Василея муч. Копт. 1425. 40 мучч. детей. Никод. из дружины Меласиппа и Касинии. 8. Евсевия, Целеста, Евстазия, Мария и Магна, мучч. в Никомидии. Иерон. 9. Евсевии девы в Геллеспоние. Мюллер. Иоанна, иеромонаха в Тисбе, в Мидра-Бар в мон. Бизан. Абис. у Люд. Феодора муч. в Севастии армянской. Мюллер. Феодора и Дамиана, мучч. в Никомидии. Иерон. Тимофея, еп. Антинополя при Константине В. Копт. 1425. 10. Димитрия (или Димитриана), патриарха антиохийского (252–260 г.). Мюллер. Димитрия еп., Амезия (Аниезия) диакона, Евстозия(хия) и других (20) мучч. в Антиохии сирской. М. Р. Иерон. Р. А. У. Мартиана, еп. во Фракии (изгнанного от ариан и в изгнании в средине 4 в.). Абис. у Люд. и Копт. у Порфир. (Копт. 1425 Мартина, еп. фракийского, ныне же в 239 г. 1295. Сирм. и др. Мартина, с 371 года еписк. турского или франкского (не из него ли и Мартиан во Фракии?). Трифены и Трифозы, учениц ап. Павла и св. Феклы в Иконии ликаонской. М. Р. Трифона, Респиция и Нимфы девы, мучч. в Апамее сирск. в 250 году. М. Р. Геннадия, еп. и муч. Никод. в жизни св. Милия. 11. Гадемунды, вдовы в Палестине. Мюллер. Сергия, еп. Дамаска. Мюллер . Татии, муч. в Ефиопии. Абис. У Люд. 12. Авлюцета, испов. в Ефиопии. У Мюллера. Германа, Феофила, Кесария, Евсевия. Иерон. (3 нояб.). Анорея царя, в иночестве преемника Антония6. и настоятеля. Абис. у Люд. Муч. Циста. Абис. у Люд. (Сикста, муч. в Ефиопии при Максиме. Копт. 1425 и друг.). Аврелия и Публия, епп. и мучч. в Азии. М. Р. Обновление храма Абунафра (Онуфрия12 числа), у Порфир. Апо-Макара. 13. Адриана и дружины его, мучч. в Кесарии в Палестине. Иерон. Доната, Реститута, Валериана, Фруктуоза и 12 мучч. в Антиохии сирской. Мюллер. Иерон. 15 нояб. Едикта, Евтиция, Феликса, Гермогена и Аггеста, мучч. во Фракии. Иерон. Евсторгия, Агро и 24 учителей в Александрии. Мюллер. Св. Самуила. Копт. 1338. Иарасии и Иауны дев при импер. Адриане отце Иарасий. Копт. 1425. (Иарасия есть Дросида, якобы дочь Траяна, у нас 22 мар. сн. 14 нояб.). Аввы Синодия. Абис. у Люд. 14. Клементина, Феодота, Филомена и многих в Гераклее во Фракии. М. Р. Иерон. А. У. В других еще Ираклия, Марциала, Доната.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Иоанна, ел. в Траве (Trau) в Далмации. Мюллер. Мелея, Трофония, Марциала, Александра, Силвана и дружины их в Александрии. Мюллер. Секундина и Фидуциана мучч. в Гераклее. Мюллер. Дросиды, Ионы. Коигг. 1338 (выше Иарасии и Иауны 13 нояб.). Серапиона муч. в Александрии в 249 г. при имп. Филиппе. М. Р. мР. А. У. 15. Доната, Реститута, Валериана, Фруктуозы с другими 12 в Антиохии. Иерон. (М. Р. 13 авг.). Обновление храма Сергия и Вакха. Копт. у Порф. 16. Августина, Иусты, Аврики, Понтии, Фруктуозы, Матроны, Фрукты, Винцентии, Марка, Аруспика, Марии, Фисты, Фортунаты, Фелицитаты и Силвана мучч. в Антиохии. Иерон. Аниана патриарха алекс., 84 г. Копт. 1425. Освящение церкви великомуч. Феодора, сына Иоанна сциатабенского. Копт. 1425. 17. Календиона и Монтана мучч. в Греции. Иерон. Диофида, Матроны, Толлы и Диды мучч. в Никомидии или в Азии. Иерон. Григория, Виктора и Гемина мучч. в Гераклее. Иерон. Феклы, Матроны и Диды (Филеи в иных) мучч. в Азии. Иерон. Мучч. Винтора, Алфея, Ромула в Иераполе, деяния коих имеют ся. Иерон . Аммона в Никомидии. Иерон. Иоанна сиутенского исповедника в Ефиопии. Абис. у Люд. Госпожи Марии Богородицы. Копт. 1338. Фомы, Виктора, Исаана асмонейских. Копт. 1425. 18. Осии исповедника в Асмануе в Ефиопии, ок. 500. В Царьграде была во имя его церковь . Мюллер. Бонола, Виктора, Лукиана, Максима, Картерия и Маркиана в Кесарии. Иерон. Кастерия и 40 мучч. в Гераклее. Иерон. Фомы монаха в Сирии 7 в 782 г. Память его чтили особенно жители Антиохии, избавленные его молитвою от губительной болезни. М. Р. Мюллер. 19. Максима, Мутиана, Неофера (Неофита), Тобиса (Тубиса), Ианнуария, Виталия, Картерия, Маркиана, Ианнуария другого, Дицента, Зефора и Романа, мучч. в Кесарии каппадок. Иерон. 40 вдов св. жен мучч. в Гераклее. Иерон. Марины. Копт. у Порфир. Оскианья мучеников во 2 в. Армян. Хада еп. в 4 в. Армян. Нерсеса Великого католикоса в 5 в. Армян. 20. Асты девы муч. в Персии. Мюллер. Байхи мучч. при Сапоре II в Персии. Мюллер. Василия, Дионисия и Рустика. мучч. в Антиохии. Иерон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Обновление храма Сергия и Вакха . Копт. у Порф. 16 . Августина, Иусты, Аврики, Понтии, Фруктуозы, Матроны, Фрукты, Викентии, Марка, Аруспика, Марии,Фисты, Фортунаты и Силвана мучч. в Антиохии. Иерон. Аниана патриарха алекс., † 84 г. Копт. 1425. Освящение церкви великомуч. Феодора , сына Иоанна сциатабенского. Копт. 1425. 17 . Календиона и Монтана мучч. в Греции. Иерон. Диофида, Матроны, Толлы и Диды мучч. в Никомидии. Иерон. Григория, Виктора и Гемина мучч. в Гераклее. Иерон. Феклы, Матроны и Диды ( Филеи в иных) мучч. в Азии. Иерон. Мучч. Виктора, Алфея, Ромула в Иераполе, деяния коих имеются. Иерон. Аммона в Никомидии. Иерон. Иоанна сиутенского исповедника в Ефиопии. Абис. у Люд. Госпожи Марии Богородицы . Копт. 1338. Фомы, Виктора, Исаака асмонейских. Копт. 1425. 18 . Осии исповедника в Асмануе в Ефиопии, † ок. 500. В Царьграде была во имя его церковь . Мюллер. Бонола, Виктора, Лукиана, Максима, Картерия и Маркиана в Кесарии. Иерон. Кастерия и 40 мучч. в Гераклее. Иерон. Фомы монаха в Сирии † в 782 г. Память его чтили особенно жители Антиохии, избавленные его молитвою от губительной болезни. М. Р. Мюллер. 19 . Максима, Мутиана, Неофера, Тобиса, Ианнуария, Виталия, Картерия, Маркиана, Ианнуария другого, Дицента, Зефора, Монгиона и Романа , мучч. в Кесарии каппадок. Иерон. Мулиеры и 40 вдов мучч. в Гераклее. Иерон. Марины . Копт. у Порфир. Оскианья мучеников во 2 в. Армян. Хада еп. в 4 в. Армян. Нерсеса Великого католикоса в 5 в. Армян. 20 . Асты девы муч. в Персии. Мюллер. Байхи мучч. при Сапоре II в Персии. Мюллер. Василия, Диунисия и Рустика , мучч. в Антиохии. Иерон. Васса, Дионисия, Агапита и 40 других, Орионая и Дасса мучч. в Гераклее во Фракии. М. Р. Иерон. Дапия пресвитера и муч. в Персии при Сапоре II. Сазана, Мареса, Тимея, Зарона , дев Татоны, Мамы, Мазахии, Абиафы и Гатесы при Сапоре II в Персии (с Иоанном и Савориен и другими). Мюллер. Симеона за иконы испов. и богоносного. Никод. в жизни Григория Декаполита . Стефана игумена и Антипы пресвитера мучч. в Константинополе. Мюллер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Васса, Дионисия, Ориона и Дасса мучч. в Гераклее во Фракии. М. Р. Иерон. Дапия пресвитера и муч. в Персии при Сапоре II. Агапита в Кесарии каппад. Иерон. Сазана, Мареса, Тимея, Зарона, дев Татоны, Мамы, Мазахии, Абиафы и Гатесы при Сапоре II в Персии (с Иоанном и Саворием и другими). Мюллер. Симеона за иконы испов. и богоносного. Никод. в жизни Григория Декаполита . Стефана игумена и Антипы пресвитера мучч. в Константинополе. Мюллер. 24 старцев в Апокалипсисе. Копт. 1286. 1338 и 1425. 21. Тавифы девы в Ефиопии. Василия, Зефира, Матроны, Авксилия, Сатурнина, Василиска(и), Ираклия(Карала), Евтихия, Календиона. Иерон. (М.Р. 27 нояб.). 22. Феликса, Димитрия, Зета и Гонората мучч. в Александрии. Иерон. Лонгина, Евтеция, Нина, Ле- онтия, Фавста мучч. в Каппадокии. Иерон. Марка и Стефана мучч. в Антиохии в Писидии при Диоклитиане. М. Р. Григория, еп. Таниса. Копт. 1338 и 1425 (у Люд. и 1286 Григория нисского ). Пелариана с сестрою своею Татусбаиею. Абис. у Люд. (у Порфир. Пеладиака и братий его). 23. Фавстины августы муч. в Александрии. Мюллер. Иоанна Габры. Абис. у Люд. Текла-Гаввараиать. Абис. у Люд. Вероциана и Евтика мучч. в Кесарии. Иерон. Муч. Виктора, сына Романа. Копт. 1425 (у Порфир. обновление храма св. Виктора). Потамиона еп. Никод. в жизни Григория акрагантийского. Никод. Марка преп. Никод: там же. 24. Иуста, еп. иерус. во 2 веке. Мюллер. Ликана, игумена в Ефиопии, сотрудника св. Фрументия в Ефиопии. Абис. у Люд. Серапамона. еп. Накия в Египте от племени первомуч. Стефана при Диоклитиане. Копт. 1338 и 1425 (1286 и у Люд. епископа Абсады). 25. Еразма муч. в Антиохии. Иерон. М. Р. У. Сахака и Месроба переводчиков в 5 веке. Армян. Евгении и Сусанны дев в Константинополе. Мюллер. Габры-Маскала. Абис. у Люд. 26. Фавста пресвитера, Дидия. и Аммония, также Филея, Исихия, Пахомия, Феодора егип. епископов и других 560 муч. при кесаре Максимине Даиев Александрии. М. Р. А. У. Маркелла пресвитера и муч. в Никомидии, низвергнутого арианами со скалы в 349 г. М. Р. Петра еп. в Едессе. Мюллер (сн. 27 числа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Самуила игумена горы Халмона, предсказавшего явление Магомета и сжегшего буллу папы Льва. Копт. 1425. Мучч. Исаии, сестры его Феклы, друга Павла и Палладия, сына Феклы при Диоклитиане в городе Абусире на Западе Асмонеев. Копт. 1338 и 1425. Иеракла. патр. алекс. 4 дек. 246 г. Абис. у Люд. (еще 15 окт.). Успение Варилана. Копт. у Порфир. (Варвары?). 5. Домнина и 12 других мучч. в Кесарии каппадокийской. Мюллер. Иамина при Константине Великом из горы Мениа асмонейской. Копт. 1425 (у Порфир. Пимена испов.). 6. Николая, епископа Мирликийского, дяди Николая Чудотворца с матерней стороны. Мюллер. Фалассия и Елеазара. Абис. у Люд. Сурситы константинопольской. Абис. у Люд. 7. Агафона воина муч. в Александрии при Декии. М. Р. Поликарпа и Феодора мучч. в Антиохии. М. Р. Иерон. Аввы Бигамма современника Санудию. Копт. 1338 и у Порфир. Аввы Пахомия и муч. Птоломея. Порфир. (Пахомия и Феодора у Люд. у нас 15 и 16 мая). 8. Евтихиана монахав Аполлонии. Мюллер. Гидры в Сиене в Египте. Абис. у Люд. (Апо-Хедра у Порфир.). Макария муч. в Александрия при Декии. М. Р. А. У. Абу-Тадра аввы асваненского и Иоанна исповеди. Копт. 1425. Собор в Риме на Новата. Копт. 1425. Михаила архангела. Копт. 1338 и 1425. Св. Павла. Копт. 1286. 9. Аброкия у Ефиопов. Аполлона в Кесарии из учеников Христовых. Варсуфия в Ефиопии. у Люд. Геронтия, Поллентии, Силваны. Валентина(ы), Марии, Донаты, Виктории. Агнеллы, Рогаты, Иувентии в Антиохии. Иерон. Иулиана еп. в Апамее сирской в начале 3 века, много подвизавшегося против еретиков. М. Р. Михаила диакона и монаха в мон. Келмона. Абис. у Люд. (Обновление храма подвижника Михаила, у Порфир.). Рафаила арханг. Абис. у Люд. сн. мар. 2 авг. 26. 10. Беенама и Сары, сестер мучч. при царе Издегерде I в Персии. Мюллер. Назахиты, дочери царя. Абис. У Люд. Ариана пресвитера и Арсхаледеса брата его. Абис. у Люд. 11. Вениамина, еп. иерусал. Мюллер. Саммона и Емерита мучч. в Александрии. Иерон. Секунда, Зосима, Павла, Кириака в Антиохии. Иерон. Аввы Иемсаха. Абис. у Люд. Григория армянина, 30 лет лежавшего во рве и питаемого телицею. Абис у Люд. и Копт. у Порфир.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Мюллер полагает, что история о монастыре Фалькенау и русское летописное сказание имели «общего предшественника». Также он пытался показать, что сюжет о новгородских банях не был изначально частью сказания о хождении Андрея. Мюллер также указывает на то, что письмо византийского императора Михаила VII Дуки, которое, по мнению Васильевского, было направлено князю Всеволоду Ярославичу, на самом деле было отправлено совсем иному адресату (норманнскому князю Роберту Гюискару) . Тем не менее, Мюллер вполне разделяет мнение, что легенда об апостоле Андрее появилась на Руси в 80-е годы XI века в качестве определенного решения проблемы «апостольского происхождения» Русской Церкви. После этого в течение примерно тридцати лет легенда проникла из Киева в Новгород, где и обогатилась за счет сюжета о местной парильне . В результате Мюллер пришел к своеобразному выводу. Отрицая историчность сказания о хождении апостола Андрея, он все же полагал, что это сказание не является ни «благочестивой сказкой», ни «бессмысленным сплетением трех фрагментов». Мюллер полагал, что сказание «является продуктом историографического мышления. Стремление найти прямую связь между появлением христианства на Руси и апостолическим происхождением Церкви приводит в конце XI в. к убеждению, что апостол, направляясь в Рим по северному пути, прошел по Руси. А так как он считался первым южанином, посетившим Северную Русь, то анекдот, рассказывающий об удивлении южан северными банями, связали с его именем». Таким образом, автор сказания представляется скрупулезным исследователем, с особой тщательностью и аккуратностью собирающим сведения о ранней истории Руси. Именно поэтому он не игнорирует сказание о святом Андрее, а включает его в свое произведение, снабжая его оговоркой «якоже реша» . Оригинальное видение очерченной проблемы можно видеть и в трудах академика А. М. Панченко. Этот известный исследователь попытался развить мысли Д. Герхарда и Л. Мюллера относительно особого смысла сюжета о новгородских банях. Академик Панченко увязывает рассказы о банном самоистязании (реальном или мнимом) с движением флагеллантов, т. е.

http://bogoslov.ru/article/524263

В 1975 году Й. Чо приехал в Карлсруэ по приглашению 3. Мюллера. Последний в качестве переводчика помогал Чо во время его служении в арендованном для того концертном зале. В последний день в «Шварцвальдхалле» присутствовало 4 тысячи участников, заключительной проповеди Чо сообщил, что Бог вполне недвусмысленно говорил с ним о большом пробуждении, которое надлежит пережить в Европе. Дословно он сказал следующее: «Это пробуждение может начаться с Карлсруэ, и мне хотелось бы в этом случае присутствовать здесь и предоставить себя Иисусу в орудие». Когда З. Мюллер провожал своего друга на аэродром, «дух ясно говорил ему: «Строй для имени Моего дом на 2 тысячи сидячих мест». З. Мюллер, в издательстве которого «Вег цур фройде» («Путь к радости») впоследствии вышли некоторые книги Дж. Чо и среди них книга «Четвертое измерение», сразу же начал претворять в практику позаимствованные у Чо учения. Так как старое пианино в зале, где он проводил собрания, было «всем чем угодно, только не украшением» церкви, и так как Мюллер всегда поступал по принципу «для Бога – не второстепенное, а самое лучшее», то его молитвой стало: «Господь, я желаю получить рояль марки «Стайнвей». Это должен быть рояль черного цвета, длиной 2,2 метра». Несколько недель спустя поступили необходимые для покупки 33 тыс. марок, и Мюллер смог сообщить: «Каждое воскресенье мы радуемся той небесной полноте звуков и небесной музыкальной гармонии, издаваемой во славу Божию этим инструментом». Если христианин ездит на ржавом автомобиле, то, по мнению З. Мюллера, это бесчестит Бога. Он, подобно Чо, Шуллеру и Коупеленду, проповедует «Евангелие успеха», согласно которому каждый, кто поддержит его миссию, получит благословение в финансовых делах. Недавно в одной из своих проповедей он назвал себя «царем Карлсруэским», а членов своей общины «царскими детьми». З. Мюллер распознает и исцеляет болезни по образцу Чо: «Всякий раз, когда Дух Святой указывает З. Мюллеру на болезни, тот затем сообщает о них в собрании, сопровождая рассказ наставлением: «Прими свое исцеление сейчас же и благодари Спасителя. Как только началось богослужение в Метманне, Господь открыл З. Мюллеру, что в зале сидит человек, который сейчас испытает прикосновение Божие к суставу ноги... Не успел он закончить свое сообщение, как какая-то женщина упала со стула под действием силы Божией. Сразу же после богослужения к брату Мюллеру подошла сияющая от радости женщина и стала ему рассказывать все еще волнуясь от возбуждения: «Брат Мюллер, сегодня Бог исцелил меня сразу от трех болезней. О все трех моих недугах вы объявили во время собрания, и вот сейчас я покидаю зал совершенно исцеленной».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

24 старцев в Апокалипсисе. Копт. 1286. 1338 и 1425. 21 . Тавифы девы в Ефиопии. Василия, Зефира, Матроны, Авксилия, Сатурнина, Василиска, Ираклия, Евтихия, Кадендиона . Иерон. 22 . Феликса, Димитрия, Зета и Гонората мучч. в Аиександрии. Иерон. Лонгина, Евтеция, Нина, Леонтия, Фавста мучч. в Каппадокии. Иерон. Марма и Стефана мучч. в Антиохии в Писидии при Диокиитиане. М. Р. Григория , еп. Таниса. Копт. 1338 и 1425 (у Люд. и 1286 Григории нисского ). Пеларианас сестрою своею Татусбаиею . Абис. у Люд. (у Перфир. Пеладиака и братий его). 23 . Фавстины августы муч. в Александрии. Мюллер. Иоанна Габры . Абис. у Люд. Текла-Гаваартат . Абис. у Люд. Вероциана и Евтика мучч. в Кесарии. Иерон. Муч. Виктора , сына Романа. Копт. 1425 (у Порфир. обновление храма св. Виктора). Потамиона еп. Никод. в жизни Григория акрагантийского. Никод. Марка преп. Никод. там же. 24 . Иуста , еп. иерус. во 2 веке. Мюллер. Ликана , игумена в Ефиопии, сотрудника св. Фрументия в Ефиопии. Абис. у Люд. Серапамона , еп. Накия в Египте от племени первомуч. Стефана при Диоклитиане. Копт. 1338 и 1425 (1286 и у Люд. епископа Абсады). 25 . Еразма муч. в Антиохии. Иерон. М. Р. У. Сахака и Месроба переводчиков в 5 веке. Армян. Евгении и Сусанны дев в Константинополе. Мюллер. Габры-Маскала . Абис. у Люд. 26 . Фавста пресвитера, Дидия и Аммония , также Фидея, Исихия, Пахомия, Феодора егип. епископов и других 560 муч. при кесаре Максимине Даие в Александрии. М. Р. А. У. Маркелла пресвитера и муч. в Никомидии, низвергнутого арианаии со скалы в 349 г. М. Р. Петра еп. в Едессе. Мюллер (сн. 27 числа). Акакия , патр. конст. (471–489). Копт. 1425 (у Порфир. александрийского патриарха, но имени такого нет между алек- сандрийскими патриархами). Муч. Макария . Копт. 1338 и 1425, у Порфир. память Макария. Освящение церкви Космы и Дамиана и братьев их и матери их. Копт. 1425. 27 . Василея еп., Авксилия, Сатурнина. Зефира, Матроны, Василиска, Карала, Евтиха, Календиона, Евелписта мучч. в Антиохии. М. Р. (Иерон. 21 нояб.). Пихия нового алепского (alepini). Копт. 1425.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Ианнуария и Маркиана , мучч. в Антиохии. Иерон. Иулиана, Евна, Макария с 13 другими в Александрии при Декии. М. Р. Максима , муч. в Апамее фригийской при Диоклитиане. М. Р. Серапиона , еп. аитиох. подвизавшегося против Монтана и Манихеев, † 213 г. М. Р. Филар. Черн. об отцах § 51. Феогариса , муч. в Дакии. Мюллер. Кириака , еп. коринфского, брата Павла, еп. коринфского, который быд на соборе против Македония. Копт. 1425. Муч. Афанасия и сестры его Ирины при Максимиане (по другим Ираии). Копт. 1425. Астерия , митропол. амасийского, † ок. 404 г. Мюллер, Филар. Черн. об отцах § 179. 31 . Абаида исповедн. Абис. у Люд. Азириана муч. Абис. у Люд. Великого отца Захарии . Копт. 1338 (у Люд. Фомы друга Захарии, еп. Дамаска). Виталия, Петра, Крискента, Алтерна, Викторина, Петра другого, Маркота, Маммара, Сатурнина, Ангидянта, Нундина в Никомидии. Иерон. Филиппа, Календиона в Никомидии. Иерон. Ноябрь 1 . Св. Ахаза у Халдеев. Аполлинария , ен. в Лаодикии в Малой Азии. Мюллер. Кристата, Петра, Маммера, Сатурния и Магна , мучч. в Милитине в Каппадокии. Иерон. Македона, Иулиана, Виктора и Феликса , мучч. в Азии. Иерон. Македония , муч. в Кесарии каппадокийской. Иерон. Прима , еп. в Александрии. Мюллер по Галезинию. (Вероятно, пятый патриарх, † 119 г., он же Ефрем). Тимофея , муч. в Ефиопии. У Порфир., Люд. и других. (Тануфия муч. Копт. 1425). Память апостолов. Копт. 1338, по-коптски 5 ноября (каждый месяц 5 числа). Обретение главы воина Лонгина , пронзившего ребро Христово. Копт. 1425. 2 . Картерия, Стириака, Товии, Евдоксия, Агапия и дружины их в Севастии в Армении при Ликинии. М. Р. Евстохиум девы и муч. в Тарсе киликийском при Иулиане. М. Р. из Иерон. (Epist. et Рет. in Camal. lib. 10 с. 11). Феодота , еп. в Лаодикии сирийской, известного красноречием, знанием медицыны и добродетелями, бывшего на Никейском соборе, † 334 г. М. Р. А. У. Феликса , папы римского, умершего в 1 год Диоклитиана. Копт. 1425 Св. Викторина , еп. патавского на р. Дрине на границе Паннонии с Норикою (ныне Штирия. Славянин, пострадавший при Диоклитиане). А. М. Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

214 ...до земли Агаряньски... – В Л – «до земл Агнянски», то есть, по предположению, – до Англии. 218 ...волохове...– В. Д. Королюк полагает, что летописец отличал древних римлян (волохов) от современных жителей Рима, Венеции и Генуи, именуя последних римлянами, венедиками, фрягами (Королюк В. Д. Славяне и восточные романцы в эпоху раннего средневековья. М., 1985. С. 174). 221 ...норци... – норики, жители одноименной римской провинции к югу от Дуная, между Ретией и Паннонией. 223 Волохомъ бо ...насиляющимъ имъ. – Представления летописца о римлянах, «покоривших дунайские славянские племена и принудивших их начать расселение из прародины», восходит, по мнению В. Д. Королюка, к великоморавской историографической традиции, пытавшейся установить связи славян с первыми апостолами (Королюк. Славяне и восточные романцы. С. 175). 224 ...ляхов ...поморяне. – Летописец упоминает польские племена: полян, обитавших в Малой Польше, мазовшан, живших между Вислой и Бугом, поморян – на южном побережье Балтики (см. о них: Лециевич Л. Летописные поморяне//Древности славян и Руси. М., 1988. С. 133–138). Славянское племя лютичей населяло южный берег Балтийского моря между Эльбой и Одером. 226 Семь – Сейм, левый приток Десны. Область эта впоследствии именовалась Посемьем и принадлежала черниговским князьям. 229 ...озеро великое Нево ...море Варяское. – Реку Неву считали протоком, ведущим из озера Нево (Ладожского) в Балтийское море. 232 Якоже ркоша, Андрю ...Днпру гор. – Л. Мюллер обратил внимание на то, что культ апостола Андрея получает распространение на Руси в 80-х гг. XI в. Только в списках Ипатьевской летописи содержится сообщение (в статье 1086 г.) о том, что Всеволод Ярославич заложил церковь апостола Андрея в Киеве; до 1089 г. церковь Андрея воздвигает в Переяславле Южном (Русском) митрополит Ефрем, имя Андрей получает сын Владимира Мономаха , родившийся в 1102 г. (это сообщение есть только в И!). Нет ли основания связывать это внимание редакции ПВЛ, отразившейся в Ипатьевской летописи, к культу апостола Андрея со вставкой и самого эпизода о путешествии апостола? Л. Мюллер, в частности, полагал, что возможно в каком-то храме апостола Андрея в день его памяти «выступивший с праздничной проповедью высказал предположение, а может быть и говорил, как о достоверном факте, что апостол Андрей ...зашел однажды в ту местность, где позднее был заложен Киев» (Мюллер Л. Древнерусское сказание о хождении апостола Андрея в Киев и Новгород//Летописи и хроники. 1973 г. М., 1974. С. 58). См. также: Кузьмин А. Г. Сказание об апостоле Андрее и его место в Начальной летописи//Летописи и хроники. М., 1974. С. 37–47.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010