, около 4 тысяч человек. Далее следует наш приход в Тронхейме (более тысячи), затем — приходы в Бергене и Ставангере, а также в Киркенесе. Конкретное же число приходящих в храм может заметно меняться. Скажем, у нас в Тронхейме на Литургию в разные дни может прийти от 20 до 70 человек. Но если служба приходится на великие праздники, то число может вырасти в несколько раз. К счастью, церковный хор есть во многих наших приходах. В случае прихода в Тронхейме многие годы здесь существует церковный хор, возглавляемый моей супругой матушкой Ольгой, есть хор и в нашей общине в г. Тромсе. Но если хора нет, как, например, в небольших общинах в отдаленных городах, то в богослужебную поездку со мной отправляется либо матушка, либо кто-то другой из числа певчих. Или я пою сам все песнопения литургии, как, скажем, в Нарвике и Алте.

http://patriarchia.ru/db/text/5396399.ht...

Однажды дядя Фёдор проснулся, смотрит, а в умывальнике не вода, а простокваша налита. Дядя Фёдор кота позвал и говорит: — Что это ты делаешь? Как же умываться теперь? Кот хмуро так отвечает: — Умываться и в речке можно. — Да? А зимой как? Тоже в речке? — А зимой можно и совсем не умываться. Кругом снег лежит, не запачкаешься. И вообще некоторые языком умываются. — Некоторые и мышей едят, — говорит дядя Фёдор. — А чтобы простокваши в умывальнике не было! Кот подумал и сказал: — Ладно. Я телёночка заведу. Пусть он простоквашу ест. А в обед опять новости. И тоже с Муркой. Приходит она с пастбища почему-то на задних ногах. А во рту цветок. Идёт она себе, подбоченилась и поёт: Помню, я ещё молодушкой была, Наша армия в поход куда-то шла… Только слов она говорить не умеет, и у неё получается: Му-му-му му-му му-му-му-му му-му, Му-му му-му-му му-му му-му-му-му… И тучка у неё над головой как шапочка. Шарик спрашивает: — Чего это она так обрадовалась? Может, у неё праздник какой или чего? — Какой праздник? — говорит дядя Фёдор. — Может, день рождения у неё. Или день кефира. А может, коровий Новый год. — При чём тут Новый год? — говорит Матроскин. — Просто она белены объелась или хмеля. А корова как разбежится — и в стенку головой трах! Еле-еле её в сарай загнать удалось. Пошёл Матроскин её доить. Через пять минут выходит, а с ним что-то странное сделалось. Матроска у него спереди как фартук надета, а подойник на голове как каска. И поёт он что-то несуразное: Я — моряк, Гуляю на просторе, День за днём, С волны и на волну! Очевидно, он молока попробовал весёлого. Шарик говорит дяде Фёдору: — Сначала у нас корова помешалась, а теперь и кот с ума сошёл. Надо бы «скорую помощь» вызвать. — Подождём ещё, — говорит дядя Фёдор. — Может, они в себя придут. Какое там в себя! Мурка в коровнике полонез Огинского мычать стала: Му-му-муму-му му-му-му! Му-му му-му му-му! А кот вообще что-то странное затянул: Жили у бабуси Два весёлых гуся: Один серый, Другой белый — Петя и Маруся! И тоже головой в стенку — бух!

http://azbyka.ru/fiction/djadja-fjodor-p...

Первый вид текста (ГПБ, Соф. собр., 1491) беднее эпизодами, но более цельный стилистически. Это же соотношение подробностей присуще и Сказанию об обретении мощей: в первом виде текста гроб Макария посещает только дмитровский князь Юрий Иванович, во втором – митрополит Даниил посылает свидетельствовать чудеса еще и чудовского архимандрита Иону, отчего эпизод удваивается. В первом виде текста 16 посмертных чудес, во втором – 93, в число которых включены и три прижизненных; некоторые из чудес датированы, последняя дата – 1539 г. В первом виде текста чудо о Захарии расслабленном изложено подробнее, чем во втором виде; зато чудо о бесноватом Василии Рясине дано подробнее во втором виде текста. В первом виде эти чудеса следуют одно за другим, а во втором виде между ними рассказывается о многих людях, приходивших к Макарию за утешением, в то время как «невегласи» смеялись над ним, не признавая в простом и бедно одетом иноке игумена и святого. 16 чудес первого вида Ж. представляют собой небольшие рассказы-миниатюры; 93 чуда второго вида – это только краткий перечень; в сокращенном варианте в него включены и 16 чудес из первого вида, но не в прежнем порядке: так чудо 1-е соответствует 18-му, 2-е – 8-му, 3-е – 9-му, 4-е, возможно, – 16-му, 5-е – 12-му, 6– е —23—му (26-му, или 36-му), 7-е – 19-му, 9-е – 30-му, 13-е – 48-му, 14-е – 51-му, 15-е – 52, 16-е – 64-му. Авторское предисловие Ж. у обоих видов общее, но во втором виде существует еще и авторское послесловие, в котором сообщается, что история жизни Макария идет от Маркела и Сергия и передается из уст в уста, и, хотя прошло уже 64 года после смерти Макария, жития его еще никто не написал. Стилистически это послесловие традиционно и никаких примет автора не содержит. В тексте первоначального вида Ж. этого послесловия нет (как нет в самом Ж. упоминания об иноках Маркеле и Сергии), но есть авторское предисловие ко второй части произведения – Сказании об обретении мощей, из которого следует, что оно, возможно, написано тем же лицом, что и само Ж.: «Аз же убогий мало преже сих понужахся написати о рожении, и воспитании, и о равноангеловом житии его, елико изообретох, тако вашей любви написах.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

По стихословиях седальнов Октоиха и ектений малых не бывает. Псалом 50-й. Канонов три: Октоиха 1-й – на 6 с ирмосом, ирмосы по одному разу, и святым два канона; тропари каждому – по 4. По 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях вместо катавасии поется ирмос от канона 2-му святому. По 3-й песни, если святым обоим есть кондаки и седальны, кондак и икос 2-му святому, седален 1-му святому, «Слава» – седален 2-му святому. «И ныне» – Богородичен его. По 6-й песни по ектении кондак и икос 1-му святому. По 8-й поем «Честнейшую» и каждение. По 9-й песни после ирмоса Минеи «Достойно есть». Ектения малая. Светилен Октоиха, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен его. «Хвалите Господа с небес». Если есть на «Хвалите» стихиры святому, то петь их с последними стихами 150-го псалма. (Если стихир на «Хвалите» нет, то читается «Тебе подобает».) «Слава в вышних Богу» читается. Ектения «Исполним утреннюю». На стиховне стихиры Октоиха, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен Октоиха по гласу «Славы» и по дню (в конце Минеи). «Благо есть» (один раз); по Трисвятом тропарь 1-му святому, «Слава» – тропарь 2-му святому; «И ныне» – Богородичен отпустительный от менших. Ектения «Помилуй нас, Боже». «Премудрость», «Сый благословен». «Утверди, Боже» и 1-й час. На 1-м часе тропарь 1-му святому, «Слава» – 2-му святому, «И ныне» – Богородичен часов, кондак 1-му святому. На прочих часах тропари так же, а кондаки переменяются. На литургии, если Блаженны положены обоим святым из канонов песни, читаются Блаженны им только – по 4 каждому, а Октоиха оставляются. По входе при пении тропарей соблюдается то же, что и во вседневное служение с малым святым, только тропарь и кондак 2-му святому следуют в ряду с тропарем и кондаком 1-му святому. Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен дню и святым, если есть. СЛУЖЕНИЕ СУББОТНЕЕ а) Служение с одним рядовым или двумя святыми малыми 9-й час исполняется так же. По обычаю начинается вечерня. После великой ектений стихословится кафизма 18-я, если не было в этот день бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями, во гробе нове покрыв положи». «Егда снисшел еси к смерти, Животе бессмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесные взываху: Жизнодавче Христе, Боже наш, слава Тебе!» После этого все священнослужащие выходят с возженными свечами на средину храма, становятся пред плащаницею и начинают возглашать так называемые, похвалы Господу, соединяя их со стихами 118-го псалма. Выписываем из этих похвал те, в которых с наибольшею ясностью упоминается о том, что ад находится внутри земли. »Зашел еси под землю Светоносец правды и мертвые якоже от сна воздвигл еси, отгнав всякую тьму, сущую во аде« (похвала к 56-му стиху 118-го псалма). «Землю содержай дланию, умерщвлен плотию, под землею ныне содержится, мертвые избавляя адова содержания» (к стиху 17-му). «На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет его, Владыко, даже до ада снисшел еси ищай» (к стиху 25-му). «О радосте оныя! о многия радости! их же во аде наполнил еси, во днах мрачных свет воссияв» (к стиху 48-му). «Волею снисшел еси, Спасе, под землею, умерщвленные человеки оживил еси и возвел еси во славе Отчей» (к стиху 53-му). «Послушав Слове, Отца Твоего, даже до ада лютого сошел еси и воскресил еси род человеческий» (к стиху 59-му). " Зашел еси под землю, рукою Твоею создавый человека, да воздвигнеши от падения соборы человеческие всесильною державою» (к стиху 80-му). «Убояся Адам, Богу ходящу в рай: радуется же, ко аду сошедшу, падый прежде и ныне воздвизаем» (к стиху 58-му). «Недр Отеческих неисходен пребыв, Щедре, и человек быти благоволил еси, и во ад снисшел еси, Христе» (к стиху 117-му). «Восстали, Щедре, от пропастей адских восставляяй нас» (к стиху 166-му). Под землю хотением нисшед яко мертв, возводиши от земли к небесным оттуду падшия, Иисусе» (к стиху 46-му). «Аще и мертв виден были еси, но живый, яко Бог, возводиши от земли к небесным оттуду падшия, Иисусе» (к стиху 47-му).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

На лице замечается разница в окраске правой и левой половины. На покрасневшей правой щеке, кроме мест хронического воспаления, с поверхностным изъязвлением кожи, замечаются узкие ссадины свежего происхождения, на которых видна сукровица, растекающаяся по щеке, на полтора сантиметра выше угла правой глазной щели имеется рана около трех миллиметров в диаметре; с неровными краями, по всей вероятности, огнестрельного происхождения. В левой темяно-затылочной области имеется резаная рана с неровными краями, проникающая всю толщу покровов головы с обнажением кости, длиною 2 сантиметра. На правой стороне, в области усов, имеется три колотые раны губы. В области правой ключицы огнестрельная рана с обожженными краями величиною около двух миллиметров в диаметре; ниже нее, вершка на полтора, имеется огнестрельная, по всей вероятности, рана до полусантиметра в диаметре. Задняя стенка подкрыльцевой ямки представляет собой разорванную рану величиной в небольшой кулак; эта рана имеет посередине кожаную спайку, тоже надорванную; мягкие части из мышц и кожи в этой ране порваны и частью вырваны; частей реберных костей, расположенных в этой области раны, недостает, а межреберных мышц не имеется, и вся правая полость груди открыта. В правой поясничной области подмышковой линии имеется горизонтальная колотая рана длиною до трех сантиметров, из которой торчит часть сальника. В левой подмышковой области, у края восьмого ребра, имеется рана, проникающая всю толщу покровов, круглого очертания, с равными краями слегка пропекшимися, около полусантиметра в диаметре. В области рукоятки грудины, у левого ее края имеется рана до двух миллиметров шириной, колотого характера. Из записанных повреждений огнестрельные раны: в правый висок – слепая; в верхнюю часть правой половины груди, с выходом в правую подмышечную область, – рана, носящая характер разрывного действия пуль, а также колотая рана живота с выпадением внутренности – сальника, – должно считать смертельными. Соответственно описанным ранам тела на одежде убитого, как верхней – теплой шубе, так и нижней – рясе и подряснике, имеются разрезы. На клобуке, в нижней, правой части его, соответственно надглазной ране, имеется круглая дыра, закопченная дымом в окружности; в задней части клобука имеется три прорванные дыры, соответствующие местам ранении головы. Освидетельствование тела убитого митрополита Высокопреосвященного Владимира производил врач, статский советник Алексей Городетский».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В то время я работал в министерстве информации, занимаясь глупым и бесполезным делом. Немцы вторглись в Норвегию, и Нурдаль приехал прямо из Нарвика и из войны. Его голос вырвал меня из гигантского, мертвого дома в Блумзбери и перенес в номер гостиницы «Чаринг–Кросс», который битком был набит его соотечественниками, сидевшими на кровати, на туалетном столике, на полу, стоящими у камина. Они спорили, перебивая друг друга, надеялись, строили планы, звонил телефон, позади были трагедия и Нарвик, вокруг — будущее и необычайно сильное чувство уверенности (хотя последнее, казалось, можно было найти только в заявлениях для печати, исходящих из здания, которое я недавно покинул). Но и в этом хаосе меня согрели лучи былой близости. Пока другие говорили о будущем, пропаганде и предстоящих боях, Нурдаль, примостившись между подушкой и спинкой кровати, беседовал со мной обо всем, что его в тот момент занимало: о марксизме, о ценности истории, о войне в Испании, о новом романс Хемингуэя, — и лишь вскользь упомянул о невероятном приключении, которое только что пережил: он переправил в Англию золото Норвежского банка. Я с великим трудом вытянул из него по частям этот рассказ, а вокруг неумолчно гудели его ссыльные министры. Проснувшись однажды утром в Осло от звуков канонады, Нурдаль подошел к окну и увидел, что в фьорды входят немецкие военные корабли. Он оделся и, не взяв даже пары носков на смену, двинулся в горы. Там он повстречал военный отряд и был немедленно произведен в рядовые без оружия и обмундирования. Отряд нес мешки с золотом Норвежского банка, и Нурдаля поставили во главе той группы, которой было поручено переправить его в Нарвик. До Нарвика морем было около пятисот миль, но морем Нурдаль добирался уже после того, как долго шел по горам. Деталей этого путешествия я так и не узнал, потому что Нурдаль все время находил другие темы для разговора, но комедийный конец мне все же известен. Он благополучно доплыл с золотом до Нарвика — рядовой в рыбацкой одежде — и доложил о себе щеголеватому морскому офицеру, который оказался нашим общим другом, переводчиком «Человека внутри» Нильсом Лием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

И это так, именно потому, что предположение – сходные обороты речи или слова указывают один источник, а особенные у того или другого евангелиста – другой, уничтожается тем соображением Гольцмана (тезис 3-й), что различные формы выражают собственно одно и тоже содержание (один источник?), только самостоятельно переработанное в стилистическом отношении. Следовательно, стиль еще не свидетельствует о различии письменных источников. Этот вывод подтверждается еще тем соображением Гольцмана (тезис 2-й), что Матфей и Лука при изложении речей весьма много обнаруживают свою авторскую самостоятельность, комбинируя оба главные источника А и Λ. Отсюда, если даже есть сходство в известных отрывках по стилю, то и оно не свидетельствует об одном и том же источнике, потому что оно может быть объяснено переработкой двух источников в одном труде, и одним автором – в одном определенном отделе его труда. А потому, сходство (по тезису 2-му) не свидетельствует о тожестве одного источника, так как оно может быть следствием самостоятельной обработки и комбинации двух источников; разнообразие выражений (по тезисам 2-му и 3-му) не свидетельствует о двух различных источниках, так как оно могло быть следствием также самостоятельной переработки одного и того же источника. Итак, если (по тезису 1-му) представляется, что существовали два источника А и Λ с особенной окраской языка, то они (по тезису 3-му) могли быть двумя редакциями одного и того же источника в стилистическом отношении. Если (по тезису 2-му) каждый евангелист имеет свой собственный стиль, то (по тезису 1-му) нет основания предполагать для него особой окраски языка, указывающей на другой основной для него источник. Если (по тезису 3-му) синоптики не были только копиистами, а напротив, обрабатывали свои источники при самостоятельном словоупотреблении, то их обработка (по тезису 1-му) не представляет ничего вполне и существенно самостоятельного или (по тезису 2-му) не дает возможности указать их источники, так как они перерабатывали свои источники иногда А и Λ вместе, иногда один А или Λ, придавая им (по тезису 2-му) самостоятельный стиль и (по тезису 3-му) даже язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Настоящеевремя краткое любим,-а, -о лбимъ, -а, -о полное любимый,-ая, -ое лбимыи, -а, -ое Прошедшеевремя краткое осужден,-а, -о, посланъ, -а, -о взят,-а, -о мытъ, -а, -о полное осужденный,-ая, -ое посланныи, -а, -ое взятый,-ая, -ое мытыи, -а, -ое Из кратких форм причастий страдательного залога с прибавлением вспомогательного глагола образуются все страдательные формы, каковы: Неопределенноенаклонение быти, бывати поргану Изъявительноенаклонение Настоящеевремя порганъ, -а, -о Прошедшеенесовершенное порганъ Прошедшеесовершенное порганъ Прошедшееописательное порганъ Будущее время порганъ Повелительноенаклонение порганъ Сослагательноенаклонение порганъ Отрывки из Остромирова Евангелия Мф.2:1–8 рождьшус въ Вилеми Иудеисти, въ дьни Ирода цесар, се, влъсви тъ въстока придоша въ Ирусалимъ, глаголще: Къде сть рождиис цесарь Иудеискъ; видхомъ бо звзд го на въстоц, придохомъ поклонитъс му. Оуслышавъ же Иродъ цесарь съмтес, и вьсь Ирусалимъ с нимъ. И събьравъ вьс архире и кънижьникы людьскы, въпрашааше : къде Христосъ раждатьс. ни же рекоша му: въ Вилеми Иудеисти. Тако бо писано сть пророкъмь: И ты, Вилеме, земле Иудова, ничимьже мьньши си въ владыкахъ Иудовахъ: изъ тебе бо изъидеть владыка, иже упасеть люди мо Израил. Тъгда Иродъ таи призъва влъхвы, испыта тъ нихъ врм вльшс звезды. И пославъ въ Вилемъ рече: шьдъше испытаите трочати: гда же брщете, повдите ми, да и азъ шьдъ поклонс му. Лк.11:1–13 Въ врм но пристпльше къ ученици г о рш му: Господи, научи ны молитис, коже Иоаннъ научи ученикы сво. Рече же имъ: гда молитес, глаголите: тьче нашь, иже си на небесхъ, да свтитьс им тво: да придеть цесарьстви тво: да бдеть вол тво, ко на небеси и на Хлбъ нашь насщьныи даждь намъ дьньсь: И стави намъ длъгы наш, ко и мы ставлмъ длъжьникомъ нашимъ: и не въведи насъ въ напасть, нъ избави ны тъ непризни. И рече къ нимъ: къто тъ васъ имаать другъ, идеть къ нму полунощи, и речеть му: друже, даждь ми въ три хлбы: льма же другъ ми приде съ пти къ мън, и не имаамь чесо положити прдъ нимь. И тъ изътрьду тъвщавъ речеть: не твори ми троуда: уже двьри затворены сть, и дти мо съ мъно на ложи сть: не мог въстати датъ теб. Глагол же вамъ: аще не дасть му въставъ, зане сть другъ му: нъ за безчьство го, въставъ дасть му, лико трбуть. И азъ вамъ глагол: просите, и дастьс вамъ: ищате, и брщете: ударите, и тъврьзетьс вамъ. Вьскъ бо проси примлть: и ищи бртать: ударщууму тъврьзетьс. Которааго же тъ васъ тьца въспросить сынъ свои хлба, да камень подасть му; или рыбы, да въ рыбы мсто подасть му зми; Или аще просить аица, да подасть му скорпи; Аще убо вы зъли сще, умте дани блага чдомъ вашимъ дати: кольми паче тьць вашь съ небесе дасть духъ свтыи просщиимъ у нго.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни — старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни. Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни. Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь. Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы. Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе. — Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной. — Ты устала — постарайся заснуть. — Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит. — Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, — сказала княжна Марья. Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи. «Похожа она на него? — думала Наташа. — Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная». — Маша, — сказала она, робко притянув к себе ее руку. — Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010