А.А. Кострюков Глава 14. Русская Церковь в 1964 –1985 гг. §1. Православная Церковь и политика коммунистического руководства Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1964 г. совпал с важным для Церкви событием – в этот день пленум ЦК компартии отправил в отставку Н.С.Хрущева. Раздраженное хрущевским волюнтаризмом советское руководство постаралось не повторять прежних ошибок и не допускать сосредоточения в одних руках партийной и государственной власти. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал JI.U.Бpeжheb, председателем Совета министров – А.Н.Косыгин. Последующие 20 лет вошли в историю как «годы застоя». В «светлое будущее» не верили даже сами коммунисты, а советская система с постепенным упадком экономики, ростом дефицита и разложением правящей элиты воспринималась как данность. Ситуация мало изменилась при преемниках Брежнева – Генеральных секретарях Ю.В.Андропове (1982–1984) и К.У.Черненко (1984–1985). В начале рассматриваемого периода, в декабре 1965 г. Совет министров СССР принял решение о преобразовании Совета по делам РПЦ и Совета по делам религиозных культов в единый орган – Совет по делам религий под председательством В.А.Куроедова. В 1984 г. его сменил на этом посту К.М.Харчев. По сравнению с хрущевскими годами период 1964–1985 гг. был для Церкви относительно спокойным, в частности процесс закрытия церквей замедлился. За эти годы Церкви удалось отстоять и все 16 монастырей. Но для государства Церковь по-прежнему была идеологическим противником. Количество храмов за 1964–1985 гг. постепенно сокращалось и за указанный период уменьшилось более чем на тысячу. Если на конец хрущевского правления в Русской Церкви было 7853 церкви, то в 1985 г. их осталось 6806. Единичные случаи открытия храмов все же были. В 1978 г. на конференции, посвященной 60-летию восстановления патриаршества, патриарх Пимен сообщил, что за последние месяцы было открыто четыре церкви и семь приходов. Однако такое количество было мизерным и свидетельствовало лишь об особенно упорных многолетних требованиях местного православного населения. При этом целые регионы оставались без церквей и молитвенных домов, порой расстояние до ближайшего храма составляло тысячи километров. Такая ситуация была, например, на Камчатке, Сахалине, Курильских островах, других районах Сибири и Дальнего Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Памяти священника Михаила Шполянского В то лето 1985 года в таинстве венчания Господь соединил две прекрасные души 3 июня, 2014 В то лето 1985 года в таинстве венчания Господь соединил две прекрасные души Память – удивительный дар, выходящий за пределы горизонтального времени в пространство вневременное, вечное. Вспоминая, мы не только восстанавливаем в голове кадры событий ушедшего, а снова и снова входим в живое общение с людьми, переживаем в реальности минуты своей жизни – минуты удивления, горечи или мгновения счастья. Воспоминания о счастливых днях лета 1985 года, проведенного в глухой деревушке Ярославской области, проявляются в памяти яркими образами. Это было лето, когда Господь в таинстве венчания соединил две прекрасные души – художницу Аллу и инженера Михаила Шполянского. Этой супружеской паре предстояло прожить большую счастливую жизнь, воспитать троих своих и одиннадцать… тоже своих детей в детском доме семейного типа, который они организовали в своем доме в селе Старая Богдановка под Николаевым. Тогда Алла и Михаил совсем недавно пришли в Церковь, но Михаилу суждено было принять священнический сан, а потом вести к Богу, укреплять на этом тяжелейшем пути тысяч душ – молитвой, проповедями, письмами, книгами. 29 апреля этого года отец Михаил отошел ко Господу. Но ведь любовь не умирает! Батюшка жив в Боге, жив в его книжках, жив в сердцах, мыслях, молитвах, воспоминаниях знавших и любивших его… О счастливых днях лета 1985 года, о своих первых шагах в Церкви, о венчании будущего отца Михаила и матушки Аллы вспоминают директор воскресной школы и староста храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках Мария Разгон и врач-физиотерапевт, матушка Мария Уминская. И, кажется, пахнет июльским зноем и многоцветием… Василек и ромашка Матушка Мария Уминская: – Это был 1985 год. Мне тогда было шестнадцать лет. Тогда это был мой первый опыт общения с церковной средой. Тогда я только-только стала ходить на службы, исповедоваться, причащаться. Летом я поехала отдыхать в Село Троицкое Ярославской области, под Угличем. Мы жили неподалеку от храма, где тогда служил отец Олег Клемышев (сейчас – настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. – Прим ред.).

http://pravmir.ru/sastlivoe-leto-1985-go...

Макарьино (Кожа, Кожский погост). Храмовый комплекс Климентовской и Крестовоздвиженской церквей с колокольней в Макарьино (Усть-Коже). /// Объект утрачен Деревянный храмовый комплекс.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 1695 и 1769. Год утраты:1985 (сгорел целиком от детской шалости) Адрес: Архангельская область, Онежский район, село Макарьино Координаты: 63.617714, 38.681577 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Климента, Папы римского в д. Макарьино Онежского района Архангельской области Деревянная церковь на подклете, построенная в 1695 году. Четверик, завершенный восьмериком, несущим рубленый шатер, с пятигранным алтарем, крытым бочкой. С севера и запада была охвачена крытыми папертями. При перестройках обшита тесом. Отдельно стоящая колокольня относилась к конце XVII - нач. XVIII вв., в XIX в. перестроен ее купол. Закрыта не позже 1930-х годов. Сгорела в 1985 году. Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Макарьино. Деревянная церковь на подклете, сооруженная в 1769 году. Высокий четверик, завершенный кубоватой кровлей с пятиглавием, с пятигранным алтарем, крытым бочкой. С запада к церкви примыкала трапезная. В XIX в. трапезная расширена, стены обшиты тесом. Закрыта не позже 1930-х годов. Сгорела в 1985 году. Главка Крестовоздвиженской церкви демонтирована и увезена в Малые Карелы. По материалам сайта Храмовый «тройник» - центр бывшего Кожского прихода: шатровая церковь Святого Климента, папы Римского (1695 г.), колокольня (1695 г.) и пятиглавая кубоватая Крестовоздвиженская церковь (1769 г.). Храмовый комплекс располагался (в 1985 г. он полностью сгорел) на высоком (ок. 10 метров) левом берегу р. Кожи у села Макарьино, в трёх километрах от деревни Усть-Кожа (Чирковская). Село Макарьино – небольшое поселение в 18 дворов (на 1920 г.), расположившееся в месте слияния Кужручья и р. Кожи, на левом её берегу. Кроме двух этих поселений в приход входили ещё шесть деревень: Семёновская (Глотово), Филимоновская (Кислуха), Ефимовская (Остров), Сидоровская, Петровская (Верхний Двор) – на р. Коже; Чижиково – на р. Онеге. В 1920 году на территории бывшего Кожского прихода насчитывалось 1073 жителя, дворов – 248. Эти деревни в своё время относились к Кожеозерскому Богоявленскому монастырю. Люди занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, заготовкой и сплавом леса. В Чижиково шили лучшие в районе лодки.

http://sobory.ru/article/?object=38399

Закрыть itemscope itemtype="" > Один день из Дневника 1985 года 25.06.2020 512 Время на чтение 19 минут Источник: вернуло Православной Церкви первый за весь советский период монастырь. До этого монастыри, как и храмы, только отбирали и закрывали, а тут – жест такой невиданной щедрости. Причина была проста: близилось 1000-летие Крещения Руси (988 год), и надо было, позвав религиозные делегации со всего мира, продемонстрировать, что в СССР нет никакого ущемления прав Церкви. Был выбран для передачи Московский Данилов монастырь, который, кстати, был и первым монастырем Москвы , основанным князем Даниилом в1282 году. И его, лежащий буквально в руинах (там в течение примерно сорока последних лет был детский приемник-распределитель в системе МВД), надо было восстановить за рекордно короткий срок – всего за 5 лет. Этот факт вызвал в нашем обществе подъем духовного энтузиазма невиданной силы. Люди со всей страны, из самых дальних уголков присылали в монастырь деньги, иконы, старинные церковные книги, драгоценные облачения и богослужебные сосуды. Ведь это был первый возвращенный монастырь, это был символ возрождения и всей Церкви. И он действительно восстанавливался на народные деньги и народными силами. Иногда приходили старушки и приносили мешки с несколькими килограммами мелочи (конечно, советская мелочь была более увесиста, чем нынешняя, в смысле своего номинала). Даже эти скромные пожертвования принимались с благодарностью. В храмах всей Москвы начали на каждой службе молиться о скорейшем возрождении Данилова монастыря. Верующие, особенно молодые, стали ходить в Данилов на работы, так как физическая сила требовалась постоянно. Это движение захватило и меня. В 1985 году мы с женой уже три года были церковными людьми и вместе со всеми переживали ощущение какого-то духовного пробуждения в обществе. Интересный и забавный факт из того периода: долгое время мы, московские верующие, работавшие на территории Данилова, благоустраивали его территорию – убирали мусор (а мусора были горы!), разбирали какие-то загородки и сарайчики, накопившиеся за полвека.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/25/odin_d...

протоиерей Георгий Митрофанов Родился 19 марта 1958 г. в Ленинграде. В 1973 г. окончил школу 206 города Ленинграда. В 1975 г. поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета. В 1976-1978 гг. проходил службу в рядах Советской Армии. В 1982 г. окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета. 1982-1985 гг. младший научный сотрудник отдела рукописи Государственной публичной библиотеки. В 1985-1986 гг. прошел полный курс обучения в Ленинградской духовной семинарии. 1985-1989 гг. помощник заведующего библиотекой СПбДАиС. В 1986 г. поступил в Ленинградскую духовную академию, в 1988 г. назначен преподавателем Истории Русской Церкви в Ленинградской духовной семинарии. 7 апреля 1988 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером) в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда рукоположен в сан диакона. 12 июля 1988 г. рукоположен митрополитом Алексием в храме святого апостола Павла в Гатчине в сан пресвитера. 1989-1990 гг. штатный священник храма преподобного Серафима Саровского. В 1990 г. окончил ЛДА со степенью кандидата богословия за курсовое сочинение " Религиозная философия князя Е. Н. Трубецкого и ее значение для Православного богословия " . В 1993 г. награжден наперсным крестом. В 1996 г. возведен в сан протоиерея. В 1999 г. назначен настоятелем храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Университете Педагогического Мастерства. В 2000 г. награжден медалью святителя Иннокентия, Митрополита Московского, в 2002 г. награжден палицей. Является членом Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.   13 ноября 1917 года стало поистине рубежом в истории Русской Церкви. В Царском Селе разъяренные защитники революции зверски расправились с местным священником — отцом Иоанном Кочуровым. Его смерть «открыла» скорбный список новомучеников и исповедников российских ХХ века. Жизненный путь отца Иоанна — это прообраз судьбы многих новомучеников Русской Церкви. Сбор сведений о его жизни, который продолжался несколько десятилетий, убедил автора, что этот священник не был просто страдальцем, ста­вшим жертвой политической смуты и злобы революционной черни, — весь его жизненный путь предопределил именно такую судьбу Церкви в условиях коммунистического лихолетья. PDF-bepcuя

http://e-vestnik.ru/persons/protoierey_g...

1 Но не самый первый среди произведений и толкований Оригена. Ранее им были написаны толкования на Псалмы и Плач Иеремии, трактат „О воскресении“ и некоторые другие. „Комментарии“ современны трактату „О началах“: между обоими произведениями много общего и в отдельных темах (например, о полемике с гностицизмом в сочинении „О началах“ см.: «Le Boulluec A». La place de la polémique antignostique dans le Peri archon Origeniana. Premier colloque international des études origéniennes (Montserrat, 18—21 septembre 1973) Dirigé par Henri Crouzel, Gennaro Lomiento, Josep Rius-Camps (Quaderni di „Vetera Christianorum“, 12). Bari, 1975. P. 47—61), и в самом духе. 2 Известный французский ученый, ведущий специалист прошлого века в изучении наследия Оригена. Им составлена, в частности, превосходная аннотированная библиография (с указателями и с продолжениями) всех исследований об александрийском богослове, существенно облегчающая ориентацию в современной научной литературе. 3 Crouzel H». Origène. P., 1985. P. 70. 4 На русский язык переведены толкования только первых двух. 5 Подробный разбор толкований Гераклеона и Оригена на примере XIII книги „Комментариев“ представлен в исследовании: «Poffet J. M». La méthode exégétique d’Héra­cléon et d’Origène, commentateurs de Jn. 4. Jésus, la Samaritaine et les Samaritains. Fribourg: Éd. Universitaires, 1985 (Paradosis XXVIII). 304 p. 6 Возможные датировки основываются на упоминании Оригена (I, 13) о разлуке с Амвросием. По одному пониманию, речь идет об отлучке Оригена в 224—225 годах в Антиохию по приглашению Маммеи, матери императора Александра Севера (ср. «Евсевий», „Церковная история“ VI, 21, 3—4; 23, 1). По другой интерпретации, в данном месте Ориген подразумевает временное отсутствие в Александрии Амвросия в 215—216 годах вследствие преследования философов Каракаллой. 7 in Iohannem libros xxxii, in partes quasdam Iohannis excerptorum librum i... . 8 Цифра 22, приводимая «Евсевием» в „Церковной истории“ VI, 24, 1, явно неверна и может объясняться либо ошибкой переписчика, либо неполнотой экземпляра Кесарийской библиотеки. Никаких сведений, что Ориген успел написать более 32 книг, нет. Три фрагмента, дошедшие в катенах, на последующие книги Евангелия от Иоанна (на Ин. 14:3; 17, 11 и 20, 25. См.: «Origenes». Bd. IV Hrsg. E. Preuschen. Leipzig, 1903. S. 560—562, 574) могли быть взяты из других сочинений Оригена либо из тех выдержек, о которых упоминает Иероним. Возможно, сам Ориген изменил впоследствии характер комментариев, перейдя к жанру схолий на отдельные места.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3775...

P.S. Ксения Кривошеина На родном погосте 24 сентября 1985 года, на Серафимовском кладбище хоронили владыку Василия. Из разговора двух старушек: «Кого же хоронят?» – Святого человека, который за границей жил. За ту святость Бог его и привел на Родине умереть». За несколько лет до своей кончины архиепископ Василий составил завещание, в нём он распорядился о своей могиле в Бельгии, на кладбище в Икселе. Но небеса решили иначе, и владыка Василий был отпет в храме, в котором был крещён и упокоился в городе, в котором родился. В советские годы он никогда, ни в письмах, ни изустно, не называл его иначе, чем «город на Неве». После того, как он с «белыми» покинул в 1920 году Крым, о чём он рассказывает в своем тексте «Спасённый Богом», его первое посещение родины случилось только в 1956 году. После 1980 года произошел небольшой перерыв в его посещениях СССР, который он тоже избегал называть так, а всегда говорил и писал – Россия. В 1982 году он тяжело заболел, можно предположить, что его недуг был связан не только с напряженной пастырской работой, но и с выступлением о. Димитрия Дудко по советскому телевидению (об этом прискорбном деле можно прочитать в этой книге). После болезни он оправился и в 1983 году посетил Одессу, где собиралась Англикано-Православная Комиссия, а в октябре 1984 года приехал в Ленинград, в Духовную Академию, где ему присвоили звание доктора богословия. В 1985 году, в связи с празднованием тезоименитства Его Святейшества Патриарха Пимена, владыку Василия пригласили посетить Москву, Ленинград и Ростов. Программа была насыщенной. К своей поездке он готовился тщательно и с энтузиазмом, уже в середине августа послал телеграмму митрополиту Филарету, председателю ОВЦС, с просьбой приехать в сопровождении диакона Михаила Городецкого, который был его секретарём. Практически поездка должна была занять весь сентябрь. Предстояло много тяжелых переездов по стране и многочасовых служб. «Приехал владыка Василий в Москву 7-го сентября, позвонил мне и сказал, что завтра служит литургию в Лефортове, где сослужить ему будет епископ Николай Шкрумко», – так начинает свой рассказ о последних днях владыки его двоюродная сестра Ольга Кавелина. – «Вечером – всенощное бдение в соборе, под тезоименитство Патриарха Пимена, в 15 часов – прием у Патриарха, потом у владыки Филарета (Вахромеева) 372 в «иностранном» отделе, а вечером он обещался быть у нас, у двоюродных сестёр. Владыка должен был ехать в Ленинград «Стрелой«» и ему почему-то не хотелось уезжать в этот день, он долго собирался и, только когда за ним на машине приехал отец Серафим, который был к нему прикреплен как сопровождающий, он мне сказал: «Я ещё у тебя побуду. Нет-нет, ты не огорчайся, вот вернусь 23 числа из Ростова и обязательно приду к тебе»».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

А.А. Кострюков Глава 15. Русская Церковь в последние годы коммунистического режима § 1. Церковно-государственные отношения в 1985 –1991 гг. В марте 1985 г. умер генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко. Приход к власти нового лидера М.С.Горбачева был отмечен попытками исправить экономическую и политическую ситуации в стране, находившейся в тяжелом кризисе, а также смягчить отношения с Западом. Очередной новый курс, вошедший в историю как перестройка, подразумевал исправление многолетних ошибок, которые и привели страну в тупик. Новые реформы предполагали развитие частного предпринимательства, ускорение социально-экономического развития. Для этого необходимо было преодолеть инертность, навязанную народу десятилетиями коммунистической власти, и развить инициативу на местах. Это было нереально без относительной свободы прессы, без серьезной критики системы. Но возможность говорить правду, обличить ошибки и преступления советского режима привела к эффекту прорванной плотины – к пониманию глубокой порочности коммунистической власти, как таковой. Начался процесс восстановления справедливости к невинно пострадавшим, с географических карт стали исчезать имена революционеров и виновников репрессий. Партия коммунистов окончательно потеряла свой авторитет, что усугубилось появлением многопартийной системы. Преодоление диктата коммунистической партии нанесло удар и по Советскому Союзу, искусственно созданному большевиками на месте исторической России. В соответствии с Конституцией СССР любая союзная республика имела право выхода из Союза. Единственной основой единства республик была власть Коммунистической партии. Естественно, что с падением этой идеологии исчез и связующий элемент страны, что привело к распаду Советского Союза. Одна за другой союзные республики заявляли о своей независимости. «Парад суверенитетов» начался уже в конце 1980-х гг. 12 июня 1990 г. о своем суверенитете объявила и Российская Федерация. Ровно через год республика избрала и своего президента, которым стал Б. Н. Ельцин. После неудачной попытки государственного переворота в августе 1991 г. Советский Союз фактически прекратил существование. 8 декабря в Беловежской пуще было подписано «Соглашение о создании Содружества независимых государств» (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате представители 11 бывших союзных республик подписали Декларацию о создании СНГ. 25 декабря президент СССР М. Горбачев был отправлен в отставку. В тот же день над Кремлем был спущен красный флаг, вместо которого в небо взвился российский триколор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ап. Андрей Первозванный. Икона. 1669 г. (ГММК) Ф. Е. упоминается в числе иконописцев, участвовавших в 1657 г. в возобновленной росписи Архангельского собора Московского Кремля ( Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 104). В царской грамоте от 15 янв. 1660 г. о вызове иконописцев для завершения работ в Архангельском соборе по формулировке «Федор Евтихиев с товарыщи да брат его» ( Забелин. 1850. С. 27) Ф. Е. можно характеризовать как ведущего среди иконописцев-устюжан. Однако из грамоты Унковскому следует, что на тот период Ф. Е. жил «по городом в хоронах» и избегал вызовов в Москву, воеводе надлежало исправить положение, «тотчас» выслав иконописца из Ярославля. Это государево распоряжение от февр. вступало в противоречие с царской же грамотой от 1 марта 1660 г., в к-рой Ф. Е. по настоятельной просьбе игумена монастыря разрешалось написать иконы для Антониева Сийского мон-ря после пожара 1659 г. В итоге иконы для обители писал Богдан Зотиков. Несмотря на то что в мон-ре находилась икона «Св. Иоанн Предтеча» с дарственной надписью Ф. Е.: «Сею икону дал по себе в дом чудотворцу Антонию устюжник Федор иконник Усолец» (50-е гг. XVII в., Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), а в Сийский иконописный подлинник вошли прориси с икон его письма (см.: Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 110; Брюсова. 1985. С. 27), утверждать, что иконописец работал там, нельзя. Тем не менее в Москву Ф. Е. прибыл только в авг. 1662 г.; судя по работам, выполненным в этот 2-летний период, известно только, что он был оставлен в Ярославле до окончания написания икон для ц. прор. Илии (см. оборот царской грамоты от 10 февр. 1660 - Забелин. 1850. С. 38-39). В Ярославль после пожара 1658 г. Ф. Е. «с женою и детьми» прибыл по приглашению Скрипиных, строителей и благотворителей ц. прор. Илии, имевшей придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, вероятнее всего, что именно для этой церкви он писал «двери царские и местные иконы и деисусы». Ряд икон местного и праздничного рядов этого храма связывают с работой Ф. Е. ( Болотцева. 1984. С. 125; Брюсова. 1985. С. 44-45).

http://pravenc.ru/text/200105.html

Архангельская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь Архангельская область — субъект Российской Федерации на севере европейской части России. Архангельская область является крупнейшим субъектом Российской Федерации в европейской части России и крупнейшей областью (провинцией) в Европе. Образована 23 сентября 1937 года при разделении Северной области РСФСР СССР. Административный центр области — город Архангельск . Содержание Православие в Архангельской области [ править править код ] Архангельская и Холмогорская епархия учреждена в марте 1682 года. В 1682-1731 гг. именовалась Холмогорская и Важская, в 1731-1787 гг. — Архангелогородская и Холмогорская, в 1787-1799 гг. — Архангельская и Олонецкая, в 1799-1985 гг. — Архангельская и Холмогорская, в 1985-1995 гг. — Архангельская и Мурманская. В конце 1995 года епархия была разделена на три: Архангельскую, Мурманскую, Сыктывкарскую. 4 февраля 1996 года в Богоявленском кафедральном соборе в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во епископа Архангельского и Холмогорского был хиротонисан архимандрит Тихон (Степанов). Современная территория — в границах Архангельской области. Начало распространения христианства на Севере России и в Поморье (Двинской земле) относится приблизительно к кон. XIV в. Основную роль в христианизации этих территорий сыграли монастыри (наиболее древние - Архангельский во имя архангела Михаила и Корельский во имя свт. Николая Мирликийского - основаны в кон. XIV - кон. XV в.). Приблизительно с кон. XIV в. Двинская земля (Заволочье) была подчинена Новгородской кафедре. Со вт. пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по Пинеге и Мезени до Печоры), а также основанный в 1584 г. г. Архангельск (Новохолмогоры) входили в состав Митрополичьей (с 1589 г. Патриаршей) области. В 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-84 и 1613-17 гг. Двинские земли, входившие в состав Новгородской епархии (по рр. Двине и Ваге), были подчинены Вологодской кафедре.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельская_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010