Obrašenie к uastnikam sessii Sovešatel " nogo komiteta prodoloenija rabot ChMK v Sofii, in: MP 1966,12,49 . Otvety na voprosy korrespondenta Agentstva Peati Novosti, in: MP 1967,1,4–5. Otvety na voprosy korrespondenta ital. gazety «Corriere della sera» v Moskve, in: MP 1967,3,2–3. Paschalnoe poslanie..., in: MP 1967,4,1. Poslanie к 40-letiju Patriaršich Prav. obšin v Finljandii, in: MP 1957,5,6. Re na prieme v est’ d-ra Ju.K. Blejka, in: MP 1967,5,8–9. Poslanie Predstojatel’ju Konstantinopol’skoj Cerkvi, in: MP 1967,6,3–4. Otvety na voprosy pol’skogo urnalista J. Stojnovskogo, in: MP 1967, 6,4–7. Obrašenie к uastnikam Zasedenija raboego komiteta ChMK in: MP 1967,8,3–4. Ob otnošenii к Mitropoli’emu okrugu v Amerike – Patr. Afinagoru, in: MP 1967,9,2. Poslanie s svjazi s 50-letiem Velikoj Oktjabr’skoj Soc. Revolucii, in: MP 1967,11,1–4. Rozdestvenskoe poslanie..., in: MP 1968,1,1–2. Obmen poslanijami.. Pape Pavlu VI., in: MP 1968,2,1–2. Paschal‘noe poslanie..., in: MP 1968,4,1–2. Obrašenie к III Vsechristianskomu Mirnomu Kongressu, in:MP 1968,5,1–2. Pis’mo d-ru I. Gromadke, in: MP 1968,5,5. Privestsvennoe slovo... vo vremja priema predstavitelej bogosl. Konsul’tacii Vsemirnogo Soveta Cerkvej, in: МР 1968,5,9. Poslanie predsedatelju Central’nogo Komiteta VSC g-nu M.M. Tomasu, in: MP 1968,10,1–2. Poslanie D-ru I. Gromadke, in: МР 1968,10,2. Rozdestvenskoe poslanie..., in: МР 1968,12,1. Otvetnoe poslanie Nikolaju VI Pape i Patriarchu Aleksandrijskomu i vsej Afriki, in: MP 1968,12,4. Interv’ju korrespondentu gazety «Golos Rodiny», in: MP 1969 ,2 ,2–3. V ustremlenii к sotrudniestvu i miru. Privetsvennoe slovo, in: MP 1969,2,39,40. Paschal’noe poslanie..., in: MP 1969,4,1–2. Poslanie v svjazi s poloeniem na Svjatoj Gore... g-nu G. Papadopulosu, in: MP 1969,5,2–3. Poslanie к prazdnovaniju 1100-letiju so dnja bl. koniny Sv. Ravnoap. Kirilla, in: MP 1969,6,1–2. Poslanie... Patr. Bolgarskomu Kirillu..., in: MP 1969,6,3–4 Poslanie Moskovskim Duchovnym Školam..., in: MP 1969,8,4.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2959. В своем письме свт. Амвросий употребляет юридические термины: querclam… iure excitatam, rem exposui, causam probaui. 2960. Латинское слово tuber («сморчок» или «трюфель») имеет также значение «горб, опухоль, порок». Здесь игра слов — «как бы тебе не получить еще большей беды!». 2961. Адресатом письма, возможно, является Флавий Писидий Ромул, консуляр провинции Эмилии–Лигурии в 385 г., комит священных щедрот в 392 г. при дворе императора Феодосия Великого, префект претория Галлий в 400 г., префект Рима в 405 г. Ему адресованы три письма сенатора Симмаха (см.: epist. 8. 38. 62; 9. 62) и письмо блж. Августина (см.: epist. 247) (см.: Zelzer. Prolegomena. P. XXIX). 2962. Ср.: Втор. 28. 23. В цитате свт. Амвросий соединяет две строки из Священного Писания. 2963. Здесь игра слов: aer, aeris — воздух и aes, aeris — медь. 2964. См.: 3Цар. 17–18. 2965. Ср. Вергилий, georg. 3. 136: sit genitali aruo et sulcos oblimet inertis. 2966. Ср. Вергилий, Aen. 5. 452: et fotum gremio dea tollit in altos. 2967. Ср. Вергилий, georg. 2. 142: Nec galeis densisque uirum seges horruit hastis. 2968. M. Цельиер считает, что письмо адресовано некоему Титиану (см.: Zelzer. Prolegomena. P. XXIX). Фаллер и мавринисты предполагали, что письмо адресовано Флавию Евтолмию Татиане, префекту претория при императоре Феодосии (Зосим — hist. eccl. 45. 1 ; 52. 1–4), который потерял свое влияние в сентябре 392 г. Письмо датировано 392 г., так как Флавий Ромул Руфин, консул 392 г., стал префектом претория Востока в 392 г. 2969. Флавий Ромул Руфин, магистр оффиций при дворе император Валентиниана II во Вьенне (388 г.), консул в 392 г., в 392–395 гг. префект претория Востока. 2970. См.: Иер. 37. 15. 2971. См.: Иер. 38. 6. 2972. Заключительное обращение к адресату как к родителю подтверждает атрибуцию адресата письма Римскому папе Сирицию. 2973. Фегадий (Фебадий), епископ Агиненский (ныне г. Ажан, Франция), о нем упоминают блж. Иероним (см.: vir. ill. 108), Сульпиций Север (см.: chron. 2. 44) (см.: Zelzer. Prolegomena. P. XXIX).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Ansprache auf der Budapester Beratung der Christlichen Friedenskonferenz, in: StdO 1966,2,23–25. Eröffnungsansprache vor der Kommission «Ökonomie und Entwicklungsländer», in: StdO 1966,9,44–48. Rede für die Kommission «Ökonomie und Entwicklungsländer» der Christlichen Friedenskonferenz (8.7.1966), ebda 48–50. Der Dialog mit den römischen Katholiken über das gegenwärtige christliche Sozialdenken, in: StdO 1966,10,40–52. Rede an Bischof Michail von Tichvin, in: StdO 1967,2,8–11. Rede auf der dritten Friedenskonferenz katholischer Geistlicher in der SSR, in: StdO 1967,3,36–38. Grußwort an den Klerus und die Gläubigen der Gemeinden von Mariä Schutz und Fürbitte und des hl. Nikolaus in Helsinki, in: StdO 1967,6,9. Ansprache auf dem Empfang für Patriarch Kyrill, in: StdO 1967, 9,8–11. Gedanken zur Interpretation eines Textes (Joh 15,3), in: StdO 1967,9,35–42; in: Versöhnung (Witten 1967) (Studienheft 5) 93–101. Ansprache an den Arbeitsausschuß (Christliche Friedenskonferenz), in: StdO 1967,10,30–33. Schlußansprache in Sagorsk, ebda 33–35. Slovo v Pavlovskom sobore g. Gat iny (28.1.1968), in: MP 1968, 6,38–42. Intervju Šveckoj gazete, in: MP1968,8,50. Telegramm an den Generalsekretär des WRK E.C. Blake, in: StdO 1968,3,6. Ansprache zur Eröffnung der Konsultation von “Glaube und Kirchenverfassung“ in Sagorsk, in: StdO 1968,5,43–51. Festvortrag zum 50. Jubiläum des wiedererrichteten Patriarchats in der Russischen Kirche, in: StdO 1968,7,13–38. Die Aufgaben der Theologie der Gegenwart, in: StdO 1969,2,55–61. Ansprache auf der Religionskonferenz in Sagorsk, in: StdO 1969, 3 ,41–46. Gratulation für Jan Kardinal Willebrands, in: StdO 1969,7,48. Botschaft an das Friedensseminar in Genf, in: StdO 1969,10,4. Botschaft an die Bruderschaft des Panteleimon-Klosters auf dem Athos, in: StdO 1970,1,7–10. Otvety na voprosy korrespondenta gazety «Paeze sera” g-na Alberto Skandole, in: MP1970,3,2–4. Otvety na voprosy redaktora urnala “Christianskaja Mirnaja Konferencija d-ra Irzi Svobody, in: MP 1970,4,47.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

-. “Byzantium in the Seventh Century. Report on a Dumbarton Oaks symposium.” Dumbarton Oaks Papers (Washington, DC), n. 13 (1959), p. 271 –273. Reprinted by Johnson Reprint Corp., 1967. -. “Christian Imagery: Growth and Impact.” In: Age of Spirituality: A Symposium. NY: Metropolitan Museum of Art; Princeton, NJ: Princeton University Press, 1980. p. 141–163. -. “Cult of Images in the Age Before Iconoclasm.” Dumbarton Oaks Papers (Cambridge, MA), n. 8 (1954), p. 83 –150. Reprinted by Johnson Reprint Corp., 1967. -. “Horse and Lion tapestry at Dumbarton Oaks: A Study in Coptic and Assanian Textile Design.” Dumbarton Oaks Papers (Cambridge, MA), n. 3 (1946), p. “References frequently used”: p. 62. Reprinted by Johnson Reprint Corp., 1967. -. “Marble Relief of the Theodosian Period.” “Identical with a paper delivered at the Symposium of ‘The Dumbarton Oaks Collection: Studies in Byzantine Art’, held at Dumbarton Oaks in May 1958.” Dumbarton Oaks Papers (Washington), n. 14 (1960), p. 17 –42. -. Portraits of Christ. With sixteen color plates and fourteen black-and-white illustrations and a text by Ernst Kitzinger and Elizabeth Senior . . . Harmondsworth, Middlesex, England: Penguin Books Ltd., 1940. 32 p., XVI col. pl. on 81. (The King Penguin books.) -. “Studies on Late Antique and Early Byzantine Floor Mosaics. I. Mosaics at Nikopolis.” Dumbarton Oaks Papers (Cambridge, MA), n. 6 (1951), p. 81 –122. Reprinted by Johnson Reprint Corp., 1967. -. “Survey of the Early Christian Town of Stobi.” Bibliography: p. 154 –161. Dumbarton Oaks Papers (Cambridge, MA) n. 3 (1946), p. 81 – 162 . Reprinted by Johnson Reprint Corp., 1967. Kollias, Elias. Patmos. Manolis Chatzidakis, gen. ed.; Helen Zigada, trans. Athens, Greece: Melissa Publishing House, 1985. 40 p. (Byzantine art in Greece. Mosaics, wall paintings.) Translated from the Greek. Krautheimer, Richard. “Constantinian Basilica.” Dumbarton Oaks Papers, n. 21, p. 117–140. 10 illus. “This paper was read at a symposium on the age of Constantine: tradition and innovation, held at Dumbarton Oaks in May 1966.” Offprint, Washington, DC, 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

 Патриаршее послание 7 ноября 1947 г.//ЖМП. 1947. 11. С. 4–5.   Харьюзов Н., прот. «Кесарево кесарю, а Божие Богу» — Ев. Мф. XXII, 21//ЖМП. 1947. С. 27–29.   Александрова-Чукова Л. К. Кризис духовной школы (1904–1917 гг.)//Богослов.ru http://bogoslov.ru/article/5563130 (дата обращения: 05.12.2022).   Шаповалова А. К 30-летию советской власти//ЖМП. 1947. С. 30–33; О. Павел Лизгунов датировал появление темы миротворчества в ЖМП 1948 годом, однако, как видим, она была заявлена годом ранее, с отходом от риторики, напрямую связанной с Великой Отечественной войной.   Шаповалова А. К 30-летию советской власти//ЖМП. 1947. 11. С. 30–33.   Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М.: Изд-во Крутицкого Патриаршего Подворья, Общество любителей церковной истории, 1999.   Николай, митр. Христиане в покаянии (доклад на второй христианской мирной конференции в Праге)//ЖМП. 1959. С.39–43.  Санкт-Петербургская Духовная Академия. Профессора и преподаватели. 1946–1996. Биографический справочник/Сост. О. И. Ходаковская, А. А. Бовкало. СПб.: Дивный остров, 2011. Заболотский Н. А. Русская Православная Церковь в новых социальных условиях//ЖМП. 1967. 7. С. 33–38.  Там же.  Там же.  Там же.   Заболотский Н. А. Русская Православная Церковь в новых социальных условиях//ЖМП. 1967. 7. С. 33–38.  Там же.  Там же.  Интересно, что некролог для ЖМП о нем писал Н. А. Заболотский (ЖМП, 1973).   Соколовский П., прот. Христианство в революции//ЖМП. 1967. 9. С. 34–40.  Там же.  Там же.  ЖМП. 1967. 11. С. 1–4.   Шабатин И., Троицкий Г. Русская Православная Церковь в 1917–1967 гг.//ЖМП. 1967. 10. С. 32–46; 11. С. 38–45.   Соколовский П., прот . Положение церкви в социалистическом обществе//ЖМП. 1969. 11. С. 59–60.   Шкаровский М. В. Иоанн (Вендланд)//Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 385–387.   Иоанн, митр. Ярославский и Ростовский . Во имя справедливого мира и лучшей жизни//ЖМП. 1970. 4. С. 41–45.   Иоанн, митр. Ярославский и Ростовский . Во имя справедливого мира и лучшей жизни//ЖМП. 1970. 4. С. 41–45.

http://bogoslov.ru/article/6193120

Grabar, Andre. Beginnings of Christian Art, 200–395. Translated from the French by Stuart Gilbert and James Emmons. London: Thames & Hudson, 1967. 7, 325 p. 313 illus. (The Arts of mankind; v. 9.) Originally published as Le Premier art chretien (200–395). Paris: Gallimard, 1966. Bibliography: p. 307–313. -. Byzantine Painting: Historical and Critical Study. Translated by Stuart Gilbert. Geneva: Skira, 1953. 200 p. (The Great centuries of painting.) Bibliography: p. 194. -. Byzantium: Byzantine Art in the Middle Ages. Translated from the German by Betty Forster. London: Methuen, 1966. 216 p. 62 plates (Art of the world; a series of regional histories of the visual arts.) Bibliography: p. 209–210. -. Byzantium: From the Death of Theodosius to the Rise of Islam. Translated from the French by Stuart Gilbert and James Emmons. London: Thames & Hudson, 1966. 9, 416 p. 475 illus. (The Arts of mankind.) Bibliography: p. 383– 392 . Translation of L’age d’or de Justinien. -. Christian Iconography: A Study of Its Origins: the A. W. Mellon Lectures in the Fine Arts, 1961, the National Gallery of Art, Washington, DC. Translated from the French by Terry Grabar. London: Rout-ledge & Kegan Paul, 1969. ii-1, 175 p. 202 plates, 346 illus. (The A. W. Mellon lectures in the fine arts, 1961.) Bibliography: p. 149–158. -. Early Christian Art: From the Rise of Christianity to the Death of Theodosius. Translated by Stuart Gilbert and James Emmons. NY: Odyssey Press, 1968. 325 p. (The Arts of mankind, v. 9.) Translation of Le Premier art chretien (200–395) Bibliography: p. 307–313. -. Early Medieval Painting From the Fourth to the Eleventh Century. Mosaics and Mural Painting, A. Grabar; Book illumination, Carl Nordenfalk. Translated by Stuart Gilbert. NY: Skira, 1957. 241 p. (The Great centuries of painting.). Bibliography: p. 223–225. -. Golden Age of Justinian, From the Death of Theodosius to the Rise of Islam. Translated by Stuart Gilbert and James Emmons. New York, Odyssey Press, 1967. 408 p. 392 illus. (The Arts of mankind.) Translation of L’age d’or de Justinien. Bibliography: p. 381 – 392 .

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

С. 390. …когда учился архитектуре. — Курс архитектуры Достоевский слушал в 1838–1842 гг. в Военно-инженерном училище, которое закончил в августе 1843 г. 159 С. 390. …«на коленях просить у него прощения» — как Карамзин — перед рейнским водопадом. — Речь идет о водопаде, образуемом водами Рейна близ города Шафхаузен (Швейцария). Посетив вторично Рейнский водопад, Н. М. Карамзин писал: «Я наслаждался — и готов был на коленях извиняться перед Рейном в том, что вчера говорил я о падении его с таким неуважением» («Письма русского путешественника», Эглизау, августа 14). 160 С. 390. Жан-Мария Фарина (1686–1766) — итальянский химик и фабрикант, первым открывший производство одеколона. В Кельне находился филиал его фирмы, выпускающей знаменитую «Kölnisch Wasser» ( нем. — кельнская вода), что отмечено во всех путеводителях по Германии. 161 С. 391. …новый кельнский мост. — Движение по новому, украшенному готическими башнями и статуями кельнскому мосту через Рейн было открыто в апреле 1861 г. 162 С. 391. …мы тоже изобрели самовар… — Возможно, эта фраза Достоевского получила полемический отклик в романе Тургенева «Дым» (1867). Потугин говорит, что «даже самовар, и лапти, и дуга, и кнут — эти наши знаменитые продукты — не нами выдуманы» (гл. XIV). 163 С. 392. …в гиде Рейхарда… — Генрих Рейхард (1751–1828) — немецкий писатель, автор путеводителя по Германии, выдержавшего в течение 1805–1861 гг. 19 изданий. 164 С. 392. Нотр-Дам — кафедральный собор Парижской богоматери (Notre-Dame de Paris), заложенный в XII b. и перестроенный в XIII b. В то время, когда Достоевский был в Париже, велась реставрация собора. 165 С. 392. …Баль-Мабиль — засвидетельствован всеми русскими, писавшими о Париже… — Мабий — место, где устраивались публичные балы (Bal Mabille) с канканом и пр. Герцен в «Письмах из Франции и Италии» (1847–1852) утверждал, что эти балы были доступны только для состоятельных буржуа. Мабий как характерная принадлежность буржуазного Парижа назван также в «Призраках» Тургенева. 166 С. 392. …в Риме — собора Петра… — Собор св. Петра был сооружен в XV–XVII bb. при участии крупнейших зодчих, скульпторов и художников Италии (Брунеллески, Микеланджело, Рафаэля и др.). 167

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

По результатам выборов нового предстоятеля в 1967 г. главой Элладской Церкви стал Архиепископ Афинский Иероним (1967 – 1973) – один из образованнейших иерархов Греческой Церкви. Окончил Богословский факультет Афинского университета, учился также в Мюнхене, Берлине, Бонне, Оксфорде. В 1950 – 1956 гг. был Генеральным Секретарем Комиссии Освобождения Кипра. С 1952 г – член ЦК ВСЦ, проявил себя активным экуменическим деятелем. Архиепископ Иероним представлял Элладскую Православную Церковь на различных межхристианских совещаниях в странах Западной Европы, Америки, странах Африки и Ближнего Востока. 17 мая 1967 г. состоялась интронизация архимандрита Иеронима в Архиепископа Афинского. После своего вступления на Афинскую кафедру Иероним предложил проект реорганизации Элладской Церкви, включавший четкое установление границ митрополий. В июне 1967 г. Архиепископ Иероним находился в Константинополе. Во время встречи с Патриархом Афинагором шел разговор о будущем Православия и сношениях с католицизмом. Архиепископ Иероним подчеркивал, что Православные Церкви идут вместе по пути решения современных проблем. Патриарх Афинагор и Архиепископ Иероним установили курс на совместные действия в отношении экуменических инициатив. За время своего предстоятельства Архиепископ Иероним посетил Константинопольскую (1967), Румынскую (1968), Болгарскую (19690, Александрийскую (1971) и Сербскую (1972) Православные Церкви. 25 ноября 1973 г. произошел очередной военный переворот и новая смена правительства. Архиепископ Иероним 9 декабря 1973 г. заявил публично о своем решении уйти в отставку, которая последовала 19 декабря того же года. Перед Элладской Церковью встал вопрос об избрании нового предстоятеля. 11 января 1974 г. вышел закон «Об определении способа избрания Предстоятеля Церкви и приведения в порядок некоторых церковных дел», согласно которому определялся новый состав Синода, в который вошли из 66-ти возможных митрополитов только 32, и должно было состояться незамедлительное избрание Предстоятеля Элладской Православной Церкви в присутствии министра образования и религии. 12 января 1974 г. в монастыре Петраки (Афины) состоялось заседание Синода, на котором большинством голосов на пост главы Церкви был избран Архиепископ Серафим, возглавлявший Элладскую Православную Церковь до 1998 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ostkirchliche Studien (Wurzburg, Augustinus-Verlag). 1. Bd. (Jan. 1952)-. Quarterly. Reprint: 1.–9. Band (1952–1960). Amsterdam: Adolf M. Hakkert, 1967–1978. 9 v. Annual. Ostliche Christentum (Wurzburg). Hft. 1–11 (1936–1940); Neue Folge. Hft. 1 (1947)-. “Abhandlugen, im Auftrag der Arbeitsgemeinschaft der deutschen Augustinerodensprovinz zum Studium der Ostkirche.” Patristic and Byzantine Review (Kingston, NY: American Institute for Patristic and Byzantine Studies). V. 1, n. 1 (1982)-. Three nos. a year. Greek title: Paterike-Byzantine epitheoresis. Pensee Orthodoxe (Paris: YMCA-Press). 1966-. Issued by Institut de Theologie Orthodoxe Saint-Serge. “Travaux de l’Institut de Theologie Orthodoxe Saint-Serge.” Perspective orthodoxe (Geneva: Labor et Fides). No 1 (1980)-. Pravoslavnoe chtenie: izdanie moskovskoi Patriiarkhii. Russian Orthodox Readings (Moscow: Moskovskaia Patriiarkhiia). 1 (1990)-. Monthly. Other title: Lecture Orthodoxe. Other title: Orthodoxes Leseheft. Other title: Lecturas de la Ortodoxia Rusa. Title also in French: Lecture Orthodoxe; German: Orthodoxes Leseheft; and Spanish: Lecturas de la Ortodoxia Rusa. Text in English. Continues Moscow church herald. Presence orthodoxe (Paris). 1967-. Quarterly. Began with n. 1 in 1967. “Revue de l’orthodoxie occidentale.” Organ of the Eglise catholique orthodoxe de France, 1969–1971. Indexes: Nos. 1 (1967)-31 (1975) in 1 separate vol. nos. 1 (1967)-74 (1987) in no 75 (1987). Continues Portique Saint-Denis. Proche-Orient chretien (Jerusalem: Seminaire Sainte-Anne). t. 1 (1951)-. Quarterly. “Revue d’etudes et d’informations.” Revue des eglises d’Orient (Bar-le-Duc: Schorderet). 1890-. Monthly continues Revue de l’Eglise grecque-unie. Romanian Orthodox Church News Quarterly Bulletin (Bucharest, Romania: The Department). Year 1, n. 1 (1971)-. Edited by the Department of Foreign Relations of the Romanian Patriarchate. Quarterly. Issued also in Romanian and French. St. Vladimir’s Theological Quarterly (New York). v. 1–4, n. 3/4, (fall 1952-summer 1956); n.s. v.l – (Jan. 1957)-. Title varies: 1952-? St. Vladimir’s Seminary Quarterly. Published by the faculty of St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

16 . «Θρησκευτικ κα θικ εγκυκλοπαδεια», τ. 5, σελ. 632 указывается общее число священнослужителей в Элладской Православной Церкви —8500. 17 . Ακρπολις.. 1967. 11 июня. 18 . СЭПИ. 1967. 22 июня 22. 19 . О других выдающихся писателях прошлого века в области богословия, а также о состоянии в то время духовного просвещения в Элладской Православной Церкви см.: Лопухин А. П. История Христианской Церкви в XIX веке. Т.Н. Православный Восток. СПб., 1901. С. 316-322. 20 . «Information catolique» от 15 октября 1965 г. 21 . «Епископ, — читаем в 38 правиле святых Апостолов, — да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжается, яко Богу назирающу». «Всякое избрание во епископа, или пресвитера, или диакона, делаемое мирскими начальниками, да будет недействительно...», — заявили святые отцы Седьмого Вселенского Собора (прав. 3). 22 . ЖМП, 1967. С. 2. 23 . Лит. газ. 24 мая 1967 г. 23ЖМП.1967. С. 5-7. 25 . Δελτιον πληροφοριν της Εκκλησας της Ελλδος. Σελ. 5. 26 . «Правда». 3 дек. 1973 г. С. 1 27 Пресс-бюллетень Средне-Европейского Экзархата Московского Патриархата. 35/73. С. 3. 28 . Состоявшийся вскоре после опубликования упомянутого закона президента (в том же 1974 г.) Собор иерархов отстранил ряд митрополитов от их кафедр под тем предлогом, что избрание их якобы не отвечало каноническим нормам. Только в 1976 году Священный Синод Элладской Церкви пересмотрел это постановление Собора иерархов. 29 . ЖМП. 1976. 4. С. 58. 30 . В 1974 г. территория Больших Афин была разделена на четыре новых епархии. Центр города остался под окормлением Архиепископа. Создано также по две новых митрополии в Аттике и на территории Больших Салоник. 31 . μερολγιον της Εκκλησας-της Ελλδος. 1968. Σελ. 323. 32 . Там же. С. 324, 325. 33 . Устав Элладской Православной Церкви. Ст. 13-14. 34 . Устав Элладской Православной Церкви. Ст. 3-4 35 . Там же. Ст. 36. 36 . Theodorou E. D. Указ. соч. С. 16-17. 37 . Подробно о состоянии монастырей Элладской Церкви в первой половине и середине XIX в. см.: Курганов Ф. Указ. соч. С. 461-533.

http://sedmitza.ru/lib/text/441216/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010