Состоялись годичный акт и открытие ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского университета 20 ноября, 2010. Редакция " Правмира " 18 ноября 2010 г., в день избрания на Московский Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, состоялся годичный акт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и открытие XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. 18 ноября 2010 г., в день избрания на Московский Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, состоялся годичный акт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и открытие XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. В этот день Божественную литургию в университетском храме в честь Живоначальной Троицы в Вишняковском переулке совершили председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил и председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон в сослужении председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова, ректора вуза протоиерея Владимира Воробьева и клириков храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе при ПСТГУ. Вечером в конференц-зале 1-го Гуманитарного корпуса МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся торжественный акт Свято-Тихоновского университета. Протоиерей Владимир Воробьев рассказал о наиболее важных событиях в жизни вуза в 2010 году, одним из которых стало открытие студенческого городка со своей инфраструктурой — часовней, общежитием, учебным корпусом, библиотекой и столовой. Также значимым событием стало создание диссертационного совета на базе ПСТГУ и МГУ им. М.В. Ломоносова. Почетный гость актового дня архиепископ Верейский Евгений огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам торжественных мероприятий. Митрополит Горийский и Самтависский Андрей (Грузинская Православная Церковь) передал приветствие Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

http://pravmir.ru/sostoyalis-godichnyj-a...

Епископ – апостол О недавно почившем епископе Ленском Зосиме часто говорят, что он был настоящим апостолом. Он любил миссионерский факультет ПСТГУ, часто посещал его, когда бывал в Москве беседовал с преподавателями и студентами. Воспоминаниями об этих встречах, о том как была организована удивительная миссионерская поездка по всей великой сибирской реки Лене о том какие трудности в существуют в Якутской епархии, по площади равной половине Европы, делится близкий друг владыки Зосимы Андрей Борисович Ефимов. 18 мая, 2010 О недавно почившем епископе Ленском Зосиме часто говорят, что он был настоящим апостолом. Он любил миссионерский факультет ПСТГУ, часто посещал его, когда бывал в Москве беседовал с преподавателями и студентами. Воспоминаниями об этих встречах, о том как была организована удивительная миссионерская поездка по всей великой сибирской реки Лене о том какие трудности в существуют в Якутской епархии, по площади равной половине Европы, делится близкий друг владыки Зосимы Андрей Борисович Ефимов. О недавно почившем епископе Ленском Зосиме часто говорят, что он  был настоящим апостолом. Он любил миссионерский факультет ПСТГУ, часто посещал его, когда бывал в Москве беседовал с преподавателями и студентами. Воспоминаниями об этих встречах,  о том как была организована удивительная миссионерская поездка по всей великой сибирской реки Лене о том какие трудности в существуют в Якутской епархии, по площади равной половине Европы, делится близкий друг владыки Зосимы  Андрей Борисович Ефимов, зам. декана миссионерского факультета ПСТГУ, доктор физико-математических наук. Данилов монастырь — Я познакомился с владыкой Зосимой, когда он уже был епископом Якутским. Епископом он стал после того, как много лет был казначеем в Даниловом монастыре, там очень многое было сделано по его замыслу и его трудами. Например, швейная мастерская. Я помню, как он меня туда водил и как благоговейно относились к нему швеи. Приезжайте к нам на Колыму Однажды мы с ним стали обсуждать возможность миссионерской поездки в Якутию студентов миссионерского факультета ПСТГУ. Эту идею было не просто реализовать, поскольку надо добраться в Якутию, и там многое организовать. Он неожиданно позвонил и сказал: «Давайте, приезжайте скорее, мне дали корабль».

http://pravmir.ru/episkop-apostol/

Запрещен не значит отлучен Как относиться к священникам, лишенным сана? По каким причинам священники перестают служить и как к ним после этого нужно относиться — об этом мы спросили заведующего кафедрой догматического богословия ПСТГУ протоиерея Бориса ЛЕВШЕНКО 16 апреля, 2010 Как относиться к священникам, лишенным сана? По каким причинам священники перестают служить и как к ним после этого нужно относиться — об этом мы спросили заведующего кафедрой догматического богословия ПСТГУ протоиерея Бориса ЛЕВШЕНКО Как относиться к священникам, лишенным сана? Недавно известный в прошлом актер священник Иоанн Охлобыстин попросил освободить его от служения. Эта история известна многим, поскольку отец Иоанн написал подробно о ней в своем блоге. Случай это не единственный, приходится слышать о священниках, запрещенных в служении. Их осуждают, многие даже считают предателями. Так ли это? По каким причинам священники перестают служить и как к ним после этого нужно относиться — об этом мы спросили заведующего кафедрой догматического богословия ПСТГУ протоиерея Бориса ЛЕВШЕНКО. СПРАВКА Протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО родился в 1936 году. В 1958 году окончил механико-математический факультет МГУ. Работал в МГУ и Университете дружбы народов. Кандидат физико-математических наук. В 1994 году рукоположен в сан диакона, через год — в сан священника. Клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе (Москва). Завкафедрой догматического богословия ПСТГУ. Испытание сомнением — Отец Борис, если священника не запрещают в служении, а он сам просит священноначалие его освободить (не по состоянию здоровья), это все равно конфликтная ситуация? — Не всегда. Часто это происходит с новообращенными. В девяностых годах многих рукополагали довольно быстро — стали открываться новые храмы, в сотни раз увеличилось число прихожан, священников не хватало. А когда человек в зрелом возрасте обретает веру, он чувствует такой духовный подъем, что горит желанием как можно глубже изучать богословие, усерднее служить Церкви. Некоторые на этом подъеме становятся священниками. Когда священников не хватает, энергичных благочестивых людей быстро и охотно рукополагают. Но потом яркое ощущение благодати проходит. В этом, думаю, есть Божий промысел — Бог не оставляет человека без Своей благодати, но для духовного возрастания человек должен сам потрудиться, чтобы эту благодать почувствовать. Это можно сравнить с тем, как родители учат ребенка ходить. Они же не стали любить его меньше, но, пока он не научится, неизбежны падения и ушибы. И в духовной жизни наступает момент, когда надо учиться «ходить», то есть трудиться, чтобы почувствовать Божию благодать. Этот момент труден, поэтому часто у человека наступает некоторая внутренняя опустошенность.

http://pravmir.ru/zapreshhen-ne-znachit-...

Аудио Содержание Предисловие Диалог 1-й. О бессмертии Диалог 2-й. О Боге Диалог 3-й. Об искуплении Диалог 4-й. О Церкви Диалог 5-й. О Таинствах Диалог 6-й. О законе и благодати Диалог 7-й. О монашестве Диалог 8-й. О Промысле и свободе воли Диалог 9-й. О прогрессе и конце мировой истории Диалог 10-й. О духовной жизни     Уведомляем вас о выпуске изд-вом ПСТГУ авторской версии «Диалогов» прот. Валентина Свенцицкого : в книге впервые устранены более 800 редакторских правок, искажавших текст во всех предыдущих изданиях. В связи с этим родственники автора, редактор его Собрания сочинений и правообладатель настоятельно просят не тиражировать более в печатном, электронном или ином виде издававшийся ранее вариант «Диалогов» как не аутентичный. Доводим также до вашего сведения официальное Заявление родственников: «В связи с проведенным историком С. В. Чертковым исследованием биографии нашего деда и прадеда прот. Валентина Свенцицкого и уточнением биографических данных, просим впредь не публиковать сведения о биографии В. П. Свенцицкого, публиковавшиеся до 2007 года. Все ссылки на биографию прот. В. П. Свенцицкого можно давать по биографическим очеркам, опубликованным в 1-м томе его Собрания сочинений (М.: Дар, 2008) и новом издании «Диалогов» (М.: ПСТГУ, 2010). Калинин Д. В. – внук В. П. Свенцицкого прот. Калинин Л. Д. – правнук В. П. Свенцицкого. 4 марта 2010 г.     Предисловие Протоиерей Валентин Свенцицкий – выдающийся пастырь-мученик Русской Церкви XX века, родился в 1882 году в Казани, в дворянской православно-католической семье (отец – католик, мать и дети – православные) 1 . Возможно, именно благодаря различию вероисповеданий отца и матери, у юного Валентина рано пробудился интерес к религиозным вопросам. В гимназические годы очень большое влияние на него оказал законоучитель Казанской гимназии священник Молчанов, человек большой эрудиции, обладавший прекрасными ораторскими способностями, ставший впоследствии Экзархом Грузии 2 . Когда Валентину было 15 лет, семья Свенцицких переехала в Москву, где Валентин учился сначала в 1-ой Московской классической гимназии, затем в частной гимназии Креймана.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

При Синодальном отделе по церковной благотворительности будет создан Координационный центр защиты материнства 16 сентября, 2010. Редакция " Правмира " 14 сентября 2010 года под председательством епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона в возглавляемом им Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению состоялось совещание, посвященное защите жизни нерожденных детей. 14 сентября 2010 года под председательством епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона в возглавляемом им Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению состоялось совещание, посвященное защите жизни нерожденных детей. С докладом «Демографическая и семейная политика Русской Православной Церкви» выступил протоиерей Максим Обухов, руководитель Православного медико-просветительского центра «Жизнь». По словам отца Максима, сегодняшняя ситуация, когда совершаются многочисленные аборты и распадаются семьи, требует изменения политики Церкви в области семьи и брака. Сейчас в сфере защиты материнства действуют различные организации. Среди них: Почти во всех регионах действуют православные организации в защиту жизни. В Костромской области ежегодно проходит кинофестиваль «Семья России». В тоже время за последние 10 лет попытки общественности изменить законы, внутриведомственные инструкции не дали результата. Например, не удалось ввести двухнедельный период ожидания перед абортом, чтобы женщина могла задуматься и изменить свое решение. «Очень важно, чтобы Церковь решила, что есть вещи более ценные, чем отлить колокол или покрыть храм штукатуркой — это спасение жизни людей, — сказал отец Максим. — Я предлагаю внедрение семейного компонента в ОПК, внедрение семейного образования в учебные курсы семинарий, введение катехизации со вступающими в брак. Например, в Католической церкви катехизация перед венчанием является обязательной, в католической стране просто не обвенчают, пока молодая семья не пройдет специальный курс обучения, пока они не узнаю то, что надо знать христианской семье. У нас есть опыт такой катехизации во многих епархиях, но не повсеместно. Необходимо создание интеллектуального центра, возможно, это кафедра семьи при ПСТГУ или какая-то другая группа аналитиков. Сейчас во многих епархиях есть ответственные за вопросы семьи и брака, как правило, это их инициатива и они делают огромную работу. Если бы можно было наладить обмен информацией, опытом, тогда сеть епархиальных центров семьи превратилась бы в механизм благотворного влияния на общество».

http://pravmir.ru/pri-sinodalnom-otdele-...

Вестник ПСТГУ Новые сведения о взглядах архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) на проблемы Русской Православной Церкви Источник Публикуемый документ – письмо известного подвижника благочестия епископа (впоследствии архиепископа) Серафима (Соболева) архиепископу Вениамину (Федченкову) . Причина появления письма – звучавшие со стороны архиепископа Вениамина обвинения в ереси в адрес митрополита Антония (Храповицкого) . Епископ Серафим, будучи противником учения митрополита Антония об искуплении, тем не менее высказался против подобных обвинений. Епископ Серафим приводит в своем письме ряд интересных фактов, характеризующих отношение праведного Иоанна Кронштадтского к архиепископу Феофану (Быстрову) и Г. Распутину. Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) является одним из наиболее почитаемых в Болгарии и в России подвижников благочестия и одним из наиболее авторитетных апологетов православия. Иерарх родился в 1881 г., окончил Рязанскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1908 г. за сочинение «Учение о смирении по Добротолюбию» удостоен ученой степени кандидата богословия. В 1908 г. был рукоположен во иеромонаха, затем преподавал в Пастырском училище в Житомире, в Калужской и Костромской духовных семинариях. С 1912 г. о. Серафим был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Воронежской духовной семинарии. Вместе с отступавшими войсками генерала А. И. Деникина архимандрит Серафим уехал на юг России. В соответствии с решением Высшего Церковного Управления на юге России, в день Покрова Пресвятой Богородицы 1920 г. архимандрит Серафим был рукоположен во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В ноябре того же года архипастырь покинул Россию, а в 1921 г. возглавил русские приходы в Болгарии. В том же году иерарх был переименован Патриархом Тихоном во епископа Богучарского. В 1938 г. за сочинение «Новое учение о Софии Премудрости Божией» удостоен ученой степени магистра богословия и был включен в состав Ученого комитета при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ). В 1944 г. архиепископ Серафим перешел из ведения Архиерейского Синода в подчинение Московского Патриархата. Скончался архипастырь в день Торжества православия 26 февраля 1950 г. В 2010 г. имя архипастыря было включено в святцы Русской православной Церкви заграницей (РПЦЗ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Сортировка ценностей в Гохране. Фото 1920-х гг. ЖМП 12 декабрь 2022 /  6 декабря 2022 г. 15:00 В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ . В первой половине 2023 года выйдет его книга « Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия.  PDF-bepcuя . — Отец Сергий, как долго вы собирали материал для книги? — Название готовящегося к печати издания почти совпадает с названием моей кандидатской диссертации, защищенной в 2017 году. Появление этой темы в сфере моих научных интересов связано со специализацией на кафедре истории Русской Православной Церкви богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) и защитой дипломной работы «Св. Патриарх Тихон и обновленческий раскол» в 2010 году. Дело в том, что раскол в Церкви был организован большевиками по критерию лояльности в исполнении декрета Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) об изъятии церковных ценностей, по­этому мужественная защита святынь мирянами и духовенством во главе со святителем Тихоном должна была стать предметом отдельного исследования. Так появилась моя диссертация. В общей сложности на нее ушло не менее тринадцати лет, было изучено 160 дел из шести государственных архивов. Приходилось держать в руках нестандартной формы фолианты со следами архивной пыли, если не сажи, которых не видел ни один читатель. Архивный материал оказался настолько интересным, что более трети объема монографии занимают приложения с выявленными источниками.

http://e-vestnik.ru/interviews/izjatie_i...

Святитель Тихон и политические судьбы России на сломе эпох Патриарх Тихон принадлежал к поколению тех самых «русских мальчиков», о которых Достоевский говорил с одной стороны с надеждой, а с другой стороны и с опаской. 7 апреля, 2010 Патриарх Тихон принадлежал к поколению тех самых «русских мальчиков», о которых Достоевский говорил с одной стороны с надеждой, а с другой стороны и с опаской. 7 апреля — день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. В этом году отмечается юбилей — 85 лет со дня праведной кончины святителя. Предлагаем вашему вниманию доклад профессора Гайды, сделанный на конференции, прошедшей 20 января 2010 года в ПСТГУ. Патриарх Тихон Эпоха наложила серьезный отпечаток на христианский, святительский путь Патриарха Тихона, но и саму эту эпоху без Патриарха представить совершенно невозможно. Каждому христианину понятно, что любой исторический период виден, прежде всего, по его святым. Начало ХХ в. было временем переломным, причем это самый значительный перелом за всю русскую историю. Он сразу разделил всех русских на две части: людей прошлой России и людей России будущей. И очень мало было тех, кто, как Мандельштам говорил, «своею кровью склеил двух столетий позвонки», т.е. тех людей старой России, которые ярко проявили бы себя в новой эпохе. Может быть, свт. Тихон и есть наиболее яркий человек старой России, раскрывшийся во всей полноте уже после ее падения. Епископ-миссионер, который по воле Божией стал патриархом-исповедником. Патриарх Тихон принадлежал к поколению тех самых «русских мальчиков», о которых Достоевский говорил с одной стороны с надеждой, а с другой стороны и с опаской. Из этого поколения потом вышли почти все русские радикальные либералы, марксисты, символисты, успешные капиталисты начала ХХ века. Это были люди, которые верили в светлое будущее России (каждый, конечно, понимал его по-своему), в грядущие перспективы, верили в таинственные «хрустальные замки», писали о них стихи. На фоне этого поколения свт. Тихон выглядит удивительно цельной и духовно трезвой личностью.

http://pravmir.ru/svyatitel-tixon-i-poli...

Больше детей — больше праздников Два с половиной года назад пятерня родилась в семье москвичей Артамкиных. О них много писали СМИ (в том числе и «Нескучный сад»), чиновники дарили подарки. Потом забыли. Мы решили узнать, как живут и как справляются родители, отстоявшие право родить, сколько Бог послал 27 апреля, 2010 Два с половиной года назад пятерня родилась в семье москвичей Артамкиных. О них много писали СМИ (в том числе и «Нескучный сад»), чиновники дарили подарки. Потом забыли. Мы решили узнать, как живут и как справляются родители, отстоявшие право родить, сколько Бог послал Пятеро детей — это не шутка. А когда они рожаются одновременно — это уже чудо. Два с половиной года назад пятерня родилась в семье москвичей Артамкиных. Тогда о них много писали СМИ (в том числе и «Нескучный сад»), чиновники разных рангов дарили подарки — а потом потихоньку забыли. Мы решили узнать, как живут и как справляются родители, в свое время отстоявшие право родить сколько Бог послал — ведь российские врачи убеждали их убить пару-тройку «лишних» эмбрионов. Как получить 40 тысяч долларов Когда заходишь в квартиру Артамкиных, первый вопрос, который хочется им задать: «Как же вы их всех различаете?» Но скоро становится ясно, что девочки, одетые к приходу гостей в одинаковые платьица, на самом деле очень разные. «Таня любит музыку и умеет дирижировать, — рассказывает мама, Варвара Артамкина, — Надя и Лиза — очень усидчивые, могут долго и с удовольствием лепить из пластелина, а Саша c Варей — бойкие, все время волнуются, как бы не упустить что-то интересное!» Семья в сборе. В обычных семьях мама бегает за ребенком, а здесь наоборот- они сами хоровод водят вокруг родителей. Слева направо: Лиза, Варя, Надя, Саша, Таня Второй вопрос — «Как справляетесь?» Когда история рождения девочек была у всех на слуху, многие отпускали язвительные реплики: мол, у них дедушка — известнейший священник (действительно, Варвара — дочь настоятеля храма Святителя Николая в Кузнечной слободе, ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева), понятно, у них все будет в шоколаде. Но оказывается, это не главное. Например, большим подспорьем молодой семье были 40 тысяч долларов, полученные от редакции английской газеты Mail on Sunday за возможность взять у мамы первое интервью после родов и опубликовать первые фотографии детей. Из них Артамкины купили машину-минивэн, и этим летом вся семья ездила на Азовское море — девочки в пяти автомобильных креслах и с ними трое взрослых («Азовское море — мелкое, — рассказывает Дмитрий, — поэтому втроем вполне можно было управиться со всеми детьми: кого-то за руку держишь, кому-то, кто поспокойнее, можно надеть надувные нарукавники»).

http://pravmir.ru/bolshe-detej-bolshe-pr...

Бургундские схолии, или паломничество в Везле в тяжкий жизненный период моей жизни я с моей 4-летней дочерью Марусей оказалась в храме Трех Святителей на улице Петель. Здесь есть истинно христианская традиция: после Литургии прихожане пьют чай с булками и ведут задушевные беседы 19 апреля, 2010 в тяжкий жизненный период моей жизни я с моей 4-летней дочерью Марусей оказалась в храме Трех Святителей на улице Петель. Здесь есть истинно христианская традиция: после Литургии прихожане пьют чай с булками и ведут задушевные беседы Так случилось, что в тяжкий жизненный период моей жизни я с моей 4-летней дочерью Марусей оказалась в храме Трех Святителей на улице Петель. Здесь есть истинно христианская традиция: после Литургии прихожане пьют чай с булками и ведут задушевные беседы. И я могу признаться теперь, когда все пережитые испытания уже позади, что только вера, молитвы и Причастие, а также  налитая с любовью чашка горячего чая и беседа по душам спасли меня тогда от полного отчаянья. Я стала ходить в храм почти каждый день, и постепенно тучи над нами рассеялись, и наша жизнь с дочерью с Божьей помощью стала налаживаться… При храме создана Ассоциация молодежи Русской Православной Церкви «Корсунь», ее ангел и координатор — Катя Соложенко. После вечерней службы прихожане изучают богослужебный Устав, церковно-славянский язык и просто говорят по душам – для многих это единственное место, где можно пообщаться по-русски. И вот возникла идея поездки – выездного семинара по богослужебному Уставу «Бургундские схолии» в выходные дни 20-21 марта в приходском доме при православном храме г. Везле. Мы с Марусей были счастливы присоединиться к паломникам, и вот настало 20 марта… В назначенный день у храма после службы, по благословению архиепископа Корсунского Иннокентия, собрались паломники – 21 человек, среди которых студентки  Сорбонны, преподаватель истории философии ПСТГУ, пенсионеры, люди самых разных социальных слоев и возрастов, дружно погрузились в машины, и тронулись в путь. Главная улица Везле

http://pravmir.ru/burgundskie-sxolii-ili...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010