Самый простой ответ, лежащий на поверхности: потому что 28 июня 1914 года сербский террорист Гаврила Принцип, член организации «Млада Босна», застрелил в Сараево наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда во время его визита в столицу австрийской провинции, вошедшую в состав Австро-Венгрии в 1908 году. Сербские революционеры стремились освободить Боснию от австрийской власти и присоединить ее к Сербии и с этой целью совершили акт индивидуального террора в отношении австрийского престолонаследника. Австро-Венгрия не потерпела такого беззакония, выставила ряд требований к Сербии, виновной, по ее мнению, в организации этого покушения, а когда та не выполнила их, решила это государство наказать. Но за Сербию вступилась Россия, а за Австро-Венгрию – Германия. В свою очередь, за Россию вступилась Франция и т.д. Заработала система союзов – и грянула война, которую никто не ждал и не желал. Словом, если бы не Сараевский выстрел, на земле царили бы мир и благоволение. Начиная с 1908 года, Европа и мир проходят через ряд политических кризисов и военных тревог. Сараевское покушение было лишь одним из них. Подобное объяснение годится разве что для детского сада. Дело в том, что, начиная с 1908 года, Европа и мир проходят через ряд политических кризисов и военных тревог: 1908–1909 годы – Боснийский кризис, 1911 год – Агадирский кризис и итало-турецкая война, 1912–1913 годы – Балканские войны и размежевание Сербии с Албанией. Сараевское покушение было лишь одним из таких кризисов. Если бы его не было, стряслось бы что-нибудь другое. Рассмотрим официальную австрийскую версию о причастности сербского правительства к покушению на Франца Фердинанда, оглашенную на Сараевском процессе. Согласно этой версии, руководил покушением полковник Генерального штаба Дмитрий Димитриевич (по кличке Апис). Косвенно эта версия подтверждена Солунским процессом 1917 года, когда Димитриевич признался в своей причастности к Сараевскому покушению. Однако в 1953 году югославский суд реабилитировал участников Солунского процесса, признав, что они были осуждены не за преступления, которые будто бы совершили. Сербский премьер-министр Никола Пашич ни в 1914 году, ни позднее не признавался в своей осведомленности относительно покушения в Сараево. А ведь после 1918 года – победы союзников и гибели Австрийской империи – ему нечего было опасаться.

http://pravoslavie.ru/72928.html

Архив Революционное движение и Духовные Школы России в конце XIX — начале XX веков. Часть IX Часть VIII » СТУДЕНЧЕСТВО ДУХОВНЫХ ШКОЛ В ПЕРИОД ПЕРЕМЕН (1907-1917 ГГ.) Студенты Тамбовской Семинарии Революционное настроение семинаристов сразу не исчезло и давало о себе знать и в 1908 г. С 14 по 17 января 1908 г. произошли волнения и беспорядки в Кишиневской семинарии. Поводом послужило увольнение трех воспитанников. Семинаристы выступили в их защиту: распространяли прокламации, начальству кричали «долой» и «вон», а преподавательскую корпорацию заперли на замок в учительской. Семинарию пришлось закрыть, а воспитанников распустить. В начале года произошли беспорядки и в Волынской семинарии. В ночь на 16 января в ней проводился обыск. От шума проснулись более 200 воспитанников и стали требовать, чтобы их допустили к присутствию при обыске. Не получив разрешения, ученики запели Марсельезу, стали бросать в полицию обломки табуреток и обливать водой, а пытающегося их успокоить инспектора семинарии ударили по голове. Обыск пришлось приостановить до утра. Только после того, как прибыл эскадрон драгунского казацкого полка, его возобновили. В результате была найдена литература различных партий, 22 экземпляра «Устава волынского союза учащихся». Как выяснилось, Волынская семинарская организация своей задачею ставила объединение революционных сил всех учащихся Волынской губернии. Как видно, политическая работа продолжала развиваться, но уже в более скромных масштабах. В первой половине 1908 г. следы деятельности общесеминарского союза были также обнаружены в Петербургской, Воронежской, Костромской, Тамбовской, Ярославской семинариях. С середины 1908 г. внешние проявления семинарского движения пошли на убыль. Полоса волнений и беспорядков закончилась. Хотя семинарский союз продолжал существовать, но его деятельность была ограничена. Так известно, что в июле 1911 г. в Харькове состоялся съезд представителей трех семинарий: Харьковской, Екатеринославской и Воронежской. Съезд провозгласил в случае необходимости возможность совместного выступления.

http://pravoslavie.ru/put/060421105234

Учебно-педагогическая деятельность Темы пробных лекций, прочитанных П. А. Флоренским 17 сентября 1908 г., – «Общечеловеческие корни идеализма» (2) (по собственному избранию) и «Космологические антиномии Иммануила Канта» (1) (по назначению Совета МДА) – далеко неслучайны. В течение последующих лет преподавания Платон и Кант занимали в лекционных курсах священника Павла Флоренского центральное место. С их именами он связывал не только определенные хронологические эпохи в истории философии, но основные водоразделы мысли противоположных типов мировоззрений. Тематика лекций отца Павла в МДА в 1908–1919 гг. в не меньшей степени отражает направление его творческих интересов, чем знаменитая книга «Столп и утверждение Истины» (М., 1914). Первая программа лекций по истории древней философии на 1908/09 учебный год для студентов II курса МДА была составлена П. А. Флоренским 25 октября 1908 г. «I. Общая часть курса Миграция античной философии и вытекающее из рассмотрения ее естественное расчленение истории античной философии на 3 периода. Задачи, ставимые философии каждого из трех периодов носителями ее. Семасиология слова lilosofia. Общий характер содержания философского мышления в каждом из трех периодов. Ист[ория] филос[офии] как непроизвольное возвращение философии в лоно религии и подчинение мирской мысли мысли авторитета веры. Причины исторического процесса в философии (т. е. ее миграции и ее изменения по содержанию). Постановка вопроса о причинах духовно-социального процесса и отсюда переход к процессу духовно-личному. Развитие философского сознания в философствующей личности. Связь мысли и языка; закон развития языка и закон развития мысли. Религиозно-мистическая основа философствующей мысли и религиозно-историческая (культовая и вероучительная) среда, в которой растет философское самосознание. Закон 3[-х] стадий в историческом] процессе философии. Естественный конец философствующей мысли и истощание жизненности античной философии как следствие ограниченности религиозного опыта язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

1908 г. 1 января 1908 года Даждь дождь земли жаждущей, Спасе! В новолетие просится на уста эта молитва . Вспоминается нам все то, что было пережито нами и перечувствовано ровно год тому назад пред новым, а ныне уже минувшим годом, и что вылилось тогда в нашей новогодней статье. Перечитав ее теперь, мы видим, что определение явлений, потребностей и запросов времени, в отношении к деятельности пастырской, нами тогда было указано правильно. Отрезвление после революционного угара, нами тогда предуказанное, несмотря на все то, что мы видели в отшумевшей ныне второй Государственной Думе и вопреки ей, – отрезвление это теперь для всех является несомненным фактом. Выборы в третью Государственную Думу ясно показали, что революция, в смысле уличных демонстраций, вооруженных выступлений и массовых волнений, ослабела. Мы присутствуем при ликвидации дел революции. Она оставила по себе много гнили и нравственной мерзости: развратила множество рабочих, отняла у них нравственные устои, разбудила и поощрила все те животные инстинкты злобы, зависти, ненависти, которые теперь рождают все грабежи и убийства. Известиями о таких страшных проявлениях злобы пестрят все сообщения газет о текущей жизни. Одно из самых страшных известий пришло к нам в самом конце года: сын, 23 лет, в Рождественский сочельник убил отца своего – протоиерея, мать свою и сам застрелился! Революция, далее, выбила из законного существования множество людей, которым стало невозможно жить в обществе легально и спокойно: это беглецы-каторжники и ссыльные, разыскиваемые полицией преступники и т. п. личности. Выброшенные из рамок нормальной жизни и лишенные возможности к ней возвратиться, эти люди, по необходимости, должны жить грабежами и «экспроприациями»; они считают выгодным для себя поддерживать общественное расстройство и революционное движение, обещающее им амнистию и возвращение к спокойной жизни и к существованию, обеспеченному законом. Они, печальное наследие всякой революции, частью вымирают от чахотки и других болезней, свойственных их ненормальной жизни, частью кончают жизнь в тюрьмах и на виселицах за совершаемые преступления, частью, наконец, погибают в самоистреблении, в самоубийствах, которые ныне увеличились в ужасающей степени. Тактика революции всегда одна: перед решительным натиском закулисные деятели революции обычно стараются выбросить на улицы из учебных заведений, из фабрик и заводов как можно больше молодых жизней, поставленных в нелегальное существование. Это – пушечное мясо революции. И в конце революционного движения остаются для ликвидации и смерти те же общественные элементы, – большей частью несчастные юноши, учащиеся в высших школах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Г. Э. Щеглов Глава 3. Служба (1908–1914) 3.1. Особые поручения С 1908 года С.Г. Рункевич уже мало занимался научной работой. В этот и ближайшие годы он не издал ничего нового и не опубликовал практически ничего, кроме мелких рецензий, заметок и кое-каких статей. Вся его деятельность и энергия теперь сосредоточились главным образом на служебных обязанностях. Занятия по должности, работы в различных комиссиях и разного рода специальные поручения занимали почти все его время. Уже в 1907/08 учебном году из-за недостатка времени он не имел возможности читать лекции в университете и 10 января 1908 года по собственному заявлению вышел из состава приват-доцентов 404 . 26 января С.Г. Рункевича назначили «в состав Комиссии по пересмотру положений о наградных списках священно-церковнослужителей и клировых ведомостях» 405 , в результате работы которой была выработана новая форма послужных списков, очистившая формуляры лиц духовного звания от многочисленных отметок о судимости 406 . 4 марта С.Г. Рункевич был командирован в помощь Тамбовскому епископу Иннокентию (Беляеву), проводившему по поручению Синода ревизию дел Владикавказской епархии. Это была единственная ревизия епархии за всю ее историю. 12 марта Рункевич получил еще отдельное поручение провести ревизию Александровской миссионерской семинарии 407 в селе Ардон центральной Осетии. Ему необходимо было на месте выяснить вопрос о преобразовании этой семинарии по образцу обычных епархиальных семинарий, и о средствах ее содержания. А, кроме того, «выяснить меру должного образовательного уровня у окончивших курсы Владикавказских духовных училищ» 408 . Вопрос о преобразовании Ардонской семинарии был вызван неудовлетворительной постановкой в ней учебно-воспитательного процесса и часто происходившими среди учащихся беспорядками. Серьезные волнения, сопровождавшиеся стрельбой и битьем окон, в семинарии начались еще в феврале 1905 года и происходили они на общей волне бунтарских настроений, царивших тогда в духовных семинариях. В революционный 1905 год волна беспорядков и бунтов в духовных семинариях прокатилась буквально по всей России. Очень часто беспорядки сопровождались совершенно дикими эксцессами: оскорблением и избиением преподавателей и семинарского начальства, погромами, поджогами, стрельбой и даже взрывами (Минская духовная семинария. – Г.Щ.). Беспорядки продолжались и в последующие годы. Кажется, не было ни одной семинарии, которую бы не коснулись брожения. И порой, несмотря на достаточно жесткие меры, предпринимаемые духовными и светскими властями, бунты в некоторых семинариях повторялись снова. Церковная пресса мало писала об этом, предпочитая не выносить сор из избы, и только в светской периодике можно было встретить частые и более подробные сообщения о беспорядках в духовных школах.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Воспоминания генерала, обвиненного в шпионаже Избранные главы. Стратегия и политика 12.08.2012 441 Время на чтение 32 минут Генерал-губернатор (1905 - 1908) После японской войны (1905 - 1909) Глава XX. Петербургские настроения В исторически важный для России момент я принял должность военного министра. Русская внешняя политика находилась на распутье, но государство из-за последствий японской кампании и внутренних потрясений находилось в состоянии паралича. Зима 1908 - 1909 годов протекла целиком под впечатлением кризиса на Балканах, закончившегося присоединением к Австрии Боснии и Герцеговины. Этим раскрыта была активность нашего главного противника, которая в таком угрожающем виде нам еще не представлялась. Вместе с тем выяснилась и наша политическая слабость, вследствие столь ярко обрисовавшегося расстройства наших вооруженных сил, что у каждого патриота выступали на глазах слезы. Соответственно этому было настроено и петербургское общество. Чтобы предупредить всякие выступления, правительство должно было в конце октября запретить профессору Погодину сделать сообщение в связи с аннексией Боснии и Герцеговины. С кафедры Государственной думы демократ Маклаков назвал это запрещение оскорблением национального чувства. Германия в то время стала на сторону своей союзницы и этим умалила, за пределы ее растяжимости, ту дружбу, которая тогда еще существовала на берегах Невы. В конце декабря Извольский отстаивал свою политику, указывал на сближение России с Италией и намечал цель своих стремлений: образование на Балканах славянского союза Болгарии, Сербии и Черногории. За русской дипломатией горячо ухаживала английская. В настоящее время знают и не дипломаты, какие уже в 1908 году тонкие нити плел Извольский, чтобы русскую политику окончательно отдалить от германской. В " Новом Времени " , газете наиболее читаемой в образованных военных кругах, появились статьи Пиленко в дружественном Англии духе... В марте 1909 года для нас, не дипломатов, казалось, что наша внешняя политика никакого определенного направления еще не имела, причем я не мог утверждать тогда, что был в курсе дела и ознакомлен со всеми связями и политическими комбинациями.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/13/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович (20.08.1887, С.-Петербург - 12.06.1973, Нью-Хейвен, шт. Коннектикут, США), историк, сын выдающегося рус. ученого В. И. Вернадского. Окончив 5-ю московскую классическую гимназию, в 1905 г. по совету отца поступил на историко-филологический фак-т Московского ун-та. Поскольку из-за революционных событий занятия в ун-те остановились, В. продолжил учебу во Фрайбургском ун-те (Германия). Осенью 1906 г. вернулся в Москву и возобновил занятия в ун-те, слушал лекции историков В. О. Ключевского , Ю. В. Готье, Р. Ю. Виппера , А. А. Кизеветтера , М. М. Богословского, М. К. Любавского . В 1906-1908 гг. состоял в студенческой секции кадетской партии, активного участия в ней не принимал. Летом 1908 г. был избран делегатом от Московского ун-та на Международный конгресс славистов в Праге. В 1908-1910 гг. читал лекции по рус. истории в воскресных школах для рабочих в Москве и Подмосковье. В 1910 г. окончил ун-т с дипломом 1-й степени. Под рук. Богословского написал канд. соч. «Общественная программа дворянских наказов в Екатерининскую комиссию 1767 г.», был оставлен на кафедре для подготовки магист. диссертации по истории колонизации Сибири в XVI-XVII вв., опубликовал по этой теме неск. статей. В 1911 г. В. вслед за рядом профессоров, среди к-рых был и его отец, ушел из Московского ун-та по политическим мотивам (из-за нарушения университетской автономии). В 1912 г. переехал с родителями в С.-Петербург. Под рук. С. Ф. Платонова работал над магист. дис. на тему «Русское масонство в царствование Екатерины II» (Пг., 1917; СПб., 1999), проявив наибольший интерес к международным связям рус. масонства и его изучению на фоне европ. умственной жизни. Весной 1914 г. стал приват-доцентом С.-Петербургского ун-та. Летом 1917 г. при содействии Платонова В. получил место профессора в омском Политехническом ин-те, где открылась кафедра рус. истории, выехал в Омск, но из-за забастовки на железной дороге остановился в Перми. Пермский ун-т предложил В. должность профессора. В окт. 1917 г. ученый на короткое время уезжал в Петроград для защиты магист. диссертации, к-рая состоялась 22 окт. В. читал лекции и вел семинары в Пермском ун-те, участвовал в создании Об-ва философских, исторических и социальных знаний, редактировал его сборники и опубликовал в них ряд статей по истории Сибири.

http://pravenc.ru/text/150429.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» Офиц. издание Могилёвской епархии, начавшее выходить в июле 1883 г. по инициативе Могилёвского и Мстиславского еп. Виталия (Гречулевича) . Как и мн. др. епархиальные издания, «М. е. в.» разделялись на офиц. и неофиц. части с раздельными годовыми пагинациями. Особенностью журнала был разнобой в нумерации частей: напр., в 1888 г. 1, 2/3, 4, 5, 6/7, 8 офиц. части соответствовали 1/3, 4/5, 6/8 неофициальной части, а 33-36 содержали только офиц. часть. По замыслу редакции, офиц. часть являлась «органом епархиального начальства», неофициальная - «органом местного духовенства» (От редакции//Могилёвские ЕВ. 1883. 8. С. 170-172). С начала издания по 1904 г. журнал выходил 3 раза в месяц, в 1905-1917 гг.- 2 раза в месяц, издание неофиц. части прекратилось на 6 (15 марта), офиц. части - на 20 (15 дек.) за 1917 г. Первые 20 лет журнал издавался силами Могилёвской ДС, редакторами офиц. и неофиц. частей были в 1883-1890 гг. преподаватель Д. И. Тихомиров (во время его отсутствия должность исполняли преподаватели И. И. Лукин, смотритель Могилёвского ДУ Е. И. Никольский (впосл. митр. Крутицкий Евсевий ), И. П. Трусковский), в 1890-1902 гг. И. К. Пятницкий (должность исполняли также Ф. А. Жудро, Н. И. Шелепин, Лукин). С 1903 г. в семинарии редактировалась только неофиц. часть, редакторами были в 1903-1912 гг. Пятницкий, в 1912-1917 гг. А. Малевич. Редактирование официальной части с 1903 г. было передано в консисторию, ее редакторами были секретари консистории: в 1903-1908 гг.- В. В. Добровольский, в 1908-1917 гг. П. Н. Сахаров (в 1908 и 1911 неск. номеров редактировал временно исполнявший обязанности секретаря В. И. Огородников). С 15 апр. по 15 нояб. 1917 г. вместо неофициальной части «М. е. в.» выходил 2-недельный религиозно-нравственный ж. «Воскресение», всего выпустили 13 номеров, редакторами были председатель Богоявленского братства еп. (впосл. архиеп. Пермский) Варлаам (Ряшенцев) , Малевич, Д. И. Довгялло.

http://pravenc.ru/text/2563896.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКОЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО одно из крупнейших религиозно-философских об-в в России (РФО) в нач. ХХ в., пришедших на смену Религиозно-философским собраниям (1901-1903) С.-Петербурга. Действовало в Киеве с 1908 по 1919 г.; воссоздано в 2003 г. по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) . Создание и организационная структура Возникновение религиозно-философских об-в как офиц. структур стало возможным благодаря указу от 4 марта 1906 г. «О временных правилах, об обществах и союзах». В окт. 1906 г. было зарегистрировано Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва (Московское РФО), летом 1907 г.- С.-Петербургское РФО. Но Киевскому РФО в дек. 1907 г. было отказано в регистрации из-за отсутствия в его уставе информации о местонахождении правления и о наличии в составе лиц, к-рые не могут быть членами об-ва. 23 янв. 1908 г., после внесения соответствующих изменений в устав, Киевское РФО было зарегистрировано. Учредителями об-ва выступили профессор КДА В. З. Завитневич , профессор Нежинского историко-филологического ин-та и Высших коммерческих курсов П. В. Тихомиров , исполняющий должность доцента КДА П. П. Кудрявцев и приват-доцент Киевского ун-та св. Владимира А. Ф. Одарченко . Если уставы Московского и С.-Петербургского РФО в значительной мере дублировали друг друга, то устав Киевского РФО был прописан подробнее и имел ряд отличий. В частности, в нем было указано, что членами об-ва могут быть также и лица, не проживавшие в Киеве. При этом перечислялись те категории лиц, которые не могут быть членами Киевского РФО, оговаривалось участие в собраниях представителей печати, объяснялись принципы организации работы совета и проведения общих собраний. Об-ву разрешалось начать свою деятельность 6 марта 1908 г. Заседания проходили преимущественно в Киевском общественном собрании (сначала в Музыкальном переулке, 1, а затем по ул. Владимирской, 45), в 1909 г. неск. заседаний прошли в Украинском клубе (ул. Владимирская, 42), в янв. 1917 г.- в помещении Педагогического музея имени Его Имп. Высочества наследника Цесаревича Алексия (ул. Владимирская, 57), в марте того же года - в Киевском ун-те св. Владимира, в апр. и июне - в Коммерческом ин-те; в мае и окт. 1918 г.- в гимназии А. В. Жекулиной (ул. Львовская, 27).

http://pravenc.ru/text/1684577.html

Празднование сорокалетия священнослужения высокопреосвященнейшего Арсения, архиепископа Харьковского и Ахтырского, 4-го февраля 1908 года Источник В наше тяжелое время немного встречается таких событий, где бы царили согласие, любовь и уважение, а не зависть и разделение; все мы стали слишком подозрительны, что даже к несомненно – прекрасному подходим с подозрением и недоверием; поэтому глубоко отрадно бывает, когда прорезывают этот духовный мрак такие светлые торжества, как скромно отпразднованный в нашем городе четвертого февраля 1908 года день сорокалетнего служения Высокопреосвященнейшего Арсения в священном сане. Сорок лет – большой период жизни вообще; за этими годами начинается постепенный уклон к западу жизни; сорок же лет всякого полезного служения – подвиг настолько почтенный, что достигшие его имеют право на глубокое уважение общества, а сорок лет священства, богослужения, проповедания слова Божия и молитвы, такое событие, которое замалчивать грешно; его нужно для нашего назидания сделать достоянием общества, оно многознаменательно. Не так давно, когда праздновался двадцатипятилетний юбилей служения маститого святителя – Высокопреосвященнейшего Арсения в Епископском сане (17 мая 1907 г.), личность его была обрисована с разных сторон светлыми красками; а описанные его дела свидетельствуют о дорогих качествах его ума и сердца. Напечатанные автобиографические «воспоминания» его, дают нам основание остановиться – не столько на внешней его деятельности, сколько на внутренней духовной, на его взглядах на задачи служения пастыря и на жизнь христианина. Не теперь только началась и разрослась та духовная гроза, которую переживает наше отечество; не одну только теперешнюю смуту стойко и мужественно, не поступаясь ничем, выдержал Архиепископ Арсений; он был уже пастырем во время великих реформ Царя-Освободителя, он боролся с разгулом неверия и страстей и в то время, когда был воспитателем светского юношества и руководителем нашей средней и высшей духовной школы. Мы были свидетелями, какой сердечностью и любовью дышали приветствия Владыке в день двадцатипятилетнего юбилея его Епископского служения из руководимых им школ и из тех мест и епархий, где он правил слово истины, – мы сами – им руководимые – питаем глубокое уважение и преданность ему, и стараемся доказать это самим делом; теперь же, когда Высокопреосвященный Арсений раскрыл нам в своих «воспоминаниях» многое из своего внутреннего мира, становятся вполне понятными та любовь и уважение, которыми он пользовался и пользуется на всех местах своего пастырского служения и понять причины этого нам кажется не трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010