Каменец-Подольский. Церковь Трех Святителей при мужской гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В 1837-1841 годах на мощных фундаментах, оставшихся от костёла иезуитов, было построено здание мужской классической гимназии, торжественно освящённое 8 сентября 1841 года. Закладка гимназии была обставлена чрезвычайно торжественно и состоялась в присутствии губернатора, представителей различных конфессий, многочисленных зрителей. Строительство гимназии велось во времена расцвета русского классицизма, хотя авторы проекта отказались от полного использования принципов этого архитектурного стиля. Главный фасад расчленили горизонтально с помощью карнизов, поясов, сандриков. Признаки монументальности фасадам придали высокие полуциркульные окна второго этажа, под каждым из которых утоплены в толщину стены четыре балясины. По центру главного фасада, над входом, был устроен балкон с железной решеткой, опирающейся на четыре декоративные металлические колонны-опоры, образуя крыльцо. Для обеспечения духовно-религиозных потребностей учащихся в гимназии была устроена домовая церковь Трёх Святителей. Согласно архивным документам, она была открыта и освящена 16 сентября 1872 года. Её обустройство обошлось в 6179 рублей 28 копеек. В 1872-1873 годах на аттике восточного фасада здания была установлена небольшая главка с колокольным звоном и лепным гербом Российской империи. Церковь была устроена на 3-м этаже левого крыла здания, над актовым залом. В наши дни в бывших церковных помещениях размещаются аудитории 25 и 25-а, там, где когда-то был иконостас, сейчас стоит доска. http://kamienec.livejournal.com/107957.html В 1837-1841 г.г. на мощных фундаментах, оставшихся от костёла иезуитов, было построено здание мужской классической гимназии, торжественно освящённое 8 сентября 1841 года. Закладка гимназии была обставлена чрезвычайно торжественно и состоялась в присутствии губернатора, представителей различных конфессий, многочисленных зрителей. Строительство гимназии велось во времена расцвета русского классицизма, хотя авторы проекта отказались от полного использования принципов этого архитектурного стиля. Главный фасад расчленили горизонтально с помощью карнизов, поясов, сандриков. Признаки монументальности фасадам придали высокие полуциркульные окна второго этажа, под каждым из которых утоплены в толщину стены четыре балясины. По центру главного фасада, над входом, был устроен балкон с железной решеткой, опирающейся на четыре декоративные металлические колонны-опоры, образуя крыльцо.

http://sobory.ru/article/?object=39567

Реферат, читанный в заседании Церковно-археологического Общества при Киевской Духовной Академии, 20 апреля 1887 г. Приходится слышать суждения, что известная пятитомная Догматика преосвященного Макария (Булгакова) есть нечто иное, как печатное воспроизведение лекций по догматическому богословию преосвященного Димитрия (Муретова) , читанных им в бытность ректором и профессором Киевской духовной академии. Суждения этого рода не только обращаются в обществе в виде ходячего, устно высказываемого, мнения, но оказываются проникшими даже в печать. В газетах, после смерти высокопреосвященного Димитрия, сообщалось сведение, что, будучи глубоко ученым человеком и прекрасным профессором, Димитрий отличался в то же время необыкновенною скромностию; большая часть его лекций вошла в известный труд его ученика, митрополита московского Макария (Булгакова) 1 . А в «Историческом Вестнике» (февраль 1884 г.), в небольшой статье, под заглавием «Памяти архиепископа Димитрия Одесского», делалось сообщение, что преосвященный Макарий, «можно сказать, только редактировал для печати богословские лекции Димитрия», но что этот последний «нисколько не ревновал к своему ученику, а только как гласит дошедшее до нас предание, говаривал полушутливо, смотря на огромные томы богословия Макария: тут мой крест, а его цепочка». По смыслу этого сообщения, оказывается, что даже и сам преосвященный Димитрий заявлял на Догматику Макария права авторской собственности, оставляя на долю последнего только внешнюю ее архитектонику (цепочку). Незабвенные в истории русской церкви настоящего столетия имена высокопреосвященных Димитрия и Макария незабвенны в частности в истории Киевской академии. Оба они ее воспитанники, Димитрий седьмого курса (1831–1835 г.), Макарий – десятого (1837–1841). Затем, преосвященный Димитрий, в течении пятнадцати лет (1835–1850), был ее профессором, соединяя с профессорством обязанности сперва инспектора (1838–1841), а потом ректора (1841–1850), и оставил по себе славу одного из даровитейших и влиятельнейших наставников, любимейших и уважаемейших начальников. Преосвященный Макарий профессорстовал в родной академии в течение одного года (1841–1842); вся же дальнейшая ученая служба его прошла в Петербургской академии. Но выражением его крепких родственных чувств к Киевской академии служат пожертвованные им при жизни 25 тыс. руб. сер. и другие 25 тыс. руб.; отказанные по завещанию, а также завещанные им в библиотеку ее автографы всех его сочинений. Отсюда, если на ком, то именно на Киевской академии лежит священная обязанность разъяснить то отношение, в котором Догматика преосвященного Макария стоит к догматическим лекциям преосвященного Димитрия. – Но вопрос в том, как и на основании каких данных сделать это?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

1841 год. Поездка из Петербурга в Вену 10 1841 г. С 3 по 23 Мая. Путь из Петербурга в Вену Май 3 , Суббота. Утром лаврский старец служил мне молебен в путь пред ракою Св. Александра Невского. Я молился усердно. Слезы капали с ресниц моих. В душе моей горел пламень веры и преданности воле Божией. После молебна я приложился к святым образам и, лобызая стопы Спасителя и Пречистой Его Матери, испрашивал у них благословения в путь, дерзая напомнить им о трудном путешествии их в Египет. Не забываю, что по молитве воцарилось в душе моей великое спокойствие. Надежда на благословение Господне слилась с упорным верованием моим в собственное счастье. В три часа пополудни пришли ко мне добрые товарищи по академии о. Иаков Предтеченский и о. Василий Тихонравов и разделили со мною хлеб и соль. Мы беседовали мирно, порой и шумно, менялись взаимными благожеланиями и в семь часов (вечера) расстались, быть может, навсегда. Незабвенный о. ректор Афанасий, который поил и кормил меня полтора месяца и делился со мною знаниями, сочувствием, единомыслием и прозрением в печальную будущность, простился со мною, как друг, как брат. При выезде моем из Лавры пошел дождь, сперва дробный, потом крупный. Я вспомнил, что в 1831 году, в час отправления моего из Петербурга в Одессу, где жизнь моя была счастлива, так же лился дождь, и принял это за доброе предзнаменование. От 4 до 7 . Днем и ночью катилась моя колесница. Города, села, деревни, леса, луга, нивы, животные, люди мелькали предо мною, как разноцветные составцы в калейдоскопе. До реки Двины все еще пахло (великою) Русью. Но эта Русь не та, что живет, цветет и красуется в средоточии отечества. Народ мелок (не виден собою), не очень благообразен и говорит по-русски нечисто; домашний скот его тщедушен; постройка домов (не завидна) не красива; везде видны скудость, полужизнь, неполное благословение Неба. Под Динабургом, при закате солнца, я переправился на пароме чрез быструю Двину и, любуясь крепостью, выглядывавшею из-за деревьев, освещенных догорающими лучами дневного светила, вспомнил о неугомонном Наполеоне, который за Двину к нам перешел и сам напасть себе нашел.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1841 Не ранее 1841. Мнение о том, правильно ли поступил один из епископов российской церкви, отказав Палмеру, бывшему диакону англиканской церкви, в просьбе о принятии его к священнослужению и приобщению Святых Таин без присоединения к Православной Церкви: «Известный Палмер, бывший диакон англиканской церкви, в одно из своих первых посещений Петербурга, признав истину учений православной церкви в важнейших пунктах, предложил одному епископу российской церкви принять его к своему священнослужению и к приобщению Святых Таин, не требуя от него отделения от англиканской церкви. Палмер думал чрез сие начать соединение церквей. Епископ отвечал: какое же будет соединение, если будем вместе приобщаться – один истиннаго Тела Христова, как верует православная церковь , а другой, не отделяясь от англиканской церкви, следственно и от ея учения, будет приобщаться только воспоминательного символа или знака?» (Мнения. Т. III. С. 47). Из воспоминаний епископа Никодима (Казанцева): «Вильгельм Палмер, Английской Церкви Диякон, приехавши в Августе в С.-Петербург, написал Латинское письмо к Обер-Прокурору, котораго просил: дозволить ему изучить Богословию, Богослужение и обряды Русской Церкви и Русский язык. Просил даже дозволения служить с нами в сане Диякона. (Письмо это Протасов мне поручил перевести на Русский.) Палмером тогда все восхищались, и я был за него же. Но Митрополит Филарет, успевши уже его видеть и с ним беседовать, сегодня мне “выразил сомнение в искренности желаний Палмера”. Справедливо. Палмер отверг с презрением Православие, а сделался Католиком. Он теперь, кажется, в Риме. (О переходе его в Католичество писали недавно.) Так верен взгляд на людей Митрополита Филарета» (Казанцев. С. 70–71). 1 января. Резолюция на прошении единоверческого диакона об увольнении его от должности для определения в какой-либо монастырь по вдовству: «Надобно прежде выучиться неукоризненно вести себя в мире, чтобы оказаться способным к высшим монашеским подвигам» (Резолюции. Т. 4. С. 186. 9425).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Вологодская С 1492 г. Вологда была кафедральным градом Великопермской епархии; «...кафедра перенесена из Усть-Выми в Вологду...» вскоре после 1492 г. (Строев. С. 729). Перенесение кафедры было фактическим упразднением Великопермской епархии и началом Вологодской. В 1556 г. епархия была переименована из Великопермской в Вологодскую. Архиепископия с 26.01.1583 (с 1716 г. замещалась епископами). С 1735 г. архиереи перемещались на другие кафедры. В 1788 г. к Вологодской епархии была присоединена епархия Великоустюжская. Именовалась: с 1492 г. – Великопермская и Вологодская; с 1556 г. – Вологодская и Великопермская; с 12.1657 – Вологодская и Белоезерская; с 03.1787 – Вологодская; с 06.05.1788 – Вологодская и Великоустюжская, Вологодская и Устюжская; с 30.01.1888 – Вологодская и Тотемская; на 02.1972 – Вологодская и Великоустюжская. Викарные кафедры: Тотемская, Великоустюжская, Вельская, Череповецкая, Кадниковская, Няндомская. 1492 24.04.1501 05.05.1502 Стефан II Протасий (Тарасий) 16.02.1520 09.04.1525 Афанасий 30.01.1547 Киприан Иоасаф Макарий Варлаам 11.10.1585 26.10.1587 Антоний 06.1588 Иона Думин 12.1603 05.1609 Иоасаф II 07.1611 11.07.1613 25.06.1613 08.02.1617 22.07.1619 Макарий II 06.02.1620 17.03.1625 Корнилий 05.1625 03.06.1626 Нектарий Грек, паки 08.10.1626 01.1645 Варлаам II 16.01.1645 22.03.1663 23.10.1664 08.1684 07.09.1684 30.03.1707 Гавриил Кичигин 17.10.1708 18.01.1716 29.01.1716 05.11.1725 16.03.1726 22.04.1726 Иоаким 09.10.1726 17.09.1735 Афанасий Пауссиус-Кондоиди Грек 02.02.1736 29.05.1740 Амвросий Юшкевич (Юскевич) 29.06.1740 26.05.1753 Пимен Савелов 29.10.1753 12.1761 Серапион Лятошевич (Ляпушевич, Летушевич) 16.12.1761 25.12.1774 26.04.1775 23.04.1796 05.07.1802 13.02.1803 Антоний II Знаменский 15.08.1796 15.06.1802 26.04.1803 03.01.1808 24.01.1808 19.07.1813 Евгений Болховитинов 22.02.1814 28.11.1827 Онисифор Боровик 28.11.1827 24.11.1828 Моисей Богданов-Платонов Антипов 24.11.1828 01.03.1841 Стефан Романовский 01.03.1841 31.12.1841 Иннокентий Борисов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Игуменья Мария Балашовская Жизнь и духовное возрастание настоятельницы Балашовского Покровского женского монастыря 28.11.2013 672 Время на чтение 37 минут Яркой личностью второй половины XIX - начала XX вв. является настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (Мандрыка). Почти 60 лет жизни она отдала служению Богу, несла послушание в Свияжском Иоанно-Предтеченском монастыре, два десятилетия являлась старшей в живописной мастерской Казанско-Богородицкого монастыря, слыла в Казани не только известным иконописцем, но художницей и духовным стихотворцем. К сожалению, стихи монахини Марии в дореволюционных изданиях до сих не обнаружены, хотя судя даже по письму архимандрита Антония (Вадковского), будущего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского от 29 ноября 1884 г. к своим родителям можно сделать вывод, что она была высокодуховным стихотворцем. Особенно её духовно-организаторский талант в укреплении монашеских традиций раскрылся в Балашовском Покровском женском монастыре, становлению которого она отдала более тридцати лет жизни. Но безжалостное время почти стёрло из памяти её подвижническую жизнь. Безвозвратно исчезли почти все, написанные ею иконы. Не известен год её смерти. Утрачено место последнего упокоения. По крупицам исследователи из Казани, Саратова, Балашова собирают разрозненные сведения об этом замечательном человеке, деятеле Русской Православной Церкви. Будущая монахиня Мария родилась в 1841 г. в малороссийской дворянской семье. Её отец - Мандрыка Захар Николаевич (род ок. 1811 - умер между 1841 и 1845 гг.) был есаулом Оренбургского казачьего войска. Мать - Екатерина Захаровна Мандрыка (в девичестве - Рокасовская), рано овдовев одна воспитывала единственную дочь. Екатерину определили в престижный по тому времени Казанский Родионовский институт благородных девиц. Основание института связано с именем Анны Петровны Родионовой (1751 - 1827), на средства которой и было в 1841 году открыто это учебное заведение. Согласно уставу, в институт принимались девочки из семей дворян, духовенства, купцов 1- м 2-й гильдии в возрасте от 8 до 13 лет. Срок обучения составлял шесть лет. Программа включала - Закон Божий, русский язык и литературу, французский и немецкий языки, арифметику, географию, историю, рисование, музыку, рукоделие.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/29/...

Иеромонах Иларион (1770–1841) Старец Иларион – один из самых близких учеников игумена Назария, Валаамского старца. Он был пострижен в монашество в Валаамском монастыре в 1797 году. В монастыре прожил пятьдесят лет и впоследствии был общим духовником братии в Саровской пустыни. Это был муж, чистотой жизни известный многим лицам, которых назидал и утешал чудным своим словом и примерной ко всем любовью. Дар слова его в беседе столь был утешителен, что всякий, слышавший его, находил для себя душевную пользу. Вся жизнь сего старца была посвящена подвигам добра, молитвам о спасении ближних, милосердному врачеванию болезней греховных, душеспасительным наставлениям, и вообще строжайшему благочестию. Особенными свойствами беседы отца Илариона были любовь и кротость. Кто бы ни был приходивший к нему и каким бы ни был обременен грехом, он никогда не порицал его укоризненно, не делал строгих выговоров и ни на кого не возлагал тяжкого бремени, сам неся крест Христов с его скорбями. Если старец кого и обличал, то всегда тихо и кротко, растворяя увещания смирением и любовью и стараясь возбуждать действия совести чрез указание путей спасения. Ни богатые, ни бедные, ни простые, ни вельможи не выходили от него без наставления. Для всех доставало живой воды от уст смиренного старца, все ощущали кроткую силу любви его; особливо же заботился он о тех, в ком видел расположение к добру. Скончался в Саровской пустыни 12 ноября 1841 года на семьдесят первом году жизни. Духовные наставления ◊ Старец поучал приходивших к нему из братии: «Келья духовная: смирение – утверждение, фундамент; терпение – ограждение, стена; любовь – покров, крыша». Временно искушение, но вечна награда. ◊ В чем ближнего зазришь, в том сам постраждешь: аще видиши человека согрешающего, не осуди его, но помолися о нем единому человеколюбцу Богу, чтобы его Господь Бог исправил, а тебя от грехопадения избавил. ◊ Всякого вменяй себе в отца и благодетеля, а себя – в подножие всем. ◊ Пойди, куда хочешь, живи, где хочешь, и где жить ни будешь, а крест терпения не избудешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иеромонах Илларион (1770 – 12 ноября 1841) Иеромонах Иларион (в миру Яков Михайлович Здобин) был учеником игумена Назария и духовником Саровской пустыни. Родом из Санкт-Петербурга. В 1795 г. поступил в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. 15 апреля 1796 г. принял монашество; 5 июня 1797 г. был рукоположен во иеродиакона; в 1798 г. – в иеромонаха. В 1804 г. переведен в Саровскую пустынь вместе со своим учителем игуменом Назарием. В монастыре пребывал около 50 лет и впоследствии был общим духовником братии. Это был муж, известный чистотой своей жизни многим лицам, которых назидал и утешал своим чудным словом и примерной ко всем любовью. Дар слова его в беседе столь был утешителен, что всякий его слышавший находил для себя душевную пользу. Вся жизнь его была посвящена подвигам добра, молитвам о спасении ближних, милосердому врачеванию болезней греховных, душеспасительным наставлениям, и вообще строжайшему благочестию. Перенеся в своей монашеской жизни немало скорбей, он наставлял приходящих к нему за советом не словами только, но и всем образом своего иноческою жития. На исповедь к нему посылал всех приходящих к нему прп. Серафим, он же, о. Иларион, постригал в рясофор дивеевских девушек. Скончался в Саровской пустыни 12 ноября 1841 г. Указание пути ко спасению 1. Великодушныя доблественныя души свойство есть в напасти не отчаяватися; благодарного же дело есть не токмо в счастии благодарити Господа, но и в несчастии туюжде благодарность являти. Никтоже может озлобити душу добродетельну, но вся, яже страждет, прибыток себе вменяет быти. И что может быти лучше сего, как сносить жребий свой великодушно и без роптания. Нет ничего великодушнее, как забывать нанесенные нам обиды. Сия и сим подобная размышляя и сам себя подкрепляя, сам себе глаголю: «Претерпевай, грешниче, скорби, в печалех похваляй Бога. Ниже без труда покой, ниже без брани победа получается. А побеждающему , – глаголет Христос, – дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия. И побеждаяй наследит вся, и буду ему Бог, и той будет Мне в сына (Откр. 2:7; 21:7) ».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСТРОГОЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Воронежской епархии (см. ст. Воронежская и Борисоглебская епархия ), существовало в 1841-1853, 1866-1923 гг., в 1926 г. и в 2011-2013 гг. Получило название по г. Острогожску Воронежской губ. (ныне адм. центр Острогожского р-на Воронежской области ). В кон. 30-х - нач. 40-х гг. XIX в. архиепископ Воронежский и Задонский свт. Антоний (Смирницкий) дважды подавал прошения имп. Николаю I Павловичу и обер-прокурору Синода Н. А. Протасову об увольнении «по преклонности лет» и по состоянию здоровья на покой с «перемещением на жительство» в Киево-Печерскую лавру. Однако прошения не были удовлетворены. Вместо этого в помощь архиеп. свт. Антонию было решено назначить викарного епископа. Синод запросил Воронежского архиерея, «на каком быть положении новому викарию и какое получать ему содержание». Архиеп. свт. Антоний предложил определить местопребывание викарию в Задонском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре с правом управления обителью, в Воронеже викарию предлагалось останавливаться на принадлежавшем этому мон-рю подворье. Однако Синод не одобрил эти предложения, вероятно, потому, что Задонск входил в титулатуру правящего архиерея. Синод определил местопребывание викарному епископу в воронежском Алексеевском Акатовом муж. мон-ре (см. ст. Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь ); викарий должен был титуловаться епископом Острогожским - по названию крупнейшего уездного города. 28 окт. 1841 г. епископом Острогожским определен бывш. Рижский еп. Иринарх (Попов ; впосл. архиепископ). Поскольку еп. Иринарх был назначен в Воронежскую епархию «не на штатную вакансию, но по особенному Высочайшему вниманию к преклонным летам… архиепископа Антония, для пособия ему в отправлении епархиальных дел», особого штата при викарии (должностей иподиаконов, певчих) учреждено не было. По причине того что участие Острогожского епископа в богослужениях и «отправление епархиальных дел» должны были осуществляться им по указаниям Воронежского архиерея, викарий обязан был получать богослужебные предметы из ризницы Воронежской кафедры по распоряжению архиеп. свт. Антония. 19 дек. 1841 г. предложения Синода о статусе Острогожского епископа были утверждены императором.

http://pravenc.ru/text/2581669.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Троицкий, под городом Козловом, в двух верстах, основан около 1635 г.; ныне 3-гокласса. [IV, 557.] Строители Иосиф , основатель, с 1635–42. Софроний , 1643–45. Иосиф , 1649–52. Нифонт , 1652 и 53. Дионисий , игум., 1657–59. Кирилл , игум., 1661–67, 70, 73, 1682. Архимандриты Дорофей , 1682–96. Корнилий , 1697–1705. Мисаил Топильский , 1706–15, † 31 мар. Мисаил Окопинский , 1715–27, уволен. Пахомий произведён в окт. 1727; † в июле 1747. Иоасаф , из Чуковских иеромонахов, произведён в дек., 1747; 19 мая 1754 уволен на покой (в Чудове мнтре жил 1756). Варсонофий 13 июля 1754 перев. из Тамбовского Казанского, а 15 окт. 1759 – в Трегуляев. Варлаам 15 окт. 1759 перев. из Трегуляева; † 1761. Исаакий в сент. 1761 перев. из Краснослободского Спасского, а 21 окт. 1763 – в Нижеломовский Богородичный. Иосиф (игум.) управлял несколько месяцев. Тихон в 1763 перев. из Нижеломовского, а 26 нояб. 1774 – обратно. Игумены Илиодор , 9 апр. 1775, из ризничих Троице-Сергиевой Лавры; в окт. 1785 уволен на покой в Лавру; † 9 февр. 1789. Варлаам 13 окт. 1785 перев. из Трегуляева: с 1797 архим.; † 23 дек. 1811. Архимандриты Анастасий , из Александровских (?) монахов, произведён 5 дек. 1812; † 1822. Иассон Никольский в 1822 перев. из Трегуляева. а 19 апр. 1826 – в Тольгский. Николай Соколов 15 мая 1826 перев. из Вознесенского Иркутского, а 8 мая 1831 хирот. в викария Московского. Иоанн Чистяков 9 мая 1831 перев. из Рязанского Богословского; † 11 июля 1833. Адриан Тяжелов 24 сент. 1833 перев. из Слободского Крестовоздвиженского, а 20 июня 1841 – в Черниговский Елецкий. Иоасаф Покровский 20 июня 1841 определён, а 21 сент. 1841 перев. в Ростовский Богоявленский. Никодим Лебедев 28 сент. 1842 перев. из ректоров Пермской семинарии 286 , а 23 мар. 1847 – в ректоры Тверской семинарии 287 . Платон Фивейский определён 1847, а 3 дек. 1852 перев. в Переяславский Даниилов мнтрь. Феофилакт Праведников , 288 1853–59. Серафим Аретинский 10 янв. 1860 хирот. в викария Киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010