VII, 14– Δαβ´δου φλος, друг Давида – название, напоминающее титул Хусия ( 2Цар.15:37, 16:17 ) ); некоторые (Гретц, проф. М. Гуляев 2 ) отождествляют Рисия со священником Ира ( 2Цар.20:26 ). «Сильные Давидовы» (евр.: гибборим ашер ле Давид; LXX: ο δυνατο το Δαβιδ, Vulg.: robur exereitus D. ) – гвардия телохранителей Давида, числом 37 ( 2Цар.23:8–39 ; 1Пар.11:10–47 ), называются также Хелефеи и Фелефеи (евр. Крети, Плети), ниже ( 3Цар.1:38,44 ), ср. ( 2Цар.15:18,20:7 ; 1Пар.18:17 ), начальником их был Ванея ( 2Цар.8:18 ; 2Цар.20:23 ). По примеру Авессалома ( 2Цар.15:8–12 ), Адония устраивает для участников заговора пиршество (с жертвоприношением – для придания делу религиозного отпечатка) «у камня Зохелет, что у источника Рогель» (евр.: им эбен (газ) Зохелет ашер ецел Эйн-Рогел. LXX: μετ λθου τ Ζωελεθ ς ν χμενα τς Ρωγηα. Vulg.: juxta lapidem Zocheleth, qui erat vicinus funti Rogel): камень или скала Зохелет (по Евсевию и блаж. Иерониму. Onomastic, 471, Ζωελθ, Zoeteth) – по словопроизводству – «ползучий» камень или камень «змея» (может быть, название это имеет связь с «источником Драконовым» ( Неем.2:13 ), но, без сомнения, оно не имело никакого отношения к почитанию «медного змия» ( 4Цар.18:4 ), как толкуют некоторые западные экзегеты). Источник Рогель или Эйн-Рогель ( Нав.15:7,18:16 ), (Onomastik. 804) лежал на границе Иудина и Вениаминова колен, принадлежа по разделу к последнему (цит. мм.), к юго-востоку от Иерусалима ( 2Цар.17:17 ), в прекрасной плодородной равнине; по И. Флав. (Иудейские Древн. VII, 14, 4), «вне города, у ручья, в царском парке» ( ν τ βασιλικ παραδεσω). Теперь его отождествляют с источником Бир-Эйюб на юго-восток от Иерусалима, при соединении долин Иосафатовой и Гинномовой (Robinson. Palastina. Bd. II (1841), 138 ff. ). 3Цар.1:11 .  Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том? 3Цар.1:12 .  Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. По жестокому обычаю древности, доселе сохраняющемуся на Востоке, при всех насильственных политических переворотах новый царь истреблял всех родственников и членов дома своего предместника или противника (ср. Суд.9:5 ; 3Цар.15:29 ; 4Цар.10:6–13,11:1 ): это подтверждает и последующая судьба Адонии ( 3Цар.2:24–25 ). В случае осуществления заговора последнего Соломону и его матери грозила бы подобная опасность, которую и считает долгом предотвратить пророк Нафан. По выражению Давида ( 1Пар.22:5 ) Соломон в данное время был «молод и малосилен», а по словам молитвы Соломоновой по вступлении на престол ( 3Цар.3:7 ) он был «отрок малый»; однако из снесения ( 3Цар.11:42 ) с ( 3Цар.14:21 ) оказывается, что при вступлении на престол у Соломона был уже однолетний сын Ровоам, следовательно, Соломон имел тогда, по крайней мере, 18 лет (По И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 7; 8–12 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Пар.12:15 . Иер.12:5, 49:19 ); летом же во многих местах его удобно можно переходить (сн. Пут. Нор. T. 3. стр. 104). По приближении к Мертвому морю, растительность исчезает; равнина проникается песчаной, глинистой и соляной влагой, и почва земли до того делается мягкой, что глубоко вязнет нога. Пред впадением в Мертвое море Иордан разделяется на два устья, и в Мертвом море совершенно исчезает; но русло его и долина ель-Хор или Арава продолжается и за Мертвым морем, до самого Еланитского залива (Нор. стр. 104. Herz. VII. р. 10). – В Св. Писании часто говорится об Иордане. Во времена Авраама прекрасные окрестности Иордана избрал Лот в жилище себе ( Быт.13:10–11 ). Чрез Иордан с одним посохом перешел патриарх Иаков, когда шел в Месопотамию, где Бог благословил его многочисленным семейством ( Быт.32:10 ). По завоевании восточных земель при Моисее, за Иорданом остались жить колена Рувимово, Гадово и половина Манассиина, заняв завоеванные там земли ( Чис.32 гл. Нав.1:12–18, 22:1–10 ). По смерти Моисея, израильтяне совершили чудесный переход чрез Иордан против Иерихона и вступили в землю обетованную по ту сторону Иордана ( Нав.3, 4 гл.). Иордан составлял потом границу для колен, занявших земли на востоке, и границу между восточными и западными коленами израильскими вообще ( Нав.13:23, 27, 15:5, 16:1, 7, 18:12, 19:22, 33–34 ). Во времена Судей Аод ( Суд.3:28 ), Гедеон ( Суд.7 гл.) и Иеффай ( Суд.12 гл.) при Иордане одерживали победы свои над врагами Израиля: моавитянами, мадианитянами и другими ( Суд.3:28, 8:4 и д. Суд.12:5–6 ). Чрез Иордан Давид переходил с войском против сириян ( 2Цар.10:17 ), и после, во время бегства от Авессалома – в Маханаим ( 2Цар.17:22 ). При Иордане между Сокхофом и Цартаном находились плавильные горны Соломона, где выливались из меди разные вещи для храма Иерусалимского ( 2Пар.4:17 ). Чрез Иордан чудесно переходили посуху пророки Илия и Елисей, и здесь творили чудеса ( 4Цар.2:7–8, 14, 5:10–14, 6:2–4 ). В водах Иордана получил исцеление от проказы Нееман, военачальник сирийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Дальнейшее развитие этого образа находит выражение в титуле «Господь Саваоф» («Господь воинств»). Этот титул используется в Ветхом Завете 267 раз, и его военное значение раскрывается в словах Давида, обращенных к Голиафу: «Я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских» ( 1Цар.17:45 ). Слово воинства (s e baot) – множественное число обычного слова «войско» (напр., Суд.8:6; 9:29 ; Пс.43:10; 59:12; 107:12 так что это выражение вполне можно перевести как «Бог воинов». В обмене репликами между Давидом и Голиафом под воинством, без сомнения, имелась в виду армия Израиля. Но это не столь очевидно в Нав.5:13–15 , когда Иисусу Навину явился ангельский «вождь воинства Господня». Если Иисус Навин сам командовал армией, каким же воинством командовал этот ангел? Ответ на этот вопрос найти достаточно просто. Празднуя победу над Сисарой, Девора и Варак пели, что «с неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою» ( Суд.5:20 ). Они верили, что рядом с их войском сражалось еще и другое, увлекшее врага в воду ( Суд.5:21 ) и лишившее Сисару стратегического военного преимущества, выражавшегося в наличии колесниц ( Суд.4:15 ). Назвав эту невидимую армию «звездами», Девора и Варак использовали обычную терминологию древности, в которой это воинство отождествлялось с ангельскими силами (см. НЕБЕСНОЕ ВОИНСТВО ). Это же воинство мы видим в 3Цар.22:19 (не забывайте, что речь идет о военной стратегии), во Втор.32:8 (где они названы «сынами человеческими»), в Пс.81 (где они названы «богами» и «сынами Всевышнего»), в Иов.38:7 (где они названы «сынами Божиими» и «утренними звездами») и, разумеется, в Лк.2:13 (где мы видим «многочисленное воинство небесное»). В Ис.37:36 борьбу ведет всего один «Ангел Господень». Божье воинство окружило Елисея в 4Цар.6:17 (ср. Пс.33:8 ) и с шумом шло в битву впереди Давида ( 1Пар.14:15 ; ср. Иез.1:24 ). Причина греховности произведенной Давидом переписи воинов Израиля ( 2Цар.24 ; 1Пар.21 ) заключалась, возможно, в том, что он проявил неверие, проигнорировав присутствие небесных сил и не приняв их во внимание. Идеальная битва та, в которой человеческие силы принимают минимальное участие, чтобы было совершенно ясно, что «это война Господа» ( 1Цар.17:47 ; 2Пар.20:15 ; ср. Суд.7 ; 1Цар.14:1–14 ), ибо «сильный в брани» – только Господь ( Пс.23:8 ). На пророков была возложена тяжелая задача провозглашения Израилю, что Господь встал на другую сторону и теперь использует войска других стран против Израиля ( Ис.10:5–19 ; Иер.1:14–16 ; Авв.1:5–11 ; Иоил.2:1–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В Св. Писании об этой реке упоминается весьма часто. Так, в особенности о ней говорится еще при описании положения рая Едемского ( Быт.2:14 ). Потом в обетовании Божием Аврааму река Евфрат полагается восточным пределом земли обетованной ( Быт.15:18 ). На этот предел указывается и в других местах (напр. Втор.1:7, 11:24 . Нав.1:4 ). Во время пребывания евреев во время путешествия их в землю обетованную в пределах Моавитских упоминается о городе Пефоре в Месопотамии при Евфрате, где жил Валаам ( Числ.22:5 ). Во времена Судей владения рувимлян простирались, по-видимому, и до самого Евфрата ( 1Пар.5:9 ). Во времена Саула они счастливо воевали здесь с агарянами ( 1Пар.5:10 ). Но, собственно, в полном пространстве израильтяне владели землей обетованной от Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта только при Давиде и Соломояе ( 2Цар.8:3–6 . 1Пар.18:3 . 3Цар.4:21, 24 . 2Пар.9:26 ). Впоследствии времени, во время похода фараона Нехао против ассириян, упоминается уже о землях при Евфрате, как не принадлежащих евреям ( 2Пар.35:20 . 4Цар.23:29, 24:7 . Иер.46:2 . 2Ездр.1:25 ). В книге Иудифи земли при Евфрате значатся принадлежащий Навуходоносору, царю Вавилонскому ( Иудифь.1:6 ). У пророков, как река ассяриян и вавилонян, Евфрат представляется, с одной стороны, символом полноты, сокрушающей силы и могущества царя Ассирийского ( Ис.8:7 ), с другой – орудием в деснице Божией для сокрушения гордости Иуды и Иерусалима ( Иер.13:4–9, 19 ). Воды Евфрата, конечно, разумеются у Псалмопевца, когда он изображает пленников иудейских в слезах сидящими у рек Вавилона с повешенными на ивах его арфами при воспоминании о незабвенном Сионе ( Пс.136:1–2 ). О водах Евфрата упоминается и в пророчествах об избавлении Израиля из плена Вавилонского и собрании рассеянных чад его со всех концов земли. ( Ис.11:11, 15–16, 27:12–13 ). В словах прор. Михея: «Придут к тебе из Ассирии и городов Египетских, от Египта до Евфрата и от моря до моря» выражается обращение к Богу всех народов земли ( Мих.7:12 ). В пророчестве Иеремии о завоевании Вавилона мидянами и персами, слова пророка: «город взят со всех концов и броды захвачены и ограды сожжены огнем», вероятно, указывают на способ завоевания Вавилона Киром ( Иер.51:13, 31–32 ). Во времена Маккавейские землями Евфрата владели цари Сирийские, и Евфрат представляется восточным пределом их владений (1Макк.8:32, 37). У Иисуса, сына Сирахова, с полнотой Евфрата сравниваются обильные плоды истинной мудрости и знания ( Сир.24:28 ). В Откровении Иоанна Евфрат представляется местом, откуда по повелению Божию имеют быть освобождены связанные ангелы губители, приготовленные для поражения людей разными язвами ( Откр.9:14–21 ). Наконец, высушенный Евфрат символически представляется готовым путем для собрания царей на брань в великий день Вседержителя ( Откр.9:16:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Вифлеем Вифлеем ( – дом хлеба; Βηθλεμ; у Флавия Βηθλεμα, Βηθλεεμα; Bethlehem; Вилеемъ): Быт.35:19. 48:7 . Нав.15:59 . Суд.12:8, 10, 17:7–9, 19:1, 18 . Руфь.1:1–2, 19, 2:4, 4:11 . 1Цар.16:1, 4, 17:12, 15, 20:6 . 2Цар.2:32, 21:19, 23:14–16, 24 . 1Пар.2:51, 54, 11:16, 26 . 2Пар.11:6 . 1Ездр.2:21 . Неем.7:26 . Иер.41:17 . Мих.5:1 . Мф.2:1, 5, 6, 8, 16 . Лк.2:4, 45 . Ин.7:42 . – Небольшой, незначительный городок в колене Иудином, недалеко от Иерусалима, – около 2-х часов пути к югу, названный так, вероятно, по плодородию и изобилию земли. Ранее ( Быт.35:19, 48:7 ) назывался Ефрафа (), что также значит плодородие и изобилие. Названия эти иногда соединяются в одно, и селение называется Вифлеем-Ефрафа ( Мих.5:2 . Сн. Руфь.1:2 . 1Цар.17:12 ). По своей немноголюдности и незначительности Вифлеем у пророка называется малым ( Мих.5:2 ), и в перечислении городов иудиных в кн. Нав. в еврейском тексте его нет, а значится только у LXX ( Нав.15:59 ,); но в книге Судей и книгах Царств и у пророков он упоминается нередко. Со времени патриарха Иакова он известен как место смерти и погребения Рахили ( Быт.35:16, 19, 48:7 ). Во времена Судей из Вифлеема, по Флавию, происходил Судия Есевон ( Суд.12:8, 10 . Древ. V. 7, 13). Более известен сделался Вифлеем как родина царя Давида. Здесь жили предки его – Вооз, богатый благочестивый вифлеемлянин и Руфь моавитянка, и потом Овид и Иессей (см. кн. Руфи). Здесь родился Давид и воспитывался и пас стада, отца своего, и здесь помазан был на царство пророком Самуилом( 1Цар.16:1–13, 17, 12–15, 58, 20:6 ). И отсюда у евангелиста Луки Вифлеем называется городом Давидовым ( Лк.2:4, 11 ). Он называется еще Иудиным для отличия от города того же имени в колене Завулоновом ( Нав.19:15 . сн. Руфь.1:2 . 1Цар.17:12 . Суд.17:7, 19:1–2, 18 . Мф.2:5 ). В царствование Давида, когда во время войны с филистимлянами, во время жатвы, находясь в укреплении, он пожелал, чтобы ему принесли воды из кододезя Вифлеемского, тогда как в Вифлееме и в долине Рефаимской стояли войска филистимские, трое из храбрых Давида, несмотря на опасность, пробравшись сквозь стан филистимский, почерпнули воды из колодезя Вифлеемского и принесли Давиду ( 2Цар.23:13–17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Иордан Иордан (, почти всегда употребляется с членом за исключением немногих мест (напр. Пс.41:7 . Иов.40:23 ); от , нисходить, ниспускаться, течь, стремиться, стекать, низвергаться вниз, значит течение, ниспадение, река, большая река; ωρδνης; Iordanis; рд анъ; L: Iordan): Быт.13:10, 32:10 . Чис.22:1, 26:63, 33:48, 34:12 . , гл. Нав.3, 4 . . Суд.3:28, 7:24, 25, 10:8, 11:13, 22, 12:5 . 1Цар.13:7, 31:7 . 2Цар.2:29, 10:17, 17:2 ,. 24:5. 3Цар.2:8, 7:46, 17:3 . 4Цар.2:6–7, 5:10, 6:2, 7:15, 10:33 . 1Пар.6:78, 12:15, 26:30 . 2Пар.4:17 , Иудиф.1:9, 5:15 . Иов.40:18 . Пс.41:7, 113:3, 5 . Сир.24:28 . Иез.47:18 . Зах.11:3 . 1Мак.5:24 . – Мф.3:6, 13. Мк.1:5, 9 . Лк.3:3, 4:1 . Ин.1:28. 3:26 и др. – Главная и, можно сказать, единственная река Палестины, протекающая вдоль нее и разделяющая ее на две половины, восточную и западную. Она течет в продолжение всего года; другие реки Палестины суть только ручьи или потоки, которые имеют временное течение и летом большей частью высыхают. У арабов Иордан известен под именем эш-Шериа=водное место, или с прибавлением слова Кебир: Шериа эл-Кебир=великое водное место, для отличие его от Иеромакса, называемого Шериаг-эль-Мандгур. Называется также Нар-ель-Арден или ель-Урдун. Две половины – восточная и западная, на которые разделяется Иорданом Палестина, в В. Завете называются: по эту сторону Иордана и по ту сторону Иордана. Еврейские выражения: « , или у LXX πραν το ορδνου, τ πραν το ορδνου=та сторона Иордана, τ. е, противоположная» означают и ту сторону Иордана и эту сторону его, смотря по тому, откуда идет речь. До перехода израильтянами Иордана восточная часть земли обетованной называлась по эту сторону, а западная – по ту сторону ( Чис.32:19, 32, 35:14 . Втор.4:41, 11:29–30, 12:10 ). Но после, когда евреи перешли Иордан и поселились на западе, выражение эти стали употребляться наоборот: восточная стала называться по ту сторону, к востоку, а западная – по эту сторону, к западу; к морю ( Нав.12:1, 7, 5:1, 13:8, 32, 22:4, 7, 24:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Идумея, Идумеяне, Идумейс Идумея, Идумеяне, Идумейский (, , , , – от быть красным» – красный, румяный; δμ, δουμαα, δουμαος; Edom, Idumaea, Idumaeus; Ед мъ, Iдyмea, Iдyмeahuhъ, Iдyмeйcmiй; L: Edom, Edomaea, Edomiter, Edomitisch): Быт.25:30, 32:3, 36:1, 8–9 . Втор.23:7 . Нав.15:21 . 1Цар.21:7 . 2Цар.8:14 . 3Цар.11:1, 14–15, 22:47 . 4Цар.8:20–22, 14:7, 16:6 , 1Пар.1:43, 54, 18:11–13 . 2Пар.8:17, 21:9, 25:14, 28:17 . Пс.59:2, 136:7 . 2Ездр.8:66, 4:45 . Ис.34:5, 6 . Иер.27:3 . Иез.36:5 . Ам.2:1 . Авд.1:8 . 1Мак.4:15 . 2Мак.10:15–16 . Мк.3:8 И др. – Эдом – прозвание родоначальника идумеев Исава, первородного сына Исаака и Ревекки, близнеца Иакова. Еще до рождения этих братьев откровение возвестило Ревекке, что от нее произойдут два племени и два различные народа, из коих один сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему ( Быт.25:23 ). Прозвание Эдома, т. е. красного, Исав получил оттого, что он продал брату своему первородство за приготовленное Иаковом кушанье из чечевицы, которое имело красный цвет ( Быт.25:27–34 ); отсюда и происшедший от него народ получил название идумеев или едомлян ( Быт.36:8–9 ). Herz. 3. p. 648–649. Земля, в которой поселились идумеи, составляет южное продолжение горной юго-восточной Иорданской страны, простирающейся от южного конца Мертвого моря до северного конца Еланитского залива. В В. Зав. она известна под названием земли или горы Сеир – от Севра, родоначальника Хорреев, обитавших некогда здесь, и доселе носит название ес-Шера (es-Schera); во времена римлян, по имени идумеев, называлась Идумеей. На севере она отделяется от земли моавитян (Керака) глубокой скалистой долиной ель-Ахса; на западе – от плоской возвышенности ет-Тих отделяется широкой и глубокой песчаной долиной Араба (ныне ель-Хор, El Ghor), от которой она круто и неприступно поднимается вверх, тогда как на восточной стороне, в широте от 3-х до 4-х миль, постепенно ниспускается в песчаные степи Сирии. Высочайшие горные вершины ее простираются до трех тысяч футов высоты; известнейшая из них есть гора Ор, близ Петры, на которой скончался Аарон первосвященник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Моав, моавитский, моавитяне Моав, моавитский, моавитяне (, , ,=от отца, Μωβ, Μωαβτς, Μωαβται; Moab, Moabitae, Moabitis; М авъ, М М авль, М L: Moab, Moabiter, Moabitisch): Быт.19:37 . Исх.10:15 . . Втор.1:5, 2:8, 9, 11 . TOC o «1–5» h z 18:29, 23:3, 29:1, 32:49, 34:1, 8. Нав.13:14, 32, 24:9, 36 . Суд.3:12 и дал. Суд.3:28–30, 10:6. 11:15–18. 25 . Руф.1:1, 4, 6, 22, 2:2, 6 . 1Цар.12:9, 14:47, 22:3 . 2Цар.8:2, 12, 23:20 . 3Цар.11:1, 7 . . 1Пар.1:46, 4:22, 18:2, 11 . 2Пар.20:1, 36:5, 24:26 . Пс.82:7, 107:10 . Ис.11:14, 15:1 и дал. Ис.16:2 и дал. Иер.9:26. 25:21, 27:3 . гл. Иер.48 :1и дал. Иез.25:8, 9, 11 . Дан. 11:41 . Ам.2:1, 2 . Соф.2:8–9 . – 1Ездр.9:1 . Неем.13:1, 23 . 2Ездр.8:66 . Иудиф.1:12, 5:2, 6:1, 7:8 и др. – Моав, сын Лота от его старшей дочери, родоначальник моавитян ( Быт.19:30, 37 ). Потомки его занимали гористые, но прекрасные плодоносные земли по восточной стороне Мертвого моря. С запада границей их было Мертвое море, на востоке – пустыня, на юге – Вади ель-Ахзи, на севере – река Арнон. Это была часть нынешней провинции Керек. С юга она граничила с Идумеей, на севере – с коленом Рувимовым. Это гористая земля со многими плодоносными долинами и равнинами. Реки ее, как и на прочей Заиорданской земле, текут с востока к западу, таковы: ель-Ахзи, Саред, Арнон. Будучи хорошо орошаема водою, земля изобилует хлебом, фруктовыми деревьями, виноградными садами, скотоводством (сн. Руф.1:1 . 4Цар.3:4 . Ис.16:1, 8–10 ). Главный город их был Ар или Равваф-Моав, на юг от него Кир-Моав, как крепость. Другие города: Луиф, Сигор и другие. Землей управляли цари ( Чис.22:4 . Суд.3:12 . 1Цар.22:3 . 4Цар.3:4 . Иер.27:3 ), и при них находились князья и старейшины, подобно как у Идумеев ( Чис.22:8, 14–15, 23:6 ). В прежнее время вся земля Заиорданская населена была ханаанскими племенами исполинов, замзумимами или зузимами и емимами. Емимы жили между Арноном и Саредом ( Быт.14:5 ), а замзумимы или зузимы – между Арноном и Иавоком ( Втор.2:20 . Быт.14:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Гива, Гивея, Гивфаф Гива, Гивея,/strong> Гивфаф ( , , – от =холм, бугор, возвышение; Γαβα, Γαιβα, βουνς, Γαβαθ, Γαβαθ, Γαβαν; Gabaa, Gabaath; Гаваа, Гавааъ, Гаванъ, холмъ): а) Нав.18:28 . Суд.19:12–16, 20:4–43 . . 2Цар.21:6, 23:29 . 1Пар.8:6, 11:31, 12:3 . 2Пар.13:2 . Ос.5:8, 9:9, 10:9 . Ис.10:29 . – Гива – город колена Вениаминова, родина Саула. Он лежал между Иерусалимом и Рамой, к югу от Гевы (см. Карт. Чир. Атл. Менке VI и VIII); от Иерусалима, по Флавию, отстоял в 30-ти стадиях или в 5 1 / 4 верстах; лежал, как самое имя показывает, на возвышенной некоей горе или на холме. Он иногда называется Гива Вениаминова (напр. Суд.19:14, 20:4, 10 . 1Цар.13:2, 15, 14:16 . 2Цар.23:29 . 1Пар.11:31 ); иногда: Гава, Гавая или Гивея Саулова (напр. 1Цар.10:26. 11:4, 15:34 . 2Цар.21:6 . Ис.10:29 ); иногда просто: Гива, Гивея, Гева, Гивеаф (напр. Нав.18:23 . Суд.19:12–16, 20:5 . Ос.5:8. 9:9, 10:9 . 1Цар.14:5, 2 . 1Пар.8:6, 12:3 ). Город этот особенно становится известным со времен Судей. Из книги Судей видно, что жители этого города, подобно содомлянам, не уважали обязанностей гостеприимства и предавались самому постыдному разврату ( Суд.19:22–28 ); и это было причиной, что все прочие колена израильские восстали против них и, после бедственной и опустошительной войны, разрушили их город ( Суд.20 ). После город этот снова возвысился и был отечеством и резиденцией царя Саула, и потому назывался Гивой или Гивеей Сауловой ( 1Цар.10:26, 11:4, 15:34, 23:19, 26:1 ). Сюда в дом свой возвратился Саул после избрания своего на царство ( 1Цар.10:26 ). Сюда приходили к нему послы из Иависа Галаадского, прося помощи против аммонитян ( 1Цар.11:4 ). Здесь, в Гиве Вениаминовой, во время войны с филистимлянами, пребывал Саул с Ионафаном, сыном своим и людьми своими, когда неприятели, собравшись, стояли станом в Михмасе, и отсюда Ионафан, пробравшись к стану их, и убивши несколько человек, положил начало славному их поражению ( 1Пар.13, 14 ). Сюда, в дом свой возвратился Саул после поражения амаликитян ( 1Цар.15:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Гадовый, Гадово колено Гадовый, Гадово колено, Гадитяне ( ,; Γδ; Gaditae; Гадовый, сынове Гадовы): Быт.46:16 . Числ.26:15 . Втор.3:12 . Нав.13:28, 21:1 , 1Пар.12:8 . 2Цар.23:36, 24:5 и др. – При переселении патриарха Иакова в Египет у Гада было семь сынов. Имена их в еврейском и в русском читаются несколько различно (см. Быт.46:16 . Числ.26:15 ). Они по кн. Быт. следующие: Цифион и Хагги, Шуни и Эцбон, Ери и Ароди и Арели ( Быт.56:16 ). При первом перечислении Израиля при Синае в колене Гадовом было 45,650 мужей, а при последнем, на полях Моава, 40,500 ( Числ.1:24–25, 2:14–15, 26:15–18 ). Во время пути колено Гадово занимало южную сторону пред Скинией, после колена Рувимова и Симеонова ( Числ.2:10, 12, 14 ). При занятии земли обетованной, колено Гадово, вместе с Рувимовым и половиной Манассиина, обладая множеством стад, просили себе в удел завоеванные земли по ту сторону Иордана, и удел Гадов занял по восточной стороне Иордана, города Галаада, к востоку – до Арофра пред Раббой Аммонитской, на юг – до нынешнего Вади Хесбона, к северу – до Иавока и Манаима, к западу до Иордана ( Втор.3:12–17 . Нав.13:24–28 ). К нему принадлежали города: Иазир, Дивон, отданный Кол. Рув., Атароф, Ароир против Раббы, Рамоф, Масфа или Мацфа, Ветоним, Маханаим, Шофан или Цафон, Вифнимра, или Беф-Нимра, Вифаран или Беф-Гаран, Сокхоф, и др. (сн. Числ.32:34–36 . Нав.13:24–28 ). Несмотря на свою привязанность к жизни пастушеской (сн. Числ.32:1, 4, 16, 36 ), сыны Гадовы отличались воинственным характером. Они мужественно помогали своим братиям в завоевании земли обетованной ( Числ.32:17, 27 . Нав.22:1–6 ). Во времена Судей они также мужественно защищали удел свой от соседей – аммонитян, и выдержали сильную борьбу с ефремлянами ( Суд.10:8, 17 и гл. Суд.11:12 ). Когда Давид укрывался от Саула в укреплении в Секелаге, к нему пришли сюда и из гадитян, и вот как изображаются они в книге Паралипоменон: «Люди мужественные, воинственные, вооруженные щитом и копьем; лица их – лица львиные, и они быстры, как серны на горах...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010