Под 866 г. более прозрачное сообщение. «В лето 6374 иде Аскольд и Дир на греки и приидоша в 14-е лето Михаила царя (Михаил III 842–867 гг.)». И далее идет с небольшими изменениями буквы текста цитата из Продолжателя Г. Амартола или (по Васильевскому) из Симеона Логофета по древне-славянскому переводу: «царь же (Михаил) на агаряны изыде воевать... Дошедшю же ему Черные реки глаголемы, весть ему епарх посла, яко Русь на Костянтинград идуть. Темже царь прочь иде. Русь же внутрь» (тут несколько пропущенных слов счастливо восстанавливаются по сербской рукописи Моск. Синод. Биб-ки 148, л. 386 об.): «Руси же приспевше внутрь быти церкве». Явно, что здесь греческое выражение e " ndon tou i " erou:«. Тут iero " n не «святилище- церковь », а «святое» (заповедное для столицы место, т. е. Босфор с Золотым Рогом, отгороженное цепью)...»вшедше много убийств крестьяном сотвориша и во двою сту лодей Констянтин град оступиша. Царь же, дошед, в град вниде. И с патриархом Фотием сущии в церкви Святыя Богородицы во Влахернах всенощную мольбу сотвориша. Таже божественную ризу Святыя Богородицы с песнями износяще в море скут омочивше ( th falassh» a " kro_s prose " ba_psan), тишине же сущи и морю укротившуся, абие буря с ветром вста, и волнам великим воздвигшимся засобь (т. е. друг против друга), безбожных Руси лодья возмяте. И к брегу привержени и избиени, яко мало от них таковые беды избегнути, во свояси с побежением возвратишася (М. Синод. Биб. 732, л. 330)». Копируя тоже самое, Лев Грамматик вносит маленькие варианты: «Василевс, возвратясь (из сарацинского похода), пребывал с патриархом Фотием во Влахернском храме Божией Матери, где они умоляли и умилостивляли Бога. Потом, вынеся с псалмопением святой омофор Богородицы, приложили его к поверхности моря. Между тем, как перед этим была тишина и море было спокойно, внезапно поднялось дуновение ветров и непрерывное вздымание волн, и суда безбожных Руссов разбились. И только немногие избежали опасности». Другие хронисты говорят кратко, что «руссов постиг Божий гнев». Сам патр. Фотий в своей церковной проповеди сообщает, что риза Божией Матери была обносима по стенам города. О детали погружения ее в воду патр. Фотий не упоминает, чем деталь эта ничуть не исключается. В одной из двух своих церковных бесед на эту тему патриарх с обычным византийским красноречием дает нам не мало конкретных подробностей для живого представления тревожных переживаний византийцев, причиненных им этой осадой русских варваров:

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

1854 Из древних Русских служебников 16-го века видно, что Игумен с великим выходом не ходил, но принимал св. сосуды, как Архиерей, наперед покадив их в царских дверях, не говоря при этом ни слова. Такой обычай существует и доселе в некоторых ставропигиальных и первоклассных монастырях, где настоятель монастыря в сане Архимандрита тоже не ходит с великим выходом, но принимает св. дары в царских дверях и поминает по обычаю. Ркп. Сол. биб. 1029; Ркп. М. Син. биб. 814. Чтен. Общ. ист. и древн. 1878 кн. 4 стр. 161. 1862 См. рукопись служебника 16-го века Солов. биб 1028 л. 88). Это взаимное укрепление молитвами священнослужащих читается так: «благослови, отче, многая лета, честный отче. Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осенит тя. Моли за ны и буди нам по глаголу, честный отче, Священник: купно с животом нашим». 1866 В 16-м столетии в некотор. русск. служебниках предписывалось эти слова читать, а не петь. Ркп. Ватик. биб. 10 часосл. 1874 Практ. Русск. церкви 16-го века показывает, что тогда священники не колебали св. воздухом, но полагали его на голову и читали Символ Веры , а за тем, когда диакон произносил: «Святый Боже», прикладывали воздух к устам, очам и лицу. Ркп. Солов. биб. 1019, 1020, 1021; М. Син. биб. 156, 617, 680. 814; Тр. Серг. Лавры 218. тип. биб. 131. 1876 В литургии Апостола Иакова читаем: «станем добре, станем благоговейно, станем со страхом Божиим и умилением. Миром Господу помолимся». Вместо «милость» читается: «елей» λαιον. Объяснен. этих слов можно читать у Златоуста 4 бес. о непостиж. 1878 В древ. рус. служебниках 16 века сказано, что священник встречал диакона словами: «Христос посреде нас». Диакон на это отвечал: «есть и будет твоему священству». Ркп. Сол. биб. 1029; М. Син. биб. 117. 814. 1880 Сим. Солун. гл. 174. Ныне рипиды или опахала с длинным рукоятием, кругообразное с изображением херувимов, употребляются при Архиерейском Богослужении над Евангелием и св. Дарами. 1912 Есть молитва за умерших в литур. древних времен: Петра, Иакова, Марка, Вас. Велик., Кирилла и Иоан. Злат

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

1668 Издается по Рукоп. Новгор. Соф. биб. XVII–XVIII в. 1428, в лист л. 534–537, сравнено со всеми другими ниже указываемыми списками послания. Послание Максима Грека к Иоанну Васильевичу о брадобритии встречается в рукописях XVI (Рукоп. Кириллов. биб. (не разборчиво) л. 22–27), XVII (Рук. Импер. Пуб. биб. XVII, F. 38, л. 139–143) и XVIII веков (Рук. Импер. Пуб. биб, XVII, F. 11, из собр. гр. Толст. отд. IV, 39, л. 31–35). Оно встречается в полном списке сочинеий Максима Грека (Рук. Импер. Пуб. биб. I, F, 425. л. 464–467). На авторитет послания Максима о брадобритии ссылается патриарх Адриан и даже большую часть его приводит у себя в поучении. (Рукоп. Соф. биб. 1503, л. 252–253). 1670 Поучение издается по двум, совершенно тождественным между собою рукописным, спискам. Рукоп. Сборн. биб. Кириллобелозерск. монастыря (не разборчиво) л. 80–83 и (не разборчиво) л. 41–42. 1671 Поучение издается по рукописи Импер. Пуб. биб. О. XVII, 10, л. 213, XVII века. Это поучение хотя и находится в рукописном списке XVII века, но по времени своего происхождения относится к XVI веку, и, по крайней мере по моему мнению, скорее всего к его половине. В поучении например поведение русских в церкви во время богослужения описывается в таких же чертах, в каких оно описывается и в стоглаве. В настоящем поучении говорится: «мы неистовиии приходим (в церковь ) аки на торжище и на позорище с гордостию и величанием и покланяемся образу Владыки Господа нашего Исуса Христа покровенными главами, а инии подпирающеся жезлы, а инии приходят разволочася риз безобразно». В стоглаве касательно того же самого предмета читаем: «безстрашие вошло в люди, в церквах Божиих стоят без страха, и в тафьях, и в шапках, и с посохи якоже на торжещи или на позорищи... и говор и ропот, и всяко прекословие и беседы, и смрадные словеса». Стоглав, изд. Казанской Акад., 65. Что же касается слов находящихся в издаваемом поучении и относящихся к крестному знамению, то они почти буквально взяты из Стоглава. Стоглав, казан, изд. 132–133. 136. Обычай являтся в церковь с покрытою головою, в тафьях или в шапках никогда ни прежде ни после не был так распространен в России как в половине XVI века в царствование Иоанна Грозного. Против этого обычая писали: преп. Максим Грек (Сочин. част. II, 382–383), митрополит Макарий. Известно м. Макария правило о тафьях (Рукоп. Кириллов. биб. (не разборчиво), л. 428 Стоглав, Казан. изд. 159), вошедшее и в Стоглав.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

1915 См. Четь-мин. жит. Иоанна Милост. и житии преп. Бенедикта. Сокр. сказ. о св. отцах стр. 153. Сказание о Феодоре в рассуждении о мытарствах. При этом нужно заметить, что Протестантская церковь не воссылает молитв за усопших частью потому, что литургия её имеет совершенно иное значение и смысл, частью потому, что не признает авторитета церкви, а руководится в деле веры собственным разумом. 1925 О важности молитвы Господней и её употреблении при литургии свидетельствуют: Киприан в беседе о молитве Господней, Тертуллиан в толков. на молитву Господню, Златоуст бес. 10 на послан. к Кол. В древней греч. церкви и в русской, как видно из слов инока Зиновия, в ответе Захарии, [истины показание ст. 968] молитву Господню читали, а не пели. 1927 В служебниках 16-го века встречаются на этом месте еще молитвы: «во множестве грехов не отверзеши мене», «Господи несмь достоин да под кров Твой прибегну», «тело Твое святое, Господи Иисусе Христе, буди ми в живот вечный», «верую Господи и исповедую Тя, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго, сшедший с небеси», «вечери Твоея тайныя»... да не в суд или осуждение и: «се приступаю к Божественному причащению, Владыко, да не опалиши мя». Ркп. Сол. биб. 1023. М. Син. биб. 616. 1931 По указанию служебников 16 века (ркп. Син. биб. 1023, 1085; кормч. ркп. той же биб. 475, 477, ркп. М. Син. биб. 267) в этом месте прибавлялись еще слова: «познаста Господа ученики в преломлении хлеба», или «во имя Единороднаго Сына Божия Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа познаста Тебе Господа». «Дай нам, Господи, грешникам познати тя» (ркп. М. Син. биб. 180, 310, 900). 1941 В практике Русской церкви 16-го века обряд причащения священнослужителей был такой, что Епископ, Архимандрит или старший священник приобщал младшего, который, потом приняв чашу от Епископа, становился с правой стороны престола и причащал остальных священников и диаконов; части агнца раздавал младший священник, который свою часть получал от настоятеля. ркп. Сол. биб. 1023 1085; ркп. М. Син. биб. 267 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

  ГА РТ, ф. П–880, оп. 1, д. 572, л. 196. Машинопись с ручной правкой. Помета: «Вх. 330, 12/IV-1927 г.». Так в документе. Так в тексте. Вероятно: Вожжинская, т. е. община села Вожжи. Василий Дмитриевич Балмасов (1893 г. р.), в 1926–1927 гг. священник села Пичкассы Спасского кантона; священник села Верхние Вязовые с 1928 г. Осужден «тройкой» ГПУ ТАССР 17 мая 1930 г. по ст. 58-10 на три года концлагерей. Иван Григорьевич Кожевников (1889 г.р.), священник села Щербеть Спасского района ТАССР. Осужден «тройкой» ГПУ ТАССР 19 декабря 1933 г. по ст. 58-11 на 3 года исправительно-трудовых лагерей. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1480, л. 35. Машинопись на бланке ТатЦИК. Там же, д. 999, л. 212 об.; д. 1160, л. 94. Машинопись на бланке ТатЦИК. Президиум ТатЦИК 18 января 1928 г. предписал Буинскому КИКу передать староцерковной общине города Тетюши Крестовоздвиженскую церковь, что Тетюшским горсоветом исполнено не было, о чем уполномоченный общины послал в ТЦИК жалобу, породившую переписку по инстанциям. 17 октября 1928 г. Президиум ТатЦИК (протокол 79, п. 17) отклонил жалобу Буинского КИКа и предписал выполнить свое распоряжение от 18 января 1928 г. (ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1205, л. 44; д. 1188, л. 4 об., 145). ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1188, л. 153–153 об. Машинописная заверенная копия. Угловой штамп Тетюшского горисполкома. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1188, л. 151. Рукописная заверенная копия. Круглая печать Буинского КИКа. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1188, л. 152–152 об. Рукописный подлинник. Подписи – автографы. Штамп Управделами ЦИК и СНК ТР «20/VI-1928 г. кар. 75». ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1188, л. 153–153 об. Машинописная заверенная копия с ручной правкой. Угловой штамп Тетюшского горисполкома. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1188, л. 155–156. Машинопись, подпись – автограф. Помета: «Юрид[ический] отдел ЦИК т. Перетцу. Дайте заключение по этому поводу. Богаутдинов, 1/IX-27»). ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1188, л. 158. Отпуск. Машинописная заверенная копия. Круглая печать Общего управления НКВД ТАССР. Пометы: «Д. 22»; «В юрчасть. К делу, подпись. 8/IX».

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

ГА РТ, ф. Р-732, оп. 1, д. 1014, л. 71. Машинописная заверенная копия с ручной правкой. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1014, л. 72. Машинописная заверенная копия с ручной правкой. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1014, л. 73. Машинописная заверенная копия. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1014, л. 67, 74. Машинописная заверенная копия. Пункт 2-й типового договора предусматривал допуск в храм для богослужений «всех наших единоверцев». Обновленчество же было осуждено как ересь. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1031, л. 92–92 об. Рукописная заверенная копия. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1014, л. 61–61 об. Машинописный подлинник на бланке ВЦИК. Подписи – автографы. Штамп Управделами ТатЦИК «22/XI-1926 г. Вх. 2192». Пометы: «орг»; «Запросить заключение Н. Челнин[ского] КИК и предложить ему приостановить исполнение». ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1014, л. 75–75 об. Печатный экземпляр. Выделения – в тексте документа. Николай Егорович Алфеев (1866 г. р.), житель Башкирской АССР, русский, священник. 2 ноября 1937 г. арестован, осужден по ст. 58-10, 58-11. Расстрелян 9 декабря 1937 г. Реабилитирован 27 мая 1958 г. Андрей (князь Ухтомский), епископ Уфимский. Законность власти Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) не признавал. Павел Канцеров, священник села Дербедень Челнинского кантона ТАССР. Александр Арсеньевич Скворцов (1883–1941 гг.), священник-обновленец Ильинской церкви села Красные Челны, протоиерей. 15 декабря 1937 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации. Осужден «тройкой» НКВД ТАССР на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Алексей Алексеевич Лавров (1874 г. р.), житель села Орловка Челнинского района ТАССР, протоиерей, священник-обновленец (в селе Орловка с 1899 г.), уполномоченный Бугульминской епархии Казанской митрополии по Челнинскому району. Сексот, штатный свидетель НКВД. ГА РТ, ф. П–2432, оп. 1, д. 306, л. 4–5 об. Машинопись с ручной правкой. Помета: «Отослан в ОК за 690, ячейкам [за] 691». Так в документе. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1014, л. 66. Машинописный подлинник. Подписи – автографы. Угловой штамп Челнинского КИКа. Штамп управделами ТатЦИК «3/II-1927 г. Вх. 7964». Пометы: «орг»; «Запросить КИК: 1) считает ли он правильным пост[ановление] горсовета по существу. 2) разъяснить КИКу, что расторжение договора и передача храма в данном случае может быть произведено только по пост[ановлению] Президиума ЦИК (см. циркуляр ВЦИК от 21 авг[уста]1924 г. 3) предложить выслать всю переписку по этому делу, приостановив передачу храма другой группе верующих. М. Гуничев, 5/II».

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

1946 Св. муч. Иустин и св. Амвросий в слове на смерть брата говорят об этом обычае. Апост. пост. к. 7, 18; Терт. об идолопокл. гл. 7; Злат. слово 21 к Ант. народу. 1947 Есть предание, что одна женщина, принявши в руки частицу св. тела Христова, смешала его с другим веществом для волхования. Кам. вер. ч. 1 гл. 7, о св. Евх. Ник. Калл. кн. 8, гл. 7. 1948 Лжица употреблялась в церквах Коптской, Эфиопской, Сирийской, у Яковитов и Несториян до их отделения от церкви. 1950 Приступающие ко святым тайнам миряне, кроме того, читали – или «твоих даров нас достойны сотвори», (см. ркп. 16 века Солов. биб. 778 следован. псалт.), или «се приступаю к Божественному причащению», а иногда, по желанию, и «боготворящую кровь, ужаснися, человече зря...» (ркп. Сол. биб. 768). Это стихи Метафраста, помещающиеся в конце молитв к причащению. 1951 В древних Греческих литургиях Иоан. Златоуст. предписывается лику, по произнесении священником слов: «спаси, Боже, люди твоя», возглашать к нему заимообразно за благожелание: «Владыко, на многая лета»; каковое приветствие у нас удержано при Архиерейском служении. См. греч. требн. Гоар. ст. 67. 1952 В служебниках 16-го века Русской церкви за словами: «спаси, Боже, люди твоя», предписывалось читать еще молитву: «приходя от силы в силу, мы грешнии и недостойнии раби твои» (ркп. Сол. биб. 1023; ркп. М. Син. биб. 616, 613). 1956 Бес. 83 на Мф. Иисус Христос, возблагодарив, воспел при подаянии таинства, да и мы тоже самое творим. 1958 Об этом свидетельство можно находить во всех древних литургиях: Апост. постан., Иакова, Марка, Петра. 1961 В древнее время, говорится в книге у Дмитриевского: «Богослужение в русск. церкви 16-го века изд. 1884», слова: «исполнение закона и пророков», святитель произносил выходя из алтаря для раздаяния антидора, причем читал еще другую молитву: «Господи Боже наш, в сем вторем алтаре явися нам во святем Твоем мысленнем Сионе». Святитель более в алтарь не возвращался, а, по окончании литургии, разоблачившись на амвоне, в мантии и клобуке, «сед на своем кресле», поучает люди православных христиан от святых писаний: «како имеют работати Богу и ходити в заповедех Господних и койждо труждатися о своем согрешении». Ркп. М. Син. биб. 310, 680, 909.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

5) Георгия II. (1192–1199) Синодальное постановление 4 февр. 1897 г. о правах приходов (Leuncl. I. 283–284. Συν V. 101–102.). 6) Германа II (1221–1240) грамота русскому митрополиту Кириллу I о непосвящении рабов в священный сан и о неприкосновенности имуществ и судов церковных (Рус. Ист. Библ. VI. 79). Его же грамота о сборах с монастырей (евлогиях) и ставленых пошлинах в пользу эпирского экзарха (Васильевский, Обновление болгар, патр. Ж. М. Н. Пр. 1885. март. 44). 7) Мануила II Критопула (1244–1255) о ктиторском праве (Leuncl. I. 242. Συν V. 119). 8) Иоанна Векка (1275–1282) ответы на вопросы русского епископа Феогноста Сарайского ( Γεδεων, I. 16. Рус. Ист. Биб. VI. 5.). 9) Нифонта (1312–1315) послание к князю Тверскому Михаилу Ярославичу о непостановлении на мзде. (Рус. Ист. Биб. VI. 147.). 10) Исаии (1323–1334) постановление о ежегодных взносах в патриаршую казну от митрополитов и архиепископов ( Συν V. 134. Acta I. 126). 11) Исидора (1347–1350) постановление о присоединении Галицкой митрополии в Киевской (Рус. Ист. Биб. 1, 33). 12) Филофея Коккина (1354–1355, 1364–1376) замечания, адресованные Арменопулу, о политических анафемах, при чем патриарх присоединяется к мнению Златоуста и Вальсамона ( Συν V. 127–130. Migne. 119. col. 896. Мнение Вальс. в пред. к толк. на прав. Гангр.). 13) Нила Керамевса (1380–1389) об устройстве антиминсов ( Συν V. 141. Γεδεων, Διαταξεις. II. 57). Его же послание в Псков о пошлинах, взимаемых с церковных ставленников (1382). Грамота направлена против стригольников, которые зазирали православных пастырей за то, что они платят и берут известные пошлины при постановлениях на священные степени. Патриарх старается внушить, что эти пошлины не составляют платы за посвящение, а служат вознаграждением за неизбежные издержки, с которыми сопряжено посвящение, – за вино, ладан, свечи и пр. (Рус. Ист. Биб. VI. 191–198. Acta part. Const. Micl. II. 31–34). Нилу также приписывают послание к одному русскому игумену (предполагают Серию Радонежскому) об иноческой жизни. (Рус. Ист. Биб. VI. 187. Прав. Соб. 1860. I. 448).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Об общественном идеале. Третье издание. Б. 1921. стр. 386. Из лекций по истории философии права. Кант и Гегель. Мат. Биб. X. Бя. 1931. ОБОЛЕНСКИЙ Дмитрий Дмитриевич. Князь. (1918) Родился 1 апреля в Петрограде. Вывезен из России годовалым ребенком. Учился во Франции и в Англии. Окончил Кембриджский университет в 1940 г. Преподавал в Кембридже 1942–48. Доктор философии 1944. С 1948 года преподает в Оксфорде. Профессор русской и балканской истории. The Bogomils. Cambridge. 1948. Переиздано в 1972. The Penguin Book of Russian Verse. L. 1962. 445 pp. The Christian Centuries. Vol. 2. The Middle Ages. Cam. 1969. The Byzantine Commonwealth. L. 1971. 445 pp. Byzantium and the Slavs. Collected Studies. L. 1971. 440 pp. ОКУНЕВА Ирина Николаевна. По мужу Расовская. (1913–1941) Родилась в Петербурге. Окончила университет в Праге. Статьи по иконографии. Подготовляла докторскую диссертацию. В 1938 году переехала в Белград и там вышла замуж за историка Д. А. Ресовского (1902–1941). Работала с ним во вновь открытом отделении Института, имени Н.П. Кодакова. Убита с мужем в день немецкой бомбардировки Белграда. Мат. Биб. II. Бл. 1941. ОКУНЕВ Николай Львович. (1886–1949) Преподавал историю искусства в Петербурге 1917–20. Профессор в Одессе и Скоплье. С 1925 года преподавал византийское и славянское искусство в Карловом университете в Праге. Ст. Мат. Биб. I. Бл. 1931 . ОРЛОВ Григорий Михайлович. (1893) Служил в Министерстве Земледелия. Участвовал в первой мировой войне и в Белой армии, как военный летчик. Переехал в Аргентину в 1924 году. Духовный Фронт Традиция церковная и общественная. На путях истины. Буэнос Айрес. 1948. стр. 62. Упадок религиозности, как причина нашей катастрофы. 1941. ОСИПОВ Николай Евграфович. (1877–1934) Преподавал медицинскую психологию в Москве и в Праге. Специально изучал Толстого и Достоевского. Ст. Мат. Биб. I. Бл. 1931 . Мат. Биб. II. Бл. 1941 . ОСТРОМИРОВ А. Николая Федорович Федоров. Биография. Харбин. 1928. В предисловии указано, что автор предполагает приступить к изданию своего труда «Н.Ф. Федоров и Современность», подразделив его на следующие отделы:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Палладий (Шерстенников; 1896–1976 гг.), в 1930–1933 гг. епископ Елабужский, викарий Казанской епархии Русской Православной Церкви. ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 69. Л. 299–304 об. Рукописный подлинник, подписи – автографы. Далее зачеркнуто: Татарский. Далее зачеркнуто: Казани. Всего 192 подписи. ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 69. Л. 309–309 об. Рукописный подлинник, без даты. ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 69. Л. 308–308 об. Рукопись, орфография подлинника сохранена, без даты. С 28(29) июня 1934 г. Чистопольская кладбищенская церковь была отобрана у общины Русской Православной Церкви, зарегистрирована как обновленческая и передана обновленцам, хотя православных было много больше (192 человека), чем обновленцев (20 человек) и у обновленцев был в распоряжении свой собор (ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 69. Л. 293–307/309 об.). ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 69. Л. 293. Машинописный подлинник, подпись – автограф. Угловой штамп Чистопольского РИКа; помета на документе: «т. Ситдикову. 9/22/Х-34». См. запрос Секретариата ТатЦИКа от 13 сентября 1934 г.: Там же, Л. 306. Имеется в виду, что в 1922–1930 гг. регистрацией религиозных общин ведали органы НКВД, после ликвидации этого наркомата в декабре 1930 г. задачи надзора за религиозными обществами формально перешли к местным исполкомам. См.: ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 69. Л. 294–304 об. ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 69. Л. 8–8 об. Рукописный подлинник, написанный черными чернилами, подписи – автографы; круглая печать КОМУ. Резолюция: «К делу. Во внутреннее дела духовенства ЦИК не вмешивается. Подпись». Комиссия по делам культов при ЦИК ТАССР. Григорий Николаевич Смеловский (1874–1938 гг.), протоиерей, настоятель Богоявленского кафедрального собора. Арестован 10 января 1938 г., скончался во время следствия. Сексот ОГПУ–НКВД. Статья 58 УК РСФСР предусматривала наказание за политические преступления. Иерофей (Померанцев; 1880 г. р.), 26 декабря 1919 г. хиротонисан во епископа Юрьевского, викария Владимирской епархии, затем епископ и архиепископ Иваново-Вознесенский, обновленческий «митрополит» Нижегородский, «митрополит» Крымский. Участник Второго обновленческого «Всероссийского Поместного Священного собора» 1923 г., на котором подписал постановление о лишении сана и монашества Святейшего патриарха Тихона. Дважды арестовывался: в 1921 г. – в Иваново-Вознесенске, в 1928 г. – в Нижнем Новгороде. Сексот ВЧК–ОГПУ–НКВД с 1919 г. (кличка «Орлов»). С февраля 1934 г. обновленческий «митрополит» Казанский, настоятель Тихвинского кафедрального собора, кладбищенской церкви г.Казани. Арестован 4/5 августа 1938 г. по обвинению в участии в контрреволюционной организации «духовников», осужден на 10 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. После направления дела на доследование Верховным судом РСФСР 2 сентября 1940 г. осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей.

http://sedmitza.ru/lib/text/10297436/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010