Закрыть itemscope itemtype="" > У истоков новой истории 19.06.2019 753 Время на чтение 7 минут 17 июня на 65-ом году жизни, отошел ко Господу известный православный писатель, клирик Самарской епархии протоиерей Николай Агафонов. В 1991-1997 годах он служил в Саратовской епархии, в 1991-1995 годах был ректором Саратовской православной духовной семинарии. Предлагаем вашему вниманию его интервью о годах, связанных в его жизни с Саратовом, которое он дал несколько лет назад для журнала «Православие и современность». Свое третье рождение Саратовская православная духовная семинария пережила в 1992 году - тогда она вновь открыла двери перед молодыми людьми, желающими посвятить свою жизнь священническому служению. Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской) боролся за возобновление духовной школы еще с 1985 года. Но только в начале 90-х годов открытие семинарии в Саратове стало возможным. О том, как это происходило, рассказал нам протоиерей Николай Агафонов, ректор СПДС с 1991 по 1995 год. - Отец Николай, как Вы стали ректором Саратовской православной духовной семинарии? - Мое назначение на пост ректора СПДС состоялось в 1991 году. Как раз тогда перед Церковью встал вопрос об открытии духовных школ, ликвидированных в годы хрущевских гонений. Архиепископ Пимен, замечательный архиерей, добрейший, умнейший человек, тоже задумал возродить семинарию - в Саратове. Я в то время заканчивал Санкт-Петербургскую Духовную Академию, и его выбор пал на меня. Когда узнал о решении Владыки, то перешел на экстернат и приехал в Саратов. Начал служить в Свято-Троицком соборе и готовиться к открытию семинарии: подбирал преподавателей, собирал библиотеку. Вместе с архиепископом Пименом мы разрабатывали устав СПДС - Владыка многое подсказывал, советовал, ведь когда-то он был преподавателем в Московской Академии... Кстати, саратовская духовная школа была зарегистрирована по новому уложению самой первой из семинарий, открывавшихся на территории России в те годы. Мы очень хотели, чтобы открытие школы состоялось уже в 1991 году, но начались искушения: власти тянули с передачей здания, бывшего архиерейского дома на улице Волжской. Владыка даже выступал в горсовете, но вопрос никак не решался. Святейший Патриарх Алексий II, между тем, знал, что в Саратове планировалось открыть семинарию, потому к началу учебного года прислал поздравительную телеграмму: «Поздравляю начальствующих, учащих и учащихся с началом учебного года». Владыка Пимен, насколько я помню, дал такой ответ: «Ваше Святейшество! К сожалению, у нас пока нет ни начальствующих, ни учащих, ни учащихся, потому что нет здания для семинарии».

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/19/u_is...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #308dc89645 Закрыть Как это было К юбилею Союза Православных Братств Владимир Осипов   14:33 14.10.2020 1762 Время на чтение 10 минут 14 октября 1990 года по благословению Патриарха Алексия Второго был создан Союз Православных Братств как структура Русской Православной Церкви. Патриарх стал почетным председателем Союза. Возглавил СПБ иеромонах (ныне архимандрит) Иоанн (Экономцев). 12 августа 1991 г., еще до ГКЧП и переворота, председателем Союза был избран иеромонах (ныне игумен) Кирилл (Сахаров), насельник Свято-Данилова монастыря. К июню 1992 г. в Союз входило 90 братств и сестричеств, в т.ч. общество «Радонеж», Союз «Христианское Возрождение», Союз Православных Хоругвеносцев, братство Всемилостивого Спаса, братство преподобного Сергия Радонежского, братство святителя Алексия и др. Первоначально СПБ получил офис в Свято-Даниловом монастыре. С февраля 1991 г. действовали постоянные заставы СХВ по сбору подписей за канонизацию Царской Семьи. Летом 1991 г. язычник Емельянов пожаловался Патриарху на «самочинство» СХВ, и министр внутренних дел СССР Пуго разогнал наши заставы, а уже через пару месяцев держал ответ на том свете Богу. 13 ноября Нью-Йорке Патриарх Алексий Второй выступил в синагоге перед религиозными лидерами еврейских общин в Америке: «Ваши пророки – наши пророки!» Он осудил антисемитизм и погромы и воззвал к братскому единению христиан, ждущих Второго Пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа, и иудеев, ожидающих своего машиаха. СПБ настойчиво добивался ясности. Наконец, пришел ответ: «пресса исказила» выступление Предстоятеля. 19 ноября 1991 г. СХВ и СПБ направили президенту СССР Горбачеву телеграмму с протестом против празднования Хануки в намоленном православном Кремле. 26 и 27 февраля 1992 г. в Сергиевом Посаде состоялось расширенное собрание СПБ (присутствовали представители 22 регионов). Мы протестовали против экуменизма, экспансии католицизма и протестантских конфессий. В мае 1992 г. Совет СПБ осудил осквернение Храма Гроба Господня в Иерусалиме, случившееся 2 мая.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/14/ka...

Закрыть itemscope itemtype="" > История одного письма Памяти митрополита Иоанна (Снычева). К двадцатилетию кончины († 2.11. 1995) 01.11.2015 1340 Время на чтение 8 минут От редакции. Этот материал пришел на нашу редакционную почту со следующим сопроводительным письмом: «Посылаю Вам свою заметку " История одного письма " , содержащую описание истории письма православным патриотам (нам) Владыки Иоанна (Снычева) и скан самого этого письма. Прошу Вас опубликовать эту заметку. С уважением, Сергий Поляков, Председатель Православного Братства сщмч. Ермогена www.epмoreh.pф». Двадцать два года назад, в мае 1993 года, мной и моими единомышленниками, православными патриотами было получено письмо от приснопамятного Владыки Иоанна в ответ на наше к нему обращение за советом относительно церковной смуты, разгоравшейся с ноября 1991 года после выступления покойного Святейшего Патриарха Алексия II перед раввинами в США. Предыстория этого письма такова. В ноябре 1991 г. махрово-либеральная газета «Московские новости» (учредители: Егор Яковлев , Юрий Черниченко , Александр Гельман , Юрий Левада ) опубликовали Речь Святейшего Патриарха Алексия II, произнесенную им 13 ноября 1991 года в г. Нью-Йорке, США, на встрече с раввинами. Текст «речи» как молния разнесся по патриотическим кругам вызвав сильную смуту в умах православных патриотов. Настроения наши были в то время «более чем апокалиптическими». В августе 1991 г. развалился Советский Союз. Начались масштабные экономический и политический кризисы. В страну хлынули иноземные проповедники и целители, стремясь заполнить вакуум в умах и сердцах людей, стоявших на пути к Православию. Было ощущение, что России как государству пришел конец, страна становится американской вотчиной, а через 2-3 года в мире воцарится Атихрист. «Православные книжники» подливали масла в огонь, ссылаясь на пророчества св. Нила Мироточивого, предсказывая воцарение Антихриста в 1995 году и ядерную войну в 1999-м. «Представляешь!», - говорил мне один такой «книжник» в те времена, - «Мой один знакомый говорит, что мы, мол еще с тобой в 2000-м году пивка попьем. Да не будет никакого 2000-го года! Ясно же написано!» Кстати, потом, в 2000-х годах, этот книжник на вопрос, почему до сих пор нет войны, кратко ответствовал: «Старцы отмолили»...

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/02/...

По мнению Томаса Толли, автора одной из немногочисленных монографий по вопросам установления цикла основных церковных праздников на христ. Востоке, обычай совершать воспоминание воскрешения Лазаря непосредственно перед праздником Входа Господня в Иерусалим впервые появился в Александрии. В копт. традиции известно предание о том, что Господь Иисус лично крестил Своих апостолов в день, соответствующий 6-й субботе Великого поста (см.: Talley. 1991. P. 203-204). Опираясь на т. н. «Тайное Евангелие от Марка» (см.: Smith М. Clement of Alexandria and a Secret Gospel of Mark. Camb., 1973), Толли реконструировал древний александрийский великопостный цикл евангельских чтений, утверждая, что в Александрии в 6-ю субботу Великого поста совершалось массовое крещение оглашенных и читался отрывок из этого апокрифа, повествующий о воскрешении юноши в Вифании, по сюжету сходный с Ин 11. 1-45 (см.: Talley. 1991. P. 207-212). Как предположил Толли, впосл. эта традиция проникла в К-поль: во всяком случае, согласно к-польским памятникам IX-XI вв., Л. с. действительно была одним из неск. дней года, когда крестили основную массу оглашенных. А поскольку в к-польском Лекционарии в субботу 6-й недели читается Ин 11. 1-45, хотя на предшествующие субботы и воскресенья Великого поста назначаются чтения из канонического Евангелия от Марка, Толли заключил, что чтение Ин 11. 1-45 заменило некогда читавшееся в этот день также и в К-поле «Тайное Евангелие от Марка». Впрочем, необходимо отметить, что данные о совершении в К-поле массового крещения в Л. с. уже в доиконоборческую эпоху не вполне однозначны (хотя отчасти и подтверждают эту практику: Allen. 1994), а о структуре древнейшей к-польской системы великопостных евангельских чтений можно делать только самые осторожные предположения (хотя они, вероятнее всего, первоначально заимствовались из Евангелия от Луки, а не от Марка: Пентковский А. М. К-польский и иерусалимский богослужебные уставы//ЖМП. 2001. 4. С. 70-78). Тем не менее Толли указывает на наличие связи между 6-й субботой Великого поста и воспоминанием воскрешения Лазаря уже в проповеди свт. Иоанна Златоуста на Пс 145 (PG. 55. Col. 519-520; см.: Talley. 1991. P. 186-187). Уже из К-поля, согласно Тэлли, празднование Л. с. перешло в Иерусалим: якобы паломники, праздновавшие воспоминание воскрешения Лазаря в 6-ю субботу Великого поста, как это было принято в К-поле, направлялись в этот день к гробу Лазаря и совершали там богослужение (см.: Talley. 1991. P . 182).

http://pravenc.ru/text/Лазаревой ...

IV. Патристика, или святоотеческие толкования Священного Писания Августин Аврелий , блаженный. «Исповедь», М., Канон+, 1997. Августин блаженный , епископ Иппонийский. «О граде Божием». Творения блж. Августина, ч. 3, ч. 4, ч. 5, ч. 6. Изд. второе, Киев, типография И.И. Чоколова, 1906, 1906, 1907, 1910 гг. Августин блаженный , еп. Иппонский. «О книге Бытия». Библиотека отцов и учителей церкви, т. V, Изд. «Паломник», 1997. Амвросий, епископ Медиоланский, святой. «Об обязанностях священнослужителей», Казань, Центральная Типография, 1908. Амвросий Медиоланский , святитель. «О девстве и браке», Святоотеческое наследие, М., 2000. По изд. КДА, 1901. Амвросий Медиоланский , святой. «Две книги о покаянии», серия «Учители неразделенной Церкви». Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла. М., 1997. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. I , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. II , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. III , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. IV , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Варсануфия Великаго и Иоанна, преподобных отцов. Руководство к духовной жизни. Изд. Донского монастыря при участии ТОО «Светлячок», М., 1993, по изд. СПб, Синодальная Типография, 1905. Василий Великий , святой, арх. Кесарии Каппадокийской. Творения, т. I, СПб, Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1991. Василий Великий , святой, арх. Кесарии Каппадокийской. Творения, т. II, СПб, Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1991. Василий Великий , святой, арх. Кесарии Каппадокийской. Творения, т.Ш , СПб, Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1991. Григорий Богослов , святой, арх. Константинопольский. Творения, т. I, Изд. П.П. Сойкина, СПб. Переиздано Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, 1994. Григорий Богослов , святой, арх. Константинопольский. Творения, т. II, Изд. П.П. Сойкина, СПб. Переиздано Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Всемирный совет церквей и Конференция европейских церквей Будущий Патриарх Кирилл принимал активное участие в работе Всемирного совета церквей : с августа 1969 г. он являлся участником всех заседаний Центрального комитета Всемирного совета церквей, а с сентября 1971 г. — участник всех заседаний Исполкома ВСЦ (до 1975 года как эксперт, а с 1975 по 1998 гг. как действительный член этих руководящих органов). Кроме того, с 1972 г. по 1976 г. он входил в правления Фонда ВСЦ по реконструкции и примирению в Индокитае, с 1976 г. по 1978 г. был членом Комитета по пересмотру программ ВСЦ, с 1980 г. по 1983 г. — Комитета по подготовке VI Генеральной Ассамблеи ВСЦ, но дольше всего он входил в состав Комиссии «Вера и устройство» (с 1975 по 1991 г.) и трижды участвовал в ассамблеях этой Комиссии в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). В качестве делегата участвовал в IV (Уппсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных ассамблеях Всемирного совета церквей, а в качестве почетного гостя в IX Генеральной ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.). Вместе с тем, он дважды входил в состав Комитета по назначению Генерального секретаря ВСЦ (в 1984 г. и в 1991 г.). Встречаясь с представителями православных СМИ, Святейший Патриарх Кирилл поделился опытом участия в одном из таких мероприятий: «В далеком 1968 году в городе Уппсале, в Швеции, проходила IV Генеральная ассамблея Всемирного совета церквей. Я был самым молодым участником этого большого международного межхристианского съезда — мне был 21 год. Рядом со мной сидел пожилой священник из Соединенных Штатов Америки по имени Иоанн Туркевич, — сын митрополита Леонтия (Туркевича), который в свое время был женатым священником, овдовел, а потом стал главой русской митрополии в Северной Америке. Отец Иоанн был не только священник, но и выдающийся американский ученый-химик. Он всю жизнь проработал в Принстоне, участвовал в Манхэттенском проекте; это был человек огромных знаний и опыта, вместе с тем глубоко верующий.

http://patriarch.patriarchia.ru/vsemirny...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архитектор «цитадели польскости» в Белоруссии: деятельность Казимежа Свёнтека в первой половине 1990-х гг. в оценках белорусских чиновников 10.04.2024 28 Время на чтение 7 минут Источник: Наука Вера Культура К.Свентек. Аннотация В статье анализируется пропольская деятельность Казимежа Свёнтека, который с 1991 г. фактически возглавлял римско-католическую церковь Беларуси. Работа базируется на документах Национального архива Республики Беларусь. В 1991 г. Ватикан явочным порядком, без согласия властей Советской Беларуси, создал на территории республики три католические епархии – Минско-Могилевскую, Пинскую и Гродненскую. Первые две из них возглавил Казимеж Свёнтек (именно такую, «польскую» форму своего имени он использовал, подписывая официальные документы), который также получил титул апостольского администратора, а в 1994 г. – кардинала. В отчетах белорусских чиновников К. Свёнтек представал как один из главных апологетов польского влияния в Беларуси, который выделялся националистическими взглядами (речь идет, разумеется, о польском национализме) даже на общем фоне католических священнослужителей того времени, традиционно следовавших стереотипу «католик – значит поляк». Официальный Минск долгое время не признавал полномочия К. Свёнтека из-за радикальной пропольской позиции последнего. 24 мая 1991 г. на встрече с папским нунцием Ф. Колосуонно первый заместитель председателя Совета Министров БССР М. Мясникович заявил: «Мы не признаем полномочия архиепископа Свёнтека в связи с тем, что он настроен пропольски, националистически, костел в Белоруссии рассматривает как цитадель польскости и считает, что каждый верующий, посещающий костел, “должен чувствовать себя настоящим поляком”. Пока он служил в одном приходе, мы считали, что большого вреда национальным интересам республики он не несет. Но его назначение апостольским администратором, когда он получил возможность осуществлять свою политику на территории всей республики, для нас неприемлемо. Мы настаиваем, чтобы Ватикан в течение 4–6 месяцев нашел способ переместить Свёнтека на служение за пределами Белоруссии, а на его место назначить лояльного епископа, который будет уважать национальные интересы суверенной республики» л. 151–152]. Эти же аргументы были приведены Министром иностранных дел П. Кравченко во время встрече с Ф. Колосуонно 20 февраля 1992 г. л. 137].

http://ruskline.ru/opp/2024/04/10/arhite...

Закрыть itemscope itemtype="" > Путч. Попытка спасти страну или фарс? 20.08.2013 443 Время на чтение 6 минут ПУТЧ - Государственный переворот, совершенный группой заговорщиков Большой толковый словарь русского языка Чем дальше от нас события августа 1991 года, тем беспристрастней оценки произошедшего. Накануне очередной годовщины " путча " прошел очередной опрос общественного мнения. За последние 12 лет лет с 25 до 33% возросло количество россиян, которые считают августовский путч 1991 года трагическим событием, имевшим гибельные последствия для страны. Таковы результаты опроса, проведенного «Левада-центром» 18-22 июля среди 1600 россиян (статпогрешность - 3,4%). Чаще всего такой точки зрения придерживаются сторонники лидера КПРФ Геннадия Зюганова. Число тех, кто оценивает эти события как окончательную победу демократической революции над КПСС, также увеличилось, хотя и не столь значительно: с 10 до 13%, чаще всего так считают сторонники лидера партии " Гражданская платформа " Михаила Прохорова. Самая большая доля опрошенных - 39% - оценивает события августа 1991 г. как эпизод борьбы за власть в руководстве страны, хотя за 12 лет таких стало меньше на 4%. Такой подход чаще демонстрируют сторонники лидера " Справедливой России " Сергея Миронова. При этом за последние 10 лет на 5% (с 30 до 25%) сократилось число тех, кто уверен, что страна после провала августовского путча двигалась в правильном направлении; такой точки зрения чаще прочих придерживаются сторонники Владимира Путина . Среди россиян, придерживающихся противоположной точки зрения(число таких сократилось с 47 до 44%) преобладают сторонники как Зюганова, так и Прохорова. Как ни крути, но идет процесс забывания и подмены фактов некими мифологемами. Социологи отмечают, пишут " Ведомости " , что количество людей, которые достаточно критически относятся к обеим сторонам конфликта, возрастает в кризисные периоды: так, в 2004 г. (был дан старт монетизации льгот) доля таких ответов выросла более чем на 10% - с 25 до 36%. Такой же рост наблюдался и с 2008 по 2012 годы.

http://ruskline.ru/opp/2013/9/20/putch_p...

Закрыть Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году Глава 24 из готовящейся к публикации книги «Расследование цареубийства» 12.04.2024 4 Время на чтение 30 минут См. Выдержки из 23 главы книги «Расследование цареубийства» О невозможности применения молекулярно-генетической экспертизы для идентификации екатеринбургских останков, найденных в Поросенковом логу в 2007 году, если они находились в костре 2 часа, рассказывалось в параграфе 21.2. Дадим оценку теперь экспертизам, которые современное следствие использует как главное доказательство того, что якобы найденные останки в 1991 году в Поросенковом логу являются царскими. В данной главе ограничимся рассмотрением ключевых вопросов: качественного исходного биологического материала представленного для проведения молекулярно-генетических экспертиз, априорной вероятности использованной в Алгоритме Байеса при расчете вероятности совпадения геномов исследуемых биологических образцов, выводов сделанных разными экспертами при проведении этих экспертиз и оценки этих выводов специалистами с точки зрения применения их как доказательства для идентификации екатеринбургских останков. 1) Молекулярно-генетические экспертизы эксперта следствия Павла Иванова, проведенных в 1992–1998 годах В журнале «Судебно-медицинская экспертиза» за июль-август 1998 года была опубликованы молекулярно-генетические экспертизы Павла Иванова по екатеринбургским останкам с.30]. Материалы этих экспертиз были также опубликованы в Сборнике с.283, с.298]. Для молекулярно-генетической экспертизы скелетов 3, 5, 6 и 7 (по предположению современного следствия принадлежащих Царевнам и Императрице Александре Федоровне) Павлом Ивановым использовалась кровь принца Филиппа – внучатого племянника Царевны Александры Федоровны, а не более близкие родственники. Иванов сравнивал также митохондриальную ДНК, выделенное из честных останков скелета и останков брата Государя Великого Князя Георгия Александровича, которые без согласия родственников были эксгумированы прокурором-криминалистом В.Н. Соловьевым в Петропавловском Соборе Санкт-Петербурга в 1994 году. Сравнения скелета производились также по женской линии по митохондриальной ДНК с правнучатой племянницей Государя, Ксенией Шереметьевой-Сфири, весьма дальней родственницей и еще более дальним родственником, анонимным представителем герцогского семейства Файф.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/12/...

Закрыть Собирание «в рассеянии сущих» К 30-летию Первого конгресса соотечественников Инна Симонова   05:57 15.09.2021 779 Время на чтение 20 минут Москве (улица Новый Арбат), 20 августа 1991 г. Фото: Дмитрий Борко " height="" style="" width=""/> Источник: Православие.ру БМП на Калининском проспекте в Москве (улица Новый Арбат), 20 августа 1991 г. Фото: Дмитрий Борко О коротком и бесславном «путче» ГКЧП написано много и многими. Но мало кто сегодня вспоминает о том, что 30 лет назад именно к 19 августа, когда Православная Церковь традиционно отмечает двунадесятый праздник Преображения Господня, было приурочено открытие в Москве Первого конгресса соотечественников, собравшего на общий съезд 500 представителей всех волн эмиграции из 23 стран мира — впервые в послереволюционной истории. Произошедшая в тот же день попытка государственного переворота заслонила собой это событие, которому уделялось особое внимание со стороны быстро растущего центра новой политической силы, провозгласившей курс на избавление от командной роли ЦК КПСС и приступившей к разработке новых принципов взаимоотношений с российской диаспорой для демонстрации невиданных возможностей её обновлённой большой Родины — России. Причём негативный окрас слова эмигрант в СССР , несущий в себе заряд настороженности и отчуждения, под которым подразумевался враг, предатель, контрреволюционер, перебежчик, невозвращенец, антисоветчик, постепенно стал вытесняться благожелательным и ёмким термином — зарубежный соотечественник. Он акцентировал внимание на том, что нас объединяет, а именно — на принадлежности к одной стране и её великой и в то же время драматической истории. Натяжной баннер «Конгресс соотечественников», 1991 г. Кадр из д/ф Так случилось, что в то утро, когда Россия с помощью хорошо продуманной и проработанной политической провокации переживала поворотный момент своей истории, ставшей прологом распада советской Империи, мне невольно пришлось оказаться в самой гуще событий. За три месяца до этого я впервые побывала в США в качестве редактора исторической редакции издательства «Молодая гвардия» в связи с подготовкой к изданию книги Владимира Алексеевича Солоухина «Древо», посвящённой родословию славного в истории России рода князей Жуковских-Волынских: Дмитрия Михайловича Боброк-Волынского — воеводы Дмитрия Донского и героя Куликовской битвы — и Артемия Петровича Волынского — сподвижника Императора Петра I и кабинет-министра Императрицы Анны Иоанновны.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/15/sobira...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010