Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Положение о наградах Русской Православной Церкви I. Преамбула. Награды Русской Православной Церкви (далее награды) являются формой поощрения духовенства и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием – в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах. Награды существуют двух видов: иерархические и общецерковные. II. Иерархические награды Русской Православной Церкви. Служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения. Иерархическими наградами являются: - повышение в сане; - элементы литургического облачения, несущие духовное значение; - богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, или до «Отче наш») В соответствии со своей градацией награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконства. Возложение наград для священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем, либо, по его благословению – викарным архиереем. При возложении иерархических наград архиерей возглашает «аксиос». Награды клириков в форме служебных отличий регулируют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии. 1. Последовательными наградами для епископата являются: - Возведение в сан архиепископа - Возведение в сан митрополита Награждение производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 2. Право ношения второй панагии, преднесения креста и примикирия за богослужениями. Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всея Японии .

http://sedmitza.ru/lib/text/429637/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАГРАДЫ ЦЕРКОВНЫЕ Один из видов поощрения клириков и мирян, в исключительных случаях также лиц, не принадлежащих к Церкви, за их заслуги в служении Церкви на разных поприщах: архипастырском и пастырском, приходском, в делах миссионерских, в социальном служении, в просветительских трудах, в научном творчестве, в реставрации или строительстве храмов, в иконописании, в церковном пении, в адм. и хозяйственной деятельности. В наст. время действующая система церковных награждений РПЦ основана на «Положении о наградах Русской Православной Церкви», принятом Архиерейским Собором 5 февр. 2013 г. Существует два вида церковных наград: богослужебно-иерархические и общецерковные. Богослужебно-иерархических наград удостаиваются лишь священнослужители, а также игумении. Богослужебно-иерархические награды вручаются в последовательности от низших к высшим. Наличие той или иной награды служит поэтому главным, хотя и не единственным, фактором, определяющим место клирика по старшинству среди священнослужителей одной и той же степени. Одни иерархические награды, употребляемые в Русской Церкви, были введены в бытность Русской Церкви митрополией К-польского Патриархата, до начала автокефалии (1448), другие были учреждены в самой России, гл. обр. в XVIII-XX вв. В свою очередь автокефальные Поместные Церкви, получившие автокефалию от Русской Церкви (Церкви Польская, Чешских земель и Словакии, Американская) или исторически связанные с ней иным образом (Грузинская Церковь), заимствовали награды, введенные в употребление в Русской Церкви, но полной идентичности между богослужебно-иерархическими наградами разных Поместных Церквей не существует. Так, в Восточных Патриархатах и нек-рых др. Церквах нет такой награды, как право ношения набедренника за богослужением. Наперсный крест любого вида в ряде Церквей является наградой, а не принадлежностью пресвитерской степени, как в Русской Церкви со времени коронации имп. св. Николая II Александровича . В Румынской Церкви правом ношения креста награждаются не только пресвитеры, но и диаконы. Существуют и иные различия в системе богослужебно-иерархических наград разных Поместных Церквей.

http://pravenc.ru/text/2564592.html

Глава Казахстанского митрополичьего округа вручил награды клирикам и мирянам Алма-Атинской епархии, отмечающим памятные даты 16 декабря 2019 г. 18:40 По случаю 20-летия учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии и в связи с личными памятными датами митрополит Астанайский и Казахстанский Александр удостоил ряд клириков и мирян Алма-Атинской епархии церковных знаков внимания. Церемония состоялась 16 декабря 2019 года в каминном зале духовно-культурного центра Казахстанского митрополичьего округа имени митрополита Иосифа (Чернова) в Алма-Ате. В мероприятии приняли участие секретарь Казахстанского митрополичьего округа заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, настоятельница Иверско-Серафимовского алма-атинского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина), сотрудники Алма-Атинского епархиального управления. Открывая церемонию награждения, митрополит Александр поздравил собравшихся с государственным праздником страны — Днем независимости Республики Казахстан. Владыка Александр, в частности, сказал: «Сегодня мы собрались здесь, в каминном заде духовно-культурного центра имени митрополита Иосифа (Чернова), для того чтобы вручить церковные знаки внимания — награды Казахстанского митрополичьего округа — священнослужителям и мирянам, совершающим труды в Алма-Атинской епархии, на древней благословенной земле Казахстана. Церковные награды являются зримым выражением благодарности и признательности за разного рода деятельность на благо Православия. Это традиционная форма поощрения духовенства и мирян за заслуги перед Церковью, перед народом Божиим — в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, благотворительных, социальных и просветительских трудах. Хотел бы ко всем вам обратиться со словами сердечной признательности. Вы являетесь моими близкими помощниками, разделяете труды, направленные на укрепление и развитие разных сторон церковной жизни как в Алма-Атинской епархии, так и во всем Казахстанском митрополичьем округе. Поэтому каждый, кто трудится на этом поприще, несет особую ответственность — вне зависимости от сана, должности или объема полномочий».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Скачать epub pdf «Пулей в рай» без веры и Церкви? Как-то на одном из форумов речь зашла о ситуации, описанной известным актером Петром Мамоновым: «Вот полковник стоит в Чечне и восемь салаг. Один с гранатой играется, чеку выдернул, вот она, граната, сейчас будет взрыв. Полковник, недолго думая, на неё брюхом – его в куски, остальные все живы. Он коммунист, никогда в церковь не ходил, ни одной свечки не поставил, Богу не молился. Так вот он – христианин. Потому что нет большего подвига, чем свою душу отдать за другого». Такой человек, как в другом месте говорит актер, попадет «пулей в рай». Высказывания такого рода довольно обычны, их можно услышать из самых разных источников – добродетельные люди, особенно те, кто совершил нравственный подвиг, несомненно отправятся в рай и без веры и Церкви. Цитаты такого рода, которые верно или неверно атрибутируют самым разным авторам – от Ганса Христиана Андерсена до папы Римского, популярны в социальных сетях. Что можно сказать о них? Многие высказывания носят сложный, комплексный характер. В них сокрыто несколько разных утверждений, как истинных, так и ложных, и когда мы принимаем (или отвергаем) эти утверждения одним пакетом, мы неизбежно впадаем в ошибку. В такую ошибку, как правило, впасть особенно легко, если эти высказывания эмоционально окрашены – или связаны с эмоциональными примерами. В этом случае мы имеем дело с разными вопросами, на которые нам стоит ответить по-разному. • Достойна ли добродетель и особенно жертвенный подвиг ради блага других почитания и награды? • Означает ли этот подвиг, что человек обрел вечное спасение? • Достоин ли такой награды я сам? • Делает ли личная добродетель излишними покаяние, веру, Таинства и вообще церковную жизнь? Достоин ли подвиг награды? В словах Петра Мамонова есть некая правда – добрые дела заслуживают награды. Когда мы хотим, чтобы подвиг был вознаграждён, в нас говорит глубокая и верная интуиция. Христос говорит о «награде великой» тем, кто верно следует Его словам. Когда этот подвиг невозможно вознаградить на земле, мы хотим, чтобы он был вознагражден за гробом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

13 декабря 2010 года в Москве состоялась XVIII церемония вручения Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность». Святейший Патриарх Кирилл удостоен высокой награды за подвижнические труды по духовному просвещению народа России, созиданию единства православного мира и развитию церковно-общественного диалога и сотрудничества. 13 декабря 2010 года в Москве состоялась XVIII церемония вручения Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность». Учрежденная в 1992 году Фондом Андрея Первозванного, Международная премия традиционно вручается в день памяти святого апостола Андрея Первозванного в Государственном Кремлевском дворце. Перед началом церемонии в фойе дворца была развернута выставка икон святого апостола Андрея и фотоматериалов, посвященных деятельности Фонда Андрея Первозванного. На торжественном вечере присутствовали митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, председатель Синодального миссионерского отдела архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, епископ Дмитровский Александр, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, министр юстиции РФ А.В. Коновалов, президент Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров, заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ А.П. Торшин, президент Фонда Андрея Первозванного С.Е. Щеблыгин, а также лауреаты премии прошлых лет. Перед гостями выступили Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» и хоровая группа Академического ансамбля песни и пляски Внутренних войск МВД России. Открывая торжественную церемонию, с приветствием к собравшимся обратился председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы В.И. Якунин. Затем В.И. Якунин и председатель Комитета по присуждению Международной премии «За Веру и Верность» летчик-космонавт О.Ю. Атьков вручили знак и диплом премии Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Высокой награды Святейший Владыка удостоен за подвижнические труды по духовному просвещению народа России, созиданию единства православного мира и развитию церковно-общественного диалога и сотрудничества.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-nagraz...

V Меневские чтения. “Протоиерей Александр Мень и его время” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 22 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 : V Меневские чтения. “Протоиерей Александр Мень и его время”. Сергиев Посад, 9–10 сентября 2010 г. 9–10 сентября 2010 г. в Сергиевом Посаде прошли торжественные мероприятия, приуроченные к 20-й годовщине со дня убиения протоиерея Александра Меня. 9 сентября Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Сергиевского храма в микрорайоне Семхоз города Сергиева Посада, построенного на месте трагической кончины священника. По прибытии в храм Его Высокопреосвященство проследовал на место убиения протоиерея Александра Меня, где совершил краткую заупокойную молитву. Затем были совершены чин архиерейского освящения храма и Божественная Литургия, в которых Владыке сослужили председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель Сретенского храма города Пушкина протоиерей Иоанн Пеньтковский, благочинный церквей Сергиево-Посадского округа священник Александр Колесников, духовенство Московской епархии. По совершении Божественной Литургии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возложил церковные награды на особо потрудившихся над сооружением храма: на настоятеля храма священника Виктора Григоренко — орден Сергия Радонежского III степени и на М. А. Меня — орден святого благоверного князя Даниила III степени. Высшей епархиальной награды — медали “За жертвенные труды” I степени — удостоилась матушка отца Александра Наталия Фёдоровна. Нескольким прихожанам, оказавшим помощь в строительстве храма, были вручены благословенные грамоты. Затем состоялось открытие ежегодной научной конференции “V Меневские чтения”, которая проходит с 2006 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Культурно-просветительском центре им. протоиерея Александра Меня, расположенном недалеко от церковного комплекса на месте гибели священника. Владыка Ювеналий зачитал приветствие Святейшего Патриарха Кирилла организаторам, участникам и гостям конференции. В приветствии Святейший Патриарх выразил надежду на то, что Меневские чтения, так же, как и другие памятные мероприятия, внесут свой вклад в сохранение памяти о протоиерее Александре Мене. В своем выступлении Владыка говорил о трудностях времени, в которое служил отец Александр, о его самоотверженности и стараниях, направленных на то, чтобы Евангельская весть достигла человеческих сердец. С приветственным словом к гостям обратился также М. А. Мень, сын отца Александра, губернатор Ивановской области.

http://pravmir.ru/v-menevskie-chteniya-p...

Административное устройство, формы богослужения, язык, богословская терминология — если бы христианин третьего века чудом попал в наше время, он вряд ли бы узнал Православную Церковь. Епископы носят царские митры, высятся крестово-купольные храмы. Незнакомый богослужебный устав, епархии размером в несколько Греций, церковные награды, синоды, отделы и епархиальные комиссии. Причем если кто-то и говорит о реформах, его слова вызывают отпор! Как же Церковь умудряется меняться? Административное устройство, формы богослужения, язык, богословская терминология — если бы христианин третьего века чудом попал в наше время, он вряд ли бы узнал Православную Церковь. Епископы носят царские митры, высятся крестово-купольные храмы. Незнакомый богослужебный устав, епархии размером в несколько Греций, церковные награды, синоды, отделы и епархиальные комиссии. Причем если кто-то и говорит о реформах, его слова вызывают отпор! Как же Церковь умудряется меняться? Об этом — протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, магистр богословия, настоятель Церкви Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, священник в третьем поколении. — Изменения в Церкви происходят постоянно, начиная с самых первых десятилетий существования христианства и до наших дней. Но эти изменения обычно бывают естественными и органичными. Бывали, конечно, перемены, которые вызвали серьезные потрясения, как старообрядческий раскол в XVII веке. Но если вы спрашиваете, что лучше, резкие реформы или постепенное развитие, — на этот вопрос недавно ответил Патриарх Кирилл: никаких резких реформ в Церкви не должно быть. Почему? Потому что такие реформы ведут к совершенно непредсказуемым последствиям, к новым расколам и новым разделениям церковного единства, которое сейчас у нас пока еще сохраняется. Во всех конфликтах и спорах есть некоторая кажущаяся правота и у одной стороны, и у другой. И мудрые пастыри, архипастыри, такие как свт. Василий Великий, учитывая это, стараются не отталкивать тех людей, которые по каким-то причинам оказались прельщены неточной идеей. Терпением, молитвой, разъяснением и глубочайшим смирением они умеют выправить искажение и привести всех к церковному единству, не повреждая истины.

http://pravmir.ru/vechno-yunaya-i-vechno...

Закрыть itemscope itemtype="" > Он все еще служит Ветеран Великой Отечественной протоиерей Дмитрий Хмель вот уже 55 лет служит Богу и людям в сане священника 07.05.2004 409 Время на чтение 4 минуты Ветеран Великой Отечественной протоиерей Дмитрий Хмель вот уже 55 лет служит Богу и людям в сане священника. В судьбе этого человека слились воедино два служения - ратное и пастырское. И это глубоко символично. Ибо армия и Церковь имеют одинаковое призвание: защищать людей от врагов. Только армия защищает народ и страну от внешнего, видимого, противника, а Церковь оберегает свою паству от врага невидимого, духовного Давно закончилась война, и все меньше ветеранов с медалями и орденами тех далеких лет можно увидеть во время торжеств 9 мая. Еще более редкое зрелище - боевые награды на черной ткани священнической рясы. У настоятеля одного из храмов Минской епархии - Свято-Георгиевского в Несвиже - их немало. Это орден Отечественной войны ¶ степени, медали " За отвагу " , " За боевые заслуги " , " За взятие Кенигсберга " , а также церковные награды - ордена святых Владимира, Сергия Радонежского, Даниила Московского. Есть у батюшки еще одна награда - лента почетного гражданина Несвижа. Ее можно назвать видимым знаком того уважения, с каким относятся к нему жители города. Отец Дмитрий родился и вырос на Украине в небольшом городке Бершадь, неподалеку от границы с Румынией. Он был четвертым ребенком среди восьми детей зажиточного крестьянина Петра Хмеля. Трудолюбивая и богобоязненная семья Хмелей немало горя и скорбей претерпела от тогдашней власти. Но недаром сказано, что " хранит Господь всех любящих Его " , - до ареста дело не дошло. Когда Дмитрий учился в педагогической школе, началась война. Шестнадцатилетний юноша хотел вместе со старшим братом пойти на фронт, но остался - ради матери. Его час пришел в 44-м, когда Бершадь, оккупированную румынами, союзниками немцев, заняла Красная Армия. Дмитрий ушел воевать. Благодаря хорошим математическим способностям парня его взяли в артиллерию наводчиком 76-миллиметровой пушки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сергей Котькало, Виктор Слободчиков и Василий Елизаров награждены медалью «Народного Собора» Этой награды они удостоены за многолетнюю патриотическую деятельность, защиту и укрепление культуры и нравственности 28.04.2023 350 Время на чтение 4 минуты 26 апреля 2023 года в Москве в Шолоховском зале Союза писателей России состоялось первое заседание нового интеллектуального клуба – Калязинского – организованного при Международной общественной организации «Русское Собрание». На мероприятии присутствовали известные общественные деятели, эксперты, аналитики, руководители патриотических СМИ, сообщает пресс-служба Общероссийского общественного движения «Народный Собор». В начале заседания председатель Общероссийского общественного движения «Народный Собор», член Координационного совета Президентского клуба «Доверия» Олег Юрьевич Кассин, выполняя поручение Центрального Совета движения, вручил медали «Народного Собора» «Вместе за одно!» заместителю председателя правления Союза писателей России Сергею Ивановичу Котькало, известному эксперту, доктору психологических наук, члену-корреспонденту Российской академии образования Виктору Ивановичу Слободчикову и кандидату юридических наук, эксперту в области конституционного права Василию Георгиевичу Елизарову. Этой награды они удостоены за многолетнюю патриотическую деятельность, защиту и укрепление русской культуры и нравственности. Справка «Народного Собора»: Котькало Сергей Иванович родился в 1960 г. в городе Смела Черкасской области. Окончил Литературный институт имени А.М. Горького. Главный редактор журнала «Новая книга России», книжных серий «Памятники церковной письменности», «Славянское братство» и «Национальная безопасность», портала «Русское воскресение». Заместитель председателя правления Союза писателей России, член бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, руководитель РОО «Центр Фёдора Ушакова». Удостоен Ордена Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III степени. Награждён медалью «За боевое содружество», орденом Сирийской Арабской Республики. Лауреат Международных литературных премий им. Е.И. Носова, «Прохоровское поле».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/28/se...

Искуссные в состязаниях услаждаются рукоплесканиями зрителей, и надеждой на награды побуждаются к той победе, какая приличествует им; стремящиеся же достинуть Божественных дарований и жаждущие участия в уповании, уготованном святым, охотно выступают на состязании в благочестии о Христе. Ибо добродетельно устрояют жизнь не те, которые предпочитают праздность, не удостаивающуюся никакой награды, – и не те, которые любят малодушную робость; но те, которые деятельно и мужественно относятся ко всякому испытанию, совершенно ни во что вменяя нападения преследователей, считают великим прюбретением пострадать за Самого Господа, памятуя слова блаженного Павла, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас» ( Рим. 8:18 ). Внемли, что изрек Господь наш Иисус Христос в наставление и для пользы святых апостолов: аще, кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубить ю: и иже аще погубить душу свою Мене ради, обрящет ю ( Мф. 16:24–25 ). Наставление это спасительно и прилично святым, поскольку доставляет небесную славу и приготовляет участие в духовном наслаждении и радости: ибо избрание страдания за Христа нисколько не лишает мздовоздаяния, напротив, делает причастниками вечной жизни и славы. Между тем ученикам, еще не приявшим силы свыше, конечно, было естественно разделять человеческие слабости и как бы вопрошать самих себя: «каким образом можно отвергнуться самого себя? или каким образом тот, кто погубит свою душу, снова обрящет ее? и какая награда будет тому, кто претерпит сие: что воздастся такому? причастниками каких даров будет он»? Итак, чтобы отклонить учеников от подобных мыслей и слов и направить их к величию духа, вселив в них страстное желание той славы, которая ожидает их, Господь говорит: глаголю вам, суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дóндеже видят царствие Божие ( Мф. 16:28 ; Мк. 9:1 ; Лк. 9:27 ). Что же? неужели в этом ответе предуказывалось им продление жизни до того времени, когда, по совершении веков, Господь, сойдя с неба, утвердит царство, уготованное для святых? Конечно, Он мог бы даровать им и это: ибо Он всемогущ, и нет ничего, чего не могло бы совершить Его всесильное мановение; но Господь назвал царством самое зрелище славы, в которой Он явится, когда воссияет на земле, так как Он приидет во славе Бога Отца, а не в уничижении, которое принадлежит к нашим свойствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010