28: 35, 43; 29: 30; 30: 20; 31: 10; 35: 19; 39: 1; 1Пар. 23: 13; 24: 3, 19; Сир. 45: 19). Это служение левитов в скинии и  Храме (Чис. 1: 50; 3: 6, 31; 4: 3, 12, 14, 23-24, 27-28, 30, 33, 35, 37, 39,41, 43; 7: 5, 7-9; 8: 22, 25, 26; 16: 6; 18: 2, 6, 7, 21, 23; 1Пар. 15: 2; 16: 4, 37; 23: 24, 26, 28; 2Пар. 29: 11; 31: 2, 16; 35: 3; Иез. 45: 5). Это служение священников (Втор. 17: 12; 18: 5, 7; 3Цар. 8: 11; 2Пар. 5: 14; 8: 14; 13: 10; 31: 2, 16; Сир. 7: 32; 50: 16; Ис. 61: 6; Иез. 40: 46; 43: 19; 44: 15-17, 19; Иоил. 1: 9, 13; 2: 17; 1Мак. 10: 42; 2Мак. 4: 14); служение юного Самуила при Храме (1Цар. 2: 11, 18; 3: 1); вообще служение в Храме или при Храме (4Цар. 25: 14; 1Пар. 23: 32; 1Пар. 26: 1, 12; 28: 13, 21; 2Пар. 35: 10, 15-16; Сир. 24: 11; Иер. 52: 18; Иез. 44: 11-12; Иез. 46: 24); жертвенное служение (2Мак. 3: 3); служебные одежды и сосуды (Исх. 31: 10; 1Пар. 9: 28; 2Пар. 24: 14); по сходству с храмовыми служителями ангелы – тоже литургии (leitourgoi) Божии (Пс. 102:21; 103: 4); leitourgia - служба на небе перед престолом Божиим (Дан. 7: 10); литургией названо служение Моисея – молитва и умилостивление кадильное (Прем. 18: 21). Термин latreia, latrevo также обозначает сакрально-культовое служение. В книге Исхода Бог повелевает Моисею совершить служение на горе (Исх. 3: 12) и далее постоянно говорится об этом служении, ради которого Моисей просит фараона выпустить народ Израильский в пустыню, как о латрейе (Исх. 4: 23; 7: 16; 8: 1; 8: 20; 9: 1; 9: 13 и т. д.). Это служение представляло собой обряд, но совершаемый не в храме, поскольку храма не было. Латрейей назван и установленный Моисеем обряд Пасхи (Исх. 13: 5), латрейа – запрещенное служение кумирам (Исх. 20: 4-5), латрейа также  – служение всесожжениями и жертвами вне Храма (Нав. 22: 27), латрейа – идолослужение (1Мак. 1:43), а также общее обозначение иудейского «богослужения отцов» (1Мак. 2: 19, 22). Создается впечатление, что словом latreia  выражали преимущественно общее понятие о служениии Богу или языческим богам, а также его относили к культовым действиям, которые происходили вне Храма.

http://pravoslavie.ru/2867.html

Сомнение в достоверности иудейских легенд о директивном определении Канона появилось давно. Еще в 18 в. католики и подвергли критике историчность сообщения о кодификаторской роли Мужей Великого собора. В 19 в. эти сомнения были углублены и развиты (работы протестанта и православного библеиста В настоящее время картина становления Канона более прояснилась, но детали ее во многом остаются еще гипотетическими. Предыстория Канона; законов в Ветхом Завете. О хождении тех или иных писаний в народе и объединении их в сборники судить можно лишь по косвенным данным, причем ссылка на книгу, даже как на авторитетную, еще не означает, что она была принята в Каноне . Более определенно Библия говорит о кодификации священных законов. Она описана там как поэтапная: 1) Моисей читает народу Завета, и народ дает обязательство блюсти ее уставы ( Исх.24:3–7 ); 2) Моисей заповедует обряд возобновления Завета, во время которого должны повторяться слова Закона ( Втор.27–28 ); 3) Иисус Навин вписывает слова Завета в «книгу Закона Божия» и обязует израильтян соблюдать ее уставы (Ис. Нав. 24 ); 4) в 622 до н.э. в Храме находят всеми забытую «Книгу Торы» ( 4Цар.22–23 ); царь Иосия прочитывает ее перед народным собранием и, т.о., она кодифицируется для всего Израиля (как полагает большинство экзегетов, речь шла о Втор. или о части этой книги); 5) Ездра (5 в. до н.э.) торжественно объявляет Закон, т.е. Пятикнижие, церковным и гражданским кодексом общины. Других достоверных сведений о кодификации священных книг в Библии нет. То, что самаряне и саддукеи признавали священным только Пятикнижие, косвенно доказывает отсутствие такой всенародной канонизации прочих книг Ветхого Завета, обязательной для всех верующих. Вторая часть Ветхого Завета, сборник Пророческих писаний, сложилась не позже 200 до н.э., т.к. Иисус, сын Сирахов, знает и пророков, и сборник Двенадцати пророков (Ис. Сир.49:12 ). Кроме того, по свидетельству его внука, он изучал Закон, Пророков и «другие отеческие книги». Следовательно, в эпоху Сираха начал формироваться и сборник книг. Объем его неясен, но, видимо, он включал уже цикл Притчи и Псалтирь (Ис. Сир.47:9–10, 17–19; 49:13–15 ). Можно предположить, что прежде всего была канонизирована Псалтирь. В евангельские времена Ветхий Завет определяется как «Закон Моисеев, Пророки и Псалмы» ( Лк.24:44 ). Уже в послебиблейский период сложился праздничный сборник в который вошли канонические книги, кодифицированные около 1 в. н.э.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В Св. Писании об этой реке упоминается весьма часто. Так, в особенности о ней говорится еще при описании положения рая Едемского ( Быт.2:14 ). Потом в обетовании Божием Аврааму река Евфрат полагается восточным пределом земли обетованной ( Быт.15:18 ). На этот предел указывается и в других местах (напр. Втор.1:7, 11:24 . Нав.1:4 ). Во время пребывания евреев во время путешествия их в землю обетованную в пределах Моавитских упоминается о городе Пефоре в Месопотамии при Евфрате, где жил Валаам ( Числ.22:5 ). Во времена Судей владения рувимлян простирались, по-видимому, и до самого Евфрата ( 1Пар.5:9 ). Во времена Саула они счастливо воевали здесь с агарянами ( 1Пар.5:10 ). Но, собственно, в полном пространстве израильтяне владели землей обетованной от Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта только при Давиде и Соломояе ( 2Цар.8:3–6 . 1Пар.18:3 . 3Цар.4:21, 24 . 2Пар.9:26 ). Впоследствии времени, во время похода фараона Нехао против ассириян, упоминается уже о землях при Евфрате, как не принадлежащих евреям ( 2Пар.35:20 . 4Цар.23:29, 24:7 . Иер.46:2 . 2Ездр.1:25 ). В книге Иудифи земли при Евфрате значатся принадлежащий Навуходоносору, царю Вавилонскому ( Иудифь.1:6 ). У пророков, как река ассяриян и вавилонян, Евфрат представляется, с одной стороны, символом полноты, сокрушающей силы и могущества царя Ассирийского ( Ис.8:7 ), с другой – орудием в деснице Божией для сокрушения гордости Иуды и Иерусалима ( Иер.13:4–9, 19 ). Воды Евфрата, конечно, разумеются у Псалмопевца, когда он изображает пленников иудейских в слезах сидящими у рек Вавилона с повешенными на ивах его арфами при воспоминании о незабвенном Сионе ( Пс.136:1–2 ). О водах Евфрата упоминается и в пророчествах об избавлении Израиля из плена Вавилонского и собрании рассеянных чад его со всех концов земли. ( Ис.11:11, 15–16, 27:12–13 ). В словах прор. Михея: «Придут к тебе из Ассирии и городов Египетских, от Египта до Евфрата и от моря до моря» выражается обращение к Богу всех народов земли ( Мих.7:12 ). В пророчестве Иеремии о завоевании Вавилона мидянами и персами, слова пророка: «город взят со всех концов и броды захвачены и ограды сожжены огнем», вероятно, указывают на способ завоевания Вавилона Киром ( Иер.51:13, 31–32 ). Во времена Маккавейские землями Евфрата владели цари Сирийские, и Евфрат представляется восточным пределом их владений (1Макк.8:32, 37). У Иисуса, сына Сирахова, с полнотой Евфрата сравниваются обильные плоды истинной мудрости и знания ( Сир.24:28 ). В Откровении Иоанна Евфрат представляется местом, откуда по повелению Божию имеют быть освобождены связанные ангелы губители, приготовленные для поражения людей разными язвами ( Откр.9:14–21 ). Наконец, высушенный Евфрат символически представляется готовым путем для собрания царей на брань в великий день Вседержителя ( Откр.9:16:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Тот же пророк Осия, вещая от имени Бога и обращаясь к избранному народу, говорит: “Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый” (Ос. 11. 9). Бог Сам так определяет Себя, и это означает, что святость — одно из важнейших определений Бога (Ср.: Лев. 11. 44–45; 19. 2; 20. 3, 7, 26; 21. 8; 22. 2, 32. Нав. 24. 15, 19. 1 Цар. 2. 2, 10; 6. 20. 2 Цар. 22. 7. 4 Цар. 19. 22. 1 Пар. 16. 10, 27, 35; 29. 16. 2 Пар. 6. 2; 30. 27. Тов. 3. 11; 8. 5, 15; 12. 12, 15. Иф. 9. 13. Иов. 6. 10. Пс. 2. 6; 3. 5; 5. 8; 10. 4; 14. 1; 15. 10; 17. 7; 19. 7; 21. 4; 23. 3; 26. 4; 27. 2; 32. 21; 42. 3; 45. 5; 46. 9; 47. 2; 50. 13; 64. 5; 67. 6; 70. 22; 76. 14. 77. 41, 54; 78. 1; 88. 19; 97. 1; 98. 3, 5, 9; 101. 20; 102. 1; 104. 3, 42; 105. 47; 110. 9; 137. 2; 144. 13, 21. Притч. 9. 10. Прем. 1. 5; 9. 8, 10, 17; 10. 20. Сир. 4. 15; 17. 8; 23. 9–10; 43. 11; 47. 9, 12; 48. 23. Ис. 1. 4; 5. 16, 19, 24; 6. 3; 8. 13; 10. 17, 20; 11. 9; 12. 6; 17. 7; 29. 19, 23; 30. 11–12, 15; 31. 1; 37. 23; 40. 25; 41. 14, 16, 20; 43. 3, 14–15; 45. 11; 47. 4; 48. 17; 49. 7; 52. 19; 54. 5; 55. 5; 56. 7; 57. 13, 15; 58. 13; 60. 9, 14; 63. 10–11; 65. 11, 25; 66. 20. Иер. 23. 9; 31. 23; 50. 29; 51. 5. Вар. 2. 16; 4. 22, 37; 5. 5; 20. 39–40; 28. 14; 36. 20–22; 39. 7, 25. Иез. 43. 7–8. Дан. 3. 52–53; 4. 5–6, 10, 14–15, 20; 5. 11; 9. 16, 20, 24. Иоил. 2. 1; 3. 17. Ам. 2. 7. Авд. 1. 16. Ион. 2. 5, 8. Мих. 1.2. Авв. 1. 12; 2. 20; 3. 3. Соф. 3. 11–12. Зах. 2. 13. 2 Мак. 8. 15; 14. 36; 15. 32. 3 Мак. 2. 2, 11, 16; 5. 8; 6. 1–2, 4, 17, 26; 7. 8. 3 Езд. 14. 22. Мф. 1. 18, 20; 3. 11; 12. 32; 28. 19. Мк. 1. 8, 24, 29; 12. 36; 13. 11. Лк. 1. 15, 35, 41, 49, 67, 72; 2. 25–26; 3. 16, 22; 4. 1, 34; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 33; 7. 39; 14. 26; 17. 11; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 33, 38; 3. 14; 4. 8, 25, 27, 30–31; 5. 3, 32; 6. 3, 5; 7. 51, 55; 8. 15, 17–19, 39; 9. 17, 31; 10. 38, 44–45, 47; 11. 15–16, 24; 13. 2, 4, 9, 35, 52; 15. 8, 28; 16. 6; 19. 2, 6; 20. 23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 12, 15–16. 2 Пет. 1. 21. 1 Ин. 2, 20; 5. 7. Иуд. 1. 20. Рим. 5. 5; 9. 1; 14. 17; 15. 13, 16. 1 Кор. 2. 13; 3. 17; 6. 19; 12. 3. 2 Кор. 6. 6; 13. 13. Еф. 3. 5; 4. 30. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. Откр. 3. 7; 4.8; 6. 10; 15. 3–4; 16. 5).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

Иерихон Иерихон ( , , – издающий бальзамический запах, душистый, благовонный; εριχ; V. и L: Iericho; слав. Чис.22:1, 26:63, 33:48 . Втор.32:49, 34:1, 3 . Нав.2:1, 3, 12:9, 16 ,,. 18:12, 21, 24:11. 2Цар.10:5 . 3Цар.16:34 . 4Цар.2:4, 25:5 . 1Пар.6:78, 19:5 . 2Пар.28:15 . 1Ездр.2:34 . Неем.3:2, 7:36 . Иудиф.4:4 . Сир.24:15 . Иер.39:5 . 1Мак.9:50, 16:14 . Мф.20:29 . Мк.10:46. Лк.10:30, 18:35, 19:1 . Евр.11:30 . – Из древнейших городов Палестины; лежал в расстоянии 6-ти часов пути от Иерусалима, в 2-х часах от Иордана, на западном берегу Иордана, в плодоносной долине, среди садов, изобиловавших пальмами, почему и назывался городом пальм ( Втор.34:3 . Суд.1:16, 3:13 . 2Пар.28:15 ). Это был царский город ханаанский, богатый и укрепленный, обнесенный широкою стеною ( Нав.2:1–3, 15, 6:18–19 ). При вступлении евреев в Палестину, он первый подлежал их завоеванию. И. Нав. предварительно послал соглядатаев осмотреть его, и после город чудесно был взят ими: по семидневном обхождении вокруг него с ковчегом завета и трубным звуком священников, при громком в последний обход восклицании народном, стены города пали, и город был взят, и все в нем предано мечу и истреблению (см. гл. Нав.6 , сн. 2Мак.12:15 . Евр.11:30 ). При разделе земли обетованной, местность эта досталась колену Вениаминову ( Нав.18:21 ). По завоевании этого города, И. Навин произнес проклятие на того, кто бы дерзнул восстановить его, и город оставался в развалинах до времен царя Изр. Ахава, когда, не страшась проклятия, некто Ахиил дерзнул снова восстановить его, за что и понес достойное наказание ( 3Цар.16:34 , сн. Нав.6:25 ). Правда, о существовании его упоминается и во времена Судей ( Суд.3:13 ), и во времена царств ( 2Цар.10:5 . 1Пар.19:5 ); но это, вероятно, было небольшое селение, удерживавшее прежнее название города, а не укрепленный город. Впоследствии, по восстановлении его Ахиилом, он медленно приходил в прежнее свое положение. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пророк Илия, и здесь, поблизости, было училище пророков, где жили сыны пророческие ( 4Цар.2:4, 5, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Иордан Иордан (, почти всегда употребляется с членом за исключением немногих мест (напр. Пс.41:7 . Иов.40:23 ); от , нисходить, ниспускаться, течь, стремиться, стекать, низвергаться вниз, значит течение, ниспадение, река, большая река; ωρδνης; Iordanis; рд анъ; L: Iordan): Быт.13:10, 32:10 . Чис.22:1, 26:63, 33:48, 34:12 . , гл. Нав.3, 4 . . Суд.3:28, 7:24, 25, 10:8, 11:13, 22, 12:5 . 1Цар.13:7, 31:7 . 2Цар.2:29, 10:17, 17:2 ,. 24:5. 3Цар.2:8, 7:46, 17:3 . 4Цар.2:6–7, 5:10, 6:2, 7:15, 10:33 . 1Пар.6:78, 12:15, 26:30 . 2Пар.4:17 , Иудиф.1:9, 5:15 . Иов.40:18 . Пс.41:7, 113:3, 5 . Сир.24:28 . Иез.47:18 . Зах.11:3 . 1Мак.5:24 . – Мф.3:6, 13. Мк.1:5, 9 . Лк.3:3, 4:1 . Ин.1:28. 3:26 и др. – Главная и, можно сказать, единственная река Палестины, протекающая вдоль нее и разделяющая ее на две половины, восточную и западную. Она течет в продолжение всего года; другие реки Палестины суть только ручьи или потоки, которые имеют временное течение и летом большей частью высыхают. У арабов Иордан известен под именем эш-Шериа=водное место, или с прибавлением слова Кебир: Шериа эл-Кебир=великое водное место, для отличие его от Иеромакса, называемого Шериаг-эль-Мандгур. Называется также Нар-ель-Арден или ель-Урдун. Две половины – восточная и западная, на которые разделяется Иорданом Палестина, в В. Завете называются: по эту сторону Иордана и по ту сторону Иордана. Еврейские выражения: « , или у LXX πραν το ορδνου, τ πραν το ορδνου=та сторона Иордана, τ. е, противоположная» означают и ту сторону Иордана и эту сторону его, смотря по тому, откуда идет речь. До перехода израильтянами Иордана восточная часть земли обетованной называлась по эту сторону, а западная – по ту сторону ( Чис.32:19, 32, 35:14 . Втор.4:41, 11:29–30, 12:10 ). Но после, когда евреи перешли Иордан и поселились на западе, выражение эти стали употребляться наоборот: восточная стала называться по ту сторону, к востоку, а западная – по эту сторону, к западу; к морю ( Нав.12:1, 7, 5:1, 13:8, 32, 22:4, 7, 24:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Ливан, Ливанский Ливан, Ливанский ( ,=белый, белая гора; Λβανος Αντιλβανος; Libanus; L: Libanon): Втор.1:7, 3:25, 11:24 . Нав.1:4, 9:1, 13:5, 6 . Суд.3,3 . 3Цар.4:33, 5:6, 9:19, 10:17 . 4Цар.14:9, 19:23 . 2Пар.2:8, 9:16, 20, 25:18 . 1Ездр.3:7 . 2Ездр.4:48, 5:53 . Иудиф.1:7 . Пс.28:5, 6, 71, 16, 91:13, 103:16 . Песн.3:9, 4, 8, 11, 15, 5:15 . Сир.24:14 . Ис.2:13, 14:8, 29:17, 33:9, 35:2, 37:24, 60:13 , Иер.22:20 . Иез.17:2 . Наум 1:4 . Зах.10:10, 11:1 . и др. – Гора, лежащая в северных пределах Палестины, на границе между Иудеей и Сирией ( Втор.1:7, 11:24 . Нав.1:4, 9:1, 11:17, 12:7, 13:5 . 3Ездр. 15:20 ). Состоит из двух горных хребтов, из коих западный по преимуществу называется Ливаном, а восточный – Антиливаном, которые отделяются один от другого долиною, называемой Емафским проходом, или Келесирией, ныне Бекаей ( 2Ездр.2:24, 4:48 . 1Мак.10:69 . 2Мак.8:8, 10:11 ). Название Ливана (от Лаван – белый) имеет гора сия или по причине снегов, постоянно покрывающих вершины ее, особенно вершины Ермона, на которых самым летом снег не тает ( Иер.18:14 ), или от бело-седого цвета известкового камня, из которого состоит грунт его (сн. Herz. VIII. p. 362). Ливан лежит среди замечательных земель и областей: к западу – узкая прибрежная земля Финикии с ее знаменитыми в древности торговыми городами – Тиром, Сидоном, Триполем и др.; к северу – Антиохия, главный город Сирии, резиденция Селевкидов, где впервые ученики Христовы стали называться христианами; к юго-востоку – Святая земля с ее городами и селениями, освященными стопами Спасителя. Ливан поднимается из долины Леонтеса и из бассейна истоков Иордана, как горный кряж, от которого, как от ствола, идут два горные хребта с юга на север и северо-восток, из которых западный, называемый Ливаном, арабы называют Жебель ель-Гарби (Dschebel el-Gliarbi) – западная гора, а второй, т. е. Антиливан – Жебель ешь-Шарки (Dschebel esch Scharki) – восточная гора. Отделяясь от Жебель ес-Шейха или Ермона долиной нижнего Леонтеса, который в северном течении своем ныне называется Литани, собственный Ливан идет от юга на север, почти параллельно берегу, от окрестностей Тира и Сидона до реки Кебира (древнего Елевтера), к северу от Триполя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Последний благочестивый царь иудейский (по счету 16-й), Иосия, «направивший к Господу сердце свое и во дни беззаконных утвердиший благочестие» и прославляемый наряду с Давидом и Езекиею за праведность и ревность по законе ( Сир.49:3–5 ), вступил на царство восьмилетним отроком (LXX: ις κτ τν, слав.: «сын осьмилет» – буквальная передача евр. бен, имеющего в соединении с числительным лет значение возраста) в 641 или 640 году. Отец его Амон, умерший в 24-летнем возрасте, имел сына 16 лет, равно и Иосия, умерший после 31-летнего царствования – 39-ти лет, оставил старшего сына Иоакима 25-ти лет ( 4Цар.23:36 ), следовательно, имел сына на 15-м году жизни: при ранней половой зрелости на востоке эти цифры не должны удивлять нас. Мать его происходила из Боцкафы, LXX: Βαβηδθ, Vulg.: Baschath, слав.: «Васуроф», (Onomasticon, 199, 225) – города в Иудином колене близ Лахиша ( Нав.15:39 ). Общая характеристика царствования Иосии (ст. 2), в которой поставляется на вид идеальная верность этого царя закону (ср. 4Цар.23:25 ), превосходит отзывы о всех других царях: только Иосии усвояется «неуклонение ни направо ни налево» (ср. Втор.5:32,17:11,20,28:14 ) от пути Давида. Эта характеристика служит вместе и переходом к изображению теократической деятельности Иосии. Для сравнения повествования ( 4Цар.22:1–23 ) – о царствовании Иосии с параллельным повествованием о том же книги ( 2Пар.34–35 ), открывается то различие между ними, что 4 книге Царств рассматривает деятельность Иосии с теократически прагматической точки зрения и соответственно с тем отводит более всего места, ( 4Цар.23:4–20 ), изображению искоренения Иосиею идолопоклоннических культов и незаконного служения Иегове и вообще представляет Иосию единственным по религиозной ревности и строгому проведению теократических принципов царем ( 4Цар.23:24–25 ), между тем священный писатель 2 книги Паралипоменон смотрит на царствование и деятельность Иосии преимущественно с ритуальной точки зрения и потому преимущественное внимание обращает на совершение при Иосии (в 18-й год его царствования) праздника Пасхи при исключительно точном соблюдении всех обрядовых предписаний закона, при исключительной торжественности, ( 2Пар.35:1–19 ). В связи с этим стоит неодинаковый хронологический порядок событий и той и другой редакции священного повествования, причем 4 книга Царств берет исходным пунктом факт открытия книги закона в храме в 18-й год царствования Иосии и затем последовательно переходит к вызванным этим фактом мероприятиям Иосии, каковы: возобновление всенародного завета с Богом, искоренение противозаконных культов, совершение Пасхи и др., а 2 книга Паралипоменон излагает эти же события, по-видимому, не в столь естественной последовательности. В целом оба повествования не только подтверждают, но и восполняют одно другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исаак ( = смех; σακ; Isaac; Icaakъ): Быт.17:19, 21:3–6, 24:3–9, 46:1 . Нав.24:3–4 . 1Пар.1:28 . Сир.44:24 . 3Ездр.3:15 . Ам.7:9 . Деян.7:8 . Рим.9:7. 10 . Евр.11:9, 17–18, 20 . – Сын Авраама и Сарры, родившийся в глубокой их старости, согласно обещанию Божию ( Быт.18:1–15, 21:1–8 ), наследник обетований, данных Богом Аврааму ( Быт.17 гл.). Во время детства его, когда Измаил, сын Агари, насмехался над ним, Агарь вместе с Измаилом, по повелению Божию, удалена была из дома Авраамова ( Быт.21:8–13 ). Исаак между тем, возрастая, показывал в себе кротость нрава, покорность отцу и преданность Промыслу Божию. Это доказал он как допущением принести себя в жертву ( Быт.22 гл.), так и вступлением в брак по распоряжению Авраама, а не по собственному выбору. Будучи 40 лет, он, согласно желанию отца своего, вступил в супружество с Ревеккой, дочерью Вафуила, сына Нахора, брата Авраамова ( Быт.24 гл.), и жил потом, подобно Аврааму, среди испытаний, не имея постоянного жилища в земле обетования. Во время голода он должен был удалиться в землю Филистимскую, и испытал здесь и дерзость герарских жителей, и зависть их к себе, и обиды со стороны пастухов герарских, которые то заваливали, то отнимали вырытые им колодцы ключевой воды. Но Господь не оставлял его, и сам царь Герарский, видя благословение на нем Божие, искал дружбы и союза, с ним ( Быт.25:11 . и гл. Быт.26 . Евр.11:9 ). Чрез 20 лет супружества своего и вместе неплодства Ревекки, Исаак имел наконец от нее двух близнецов: Исава и Иакова; но они были совершенно различных свойств ( Быт.25:20–27 ). Исав оказался недостойным прав первородства, и сам продал его брату своему за блюдо чечевичного кушанья, за что и получил прозвание Эдом – красный ( Быт.25:29–34 ). Около этого времени скончался Авраам, и Исаак, будучи 75 лет, вместе с Измаилом похоронили его в пещере Махпелы ( Быт.25:7–10 ). После и сам Исаак состарился и притупилось его зрение. Ему было 137 лет. Полагая близость смерти своей, он желал заблаговременно благословить детей своих, и для этого, призвав Исава, велел ему приготовить себе кушанье, чтобы благословить его, как первенца. Но хотя он и желал сего, но Промысл устроил так, что благословение досталось достойнейшему, т. е. Иакову. Преимущества благословение этого очень важны. Оно заключало в себе не только обилие благ земных, но власть над народами и самим братом, и, наконец, благословение на благословляющих и проклятие на проклинающих Иакова ( Быт.27:1–40 ). После этого Исаак и Ревекка должны были терпеть гнев Исава и оскорбление от жен его и продолжительную разлуку с Иаковом ( Быт.27:41–46, 28:1–5 ). Наконец, по возвращении Иакова из МесОпотамии, Исаак скончался 180-ти лет, и погребен детьми своими, Исавом и Иаковом ( Быт.35:27–29 ). См. Библ. Ист. М. Филар. Zell. 1. p. 730–732. Св. Ист. Бог . стр. 41. 46. 51–57. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Газа Газа ( – от – крепость, укрепленное место; Γαζα; Gaza; Газа): Быт.10:19 . Втор.2:23 . Нав.10:41, 11:22, 13:3, 15:47 . Суд.1:18, 6:4, 16:1, 21 . 1Цар.16:17 . 3Цар.4:24 . 4Цар.18:8 . 1Пар.7:28 . Иер.25:20, 47:1, 5 . Ам.1:6, 7 . Соф.2:4 . Зах. 9:5 . 1Макк.11:61, 62, 18:43. Деян.8:26 . – Город филистимский, из пяти известнейших филистимских городов ( Нав.13:3 . Суд.3:3 . 1Цар.6:4, 17–18 ), служивший пределом хананеев на юге Палестины ( Быт.10:19 . Втор.2:23 . Нав.10:41 ); лежит на юг от Аскалона, выше потока Весорского. При разделе земли обетованной город этот причислен к колену Иудину ( Нав.15:47 ); но, кажется, он не был еще покорен иудеями ( Нав.13:1–3 ). Уже во времена Судей Иуда взял Газу с другими городами филистимскими ( Суд.1:18 ); но вскоре филистимляне опять, должно быть, завладели ими ( Суд.3:1–4 ) и они оставались у них и во времена Судей, и во времена Царей. Во времена Сампсона, Самуила, Саула и Давида, Газа была филистимским городом ( Суд.16:1, 21 . 1Цар.6:1, 17, 7:14 и др.). Давид хотя положил конец владычеству филистимлян над Израилем, и смирил их, и даже завоевал у них Геф ( 1Пар.18:1 . Сир.47:8 ), но не подчинил их себе, и Газа с прочими главными городами оставалась самостоятельной и независимой. То же должно сказать и о Соломоне ( 3Цар.4:24 . 2Пар.9:26 ). Оставаясь самостоятельным и независимым народом, филистимляне всегда оставались враждебными к иудеям, и цари Иудейские должны были вести е ними войны. Царь Озия счастливо воевал с ними ( 2Пар.26:6–7 ); царь Езекия поразил их до Газы ( 4Цар.18:8 . сн. 2Пар.28:18 ). И пророки около этого времени часто предсказывали падение Газы ( Иер.25:20, 47:5 . Ам.1:6 . Соф.2:4 . Зах.9:5 ), и суд Божий постиг филистимлян. Фараон, царь Египетский, поразил Газу ( Иер.47:1 ). Потом город этот вместе с другими городами должен был перейти во власть царя Вавилонского ( 4Цар.24:7 . сн. Иер.25:15–26 ). Александр Македонский, после двухмесячной осады, взял и разрушил его. Снова восстановленный по смерти Александра, он завоеван был Антиохом III-м, и перешел под власть сирийских царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010