Ч. 1. С. II-III). Многоголосный К.-п. н. был опубликован в изданиях, подготовленных Л. Д. Малашкиным (1887-1888) и специальной лаврской комиссией (1910-1915). В нач. 70-х гг. XIX в. регент Я. С. Калишевский записывал напевы от старых лаврских певцов, но его переложения для 3-4-голосного хора не были опубликованы. По данным прот. Михаила Лисицына , этими записями воспользовался Малашкин, отредактировавший и издавший их под своим именем без упоминания Калишевского ( Лисицын. Я. С. Калишевский и его хор. 1903; Пархоменко. 2008). Публикации в приложении к ж. «Руководство для сельских пастырей» и вышедшие впосл. отдельные сборники принесли переложениям Малашкина большую известность. В предисловии к «Всенощному бдению» он пишет, что один раз ему неожиданно попала в руки старинная рукопись литургии и всенощной лаврского напева и он, сверяя мелодию с совр. вариантом, заметил достаточное количество отступлений от древнего варианта, а именно: «...введен хроматизм и кое-что укорочено из длинных музыкальных строф» ( Малашкин. Всенощное бдение. 1887. С. 2). Работая над переложением, Малашкин, по его словам, «не позволил себе делать никаких изменений в отношении мелодии и только восстановил старинное деление нот, удержав даже строй гармонизации лаврского напева со всеми его хроматизмами, параллельными квинтами и октавами, заключительными полукаденциями и полными каденциями, разложив его на четыре однородных голоса. Заключительные каденции скопированы, а поэтому иногда из 4-голосной гармонии впадают в 3-голосную» (Там же). Нотное переложение Малашкина в целом отразило особенности К.-п. н., однако работа по его записи и изданию не была завершена. В 1905 г. Духовный собор лавры поручил комиссии из лиц, хорошо знакомых с лаврским пением (регент иером. Иадор (Ткаченко), уставщики клиросов Великой ц. иеромонахи Флавиан (Приходько) и Феодорит, подуставщики иеромонахи Прокл и Иоасаф), под председательством экклисиарха архим. (впосл. архиеп.) Назария (Блинова) «проверить и сличить употребляющиеся на клиросах Великой церкви нотные книги с Обиходом 1865-73 гг., представляющим последнюю и наиболее полную запись мелодий лаврского напева, с первоначально записанными переложениями, а также с действительным исполнением пения в лавре; установить точную редакцию напева и его гармонизации; восполнить существующие изложения лаврского пения в гармоническом виде теми песнопениями, которые еще не были записаны, и приготовить исполненный и дополненный Обиход для печати» (Нотный Обиход.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

В дек. 1918 г. Л. приветствовал установление в Киеве власти националистической Директории. Высказывается предположение, что именно Л. стал одним из инициаторов издания Директорией закона «О высшем управлении Украинской автокефальной православной соборной Церкви» от 1 янв. 1919 г. Закон, составленный и подписанный являвшимся в тот момент главой правительства Директории В. М. Чеховским, предусматривал создание УАПЦ, административно и финансово зависимой от националистических властей. Л. вошел в сформированный решением Директории «Украинский высший церковный синод». Однако уже в нач. февр. 1919 г. войска националистов потерпели поражение от Красной Армии. Л. остался в Киеве, где установилась советская власть. В марте того же года он стал одним из руководителей автокефалистского кружка в Киеве. На его основе в дальнейшем была образована «Украинская церковная община», которая обратилась к советским властям с просьбой о регистрации в качестве прихода. Просьба была удовлетворена; общине передали бывш. военный Николаевский собор на Печерске. 17 апр. было провозглашено воссоздание ВПЦР, к-рая объявила себя высшим церковным органом по организации укр. национальных приходов. Председателем новой ВПЦР стал сотрудник Киевского губисполкома М. Н. Мороз, а Л.- одним из его заместителей. 22 мая 1919 г. в Николаевском соборе Л. торжественно провел 1-е богослужение на укр. языке. В июне местные власти передали сторонникам ВПЦР киевский Андреевский храм и древний Софийский собор, настоятелем к-рого стал Л. Его сторонникам удалось захватить большинство помещений митрополичьих палат Софийского собора, в одной из которых поселился с женой сам Л. Прежняя община Софийского собора вынуждена была проводить службы поочередно с автокефалистами. В дальнейшем споры о пользовании храмами между правосл. приходами и общинами, признающими ВПЦР, практически всегда решались властями в пользу автокефалистов, несмотря на сопротивление законных настоятелей и приходских советов этих церквей. 29 июня в Софийском соборе Л. впервые совершил литургию без благословения и вопреки предупреждению о ее нежелательности временного управляющего Киевской епархией Черкасского еп. Назария (Блинова) . Через неск. дней состоялись переговоры делегации автокефалистов во главе с Л. с еп. Назарием и викариями Киевской епархии епископами Уманским Димитрием (Вербицким) и Каневским Василием (Богдашевским) . Л. не внял увещеваниям архиереев повиноваться распоряжениям церковной власти и заявил о готовности пойти на открытый раскол.

http://pravenc.ru/text/2110536.html

Отзыв митр. Арсения на доклад «Об упорядочении церковного пения» был рассмотрен 12 (25) июля 1919 г. 241 Согласно этому отзыву «изложенные в докладе Отдела меры к улучшению церковного пения в виде сложной административной системы хотя и целесообразны, но не благовременны, так как рассчитаны на нормальное течение церковной жизни». 242 Было решено организовать комитет, занимающийся вопросами богослужения. 243 На заседании ВЦУ 22 ноября/5 декабря 1919 г. был рассмотрен доклад этого комитета, посвященный упорядочению богослужебной практики Москвы. 244 В докладе говорится не только о многочисленных случаях нарушения устава по небрежности и о произвольном сокращении служб, но и о введении явочным порядком определенных новшеств (чтение Апостола и Евангелия лицом к народу, облачение священника посередине храма, прислуживание женщин в алтаре без благословения архиерея и т.п.). Было принято постановление, осуждающее эти нововведения. Судя по всему, доклад «О церковно-богослужебном языке» Высшим церковным управлением не рассматривался, однако сама проблема обсуждалась. Так, на заседании Синода, которое состоялось 10/23 апреля 1920 г. 245 , рассматривался рапорт еп. Богородского Никанора (Кудрявцева) с просьбой разрешить ему приступить к разработке вопроса о чтении при богослужениях на русском языке. В деле нет указаний на то, были ли по этому поводу приняты какие-либо решения. 246 В июне 1920 г. этот вопрос встает снова в связи с ситуацией на Украине. Поводом послужило письмо еп. Черкасского Назария (Блинова) с просьбой разрешить богослужение на украинском языке. По мнению еп. Назария, это разрешение могло бы ослабить противостояние церковных группировок на Украине. Просьба еп. Назария не была удовлетворена. Было решено, не высказываясь принципиально против богослужения на украинском языке, обратиться к сторонникам украинизации богослужения с особым посланием, призвать их к послушанию и заверить, что вопрос о языке богослужения будет решен соборно, как только появится возможность созвать Собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В 1913 г. был основан Зверинецкий Рождество-Богородичный скит (ныне киевский Зверинецкий во имя арх. Михаила мужской монастырь). В 1918 г. скит был разрушен во время взрывов на артиллерийских складах, а братия приписана к Рождество-Богородичному мон-рю в Церковщине. В 1915-1916 гг. часть братии К.-П. л. эвакуировалась, в связи с чем обустраивались временные подворья в Харьковской, Полтавской и Екатеринославской губерниях. Также в К.-П. л. прибывали эвакуированные монахи и монахини из мон-рей зап. губерний. Не позднее 1916 г. в подворье К.-П. л. обращен храм прп. Феодосия Печерского близ лавры. В 1916 г. в Киев прибыла настоятельница эвакуированного из Прибалтики Антолептского жен. монастыря игум. Мария (Щёлкина), которая с 10 монахинями разместилась на Феодосиевском подворье. В 1917 г. игум. Мария приняла схиму с именем Михаила. В 1919 г. указом управляющего Киевской епархией еп. Назария (Блинова) Киевский мон-рь при Феодосиевском подворье передан со всеми штатами в ведение схиигум. Михаилы. Между 1919 и 1924 гг. на Печерске также было основано Воскресенское подворье. 24 окт. 1924 г. указом патриарха Тихона лавре была предоставлена ставропигия. Этот указ распространялся на Феодосиевское и Воскресенское подворья, находившиеся в подчинении лавры, к-рыми управляла схиигум. Михаила (Щёлкина). Указом управляющего Киевской епархией еп. Макария (Кармазина) от 30 окт. 1924 г. Воскресенское и Феодосиевское подворья стали именоваться «Киевским Ставропигиальным монастырем». В 1925 г. К.-П. л., а также Феодосиевское и Воскресенское подворья, объединенные в т. н. Ставропигиальный жен. монастырь, были закрыты, их здания переданы обновленцам. Однако ок. 200 насельниц Ставропигиального монастыря после его закрытия поселились в киевских частных домах. Они группировались вокруг схиигум. Михаилы и самозваного «архимандрита» Михаила Костюка, ставшего духовником для неск. групп монахинь. В 20-30-х гг. XX в. в различных местностях Киевщины, а также в др. областях появились тайные монашеские общины, муж. и жен., возводившие свою историю к К.-П. л. и ее подворьям.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

В 1919 году Полтавская духовная консистория была заменена епархиальным управлением, председателем которого был избран протоиерей Феофил Булдовский. Занимая эту должность, он старался не допускать к служению в Полтавской епархии священников, прибывающих из российских епархий 402 . Вскоре полтавский владыка Феофан (он был единственным архиереем на всю епархию) оставил Полтаву, уехав с добровольческой армией сначала на Юг России, а потом и за границу. В это же время (с 1917 года) в Ахтырском монастыре проживал пребывавший на покое бывший Тульский Архиепископ Парфений (Левицкий), украинофил, по поручению Св. Синода возглавлявший комиссию по переводу Священного Писания на украинский язык. За сделанный им в своё время перевод он получил благодарственный рескрипт от Великого Князя Константина Константиновича. Кроме того, на средства почитавших владыку Парфения московских купцов (в одно время он был викарием Московской епархии), на родине владыки, в селе Плешивец Гадяцкого уезда Полтавской губернии, был выстроен величественный храм, выдержанный в старинном казацком стиле, а также архиерейские покои. Император Николай II подарил храму старинную икону. Всё это показывает, как благожелательно дореволюционная власть – и светская и духовная – относилась к украинской культуре, не вмешивая в это отношение никаких политических мотивов. И так как в то время не было иной подходящей кандидатуры, временное управление епархией Святейший Патриарх Тихон поручает Архиепископу Парфению. Возглавив Полтавскую епархию, владыка Парфений сблизился с председателем епархиального управления протоиереем Феофилом по сродным им националистическим взглядам. И даже по приглашению последнего иногда совершал богослужения на украинском языке в полтавской кладбищенской церкви, настоятелем которой был о. Феофил 403 . 5 мая 1920 года в Киеве «Всеукраïнська церковна рада», презрев слова священномученика Игнатия Богоносца (Епископ Антиохийский, 107, память 29 января/11 февраля и 20 декабря/2 января): «Кто не с Епископом, тот и не в Церкви, тот погиб совершенно», объявила автокефалию, отказ подчиняться своему епископату и независимость от Московского Патриархата, т.е. в нарушение церковных канонов сама себя отделила от спасительной Христовой Церкви 404 . Презрев также слова святых отцов о том, что грех раскола не смывается даже мученической кровью, в ответ на увещание Епископа Черкасского Назария (Блинова), викария Киевской епархии, не производить раскола в Церкви, протоиерей Василий Липковский ответил: «Раскол так раскол!» 405 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Непонятно, почему отказано в праве называться украинцами православным епископам, управлявшим Киевской кафедрой в это время. Имена их известны: волынянин священномученик архиепископ Александр (Петровский), убитый в Харьковской тюрьме в 1940 году; харьковчанин священномученик митрополит Киевский и Галицкий Константин  (Дьяков); убитый на допросе в Лукьяновской тюрьме в 1937 году; полтавчанин архиепископ Киевский Димитрий (Вербицкий), прошедший тюрьмы и лагеря и скончавшийся в Киеве в 1930 году; волынянин архиепископ Василий (Богдашевский), лагерник и ссыльник, умерший от голода на улице Киева в 1933 году, мариуполец архиепископ Георгий (Делиев), расстрелянный в тюрьме Днепропетровска; виннитчанин священномученик архиепископ Макарий (Кармазин), казненный в Алма-Ате; рязанец священномученик Сергий (Куминский), казненный в Ачинске; чигиринец архиепископ Филарет (Линчевский), казненный 27 ноября 1937 года по приговору Тройки НКВД Киевской области (однако место расстрела и погребения до сих пор не установлены); белоцерковец архиепископ Афанасий (Молчановский), расстрелянный в урочище Сандармах (Карелия). К «присланным Москвой» Киевским митрополитам надо отнести архиереев времен революции и гражданской войны (1917-1921гг.): священномученика Митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), расстрелянного у стен Киево-Печерской Лавры в 1918 году; Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого), умершего в изгнании в Белграде; священномученика архиепископа Никодима (Кротова), лагерника, погибшего в Ярославской тюрьме; архиепископа Назария (Блинова), лагерника и ссыльника, умершего в Тобольске. Заметим, что Православная Церковь времен революции и гражданской войны не памятники Владимиру Ленину разрушала, как сегодня делает наша власть, а противостояла реальной, мощной революционной тоталитарной силе, осуществлявшей «красный террор» и братоубийство, которые Церковь пыталась остановить. 19 января 1918 года Святейший Патриарх Московский Тихон предал анафеме большевистскую власть: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной. Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя бы по рождению своему принадлежите к Церкви православной». Патриарх-мученик был объявлен «врагом советской власти и умер под арестом. А вся Церковь пошла в лагеря. Киевские митрополиты вместе со своим народом шли на плаху, защищая храмы и тысячелетнюю православную веру своего народа.

http://radonezh.ru/analytics/kak-filaret...

«Святейший Патриарх, Священный Синод и Высший Церковный Совет в соединенном присутствии слушали: переданное Святейшим Патриархом письмо Преосвященного Назария (Блинова), Епископа Черкасского, управляющего Киевскою епархиею, в коем, сообщая об обстоятельствах церковной жизни в Киеве и о произведенных киевскими украинскими грамадянами захватах Киево-Софийского собора и других трех церквей с самовольным совершением в оных богослужения на украинском наречии и, со своей стороны, полагая, что Высшая церковная власть должна будет в порядке церковной икономии и притом незамедлительно допустить некоторый корректив к определению Всеукраинского Церковного Собора о языке богослужения и в виде временной меры, которая могла бы утишить страсти и предохранить Украинскую церковь от угрожающего ей раскола до того времени, когда соберется новый Собор, который вправе будет пересмотреть вопрос во всем его объеме, ходатайствует, чтобы Святейший Патриарх своим авторитетным указанием православному украинскому народу направил решение столь острого вопроса о языке богослужения в сторону братского мира, взаимной уступчивости и терпеливого ожидания созыва будущего Украинского Собора. СПРАВКА: 1) Украинский Собор, обсудив вопрос о языке богослужения в Православной церкви на Украине и имея в виду: а) свыше тысячелетнюю древность церковнославянского языка; б) его богатство и пригодность для выражения самых высоких истин христианской веры; в) душевную потребность всех народов молиться не на обыкновенном будничном разговорном языке; г) общее и единодушное желание всего православного украинского населения, выраженное им через своих представителей на епархиальных съездах в 1918 г., а также д) то, что церковнославянский язык от дней блаженной памяти св. и равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, первоучителей словенских, объединяет все славянские церкви и народы, Украинский Церковный Собор определяет: богослужебным языком Православной церкви на Украине остается по-прежнему язык церковнославянский. 2) (Доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме «О церковно-богослужебном языке»). 247

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Уже летом 1922 года возник план возглавить Сибирскую Церковь авторитетным лицом в сане Митрополита всея Сибири; в августе СибЦУ избрало на этот пост Александра Ивановича Введенского. Такое избрание вряд ли было очень неприятно знаменитому протоиерею, который уже тогда мечтал об епископской митре. Кроме того, это был первый прецедент – избрание женатого священнослужителя епископом. Однако, после некоторо-колебания, А.И.Введенский прислал отказ (принять епископский сан от совершенно случайных людей – да еще в Сибири – было бы слишком скандальным). Тогда Петр Блинов твердой рукой повел дело к Сибирскому Собору. Сибирский Собор открылся 5 октября 1922 года в Томске из представителей духовенства и мирян. Председателем был избран П.Ф.Блинов. Первым делом Собора было одобрить программу СибЦУ, опубликованную летом, и избрать главу Сибирской Церкви. Петр Блинов единогласно был избран епископом Томским и Сибирским. Вновь избранный архиерей вышел к народу в лаптях и сермяге и дал клятву, что он будет народным, мужицким, рабоче-крестьянским архиереем. Хиротония состоялась 8 октября – в церкви св. Иоанна Лествичника . Рукоположение было совершено, как и полагается, двумя архиереями, одним из которых был «архиепископ Красноярский» Александр Сидоровский – он же епископ Зосима. 8 октября 1922 года является, таким образом, исторической датой: в этот день впервые в истории Русской Церкви был рукоположен женатый архиерей. 16 ноября 1922 года Петр Блинов принял титул митрополита Томского и Сибирского, а через несколько дней (после переезда СибЦУ в Новониколаевск) он принял еще более громкий титул Митрополита всея Сибири. Известие о рукоположении первого женатого архиерея прокатилось по всей Руси; большинство обновленцев радостно приветствовали эту новость. С особым удовольствием приняли это сообщение на берегах Невы. «В Томске состоялось посвящение первого женатого протоиерея Петра Блинова во епископа Томского и всея Сибири, – констатировал журнал «Соборный разум». – Как сообщает «Красное знамя», в губернии идут сейчас перевыборы благочинных и благочиннических советов. Всюду переизбираются приходские советы, из которых выметаются те верующие, которые не могут или просто не хотят понять, что дело церкви вера, а не политика. Обновленческое движение докатилось и до Красноярска. Взамен уволенного на покой епископа Назария Сибирское Управление назначило епископа Александра Сидоровского, бывшего ранее под именем Зосимы епископом Иркутским, но потом вышедшего из монашеского звания и женившегося». (Соборный разум, 1922, с. 14.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сент. 1918 г. П. вместе с беженцами, среди к-рых были и др. священники Елабужского у., покинул Челны (НАРТ. Ф. Р-1172. Оп. 4. Д. 33. Л. 19 об.- 20) и прибыл в Уфу. 19 июля 1919 г. П. был принят Томским и Алтайским еп. Анатолием (Каменским) в Томскую епархию и направлен в Михаило-Архангельский храм с. Тальменского Барнаульского у. Алтайской губ. (ныне пос. Тальменка Тальменского р-на Алтайского края). Весной 1922 г. П. был избран благочинным, но пробыл им недолго. 2 июля того же года умерла супруга П., и он стал воспитывать 7 детей. В мае-июне того же года по инициативе Томского губкома РКП(б) в Томске начала действовать негласно организованная чекистами «инициативная группа прогрессивного духовенства и мирян» во главе с одним из лидеров обновленчества свящ. П. Блиновым , захватившая епархиальное управление; временно управляющий Томской епархией Барнаульский еп. Виктор (Богоявленский) был арестован. Созданное «Временное церковное управление Томской епархией» на основе группы «Живая церковь» , избравшее свящ. П. Блинова председателем, 9 июля 1922 г. переименовало себя в «Сибирское церковное управление». П. на состоявшемся в кон. авг. 1922 г. благочинническом собрании первым приветствовал отдельные намечавшиеся реформы в богослужебной области, которые он считал полезными в целях спасения Церкви. В то же время он писал, что делал это, «не зная (я не сибиряк), какие люди выступали за осуществление этих реформ» (ГААК. Ф. Р-536. Оп. 1. Д. 73. Л. 1 об.). Однако, узнав о совершившемся 8 окт. 1922 г. беззаконии - лжехиротонии женатого свящ. П. Блинова во «епископа Томского и Сибирского», П. со священниками-единомышленниками сразу же перешел под омофор ближайшего епископа, не признавшего «хиротонию» и власть Блинова,- Новониколаевского еп. Софрония (Арефьева), к-рого они считали православным, не зная, что тот, не признавая Сибирское церковное управление Блинова, был сторонником обновленческой группы «Союз церковного возрождения», руководимой еп. Антонином (Грановским) , притом что духовенство продолжало поминать патриарха Тихона.

http://pravenc.ru/text/2580144.html

Содацевцы также увивались вокруг Петра Блинова: переход сибиряков в их лагерь фактически означал для них победу: 116 содацевцев плюс 60 сибиряков равнялись 176 голосам против 140 живоцерковников. Этим объясняется то, на первый взгляд совершенно необъяснимое, обстоятельство, что никому дотоле не известный захолустный священник Петр Блинов неожиданно становится ведущей фигурой на Соборе. Эта новая конфигурация определялась в стенах Троицкого подворья в те две недели, которые прошли между Фоминым воскресеньем и Неделей о расслабленном. Во время совещаний, которые происходили в эти дни в стенах Троицкого подворья, было принято сногсшибательное решение выдвинуть Петра Блинова на пост председателя Собора, оставив за Антонином лишь почетное председательство. Помимо тех, чисто фракционных соображений, которыми руководствовались деятели ВЦУ, ими руководил также страх перед Антонином, который мог бы повторить на Соборе инцидент Страстного монастыря, на этот раз в грандиозном масштабе. Два дня, оставшиеся между торжественным открытием и началом деловых заседаний, должны были решить, как будут складываться отношения с Антонином в дальнейшем. Выдвижение председателем Петра Блинова – неизвестного человека, которого Антонин не признавал епископом, было открытым ему вызовом. Перед Антонином, таким образом, стояла следующая дилемма: признать белый епископат и Петра Блинова – и остаться первоиерархом, или остаться на своей старой позиции – и уйти от руководства (не мог же он все время “не замечать” председателя Собора и говорить, что он “ворует евхаристию”). Прошли два дня – и Антонин не принимал никакого решения. “И умел же поиграть на нервах этот человек”, – говорил А.И.Введенский . Наконец, наступил последний срок: 1 мая вечером в Троицком подворье состоялся Собор епископов. Так как ни Красницкий, ни Введенский здесь присутствовать не могли, то роль партийного лидера играл Петр Блинов. Председательствовал, разумеется, Антонин. Он и на этот раз остался верен себе: предоставив слово докладчику, он назвал его просто Петром Блиновым, без всяких титулов. Во все время собрания Антонин Грановский продолжал “играть на нервах” у своих противников, ничем не выражая своих намерений, и только в самом конце заседания, когда нервы всех были напряжены до крайности, после обсуждения вопросов о белом епископате, когда высказались все, кроме Антонина, первоиерарх выпрямился во весь свой огромный рост и сказал: “Ну что ж, нехай, пусть они будут епископы, может, какой-нибудь толк из этого будет”. И тут же, обратившись к Петру Блинову, назвал его “Вашим Высокопреосвященством”. Вздох облегчения вырвался у многих: несокрушимый впервые в жизни капитулировал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010