Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава восемнадцатая. Конец света 1836–1837 1836 год суеверные люди ждали со страхом. В очередной раз какие-то шарлатаны нагадали и напредсказывали в этом году конец света. Особенно много таких предсказаний было в трудах европейских мистиков, к примеру у Иоганна Альбрехта Бенгеля. Не случайно и то, что Гоголь в это время написал комедию «Ревизор», кончающуюся гротескным изображением конца света – знаменитой немой сценой. Она и воспринималась в начале 1836 года, когда Гоголь впервые читал друзьям «Ревизора», именно с этим апокалиптическим оттенком. «Мне всегда казалось вероятнейшим, что гадания о 1836 годе не сбудутся, нежели что сбудутся, – писал святитель Филарет наместнику Антонию. – Ибо если апостолам не дано в собственность разуметь времена и лета, то мудрено, чтобы сие досталось в собственность нашим гаданиям и расчетам. Но теперь, когда 1836 год наступил, когда предшествовавшие ему годы не соответствовали гаданиям, не кажется мне, что можно дремать беспечно. Мне кажется, что наши дела не к золотому веку ведут». Этот год Филарет встречал в Петербурге. В другом письме Антонию он с тревогой сообщал: «Учащаются беды. Читали Вы в ведомостях, как в воскресенье Страшного Суда среди Петербурга сгорело более ста человек в увеселительном деревянном здании. Накануне того же дня, того же фигляра, два строения в Москве также сгорели, но, слава Богу, без людей». Имелся в виду пожар в балагане Лемана 1 февраля в последнее воскресенье перед заговением на Великий пост, которое именуется неделей о Страшном суде. В этом пожаре заживо сгорело 126 человек. Далее: «В Серпухове сгорела значительная часть женского монастыря, только церквей близкая опасность не коснулась. О волке московском Вы, без сомнения, слышали». Московским волком называли сбежавшую из зоопарка гиену, которая, бегая по Первопрестольной, перекусала уйму народа. Но в тональности писем Филарета сквозит опасение о том, что предсказания сбудутся, что мир стоит на грани Страшного суда. Вот мартовское письмо: «Вероятно, Вы слышали, что в Англии видели в воздухе конное войско. Недавно, говорят, в Венгрии было ужасное землетрясение, и одно озеро весьма большое ужасно кипело и испускало пар или дым. Что-то принесет у нас после необыкновенно холодной зимы необыкновенно ранняя весна? Умножение волков около Смоленска, говорят, очень далеко от обыкновенного. Молитесь, да избавит нас Господь от всякий скорби, гнева и нужды».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец Глава 2. От учреждения Рижского викариатства до учреждения Ревельского викариатства (1836–1919) Открытие Рижского викариатства С восшествием на престол императора Николая I правительство стало проявлять большое внимание к активной деятельности старообрядческих общин, в том числе и в Прибалтике. 13 июня 1836 г. император Николай I поручил Святейшему Синоду обсудить, «что полезнее для православной Церкви в Лифляндии и Курляндии: открытие ли самостоятельной архиерейской кафедры или же учреждение викариатства Псковской епархии?» Святейший Синод предпочел образовать викариатство, которое было утверждено 14 сентября 1836 г. Епископ Старицкий Иринарх, оставив Тверскую епархию, стал первым Рижским викарием и прибыл в Ригу в первых числах ноября 1836 г. Епископ Иринарх (в миру Яков Дмитриевич Попов) родился в 1790 г. в Курской губернии в семье священника. Образование получил в Курской духовной семинарии, а затем окончил С.-Петербургскую Духовную Академию со степенью магистра богословия. По окончании Академии в 1817 г. принял монашество и был рукоположен во иеромонаха, назначен профессором церковной истории и еврейского языка в Орловскую духовную семинарию. В 1819 г. иеромонах Иринарх был направлен в Италию, где до 1831 г. служил в русских посольских храмах в Милане, Флоренции и Риме. По возвращении в Россию был возведен в сан архимандрита. С 1833 по 1835 г. архимандрит Иринарх снова служил за границей при русском посольстве в Афинах. Возвратившись на родину, 3 мая 1836 г. он был рукоположен в сан епископа Старицкого, викария Тверской епархии. Служение Иринарха за границей развило в нем замечательное умение обращаться с людьми и в трудных обстоятельствах держать себя с достоинством. Эти-то качества особенно потребовались преосвященному при его служении в Риге. В конце 1830-х гг. в результате сильных неурожаев жизнь крестьян Лифляндской губернии значительно ухудшилась. 1 июля 1841 г. лифляндский губернатор сообщал министру внутренних дел, что «крестьянские поля, засеянные озимыми урожаями прошлого года, не позволяют надеяться даже на самый небольшой урожай».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Санкт-Петербург. Домовая церковь Петра и Павла при Санкт-Петербургском Университете. Бывшая домовая Петропавловская церковь при Императорском Университете Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь С.-Петербургского университета помещается в середине здания 12 коллегий, в котором Петр I предполагал сосредоточить все высшие правительственные места государства российского, находящегося на восточной оконечности Васильевского острова, между Биржей, Академией наук и Павловским военным училищем. Вся эта местность до 1723 г. представляла собою глубокое и непроходимое болото. В 1723 г. Петр повелел «архитектору с.-петербургской фортификации Трезину» выводить здесь фундамент под 12 коллегий с аудиенциею и сенатом… Трезин приступил к работе по чертежу, им составленному и утвержденному государем. Ценность постройки по смете архитектора предполагалась в 117 567 руб. 48 коп., но Петр I не дожил до окончания здания. В 1727 г. здание было выведено под крышу, а остальная отделка продолжалась до половины XVIII ст. С возведением нынешних зданий Синода и Сената дом 12 коллегий получил окончательное свое назначение, а после перестройки его в 1836-37 гг. здесь помещены С.-Петерб. университет и главный педагогический институт. При этом в здании была устроена и церковь… Нынешняя университетская церковь, устроенная тщанием местного начальства в 1836-37 гг., находится в верхнем этаже, над главным входом. На устроение ее израсходовано 27 00 руб. асс., а на написание икон назначено 10 000 руб. асс.; но из этой суммы на церковь употреблено только 14 000 руб. асс., остальное же устроено усердием с.-петерб. 3 гильдии купца Василия Андреевича Пивоварова, пожертвовавшего на церковь более 24 000 руб. асс. Храм университетский однопрестольный, во имя ап. Петра и Павла. Антиминс его священнодействован 1836 г. 29 ноября преосв. Венедиктом, а подписан митроп. Серафимом. Планы и разрезы храма составлены архитектором Щедриным. Комитет о постройке храма предполагал посвятить его св. ап. Петру, в память Петра Великого, положившего начало зданию 12 коллегий, но император, утверждая план 12 апреля 1836 г., приказал освятить церковь во имя ап. Петра и Павла. Храм освящен 29 июня 1837 г. присутствующим в Синоде преосв. Нафанаилом, епископом Псковским.

http://sobory.ru/article/?object=24640

1836 г. Наступил обычной чередой 1836 год. С ревностью занимаясь науками, я старался избегать всяких лишних знакомств и никому не навязывался со своей дружбой; между тем, моей дружбы многие из товарищей как в бурсе, так и вне ее, заискивали. Некоторым из этих искателей, как нравившимся мне своим умом и добрыми качествами, я отвечал взаимной дружбой и доверием; прочих старался только не огорчать своей холодностью и невниманием. Между прочим, завел со мной знакомство ученик 1 низшего отделения Александр Рождественский , сын эконома архиерейского дома, игумена Космина монастыря Амвросия (из вдовых священников). Рождественский жил в архиерейском монастыре и нередко приглашал меня к себе пить чай; давал мне из библиотеки своего отца, для чтения, книги. Однажды он дал мне в отличном сафьяновом переплете книгу: «Освобожденный Иерусалим», Тасса в русском переводе» (8). Только лишь я пришел с этой книгой в бурсу и положил ее перед собой на столе, чтобы, выучив заданный урок, сейчас же приняться за ее чтение, как вдруг приезжает ректор семинарии и не один, а с ректором Владимирского училища, протоиереем И.П. Остроумовым – магистром, отличавшимся необыкновенно быстрым взглядом и пылким характером. Ректор семинарии прошел через нашу комнату, не заметив или не обратив внимания мою книгу: но о. Остроумов, шедший позади его, увидав эту книгу и быстро развернув ее, закричал во все горло: «о. ректор, посмотрите, какие книги читают ваши ученики». Ректор, возвратившись на этот крик из соседней комнаты и посмотревши мою книгу, не сделал никакого замечания: по всей вероятности, он видел ее так же, как и я, в первый раз в жизни и не знал ее содержания. Но, по русской пословице, что запрещено, то подслащено; и потому я тем с большим любопытством начал, в тот же вечер, читать осужденную протоиереем Остроумовым книгу. Игумена Амвросия – отца моего товарища Рождественского я лично не знал и никогда его не видел: он, по поручению преосвященного, постоянно жил в Москве, ведя тяжебный процесс с арендатором принадлежащего Владимирскому архиерейскому дому подворья, называемого Суздальским и находящегося на Софийской улице, смежной с Кузнецким мостом.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874) – замечательный русский духовный писатель, поэт, драматург, церковный историк и общественный деятель. Родился в Москве 30 апреля 1806 года. Его отец – известный математик Николай Николаевич Муравьев, генерал-майор, основатель Училища для колонновожатых, готовившего боевых офицеров русской армии. Мать писателя, Александра Михайловна , происходила из знатного рода Мордвиных. Андрей Николаевич назван в память Апостола Андрея Первозванного. Большую часть своей жизни Муравьев посвятил «утверждению Православия во всей его полноте в современной жизни». Сочинения Муравьева были первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение в среде высшего русского общества. Муравьев исходатайствовал разрешение печатать неизданные раньше жития святых, чего до тех пор частным лицам не дозволялось, и тем самым дал возможность появиться в свет более совершенному труду преосвященного Филарета. Его многочисленные произведения по описанию святых мест, истории церкви и богословия были проникнуты живым духом Святой Руси и выгодно отличались от многих официальных церковных изданий. Летописный стиль духовных сочинений Муравьева, по мнению современников, сближал его с Н.М. Карамзиным . За заслуги в русской словесности в 1837 г. Андрей Николаевич Муравьев был избран в члены Российской Академии. Во время своих путешествий по святым местам Муравьев собрал богатую коллекцию икон и других православных реликвий, которую подарил в Румянцевский музей. 18 августа 1874 года Андрей Николаевич Муравьев отошел ко Господу. Погребен в подземном приделе церкви Андрея Первозванного в Москве, чье небесное покровительство он свято чтил всю жизнь. Свою любовь провозвестнику христианской веры на Руси А.Н. Муравьев выразил в написанном им акафисте Апостолу. Ныне книги А.Н. Муравьева обретают новую жизнь, находя читателей в среде ревнителей отечественной православной культуры. Гл. соч.: «Путешествие по святым местам в 1830 году» (1832); «Письма о богослужении Восточной кафолической церкви» (1836); «История Российской Церкви» (1836); «Путешествие по Святым местам русским» (1836 и позже); «Изложение Символа Веры Православной Восточной кафолической церкви» (1838); «Первые 4 века христианства«(1840, 1866); «О литургии» (1841); «Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах» (1841 и 1849); «Письма о магометанстве» (1848); «Православие – источник спасения отечества» (1849); «Саровская пустынь» (1849); «Письма с Востока в 1849–50 годах» (1851); «Святые Горы и Оптина Пустынь» (1852); «Раскол, обличаемый своею историей» (1854), «Жития святых Российской Церкви, также Иверских и Славянских»» в 12 т. (1855–58; 1859–68), «Подвиги Соловецкой обители» (1855); «Русская Фиваида на Севере " » (1855); «Письма о Православии» (1867) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Законами же положено: I, указами св. правит. Синода: а) 28 Февраля 1722, 11 августа и 31 октября 1765 года: «Образов на улицу от церквей для сбора денег не выносить, и с оными и со свечами для того сбору по миру не ходить, в чем надзирать за духовными благочинным, а за светскими полициям». б) От 13 июня 1836 г., 7101: Св. Синод усматривая, что сборные столбы, поставленные с образами, как близ церквей, так и в немалом от них расстоянии, равно при дорогах и даже вблизи питейных домов, не будучи никем охраняемы, всегда могут неблагонамеренных людей располагать к поползновению на святотатственное из них хищение, а церковь лишать тем своего достояния, в предупреждение зла сего определяет: «Таковые, устроенные для сбора пожертвований в пользу церквей, столбы повсеместно упразднить, и впредь устроение их запретить, кроме того случая, когда в бедном приходе предстоит постройка новой церкви, и таковой способ сбора представляется необходимым, впрочем и там не иначе допустить сие, как с отнесением на обязанность священно и церковнослужителей и старосты церковного иметь против могущей быть покражи всю нужную осторожность». в) От 5 августа 1845, 11, 321, св. Синод, вследствие доходящих до него сведений о недоумениях, встречаемых при исполнении циркулярного указа его, от 13 июня 1836 года, об уничтожении существующих при церквах столбов для сбора пожертвований, принимая в рассуждение: 1) что в некоторых местах подобные столбы находятся издревле, быв поставлены благочестивым усердием в честь святых икон, или в воспоминание каких-либо событий, и потому уничтожение их огорчает прихожан и богомольцев, усердствующих к святыне; 2) что существование издревле устроенных часовен допущено позднейшими постановлениями, содержащимися в Высочайше утвержденном Уставе духовных консисторий, определяет: «Предписать всем подведомственным св. Синоду местам и лицам, чтобы они, при исполнении означенного указа от 13 июня 1836 года, отнюдь не касались тех столбов, которые существуют издавна, в честь святых икон, или в воспоминание особых каких-либо событий». II) Устава дух. консисторий ст. 59: «Все часовни и молитвенные домы состоят в ведении духовного начальства, и для того должны быть приписаны к монастырским, или приходским церквам, и поручены наблюдению настоятелей, или священников с церковными старостами».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНАРХ (в крещении Иоаким; 1806-1869, Киев), архим., иконописец. Происходил «из простых мещан Орловской губернии» ( Лебединцев. 1878. 8. С. 391). В послужных списках монашествующих Белобережской пуст. (1831-1832; дополнялись в 30-х гг. XIX в.- М. А. К.) упоминается как «казак из великороссов» из Черниговской губ. (ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 33). В 1835-1841 гг. поновлял иконы и иконостасы, выполнял стенопись в храмах и мон-рях Орла, Брянска и Брянского у. Орловской губ. В 1836 г. принял постриг в Белобережской Иоанно-Предтеченской брянской пуст., в 1838 г. рукоположен во диакона. В 1836 г. в храмах Белобережской пуст. поновлял иконы, иконостасы, делал стенные росписи. В 1837 г. по разрешению Орловской духовной консистории «безвозмездно и собственным коштом» восстанавливал алтарные иконы и иконы местного ряда в иконостасе Успенского собора Свенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря близ Брянска (всего 306 икон кроме чудотворной Свенской-Печерской иконы Божией Матери (не сохр.); см.: Рапорты и отношения казначея Свенского монастыря Смарагда еп. Орловскому и Севскому Никодиму и игум. Венедикту (1839) - РГАДА. Ф. 1200. Д. 1824). Сохранился документ, зафиксировавший перечень красок и других материалов, закупленных для И. (Церковные постройки и починки Белобережской пуст. (1831-1837)//ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 56. Л. 4). В 1837 г. в Орле состоялась 1-я встреча И. с митр. Филаретом (Амфитеатровым), определившая его дальнейший путь. Митрополиту понравилась обновленная в 1835-1836 гг. настенная живопись 1803 г. (не сохр.) Казанского придела орловского Никитско-Ахтырского собора, которую иконописец выполнил со старшим братом, видимо, обучавшим его живописи. Митр. Филарет пригласил И. в Киев, но тот не мог оставить начатые под руководством брата живописные работы в Орле; вплоть до переезда в Киев И. поддерживал переписку с митрополитом ( Шиденко В. А. Живописная школа Киево-Печерской лавры// Он же. Buбpahi npaцi з icmopiï лаври. К., 2008. С. 8).

http://pravenc.ru/text/673969.html

Пермь. Церковь Митрофана Воронежского при Архиерейском доме. Крестово-Митрофаниевская, Митрофановская церковь Карта и ближайшие объекты Заложена 25.05.1793 г. Освящена 24.11.1793 г. Первоначально Стефановская, с 1820 г. – Митрофаниевская. Закрыта до 1932 г. Шумилов Е.Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003. 71 с., С. 6. В 1836 году была основана Крестовая или домовая церковь при архиерейском доме, переименованная по мысли архиепископа Аркадия в честь новоявленного тогда угодника Божия Митрофана Воронежского, так как во имя св. Стефана Пермского, которое прежде носила эта церковь, освящен был стоящий рядом теплый Кафедральный собор. В.С. Верхоланцев " Город Пермь, его прошлое и настоящее " . 1913 г. В советское время в здании церкви находился Пермский краеведческий музей. Крестовая Церковь во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского является домовым храмом Пермского Архиерейского Дома. Передан верующим в 2008 году. В настоящее время идет восстановление иконостаса и реставрация храма. Крестовая церковь Архиерейского дома первоначально была освящена во имя Святого Стефана Епископа Пермского. В 1836 г. была основана Крестовая или домовая церковь при архиерейском доме, переименованная по замыслу Архиепископа Аркадия в честь новоявленного тогда угодника Божия Митрофана Воронежского, т.к. во имя Стефана Пермского, которое прежде носила эта церковь, освящен был стоящий рядом теплый придел Кафедрального собора. 20 ноября 1836 г. «новоустроенной храм Крестовой церкви во имя Святителя Митрофана Епископа Воронежского Его Высокопреосвященством Аркадием Архиепископом Пермским и Екатеринбургским освящен». В марте 1837 г. была сделана «Опись всего движимого и недвижимого имущества Пермского Архиерейского дома, сделанная по указу из Пермской Духовной консистории от 8 марта за 1273: «1) корпус каменный двухэтажный, занимаемый Преосвященнейшим, имеющий в длину 14 саж. 11 четвертей, в ширину 8 саж. 4 четверти, снаружи и внутри, кроме нескольких комнат отштукатурен, покрыт весь листовым железом, выкрашенным малахитною краской.

http://sobory.ru/article/?object=21230

«Протопресвитер Василий Борисович Бажанов , сын дьякона, родился в 1800 году, в Тульской губернии, в Алексинском уезде. Первоначальное образование получил в Тульской духовной семинарии, а окончательное в Санкт-Петербургской духовной академии. По окончании курса наук со степенью магистра в 1823 году, определен был бакалавром в оной академии. В 1826 году рукоположен в священника в церкви 2-го кадетского корпуса и определен законоучителем в корпусе и в дворянском полку. С 1827 года по 1836 год состоял законоучителем в Императорском С-петербургском университете, в университетском благородном институте и в высшем училище. С 1829 года по 1836 по 1845 год состоял профессором богословия в Главном педагогическом институте. С 1835 года Высочайше определен законоучителем и духовником Государя Наследника Цесаревича, ныне благополучно царствующего Государя Императора Александра Николаевича и всех августейших детей Государя Императора Николая Павловича. В 1836 году избран действительным членом Императорской российской академии, в 1837 году возведен на степень доктора богословия. В 1840 году Высочайше назначен законоучителем высоконареченной невесты Государя Наследника Цесаревича Принцессы Марии Гессен-Дармштадтской, ныне Государыни Императрицы Марии Александровны; в 1847 году законоучителем высоконареченной невесты Государя великого князя Константина Николаевича, принцессы Александры Саксен-Альтенбургской; в августе 1848 года Высочайше назначен управляющим придворным духовенством, а с 6 декабря того же года Всемилостивейшее пожалован духовником Их Величеств: 12 декабря того же года определен протопресвитером придворных соборов: Зимнего дворца и московского Благовещенского. В 1849 году 5 августа назначен членом Святейшего Правительствующего Синода и обер-священником главного штаба Его Императорского Величества и гвардейских корпусов; в 1850 году законоучителем Государя великого князя Владимира Александровича. В том же 1854 году избран почетным членом конференции С.-Петербургской и Казанской духовных академий; а в 1856 году почетным членом Императорской академии наук и Императорского С-петербургского университета».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

Углич. Богоявленский монастырь. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Храм заложен 21 мая 1805 г. в память Федоровской иконы Божией Матери, подаренной монастырю инокиней Марфой, матерью царя Михайли Федоровича. Строительство храма завершилось в 1818 г., в том же году его освятили. Интерьер храма расписан Тимофеем Медведевым в 1822-1824 гг. В 1836-1837 гг. с западной стороны пристроена небольшая паперть и ярусная колокольня, разобранная в 1950-е гг. В 1862 г. храм поновлен с заменой иконостаса и новыми росписями, выполненными ярославским мещанином Егором Дьяконовым. В 1970-1980-е г. проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. Церковь иконы Божией Матери Феодоровская в Богоявленском Угличском монастыре Кирпичная церковь в стиле классицизма, построенная в 1805-1818 гг. Большой пятиглавый храм в виде четырёхлистника-квадрифолия - к основному среднему кубу с четырёх сторон примыкают полукруглые выступы с четырёхколонными портиками. Завершением служат пять световых барабанов-ротонд, увенчанных куполами, малыми барабанами и луковичными главами. В 1836-1839 гг. к западному фасаду храма пристроена внушительная трёхъярусная колокольня. В 1930-х гг. после закрытия монастыря колокольня была разрушена. В 1980-х гг. и в 2010 г. церковь отреставрирована. Возвращена верующим в 2003 г. В настоящее время является летним храмом монастыря. Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. Углич, 2003, с. 20-22 В XIX веке Богоявленский монастырь вступает в период расцвета, в нем начинается активное каменное строительство. Самым значительным делом того времени стало возведение обширного храма в честь Федоровской иконы Божией Матери, который стал летним собором монастыря. Строительство началось 21 мая 1805 г. при игуменье Маргарите, а завершилось в 1818 г. при игуменье Августе (Чепчуговой). В 1836-1839 гг. при игуменье Еликониде (Муратовой) к западному фасаду церкви была пристроена внушительная трехъярусная колокольня, соединявшаяся через перешеек. Колокольня была ярусной четырехгранной с арочными проемами и колоннами. Ее нижний ярус был равен по высоте объему церкви и повторял его оформление. Завершением служили купол, небольшой барабан и вызолоченная глава. Высота колокольни составляла 30 сажен (64 м). В ее нижнем ярусе размещалась монастырская библиотека.

http://sobory.ru/article/?object=02890

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010