г) Исцеление угрызенных ядовитыми змеями чрез воззрение на медного змия знаменовало исцеление угрызенного духовным змием – сатаною рода человеческого чрез воззрение верою на вознесенного на Крест Господа. «Твою страсть прообразуя Слове, великий Моисей вознесе древле меднаго змия на древо, отъемля и зрящия от ядовитаго угрызения змиина: ибо, Владыко, распяту бывшу Ти, вреждения змиинаго Богомерскаго вси вернии избавихомся» (Окт. гл. 6, в пят. утра, кан. Кресту пес. 6, троп. 2). 29. Сражаясь с пятью Ханаанскими царями, воевавшими против Гаваонитян, союзников израильских, Иисус Навин, вождь израильский, дабы довершить сражение, простер руки свои, вопия к Богу о помощи, – и остановил солнце и луну в их течении ( Нав.10:12–18 . Слич. Сир.46:8–4 ). В сем случае, по учению святой Церкви, Иисус Навин предызобразил Господа Иисуса Христа, простершего руки Свои на Кресте и довершившего победу Свою над врагами затмением светил небесных, совершенным остановлением их деятельности ( Мф.27:45 ). «Проображаше тайне древле Иисус Навин креста образ, егда руце простре крестовидне, Спасе мой, и ста солнце, дóндеже враги низложи противостоящия Ти Богу, ныне бо зайде на Кресте Тя зря, и державу смертную разрушив, весь мир совоздвигл еси» (авг. 1 дня утра, – Седален Креста гл. 8). «Да станет, вопияше Иисус, луна же и солнце: еже на Кресте прописуяй пострадавшаго Владыку плотию, светилом помрачение, Имже тьмы начала лукавая посрамлена быша» (Окт., гл. 1, в среду утра, кан. Кресту, пес. 8, троп. 2). 30. Пророк Елиссей в одном из своих чудесных действий явил таинство Креста Христова. Когда ученики его близ реки Иордана рубили дрова для построения себе жилища, у одного из них нечаянно железная секира упала в реку. Пророк Елиссей бросает в воду кусов дерева и железо всплывает ( 4Цар. 6:1–7 ). Это дерево, извлекшее из глубины реки железо, было образом животворящего древа Креста Христова, извлекшего род человеческий из глубины греха и тления. «Гряди Елиссее пророче, рцы яве, что древо оное, еже в воду вложил еси? Крест Христов, ниже от глубины тли извлекохомся» (в нед. 3 Вел. Поста утра, кан. воскрес, пес. 8, троп. 4). – «Секира, юже Елиссей взя от Иордана, Христе, Крест являше, имже из глубины суетия языки извлек еси» (в среду 4 нед. Вел. Поста утра, кан. Кресту пес. 7, троп. 1). «Елиссей – древле из реки сечиво влекий, древом Тя Кресте, животодательное древо воображаше: имже извлече из глубины Христос языки идольскаго бесования, на тебе пригвоздився» (в среду 4 нед. Вел. Поста утра, кан. Кресту пес. 9, троп. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

Так, например, в Ветхом Завете, при выходе евреев из Египта, Моисей жезлом разделяет море, и они переходят среди вод по суше, спасаясь от египтян, которые, преследуя евреев, находят себе смерть в водах моря, соединенных тем же жезлом ( Исх. 14:15–29 ); жезлом же потом в пустыне чудесно низводит он из скалы воду истомившемуся от жажды народу ( Исх. 17:1–7 ). Еще позже Бог открывает народу Свою волю среди сделанных руками людей – изображений двух херувимов ( Исх. 25:18–22 ), через которые совершает великие чудеса: разделяет воды Иордана (Иис. Нав. 3:14–17 ), разрушает стены Иерихона (Иис. Нав. гл. 6–я), ниспровергает идолов и наказывает язычников ( 1Цар. 5 –я гл.), погубляет смертью за непочтение к ним десятки тысяч израильского народа ( 1Цар. 6:19 ), умерщвляет дерзновенного Озу и благословляет Своей милостью дом благочестивого Аведдара Гефянина ( 2Цар. 6 –я гл.). И в Новом Завете Господь подает Свою милость людям не только через возложение Своих пречистых рук ( Лк. 13:13 ) и рук Своих учеников ( Деян. 5:12; 19:11; 28:8 ), через Свою и их одежду (Мф. 14:36 и Лк. 8:43–48 ; Деян. 19:11–12 ), или через помазание елеем ( Мр. 6:12–17 ), но даже через тень ап. Петра ( Деян. 5:15 ), даже через «брение из плюновения» ( Иоан. 9:6 ). Наконец, «уничижив» Себя Самого, приняв образ раба ( Фил. 2:7 ), Христос спасает людей посредством прежде бывшего у людей позорного предмета, – посредством креста, «убив вражду на нем» ( Еф. 2:16 ) пролитой за грехи всего мира пречистой Своей Кровью. Если расцветший жезл Ааронов, если «херувимы славы, осеяющие очистилище» были великой святыней, если мы, имея чудодейственную одежду Христа и св. Апостолов тоже благоговели бы перед ней, то сколько больше мы должны любить и почитать крест Христов, это обагрянное Его пречистой Кровью знамя победы над диаволом, это великое орудие нашего спасения и примирения с Богом! Еще в Ветхом Завете были прообразования и предсказания о кресте Спасителя, как о победном Его Знамени и орудии нашего спасения. Так, напр., Иаков, не смотря на замечание Иосифа, благословил сыновей его крестообразно ( Быт. 48:13–15 ), и медный змий, вознесенный Моисеем на знамя в пустыне, исцеляет укушенных змеями и с верой обращавших к нему взоры израильтян ( Чис.21:8–9 ), каковое событие Сам Христос уподобляет Своему вознесению на древо крестное ( Иоан. 3:14–15 ) для спасения всех верующих в Него ( Иоан. 12:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Всемирный потоп. Богом дано человеку разрешение употреблять в пищу тела животных ( Быт.9:1–4 ). Кто осуждает вкушающих подобную пищу в благословенное время, те суть лицемеры и обманщики ( 1Тим.4:1–5 ). Праведный Авраам. Каждому человеку для своего спасения необходимо состоять в завете или союзе с Богом и исполнять установленные для сего внешние знаки или обряды ( Быт.17:9–14 ). Праведный Иосиф. Замечательно благословение детей Иосифа: Иаков благословил их своими руками крестообразно ( Быт.18:13–16 ). У нас также крестом благословляют священники и родители. Пророк Моисей. Благодетельное действие молитвенного воздеяния рук Моисея при войне с Амаликитянами ( Исх.17:9–14 ). У нас при богослужении воздеваются руки и совершается руками крестное знамение. Устроение скинии. По Божию повелению, Моисеем устроен был Ковчег Завета и скиния, на крышке этого Ковчега и на занавеси скинии сделаны были изображения или иконы св. херувимов славы ( Исх.25:8–22, 26:1 ). Ковчег Завета был видимым знаком Божия величества, почему Моисей, обращаясь к Ковчегу, говорил: «восстань Господи», «возвратись Господи» ( Числ.10:33, 36 ). Установление священства. Священство Самим Господом установлено, как особое служение ( Исх.28:1–3 ; Числ.18:1–7 ср. Исх.19:6, 23:22 ). Во время сорокалетнего странствования евреев по пустыне произошло возмущение Корея, Дафана и Авирона против пророка Моисея и первосвященника Аарона. Возмутители говорили: «полно вам; все общество, все святы, и среди них Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» Господь за это страшно наказал дерзких возмутителей ( Числ.16:1–35 ; Иуд.1:11 ). Кто из отступников и противников Церкви и ныне говорит так, того в свое время постигнет строгий суд Божий. Вступление евреев в землю обетованную. Наказание евреев ядовитыми змеями, и милость Божия посредством медного змея. Медный змей прообразовал собою Христа, а древо змея прообразовало крест Господень ( Числ.21:4–9 ; Ин.3:14 ). – Наказание евреев в войне с Гайскими жителями, и коленопреклоненная молитва пред Ковчегом Завета праведного Иисуса Навина и старейшин Израилевых ( Нав.7:4–13 ). И мы преклоняем колени при молитве пред св. иконами.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

X. 17.18. XI). О АСИРЕ 20. У Асира тучен хлеб, и он представит яства царские. К жребию Асира в земле Ханаанской принадлежала плодоносная земля при Кармиле (Ис. Нав. XIX. 24, сл.). О НЕФФАЛИМЕ 21. Неффалим — теревинф ветвистый, распускающей ветви красоты. По обыкновенному еврейскому чтению, сие место переводится так: Неффалим серна выпущенная; он произносит изречения изящные. Бохарт (Hieroz. P. I. L. III, с. 18), не переменяя букв, нашел в еврейском тексте другое чтение, на котором основан представленный выше перевод и которому соответствует перевод семидесяти. Приведенное выше свидетельство Флавия о плодородии Галилеи служит объяснением и настоящего изображения племени Неффалимова. О ИОСИФЕ 22. Иосиф — отрасль плодоносного древа, отрасль плодоносного древа над источником, ветви его простираются над стеною. 23. Огорчают его, стреляют в него, враждуют на него стрельцы, 24. но тверд остается лук его и благодвижны мышцы рук его, помощью крепкого Бога Иаковлева. Оттоле он пастырь, камень Израиля. 25. Это от Бога, Отца твоего, который и помогает тебе, и от Всемогущего, который и благословляет тебя благословениями небес свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы. 26. Благословения тебе от отца твоего превышают благословения гор древних и сладости холмов вечных. Да приидут они на главу Иосифа и на чело избранного между братьями своими! Иосиф — отрасль и проч. То есть Иосиф, сын матери, вначале неплодной, но коей потомство будет плодородно, подобен отрасли при источнике, возрастающей в древо, которое, наконец, простирает свои ветви над оградою сада. Из отрасли Иакова, отторженной от корня, соделавшись корнем двух ветвей — Эфраима и Манассии, он прострет свои отрасли от восточного до западного предела земли обетованной. Огорчают его, стреляют в него и проч. Говоря сие, Иаков видит в прошедшем нападения братьев на Иосифа, а в будущем — военный дух потомков его, особенно племени Эфраимова. Но тверд остается лук его и проч. Представив врагов Иосифа в образе стрельцов, Иаков изображает и его стрельцом, укрепляемым от Бога, и потом пастырем, который питает, камнем, который укрепляет весь дом Израилев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

В книге Ездры 2Ездр.6:11 , на которую далее ссылаются Свидетели Иеговы, где говорится о бревне из дома, словом ξυλον передается еврейское – дерево, бревна. Это могло бы подтвердить версию Свидетелей Иеговы, так как бревно является столбом. Но образованное от него прилагательное означает деревянный, а само слово употребляется в еврейском тексте всего лишь три раза, и только в Ездре 2Ездр.6:11 в связи с казнью. Поэтому довольно сомнительно использовать единичный случай с бревном для обобщения такой точки зрения, потому что во многих остальных случаях, словом ξυλον передается еврейское [ ] – как правило, обыкновенное, растущее дерево, что не может даже и намекать на форму столба. Ни в одном случае Ветхого Завета, когда вешали на дереве (επ [του] ξυλου – LXX), в контексте нет ни одного указания, что это был просто столб. В остальных случаях, почти всегда, словом ξυλον обозначается настоящее дерево: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево [ξυλον – LXX], приятное на вид и хорошее для пищи» ( Быт.2:9 ); «ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево [ξυλον – LXX] принесет плод свой...» ( Иоил.2:22 ); «...всякого благовонного дерева [ξυλον]» ( Откр.18:12 ); «...чтобы иметь им право на древо [ξυλον] жизни» ( Откр.22:14 ). В Ветхом Завете есть еще указания, что иногда вешали непосредственно на настоящих деревьях: " и ихобоих повесили на дереве [ ]«. ( Есф.2:23 ); «и десятерых сыновей Амановых пусть бы повесили на дереве [ ]». ( Есф.9:13 ); «и чтобы повесили его и сыновей его на дереве [ ]». ( Есф.9:25 ). В еврейском подлиннике используется единственное число слова [ ], тогда как на нем вешали несколько человек, чего нельзя сделать на одном «столбе». Хотя единственное число может обозначать и неопределенную множественность ( Бытие 1:11,12 ), но если бы в этих стихах подразумевались несколько деревьев/столбов, то следовало бы ожидать и множественного числа слова «деревья» – , как в Иисусе Навине Нав.10:26,27 . Нет никаких других указаний, что в Есфирь это могли быть несколько столбов, поэтому более вероятно, что в каждом случае это было настоящее дерево.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

«И будет, – говорит пророк, – в тот день», т.е. после совершения всеобщего суда   над народами, «из гор потекут сладкие соки, по холмам польется молоко», так. обр., высокие, гористые, а потому и менее плодоносные местности сделаются тогда самыми плодоноснейшими, самыми благословенными местностями, «по всем ручьям иудиным», которые обыкновенно в разное время года пересыхали, тогда " будет (постоянно) струиться вода», и земля обетованная будет вполне землею, текущею медом и млеком. Даже самая сухая, безводная, неплодоносная долина Ситтим (см. Чис.25:1 ; Нав.3:1 . В этой долине был последний стан Израильтян на полях моавитских пред переходом их в землю Ханаанскую), или долина акаций, уже самым своим названием указывающая на свою безводность, потому что акации любят расти на сухой почве, – и та сделается плодоносною,– потому что будет орошаема особенным благословенным источником: «и источник пойдет из дому Иеговы, – говорит пророк, – и будет напоявать долину Ситтим». Последние слова показывают, что речь образная и должна быть понимаема в духовном смысле ( Иоил.3:18 ). Под напоявающим долину Ситтим источником, выходящим из дому Иеговы, тождественным с живыми водами, выходящими из Иерусалима ( Зах.14:8 ), разумеется тот духовный источник воды живой, которую предлагал жене Самарянке ( Ин.4:10, 14 ) и присутствовавшим в Иерусалиме на празднике поставления кущей Спаситель ( Ин.7:38 ), а именно, применительно к будущим после суда блаженным временам, как показывают параллельные места ( Иез.47:7–12 и Откр.22:1–2 ), разумеется, та созерцаемая в откровении св. Иоанном Богословом река воды жизни, которая светла была как кристалл, которая исходила от престола Бога и Агнца, исходила в новом, сходящем с неба на землю, по образовании нового неба и земли, Иерусалиме (см. Откр.21:1, 10 ), по обеим сторонам которой растет древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой, и листья дерева для исцеления народов. Если же под водою источника, напоявающего долину Ситтим, нужно разуметь духовную воду, нужно разуметь всеисцеляющую и оживляющую благодать Божию; то и под Иудою нужно разуметь не ветхозаветный народ, а новозаветное общество Господне, и под прославлением Иерусалима и земным благословением Палестины нужно разуметь духовное прославление и облагодатствование духовного царства Божия в его состоянии славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Слова Нав.6:1 : «[и находящихся в нем]» отсутствуют в еврейском тексте и значительном числе греческих списков. Юбилейными трубами называются особого устройства трубы, в которые трубили при наступлении юбилейного года ( Лев.25:9 ); они отличались от серебряных труб, служивших во время странствования для собирания общества и при объявлении об отправлении в путь ( Чис.10:2 ). В Нав.6:4 юбилейная труба названа юбилейным рогом, потому, конечно, что она делалась из рогов животных. В древнейших списках перевода LXX (Ватиканский и Александрийский) Нав.6:3 или – по другим изданиям – Нав.6:4 не читается, несмотря на особенную важность его содержания, так как именно в нем налагается повеление об обнесении Ковчега вокруг Иерихона. Отсутствовал этот стих и в древнем рукописном славянском переводе (В. Лебедев, с. 360). Но в Амвросианском списке, также древнем, он находится. Нав.6:5–15 . Дальнейшее повествование служит изложением того, как Иисус Навин объявил божественное повеление священникам и народу ( Нав.6:5–9 ) и как теми и другими оно было исполнено ( Нав.6:9–15 ). Это исполнение, соответствуя в основном божественному повелению, представляет некоторые подробности, в нем ясно не указанные. Так, распоряжением Иисуса Навина одним из вооруженных людей указано место пред Ковчегом Завета ( Нав.6:6 ), впереди священников ( Нав.6:8 ), а остальная часть народа, со священниками во главе, которые трубили трубами, должна была следовать за Ковчегом ( Нав.6:8,12 ); народ во время обхождения Иерихона не должен был разговаривать и делать какие-либо восклицания ( Нав.6:9 ); обхождение начиналось «рано поутру» ( Нав.6:11 ), а в 7-й день – «рано, при появлении зари» ( Нав.6:14 ) для того, чтобы до наступления ночи могло быть совершено семикратное обхождение вокруг города. Нав.6:5 .  И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите Ковчег Завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред Ковчегом Господним. Нав.6:6 .  И сказал [им, чтоб они сказали] народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред Ковчегом Господним. Нав.6:7 .  Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили [громогласно] трубами, и Ковчег Завета Господня шел за ними; Слова «[им, чтобы они сказали]» внесены из славянской Библии (…им …повелите), следующей греческому переводу ατος... παραγγελατε. Этому соответствует в еврейском тексте, как пишется: «ваийомеру» – «и сказали», а читается: «ваийомер» – «и сказал». Из этих чтений наиболее сообразным представляется последнее, по которому сам Иисус Навин передал повеление народу, основанием для чего служит то, что в Нав.6:9 и по еврейскому тексту и по греко-славянскому переводу сам «Иисус дал народу повеление и сказал». Нав.6:8 .  вооруженные же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за Ковчегом [Завета Господня], во время шествия трубя трубами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нав.7:16 .  Иисус, встав рано поутру, велел подходить Израилю по коленам его, и указано колено Иудино; Нав.7:17 .  потом велел подходить племенам Иуды, и указано племя Зары; велел подходить племени Зарину по семействам, и указано [семейство] Завдиево; Нав.7:18 .  велел подходить семейству его по одному человеку, и указан Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина. Нав.7:19 .  Тогда Иисус сказал Ахану: сын мой! воздай славу Господу, Богу Израилеву и сделай пред Ним исповедание и объяви мне, что ты сделал; не скрой от меня. Нав.7:20 .  В ответ Иисусу Ахан сказал: точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то: Нав.7:21 .  между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним [спрятано]. Нав.7:22 .  Иисус послал людей, и они побежали в шатер [в стан]; и вот, все это спрятано было в шатре его, и серебро под ним. Нав.7:23 .  Они взяли это из шатра и принесли к Иисусу и ко всем сынам Израилевым и положили пред Господом. Нав.7:24 .  Иисус и все Израильтяне с ним взяли Ахана, сына Зарина, и серебро, и одежду, и слиток золота, и сыновей его и дочерей его, и волов его и ослов его, и овец его и шатер его, и все, что у него было, и вывели их [со всем] на долину Ахор. Нав.7:25 .  И сказал Иисус: за то, что ты навел на нас беду, Господь на тебя наводит беду в день сей. И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем, и наметали на них камни. Нав.7:26 .  И набросали на него большую груду камней, которая уцелела и до сего дня. После сего утихла ярость гнева Господня. Посему то место называется долиною Ахор даже до сего дня. Обращение к указанному жребием виновнику преступления со словами «сын мой» свидетельствует о человеколюбии и кротости израильского вождя. «Воздай славу Господу» как Всеведущему, от Которого не может укрыться никакая неправда. Эти слова, употреблявшиеся и во время Христа Спасителя ( Ин.9:24 ), служили особым призывом от имени Божия высказать истину. «Прекрасную Сеннаарскую одежду», т.е. сделанную в Сеннааре ( Быт.10:10 ), точнее – в Вавилонии ( Быт.11:2,9 ), которая славилась искусством приготовлять разноцветные одежды. «Двести сиклей серебра» на наши деньги около 160 рублей 67 . «Слиток золота весом в пятьдесят сиклей». Слову «слиток» в еврейском тексте соответствует «лешон», что значит «язык», как и переведено у LXX: γλσσαν, в славянской Библии – «сосуд». У комментаторов разумеется большей частью украшение, домашний прибор или оружие в виде языка (у римлян длинный меч назывался «язычком»). 50 сиклей золота на наши деньги более 500 рублей 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как только все Израильтяне перешли через Иордан, и перешел Иордан Ковчег Завета, последними из реки вышли священники. Переход евреев через Иордан ( Нав. 3–4 ): Нав. 3, 14–17 : Начало перехода: воды Иордана разделяются; Двенадцать камней из Иордана и двенадцать камней в Иордане ( Нав. 4, 1–14 ); Нав. 4, 15–18 : Окончание перехода; Нав. 4, 19–24 : Значение двенадцати камней. Нав. 5, 13–15 : Встреча Иисуса Навина с “вождем воинства Господня” 145 . Взятие Иерихона 146 ( Нав. 6 ): Шестидневное обнесение Ковчега вокруг Иерихона ( Нав. 6, 1–13 ); Крушение стен Иерихонских ( Нав. 6, 14–20 ); Нав. 6, 21–24 : Спасение Раав; Имя Раав или Рахав означает “широкий”, “обширный” (Отсюда происходит существительное “свобода”). Раав вышла в замужество за князя Салмона и вошла в родословную царя Давида (мать прадеда Давида) и Христа Спасителя ( Мф. 1, 5 ). В Новом Завете Раав упоминается трижды. Кроме указанного случая упоминания ее имени в родословии Спасителя она упоминается также: 1) “Раав блудница, – пишет апостол Иаков, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев, и отпустив их другим путем?” ( Иак. 2, 25 ). 2) “Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными” ( Евр. 11, 31 ). История избавления Раав от смерти, принятие ее в общество богоизбранного народа есть история о том, как ветвь от дикой маслины приносит добрый плод. Заклятие 147 на Иерихон ( Нав. 6, 25 ). Общая характеристика времен вождей Времена судей Времена судей продолжаются от окончания событий завоевания земли Обетованной и рождении Гофониила (1175 г. до Р.Х.) до избрания Саула – первого царя Израильского (1030 г. до Р.Х.), то есть охватывают собою время в 145 лет. Большая часть пятого периода нашей истории относится ко временам Судей. Времена Судей описаны в книгах Судей, Руфь и в Первой книге Царств. Книга Судей О книге Судей Суд. 2, 1–4 : Основная идея книги – зависимость благоденствия Израиля от его верности Богу. Судьи – обличители народа Израильского (книга Судей “софетим” – Евр, “крите” – греч. В названии – главный предмет содержания).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Нав.4:12 .  и сыны Рувима и сыны Гада и половина колена Манассиина перешли вооруженные впереди сынов Израилевых, как говорил им Моисей. Нав.4:13 .  Около сорока тысяч вооруженных на брань перешло пред Господом на равнины Иерихонские, чтобы сразиться. К сказанному в Нав.4:11 о переходе «всего народа» библейский писатель присоединяет указание на переход через Иордан вооруженных воинов из восточно-иорданских колен в количестве приблизительно 40 000, согласно с данным этими коленами обещанием ( Нав.1:12–18 ) и по чувству долга «пред Господом», успокоившим их и давшим им землю. Упоминание об этом событии вслед за указанием на переход Ковчега Господня не значит, что воины из этих колен переходили после Ковчега, ибо вслед за выходом его из Иордана русло его по-прежнему наполнилось водою, а снова свидетельствует только о том, что библейский повествователь руководился и здесь не порядком времени, в каком следовали события, а внутренним отношением их между собою. «На равнины Иерихонские». Так названа окружающая древний Иерихон обширная плодородная равнина, в древнее время покрытая пальмами, от которых город носил еще название города Пальм ( Втор.34:3 ). Нав.4:14 .  В тот день прославил Господь Иисуса пред очами всего Израиля и стали бояться его, как боялись Моисея, во все дни жизни его. Как в Нав.4:11 , предупреждая ход событий, писатель указал на перенесение Ковчега, так и здесь прежде изложения последнего явления, которым закончилось великое событие, он делает заключение, указывая значение события для Иисуса Навина как вождя народа; значение это состоит в его возвеличении пред всем народом, который после этого стал так же бояться его, как боялся Моисея ( Исх.14:31 ). Нав.4:15 .  И сказал Господь Иисусу, говоря: Нав.4:16 .  прикажи священникам, несущим Ковчег откровения, выйти из Иордана. Нав.4:17 .  Иисус приказал священникам и сказал: выйдите из Иордана. Нав.4:18 .  И когда священники, несшие Ковчег Завета Господня, вышли из Иордана, то, лишь только стопы ног их ступили на сушу, вода Иордана устремилась по своему месту и пошла, как вчера и третьего дня, выше всех берегов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010