Храм представлял собой типичный образец сельской религиозной постройки и выстоял, пережив Смуту и польско-литовскую интервенцию. Стройщики — Никита Обухов, получивший хорошее академическое образование в Москве и дьяк Алексей Шатилов. Церковь исполнена в Византийском стиле. Имела внутренний двор, трапезную, усыпальницу. С юго-западной стороны располагалось прицерковное кладбище (новое кладбище для мирян — в 3-х верстах от села). Первоначально церковь была освящена в честь иконы Владимирской Божьей Матери. По указу митрополита Казанского и Свияжского Маркелла присоединением селений (1620-1700 г.г.), расширялся приход, состоявший из деревень: Сухая Река, Караваево, Кадышево, Починок Щербаков (Щербаково), Дербышкино. На протяжении почти трехсот лет Борисоглебская церковь действовала для нужд местных жителей — крестила младенцев, венчала пары, провожала в последний путь усопших — пока не сгорела в пожаре 19 декабря 1888 (1 января 1889 г). Но село без храма — не село. И под руководством приходского священника отца Иоанна Богоявленского начинается сбор средств на постройку нового — каменного храма. Закладка нового храма была совершена 23 июля (5 августа) 1889 года, в канун праздника святых благоверных князей Бориса и Глеба. Иван Иванович Богоявленский служил здесь более 20 лет в 1875 — 1896 гг., он же руководил и строительными работами. Его подвижнической деятельности и неутомимому труду мы обязаны тем, что этот замечательный храм существует. Отец Иоанн Богоявленский всего год не дожил до освящения храма, который строил: он скончался здесь в 1896 году, но затеянное им благое дело удалось. Автором проекта был П. Е. Аникин — известный архитектор, «специализировавшийся» именно на сельских храмах. Им построены, например, церкви в Гарях (ныне в черте Зеленодольска), в Осиново, в древнем Билярске, в Богородском, перестроена церковь в Вознесенском (ныне в черте Казани). Каменный храм, в форме корабля, был выстроен в 1897 году в стиле эклектики псевдорусского направления. Хотя шатровая колокольня над входом была возведена в стиле русской архитектуры XVII века, сам храм формой отдаленно напоминает древнейшую из сохранившихся в Северо-Восточной Руси церковь Бориса и Глеба (1152 г.) — в Кидекше под Суздалем.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Бориса_и_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Казанской и Татарстанской епархии), находится в г. Казани на месте обретения 8 июля 1579 г. Казанской иконы Божией Матери . Основан ок. 1579-1584 гг., первоначально женский. XVI в.- 1918 г. Казанский Богородицкий мон-рь. Литография по рис. В. Турина. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) Казанский Богородицкий мон-рь. Литография по рис. В. Турина. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) Сведения об устроении К. м. приводятся в «Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани и о чудесах, бывших от него», составленной ок. 1594 г. сщмч. Ермогеном , митр. Казанским (ГИМ. Син. 982), и известной в многочисленных списках XVII-XIX вв. Согласно Повести митр. Ермогена, после обретения образ крестным ходом перенесли в казанскую ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского), где был отслужен 1-й молебен, а затем - в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от иконы происходили исцеления. С обретенного чудотворного образа выполнили копию, описание явления и чудес от иконы и послали в Москву царю Иоанну IV Васильевичу и его сыновьям Иоанну и Феодору, к-рые дивились, «яко такова образа переводом нигде же не видеша». Царь повелел поставить на месте обретения иконы девичий мон-рь и «дать довольную милостыню священному собору и игуменье из своей царской казны и 40 сестрам [установить] годовое содержание». В К. м. были построены деревянные храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», зимняя ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с трапезной, кельи, ограда. Казанскую икону «честным крестным ходом и с молебным пением» перенесли в новоустроенный мон-рь (Повесть. 2006. С. 39). Обитель была основана в период с 8 июля 1579 г. (день обретения Казанской иконы) до 18 марта 1584 г. (дата кончины царя). Первый документ, в к-ром упоминаются мон-рь и, очевидно, его 1-я игумения Петронилла («Петранила»), датирован 25 июля 1584 г. Это грамота казанскому воеводе Г. А. Булгакову, в которой царь Феодор Иоаннович повелел «отмежевать» обители дер. Кузьмино-Займище (М. Дербышки; ныне в черте Казани) (РГАДА. Ф. 281. ГКЭ (Казань). 13/6421). Настоятельницы, насельницы и священнослужители

http://pravenc.ru/text/1319812.html

В сентябре, когда царь по обыкновению был у Троицы для празднования дня святого Сергия (25 числа), пришло донесение от Черемисинова: приехал он в Астрахань, а город пуст: царь и люди выбежали, разогнанные атаманом Ляпуном; головы сели в Астрахани, город укрепили и пошли к морю, нашли суда все астраханские, посекли их и пожгли, а людей не нашли: люди скрылись далеко на берегу. Пошли в другой раз Писемский и Тетерин, нашли царя от берега верст с 20, напали на него ночью и побили многих людей; наутро собрался царь Дербыш с мурзами ногайскими и крымскими и со всеми астраханцами; русские пошли назад. Дербыш преследовал их и бился, идучи весь день до Волги. После этого Дербыш начал пересылаться с Черемисиновым, бил челом, что изменил государю неволею, чтоб государь ему милость показал; вместе со всеми астраханцами поклялся, что поедут в город и будут служить государю. Головы в ожидании прихода астраханцев укрепились в городе, чтобы можно было сидеть бесстрашно, по Волге козаков и стрельцов расставили, отняли всю волю у ногаев, у астраханцев отняли все рыбные ловли и перевозы. Дербыш не приходил в город по обещанию, клятве своей изменил, отводил его от государя крымский воевода, присланный от Девлет-Гирея, да Юсуфовы дети. Но последние недолго оставались на крымской стороне: началась опять резня между ногаями, три дня бились друг с другом два рода – Юсуфовы дети с Шиг-Мамаевыми детьми, и следствием было то, что Юсуфовы дети помирились с дядею Измаилом, убийцею отца их, и прислали бить челом к русским головам, что хотят служить государю, как служит ему дядя их Измаил, будут кочевать у Астрахани, а дурного ничего делать не будут; головы приняли их челобитье, дали им суда, на чем ехать к Измаилу и на чем кормиться на Волге. Вследствие такого переворота в степной политике судьба Астрахани решилась так, что московскому стрельцу, сидевшему в астраханском кремле, не нужно было заряжать своей пищали: Юсуфовы дети бросились на старого союзника своего Дербыша и прогнали его, отняли крымские пушки и прислали их к Черемисинову в Астрахань; Дербыш побежал к Азову и не возвращался более; черные люди астраханцы начали после этого приходить к головам, присягать и бить челом, чтоб государь пожаловал, велел жить по-старому у Астрахани и дань давать, казнить бы их не велел: они люди черные, водил их царь и князья неволею; много астраханцев развели также ногаи в то время, как те бегали от русского войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Дербеневы : Меньшик (Меньшой), дьяк, 1580 г.; Пятой Иванович, 1616 г., Ростов Дербыш, Дербышев : Дербыш Меньшого Голохвастов [см. Голохвастов], середина XVI в.; Дербыш Глебов, помещик, 1596 г., Смоленск; Андрей Григорьевич Дербышев, 1622 г., Бежецк Дербыш – испорченное «дервиш» Дергай Онисифор, крестьянин, 1500 г., Владимир Дергайко , крестьянин, 1501 г., Ростов Дергач , крестьянин, 1495 г., Новгород Дергач – коростель Дергунов Тимофей, крестьянин, 1495 г., Новгород Деревко, Деревков : Сергий Деревко, крестьянин, начало в., Новгород; Устин Деревков, послух, середина XV в., Углич Деревль, Деревлевы : Нестер Федорович Шевлягин [см. Шевляга], вторая половина XVI в.; от него – Деревлевы; Окул [см. Скул] Васильевич Деревлев, 1496 г., Москва Ср. под Москвой село Деревлево Деревня, Деревнин : Степан Васильевич Деревня Артемьев, 1545 г., Новгород; Афанасий Лонского [см. Ланские] Деревня Вараксин [см. Варакса], 1600 г., Смоленск; Никифор Яковлевич Деревнин, 1628 г., Брянск; Гавриил Федорович, подьячий, затем дьяк, 1672–1700 гг. Дерево Василий, крестьянин, 1525 г., Юрьев Деревяга, Деревягин : Деревяга, крестьянин, 1495 г., Новгород; Курьян [ср. Курьянов] Деревягин, крестьянин, послух, середина XV в., Переяславль Деревяга – чурбан, болван Державин Филя, торговый человек, 1481 г. Дериглаз, Дериглазов : Андрей и Михаил Фомичи Дериглазовы, бояре, конец XV в., Новгород; Василий Дериглаз, 1607 г., Ярославль Деригузов Никифор, крестьянин, 1564 г,. Олонец Дерихно Матвей, крестьянин, 1495 г., Новгород Дермель, Дермелев : Иван Арбуз [см. Арбуз] Дермель, первая половина XV в., Углич; Шатей [см. Шатей] Дермелев, 1425 г., там же Дермлиг, Дермлигов : Дермлиг Чеглоков Карачаров [см. Чеглок, Карачаров], 1527 г,; Никита Терентьевич Дермлигов, 1593 г., Арзамас Дермлиг – мелкий сокол Дернов Дмитрий Петрович, стрелецкий голова, 1614 г.; Дерновы, помещики, вторая половина XVI в., Смоленск Дерюгин Дерюга – 1) грубый холст, 2) плавунец, ликоподий Дерюжка, Дерюжкин : Дерюжка, крестьянин, 1545 г., Новгород; Никита Борисович Дерюжкин, 1622 г., Бежецк

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Приехавши в Астрахань, Кафтырев нашел город пустым: все астраханцы разбежались, испуганные слухом, что московский царь послал на них свою рать и велел всех их побить; а между тем из Крыма пришли уже к ним три царевича с пушками и пищалями. Кафтырев повестил Дербышу и всем астраханцам, что царь и великий князь вовсе не хочет воевать их, а, напротив, отправляет к ним посла своего Мансурова с милостями: отсылает назад к ним некоторых пленных цариц, о которых просил Дербыш, отпускает их послов, новых Дербышевых и старых Ямгурчеевых, и дарит им годовую дань. По этой повестке Дербыш и астраханцы возвратились в город. Тогда же была получена весть, что Измаил, собравшись с людьми, опять выгнал племянников и владеет всеми ногаями. Осенью сам Измаил прислал послов с жалобою на Дербыша, что тот царю и великому князю не прямит, им, ногаям, наделал много дурного, чтоб государь их от Дербыша оборонил, взял бы и Астрахань в свое полное владение, как Казань; таким образом, и здесь сами ордынцы потребовали от Москвы уничтожения другого Татарского царства. За себя Измаил и все мурзы прислали шертную грамоту, в которой клялись: куда их царь и великий князь пошлет – всюду ходить и на всех недругов быть заодно. Измаил вздумал было писать себя отцом царю московскому и требовать, чтоб ему платили ежегодно с Казани двадцать сот рублей. Иоанн отвечал ему: «Мы для тебя велели свое астраханское дело делать накрепко. И если астраханское дело сделается и понадобится тебе самому или женам и детям твоим жить в Астрахани, то мы велели держать вас здесь с немногими людьми, как можно вас прокормить, и беречь вас велели от ваших недругов. А если астраханское дело не сделается, то вам и в Казань приезд и отъезд вольный с немногими людьми, с пятидесятью или шестидесятые, как бы можно было их в Казани прокормить. А что писал ты к нам в своих грамотах многие слова невежливые, и мы на тебя погневались, потому что тебе наше государство и прежние дела ведомы, как прежние князья ногайские и мурзы к отцу нашему и к нам писали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

576 ...в первую неделю Петрова поста... – Петров пост начинался в понедельник через неделю после Троицы. 577 ...в десятый час дни... – По современному счету времени это соответствует приблизительно 13 ч. 30 мин. 578 ...нечестивого царя крымского Девлет-Кирия пршиедша... на Тулу... – Девлет-Гирей, крымский хан (1551–1577), племянник Сахыб-Гирея, сменивший его на крымском престоле. Был ставленником турецкого султана. В 1552 г. при военной поддержке Турции попытался помешать походу русских на Казань. Осада Тулы была предпринята им в 20-х числах июня. 579 ...иже была на Дону с... князем Дмитреем... –В «Сказании о Мамаевом побоище» рассказывается о молении Дмитрия Донского в Успенском соборе в кремле перед выходом в поход против Мамая перед чудотворным образом Владимирской Богоматери, но о том, что князь брал ее в поход, ни в «Сказании», ни в других произведениях Куликовского цикла не упоминается. 580 ...и два царевячя Астроханские Орды... приидоша ту: Кайбула... Дербыш-Алей... – Царевич Кайбула (Хайбула) приехал на Русь в мае 1552 г., получил во владение г. Юрьев и женился на племяннице Шах-Али, дочери Джан-Али. Дервиш-Али (Дербыш-Али) выехал на Русь в конце 1551 г., получил от Ивана IV Звенигород, где и проживал безвыездно. В 1554 г. был посажен Грозным на астраханский престол вместо Ямгурчия. 581 ...и ту... уряжает полки... – Приводимое далее распределение военачальников по полкам не совпадает с данными летописей. Г. Н. Моисеева установила, что автор «Казанской истории» поместил здесь не вымышленный разряд войск, а отразил расстановку воинских должностей за более поздний период (1564–1565), когда многие воеводы, участвовавшие во взятии Казани, были либо казнены, либо находились в ссылке. Так, например, не упоминаются воевода «большого полка» М. И. Воротынский (в 1562–1566 гг. находился в заточении на Белоозере), А. М. Курбский – воевода «правой руки» (в 1564 г. бежал в Литву), Немого-Оболенский, воевода «сторожевого полка» (казнен в 1565 г.). С другой стороны, в 60-е гг. Грозный приближает к себе новых воевод из среды опричников и приехавших на Русь татарских царевичей, что также нашло отражение в «Казанской истории», где упомянуты «начальные» воеводы казанского взятия из среды опричников – Темкин-Ростовский, Одоевский, Пронский, Трубецкой, а также ряд татарских царевичей, которые на самом деле в походе на Казань не участвовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1556 году росту славы Иоанна еще более способствовало покорение нового царства — Астрахани. Город Астрахань, построенный в устье Волги и называвшийся прежде Астороканью, существовал еще и тогда, когда начинало складываться государство Русское. Прежде в нем жили Хазары потом Алане , наконец, после разорения Золотой Орды, Асторокань была столицей Татарских ханов, одноплеменных с Ногайскими князьями. Эти ханы никогда не были сильными правителями и, спасаясь от притеснений Черкесов и Крымцев, часто прибегали к покровительству России, и последний из них, Дербыш, обязанный сохранением своего престола Иоанну IV, в минуту своей искренней благодарности за его благодеяния поклялся вместе со всем народом повиноваться Русскому царю как своему верховному государю. Но прежде, чем отборное войско, посланное к нему на помощь от Иоанна и состоявшее из царских дворян, боярских детей, стрельцов и Казаков, успело удалиться, Дербыш изменил своей клятве и переметнулся к Крымскому хану Девлет-Гирею. Подданные его, уже испытавшие разницу между благодетельным покровительством России и дерзкими поступками Крымцев, были очень недовольны изменой своего государя и обрадовались, когда храбрые стрельцы и Казаки полностью разбили его и заставили бежать в Азов. Тогда все они дали новую присягу России и уже навсегда остались ее верными подданными. Нынешняя Астрахань стоит в нескольких верстах от старинной Асторокани. Даже камни на постройку некоторых домов нового города брали из развалин старого. Астрахань славилась большими плодоносными садами и богатейшими рыбными уловами. Во времена же Ин. 4 туда приезжали торговать купцы из Шемахи, Дербента, Шавкала, Тюмени, Хивы; жители многих этих земель хотели так же, как и Астраханцы, быть подданными России. Иоанн ласково принимал их и своими умными, благожелательными распоряжениями так осчастливливал своих новых подданных, что слух о его славе достиг отдаленных стран Сибири. Сибирь в то время не была той обширной землей, пространству и непроходимым лесам которой, вы, верно, удивляетесь теперь, милые друзья, смотря во время урока географии на карту Азии. Нет, тогда известна была под именем Сибири только средняя часть Тобольских земель. Ею управляли Монгольские князья, потомки Батыева брата, Шибана. Русские больше ничего не знали о Сибири, но после покорения Казанского и Астраханского царств приехали в Москву два посла от Сибирского князя Едигера с поздравлением царю по случаю его побед и с просьбой защитить Едигера от других Татарских князей, разорявших его землю. Едигер обещал царю за это платить богатую дань: по соболю и по белке с каждого человека в год. По его словам, в Сибири тогда было 30 700 жителей.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Симбирск.(69) Помимо прочего, во время их пребывания в г. Казани царю поднесли: «воспитанник 2 Казанск[ой] гимназии 12-летний Виктор Шидловский - сочинённый им марш на тему " Боже Царя храни и фотограф Локке - альбом с видами г. Казани и типами инородческого населения Казанской губернии». При этом: «Его Императорское Величество соизволил подарить Шидловскому золотые часы, а Локке 400 р[ублей] сер[ебром]». Кроме того, Император Александр II «Всемилостивейше изволил отпустить 1.500 рублей на бедных города Казани».(70) Он также подарил Казанскому полицмейстеру Х.Н. Мосолову «драгоценный перстень», городовому врачу В.И. Колонтаеву - «золотые часы с цепочкой», а нижним полицейским чинам было пожаловано по пятьдесят копеек на человека.(71) Были отмечены и некоторые духовные лица, получившие: «регент архиерейского хора священник Пётр Миловидов - 50 рублей, протодиакон здешнего кафедрального собора Пешехонов - 50 рублей, и архиерейские певчие - 75 рублей».(72) «Невозможно выразить тот восторг народа, - отмечалось в " Казанских губернских ведомостях " , - который огромными массами повсюду встречал и сопровождал своего монарха, бежал за коляскою и везде раздавались восторженные громкие крики " ура. Все здания в городе украшены были флагами, гирляндами, коврами. Все жители улиц, где предполагали, что Государь Император изволит проехать, осчастливленные посещением Августейшего Гостя, украсили свои дома».(73) По случаю Высочайшего визита вечером «город был великолепно иллюминован». «Так совершилось это событие, - заключал " Н.Р. " , - признательная память о котором будет переходить между жителями Казани из рода в род».(74) Как сообщали месяц спустя - 29 сентября 1871 г. - «Казанские губернские ведомости»: «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, во время Своего пребывания в Казани, заметив в сём городе отличный порядок, чистоту и благоустройство, Высочайше повелеть соизволил объявить за это Монаршее благоволение Казанскому Губернатору, действительному статскому советнику Скарятину и всем тем лицам, которые принимали участие в наблюдении за порядком во время Высочайшего пребывания в г. Казани».(75) Доски и памятники Через несколько месяцев после посещения Императором Александром II ККТШ - 12 декабря 1871 г. - в ней была освящена домовая церковь во имя святителя Гурия, первого архиепископа и просветителя Казани,(76) приготовления к созданию которой, как отмечал П.В. Знаменский, начались ещё в 1869 г.(77) Дабы увековечить знаменательное событие посещения Императором Александром II ККТШ, Н.И. Ильминский выступил с инициативой изготовления и установки в школе памятной доски. На ней он предложил разместить сказанные родителям учащихся «драгоценные слова» царя: «Я очень рад, что ваши дети учатся здесь и уверен, что они выдут отсюда хорошими христианами».(78) В данной связи «было исходатайствовано Высочайшее соизволение на то, чтобы слова Его Величества с объяснением случая, по коему они высказаны, были начертаны по-русски и по-татарски на мраморной доске и поставлены в школе».(79)

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

Заметим к тому же, что копия Казанской иконы была уже не простая, но оказавшая чудодействие при очищении Новодевичьего монастыря от поляков, которая следственно поэтому самому делалась драгоценною для нижегородского ополчения, шедшего на бранные подвиги, и которую оно не могло не желать удержать у себя. Но удерживая у себя копию, присланную из Казани, копию, сделавшуюся чудотворною, и посылая в Казань простую, обыкновенную копию, не должно ли было нижегородское ополчение позаботиться об украшении последней, что бы этим, по крайней мере, вознаградить то, чем воспользовалось от Казани? Двукратное спасение Казани во время смертоносной язвы, в половине XVII и около конца XVIII века, помощию чудотворной иконы седмиозерной, прславившейся вскоре после воцарения Михаила Феодоровича и чествуемой в Казани в память этого спасения торжественным принесением ее из пустыни в город, не указывает ли на отсутсвие из Казани чудотворной иконы Богородицы, явившейся в 1579 году? Нисколько не указывает. Во время первого и второго морового поветрия были в Казани мощи св. Гурия и св. Варсонофия, были в городах и окрестностях каранских – чудотворная икона преподобного Сергия в Свияжске, чудотворная явленная икона в пустыне Муроносицкой. Почему же, спрашивается, ни к одной из этих святынь хотя все они благоговейно чтутся в Казани, не обратились казанцы с прошением о помощи противу постигшего их бедствия? Потому, что в народных бедствиях народ прибегает с мольбою к известным святым, известным иконам не самопроизвольно, а по указанию вышнему. В Москве много было чудотворных и мощей и икон в смутное время, – но Москва обратилась с мольбою о помощи к Казанской иконе Божлией Матери. Почему? потому что не только эту икону завещал нижегородцам взять в полки свои патриарх Гермоген, а в этом завещании патрирха видели волю Божию, но и было о ней особое свидетельство на тот раз свыше. Так точно и в Казани во время бывшей смертоносной язвы обратились с мольбою о помощи к иконе Божией Матери смоленской, находящейся в Седмиозерной пустыне, потому что эта икона указана была свыше особенным таинственным видением 52 . Московской иконе издревле присвоено название Казанской, что на пожаре как именуется она и в выходах царей. Казалось бы вероятным, что такое название дано ей по первоначальному явлению на пожарище казанском. Но такого названия явленной иконе в самой Казани никогда не придавалось, а дано оно в Москве; поэтому вероятнее предполагать, что московская икона получила название от каких-нибудь местных обстоятельств, бывших в Москве. Притом можно еще сомневаться самой ли иконе усвояется это название? Строев в своих объяснениях к выходам царей приписывает это название площади. Это, кажется, и вероятнее, потому что если бы самая икона Божией Матери отличалась этим названием, то такое название постоянно придавалось бы ей; между тем в выходах парней название «что на пожаре» придано московской иконе только три раза.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

(49) Там же. - С. 374. (50) Так, например, С.П. Саначин в статье «Вехи иллюстрированной архитектурно-строительной истории Казанского Богородицкого девичьего монастыря» (2016 г.) сообщает, что «торжество закладки обширного нового собора в присутствии императора Павла I с сыновьями» последовало 30 мая 1799 г. (См.: Саначин С.П. Указ. соч. - С. 114.) (51) Л.Н. Энгельгардт ошибочно указывал в качестве времени пребывания Императора Павла I Петровича в г. Казани 3 - 9 июня 1798 г. (См.: Записки Льва Николаевича Энгельгардта. 1766 - 1836. - С. 207, 213.) (52) Всего в пределах Казанской губернии Самодержец Всероссийский находился с 22 мая по 1 июня 1798 г., посетив, помимо прочего, перед своим приездом в г. Казань города Козьмодемьянск, Чебоксары и Свияжск. (См.: Император Павел Первый в Казани/1798-ой год/. - С. 14, 44.; «Как Павел в ней явился благодатен». - С. 174, 177.) (53) См.: Император Павел Первый в Казани (1798-ой год). - С. 22. (54) См.: Там же. - С. (7). (55) См.: Путешествие Императора Павла I в Казань в 1798 г. - С. 31. (56) См.: Современный журнал о пребывании в Казани Его Императорского Величества, Павла I-ro. 1798. - С. 467. (57) См.: Там же (58) См.: Император Павел Первый в Казани (1798-ой год). - С. 42.; Современный журнал о пребывании в Казани Его Императорского Величества, Павла I-ro. 1798. - С. 467. (59) См.: Император Павел Первый в Казани (1798-ой год). - С. 41. (60) Н.П. Загоскин уточнял: «Проснувшись в это утро в обыкновенное время, т.е. в 6 часов, Государь пил кофе и принимал доклады». (См.: Там же.) (61) Путешествие Императора Павла I в Казань в 1798 г. - С. 31. (62) См.: «Как Павел в ней явился благодатен». - С. 175. (63) См.: Записки Льва Николаевича Энгельгардта. 1766 - 1836. - С. 213. (64) В сноске к данному материалу сообщалось следующее: «Первое повествование о явлении чудотворной иконы Божией Матери в г. Казани составлено Ермогеном, митрополитом казанским, впоследствии вторым патриархом всероссийским. Евген[ий] [(Е.А. Болховитинов)]. Словар[ь] историч[еский]. т. I. стр. 186. Спб. 1827. Но повествование это, собственноручно писанное Ермогеном, доселе хранится между рукописями московской синодальной библиотеки под 982 (лист[ы] 1 - 36); почему мы и не могли воспользоваться им, как должно. Знаем, что наше " сказание " отлично от Ермогенова, по местам, большими или меньшими отменами, прибавлениями и опущениями, и потому представляет собою позднюю редакцию. Несмотря однако на это, мы решились издать это сказание; ибо оно есть памятник, весьма важный, особенно для казанской епархии. При самом издании его мы имели под руками два списка его собственной библиотеки, весьма сходные между собою, и старались пополнить один из них другим. А. И.». (См.: Сказание о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани//Известия по Казанской Епархии. - 1867. - 17. - С./449/.)

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010