Письма уполномоченного ИППО в Одессе М.И. Осипова к архимандриту Антонину. 1884–1894 372. Письмо М.И. Осипова к архимандриту Антонину Одесса 14 февраля 1884 г. – Помета Антонина о получении: Иерусалим, 29 февр. 1884 г. – Подлинник Милостивый богомолец отец архимандрит Антонин! При сем имею честь препроводить коносамент на отправление сегодня на пар «Одесса» три ящика книг, высланных из Петербурга Православным Палестинским Обществом, о получении этих ящиков покорнейше прошу меня уведомить. Почтеннейшее письмо Ваше от 15 января за 9 я имел честь получить и считаю долгом своим уведомить, что вопрос о перевозке из Одессы в Яффу колокола, пожертвованного купцом А.В. Рязанцевым, наконец решен, и уже сделано распоряжение об отправке его в Одессу. Таким образом, надеюсь отправить его с пароходом, отходящим отсюда 28 февраля, который по расписанию должен прибыть в Яффу 13 марта, к каковому времени покорнейше прошу озаботиться приготовлением баржи для принятия колокола с парохода. Если же колокол прибудет в Одессу не своевременно и нельзя будет его отправить 28 февраля, то во всяком случае он будет отправлен с пароходом, отходящим 13 марта, а следовательно будет в Яффе 27 марта. Поручая себя молитвам Вашим, достойнейший отец, имею честь и пр. Архив РДМ, п. 80, д. 1350. Листы не нумерованы! 373. Письмо М.И. Осипова к архимандриту Антонину Одесса 12 марта 1884 г. – Помета Антонина о получении: Иерусалим, 1 апр 1884 г.. Другая помета внизу: Отвечено 22 апр 1884. 88. – Подлинник Здесь и далее для писем М.И. Осипова из Архива РДМ указывается только папка и номер дела. Милостивый богомолец отец архимандрит Антонин! Имею честь при сем препроводить коносамент за 16/131б на отправленный на Ваше имя колокол с принадлежностями к нему, пожертвованный купцом А.В. Рязанцевым, а также и один ящик книг весом 3 п. 28 ф., присланный ко мне Советом Православного Палестинского Общества в С.-Петербурге. О получении колокола, принадлежностей к нему и ящика книг покорнейше прошу не оставить меня уведомить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Учебник по практическому руководству для пастырей. Полный курс для духовных семинарий. 1884 г. Источник Петр Иванович Нечаев родился 1 октября 1842 года в селе Тесово, Смоленской губернии, где его отец занимал место диакона. Первоначальное образование Петр Иванович получил в Вяземском духовном училище, а среднее – в Смоленской духовной семинарии, по окончании курса которой он был отправлен казенным стипендиатом в Петроградскую духовную академию. В 1868 году, по окончании академии, Петр Иванович поступил на службу (сначала библиотекарем, а затем – преподавателем церковной истории) в Петроградскую духовную семинарию. По представлении диссертации на тему «Пиэтизм и его историческое значение», он был удостоен Советом Петроградской Академии ученой степени магистра богословия. В 1870 году состоялось избрание его инспектором Петроградской Семинарии, причем вместо церковной истории он стал преподавать так называемое «Практическое руководство для пастырей» – предмет, не имевший тогда ни учебника, ни определенной программы. Плодом многолетней учебной практики и кабинетных трудов П. И. Нечаева явились его сочинения: «Учебник» по практическому руководству для пастырей (1884 г.) и «Учебник по практическому руководству для пастырей. Полный курс для духовных семинарий или систематическое изложение полного круга их обязанностей и прав» (1884 г.), удостоенное Св. Синодом Макариевской премии. Наряду с педагогической деятельностью, П. И. Нечаев , в течение своего многолетнего инспекторства, занимался и публицистикой, в качестве постоянного сотрудника «Голоса», «Странника», «Церковного Вестника» и фактического редактора газеты «Современность». В 1888 г. последовало назначение П. И. на должность члена-ревизора Учебного Комитета при Святейшем Синоде. На этой должности он оставался в течение семнадцати лет – до самой своей кончины, последовавшей 30 октября 1905 года. Предисловие к двенадцатому (четвертому посмертному) изданию Книга покойного П.И. Нечаева «Практическое Руководство для священнослужителе», выдержавшая восемь изданий при жизни автора (с 1884 по 1905 г.) и два издания после его смерти, под редакцией бывшего Помощника Управляющего Канцелярией Святейшего Синода Н.О.Маркова, ныне также покойного, хорошо известна духовенству. Вышедшее в 1912 году, под нашей редакцией, третье посмертное издание имело такой же успех, как и предыдущие издания и быстро разошлось. Выпуская, по поручению семьи покойного составителя настоящей книги, новое ее издание, считаем необходимым отметить те задачи, которые мы имели в виду при редактировании вновь выходящего издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

А.А. Завьялов 1884 г. 8. -слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 21 Июня 1884 года за 2955, в коем изъясняет, что, во исполнение определения Святейшего Синода он имел счастье подвергать на Высочайшее Его Императорского Величества воззрение составленные Святейшим Синодом » Правила о церковно-приходских школах» и испрашивать Высочайшее разрешение на введение сих правил в действие во всех епархиях, кроме Рижской, а также и Великого Княжества Финляндского, и что Государь Император Высочайше соизволил в 13 день Июля сего года правила эти утвердить. При чём Его Величеству благоугодно было, на всеподданнейшей записке по этому предмету, Собственноручно начертать: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле». Приказали: Державная воля возлюбленного Монарха подтверждает ныне православному духовенству возложенную на него долгом звания обязанность учительства к просвещению народа в истинах Православной веры и в правилах благочестия. Слово Монарха, обращённое к пастырям и учителям церкви, послужит новым для них возбуждением к ревности в священном их служении, дабы совокупленным их трудом и примером собственной жизни воспитывать в детях страх Божий, преподавать им знание веры, вселять в их сердца любовь к Св. Церкви и преданность Царю и Отечеству. Препровождая при сем к подлежащему исполнению Высочайше утверждённые правила о церковноприходских школах, Святейший Синод возлагает на Епархиальных Архиереев особливо попечение как о содержании существующих, так и об устройстве, по мере возможности, новых церковно-приходских школ в тех местностях, где никаких училищ не имеется, при чём надлежит прилагать заботу не только об умножении школ, но в особенности о том, чтобы обучение повсюду, где есть школы, происходило старательно и правильно. В местностях, где уже учреждены гражданским ведомством школы, не принадлежащие к числу приходских, духовенство должно открывать свои школы не иначе, как по предварительном сношении Преосвященного с подлежащим начальством, так как для достижения полного успеха в просвещении народа, потребно единодушие между всеми лицами и учреждениями, призванными к служению сему делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Завьялов 1885 г. 2. -слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 11 Января 1885 г. за 388, следующего содержания: Министр Государственных Имуществ, от 20 Декабря 1884 г. сообщил, что во вверенное ему Министерство начали поступать ходатайства об отпуске леса из казённых дач на постройку зданий для церковно-приходских школ, устраиваемых в селениях, на основании правил, Высочайше утверждённых 13 июня 1884 г. Признавая вполне необходимым прийти на помощь столь полезному вновь возникающему учреждению и приняв во внимание: 1) что упомянутыми правилами не определено, какими именно пособиями и в каком размере церковно-приходские школы могут пользоваться от казны и 2) что 292 ст. Лесн. Уст. Министру Государственных Имуществ предоставлено право на отпуск леса из казённых дач для сельских училищ за половинную по таксе цену, Министр Государственных Имуществ, по соглашению с Государственным Контролёром, испросил, 3 Декабря 1884 г. Высочайше Е. И. ВЕЛИЧЕСТВА соизволение распространить действие означенной статьи закона и на вновь открываемые в селениях церковно-приходские школы, с тем, чтобы все ходатайства об отпуске леса для этих школ возбуждались чрез местное Епархиальное Начальство. Вследствие сего Министр Государственных Имуществ просит сделать распоряжение, чтобы все возбуждаемые по отпуску леса для сельских церковно-приходских школ ходатайства направлялись Епархиальным Начальством в местные управления Государственными имуществами, для доставления последними Министерству необходимых сведений и заключения о возможности просимого отпуска. Приказали: О содержании вышеизложенного отзыва Министра Государственных Имуществ сообщить всем Епархиальным Преосвященным печатными указами для надлежащего с их стороны распоряжения. Февраля 14 дня 1885 г. 3. -слушали: 1) предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 17 Февраля 1885 года за 719, следующего содержания: Государь Император, по всеподданнейшему докладу определения Святейшего Синода, от 21 Декабря/25 Января 188 4 / 5 года, в 16 день Февраля 1885 года, Высочайше соизволил: а) на закрытие Высочайше учреждённого 28 Июня 1862 года Присутствия по делам Православного духовенства и б) на приведение в действие изложенных в том определении предположений Святейшего Синода об изменении некоторых постановлений касательно устройства церковных приходов и состава причтов, и 2) Справку, по коей оказалось: Святейший Синод 21 Декабря/25 Января 188 4 / 5 года определил: I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А есть что вспомнить человеку, который по особым условиям провел при ней целых шесть лет и потом был поставлен в достаточно благоприятные условия, чтобы следить со стороны, но взором любящего сына. Уже в стенах родной Академии нам пришлось наблюдать важнейшие эволюции в ее жизни, полные знаменательности глубокой, если и не всегда отрадной. Берем только целое во внутренних основаниях, не касаясь частностей и подробностей. Наша личная непосредственная связь началась в 1884 году, с которого впервые вступал в действие новый академический устав на смену бывшего. Последний окончательно обречен был на смерть, однако продолжал еще бороться за свое существование – особенно на четвертом курсе, почти совсем незатронутом влияниями этого властного гостя. Мы – члены XLIII курса (1884–1888 г.) – должны были воплотить новый режим при наличности прежнего, но с отрицанием его. Это грозило обычными неудобствами таких переходных эпох, когда испытываешь все неизбежные тяготы подобных новшеств при необходимости борьбы со старым – не по фактической нужде и не по собственной потребности, а просто потому, что оно осуждено на исчезновение в короткий срок, хотя само не собиралось умирать и никого не вызывало на бой... Впрочем, на первых порах все обходилось благополучно, ибо добрыми традициями и мудрым руководством академических вождей устранялись всякие резкие конфликты двух невольных соперников. Прежний в сознании всех членов академической дружины незыблемо сохранял авторитетную солидность и оправдывал ее живой действительностью, почему новый привходил с почтением молодого преемника, готового не столько сменить, сколько продолжать, пользуясь его опытом и уроками. Конечно, наличные примеры были далеко не полные и, тем не менее, достаточно внушительные. Все видели, что тут лишь обломки разрушенного корабля, который лишен права даже отстаивать себя и покинут на произвол то капризных, то свирепых стихий. Такая горькая судьба более всего сказывалась на четвертом курсе, брошенном у новатора без всякого призора и дела и буквально не знавшем, куда по закону приклонить голову и приложить руки. В этом были соблазн и угроза непоправимой дезорганизации для всего академического строя, но старая школа выдержала тяжелое искушение с достойною честью. Во всяком случае большой беды не произошло. Все ограничилось тем, что при начавшемся академическом разорении пострадали самые деликатные и тонкие части великого судна, а на поверхность вынырнули и теперь еще плавают наиболее твердые и не столь чувствительные ко всяким пертурбациям...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Православная библиотека Революционное движение и Духовные Школы России в конце XIX — начале XX веков. Часть VI Часть V > > СТУДЕНТЫ ДУХОВНЫХ ШКОЛ В ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ (80-90-Е ГОДЫ XIX В.) Митрополит Вениамин (Федченков) После реформы духовного образования 1884 г. усиливается увлечение воспитанников политическими и революционными идеями. Если раньше кружки самообразования лишь иногда являлись рассадником антиправительственных взглядов - все зависело от увлечений организатора или его руководителя, - то в этот период деятельность кружков приобретает не только нелегальный, но и враждебный правительству характер. Практически всегда наличие нелегального ученического кружка свидетельствовало об увлечении ряда воспитанников революционными взглядами. Число воспитанников, вовлеченных в политическую деятельность, значительно увеличивается. Все чаще у студентов находят радикальные издания, прокламации, брошюры, или гектограф - простой печатный станок - для их размножения. 21 октября 1884 г. в квартире Воронежского семинариста Н. Яковлева был произведен обыск, и обнаружены противоправительственные прокламации и копировальный пресс. Прокламации были обращены к рабочим: «Рабочие! В Петербурге 10 октября приняли мученический венец через повешение два социалиста-революционера. Русский царь питается кровью друзей наших…» Семинаристы общались с политическими ссыльными, участвовали в сборе средств на поддержку скрывавшихся госпреступников. 1 февраля департамент полиции известил духовное начальство, что «в ночь на 15 января в г. Екатеринославе была обнаружена сходка 52 лиц, преимущественно из учащейся молодежи, собравшейся в частной квартире, по-видимому, с противоправительственными целями, т. к. у некоторых из присутствующих были найдены гектографированные листки для сбора пожертвований в пользу политических ссыльных, революционные издания, заряженные револьверы и яд. Арестованы и воспитанники местной духовной семинарии Павел Ильченко и Георгий Мошаковский». Многие студенты, уличенные в революционной пропаганде, проходили по политическим делам и отправлялись в ссылку. Так, в 1884 году по политическому делу был осужден на ссылку в Западную Сибирь, под надзор полиции, ученик пермской семинарии А. Любимов.

http://pravoslavie.ru/put/060418121022

Введение Период I – Духовно-учебная реформа 1808 г. и открытие С. -Петербургской Духовной Семинарии Высшее управление Должностные лица а) Ректоры б) Инспекторы в) Экономы г) Профессоры, учители и лекторы д) Помощники инспектора е) Библиотекари и) Секретари правления и письмоводители з) Врачи Обучение Классы и учебные предметы 1. Богословие 2. Философия 3. Словесность 4. История 5. Математика 6. Языки Внеурочные занятия Библиотека Экзамены Ревизии и распоряжения высшего начальства Воспитание Инспекция Отметки о поведении и взыскания за проступки Особые донесения о проступках и пороках, и наказания за них Меры предупредительные Ревизии Экономия Духовно-училищный капитал. Первоначальные оклады. Увеличение штатов Пособия служащим, денежные награды, пенсии Содержание воспитанников Помещение Больница и меры для здоровья Прислуга Стол и одежда учеников Общее состояние хозяйства и разные меры к его улучшению Воспитанники Отношение семинарии к училищам Канцелярское делопроизводство и архив семинарского правления Период II – Граф Пратасов и предпринятое им дело преобразования духовно-учебной части Перемещение С. Петербургской семинарии и ее преобразование Должностные лица Ректоры Инспекторы Экономы Смотрители дома Профессоры и преподаватели Помощники инспектора и проч. Священнослужители Староста и почетный блюститель Учебная часть Богословские науки Словесность, философия, гражданская история Науки физико-математические и естественные Языки Иконописание Педагогика Письменные упражнения Библиотека Экзамены, ревизии, успехи и меры к их возвышению Экстраординарные учебные и учено-литературные занятия наставников Общий взгляд на состояние учебной части Нравственная часть Инспекция Поведение воспитанников и меры к его усовершению Экономическая часть Помещение, обзаведение новых зданий и содержание дома и хозяйства Содержание воспитанников Вознаграждение служащих Сметные назначения; хранение сумм и их обращение; ревизии; отчетность Воспитанники Дела духовно-училищные Период III – Подготовление реформы дух. семинарии; издание нового устава и введение его в с. -петербургской семинарии Должностные лица Ректоры Инспекторы Преподаватели Помощники инспектора Прочие должностные лица Деятельность семинарского правления Обучение, воспитание, экономия, ревизии 75-тилетие с. -петербургской семинарии Список окончивших курс воспитанников С. -Петербургской Духовной семинарии с 1811 по 1884 г. 1811 г. 1813 г. 1815 г. 1817 г. 1819 г. 1821 г. 1823 г. 1825 г. 1827 г. 1829 г. 1831 г. 1833 г. 1835 г. 1837 г 1839 г. 1841 г. 1843 г. 1845 г. 1847 г. 1849 г. 1851 г. 1853 г. 1855 г. 1857 г. 1859 г. 1861 г. 1863 г. 1865 г. 1867 г. 1869 г. 1870 г. 1871 г. 1872 г. 1873 г. 1874 г. 1875 г. 1876 г. 1877 г. 1878 г. 1879 г. 1880 г. 1881 г. 1882 г. 1883 г. 1884 г.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История запрещенных книг в Западной церкви от начала XVII в. до настоящего времени 2 В 1884 г. вышел первый обширный том сочинения немецкого профессора Генриха Рейша под заглавием «Index der verbotenen Bücher» 3 , а в прошлом году (1885) появился еще более обширный второй и последний том того же сочинения 4 . Поставляем себе задачей познакомить читателя с содержанием второго тома сочинения Рейша об индексе. Мы, впрочем, не имеем в виду излагать содержания указанной книги в том порядке и последовательности, как оно изложено в этой последней; в таком случае наша статья, при ее краткости, была бы лишь обширным конспектом содержащегося в книге, причем внимание читателя крайне утомлялось бы и характеристика книги достигалась бы лишь в малой мере. Поэтому, оставляя в стороне цели чисто библиографические, мы воспользуемся содержанием книги лишь как материалом для церковно-исторического этюда, который давал бы ответ на вопросы: что такое индекс? В каких формах он обнаруживал свое действие? Какие в особенности книги подвергались запрещению в указанное время? Как относилось общество и более выдающиеся лица к явлению и т. д. Индексом вообще называются списки книг, подвергщихся запрещению. Такие индексы в XVII, XVIII и текущем XIX столетии в католической Церкви, о которой у нас идет речь, издавались папами при посредстве так называемой индекс-конгрегации, инквизиции, а иногда через собственные буллы и бревэ, если дело касалось книг, которые требовалось запретить как можно скорее и внушительнее; затем индексы, хотя и реже, издавали испанская инквизиция, некоторые западные соборы, светское правительство некоторых стран (например, Австрии). Не видно, чтобы подобного рода индексы издавались с XVII в. университетами, как это было в XVI в. и как это делали университеты Парижский и Лувенский (в Бельгии). Индексы не прекратили своего существования и в настоящее время. Так, теперешний папа Лeb XIII в 1881 г. издал индекс всех запрещенных книг от начала книгопечатания до вышеуказанного года: индекс Льва имеет 51 страницу предисловия и 352 страницы, на которых помещены краткие указания запрещенных книг. По этому можно судить, как обширен новейший индекс. Но уже в 1884 г. вышло первое добавление к нему, обнимающее запрещенную литературу самого последнего времени, до мая 1884 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Т.А. Богданова Приложения Приложение I. Хронология жизни и трудов Н. Н. Глубоковского 1863 6 декабря (пятница) – Николай Никанорович Глубоковский родился в семье настоятеля Спасо-Преображенского собора села Кичменгский городок священника Никанора Петровича Глубоковского и Платониды Матвеевны. 8 декабря – Крещен в Кичменгской Спасо-Преображенской церкви. 1866 23 февраля – Умер отец, священник Н. П. Глубоковский. Весна – Переезд семьи Глубоковских в Кобыльск. 1871−1873 Учеба в Кобыльской церковноприходской школе, основанной священником В. М. Поповым. 1873, 16 августа – 1878, июнь Обучение в Никольском духовном училище; окончил первым учеником (свидетельство за 186 от 28 июня). 1878, август – 1884, июнь Обучение в Вологодской духовной семинарии, по окончании причислен к первому разряду и удостоен звания студента семинарии (аттестат за 1466 от 31 июля 1884 г.). 1883 3 июня – Начало литературной деятельности: публикация корреспонденции «Празднование дня Священного Коронования Их Императорских Величеств в учебных заведениях г. Вологды» в «Вологодских губернских ведомостях». В течение года опубликовал еще 5 заметок в «Московских ведомостях» и «Вологодских ЕВ»: о необходимости учреждения Великоустюжского викариатства и по другим вопросам. 1884 В ночь с 13 на 14 августа – Умерла мать, П. М. Глубоковская. С 16 августа по 3 сентября – Вступительные экзамены в МДА, в сентябре зачислен в студенты МДА. Опубликовал в «Московских ведомостях» три заметки. 1885 15 января – В «Московских ведомостях» опубликовал свою первую рецензию: на книгу А. von Reinhold’a «Geschichte der russischen Litteratur von ihren Anfangen bis auf die neuste Zeit» (Leipzig; Berlin, 1885). Опубликовал еще 9 заметок в «Московских ведомостях» (об Исландии, о положении Аляски, приемных экзаменах в МДА, необходимости учреждения Велико-устюжской епархии и по другим вопросам). 1886 Опубликовал 18 заметок (некоторые печатались в нескольких номерах) в «Московских ведомостях» (о жизни зырян, раскопках в Египте, восстании в Судане, интересах России и Англии в Средней Азии, о церковноприходских школах в Вологодском крае и по другим вопросам).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1285 . Для попечения о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, а также об устройстве первоначального обучения детей и для благотворительных действий в пределах прихода, утверждаются Приходские Попечительства из лиц, отличающихся благочестием и преданностию вере православной. (Ст. 1. Выс. Утв. 2 Авгус. 1884 г. Полож. П. С. 3. 41144.) Примечание. Цель учреждения сих Попечительств состоит в воспособлении Правительству и св. Церкви , в поддержании благолепия церковного и обеспечении служителей ее, в распространении духовного образования, а не в воспрещенном канонами посягательстве на ее достояние 1 ). (Указ. 12 Окт. 1868 г. 1286 . Попечительства состоят: из местных священнослужителей, которые суть непременные их члены, и из членов от прихожан, избираемых Общим их Собранием (ст. 9) на определенное число лет. Число светских членов каждого Попечительства и срок их службы определяется, по местным обстоятельствам каждого прихода, тем же собранием прихожан, с доведением до сведения Епархиального Архиерея. Церковный староста есть непременный член Попечительства. В Попечительствах, устроенных в сельских приходах, присутствуют, в качестве непременных членов, волостные старшины или головы; если к одному приходу принадлежат крестьяне нескольких волостей, то в Попечительстве его участвуют все старшины или головы тех волостей; если же жители одной волости принадлежат к нескольким приходам, то старшина или голова той волости состоит членом Попечительств всех сих приходов. (Ст. 2 Выс. Утв. 2 Авг. 1884 г. Полож. П. С. З. 41144). 1287 . Председатель Попечительства избирается Общим Собранием прихожан, по большинству голосов, из лиц, пользующихся общим доверием, не исключая и местного приходского священника, который по ст. 2 есть во всяком случае непременный член Попечительства. Председателю Попечительства присваивается звание Попечителя прихода. В случае отсутствия Попечителя, вместо него в Попечительстве председательствует священник – настоятель приходской церкви. (Ст. 3 там.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010