Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕОПАТРИСТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ Программа исторического богословия, сформулированная прот. Георгием Флоровским в качестве платформы для православного свидетельства в мире и развернутого ответа на вопрос, каким должно быть совр. правосл. богословие. Н. с. предполагает следование патристическому синтезу, служит его продолжением и развитием в изменившихся исторических и культурных условиях. Обращение к св. отцам основано на убеждении в том, что патристическое наследие содержит необходимые ресурсы для осмысления многих проблем современности. Т. о., совр. богословие призвано способствовать научной и церковной актуализации древней христианской мысли. Существенным признаком Н. с. является укорененность в правосл. Предании и в церковном опыте соборности. Программа Н. с. обнародована в ряде выступлений и публикаций в сер. 30-х гг. XX в.: 1) в актовой речи в Православном богословском институте преподобного Сергия Радонежского в Париже «Задачи русского богословия» (1935, не опубл.); 2) в докладе на съезде правосл. богословов в Афинах (1936) «Западные влияния в русском богословии» ( Florovsky. Westliche Einflüsse in der russischen Theologie. 1939); 3) в сделанном там же докладе «Патристика и современное богословие» ( Idem. Patristics and Modern Theology. 1939); 4) в последней главе «Разрывы и связи» кн. «Пути русского богословия» (1937; ср. франц. пер., с к-рого делались переводы на др. языки: Les voies de la théologie russe//Dieu Vivant. P., 1949. N 13. P. 39-62). Впосл. тезисы Н. с. уточнялись и были отражены прот. Г. Флоровским в следующих текстах: 5) «Наследие и задача православного богословия» ( Idem. 1949); 6) в наброске к «богословскому завещанию», выпущенном в свет уже после его смерти Э. Блейном ( Блейн. 1995. С. 154-156). Свои идеи прот. Г. Флоровский также пояснял в текстах, оставшихся до сих пор не опубликованными, в частности в задуманном трактате о доктрине Искупления: 7) «На древе крестном: Учение отцов об Искуплении» ( Florovsky. In lingo crucis. 1936-1939). Наиболее значительные публикации прот. Г. Флоровского представляют собой реализацию идей Н. с. Эта программа богословских исследований имела большое распространение среди правосл. ученых различных научных школ в США, Великобритании, Греции, Сербии, Румынии, Франции. Ее идеи сохраняют актуальность до наст. времени, хотя и вызывают дискуссии. Истоки и влияния

http://pravenc.ru/text/2564946.html

Фото: izdat-spbda.ru      Беседа с заведующим кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, кандидатом богословия, доцентом протоиереем Димитрием Юревичем, в 2009–2015 гг. — проректором по научно-богословской работе академии и ответственным редактором журнала. Беседа публикуется в сокращении. Полностью ее можно будет прочитать в за 2021 год “Христианского чтения” - Отец Димитрий, согласно сайту-музею “Христианского чтения” , “6 октября 2008 года ректором Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии назначен епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Перед редакцией журнала была поставлена задача по вхождению «Христианского чтения» в перечень ВАК”. Насколько быстро после своего появления в академии владыка Амвросий занялся проблемами журнала? - Поскольку данный вопрос касается тех перемен, которые произошли в статусе “Христианского чтения” в период ректорства епископа (ныне — митрополита) Амвросия (Ермакова), целесообразно несколько раздвинуть хронологические границы вопроса для лучшего понимания ситуации. Возобновление издания журнала в 1990 г. под названием “Вестник ЛДА” — и с 1991 г. под своим исконным названием — столкнулось с нехваткой материалов, что можно с легкостью видеть, если посмотреть электронные сканы журналов в интернет-архиве.      Кроме публикаций преподавателей академии в журналах в начале 1990-х годов встречаются перепечатки из дореволюционных и зарубежных эмигрантских изданий. Кроме того, с сегодняшней точки зрения, многие статьи не носили научного характера, часть из них представляли собой синтез материала на заданную тему, некоторые были откровенно популярного уровня, что, впрочем, объясняется спецификой перестроечного времени. Увеличение доли статей научного характера и введение требований к научному аппарату появилось в журнале в период ректорства архиепископа (ныне — митрополита) Константина (Горянова). К сожалению, по-прежнему имела место нехватка материала, поэтому, как это уже сложилось в 1992–1995 гг., когда выходил только один номер журнала в год, в период 1997–2008 гг. также издавалось только по одному-два номера в год. Тем не менее, данный период можно рассматривать как накопление опыта для дальнейшего выведения журнала на новый уровень.

http://pravoslavie.ru/137024.html

1995. С. 155). Основные положения Н. с. сформулированы в виде перечня требований, или задач. 1. Восстановление «патристического стиля» ( Флоровский. Пути русского богословия. С. 506). По мысли прот. Г. Флоровского, Н. с. предполагает не отмену результатов патристического синтеза, но претворение его в новых исторических обстоятельствах: «Восстановление патристического стиля, вот первый и основной постулат русского богословского возрождения. Речь идет не о какой-нибудь «реставрации» и не о простом повторении, и не о возвращении назад. «К отцам», во всяком случае, всегда вперед, не назад. Речь идет о верности отеческому духу, а не только букве» (Там же). Обращение к патристике должно быть не слепым повторением мыслей св. отцов, а их продолжением; оно должно сочетать верность Преданию с творческим началом; открытость к современности должна сопровождаться традиционностью. 2. Обретение «Кафолического сознания» как соотнесение личного начала с полнотой Церкви, со всеми верными (Там же. С. 506-507). Это экклезиологическое требование должно предостеречь от крайностей модернизма и консерватизма через сохранение ценности индивидуального в свете универсального христ. Предания. 3. Обретение «Исторического сознания» - прежде всего осознания христ. догматов как исторических событий (Там же. С. 507-508). Поэтому «православное богословие должно быть историческим... Бог есть Бог действующий - действовавший в истории начиная с сотворения человека, Бог, Который и ныне действует в жизни каждого из нас и Который будет действовать, пока не придет как Судия, чтобы испытать живых и мертвых. Богословие, стало быть, есть изучение Божиих деяний» ( Блейн. 1995. С. 156). 4. Достижение «Христианского эллинизма», сопряженного с предыдущими положениями: «Кафолическим (т. е. церковным.- П. М.) богословие может быть только в эллинизме… Христианский, преображенный эллинизм насквозь историчен» ( Флоровский. Пути русского богословия. С. 509). Впервые эту идею прот. Г. Флоровский провозгласил в Афинах в 1936 г.: «…по сути своей Церковь эллинистична, она есть эллинистическое образование, или, иными словами, эллинизм - это основная категория христианского существования… И потому всякий богослов должен пройти через опыт духовной эллинизации (или ре-эллинизации)… стать в большей степени греком, чтобы стать поистине вселенским (catholic), поистине православным (Orthodox)» ( Florovsky. Patristics and Modern Theology. 1939. Р. 242). «Старому эллинизму суждено было умереть, но новый по-прежнему выражен по-гречески... до дня нынешнего...» ( Блейн. 1995. С. 156).

http://pravenc.ru/text/2564946.html

52 Kelly J.N.D. Early Christian Creeds . — London: Longmans, Green & Co, 1950. — P. 167. 53 См. Fédérer. Op. cit . S. 59 ff.; F. De Pauw. La justification des traditions non écrites chez Tertullien , in: Ephemerides Theologicae Lovanienses. — T. XIX, 1 2. — 1942. — P. 5—46. Cf. также Georg Kretschmar. Studien zur früchristlichen Trinitätstheologie . — Tübingen, 1956. 54 Sanctus Basilius Magnus. DeSpirituSancto . [Русский перевод Московской Духовной Академии: О Святом Духе к св. Амфплохию, Епископу Иконийскому Василий Великий. Творения. Ч.3. — М.: Паломник, 1993. — С. 231—356]. 55 Homotimia (от греч . ?%Г [momim?%Г [a) — богословский термин, отражающий христианское учение о равносущности и равночастности Сына Божьего и Святого Духа Богу-Отцу. — Прим. перев. 56 См. его введение к изданию труда: SanctusBasiliusMagnus.DeSpirituSancto , in: Sources Chrétiennes. — Paris: Les Éditions du Cerf , 1945. — 17. — P. 28 ss. 57 Джордж Уильямс в исследовании, посвященному Флоровскому, пишет: «По вопросу об отношении между Писанием и Преданием, конечно же, разделял общие кафолические воззрения, однако уже в 1948 году он предвосхитил недавнюю формулу II Ватиканского Собора о едином откровении в двух формах. Тогда он впервые обратился к известному месту в сочинении Василия Великого о Святом Духе, где тот говорит о dogmata и kerygmata . В течении долгого времени, начиная со средневековых западных канонистов, на это сочинении ссылались для обоснования того учения о Писании и Предании как двух независимых источниках откровения, которое было включено в декрет Тридентского собора в контексте полемики с протестантским принципом sola scriptura (только Писание)». См. об этом: Уильямс Дж. Неопатристический синтез Георгия Флоровского Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. — М.: АО «Издательская группа «Прогресс» — «Культура», 1995. — С. 345. 58 Dogmata (мн.ч. от лат . dogma; от греч . %Г [d?%Г [gma — убеждение, положение; от %Г [dok?%Г [w (dokeo, «Я считаю достойным, думаю»)) — установленные церковные обряды. — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3032...

С. Булгакова, его предшественников и последователей. Разделяя с ними убежденность в необходимости развития опытного начала в богословском познании, прот. Г. Флоровский был уверен, что пространством этого религ. опыта должна стать церковная истина, а гарантией подлинности - верность святоотеческому Преданию, иными словами, именно церковный религ. опыт. Он утверждал, что «мы должны богословствовать... для того, чтобы жить... в Истине, каковая в действительности есть не некая система идей, но Лицо, и именно Иисус Христос» ( Блейн. 1995. С. 156). Перечисленными моментами обоснованы и главные положения программы Н. с., сформулированные как характеристики и одновременно требования к правосл. богословию. Содержание программы Вначале Н. с. мыслился прот. Г. Флоровским как программа прежде всего для рус. богословия, как задачи, стоящие перед рус. христианством, призванным преодолеть свое отчуждение от первоистоков православия (ср.: христ. эллинизм и византинизм), освободиться от различных доктрин, преимущественно западного новоевроп. и нехрист. происхождения, и возродиться в обновленной церковности. Он полагал, что от современного русского Православия во имя «восстановления Родины» (из письма Н. Н. Глубоковскому от 8 авг. 1918; см.: Gavrilyuk. 2014. P. 112) как «богословского исповедания… в условиях апокалиптической борьбы» (ср.: Флоровский. Пути русского богословия. С. 518-519) ожидается преодоление «разрывов»: 1) церковного - между богословием и благочестием; 2) социального - между интеллигенцией и народом; 3) культурного - между религией и совр. культурой. В послевоенный период эти идеи прот. Г. Флоровский видел уже в более широком, общеправославном контексте. Богословие «должно быть не просто собранием высказываний и утверждений отцов. Это должен быть именно синтез, новое творческое осмысление прозрений, ниспосланных святым людям древности. Этот синтез должен быть патристическим, верным духу и созерцанию отцов… Он должен быть и неопатристическим, поскольку адресуется новому веку, с характерными для него проблемами и вопросами» ( Блейн.

http://pravenc.ru/text/2564946.html

В РФ секта была зарегистрирована Мин-вом юстиции в 1992 г. в качестве международной некоммерческой общественной орг-ции. Ун-т Б. К. имеет лицензию на образовательную деятельность «в сфере обучения нравственным и духовным ценностям». В 1999 г. Б. К. получила статус благотворительной орг-ции в Москве. По свидетельствам людей, порвавших с орг-цией, последовательницы Б. К. крайне фанатичны; на тех, кто решил покинуть секту, оказывается сильное давление (Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. С. 233). Б. К. включена в списки тоталитарных и деструктивных сект, составленных правительствами Франции, Германии, Австрии, Бельгии и др., амер. и европ. орг-циями информирования о сектах, различными христ. Церквами. Таким же образом Б. К. определяется в итоговых документах международных правосл. научно-практических конференций (Белокуриха, 1999 г.; Н. Новгород, 2001 г., Запорожье, Екатеринбург, 2002 г.). Ист.: Духовное знание и Раджа йога: Краткий курс. СПб., 1992 ; Хассиджа Д. Ч. Медитация в Раджа йоге. СПб., 1992; Авьякт Бап Дада. 1993-1994, 1994-1995. М., 1995; он же. 1995-1996. М., 1996; Новое знание для нового мира. Маунт Абу, 1997; Духовность - новое измерение. М., 1999. Лит.: Bendrath D. Brahma Kumaris/Raja Yoga: Darstellung - Berichte - Dokumente. Münch., 1985; Whaling F. The Brahma Kumaris//J. of Contemporary Religion. 1995. Vol. 10. N 1; Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997; Вторжение индуизма в Россию: Сб. ст./Сост. В. А. Гурко. Пермь, 1997; Новые религ. организации России деструктивного и оккультного характера: Справ. Белгород, 1997; Каниткар В. П. (Хемант), Коул У. О. Индуизм. М., 2001; Плотников М. , диак. «Брахма Кумарис»// Дворкин А. Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. Н. Новг., 2002. С. 390-403; Новые религ. организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справ./Авт.-сост. И. Куликов. М., 2002. Диак. Михаил Плотников Рубрики: Ключевые слова: АНАНДА МАРГ религ. культ, основанный в 1955 г. в штате Бихар (Индия) Шри Шри Анандамурти (мирское имя - Прабхат Ранджан Саркар (1921-1990)), синтез йоги, шиваитского направления индуизма и тантризма

http://pravenc.ru/text/153377.html

Когда я говорю о неопатристическом синтезе, то имею в виду, конечно, отца Георгия Флоровского и Владимира Лосского. В несколько ином смысле мы можем рассматривать фигуру митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа) (John Zizioulas) также как представителя неопатристического синтеза. Русский религиозный ренессанс был заинтересован в разрешении таких вопросов, как отношения религии и философии, Церкви и государства, религии и  нации, современных нравственных проблем. Неопатристический синтез был в общем-то не заинтересован в решении перечисленных вопросов, а решал проблемы соотношения веры и догмы, веры и молитвы. Я чрезвычайно высоко оцениваю именно неопатристический синтез, потому что в мои ранние годы на меня огромное влияние оказали такие богословы, как Флоровский и Лосский. Я вижу интерес к Филокалии (Добротолюбию), к учению Григория Паламы как важным процессам в рамках неопатристического синтеза. Что касается православия на Западе, то на протяжении порядка 50 лет, то есть приблизительно с  1945 по 1995, превалировали тенденции неопатристического синтеза. Что касается русской религиозной философии, то она находилась на закате в тот период, и отец Сергий Булгаков, в частности, не имел непосредственных последователей. В том, что сейчас происходит в православном богословии, я вижу возрождение русского религиозного ренессанса, и можно даже надеяться на синтез религиозного ренессанса и неопатристического синтеза. Для меня в XXI веке самым главным вопросом богословия, безусловно, будет вопрос антропологический, то есть вопрос о человеческой личности. И здесь будут очень важны идеи и неопатристического синтеза, и русского религиозного ренессанса. Например, Павел Евдокимов - богослов, принадлежавший к раннему поколению богословов, - в своих трудах соединил элементы неопатристического синтеза и русского религиозного ренессанса, и, несмотря на то, что он не писал системного изложения своих взглядов, он, тем не менее, соединил в своем творчестве эти два элемента, и что очень важно, уделил большое внимание именно вопросам антропологии.

http://bogoslov.ru/article/286120

Собор Рождества Богородицы во Владимире " за ненадобностью " был разобран в июле 1930 г., а на его месте устроили спортивную площадку. В 1992 г. монастырь возвратили Владимиро-Суздальской епархии, он вновь действует. Позднее на месте утраченного лавра была установлена деревянная часовня. В сентябре 1995 г. посетивший Богородице-Рождественский монастырь Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Восстановлению храма предшествовали археологические раскопки, проведенные в 1995-1999 гг., во время которых было найдено большое количество деталей собора XII в., полностью раскрыт и обмерен фундамент. В 1999 г. начались работы по строительству нового собора, являющегося храмом-памятником, работы велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской области. 21 августа 2004 г. освящение собора совершили Калужский митр. Климент (Капалин) и Владимирский архиеп. Евлогий. При строительстве нового Рождественского собора не ставилась задача воспроизводить облик древнего храма. Вот как объяснил тогда архитектуру нового храма выдающийся реставратор, директор ОАО «Владимирреставрация» Игорь Столетов: «Мы сделали синтез образа белокаменного зодчества XII века, построенного в XXI веке». Единственное прямое восстановление состояло в том, что крест нового собора Рождества Богородицы расположили ровно по вертикали креста прежнего храма. Новый собор Рождества Богородицы во Владимире открыл свои двери в 2004 г. 1191 г. - храм заложен по указу великого владимирского князя Всеволода Юрьевича, основателя монастыря. Постройка закончена, и церковь освящена 27 октября 1196 г. В храме находилась гробница Александра Невского. 1678 г. - к храму с трех сторон сделаны пристройки. 1858 г., 24 августа. Император Александр II посетил монастырь и дал указание провести реставрационные работы. Возглавил реставрацию собора архитектор Н. А. Артлебен. Реставратор П. Д. Барановский считал данную реставрацию примером первой научной реставрации архитектурного памятника в России.

http://sobory.ru/article/?object=02747

68 См.: Архим. Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 83. 69 Англ.: «среда, в которой человек родился и вырос». 70 См.: Архим. Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 45. 71 Отец Софроний использует слово «артист» со значением английского слова «artist» как «человек творчества, искусства». 72 См.: Архим. Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 180—214. 73 В-22 (1 февраля 1991 г.) согласно нумерации М mI . 74 Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 132—133. 75 Имеется в виду прп. Силуан Афонский. 76 В-25 (11 февраля 1991 г.) согласно нумерации М mI . 77 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 185. 78 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 128. 79 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 17. 80 См.: Там же. С. 93. 81 См.: Прп. Макарий Египетский. Слово шестое (о любви). Гл. 10//Духовные беседы, послание и слова. Серг. Посад, 1904. С. 425. 82 В-30 (8 апреля 1991 г.) согласно нумерации М mI . 83 Свт. Иоанн Златоуст. Слово на Святую Пасху//Триодь Цветная. С. 8. 84 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 64. 85 В-33 (6 мая 1991 г.) согласно нумерации М mI . 86 См.: Свт. Афанасий Александрийский. Символ веры//Следованная Псалтирь. Киев, 1907. С. 1. 87 Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 197. 88 Отец Софроний использует философскую терминологию из диалектики онтологии. «Бывание» являет собой диалектический синтез двух понятий: «бытия» как тезиса и «небытия» как антитезиса. 89 См.: Прпп. Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. М., 1995. С. 495. 90 Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 197. 91 Греч.: «наука о познании». 92 В-35 (13 мая 1991 г.) согласно нумерации М mI . 93 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 13. 94 Франц.: всегда вокруг да около. 95 Англ.: «Отче наш...» есть наша истинная Патрология. 96 В-39 (3 июня 1991 г.) согласно нумерации М mI . 97 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 8. 98 См.: Прп. Исаак Сирин. Подвижническое слово 58. Серг. Посад, 1893. С. 311.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3944...

Многие положения этой книги формулировались и раскрывались в ходе тех лекций по православному богословию, которые диакон Андрей Кураев с 1992 г. читает на философском факультете МГУ. Поэтому эта книга написана вполне светским языком и рассчитана не только на людей верующих, но и на тех, кто еще не обрел достаточных оснований для того, чтобы сделать собственный религиозный выбор. Она также адресована религиоведам, культурологам, философам, студентам и педагогам. Книга диакона Андрея Кураева, профессора Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, посвящена замыслу объединения религий. Этот замысел активно провозглашается множеством сект (вспомним Аум Синрике, выдававшую себя за синтез христианства и буддизма), и столь же активно оспаривается православной мыслью. Причины, по которым экуменическая идея объединения разных религий вызывает возражения у Православной Церкви, анализируются в этой книге. Особое внимание уделяется парадоксальным отношениям, сложившимся между Православием и Католичеством. С одной стороны – в книге анализируются основные расхождения между ними (приводится полный текст догмата о непогрешимости римского папы; поясняется, в чем состоит проблема «филиокве», католическая мистика сопоставляется с опытом восточных Отцов Церкви). С другой стороны – обращается внимание на осторожность, с которой документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года трактуют связи и разрывы в православно-католических отношениях. Многие положения этой книги формулировались и раскрывались в ходе тех лекций по православному богословию, которые диакон Андрей Кураев с 1992 г. читает на философском факультете МГУ. Поэтому эта книга написана вполне светским языком и рассчитана не только на людей верующих, но и на тех, кто еще не обрел достаточных оснований для того, чтобы сделать собственный религиозный выбор. Она также адресована религиоведам, культурологам, философам, студентам и педагогам. ПРЕДИСЛОВИЕ Плагиат – вещь довольно обычная. Мне приходилось видеть свои статьи переопубликованными в немосковской прессе, но под другими именами. Гораздо реже бывает “плагиат наоборот”, когда человеку приписываются тексты, к которым он не имеет ни малейшего отношения. И вот недавно мне попался на глаза один такой апокриф. В екатеринбургской “Православной газете” была опубликована статья “Долина смертной тени” (69)). Статья сопровождалась моей подписью и даже моей фотографией. На деле же я не имею к ней ни малейшего отношения. Это статья прот. Георгия Флоровского, перевод которой на русский язык был опубликован в журнале “Альфа и Омега” 2(5), 1995).

http://predanie.ru/book/71831-vyzov-ekum...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010