Вахитовский район. Храмовый комплекс. Собор Владимирской иконы Божией Матери и церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Татарстан, город Казань, улица Московская, д. 23. Координаты: 55.790968, 49.106445 Проезд:По улице Московской до перекрестка с улицей Чернышевского (ост. " Улица Чернышевского " ) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На левой стороне Булака, недалеко от Успенского собора, находится собор Владимирский. Первоначальное сооружение Владимирской церкви, переименованной в последствие времени в собор, на основании некоторых документов, относится к XVII ст. Владимирская церковь первоначально была не одна. Будучи холодною, она имела около себя, кроме приделов, еще церковь теплую. О последней известно, что она освящена в 1687 г. В документах о Владимирском соборе говорится: «Церковь и собор Владимирской Богородицы близ Булаку. При ней церковь теплая положение ризы Господней, при ней же два придела: первый – мучеников Флора и Лавра, второй – мученицы Парасковеи, нареченной Пятницы, оная церковь теплая освящена в 1687 г., и церковь Пресвятой Богородицы всех скорбящим…». Из этого сведения открывается, что при Владимирском соборе были еще две церкви. Из надписи на Евангелии, пожертвованном в церковь Владимирской Божией Матери Иоанном Колтовским, известно, что сия церковь существовала в 1682 г., но была она, вероятно, деревянная. Когда она возникла – неизвестно. В «Клировых ведомостях» о Владимирском соборе говорится, что холодный каменный собор построен в 1694 г. на сумму, собранную от доброхотных дателей. В 1860-х гг. на Владимирском соборе перекрывали крышу, снимали железные стропила для облегчения крыши, и в это время в верхней главе собора найдена была медная доска, на которой написана крупным полу-уставом следующая летопись собора: «начата сия святая церковь каменная постройкою во имя Богородицы Владимирской от Рождества Христова 1694 году при державе всепресветлейшего императора и самодержца всероссийского Петра Великого… по благословению преосвященного Маркелла, митрополита казанского и свияжского, а освящена сия святая церковь… 1718 году апреля 5 дня преосвященным Тихоном, митрополитом казанским и свияжским, и со всем освященным собором, а в 1732 г. ноября 5 дня, по благословению преосвященного Иллариона, архиепископа казанского и свияжского, у сей св. церкви быть собору и произвел протопресвитером Иоанна Семенова, ключарем Андрея Петрова, а зиждема сия св. церковь приходскими людьми и других доброхотию подателей». Из этой летописи понятно только, что каменная церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской начала строиться с 1694 г.; освящена в 1718 г. и сделана собором в 1732 г. Почему она так долго строилась, именно 24, года летопись умалчивает.

http://sobory.ru/article/?object=51410

Данилово. Выговская Богоявленская старообрядческая мужская пустынь. Выго-Лексинское общежительство /// Объект утрачен Деревянный монастырь.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1694. Год утраты:1857 Адрес: Россия, Республика Карелия, Медвежьегорский район, дер. Данилово Координаты: 62.965397, 35.70782 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Выговское, или Выго-Лексинское, общежительство, основанное в 1694 году, было крупнейшим центром старообрядцев-беспоповцев. Выговский суземок, где с конца 1670-х гг. появились отдельные скиты и поселения староверов, находился на северо-восточном берегу Онежского озера, по верхнему и среднему течению реки Выг. Этот труднодоступный и незаселенный район стал местом прибежища для ревнителей «старой веры», недовольных церковной реформой патриарха Никона. Из Соловецкого монастыря, осажденного царскими войсками за непризнание церковных реформ, уходили на материк и на реку Выг многие соловецкие подвижники, проповедовавшие древнее благочестие. С усилением гонений на старообрядцев все более массовый характер приобретало переселение в этот район окрестных крестьян, которые основывали на новых местах свои поселения, расчищали земли под пашни и сеяли хлеб. Из соединения таких поселений под единым управлением в октябре 1694 года образовалось Выговское общежительство, основанное церковным дьячком из с. Шуньга Даниилом Викулиным и посадским человеком из Повенецкого рядка (ныне пос. Повенец, Карелия) Андреем Денисовым. Первоначально в общежительстве существовало 2 типа поселений: мирские («становища») и скитские (основанные иноками), в последних не допускалось совместное проживание мужчин и женщин. Общежительство состояло преимущественно из мирян, монашеский постриг не принимавших, но было устроено по типу общежительного монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=36214

Москва. Церковь Параскевы Пятницы в Качалове. Карта и ближайшие объекты Небольшая деревянная церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы существовала в селе Киово-Качалово уже в XVI веке, но во время польско-литовского нашествия была уничтожена. По переписи 1627-1628 годов упоминается лишь церковная земля в селе Киово: «...что была церковь во имя великомученицы Парасковеи нареченная Пятницы, пашня церковная за рекою за Обицею, от Большой Серпуховской дороги к земле деревни Качалово…» В 1692-1694 гг. владелец села князь Иван Иванович Щербатов построил уже каменный храм, который был освящен в 1694 г. К началу ХХ века храм сильно обветшал. В 1901 году утверждается проект реконструкции архитектора Московской епархии И.Благовещенского. Храм был значительно расширен, колокольня надстроена на один ярус, а весь архитектурный облик изменен в такой степени, что можно считать храм построенным заново. 0священие второго каменного храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы состоялось в 1904 году. В конце 30-х годов храм был закрыт и отдан в распоряжение местных властей. Здание использовалось в производственных целях и к моменту передачи его РПЦ в 1990 г. было почти полностью разрушено. Восстановленную церковь освятил 10 ноября 1998 года, в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы, Святейший Патриарх Алексий II. В 1999 г. на средства благотворителей были вызолочены купола и закончено обустройство колокольни. По материалам сайта храма и книге П.Г.Паламарчука «Сорок сороков», т.4, М., 2005 г. Более четырехсот пятидесяти лет назад на территории храма была небольшая деревенская церковь во имя великомученицы Параскевы, в то время это было село Киово-Качалово в Московском уезде в Чермном стане. К нему была приписана церковь. Во время польско-литовского нашествия в начале XVII века церковь была сожжена неприятелем. Строительство нового храма было начато в 1692 году князем Иваном Ивановичем Щербаковым, который владел этим селом. Через два года каменная церковь была построена и в 1694 году освящена.

http://sobory.ru/article/?object=03291

Нелазское. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Михаила Архангела. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1694 и 1895. Адрес: Вологодская обл., Череповецкий р-н, с.Нелазское Координаты: 59.188838, 37.642945 Проезд:С А-114 поворот в Нелазское, слева от центральной площади Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Архитектурный ансамбль в Нелазском составляют две культовых сооружения: церковь Успения Пресвятой Богородицы, деревянная, завершенная строительством в 1694 г., и каменная церковь Михаила Архангела (1895). В большей степени мое внимание было приковано деревянной постройкой, поэтому речь пойдет в основном о ней. Не имея своих собственных сведений, опираюсь на материал А. Рыбакова «Устюжна, Череповец, Вытегра» (Ленинград, изд. «Искусство», 1981). «На землях Череповецкого уезда, в XVII—XVIII веках розданных во владение многочисленным дворянским родам, построек ранее XVII столетия не сохранилось. Первое место среди ныне существующих здесь памятников древнерусского зодчества по праву принадлежит деревянной Успенской церкви в Нелазском (в 25 километрах от Череповца) — большом селе, жители которого успешно занимались экипажным и сапожным промыслами. Описание деревянной церкви в с. Нелазское Успенская церковь в Нелазском построена в 1694 году. Четверик главного объема с четырьмя прирубами образует в плане равноконечный крест. Каждый из прирубов завершается бочкой с полицами, примыкающими к срубу четверика. Центральный объем увенчан крещатой бочкой, над которой возносится стройное пятиглавие. С трех сторон храм окружен крытой галереей, устроенной на далеко вынесенных консолях. Из крытого крылечка у западного фасада лестничный марш, обшитый тесом, ведет в галерею. С недалекого расстояния, особенно со стороны речки, Нелазская церковь кажется сказочным парусным кораблем, по какому-то волшебству занесенным в эти поля да так и застрявшим. Из галереи в помещение церкви ведет красивый портал с килевидным подвышением, сделанный по образцу перспективных порталов в каменных храмах. Боковые грани входа трижды перехвачены спаренными резными «веревочками». Этим же мотивом резного декора с накладными розетками портал украшен вверху и по внутренней кромке у дверных косяков.

http://sobory.ru/article/?object=19357

архимандрит Иерофей I. О Мценском Петропавловском монастыре Орловской епархии В истории Российской Иерархии говорится 1 , что «Мценский Петропавловский монастырь до 1694 года находился внутри самого города Мценска, в среднем малом Остроге, где теперь стоит каменная Петропавловская церковь ; а в 1694 году, Декабря 22 дня, по представлению Игумена Германа, за удобностию местоположения, резолюциею Преосвященного Евфимия, Митрополита Сарского и Подонского, в области коего состоял тогда город Мценск, переведён на нынешнее место, и вновь устроен и кругом обнесён каменною оградою;... что в монастыре главная церковь во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла, другая во имя Святителя Николая Чудотворца» 2 . I. О старом монастыре Мценский Петропавловский, или Петровский монастырь находился прежде на том месте, где; ныне стоит каменная церковь Входа во храм Пресвятой Богородицы, иначе именуемая Петропавловскою. Церковь эта была главным храмом иноческой Обители, когда здесь существовал монастырь; а ныне служит приходскою церковию для Мценской подгородной Стрелецкой слободы. По этому, между жителями города Мценска, церковь эта доселе именуется монастырём, или «старым монастырём». Место на котором уединённо стоит Введенская церковь , имеет замечательную особенность по положению своему. Оно образует род мыса, высотою более двух сот футов, крутого, узкого, длинного, омываемого с восточной стороны рекою Зушею, а с запада и севера речкою Мецною, которая здесь же под оконечностию мыса впадает в Зушу. Нельзя не сознаться, что для монастыря это место ныне представляется тесным: ибо самая значительная ширина его, где стоит церковь , простирается от востока к западу не более, как на тридцать саженей: однако ж некогда оно было годно для иноческого пребывания, потому что, с трёх сторон омываемое водою, было пустынно, почти недоступно, удалено от путей сообщения, покрыто чёрным дремучим лесом, и для душ, спасавшихся здесь, могло казаться заповедным раем, удалённым от взоров праздного любопытства и соблазнов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/mtsens...

Григорово. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь, Пророко-Ильинская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Илии Пророка , Казанской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1808 и 1815. Адрес: Владимирская область, Александровский район, Григорово Координаты: 56.309376, 38.472359 Проезд:По дороге с.Площево - г.Струнино, после поворота на " Лизуново, Гидеево, Перематкино " , следующий поворот налево, перед автобусной остановкой, далее по грунтовой дороге. Указателя населённого пункта нет. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В конце 17 века в двух верстах от Григорова находилось кладбище на реке Грязевке. На этом кладбище священник села Тимофеевского Анания Исаев в 1694 году построил деревянную церковь во имя Пророка Илии. Ныне существующая каменная церковь построена на месте деревянной в 1808-1815 годах. В советское время закрыта и разорена, разрушена глава и колокольня. Из книги протоиерея Олега Пэнэжко " Храмы г.Александрова и окрестностей " , 2003 год. Небольшая церковь в духе традиционного зодчества. В трапезной помещался Казанский придел. Григорово-Нееловский приход. " Село Григорово-Неелово находится в 140 верстах от губернского города и в 20-ти от уездного. В конце XVII столетия в двух верстах от нынешнего села Григорова-Неелова на речке Грязевке находилось пустое кладбище, время и причины запустения коего неизвестны. На этом пустом кладбище священник села Тимофеевского, вотчины кравчаго Кирилла Алексеевича Нарышкина, Анания Исаев построил вновь в 1694 году церковь во имя св. пророка Илии: " и Св. иконы и книги и всякую церковную утварь покупал и заводил на свои деньги " . При церкви тогда числилось 6 приходских крестьянских средних дворов, земли церковной пахатной 13 четв. в поле, сенных покосов 20 копен и дани было положено 17 алтын, заезда гривна. Самостоятельного священника к церкви не было определено; хозяином церкви и церковной земли оставался вышеназванный поп Анания Исаев, который и нанимал от себя священников на определенное число лет, а иногда и сам " наездом " отправлял богослужение и требы.

http://sobory.ru/article/?object=06841

Кижи, остров. Музей-заповедник " Кижи " . Ансамбль Кижского погоста. Деревянный архитектурный ансамбль. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 1694 и 1874. Адрес: Россия, Республика Карелия, Медвежьегорский район, о. Кижи, на территории Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника " Кижи " (сектор " Русские Заонежья " ) Координаты: 62.067383, 35.223343 Проезд:От Петрозаводска на теплоходе " Комета " на Великую Губу до пристани Кижи, от причала пешком на юг 1км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Спасо-Кижский погост впервые упоминается в Писцовых книгах в 1563 г., но существовал ранее. В 1582 г. впервые упоминаются кижские храмы: " Погост Спасский в Кижах на Онеге озере, а на погосте церковь Преображение Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы " . Однако эти храмы сгорели в конце XVII в. от удара молнии. Современный вид ансамбль погоста приобрёл не сразу. Он формировался на протяжении двух столетий. Летняя Преображенская 22-главая церковь построена в 1714 г.; зимняя Покровская 10-главая церковь - в 1694 г., перестроена в 1764 г.; колокольня построена в 1862 г. на месте своей предшественницы, пришедшей в ветхое состояние, перестроена в 1874 г. Ограда погоста, построенная в 1800 г. из валунов сохранилась частично В 1959 г. была реконструирована по проекту А. В. Ополовникова по аналогии оград Водлоозерско-Ильинского погоста Пудожского района республики Карелия и Почезерского погоста Плесецкого района Архангельской области (в 1917 г.- оба погоста находились в Пудожском уезде Олонецкой губернии). В 1990 г. ансамбль Спасо-Кижского погоста был включён в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. По материалам музея-заповедника " Кижи " Кижский погост — одно из древнейших русских поселений Заонежья — сохранил до наших дней две церкви, принадлежащие к числу наиболее значительных созданий русского деревянного зодчества. Первая из них, Преображенская, построенная в 1714 г., имеет вид восьмерика с четырьмя прирубами, увенчанного двадцатью двумя главами. Внутри интересен потолок «небом» с балками, украшенными росписью, и трёхстенный иконостас 18 в. Наружная тесовая обшивка стен и покрытие бочек и глав железом — поздние.

http://sobory.ru/article/?object=03082

Нововолково. Церковь Спаса Всемилостивого. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная приходская церковь, выстроена на средства П.Б. Белавина и Н.И. Лысенкова в стиле классицизма. Заложена в 1809 г., после ряда перерывов строительство завершено в 1853 г. по старому проекту. Основной объем церкви - цилиндрический храм, разбитый карнизом на два яруса, перекрытый куполом с главкой. С востока к нему примыкает квадратный алтарь, с запада - симметричный алтарю притвор. Притвором церковь соединена с двухпридельной прямоугольной трапезной и колокольней. Колокольня составлена из трех кубических ярусов и завершена куполом с главкой. Декоративное убранство здания сдержанно. Главный престол Спасский, в трапезной приделы Владимирский и Петропавловский. Внутреннее убранство в основном утрачено. Передана верующим в сер. 1990 х гг., ремонтируется. C сайта " Храмы Подмосковья " http://50rus.hramy.ru/ Подворье Патриарха Московского и Всея Руси, Храм Всемилостивого Спаса с. Ново-Волково Московской области. Приписан к храму Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково (Строгино) г.Москвы Село Спасское, Дуброво (Ново-Волково) в XVI-XVII вв. называлось сельцом (деревней) Щербинине и находилось в Замошской волости Рузского уезда. Строительство первого храма в Щербинино относится к концу XVII в., когда в 1694 г. по прошению помещиков села Щербинино стольника Ильи Михайловича Дмитриева-Мамонова и вдовы Авдотьи Ивановны Чаплиной Святейший Патриарх Московский Адриан благословил построение деревянной церкви во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). С этого времени сельцо Дуброво, Щербинино называлось селом Спасским, Дуброво. Настоятелем первого храма в Дуброве был определен священник о. Никита Агапитов (1694-1711 гг.). В первой половине XVIII в. усадьба при селе Спасском, Дуброво принадлежит внукам храмоздателя Федору и Прасковье Ивановым Дмитриевым-Мамоновым, которые в 1757 г. продали свое владение Михаилу Васильевичу Сушкову. В 1759 г. М.В. Сушков строит новый деревянный усадебный храм во имя Всемилостивого Спаса с колокольней, которые были обнесены деревянной оградой. Храм был однопрестольным, с невысоким трехъярусным иконостасом, окрашенным синей краской, по местам с позолотой. В местном ярусе иконостаса были особо чтимые иконы: древний образ Всемилостивого Спаса, чудотворный Иверской Божией Матери, Казанской Пресвятыя Богородицы, святителя Николая Чудотворца, святой мученицы Дарьи. На колокольне были повешены 6 колоколов, из которых большой весил 54 пуда. Обновление деревянного храма в селе Спасском, Дуброво относится к концу XVIII в., когда были покрыты железом крыша и глава церкви. Освящение после ремонта совершил преосвященный Феофилакт (Горский) епископ Переславский и Дмитровский в мае 1781 г.

http://sobory.ru/article/?object=06662

Пушкино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты В 1585 году в селе Пушкино была построена деревянная церковь во имя свт. Николая. Она несколько раз перестраивалась, горела. В 1692 г. св. Патриарх Кир Адриан благословил строительство новой каменной церкви во имя Николы Чудотворца. В 1694 году новопостроенная церковь была им освящена. Позже, в 1871-1876 годах, пристроены колокольня и приделы во имя прп. Сергия и апостола Иоанна Богослова. В середине 1940 года храм был закрыт и разграблен, а в середине 1947 года он был возвращен верующим. С тех пор в храме регулярно совершаются богослужения. По материалам сайта Православное Пушкино - http://www.pues.ru/orthodox/ Белокаменная церковь святителя Николая была построена попечением патриараха Адриана взамен обветшалой деревянной Никольской церкви. Он сам выбрал место для будущего храма и благословил его. В 1694 г. патриарх Адриан освятил церковь. Об этом гласила надпись на белом камне, вделанном в стену внутри Пушкинского храма: «От миросоздания 7200 года, от Рождества же Христова 1692, благоволением Всетворца нашего Бога, с помощью Пресвятые Девы Богородицы Марии, господин святейший Кир Адриан Архиепископ царствующего града Москвы и всея России и всех северных стран патриарх созда сей храм Господен в честь угодника Божия Святителя и чудотворца Николая. Строена из домовния патриаршия казны. Освяти его чинодейством святейший Адриан патриарх со всем священным собором в 7202 году месяца июня в 17 день. Бысть же сие во дни православных монархов и благочестивых наших царей и князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича». Пушкино было в то время патриаршим селом, через него шли богомольцы поклониться нетленным мощам преподобного Сергия Радонежского. Московские иерархи и многие богомольцы избирали его для своего отдыха, здесь был устроен митрополичий двор с домовой церковью. Пятиглавый храм был благолепен, но внутри со временем в нем стала тесно. Пушкинский приход прирастал рабочими людьми строящихся в округе мануфактур. Зимою в праздничные дни было столько народа, что невозможно было совершать богослужение. Богомольцы стояли на паперти, а многие из прихожан оставались дома. Это заботило настоятеля храма отца Димитрия Сперанского, назначенного в этот храм в 1853 г. Долгие поиски средств не давали результатов. Пока Господь не послал помощника – купца Николая Ивановича Авученкова. В 1868 г. он был избран на должность церковного старосты. Решено было пристроить к храму два придела и соединить их открытыми арками. В июне 1874 г. началось строительство приделов – с северной стороны во имя преподобного Сергия Радонежского и с южной – во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=03506

(Саевич (Исаевич); † после 1733, Святогорский Успенский мон-рь (ныне в пос. Пушкинские Горы, Псковская обл.)), игум., борец против Брестской унии 1596 г. К 1693 г. И. занимал пост наместника Почаевского монастыря (см. Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра ), с его именем связано антиуниатское восстание братии в авг. 1693 г. К нач. 1693 г. почаевский игум. Вениамин (Рыбчинский) открыто склонялся к принятию унии, восхвалял в проповедях католичество, действуя по согласованию с тайным сторонником унии Луцким и Острожским еп. Афанасием (Шумлянским) , в юрисдикции к-рого состоял Почаевский мон-рь. И. воспротивился униат. планам. По его требованию Вениамин (Рыбчинский) был смещен с поста, 23 авг. 1693 г. новым настоятелем был избран Иннокентий (Ягельницкий). В связи с нежеланием еп. Афанасия (Шумлянского) утвердить это решение большая часть братии во главе с И. и игум. Иннокентием (Ягельницким) вышла из подчинения архиерею. Монахи требовали предоставить обители ставропигию (по-видимому, они предполагали перейти в непосредственное подчинение Московскому патриарху), отказались допускать в мон-рь представителей еп. Афанасия и арестовали пятерых сторонников унии в мон-ре. Для усмирения братии еп. Афанасий направил в Почаев архидиакона Луцкой кафедры Иакинфа (Жуковского) и настоятеля Четвертинского монастыря игум. Феодосия (Стояновского), поручив последнему вступить во временное управление Почаевской обителью. В результате вооруженного столкновения прибывших с братией игум. Иннокентий и неск. монахов были арестованы и отправлены в Рожище, где находились резиденция Луцкого архиерея и духовная консистория. 24 февр. 1694 г. Луцкий консисторский суд обвинил руководителей восстания игум. Иннокентия (Ягельницкого), И. и мон. Евфимия (Муравского) в нарушении канонов, учинении бунта, неповиновении епископу и проч. и приговорил к лишению сана, расстрижению и отлучению от Церкви. В отличие от 2 др. подсудимых, доставленных в Луцк, И. не присутствовал на суде, т. к. ему удалось при помощи руководителя кременецкого Богоявленского братства С. Жабокрицкого уехать из монастыря. Вероятно, антиуниат. восстание почаевских монахов было поднято при поддержке Кременецкого братства. Решение о расстрижении и об отлучении И. было отменено после смерти Афанасия (Шумлянского) Львовским еп. Иосифом (Шумлянским) , временно управлявшим Луцкой епархией. Еп. Иосиф, желая иметь на Волыни репутацию защитника Православия, в сент. 1694 г. восстановил И. в должности наместника Почаевского мон-ря, сняв с него все канонические прещения.

http://pravenc.ru/text/578545.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010