1902 год   1/14 января 1902. Вторник. Первым приветствовал сегодня с Новым годом Преосвященный Сергий (Страгородский) , ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, письмо которого я нашел на столе, по прочтении Правила перед Литургией. После Литургии еще получил письмо С. А. Рачинского, вместе с его брошюрой: Absit Omen. Но печальны известия из России. Сколько там теперь бунтов в учебных заведениях, сколько сектантских беспорядков – Бог весть, скоро ль все это кончится. Поздравители, японские и русские; училищный совет и распределение уроков для начала занятий завтра. Арсению Ивасава я сказал взять на себя преподавание Гражданской Всеобщей Истории в Женской школе вместо уехавшей в Кёото для заведения школы Такахаси Надежды и хотел прибавить ему за это жалованья. Но он уклонился от последнего, сказав, что не хочет получать больше, чем другие наставники. Преподавание в Женской школе он на себя взял, но так, что число уроков у него будет в Семинарии и Женской школе столько же, сколько у других наставников только в Семинарии. Вечером написал ответ Преосвященному Сергию и приложил фотографии Кёотского Миссийского места и храма – два листа. 2/15 января 1902. Среда. Начались обычные занятия в школах, и у нас с Накаем. Мы стали перечитывать переведенную службу Первой недели Великого поста, чтобы окончательно поправить, если есть что, и поспешить отдать в печать. 13/26 января 1902. Воскресенье. Службу Первой недели Великого Поста мы с Накаем перечитали в четыре дня, потом два дня Накаи проверял китайские знаки, а я этим временем воспользовался, чтобы написать в Москву письма благотворителям Л. А. Тихомирову , В. Г. Дудышкину, Я. Е. Епанешникову, с приложением полученных из Кёото фотографий оконченной постройки храма, которому ныне недостает только иконостаса и колоколов, ожидаемых из Москвы. Написал еще московскому сотруднику Миссии, о. Благоразумову, чтобы похлопотал о пожертвовании кем-нибудь облачений для Кёото, и архиерейского облачения из серебряной позолоченной парчи для здешнего Собора, так как нынешнее мое воскресное уже износилось. – Приготовленную к печати службу посылали для сметы в две типографии; нашли более выгодным заказать печатать в той же, где доселе печатались. Будет стоить 452 ены 50 сен, и исполнят заказ в пятьдесят дней – скорее этого никак не берутся (в другой полагали сто дней). Значит, разослать напечатанную службу по Церквам до Первой недели никак нельзя, к глубокому нашему сожалению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Том 1 Том 3 Содержание Предисловие Глава I. 1902 год Глава II. 1903 год Приложения Приложение 1 Приложение 2 Список архивных источников, использованных в комментариях и примечаниях Библиографический список     В интересах самонаблюдения, самопознания весьма полезно было бы вести дневник, где ты приучался бы анализировать себя, откуда ты мог бы потом видеть постепенное развитие твоих воззрений, отмечая условия, способствующие или препятствующие твоему развитию... Авксентий Стадницкий Предисловие Второй том Дневника митрополита (в то время – епископа) Арсения (Стадницкого) за 1902–1903 годы посвящен последним годам служения Владыки в Московской епархии в качестве Волоколамского викария и ректора Московской Духовной академии (МДА). Страницы Дневника за эти предреволюционные годы заполнены тревожными записями о нарастающем бунтарском духе как среди учащейся молодежи Духовных семинарий и академий, так и среди студентов светских учебных заведений. Попытки реформирования высших светских учебных заведений вместо умиротворения приводили к еще большему недовольству и брожению. Опубликованные в конце 1901 года «Временные правила о студенческих учреждениях» под внешними уступками содержали такое количество ограничений, что вызвали крайнее недовольство радикально настроенной части студенчества. В начале февраля 1902 года волнения охватили 36 высших учебных заведений Российской Империи, более 30 тысяч студентов не посещали занятий. Благодаря деятельности тайной межсеминарской организации с участием некоторых студентов МДА в 1902 году волнения и беспорядки прокатились по Духовным семинариям. Наиболее крупные из них произошли в Вятской, Одесской и Донской Духовных семинариях. Нестроения происходили и среди профессорско-преподавательского состава МДА. Епископ Арсений подробно описывал заседания Совета Академии, давал оценку новым научным работам, размышлял о возможностях воспитания молодежи, будущих продолжателей богословской науки, живописал отношения профессоров вне преподавательской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

А.В. Попов Глава 4. 1902 год § 1. Зима – весна 1902 года После торжественной закладки русского православного храма в Нью-Йорке и начала его строительства оказалось, что собранных пожертвований не хватило на возведение здания, на работы по фасаду, по подключению воды, газа, электричества и пр. Если из Хозяйственного управления при Святейшем Синоде было перечислено на строительство церкви в 1901 году 81950 кред. руб.: 19 марта (ст. ст.) – 20000 руб., 20 июня (ст. ст.) – 44950 руб., 1 декабря (ст. ст.) – 17 тыс. руб., то лишь одной строительной фирме «Dawson & Archer» требовалось заплатить более 60 тыс. дол. 425 «По недостатку средств и ввиду безотлагательной потребности продолжать стройку без перерыва» 426 Комитет по построению русской церкви в Нью-Йорке, при посредничестве адвокатской конторы «Coudert Brothers», взял под залог земли и строящегося здания ссуду в размере 60 тыс. дол. из 4 % годовых, считая с 9 декабря (по новому стилю) 1901 года. Тем самым были нарушены принятые Государственным советом Российской империи правила: не было предварительно испрошено разрешение Департамента государственной экономии Госсовета на производство займа в иностранном кредитном учреждении, не были предоставлены Ведомству православного исповедания инженерно-строительные сметы и соответствующие расчеты Министерству финансов и т.д. Впоследствии епископу пришлось оправдываться перед начальством: «Сноситься при заключении займа было затруднительно потому, что тогда на долгое время остановилась бы постройка; притом деньги давались не под какую-ниб. гарантию Русского Правительства, а под залог земли и здания. При заключении займа оказал содействие и Теплов, хотя почему-то он умолчал пред Вами о самом займе, когда приехал в Петербург» 427 . Поспешные действия строительного комитета в Нью-Йорке подвигли Тихона на месте оценить создавшуюся ситуацию с целью принятия мер по ликвидации огромного долга. Еще одна проблема возникла после IV конвенции Православного общества взаимопомощи (Вилкесбарр, 6/19–8/21 мая 1901 г.), когда сербские братства из Питсбурга, Маккиспорта, Вилмердинга 428 , Ранкина 429 , Экспорта 430 и др. мест оставили ПОВ и присоединились к сербскому обществу в Соединенных Штатах Америки «Србобран» 431 . Чтобы предотвратить в своей епархии размежевание приходов по национальному признаку и подчеркнуть единство православия в Северной Америке, Тихон начал пастырские поездки нового 1902 года с визита к православным сербам: «Нынешнее весеннее путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, в Восточные Штаты Америки для обозрения здесь находящихся православных церквей Епархии и разрешения назревших запросов православной миссии было предварено посещением Преосвященным Владыкою г. Джаксона» 432 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

[Декабрь 1902 год.] Филевский И., свящ. Об отношении к жизни и смерти в язычестве и христианстве//Миссионерское обозрение. 1902 г. 9–12. С. 737–754 (3-е религиозно-философское письмо). „Я есмь хлеб жизни“ ( Ин.6:48 ). „Се агнец Божий“ ( Ин.1:29 ). Вопрос об отношении язычества к христианству и наоборот – вновь выдвигается, как „средостение брани“, на первый план в нашей текущей литературе. Из светских писателей – Μ.О. Меньщиков 115 , В. В. Розанов , Д.С. Мережковский 116 , Н. Минский 117 , из духовных проф. А. Введенский 118 , проф. С.С. Глаголев 119 – воспламененно заговорили о том, какая существенная разница между древне-языческим и ново-христианским мирами, между религиозными верованиями язычников и религиозными идеалами истинного христианства. Это не „вопрос моды“ и не случайная тема, легко уловляемая любовью к литературной славе, а вопрос самой жизни современного общества. Сам характер литературного стремления к этому вопросу лучших писателей и мыслителей нашего времени и самое особое разрешение его говорит за величие этого вопроса, за огромную важность его. Много есть причин живого интереса к этой теме. С одной стороны, усиленное развитие языческих стремлений в нашем обществе, в новой политике, в искусстве, в философии, в жизни; с другой – большое недовольство этими самыми идеалами и строгое их обличение, осуждение. Ницше и Толстой – вот полюсы этой религиозно-культурной борьбы 120 . Видимо идёт глубокое течение, совершается с мучительными усилиями великая перемена в судьбах современной европейской цивилизации, и наша „переходная эпоха“ гневно обнаруживает религиозно-философскую тенденцию подвести итоги всей протёкшей жизни человечества и разрешить собравшиеся на поверхности общественного самосознания религиозные сомнения, разочарования, тревоги, ожидания... Трудно разобраться в огромной массе философско-литературной работы, и работы самой упорной и самой серьёзной, обнаруженной нашими писателями „и за и против“ язычества „и за и против“ христианства. Одни говорят, что современная культура – это сплошное язычество; другие в поразительных успехах европейской цивилизации видят лучшее доказательство культурной силы христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

[Октябрь 1902 год.] Михаил., иером. Новое христианство//Миссионерское обозрение. 1902 г. 9–12. С. 385–400 (Мережковский: „Толстой и Достоевский“; Розанов. Статьи в „Нов. Вр.“: О классицизме и беседах свящ. Петрова; „Южный Край“ (Тамарин): статья по тому же поводу; Боборыкин: „Исповедники“ и др.; свящ. Петрова: „По стопам Христа“). I. Светская литература последних дней много внимания уделяет религиозным и даже церковным вопросам. Это крупное „знамение времени“, и, конечно, нельзя не приветствовать отмеченного факта с полной и горячей симпатией. К сожалению, у всякой медали есть оборотная сторона, есть она и здесь. В толках о Церкви, христианстве, его задачах иногда прорываются фальшивые ноты. Основной мотив всех „разговоров“ этого рода можно выразить так. „Христианство слишком отдалилось от земли в сторону неба... Ближе к земле... Пусть христианство немного спустится с высот надмирного идеала и подойдёт поближе к человеку с его земными слабостями и земными страстями и нуждами. В этом-то призыве и скрыта „суть“ фальши. Указанный лейтмотив, впрочем, не у всех звучит одинаково. У некоторых он носит вполне разумную и приемлемую форму. „Наступает для Церкви время, – пишет г. Тернавцев, показать, что в ней заключается не один загробный идеал, наступает время открыть правду в ней и о земле, учение и проповедь об общественном спасении, о христианском государстве и призвании светской власти, о богосыновстве во властеносительстве, о Царстве Божием на земле и т. д.“. К такому пожеланию нельзя не присоединиться. Г. Тернавцев желает собственно только осуществления на земле небесного идеала, – возможного приложения этого идеала к формам жизни, – организации жизни. Иную окраску тому же мотиву придают Боборыкин, Мандельштам 34 и К°. Эти считают совсем ненужным небо и требуют, чтобы христианство, отказавшись от вредных мистических грёз и мечтаний заботилось только о земле. Г. Боборыкин скорбит о сектантах за то, что и они думают о небе, а того вероучителя, который отрешил себя от этих личных упований и поставил высшим заветом человека исполнение божественной воли на земле, искренно считают антихристом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СПАССКИЙ АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Профессор Спасский А.А. Проф. Спасский А.А. (крайний справа) со студентами 1 декабря 1897 года назначен экстраординарным профессором академии по кафедре общей церковной истории. 6 мая 1898 года награжден орденом св. Станислава 3 степени. 29 октября 1898 года Советом академии назначен редактором академического журнала " Богословский Вестник " . 5 мая 1901 года по должности экстраординарного профессора утвержден Высочайшим приказом по гражданскому ведомству в чине Коллежского Советника со старшинством с 1 декабря 1897 года. 6 мая 1902 года награжден орденом Св. Анны 3 степени. 15 июня 1902 года произведен за выслугу лет Высочайшим приказом по гражданскому ведомству в чин Статского Советника со старшинством с 1 декабря 1901 года. 6 мая 1902 года награжден орденом Св. Станислава 2 степени. 22 марта 1903 года уволен с должности редактора " Богословского Вестника " . 12 апреля 1907 года утвержден в ученой степени доктора церковной истории. Докторская диссертация " История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени) т. I. Тринитарный вопрос. История учения о Св. Троице. " (Сергиев Посад, 1906). С того же дня назначен ординарным профессором Академии . 6 мая 1909 года награжден орденом Св. Анны 2 степени. 26 октября 1910 года избран Советом Академии председателем библиотечной комиссии на пятилетний срок (до 15 сентября 1915 года). 6 мая 1912 года награжден орденом Св. Владимира 4 степени. 6 мая 1915 года произведен в чин Действительного Статского Советника. 31 октября 1915 года уволен по болезни на пенсию. Женат на дочери священника – Екатерине Николаевне, урожденной Воскресенской. Их дети: Алексей (1 мая 1896 г. - 4 сентября 1937 г. н. ст.); Николай (17 июня 1898 г. - 8 марта 1971 г. н. ст.); Сергей (3 декабря 1899 г. - январь 1965 г. н. ст.); Людмила (31 мая 1903 г. - 15 февраля 1980 г. н. ст.).

http://drevo-info.ru/articles/3207.html

[Май] Стешенко П., свящ. Миссионерские курсы для духовенства, как не испытанная ещё в борьбе с расколо-сектантством мера//Миссионерское обозрение. 1902 г. 5–8. С. 813–821 Кому не известно, как настойчиво в настоящее время ведётся пропаганда расколо-сектантства с его многочисленными разветвлениями среди населения! Кому не известно, каким бурным потоком несутся во всех слоях обществу всевозможные лже-мудрования религиозного характера, увлекая своим шумным течением на путь погибели немало чистых, невинных, но неустойчивых натур! Со всех почти концов нашего необъятного отечества раздаются тревожные, грустные повести о том, как фанатизированные вожаки и агитаторы всяких кривотолков, нередко путём торгашеских приёмов, вербуют в свой лагерь материально пришибленных чад православной Церкви, обещая им здесь богатства и блага мира, а там – за гробом – спасение души или вечную нирвану. Как часто ныне приходится слышать, что православные, просвещённые светом Христовым, нередко идут туда, где отрицается власть божественная и человеческая и царит одна лишь власть, – власть непроницаемой тьмы и лжеверия, власть грубого невежества и суеверия, власть греха и неправды... Видно, энергично, упорно идут к своей грешной цели современные лжеучители; видно, грудью отстаивают они свою ложь и обман, многим жертвуют, лишь бы смутить возможно большее число православных. Что же делают пастыри Церкви Христовой, призванные на защиту божественных истин от врагов Христа? Как встречают они нападки и натиски своих отпавших членов, погрязших в грубых заблуждениях сектантства и раскола? Не с спокойной душой, не с спокойным сердцем выслушивают они скорбные вести о подпольной и открытой пропаганде народных и интеллигентных агитаторов. Вместе с ростом религиозных лжеучений растёт и усердие наших священников; вместе с расширением деятельности секто- и расколо-учителей расширяется и миссионерская деятельность пастырей Христовых. В журналах и газетах, наряду с тяжёлыми известиями о наглой вербовке лжеучителями в свою среду православных, передаются трогательные повести о том, как священники, с болью в душе, с лаской и приветливостью отца, призывают отпадших от Церкви Христовой возвратиться под её спасительный покров; как они целые дни и часы проводят в искренних, задушевных беседах с совратившимися в раскол и сектантство; с риском для здоровья, а иногда и жизни, полемизируют с ними, умоляя их снова сделаться чадами оставленной ими Матери-Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

[Март] Чельцов М. О делении русских сект на рационалистические и мистические//Миссионерское обозрение. 1902 г. 3. С. 421–432 В нашей учёной литературе о русском сектантстве, насколько помнится, совсем не поднимался вопрос об основаниях и их солидности для деления сект на рационалистические и мистические. Раз введённое, это деление продолжает существовать и доселе. Под рационалистическими сектами принято разуметь секты духоборцев, молокан, со всеми подразделениями их, штундистов, анабаптистов и сектантов „Десного братства“; под мистические секты подведены – хлысты, скопцы. Едва ли ошибёмся, если скажем, что такое деление сект с подведением их под две рубрики было сделано проф. Н. И. Ивановск им в его „Руководстве по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических“. Следуя по его стопам, то же самое делают и о. Кутепов Н. („Краткая история и вероучение русских рационалистических и мистических ересей“. Москва. 1891 г.) и г. Маргаритов С. („Руководство по истории и обличению русских рационалистических и мистических сект“, в. I. Кишинёв. 1894 г.). Не говорим уже об обычном литературном пользовании этим делением. На каких же основаниях вышепоименованные авторы производят такое деление? Более или менее подробная мотивировка такого деления даётся г. Маргаритовым. Вот она: „Первые (рационалист. секты) отвергают авторитет Церкви и допускают свободомыслие в толковании св. Писания. Отличительная особенность вторых (мистич. сект) та, что принадлежащие к этим сектам – не люди рассудка, как рационалисты, а мистики, люди безотчётного чувства; они учат о непосредственном отношении человека к Богу; члены их делаются богами, христами, пророками, богородицами, пророчицами“. Больше этого мы нигде и ничего не встречали в качестве оснований для общепринятой делимости сект; все как будто бы молчанием своим признают, что приведённая мотивировка весьма основательна и достаточна. Разберёмся же в основаниях этого деления сект. Посмотрим, насколько рационалистичны первые и мистичны вторые, и в чём заключается сам рационализм и мистицизм тех и других?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ» (ИИАК), издание Имп. Археологической комиссии , выходившее в С.-Петербурге с 1901 по 1918 г. по мере накопления материалов, всего было издано 66 выпусков. Основано по инициативе В. В. Латышева . Параллельно с ИИАК Археологическая комиссия выпускала «Отчеты Императорской Археологической комиссии» (1862-1918, 45 томов) и «Материалы по археологии России» (1866-1918, 37 томов). ИИАК должны были освещать деятельность комиссии, хронику археологических исследований России. Первоначально мн. публикации касались памятников античного Причерноморья, в дальнейшем научный интерес издателей распространился и на др. регионы. В журнале помимо членов Археологической комиссии печатались и др. известные археологи и реставраторы. Отдельные публикации были посвящены обследованию памятников «курганного периода» по губерниям или отдельным объектам: «К древностям валдайским и водским» Н. К. Рериха (см. Рерихи ) (1901. Вып. 1. С. 60-68); «Краткое описание памятников древности Семипалатинской обл.» В. П. Никитина (1902. Вып. 2. С. 103-111); «Заметки о древностях Семиреченской обл.» Н. Н. Пантусова (Там же. С. 65-75); «Сведения 1873 г. о городищах и курганах» (1903. Вып. 5. С. 5-95); «Раскопки близ дер. Дуденевой, Тверского у.» (1904. Вып. 6. С. 6-11), «Поездка 1903 г. на оз. Кафтино и Бологое и раскопки близ Рыбинска» (Там же. С. 65-78), «Северные лабиринты» (Там же. С. 101-112), «Могильник V в. в Черноморье» (1907. Вып. 23. С. 103-107), «Раскопки 1910 г. в Лужском у. Петроградской губ.» (1914. Вып. 53. С. 81-94) и «Раскопки Новгородских курганов» (1918. Вып. 65) А. А. Спицына; «Отчет о раскопках в Бежецком, Весьегонском и Демянском у. в 1902 г.» Н. И. Репникова (1904. Вып. 6. С. 12-20); «Отчет о раскопках, произведенных в 1902 г. в Ярославской и Тверской губ.» (Там же. С. 21-31) и «Поездка 1903 г. по верхнему течению р. Волги» (Там же. С. 79-100) Н. Е. Макаренко; «Отчет о поездке 1903 г. в Крестецкий у. Новгородской губ.» В. Н. Глазова (Там же. С. 50-60); «Заметки к херсонесским надписям, изданным Р. Х. Лепером» В. В. Латышева (1912. Вып. 45. С. 132-136) и др.

http://pravenc.ru/text/293850.html

I. Через Суэц в Тор морем 18 апреля 1902 года пароход Русского Общества Пароходства и Торговли «Королева Ольга» шел из Канеи на острове Крит вдоль его северного гористого берега на восток. Было свежо; дул довольно сильный ветер; тучи заволакивали небо. Пароход, находясь под защитой острова, еще не испытывал качки. Но чем ближе подходил он к восточной оконечности Крита, откуда путь его лежал в Александрию по открытому морю, тем свежее и крепче становился ветер, так что к ночи ожидалась сильная качка. Это была Великая Суббота. В первый раз в жизни приходилось встречать Светлый Праздник в открытом море, и притом столь негостеприимном. Особенно досадно было то, что весь переезд из Одессы с остановками в Константинополе, Смирне и Афинах прошел при прекрасной погоде, без малейшей качки, а накануне Пасхи расходившееся море, по-видимому, не хотело позволить нам спокойно встретить праздник. Симпатичный капитан парохода говорил, что на этом переезде, от Крита в Александрию, море почти никогда не бывает спокойно. Действительно, с наступлением темноты началась качка, и большинство пассажиров скоро разошлись по каютам. Разговенье на пароходе происходило в шесть часов утра. В столовой первого класса накрываются столы с целым рядом всевозможных закусок, жарких, водок и вин; тут же стоят куличи и пасхи. Сюда собирается весь служебный персонал парохода с капитаном во главе (в обычное время только капитан и доктор столуются в первом классе) и приглашаются пассажиры первого и второго классов. Эта встреча великого праздника в столь необычной обстановке оставила по себе глубокое впечатление, которые было бы еще сильнее, если бы продолжавшийся ветер не развел весьма значительной качки, мешавшей вполне наслаждаться оригинальностью обстановки и соблазнительно расставленными яствами. Мы с нетерпением ожидали появления берега. Солнце уже ярко светило на совершенно ясном небе, но холодный ветер заставлял забывать, что мы находимся уже невдалеке от Африки. Около 12 часов дня на горизонте показалась полоса низкого песчаного берега. То был Египет. Мало-помалу выделился высокий александрийский маяк; затем можно было уже различить постройки, группы пальм и бесчисленные мачты стоявших в гавани судов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010